Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ПЛАНИМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ «ВПИСАННЫЕ И ОПИСАННЫЕ МНОГОУГОЛЬНИКИ» В КУРСЕ ГЕОМЕТРИИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Работа №103822

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы61
Год сдачи2018
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
144
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ
ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ ПЛАНИМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ «ВПИСАННЫЕ И ОПИСАННЫЕ
МНОГОУГОЛЬНИКИ В КУРСЕ ГЕОМЕТРИИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 8
§1. Понятие логико -математического анализа тем школьного курса математики на примере содержания темы «Вписанные и описанные многоугольники» 8
§2. Основные требования к знаниям и умениям учащихся по теме «Вписанные и описанные многоугольники»
§3. Анализ содержания теоретического материала темы «Вписанные и описанные
многоугольники»
§4. Анализ практического материала по теме «Вписанные и описанные многоугольники» в учебниках разных авторов 19
Выводы по первой главе 35
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ
ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ ПЛАНИМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ «ВПИСАННЫЕ И ОПИСАННЫЕ
МНОГОУГОГЛЬНИКИ» В КУРСЕ ГЕОМЕТРИИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 37
§5. Формы, методы и средства обучения решению геометрических задач 37
§6. Методические рекомендации по обучению вписанных и описанных многоугольников в курсе геометрии основной школы 41
§7. Системы задач по теме "Вписанные и описанные многоугольники" в курсе геометрии основной школы 4 7
Выводы по второй главе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность исследования. Одним из самых сложных предметов в школьном курсе математики считается геометрия. Благодаря изучению геометрии, учащиеся приобретают различные навыки и умения, развивают логическое мышление и пространственное воображение.
В книге В.Г. Чичигина «Методика преподавания геометрии» [28] автор выделяет три цели преподавания геометрии:
- образовательные;
- воспитательные;
- практические.
Образовательные цели включают в себя объединение и обобщение изучаемых понятий, научиться решать задачи и отчетливо понимать, что дано, что надо найти в задаче и как это сделать. Под воспитательными целями автор подразумевает развитие мировоззрения, воображения, внимания и аккуратности при выполнении работы. И практические цели заключаются в том, чтобы учащиеся в окружающей жизни могли распознавать математическую сущность и применяли полученные знания и навыки в повседневной жизни.
Анализ результатов ОГЭ и ЕГЭ по математике показывает что самыми сложными задачами для учащихся являются планиметрические задачи. Большинство учащихся не умеют правильно строить геометрические чертежи к задачам, выдвигать гипотезы для решения задач, а также доказывать их.
В курсе геометрии 7-9 классов изучаются геометрические фигуры на плоскости, основное внимание уделяется изучению многоугольников и их свойств.
Учение о многоугольниках ведет еще из глубокой древности. Часто такие фигуры встречались в орнаментах, которые обнаружили археологи, в том числе были фигуры, вписанные в окружность. Но если древние художники создавали орнаменты без всякой научной теории, то позднее многоугольники стали предметом внимательного изучения. Своей красотой форм и изящностью привлекали к себе внимание многих лучших умов человечества. Учение о правильных многоугольниках зародилось в школе Пифагора [16].
Как построить эти фигуры интересовало многих учёных, практиков, а также представителей искусства и различных ремесленных профессий.
При изучении темы «Вписанные и описанные многоугольники» учащиеся знакомятся с новыми понятиями, изучают теоремы, учатся решать задачи по данной теме.
Проблема исследования состоит в выявлении методических особенностей обучения школьников решению планиметрических задач по теме «Вписанные и описанные многоугольники».
Объект исследования: процесс обучения школьников геометрия в основной школе.
Предмет исследования: методические особенности обучения решению планиметрических задач по теме «Вписанные и описанные многоугольники» в курсе геометрии основной школы.
Цель бакалаврской работы: выявить методические особенности обучения школьников решению планиметрических задач по теме «Вписанные и описанные многоугольники» в курсе геометрии основной школы и разработать системы задач по теме исследования.
Задачи исследования:
1. Проанализировать школьные учебники по данной теме.
2. Представить анализ теоретического и задачного материалов темы «Вписанные и описанные многоугольники» в учебниках разных авторов.
3. Выделить основные требования к знаниям и умениям учащихся по теме «Вписаные и описанные многогоугольники».
4. Выявить формы, методы и средства обучения решению геометрических задач.
5. Представить методические рекомендации по обучению школьников по теме «Вписанные и описанные многоугольники» в курсе геометрии основной школы.
6. Составить систему задач по теме «Вписанные и описанные многоугольники».
Методы исследования: изучение и анализ школьных программ, учебной литературы и методических пособий по теме работы, решение примеров.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения.
Во введении сформулированы основные характеристики исследования: проблема, цель, задачи, объект, предмет и методы исследования.
В первой главе изучается понятие логико-математического анализа тем школьного курса математики. Рассмотрены основные требования к знаниям учащихся и проведён анализ теоретического и практического материала по данной теме.
