Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Обеспечение безопасности дорожного движения как формы социального контроля

Работа №103776

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы99
Год сдачи2017
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
123
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению социального контроля 9
1.1. Зарубежная традиция в исследовании социального контроля 9
1.2. Социальный контроль в процессе обеспечения безопасности дорожного
движения 18
Глава 2. Анализ системы безопасности дорожного движения в современном российском обществе 30
2.1. Социальные представления об эффективности форм социального
контроля по обеспечению безопасности дорожного движения 30
2.2. Роль агентов социального контроля в обеспечении безопасности
дорожного движения 40
Заключение 51
Список используемой литературы и источников 54
Приложение 1 60
Приложение 2 73
Приложение 3 78
Приложение 4 87
Приложение 5

Актуальность темы исследования. Ежедневный рост автомобилизации в мире является проблемой обеспечения безопасности дорожного движения в России. 15 ноября 2007 года произошло заседание Президиума Госсовета РФ, в котором обсуждался вопрос о совершенствовании муниципального управления в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Президент Российской Федерации, выступая на заседании Государственного совета, рассматривал вопрос, о том, как в дорожно-транспортных происшествиях «теряют здоровье, калечатся и гибнут те, кто относится к наиболее трудоспособной части населения. Это абсолютно невосполнимые потери для нас, для будущего страны» .
Рост материального обеспечения людей, положительные тенденции в экономическом и социальном развитии нашего государства - именно это воздействует на ускорение темпов автомобилизации. По сведениям Государственной инспекции обеспечения безопасности дорожного движения Самарской области, в 2000 году в области насчитывалось 163 транспортных средства на 1000 человек. В 2010 году их количество увеличилось на 91 единицу, т.е. 253 автомобиля. В 2016 году автомобилизация в Самарской области достигла 309 машин на 1000 жителей. Самая главная негативная сторона автомобилизации - это транспортно-дорожный травматизм.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в «Докладе о состоянии безопасности дорожного движения в мире 2015» указывает на тот факт, что половина всех смертельных случаев в результате ДТП происходит с пассажирами транспортных средств (51%), при этом оставшаяся доля трагических исходов «происходит среди наименее защищенных пользователей дорог - мотоциклистов (23%), пешеходов (22%) и велосипедистов (4%)».
Одна из важнейших социально-экономических проблем во всех странах мира - это аварийность транспортных средств. Организация Объединенных Наций характеризует состояние с безопасностью дорожного движения как глобальный кризис, в виду и того факта, что «транспортные средства, продаваемые в 80 % всех стран мира, не отвечают базовым стандартам безопасности».
Сложность и многосторонность социальных отношений, в которые включены все пользователи дорог, с одной стороны, производители транспортных средств, с другой стороны, и государственные органы, формирующие политику в сфере регулирования дорожной ситуации, с третьей стороны, порождает круг острых и противоречивых проблем, которые необходимо решать всему мировому сообществу в ближайшие годы.
Ситуация в России, осложняется, кроме того, несовершенством нормативно-правовой базы, регламентирующей как правила дорожного движения всех его участников, так и требования к нормам строительства дорог и качеству изготовления транспортных средств. В сформировавшихся условиях возрастает роль государственных органов, обеспечивающих контроль над безопасностью дорожного движения - Государственной инспекции МВД РФ, которая в рамках своей деятельности выполняет надзорные, контрольные и индивидуальные разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Степень научной разработанности проблемы. Исследованием проблемы обеспечения безопасности дорожного движения занимались такие ученые как А.И. Куперман, Ю.В. Миронов, О.В. Майборода, Е.П. Попова, О.Ю. Матанцева, Бабков В.Ф. и др.
Повышенный интерес исследователей направлен на изучение задач по обеспечению безопасности дорожного движения. Этой теме посвящены работы В.Ф. Бабкова, А.Г. Будрина, Е.В. Будриной, В.А. Иларионова, А.Э.Горева, В.И. Коноплянко.
В работах Б.В. Россинского, В.И. Жулева, И.Н. Пугачева, Я.В. Хомяка, Ю.А. Кременеца раскрыта роль безопасности в обществе, но она не в абсолютной мере отражает потенциал общей безопасности дорожного движения.
Недостаточная разработанность социологического обоснования проблемы социального контроля как формы обеспечения функционирования системы дорожного движения предопределили выбор темы данного исследования.
