Обеспечение безопасности дорожного движения как формы социального контроля
|
Введение 4
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению социального контроля 9
1.1. Зарубежная традиция в исследовании социального контроля 9
1.2. Социальный контроль в процессе обеспечения безопасности дорожного
движения 18
Глава 2. Анализ системы безопасности дорожного движения в современном российском обществе 30
2.1. Социальные представления об эффективности форм социального
контроля по обеспечению безопасности дорожного движения 30
2.2. Роль агентов социального контроля в обеспечении безопасности
дорожного движения 40
Заключение 51
Список используемой литературы и источников 54
Приложение 1 60
Приложение 2 73
Приложение 3 78
Приложение 4 87
Приложение 5
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению социального контроля 9
1.1. Зарубежная традиция в исследовании социального контроля 9
1.2. Социальный контроль в процессе обеспечения безопасности дорожного
движения 18
Глава 2. Анализ системы безопасности дорожного движения в современном российском обществе 30
2.1. Социальные представления об эффективности форм социального
контроля по обеспечению безопасности дорожного движения 30
2.2. Роль агентов социального контроля в обеспечении безопасности
дорожного движения 40
Заключение 51
Список используемой литературы и источников 54
Приложение 1 60
Приложение 2 73
Приложение 3 78
Приложение 4 87
Приложение 5
Актуальность темы исследования. Ежедневный рост автомобилизации в мире является проблемой обеспечения безопасности дорожного движения в России. 15 ноября 2007 года произошло заседание Президиума Госсовета РФ, в котором обсуждался вопрос о совершенствовании муниципального управления в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Президент Российской Федерации, выступая на заседании Государственного совета, рассматривал вопрос, о том, как в дорожно-транспортных происшествиях «теряют здоровье, калечатся и гибнут те, кто относится к наиболее трудоспособной части населения. Это абсолютно невосполнимые потери для нас, для будущего страны» .
Рост материального обеспечения людей, положительные тенденции в экономическом и социальном развитии нашего государства - именно это воздействует на ускорение темпов автомобилизации. По сведениям Государственной инспекции обеспечения безопасности дорожного движения Самарской области, в 2000 году в области насчитывалось 163 транспортных средства на 1000 человек. В 2010 году их количество увеличилось на 91 единицу, т.е. 253 автомобиля. В 2016 году автомобилизация в Самарской области достигла 309 машин на 1000 жителей. Самая главная негативная сторона автомобилизации - это транспортно-дорожный травматизм.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в «Докладе о состоянии безопасности дорожного движения в мире 2015» указывает на тот факт, что половина всех смертельных случаев в результате ДТП происходит с пассажирами транспортных средств (51%), при этом оставшаяся доля трагических исходов «происходит среди наименее защищенных пользователей дорог - мотоциклистов (23%), пешеходов (22%) и велосипедистов (4%)».
Одна из важнейших социально-экономических проблем во всех странах мира - это аварийность транспортных средств. Организация Объединенных Наций характеризует состояние с безопасностью дорожного движения как глобальный кризис, в виду и того факта, что «транспортные средства, продаваемые в 80 % всех стран мира, не отвечают базовым стандартам безопасности».
Сложность и многосторонность социальных отношений, в которые включены все пользователи дорог, с одной стороны, производители транспортных средств, с другой стороны, и государственные органы, формирующие политику в сфере регулирования дорожной ситуации, с третьей стороны, порождает круг острых и противоречивых проблем, которые необходимо решать всему мировому сообществу в ближайшие годы.
Ситуация в России, осложняется, кроме того, несовершенством нормативно-правовой базы, регламентирующей как правила дорожного движения всех его участников, так и требования к нормам строительства дорог и качеству изготовления транспортных средств. В сформировавшихся условиях возрастает роль государственных органов, обеспечивающих контроль над безопасностью дорожного движения - Государственной инспекции МВД РФ, которая в рамках своей деятельности выполняет надзорные, контрольные и индивидуальные разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Степень научной разработанности проблемы. Исследованием проблемы обеспечения безопасности дорожного движения занимались такие ученые как А.И. Куперман, Ю.В. Миронов, О.В. Майборода, Е.П. Попова, О.Ю. Матанцева, Бабков В.Ф. и др.
Повышенный интерес исследователей направлен на изучение задач по обеспечению безопасности дорожного движения. Этой теме посвящены работы В.Ф. Бабкова, А.Г. Будрина, Е.В. Будриной, В.А. Иларионова, А.Э.Горева, В.И. Коноплянко.
