ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗА БАБЫ-ЯГИ 7
1.1. Происхождение образа Бабы-Яги. Портрет Бабы-Яги. Три ипостаси
героя. Значение Бабы-Яги в мистическом аспекте 7
1.2. Русская литературная сказка и фэнтези. Сходства и различия жанров 19
ГЛАВА 2. ОБРАЗ БАБЫ-ЯГИ В КНИГАХ СОВРЕМЕННЫХ ПИСАТЕЛЕЙ
2.1. Баба-Яга в детской литературной сказке 20 века писателя М.Ю.
Мокиенко 26
2.2. Баба Яга в книге Андрея Белянина «Тайный сыск царя Гороха» 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 68
Актуальность исследования состоит в том, что современные писатели всё чаще обращаются к сюжету русских народных сказок. Баба-Яга является одним из основных героев подлинно народного искусства. Баба-Яга исторически существует уже много столетий и за это роль персонажа в сказках претерпевает колоссальные изменения.
Степень научной разработанности проблемы. Среди работ, посвященных изучению особенностей Бабы-Яги в целом, её склада характера, атрибутики, окружающий её мир, можно выделить работы Проппа В.Я «Русская сказка» [Пропп 2005], Афанасьевой А.Н. «Славянская мифология» [Афанасьева 2008]. В книге «Русская мифология. Мир образов фольклора» Криничной Н.А. [Криничная 2015] рассматривается Бабя-Яга в результате многолетних исследований, предпринятых автором в области русской фольклористики.
В связи с активизацией популярности русского народного творчества В. П. Аникиным был составлен сборник «Русские народные сказки»,куда вошли волшебные сказки, где часто фигурирует Баба-Яга. Автором отобраны сказки из научных работ и известнейших публикаций. [Аникин 2002]. Также Баба-Яга рассмотрена Путиловым Б.Н. в книге «Славянский мир в лицах: Боги, герои, люди». Образ Бабы-Яги изучен в фольклоре и отображает культуру славянских народов. [Путилов 2008].
Объект исследования - персонажи фольклора, в современной русской литературной сказке.
Предмет исследования - материальные и духовные особенности изменений Бабы-Яги и её окружения, представленных в литературных сказках русских авторов, а также в жанре фэнтези. Рассмотрены произведения В. М. Мокиенко «Как Бабы-Яги сказку спасали», «Как Бабы-Яги новый год встречали» и А. Белянина «Тайный сыск царя Гороха».
Цель выпускной квалификационной работы - проследить ведущую роль Бабы-Яги в жанрах фэнтези и литературной сказке, определить функции персонажа, проследить изменения героя за всю его историю.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить возникновение образа Бабы -Яги и историю её развития как героя русских народных сказок.
2. Обобщить различные точки зрения на проблему изучения персонажа Бабы-Яги в современной литературе.
3. Выявить различия классической фольклорной Бабы-Яги от современной Бабы-Яги, являющейся героиней произведений современных писателей.
4. Дать характеристику Бабы-Яги в книгах В. Мокиенко и А. Белянина.
5. Проанализировать факты изменения персонажа Бабы-Яги, связанных с временным аспектом.
Методы исследования. Общенаучные методы теоретического и эмпирического познания: анализ и синтез, аналогия, описание, сравнение, а также лингвистические методы: исследования: описательный метод с применением приемов интерпретации, обобщения и типологизации.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Российские писатели 20 века активно используют традиционный образ Бабы Яги, но преобразовывают его согласно заданным рамкам того или иного жанра.
2. В современной литературной сказке сохраняется принцип триединства образа Бабы-Яги. Изображение Бабы -Яги сохраняет свои традиционные черты.
3. Преобразовывает традиционного образа Бабы-Яги происходит в жанре фэнтези
Научная новизна исследования заключается в выявлении нового в образе Бабы-Яги в жанрах детской литературной сказки и фэнтези. Изучение подхода писателей 20 века к осмыслению образа фольклорного персонажа.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в результате литературоведческого анализа современного образа Бабы-Яги удалось выявить: 1) разительное изменение облика Бабы-Яги и избушки на курьих ножках; 2) при изменении внешнего обличия сохраняется принцип триединства Бабы-Яги; 3) отсутствие связи современной Бабы-Яги с потусторонним загробным миром.