Цель бакалаврской работы - изучение особенностей осуществления социального контроля, обеспечивающего безопасность дорожного движения в современном российском обществе.
Объект исследования - социальный контроль.
Предмет исследования - социальная регуляция безопасности дорожного движения как форма социального контроля.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть методологические подходы к изучению основных стратегий социального контроля;
2. Раскрыть понятие, виды и принципы социального контроля, теоретические основы обеспечения безопасности дорожного движения;
3. Проанализировать социальные представления об эффективности форм социального контроля по обеспечению безопасности дорожного движения»;
4. Выявить роль агентов в процессе осуществления профессиональной деятельности по регулированию дорожного движения.
Теоретико-методологическая база исследования.
Психологический (поведенческий) подход (Г. Тард) согласно которому, поведение участников дорожного движения рассматривается с точки зрения коллективного представления о возможностях конкретных действий в той или иной ситуации, другими словами - будет ли личность подражать поведению «толпы»: следовать правилам дорожного движения или нарушать их - зависит от ее социально-психологических особенностей.
Неоинституциональный подход (Н. Флигстин, Л. Тевено) позволяет представить институты социального контроля как совокупность формальных и неформальных правил, с помощью которых регулируются практики повседневной жизни индивидов, то есть институты являются продуктом социального взаимодействия акторов.
Интеракционистский подход (Т. Шибутани) позволяет изучить специфику взаимодействия агентов, осуществляющих социальный контроль над ситуацией в области дорожного движения и всех его участников (пешеходов, водителей, пассажиров, велосипедистов).
Теория общественного договора (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо) позволяет раскрыть феномен безопасности дорожного движения в аспекте культуры согласия как принципа примирения, единения и достижения единства в осознании необходимости строгого соблюдения правил.
Теория социального контроля (Р. Парк, Э. Росс) позволяет рассматривать социальный контроль как важнейшее средство для обеспечения процесса усвоения каждым человеческим существом различных элементов сложившейся в данном обществе культуры.
Гипотеза исследования: в условиях общей социальной напряженности, увеличения рисков и катастроф в российском обществе назрела необходимость установления согласия в сфере обеспечения безопасности дорожного движения как одной из наиболее острых и противоречивых проблем современности в глобальном масштабе.
Методы исследования: анкетный опрос, экспертное интервью.
Эмпирическая база исследования. Для получения социологической информации, отражающей оценку тольяттинцами эффективности форм социального контроля по обеспечению безопасности дорожного движения в г. Тольятти, было проведено анкетирование. В ходе исследования изучается выборочная совокупность в размере 200 респондентов. Исследование носит пилотажный характер. Тип выборки - квотная, пропорциональная выборка. Единицами отбора выступают индивиды 2 групп: 1 группа - участники дорожного движения (мужчины), 2 группа - участники дорожного движения (женщины).
Апробация работы: результаты проведенного исследования отражены в статье, опубликованной в научно-методическом электронном журнале «Концепт» (июнь 2017).
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка используемой литературы и источников и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В соответствии с Федеральной целевой программой по формированию ключевых направлений государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения значимым направлением «в деле обеспечения безопасности дорожного движения является четкое определение масштабов и характера этого социального явления, выработка стратегии, образование специальных органов и консолидация усилий в масштабах страны в целях решения проблемы дорожно-транспортного травматизма».
Каждое государство обязано сформировать политику безопасности дорожного движения. Государственная политика в этой области призвана назначать перед собой близкие к реальности цели на довольно протяженный временной этап и предугадывать итоги, которые поддаются измерению. Разработка подобной государственной политической деятельности должно быть основой для определения общенационального намерения об определенных поступках в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Безопасность дорожного движения считается неотъемлемой частью общественной безопасности и выступает в ряду особо важных государственных проблем, решение которых связано с сохранением жизни и здоровья людей.
С целью проанализировать мнение участников дорожного движения об эффективности форм социального контроля по обеспечению безопасности дорожного движения г.Тольятти и выяснить отношения сотрудников ГИБДД относительно оптимизации уровня безопасности дорожного движения, нами было проведено социологическое исследование.
