ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ
ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ ПЛАНИМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ «ВПИСАННЫЕ И ОПИСАННЫЕ
МНОГОУГОЛЬНИКИ В КУРСЕ ГЕОМЕТРИИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 8
§1. Понятие логико -математического анализа тем школьного курса математики на примере содержания темы «Вписанные и описанные многоугольники» 8
§2. Основные требования к знаниям и умениям учащихся по теме «Вписанные и описанные многоугольники»
§3. Анализ содержания теоретического материала темы «Вписанные и описанные
многоугольники»
§4. Анализ практического материала по теме «Вписанные и описанные многоугольники» в учебниках разных авторов 19
Выводы по первой главе 35
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ
ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ ПЛАНИМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ «ВПИСАННЫЕ И ОПИСАННЫЕ
МНОГОУГОГЛЬНИКИ» В КУРСЕ ГЕОМЕТРИИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 37
§5. Формы, методы и средства обучения решению геометрических задач 37
§6. Методические рекомендации по обучению вписанных и описанных многоугольников в курсе геометрии основной школы 41
§7. Системы задач по теме "Вписанные и описанные многоугольники" в курсе геометрии основной школы 4 7
Выводы по второй главе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Одним из самых сложных предметов в школьном курсе математики считается геометрия. Благодаря изучению геометрии, учащиеся приобретают различные навыки и умения, развивают логическое мышление и пространственное воображение.
В книге В.Г. Чичигина «Методика преподавания геометрии» [28] автор выделяет три цели преподавания геометрии:
- образовательные;
- воспитательные;
- практические.
Образовательные цели включают в себя объединение и обобщение изучаемых понятий, научиться решать задачи и отчетливо понимать, что дано, что надо найти в задаче и как это сделать. Под воспитательными целями автор подразумевает развитие мировоззрения, воображения, внимания и аккуратности при выполнении работы. И практические цели заключаются в том, чтобы учащиеся в окружающей жизни могли распознавать математическую сущность и применяли полученные знания и навыки в повседневной жизни.
Анализ результатов ОГЭ и ЕГЭ по математике показывает что самыми сложными задачами для учащихся являются планиметрические задачи. Большинство учащихся не умеют правильно строить геометрические чертежи к задачам, выдвигать гипотезы для решения задач, а также доказывать их.
В курсе геометрии 7-9 классов изучаются геометрические фигуры на плоскости, основное внимание уделяется изучению многоугольников и их свойств.
Учение о многоугольниках ведет еще из глубокой древности. Часто такие фигуры встречались в орнаментах, которые обнаружили археологи, в том числе были фигуры, вписанные в окружность. Но если древние художники создавали орнаменты без всякой научной теории, то позднее многоугольники стали предметом внимательного изучения. Своей красотой форм и изящностью привлекали к себе внимание многих лучших умов человечества. Учение о правильных многоугольниках зародилось в школе Пифагора [16].
Как построить эти фигуры интересовало многих учёных, практиков, а также представителей искусства и различных ремесленных профессий.
При изучении темы «Вписанные и описанные многоугольники» учащиеся знакомятся с новыми понятиями, изучают теоремы, учатся решать задачи по данной теме.
Проблема исследования состоит в выявлении методических особенностей обучения школьников решению планиметрических задач по теме «Вписанные и описанные многоугольники».
Объект исследования: процесс обучения школьников геометрия в основной школе.
Предмет исследования: методические особенности обучения решению планиметрических задач по теме «Вписанные и описанные многоугольники» в курсе геометрии основной школы.
Цель бакалаврской работы: выявить методические особенности обучения школьников решению планиметрических задач по теме «Вписанные и описанные многоугольники» в курсе геометрии основной школы и разработать системы задач по теме исследования.
Задачи исследования:
1. Проанализировать школьные учебники по данной теме.
2. Представить анализ теоретического и задачного материалов темы «Вписанные и описанные многоугольники» в учебниках разных авторов.
3. Выделить основные требования к знаниям и умениям учащихся по теме «Вписаные и описанные многогоугольники».
4. Выявить формы, методы и средства обучения решению геометрических задач.
5. Представить методические рекомендации по обучению школьников по теме «Вписанные и описанные многоугольники» в курсе геометрии основной школы.
6. Составить систему задач по теме «Вписанные и описанные многоугольники».
Методы исследования: изучение и анализ школьных программ, учебной литературы и методических пособий по теме работы, решение примеров.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения.
Во введении сформулированы основные характеристики исследования: проблема, цель, задачи, объект, предмет и методы исследования.
В первой главе изучается понятие логико-математического анализа тем школьного курса математики. Рассмотрены основные требования к знаниям учащихся и проведён анализ теоретического и практического материала по данной теме.
Вторая глава посвящена методическим особенностям обучения решению планиметрических задач. В ней рассмотрены формы, методы и средства обучения, а также методические рекомендации по обучению вписанных и описанных многоугольников.