Практическая значимость работы исследования заключается в том, что ее результаты можно использовать в практике школьного и вузовского преподавания литературы.
Апробация исследования проходила в ходе педагогической практики в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении г. Тольятти «Школа №90» на уроке литературы по теме «Баба-Яга - персонаж из моего детства».
Структура выпускной квалификационной бакалаврской работы подчинена логике исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
В ходе проведенного исследования мы пришли к следующим выводам. У Бабы-Яги существует три ипостаси: Яга-воительница, Яга-дарительница, Яга-похитительница и разрушительница. Каждому внутреннему образу Бабы-Яги соответствует свой возраст и конкретная отождествляющая функция. Фольклорная Баба-Яга является неким проводником в царство мертвых.
Удалось выявить, что в русских сказках заметна черта - персонажи могут переноситься в другие сказки без каких-либо сюжетных изменений. Баба-Яга часто встречается в самых разных сюжетах, в разных сказках. Могут добавляться новые предметы, характерные особенности, манера поведения и сюжет. Баба-Яга является самым ярким представителем такой специфической черты, характерной для сказок.
Баба-Яга в сказках Михаила Мокиенко значительно изменилась. Автор разделяет классический образ Бабы-Яги на три образа, сохраняя при этом принцип триединства сущности Бабы-Яги. Вместе с этим меняется характер главных героев и мотив их поступков. Исчезают предметы, напрямую связанные со смертью (человеческие ости, конечности и прочее). Значительно меняет свой облик и сказочный лес. Прежний устрашающий вид дремучего леса, в который так сложно попасть заменяет солнечный, светлый, а который попасть не составит труда.
В фэнтези А. Белянина «Тайный сыск царя Гороха» Баба Яга также сохраняет направленность на принципы триединства по В.Я. Проппу. Так как сам жанр фэнтези берет свое начало от мифа и фольклорной сказки, то и Баба Яга очень схожа с традиционным образом. Автор очеловечивает сказочного персонажа, делая образ Яги более понятным и однобоким. Меняется и отношение Бабы Яги к человеческому миру. Здесь, колдунья проживает среди людей, причем начать общение с ней простому смертному не составит ни малейшего труда. Данный факт сильно отличает традиционный образ от образа Яги по Белянину.
Баба Яга в глазах писателя предстаёт в традиционном представлении. Цельной портретной характеристики Андрей Белянин нам не даёт, а лишь урывками указывает на общеизвестные детали. Яга сохраняет привычный для читателя облик, но сильно меняется изнутри, становясь похожей на пожилую женщину.
Впервые, Баба Яга живет вне лесного сказочного царства (но она по- прежнему сохраняет свои колдовские способности). Более того, привычная избушка на курьих ножках меняется на деревянный двухэтажный терем. Жилье Бабы Яги меняется вместе с ней: если раньше роль избы была устрашающая, якобы говорила своим видом об опасности, то сейчас в терем не боится заходить ни один человек.
Большое значение в книге Андрея Белянина «тайный сыск царя Гороха» играют животные. У самой Бабы Яги имеется власть над животным миром. Здесь мы можем сделать вывод, что некоторое главенство Яги среди лесных зверей и птиц сохраняется из фольклорных традиций.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что жанры детской литературной сказки и фэнтези тесно переплетаются между собой, но в тоже время имеют некоторые ряды различий. В обоих жанрах сохраняются принципы триединства Яги. Также лесная колдунья сохраняет свои колдовские навыки. В детской литературной сказке она предстает перед читателем больше доброй волшебницей, а в фэнтези образ раскрывается более многогранно и глубоко. Сходных черт мы видим намного больше, чем различий.
1. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст] / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. - М. : ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Аникина, В. П. Русские народные сказки [Текст] / В. П. Аникина, С. М. Толстая. - М. : Славянская мифология, 2002. - 224 с.