Исходя из результатов анкетного опроса и интервью с инспекторами ДПС, можно сказать, что число дорожно-транспортных происшествий связано с дисциплиной самих пешеходов и водителей, ростом автомобилизации в мире, нарушением или незнанием ПДД, невнимательностью и качеством подготовки водителей, состоянием дорожных покрытий, погодными условиями. Хотелось бы отметить, что во многом, несмотря на то, что качество дорожного покрытия и техническое состояние средств регулирования дорожного движения в целом удовлетворительное, безопасность общественных отношений в области движения во многом зависит от эффективности реализации административного законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения.
При этом, на наш взгляд, немаловажным фактором остается способность индивидов как участников дорожного движения осуществлять саморефлексию собственного поведения, и не следовать за толпой, нарушающих правила дорожного движения. В целом, необходимо осознавать важность самоконтроля в процессе осуществления участия в дорожном движении, поскольку от действий каждого отдельного субъекта зависит не только собственная жизнь, но и здоровье других пользователей дорог.
На основании анализа научной литературы и результатов проведенного социологического исследования сформулируем следующие рекомендации по улучшению ситуации в области обеспечении безопасности дорожного движения:
1. Регулярно проводить профилактические мероприятия (в образовательных учреждениях, по месту работы) с пешеходами и водителями по оптимизации уровня знаний правил дорожного движения;
2. Активная трансляция СМИ актуальной информации по организации и обеспечению безопасности на дорогах, включая социальную рекламу на рекламных щитах вдоль трасс и дорог;
3. Эффективный контроль трезвости водителей транспортных средств и выработка стратегии принудительной медицинской реабилитации водителей.
4. Усиление контроля со стороны Госавтоинспекции за пешеходами и повышение штрафов за переход в неположенном месте или переход улицы на красный сигнал светофора;
5. Установка на дорогах большего количества комплексов фотовидеофиксации нарушений, фиксирующих не только превышение скоростного режима, но и другие нарушения (проезд на красный сигнал светофора, выезд за стоп-линию, непропуск пешехода на нерегулируемом пешеходном переходе, езда по встречной полосе), особенно на тех аварийных участках дорог, где происходит больше всего дорожно-транспортных происшествий.
Научно-практическая и теоретическая значимость квалификационной работы определяется высокой актуальностью и противоречивостью проблем, связанных с увеличением дорожно-транспортных происшествий. Теоретическая ценность полученных результатов определяется возможностью дальнейшего углубленного изучения данной проблематики и выработки мер по изменению дорожно-транспортной ситуации в стране в области обеспечении безопасности дорожного движения.



1. Абдульзянов А.Р. Социальные детерминанты минимизации рисков в дорожном движении // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2010. - № 8. - С. 218-223.
2. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. - М.: «Политиздат», 1977. - С. 125.
3. Россинский Б.В. Комментарии к Федеральному закону «О безопасности дорожного движения». - М.: «Право и Закон», 1997. - 136 с.
4. Бабков В.Ф. Дорожные условия и безопасность движения. - М.: «Транспорт», 1992. - 256 с.
5. Безопасность жизнедеятельности на дорогах как направление современных психолого-педагогических знаний / Науч. ред. Г.В. Мухаметзянова. - Казань: «Город», 2010. - 110 с.
6. Бергер П., Бергер Б. Социология: биографический подход // Личностно-ориентированная социология. - М.: «Академический Проспект»,
2004. - 207 с.
7. Бернацкий В.О. Философия: конспект лекций: учеб. пособие для студентов всех специальностей и форм обучения / В. О. Бернацкий [и др.] ; под ред. Н. П. Маховой, 2008. - 350 с.
8. Бодров В.А. Оказание медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях // Социально-гуманитарные знания. - 2007. - № 5. - С. 46.
9. Болтански Л., Тевено Л. Социология критической способности // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2000. - № 3. - 18 с.
10. Будрин А.Г., Будрина Е.В. Экономика автомобильного транспорта. - М.: «Академия», 2006. - 134 с.
11. Быченков В.М. Конформизм / Новая философская энциклопедия. Т. 2. - М.: «Мысль», 2001. - 303 с.
12. Воронин Ю.М. Государственный финансовый контроль: вопросы теории и практики. - М.: «Финансовый контроль», 2005. - 432 с.
13. Гилинский Я.И. Криминология. Теория, история, эмпирическая база, социальный контроль. - М.: «Юридический центр», 2009. - 620 с.
14. Гоббс Т. Избранные произведения: в 2-х т. Т. 1. - М.: «Мысль», 1964. - 293 с.