В заключении сформулированы основные результаты и выводы проведённого исследования.
Список литературы состоит из 35 наименований.
Сформулируем основные выводы и полученные результаты проведенного исследования.
1. Раскрыто понятие логико -математического анализа тем школьного курса математики на примере содержания темы «Вписанные и описанные многоугольники». Выявлено, что материал по данной теме организован на индуктивной основе, так как всем фигурам, вводимым в теме, даются определения по принципу от простого многоугольника(треугольника) к более сложному.
2. Выявлены основные требования к знаниям и умениям учащихся по теме «Вписанные и описанные многоугольники». Учащиеся должны знать и уметь формулировать определения многоугольника, вписанного в окружность и описанного около неё, знать и доказывать теоремы о том, что:
1. «Во всякий треугольник можно вписать окружность»;
2. «Около всякого треугольника можно описать окружность»;
3. «Центром окружности, вписанной в треугольник, служит точка пересечения биссектрисы»;
4. «Центром окружности, описанной около треугольника служит точка пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника»;
5. «Центром окружности, описанной около прямоугольного треугольника, служит середина гипотенузы»;
6. «Центр окружности, описанной около правильного треугольника совпадает с центром окружности, вписанной в правильный треугольник»;
7. «Четырёхугольник можно вписать в окружность, если сумма его противоположных углов равна 180°»;
8. «Четырёхугольник можно описать вокруг окружности, если сумма длин его противоположных сторон равна»;
9. «Центром вписанной в четырёхугольник окружности является точка пересечения биссектрис»;
10. «Из всех параллелограммов окружность можно описать около прямоугольника, квадрата»;
11. «Из параллелограммов окружность можно вписать в ромб, квадрат».
3. Описан анализ теоретического и практического материала школьных учебников разных авторов по теме «Вписанные и описанные многоугольники».
4. Рассмотрены методические рекомендации по обучению школьников решению темы «Вписанные и описанные многоугольники» .
7. Разработана диференцированная система задач по теме «Вписанные и описанные многоугольники», ориентированная на выявление уровня сформированности умений и навыков учащихся основной школы решать планиметрические задачи, в условии и требовании которых, содержатся элементы многоугольников, вписанных в окружность или описанных около неё.
1. Акшонова Ю.И., Майнагашева Е.Б. Методические аспекты обучения учащихся решению геометрических задач с практическим содержанием [Электронный ресурс]/ Ю.И.Акшонова, Е.Б. Майнагашева// Проблемы и перспективы образования XXI века. - 2016. №7.- С. 20-26. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=26427244- Последнее обновление: 18.01.2018
2. Александров А.Д. Геометрия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.Д. Александров, А.Л. Вернер, В.И. Рыжик. - М. : Просвещение, 2014. - 176 с.
3. Александров А.Д. Геометрия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.Д. Александров, А.Л. Вернер, В.И. Рыжик. - М. : Просвещение, 2014. - 175 с.
4. Александров, А.Д. Геометрия: учеб. пособие для 8 кл. с углубл. изучением математики / А.Д. Александров, А.Л. Вернер, В.И. Рыжик. М: Просвещение, 2002. - 240 с
5. Атанасян, Л.С. Геометрия. 7-9 классы [Текст]: учеб. для общеобразо - ват. учреждений / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. - 20-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 384 с.
6. Атанасян, Л.С. Изучение геометрии в 7 - 9 классах [Текст]: пособие для учителей / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 255 с.
7. Бескин, Н.М. Методика геометрии [Текст]: учебник для педагогических институтов / Н.М. Бескин. - М.: Учпедгиз, 1947. - 276 с.
8. Бурмистрова, Т.А. Геометрия. Сборник рабочих программ. 7 - 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ составитель Т.А. Бурмистрова. - М.: Просвещение, 2011. - 95 с.
9. Глаголев, Н.А. Элементарная геометрия. Планиметрия. Для 6-8 классов семилетней и средней школы [Текст] / Н.А. Глаголев. - Ч. 1. - М.: Учпед- гиз, 1954. - 236 с.
10. Глейзер, Г.И. История математики в школе. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1982.- 376 с.
11. Гусев, В.А. Методика обучения геометрии: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В.А. Гусев, В.В. Орлов, В.А. Панчищина и др.; под ред. В.А. Гусева. - М.: Издат. центр «Академия», 2004. - 368 с.
12. Далингер В.А. Методика обучения учащихся доказательству математических предложений : кн.для учителя / В.А. Далингер. - М. : Просвещение, 2006. - 256 с.
13. Егерев В.К., Зайцев В.В., Кордемский Б.А. Сборник задач по математики с решениями. 8-11 класс / В.К. Егерев, В.В. Зайцев, Б.А. Кордемский и др.; Под ред. М.И. Скинави. - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование»: ООО «Издательство Астрель», 2012. - 624 с.