3. Афанасьев, А. Н. Славянская мифология [Текст] / А. Н. Афанасьев. - М. : Эксмо, 2008. - 1520 с.
4. Афанасьев, А. Н. Древо жизни [Текст] / А. Н. Афанасьев. - М. : Современник, 1983. - 464 с.
5. Афанасьев, А. Поэтические воззрения славян на природу: в 3 томах. Т. 1. [Текст] / А. Афанасьев. - М. : Индрик, 1994. - 800 с.
6. Байбурин, А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян [Текст] / А. К. Байбурин . - М. : Языки славянских культур, 2005. - 224с.
7. Баранов, С. Ф. Русское народное поэтическое творчество [Текст] / С. Ф. Баранов. - М. : Учпедгиз, 1962. - 307 с.
8. Барковская, Н.В. Типы повествования и их анализ [Текст] / Н.В. Барковская // Филологический класс. - 2004. - №11. - С.16-25.
9. Белоусова, Е. А. Окказиональное слово в произведениях современной научной фантастики [Текст] / Е. А. Белоусова. - Майкоп.: Адыгейский государственный университет, 2002 - 178 с.
10. Белянин, А. О. Тайный сыск царя Гороха[Текст] / А. О. Белянин. - М.: Армада, 2001 - 496 с.
11. Берегова, О. Символы славян [Текст] / О. Берегова. - Санкт- Петербург.: Диля, 2013 - 432 с.
12. Бореев, Ю. Б. Теория литературы: энциклопедический словарь терминов [Текст] / Ю. Б. Бореев. - М.: Издательство Астрель, 2003 - 575 с.
13. Вачков И. В. Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом [Текст] / И. В. Вачков. - М. : Генезис, 2011. - 288 с.
14. Введенский, А. И. Религиозное сознание язычества. Опыт философской истории естественных религий [Текст] / А. И. Введенский. - М.: Академический проект, 2017 - 512 с.
15. Вундт, В. Фантазия как основа искусства [Текст] / В. Вундт. - М.: Отдельное издание, 2017 - 152 с.
16. Галина, М. С. Авторская интерпретация универсального мифа (Жанр «фэнтези» и женщины-писательницы) [Текст] / М. С. Галина. - М.: Общественные науки и современность, 1998. - 170 с.
17. Г альковский, Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси [Текст] / Н. М. Гальковский. - М.: Академический проект, 2013 - 576 с.
18. Герасимов, Д. Г. Мир как ценность. Разговоры о язычестве[Текст] / Д. Г. Герасимов. - М.: Издательские решения, 2018 - 296 с.
19. Гопман, В. Литературная энциклопедия терминов и понятий [Текст] / В. Гопман, М. Л.Гаспаров, С. И.Кормипов. - М.: Интелвак, 2001. - 1546 с.
20. Грашина, М. Н. Языческий календарь. Миф, обряд, образ [Текст] / М. Н. Грашина, М. С. Васильев. - М.: Вече, 2013 - 384 с.
21. Гусарова, А. Н. Жанр фэнтези в русской литературе 90-х гг. двадцатого века: проблемы поэтики [Текст] / А. Н. Гусарова. - Петрозаводск.: Петрозаводский государственный университет, 2009 - 255 с.
22. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 томах. Т. 4. Р - Я [Текст] / В. И. Даль. - М. : РИПОЛ классик, 2006. - 667 с.
23. Дерябина, Е. А. Возрастная психология [Текст] / Е. А. Дерябина, В. И. Фадеев, М. В. Фадеева. - С. : Ай Пи Эр Медиа, 2018. - 158 с.
24. Ефремова, Т. Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка [Текст] / Т. Ф. Ефремова. - М. : АСТ, 2005. - 640 с.
25. Зайцев, П. Л. Феноменология религии. Часть I. Инициация [Текст] / П. Л. Зайцев. - Омск. : Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2015. - 272 с.
26. Зубова, Л.В. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие [Текст] Л.В. Зубова, Е.В. Назаренко. - Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2016. - 190 с.
27. Иванов, В. В. Славянская мифология. Мифы народов мира [Текст] / В. В. Иванов, В. Н. Топоров и др. - М. : Советская энциклопедия, 1980. - 1147с.