15. Горев А.Э. Основы теории транспортных систем. - СПб.:
«СПбГАСУ», 2010. - 214 с.
16. Доклад о состоянии безопасности дорожного движения в мире 2015 // Всемирная организация здравоохранения, 2015. - 16 с.
17. Жулев В.И. Ответственность участников дорожного движения. - М.: «Юристъ», 1997. - 160 с.
18. Жулев В.И. Предупреждение дорожно-транспортных происшествий. - М., 2006. - 54 с.
19. Захаров Н.Л. Социокультурные и профессиональные регуляторы поведения российского чиновника // Социологические исследования. - 2004.
- № 3. - С. 113-121.
20. Игошев К.Е., Шмаров И.В. Социальные аспекты предупреждения правонарушений: (Проблемы социального контроля). - М.: «Юридическая литература», 1980. - 17 с.
21. Иларионов В.А. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий. - М.: «Транспорт», 1989. - 255 с.
22. История теоретической социологии. В 4-х т. Т. 3. - М.: «Канон», 1997.
- 120 с.
23. Калужский М.Л. Система социальной глобализации. // ЭКО: Всероссийский экономический журнал. - 2003. - № 4. - С. 38-58.
24. Кирьянов В. Проблема детского травматизма на дорогах. Организация и безопасность дорожного движения. - 2007. - №6. - C. 7.
25. Клебельсберг Д. Транспортная психология / Д. Клебельсберг; под ред. В. Б. Мазуркевича. - М.: «Транспорт», 1989. - 366 с.
26. Коноплянко В.И. Основы управления автомобилем и безопасность дорожного движения: учеб. пособие / В. И. Коноплянко. - М.: «Высшая школа», 2005. - 271 с.
27. Коноплянко В.И. Основы безопасности дорожного движения. - М.: «ДОСААФ», 1978. - 326 с.
28. Кременец Ю.А. Технические средства организации дорожного движения. - М.: «Транспорт», 1990. - 298 с.
29. Кузнецова Е.М. Социальный контроль: сущность и методы реализации / Е.М. Кузнецова - М.: «Форум», 2012. - 247 с.
30. Куперман А.И., Миронов Ю.В. Безопасность дорожного движения. - М.: «Академия», 1999. - 327 с.
31. Лебедева М.Ю., Пиджаков А.Ю. Дефиниция «транспортная безопасность» // Научный вестник МГТУГА. 2013. № 196. 69 с.
32. Локк Дж. Сочинения: В 3 т. Т. 3. - М.: «Мысль», 1985-1988. - 312 с.
33. Майборода О.В. Основы управления автомобилем и безопасность движения. - М.: «Академия», 2004. - 158 с.
34. Макаревич Э., Карпухин О. Игры интеллигентов, или Социальный контроль масс. - М.: «ЭКСМО: Алгоритм-Книга», 2003. - 328 с.
35. Матанцева О.Ю. Правовые аспекты экономической устойчивости автотранспортной организации : монография. - М.: «Юстицинформ», 2016. - 314 с.
36. Мельничук И. Государственный финансовый контроль за государственными и муниципальными предприятиями. - М.: «ЮРКНИГА»,
2005. - С. 78-83.
37. Панина Г.В. Социология: методическое пособие / Г.В. Панина - М.: «МГТУ им. Н.Э. Баумана», 2008. - 167 с.
38. Попова Е.П. Оценка экономической эффективности инвестиционных проектов в области повышения безопасности дорожного движения. - М.: «МАДИ», 2001. - 148 с.
39. Пугачёв И. Н. Организация и безопасность движения : Учеб. пособие. - Хабаровск: «Хабар. гос. техн. ун-та», 2004. - 371 с.
40. Родионова С.А. Социальный контроль / Новейший философский словарь. - Мн.: «В.М.Скакун», 1998. - 661 с.
41. Романов А. Н. Автотранспортная психология: учебное / А. Н. Романов. — М.: «Академия», 2002. - 224 с.
42. Руссо Ж.-Ж. Исповедь. Прогулки одинокого мечтателя. Рассуждение о науках и искусствах. Рассуждение о неравенстве. - М.: «Пушкинская библиотека», 2004. - 752 с.
43. Смольков В.Г. Социальный контроль. - 2000. - № 4. - С. 195.