14. Кибирев В.В. Обучение методам решения геометрических задач
[Электронный ресурс ]/ В.В. Кибирев// Вестник бурятского государственного университета. - 2014. №15. - С. 24-28. Режим доступа:
https://elibrary.ru/item. asp?id=22747625- Последнее обновление: 08.05.2018
15. Колягин, Ю.М. Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика [Текст]: учеб. пособие для студентов физ. -мат. фак. пед. Институтов / Ю.М. Колягин. - М.: Просвещение, 1975. - 462 с.
16. Кольман, Э. История математики в древности / Э. Кольман. - М.: Физматлит, 1961. - 236 с.
17. Лихачев Б.Т.. Педагогика: Курс лекций [Текст]: учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт-М.—7с. 2001.
18. Лященко, Е.И. Лабораторные и практические работы по методике преподавания математики : учеб. пособие / Е. И. Лященко [и др.]; под ред. Е. И. Лященко. - Москва : Просвещение, 1988. - 223 с. : ил. - (Учебное пособие для педагогических институтов). - Библиогр.: с. 214-222
19. Мищенко, Т.М. Дидактические материалы и методические реко - мендации для учителя по геометрии: 9 класс: к учебнику Ф.В. Погорелова «Геометрия. 7-9 классы». ФГОС (к новому учебнику) / Т. М. Мищенко. - М.: Издательство «Экзамен», 2015.
20. Мостовой А. И. Вопросы активизации обучения геометрии в восьмилетней школе /А.И. Мостовой. - Алма-Ата: КазПИ им. Абая, 1976.¬103 с.
21. Образовательный портал для подготовки к экзаменам. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ege.sdamgia.ru/- Последнее обновление 06.05. 2018
22. Панов М., Спивак А. Вписанные многоугольники [Электронный
ресурс]/ М. Панов, А. Спивак// Квант. - 1999. №1. - С. 40-43. - Режим доступа: http://kvant.mccme.ru/pdf/1999/01/kv0199panov.pdf- Последнее
обновление: 29.01.2018
23. Подласый И.П. Педагогика : 100 вопросов - 100 ответов : учеб. пособие для студентов вузов / И.П. Подласый. - М. : Изд-ство ВЛАДОС- ПРЕСС, 2006. - 365 с.
24. Пойа, Д. Как решать залачу /Д. Пойа. - М.: Учпедгиз, 1961. - 207 с.
25. Погорелов А.В. Геометрия. 7-9 классы : учеб. для общеобразоват. организаций/ А.В. Погорелов. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2014. - 240 с.
26. Примерная основная образовательная программа основного общего
образования. Одобрена решением федерального учебно -методического объединения по общему образованию / М-во образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2015. - 560 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://fgosreestr.ru/wp-content/uploads/2015/06.pdf. - Последнее обновление
20.12.2017.
27. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Приказ Мин. образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ййрз://минобрнауки.рф/документы/543 - Последнее обновление 30.01.2018.
28. Чичигин, В.Г. Методика преподавания геометрии. Планиметрия [Текст]: пособие для учителей средней школы / В.Г. Чичигин. - М.: Учпед¬гиз, 1959. - 392 с.
29. Шебанова Л.П. Формирование у учащихся основной школы умения
решать геометрические задачи [Электронный ресурс]/ Л.П. Шебанова// Современные проблемы науки и образования. - 2015. №4. - С. 219. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=23940032 - Последнее обновление:
10.05.2018
30. Шеховцова Д.Н. Сравнительный анализ школьных учебников геометрии/ Д.Н. Шеховцова // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2009. № 2. - С. 74-76.
31. Candrasekaran Dr.S. Productive Methods of Teaching Middle School Science/ Dr.S. Candrasekaran// International Journal of Humanities and Social Science Invention. 2013. - vol. 3, №133. - 15-25 р. [Электронный ресурс ]. - Режим доступа: http://www.ijhssi.org/papers/v3(7)/Version-2/C0372015025.pdf- Последнее обновление: 05.03. 2018
32. Lang, S. Geometry. 2nd ed. / Serge Lang, Gene Murrow. - New York: Springer-Verlag New York, Inc., 1988. - 391 p.
33. Ogilvy S. Excursions in Geometry. - New York, Dover Publications Inc, 1991. - 192 p
34. Towers, Jo. Teaching and learning mathematics in the collective/ Jo Towers , Lyndon C.Martin, Brenda Heater// The Journal of Mathematical Behavior, added 3.09.2013. -vol. 32, №3. - 424-433 p. [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http ://www.sciencedirect.com/science/article/pii/
S0732312313000461. - Последнее обновление 01.02.2018
35. Zawaira, A., Hitchcock, G. A primer for mathematics competitions. - New York, 2009. - 360 p.