В работах Б.В. Россинского, В.И. Жулева, И.Н. Пугачева, Я.В. Хомяка, Ю.А. Кременеца раскрыта роль безопасности в обществе, но она не в абсолютной мере отражает потенциал общей безопасности дорожного движения.
Недостаточная разработанность социологического обоснования проблемы социального контроля как формы обеспечения функционирования системы дорожного движения предопределили выбор темы данного исследования.
Цель бакалаврской работы - изучение особенностей осуществления социального контроля, обеспечивающего безопасность дорожного движения в современном российском обществе.
Объект исследования - социальный контроль.
Предмет исследования - социальная регуляция безопасности дорожного движения как форма социального контроля.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть методологические подходы к изучению основных стратегий социального контроля;
2. Раскрыть понятие, виды и принципы социального контроля, теоретические основы обеспечения безопасности дорожного движения;
3. Проанализировать социальные представления об эффективности форм социального контроля по обеспечению безопасности дорожного движения»;
4. Выявить роль агентов в процессе осуществления профессиональной деятельности по регулированию дорожного движения.
Теоретико-методологическая база исследования.
Психологический (поведенческий) подход (Г. Тард) согласно которому, поведение участников дорожного движения рассматривается с точки зрения коллективного представления о возможностях конкретных действий в той или иной ситуации, другими словами - будет ли личность подражать поведению «толпы»: следовать правилам дорожного движения или нарушать их - зависит от ее социально-психологических особенностей.
Неоинституциональный подход (Н. Флигстин, Л. Тевено) позволяет представить институты социального контроля как совокупность формальных и неформальных правил, с помощью которых регулируются практики повседневной жизни индивидов, то есть институты являются продуктом социального взаимодействия акторов.
Интеракционистский подход (Т. Шибутани) позволяет изучить специфику взаимодействия агентов, осуществляющих социальный контроль над ситуацией в области дорожного движения и всех его участников (пешеходов, водителей, пассажиров, велосипедистов).
Теория общественного договора (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо) позволяет раскрыть феномен безопасности дорожного движения в аспекте культуры согласия как принципа примирения, единения и достижения единства в осознании необходимости строгого соблюдения правил.
Теория социального контроля (Р. Парк, Э. Росс) позволяет рассматривать социальный контроль как важнейшее средство для обеспечения процесса усвоения каждым человеческим существом различных элементов сложившейся в данном обществе культуры.
Гипотеза исследования: в условиях общей социальной напряженности, увеличения рисков и катастроф в российском обществе назрела необходимость установления согласия в сфере обеспечения безопасности дорожного движения как одной из наиболее острых и противоречивых проблем современности в глобальном масштабе.
Методы исследования: анкетный опрос, экспертное интервью.
Эмпирическая база исследования. Для получения социологической информации, отражающей оценку тольяттинцами эффективности форм социального контроля по обеспечению безопасности дорожного движения в г. Тольятти, было проведено анкетирование. В ходе исследования изучается выборочная совокупность в размере 200 респондентов. Исследование носит пилотажный характер. Тип выборки - квотная, пропорциональная выборка. Единицами отбора выступают индивиды 2 групп: 1 группа - участники дорожного движения (мужчины), 2 группа - участники дорожного движения (женщины).
Апробация работы: результаты проведенного исследования отражены в статье, опубликованной в научно-методическом электронном журнале «Концепт» (июнь 2017).
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка используемой литературы и источников и приложения.
Президент Российской Федерации, выступая на заседании Государственного совета, рассматривал вопрос, о том, как в дорожно-транспортных происшествиях «теряют здоровье, калечатся и гибнут те, кто относится к наиболее трудоспособной части населения. Это абсолютно невосполнимые потери для нас, для будущего страны» .
Рост материального обеспечения людей, положительные тенденции в экономическом и социальном развитии нашего государства - именно это воздействует на ускорение темпов автомобилизации. По сведениям Государственной инспекции обеспечения безопасности дорожного движения Самарской области, в 2000 году в области насчитывалось 163 транспортных средства на 1000 человек. В 2010 году их количество увеличилось на 91 единицу, т.е. 253 автомобиля. В 2016 году автомобилизация в Самарской области достигла 309 машин на 1000 жителей. Самая главная негативная сторона автомобилизации - это транспортно-дорожный травматизм.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в «Докладе о состоянии безопасности дорожного движения в мире 2015» указывает на тот факт, что половина всех смертельных случаев в результате ДТП происходит с пассажирами транспортных средств (51%), при этом оставшаяся доля трагических исходов «происходит среди наименее защищенных пользователей дорог - мотоциклистов (23%), пешеходов (22%) и велосипедистов (4%)».