28. Капица, Ф. С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы [Текст] / Ф. С. Капица. - М.: Наука флинта, 2009 - 296 с.
29. Кирдан, Б. П. Собиратели народной поэзии [Текст] / Б. П. Кирдан.
- М. : Наука, 1974. - 279 с.
30. Корсунский, Е.А. О роли художественной литературы в познании психологии человека [Текст] / Е.А. Корсунский // Вестник ТГУ. - 2013. - №6 (122). - С.55-59.
31. Кошелев, С. Л. Философская фантастика в современной английской литературе (романы Дж. Р. Р Толкина, У. Голдинга и К. Уилсона 50-60-х гг.) [Текст] / С. Л. Кошелев. - М.: МГПИ, 1983 - 16 с.
32. Криничная, Н. А. Русская мифология. Мир образов фольклора [Текст] / Н. А. Криничная - Электрон. Текстовые данные. - М. : Академический Проект, 2015. - 1008 с.
33. Круглов, Ю. Г. Русские обрядовые песни [Текст] / Ю. Г. Круглов.
- М. : Высш. шк., 1982. - 272 с.
34. Кулакова, О. К. Интертекстуальность в аспекте жанрообразования: на материале жанра фэнтези [Текст] / О. К. Кулакова. - Иркутск.: Иркутский государственный лингвистический университет, 2011 - 242 с.
35. Купина, Н. А. Массовая литература сегодня [Текст] / Н. А. Купина, М. А. Литовская, Н. А. Николина. - М.: Наука Флинта, 2009 - 424 с.
36. Лазарева, Л. Н. История и теория праздников [Текст] / Л. Н. Лазарева. - Ч. : Челябинский государственный институт культуры, 2017. - 252с.
37. Липовецкий, М. Н. Поэтика литературной сказки (на материале русской литературы 1920-1980-х годов) [Текст] / М. Н. Липовецкий. - Свердловск.: Издательство Уральского университета, 1992. - 184 с.
38. Луговая, Е. А. Топоним виртуального пространства как культурно-историческая категория (на материале эпопеи Дж. Р. Р. Толкиена «Власетлин Колец») [Текст] / Е. А. Луговая. - Ставрополь.: Ставропольский государственный университет, 2006 - 189 с.
39. Любимцев, И. А. История архитектуры западных, восточных и южных славян [Текст] / И. А. Любимцев, Н. А. Пятков. - Екб. : Уральский федеральный университет, 2016. - 92 с.
40. Марусева, И.В. Современная педагогика (с элементами педагогической психологии) [Текст] / И. В. Марусева. - Саратов: Вузовское образование, 2016. - 418 с.
41. Мелетинский, Е. М. Поэтика мифа [Текст] / Е.М. Мелетинский. - СПб. : Академический Проект, 2012. - 336 с.
42. Мироненко, Е. А. Теория и история литературы. Проблемы фольклоризма и мифотворчества [Текст]: / Е. А. Мироненко. - Кемерово. : Кемеровский государственный институт культуры, 2010. - 140 с.
43. Мисник, М. Ф. Лингвистические особенности аномального художественного мира произведений жанра фэнтези англоязычных авторов [Текст] / М. Ф. Мисник. - Иркутск.: Иркутский государственный лингвистический университет, 2006. - 158 с.
44. Мифологический словарь. [Электронный ресурс]. - режим доступа:http://www.bibliotekar.ru/mif/ (дата обращения: 15. 08. 2017).
45. Мокиенко, М. Ю. КАК БАБЫ-ЯГИ НОВЫЙ ГОД ВСТРЕЧАЛИ [Текст] / М. Ю. Мокиенко. - М. : Самовар, 1999. - 122 с.
46. Мокиенко, М. Ю. КАК БАБЫ-ЯГИ СКАЗКУ СПАСАЛИ [Текст] / М. Ю. Мокиенко. - М. : Самовар, 1997. - 110 с.
47. Морохин, В. Н. Малые жанры русского фольклора [Текст] / В. Н. Морохин. - Москва. : Высш. шк, 1979. - 284 с.