44. Смольяков С.В. Безопасность дорожного движения как подсистема дорожного движения // Перспективы науки. 2011. № 18. С. 142-144.
45. Сорокин П.А. Преступление и кара, подвиг и награда: Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. - СПб.: «РХГИ», 1999. - 337 с.
46. Состояние безопасности дорожного движения. Партнерский обзор по стране: Российская федерация. - 2006. - 171 с.
47. Социальное управление: Словарь. - 74 с.
48. Тадевосян Э.В. Словарь справочник по социологии и политологии. - М.: «Знание»,1996. - 273 с.
49. Тимакова В.В. Некоторые аспекты международного опыта в обеспечении безопасности дорожного движения / В.В. Тимакова - Воронеж: «Вестник Воронежского института ГПС МЧС России», 2012. - №2. - 39 с.
50. Флигстин Н. Поля, власть и социальные навыки // Экономическая социология: новые подходы к институциональному и сетевому анализу / Сост. и науч. ред. В.В. Радаев; пер. М.С. Добряковой и др. М.: «РОССПЭН», 2002. - 121 с.
51. Хайек Ф.А. Познание, конкуренция и свобода (Антология). - СПб.: «Пневма», 1999. - 32 с.
52. Хомов Б.Д. Концептуальное представление транспортного и дорожного обеспечения экономической безопасности / Б.Д Хомов. - 2006. - №3. - С. 5 - 12.
53. Хомяк Я.В. Организация дорожного движения. - Киев.: Высшая школа, 1981.
54. Шахриманьян И.К. Безопасность дорожного движения. / И.К. Шахриманьян - М., 2004. - 38 с.
55. Шибутани Т. Социальная психология. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.
56. Яковлев А.М. Контроль социальный / Энциклопедический
социологический словарь. - М.: «ИСПИ РАН», 1995. - 301 с.
57. Яковлев А.М. Социальный контроль в изменяющемся мире
(нормативно-психологический аспект) / В сб.: Социология и проблемы социального развития. - М.: «Наука», 1978. - 358 с.
58. Яковлев А.М. Теория криминологии и социальная практика. - М.: «Наука», 1985. - 151 с.
Интернет-источники:
59. Автомобилизация населения регионов России (авто/1000 чел.) в 1970 -
2014 годы [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:
https://ru.wikipedia.org/Автомобилизация/(Дата обращения: 14.09.2016)
60. Безопасность дорожного движения глазами его участников,
сотрудников ГИБДД и общества: URL:
http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=113800(Дата обращения: 14.09.2016)
61. Всемирная организация здравоохранения [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:http: //www.who .int/ru/(Дата обращения: 13.01.2016)
62. Вступительное слово на заседании президиума Государственного совета «О состоянии безопасности дорожного движения и мерах по совершенствованию государственного управления в области обеспечения
безопасности дорожного движения» [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http: //archive.kremlin.ru/text/appears/2005/11/97169. shtml (Дата
обращения: 14.01.2016).
63. Кравцов М.Ю. Функции социального контроля//научная статья. - 2011 Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/funktsii-sotsialnogo-kontrolya/(Дата обращения: 17.12.2016).
64. Основные подходы к формированию ключевых направлений государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения за рубежом // Федеральная целевая программа [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.fcp-pbdd.ru/experience/212/23888/(дата обращения: 10.03.2017)
65. Федеральная служба государственной статистики URL
http://www.gks.ru/bgd/regl/b16_39/Main.htm(дата обращения: 10.03.2017).
66. Федеральная целевая программа. Повышение безопасности дорожного движения 2013 - 2020 годах [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL http://www.fcp - pbdd.ru/(Дата обращения: 14.09.2016).
67. Федеральный закон о безопасности дорожного движения (№ 196 - ФЗ от 10.12.1995, редакция от 28.11.2015) [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:http: //www.gibdd.ru(Дата обращения: 14.09.2016).
68. Численность погибших и раненых в результате дорожно-транспортных
происшествий // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:
http://www.gks.ru/bgd/regl/b16_39/Main.htm(дата обращения: 10.03.2017)
Источники на иностранном языке:
69. Park R. Е. On Social Control and Social Behavior. - Chicago, 1969. - P. 185-198.
70. Ross E. A. Social Control. A Survey of the Foundations Order. - Cleveland- London, 1969. - P. 9-15.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