Одна из важнейших социально-экономических проблем во всех странах мира - это аварийность транспортных средств. Организация Объединенных Наций характеризует состояние с безопасностью дорожного движения как глобальный кризис, в виду и того факта, что «транспортные средства, продаваемые в 80 % всех стран мира, не отвечают базовым стандартам безопасности».
Сложность и многосторонность социальных отношений, в которые включены все пользователи дорог, с одной стороны, производители транспортных средств, с другой стороны, и государственные органы, формирующие политику в сфере регулирования дорожной ситуации, с третьей стороны, порождает круг острых и противоречивых проблем, которые необходимо решать всему мировому сообществу в ближайшие годы.
Ситуация в России, осложняется, кроме того, несовершенством нормативно-правовой базы, регламентирующей как правила дорожного движения всех его участников, так и требования к нормам строительства дорог и качеству изготовления транспортных средств. В сформировавшихся условиях возрастает роль государственных органов, обеспечивающих контроль над безопасностью дорожного движения - Государственной инспекции МВД РФ, которая в рамках своей деятельности выполняет надзорные, контрольные и индивидуальные разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Степень научной разработанности проблемы. Исследованием проблемы обеспечения безопасности дорожного движения занимались такие ученые как А.И. Куперман, Ю.В. Миронов, О.В. Майборода, Е.П. Попова, О.Ю. Матанцева, Бабков В.Ф. и др.
Повышенный интерес исследователей направлен на изучение задач по обеспечению безопасности дорожного движения. Этой теме посвящены работы В.Ф. Бабкова, А.Г. Будрина, Е.В. Будриной, В.А. Иларионова, А.Э.Горева, В.И. Коноплянко.
В работах Б.В. Россинского, В.И. Жулева, И.Н. Пугачева, Я.В. Хомяка, Ю.А. Кременеца раскрыта роль безопасности в обществе, но она не в абсолютной мере отражает потенциал общей безопасности дорожного движения.
Недостаточная разработанность социологического обоснования проблемы социального контроля как формы обеспечения функционирования системы дорожного движения предопределили выбор темы данного исследования.
Цель бакалаврской работы - изучение особенностей осуществления социального контроля, обеспечивающего безопасность дорожного движения в современном российском обществе.
Объект исследования - социальный контроль.
Предмет исследования - социальная регуляция безопасности дорожного движения как форма социального контроля.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть методологические подходы к изучению основных стратегий социального контроля;
2. Раскрыть понятие, виды и принципы социального контроля, теоретические основы обеспечения безопасности дорожного движения;
3. Проанализировать социальные представления об эффективности форм социального контроля по обеспечению безопасности дорожного движения»;
4. Выявить роль агентов в процессе осуществления профессиональной деятельности по регулированию дорожного движения.
Теоретико-методологическая база исследования.
Психологический (поведенческий) подход (Г. Тард) согласно которому, поведение участников дорожного движения рассматривается с точки зрения коллективного представления о возможностях конкретных действий в той или иной ситуации, другими словами - будет ли личность подражать поведению «толпы»: следовать правилам дорожного движения или нарушать их - зависит от ее социально-психологических особенностей.
Неоинституциональный подход (Н. Флигстин, Л. Тевено) позволяет представить институты социального контроля как совокупность формальных и неформальных правил, с помощью которых регулируются практики повседневной жизни индивидов, то есть институты являются продуктом социального взаимодействия акторов.
Интеракционистский подход (Т. Шибутани) позволяет изучить специфику взаимодействия агентов, осуществляющих социальный контроль над ситуацией в области дорожного движения и всех его участников (пешеходов, водителей, пассажиров, велосипедистов).
Теория общественного договора (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо) позволяет раскрыть феномен безопасности дорожного движения в аспекте культуры согласия как принципа примирения, единения и достижения единства в осознании необходимости строгого соблюдения правил.
Теория социального контроля (Р. Парк, Э. Росс) позволяет рассматривать социальный контроль как важнейшее средство для обеспечения процесса усвоения каждым человеческим существом различных элементов сложившейся в данном обществе культуры.
Гипотеза исследования: в условиях общей социальной напряженности, увеличения рисков и катастроф в российском обществе назрела необходимость установления согласия в сфере обеспечения безопасности дорожного движения как одной из наиболее острых и противоречивых проблем современности в глобальном масштабе.