Вторая глава посвящена методическим особенностям обучения решению планиметрических задач. В ней рассмотрены формы, методы и средства обучения, а также методические рекомендации по обучению вписанных и описанных многоугольников.
В заключении сформулированы основные результаты и выводы проведённого исследования.
Список литературы состоит из 35 наименований.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Сформулируем основные выводы и полученные результаты проведенного исследования.
1. Раскрыто понятие логико -математического анализа тем школьного курса математики на примере содержания темы «Вписанные и описанные многоугольники». Выявлено, что материал по данной теме организован на индуктивной основе, так как всем фигурам, вводимым в теме, даются определения по принципу от простого многоугольника(треугольника) к более сложному.
2. Выявлены основные требования к знаниям и умениям учащихся по теме «Вписанные и описанные многоугольники». Учащиеся должны знать и уметь формулировать определения многоугольника, вписанного в окружность и описанного около неё, знать и доказывать теоремы о том, что:
1. «Во всякий треугольник можно вписать окружность»;
2. «Около всякого треугольника можно описать окружность»;
3. «Центром окружности, вписанной в треугольник, служит точка пересечения биссектрисы»;
4. «Центром окружности, описанной около треугольника служит точка пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника»;
5. «Центром окружности, описанной около прямоугольного треугольника, служит середина гипотенузы»;
6. «Центр окружности, описанной около правильного треугольника совпадает с центром окружности, вписанной в правильный треугольник»;
7. «Четырёхугольник можно вписать в окружность, если сумма его противоположных углов равна 180°»;
8. «Четырёхугольник можно описать вокруг окружности, если сумма длин его противоположных сторон равна»;
9. «Центром вписанной в четырёхугольник окружности является точка пересечения биссектрис»;
10. «Из всех параллелограммов окружность можно описать около прямоугольника, квадрата»;
11. «Из параллелограммов окружность можно вписать в ромб, квадрат».
3. Описан анализ теоретического и практического материала школьных учебников разных авторов по теме «Вписанные и описанные многоугольники».
4. Рассмотрены методические рекомендации по обучению школьников решению темы «Вписанные и описанные многоугольники» .
7. Разработана диференцированная система задач по теме «Вписанные и описанные многоугольники», ориентированная на выявление уровня сформированности умений и навыков учащихся основной школы решать планиметрические задачи, в условии и требовании которых, содержатся элементы многоугольников, вписанных в окружность или описанных около неё.


1. Акшонова Ю.И., Майнагашева Е.Б. Методические аспекты обучения учащихся решению геометрических задач с практическим содержанием [Электронный ресурс]/ Ю.И.Акшонова, Е.Б. Майнагашева// Проблемы и перспективы образования XXI века. - 2016. №7.- С. 20-26. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=26427244- Последнее обновление: 18.01.2018
2. Александров А.Д. Геометрия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.Д. Александров, А.Л. Вернер, В.И. Рыжик. - М. : Просвещение, 2014. - 176 с.
3. Александров А.Д. Геометрия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.Д. Александров, А.Л. Вернер, В.И. Рыжик. - М. : Просвещение, 2014. - 175 с.
4. Александров, А.Д. Геометрия: учеб. пособие для 8 кл. с углубл. изучением математики / А.Д. Александров, А.Л. Вернер, В.И. Рыжик. М: Просвещение, 2002. - 240 с
5. Атанасян, Л.С. Геометрия. 7-9 классы [Текст]: учеб. для общеобразо - ват. учреждений / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. - 20-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 384 с.
6. Атанасян, Л.С. Изучение геометрии в 7 - 9 классах [Текст]: пособие для учителей / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 255 с.
7. Бескин, Н.М. Методика геометрии [Текст]: учебник для педагогических институтов / Н.М. Бескин. - М.: Учпедгиз, 1947. - 276 с.
8. Бурмистрова, Т.А. Геометрия. Сборник рабочих программ. 7 - 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ составитель Т.А. Бурмистрова. - М.: Просвещение, 2011. - 95 с.
9. Глаголев, Н.А. Элементарная геометрия. Планиметрия. Для 6-8 классов семилетней и средней школы [Текст] / Н.А. Глаголев. - Ч. 1. - М.: Учпед- гиз, 1954. - 236 с.
10. Глейзер, Г.И. История математики в школе. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1982.- 376 с.
11. Гусев, В.А. Методика обучения геометрии: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В.А. Гусев, В.В. Орлов, В.А. Панчищина и др.; под ред. В.А. Гусева. - М.: Издат. центр «Академия», 2004. - 368 с.
12. Далингер В.А. Методика обучения учащихся доказательству математических предложений : кн.для учителя / В.А. Далингер. - М. : Просвещение, 2006. - 256 с.