48. Морохин, В. Н. Хрестоматия по истории русской фольклористики [Текст] / В. Н. Морохин. - М. : Высш. шк., 1973. - 318 с.
49. Наговицын, А. Е. Тайны мифологии славян [Текст] / А.Е. Наговицын. - М. : Академический Проект, 2009. - 512 с.
50. Никитченков, А. Ю. Вопросы истории методики преподавания фольклора в российской начальной школе [Текст] / А. Ю. Никитченков. - М. : Прометей, 2012. - 228с.
51. Новикова, А. М. Фольклор и литература [Текст] / А. М. Новикова, Е. А. Александрова. - М. : Просвещение, 1978. - 144 с.
52. Померанцева, Э. В. Писатели и сказочники [Текст] / Э. В. Померанцева. - М. : Советский писатель, 1988. - 360 с.
53. Прозоров, Л. Р. Русь без креста. Язычество - наш «золотой век» [Текст] / Л. Р. Прозоров. - М.: Яуза-Пресс, 2013 - 320 с.
54. Пройслер, О. Маленькая Баба-Яга [Текст] / О. Пройслер. - М. : Самовар, 2003. - 89 с.
55. Пропп, В. Я. Исторические корни волшебной сказки [Текст] / В. Я. Пропп, В. И. Еремина. - Ленинград. : Изд. Лен. Ун-та, 1986. - 362 с.
56. Пропп, В. Я. Морфология волшебной сказки [Текст] / В. Я. Пропп. - М. : Лабиринт, 2006. - 124 с.
57. Пропп, В. Я. Русская сказка [Текст] / В. Я. Пропп. - М. : Лабиринт, 2000. - 415 с.
58. Пропп, В. Я. Русский героический эпос [Текст] / В. Я. Пропп. - М. : Гос. изд-во худ. лит., 1958. - 604 с.
59. Пропп, В. Я. Фольклор. Литература. История [Текст] / В. Я. Пропп. - М. : Лабиринт, 2002. - 464 с.
60. Рыбаков, Б. А. Язычество древней Руси [Текст] / Б. А. Рыбаков. - М.: Академический проект, 2016 - 806 с.
61. Савушкина, Н. И. Обрядовая поэзия Пинежья: Материалы фольклорных экспедиций МГУ в Пинежский район Архангельской области (1970-1972 гг.) [Текст] / Н. И. Савушкина. - М. : Моск. ун-та, 1980. Моск. ун¬та 280 с.
62. Соколов, Ю. М. Русский фольклор [Текст] / Ю. М. Соколов, В. Д. Кузьмина. - М. : Учпедгиз, 1938. - 561 с.
63. Уварова, Т. Василиса Прекрасная. Русские народные сказки [Текст] / Т. Уварова. - М. : Амфора, 2010. - 48 с.
64. Ушаков, Д. Н. Толковый словарь современного русского языка [Текст] / Д. Н. Ушаков. - М.: Аделант, 2014. - 800 с.
65. Фрумкин, К. Г. Философия и психология фантастики [Текст] / К. Г. Фрумкин. - М.: Едиториал УРСС, 2004 - 240 с.
66. Цветков, С. Э. Русская земля. Между язычеством и христианством. От князя Игоря до сына его Святослава[Текст] / С. Э. Цветков. - М.: Центрполиграф, 2012 - 464 с.
67. Шаров, А.Н. Волшебники приходят к людям. Книга о сказке и сказочниках [Текст] / А.Н. Шаров. - М.: Просвещение, 2003. - 45с.
68. Шатрова, С.А. Воспитание будущего читателя [Текст] / С.А. Шатрова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 11. - С. 6-10.
69. Штейнер, Е.Л. Авангард и построение нового человека. Искусство советской детской книги 1920-х годов [Текст] / Е.Л. Штейнер. - М.: Просвещение, 2002. -252 с.
70. Этимологический онлайн-словарь русского языка Макса Фасмера. [Электронный ресурс]. - режим доступа: https://vasmer.lexicography.online/(дата обращения 15. 08. 2017).