Методы исследования: анкетный опрос, экспертное интервью.
Эмпирическая база исследования. Для получения социологической информации, отражающей оценку тольяттинцами эффективности форм социального контроля по обеспечению безопасности дорожного движения в г. Тольятти, было проведено анкетирование. В ходе исследования изучается выборочная совокупность в размере 200 респондентов. Исследование носит пилотажный характер. Тип выборки - квотная, пропорциональная выборка. Единицами отбора выступают индивиды 2 групп: 1 группа - участники дорожного движения (мужчины), 2 группа - участники дорожного движения (женщины).
Апробация работы: результаты проведенного исследования отражены в статье, опубликованной в научно-методическом электронном журнале «Концепт» (июнь 2017).
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка используемой литературы и источников и приложения.
В соответствии с Федеральной целевой программой по формированию ключевых направлений государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения значимым направлением «в деле обеспечения безопасности дорожного движения является четкое определение масштабов и характера этого социального явления, выработка стратегии, образование специальных органов и консолидация усилий в масштабах страны в целях решения проблемы дорожно-транспортного травматизма».
Каждое государство обязано сформировать политику безопасности дорожного движения. Государственная политика в этой области призвана назначать перед собой близкие к реальности цели на довольно протяженный временной этап и предугадывать итоги, которые поддаются измерению. Разработка подобной государственной политической деятельности должно быть основой для определения общенационального намерения об определенных поступках в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Безопасность дорожного движения считается неотъемлемой частью общественной безопасности и выступает в ряду особо важных государственных проблем, решение которых связано с сохранением жизни и здоровья людей.
С целью проанализировать мнение участников дорожного движения об эффективности форм социального контроля по обеспечению безопасности дорожного движения г.Тольятти и выяснить отношения сотрудников ГИБДД относительно оптимизации уровня безопасности дорожного движения, нами было проведено социологическое исследование.
Исходя из результатов анкетного опроса и интервью с инспекторами ДПС, можно сказать, что число дорожно-транспортных происшествий связано с дисциплиной самих пешеходов и водителей, ростом автомобилизации в мире, нарушением или незнанием ПДД, невнимательностью и качеством подготовки водителей, состоянием дорожных покрытий, погодными условиями. Хотелось бы отметить, что во многом, несмотря на то, что качество дорожного покрытия и техническое состояние средств регулирования дорожного движения в целом удовлетворительное, безопасность общественных отношений в области движения во многом зависит от эффективности реализации административного законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения.
При этом, на наш взгляд, немаловажным фактором остается способность индивидов как участников дорожного движения осуществлять саморефлексию собственного поведения, и не следовать за толпой, нарушающих правила дорожного движения. В целом, необходимо осознавать важность самоконтроля в процессе осуществления участия в дорожном движении, поскольку от действий каждого отдельного субъекта зависит не только собственная жизнь, но и здоровье других пользователей дорог.
На основании анализа научной литературы и результатов проведенного социологического исследования сформулируем следующие рекомендации по улучшению ситуации в области обеспечении безопасности дорожного движения:
1. Регулярно проводить профилактические мероприятия (в образовательных учреждениях, по месту работы) с пешеходами и водителями по оптимизации уровня знаний правил дорожного движения;
2. Активная трансляция СМИ актуальной информации по организации и обеспечению безопасности на дорогах, включая социальную рекламу на рекламных щитах вдоль трасс и дорог;
3. Эффективный контроль трезвости водителей транспортных средств и выработка стратегии принудительной медицинской реабилитации водителей.
4. Усиление контроля со стороны Госавтоинспекции за пешеходами и повышение штрафов за переход в неположенном месте или переход улицы на красный сигнал светофора;
5. Установка на дорогах большего количества комплексов фотовидеофиксации нарушений, фиксирующих не только превышение скоростного режима, но и другие нарушения (проезд на красный сигнал светофора, выезд за стоп-линию, непропуск пешехода на нерегулируемом пешеходном переходе, езда по встречной полосе), особенно на тех аварийных участках дорог, где происходит больше всего дорожно-транспортных происшествий.
Научно-практическая и теоретическая значимость квалификационной работы определяется высокой актуальностью и противоречивостью проблем, связанных с увеличением дорожно-транспортных происшествий. Теоретическая ценность полученных результатов определяется возможностью дальнейшего углубленного изучения данной проблематики и выработки мер по изменению дорожно-транспортной ситуации в стране в области обеспечении безопасности дорожного движения.