13. Егерев В.К., Зайцев В.В., Кордемский Б.А. Сборник задач по математики с решениями. 8-11 класс / В.К. Егерев, В.В. Зайцев, Б.А. Кордемский и др.; Под ред. М.И. Скинави. - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование»: ООО «Издательство Астрель», 2012. - 624 с.
14. Кибирев В.В. Обучение методам решения геометрических задач
[Электронный ресурс ]/ В.В. Кибирев// Вестник бурятского государственного университета. - 2014. №15. - С. 24-28. Режим доступа:
https://elibrary.ru/item. asp?id=22747625- Последнее обновление: 08.05.2018
15. Колягин, Ю.М. Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика [Текст]: учеб. пособие для студентов физ. -мат. фак. пед. Институтов / Ю.М. Колягин. - М.: Просвещение, 1975. - 462 с.
16. Кольман, Э. История математики в древности / Э. Кольман. - М.: Физматлит, 1961. - 236 с.
17. Лихачев Б.Т.. Педагогика: Курс лекций [Текст]: учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт-М.—7с. 2001.
18. Лященко, Е.И. Лабораторные и практические работы по методике преподавания математики : учеб. пособие / Е. И. Лященко [и др.]; под ред. Е. И. Лященко. - Москва : Просвещение, 1988. - 223 с. : ил. - (Учебное пособие для педагогических институтов). - Библиогр.: с. 214-222
19. Мищенко, Т.М. Дидактические материалы и методические реко - мендации для учителя по геометрии: 9 класс: к учебнику Ф.В. Погорелова «Геометрия. 7-9 классы». ФГОС (к новому учебнику) / Т. М. Мищенко. - М.: Издательство «Экзамен», 2015.
20. Мостовой А. И. Вопросы активизации обучения геометрии в восьмилетней школе /А.И. Мостовой. - Алма-Ата: КазПИ им. Абая, 1976.¬103 с.
21. Образовательный портал для подготовки к экзаменам. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ege.sdamgia.ru/- Последнее обновление 06.05. 2018
22. Панов М., Спивак А. Вписанные многоугольники [Электронный
ресурс]/ М. Панов, А. Спивак// Квант. - 1999. №1. - С. 40-43. - Режим доступа: http://kvant.mccme.ru/pdf/1999/01/kv0199panov.pdf- Последнее
обновление: 29.01.2018
23. Подласый И.П. Педагогика : 100 вопросов - 100 ответов : учеб. пособие для студентов вузов / И.П. Подласый. - М. : Изд-ство ВЛАДОС- ПРЕСС, 2006. - 365 с.
24. Пойа, Д. Как решать залачу /Д. Пойа. - М.: Учпедгиз, 1961. - 207 с.
25. Погорелов А.В. Геометрия. 7-9 классы : учеб. для общеобразоват. организаций/ А.В. Погорелов. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2014. - 240 с.
26. Примерная основная образовательная программа основного общего
образования. Одобрена решением федерального учебно -методического объединения по общему образованию / М-во образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2015. - 560 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://fgosreestr.ru/wp-content/uploads/2015/06.pdf. - Последнее обновление
20.12.2017.
27. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Приказ Мин. образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ййрз://минобрнауки.рф/документы/543 - Последнее обновление 30.01.2018.
28. Чичигин, В.Г. Методика преподавания геометрии. Планиметрия [Текст]: пособие для учителей средней школы / В.Г. Чичигин. - М.: Учпед¬гиз, 1959. - 392 с.
29. Шебанова Л.П. Формирование у учащихся основной школы умения
решать геометрические задачи [Электронный ресурс]/ Л.П. Шебанова// Современные проблемы науки и образования. - 2015. №4. - С. 219. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=23940032 - Последнее обновление:
10.05.2018
30. Шеховцова Д.Н. Сравнительный анализ школьных учебников геометрии/ Д.Н. Шеховцова // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2009. № 2. - С. 74-76.
31. Candrasekaran Dr.S. Productive Methods of Teaching Middle School Science/ Dr.S. Candrasekaran// International Journal of Humanities and Social Science Invention. 2013. - vol. 3, №133. - 15-25 р. [Электронный ресурс ]. - Режим доступа: http://www.ijhssi.org/papers/v3(7)/Version-2/C0372015025.pdf- Последнее обновление: 05.03. 2018
32. Lang, S. Geometry. 2nd ed. / Serge Lang, Gene Murrow. - New York: Springer-Verlag New York, Inc., 1988. - 391 p.
33. Ogilvy S. Excursions in Geometry. - New York, Dover Publications Inc, 1991. - 192 p
34. Towers, Jo. Teaching and learning mathematics in the collective/ Jo Towers , Lyndon C.Martin, Brenda Heater// The Journal of Mathematical Behavior, added 3.09.2013. -vol. 32, №3. - 424-433 p. [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http ://www.sciencedirect.com/science/article/pii/
S0732312313000461. - Последнее обновление 01.02.2018
35. Zawaira, A., Hitchcock, G. A primer for mathematics competitions. - New York, 2009. - 360 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