Каждое государство обязано сформировать политику безопасности дорожного движения. Государственная политика в этой области призвана назначать перед собой близкие к реальности цели на довольно протяженный временной этап и предугадывать итоги, которые поддаются измерению. Разработка подобной государственной политической деятельности должно быть основой для определения общенационального намерения об определенных поступках в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Безопасность дорожного движения считается неотъемлемой частью общественной безопасности и выступает в ряду особо важных государственных проблем, решение которых связано с сохранением жизни и здоровья людей.
С целью проанализировать мнение участников дорожного движения об эффективности форм социального контроля по обеспечению безопасности дорожного движения г.Тольятти и выяснить отношения сотрудников ГИБДД относительно оптимизации уровня безопасности дорожного движения, нами было проведено социологическое исследование.
Исходя из результатов анкетного опроса и интервью с инспекторами ДПС, можно сказать, что число дорожно-транспортных происшествий связано с дисциплиной самих пешеходов и водителей, ростом автомобилизации в мире, нарушением или незнанием ПДД, невнимательностью и качеством подготовки водителей, состоянием дорожных покрытий, погодными условиями. Хотелось бы отметить, что во многом, несмотря на то, что качество дорожного покрытия и техническое состояние средств регулирования дорожного движения в целом удовлетворительное, безопасность общественных отношений в области движения во многом зависит от эффективности реализации административного законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения.
При этом, на наш взгляд, немаловажным фактором остается способность индивидов как участников дорожного движения осуществлять саморефлексию собственного поведения, и не следовать за толпой, нарушающих правила дорожного движения. В целом, необходимо осознавать важность самоконтроля в процессе осуществления участия в дорожном движении, поскольку от действий каждого отдельного субъекта зависит не только собственная жизнь, но и здоровье других пользователей дорог.
На основании анализа научной литературы и результатов проведенного социологического исследования сформулируем следующие рекомендации по улучшению ситуации в области обеспечении безопасности дорожного движения:
1. Регулярно проводить профилактические мероприятия (в образовательных учреждениях, по месту работы) с пешеходами и водителями по оптимизации уровня знаний правил дорожного движения;
2. Активная трансляция СМИ актуальной информации по организации и обеспечению безопасности на дорогах, включая социальную рекламу на рекламных щитах вдоль трасс и дорог;
3. Эффективный контроль трезвости водителей транспортных средств и выработка стратегии принудительной медицинской реабилитации водителей.
4. Усиление контроля со стороны Госавтоинспекции за пешеходами и повышение штрафов за переход в неположенном месте или переход улицы на красный сигнал светофора;
5. Установка на дорогах большего количества комплексов фотовидеофиксации нарушений, фиксирующих не только превышение скоростного режима, но и другие нарушения (проезд на красный сигнал светофора, выезд за стоп-линию, непропуск пешехода на нерегулируемом пешеходном переходе, езда по встречной полосе), особенно на тех аварийных участках дорог, где происходит больше всего дорожно-транспортных происшествий.
Научно-практическая и теоретическая значимость квалификационной работы определяется высокой актуальностью и противоречивостью проблем, связанных с увеличением дорожно-транспортных происшествий. Теоретическая ценность полученных результатов определяется возможностью дальнейшего углубленного изучения данной проблематики и выработки мер по изменению дорожно-транспортной ситуации в стране в области обеспечении безопасности дорожного движения.
Подобные работы
- Совершенствование деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в МУП «Троллейбусное управление», г. Абакан
Дипломные работы, ВКР, транспорт. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2022 - Административно-правовые меры обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - Разработка документации по обеспечению безопасности дорожного движения при эксплуатации автобусов ИП Золотарева Л.И
Бакалаврская работа, транспортно-грузовые системы. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ЗОНАХ НЕРЕГУЛИРУЕМЫХ ПЕШЕХОДНЫХ ПЕРЕХОДОВ
Дипломные работы, ВКР, автомобили и автомобильное хозяйство. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - «Административно-правовой статус Государственной инспекции
безопасности дорожного движения МВД РФ»
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Административно-правовой статус Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2017 - Основные направления деятельности Государственной инспекции
безопасности дорожного движения
Дипломные работы, ВКР, Государственное и муниципальное управления. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Разработка нормативно-технологической документации по обеспечению безопасности дорожного движения при эксплуатации транспортных средств в ГБПОУ РХ «Хакасский политехнический колледж» г. Абакан
Дипломные работы, ВКР, автомобили и автомобильное хозяйство. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Производство по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (Карельский филиал))
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2023



