Введение 15
1 Обзор литературы 17
1.1 Вредные и опасные факторы, общая информация, классификация 17
1.2 Методы и средства защиты 21
1.2.1 Защита от воздействия производственного шума и вибрации 21
1.2.2 Воздействие на человека различных видов излучения 22
1.2.3 Защита от ультрафиолетового излучения 23
1.2.4 Защита от ионизирующих излучений (радиации) 23
1.2.5 Защита от химических и биологических негативных факторов 24
1.2.6 Защита водной среды 25
1.3 Средства обнаружения и измерения вредных и опасных факторов 25
1.4 Учебное оборудование по БЖД 26
1.4.1 Тренажер для отработки навыков по оказанию первой медицинской помощи
«Элтэк-Центр» 26
1.4.2 Исследование микроклимата производственных помещений 27
1.4.3 УЛС «Исследование качества производственного освещения» 28
1.4.4 УЛС «Безопасность жизнедеятельности. Виброзащита» 29
1.4.5 УЛС «Безопасность жизнедеятельности. Звукоизоляция и звукопоглощение». 30
1.4.6 «Электробезопасность в системах электроснабжения» бжд-06/2 31
1.4.7 Изучение энергетических полей рабочей зоны. Защита от СВЧ - излучений . 31
1.4.8 Пожарная безопасность 32
Вывод по разделу 33
2 Объект и методы исследования 34
2.1 Анализ учебного стенда «Изучение свойств шумового воздействия и
эффективности изолирующих перегородок» 35
2.2 Анализ учебного стенда «Установка лабораторная «Защита от вибрации
БЖ4м»» 36
2.3 Анализ стенда «Изучение эффективности и качества освещения» 37
3 Разработка учебно-лабораторной установки «Исследование методов защиты от
производственного шума» 38
3.1 Аналитический обзор рынка учебно-лабораторного оборудования 38
3.1.1 Лабораторный стенд «Безопасность жизнедеятельности. Звукоизоляция и
звукопоглощение» 38
3.1.2 Лабораторный стенд «Исследование способов защиты от производственного
шума» БЖД - 16 40
3.1.3 Лабораторный стенд «Исследование средств звукоизоляции и
звукопоглощения» БЖ-2 41
3.1.4 Лабораторный стенд «Акустическая эмиссия» 42
3.1.5 Лабораторный стенд «Звукоизоляция и звукопоглощение - БЖ 2м» 44
3.2.Техническое задание для создания учебно-лабораторной установки «Исследование методов защиты от производственного шума» 48
4 Результаты разработки 57
5 Финансовый менеджмент, ресурсоэффективность и ресурсосбережение 60
5.1 Резюме проекта 60
5.2 Оценка коммерческого потенциала и перспективности разрабатываемого проекта
с позиции ресурсоэффективности и ресурсосбережения 60
5.2.1 Потенциальные потребители результатов промышленной разработки 61
5.2.2 Анализ конкурентных технических решений 62
5.3 Организация и планирование работы по разработке УЛС 64
5.3.1 Структура работ в рамках проекта 65
5.3.2 Определение трудоемкости выполнения работ, разработка графика
проведения проектной работы 65
5.4 Бюджет на разработку проекта 68
5.4.1 Расчет затрат на амортизацию оборудования 68
5.4.4 Затраты на заработную плату участником проекта 69
5.4.4.1 Расчет основной заработной платы 70
5.4.4.2 Затраты по дополнительной заработной плате 71
5.4.4.3 Отчисления во внебюджетные фонды 71
5.4.5 Формирование сметы затрат на разработку проекта 72
5.5 Определение экономической эффективности разрабатываемого проекта УЛС
«Исследование методов защиты от производственного шума» 72
6 Социальная ответственность 76
6.1 Производственная безопасность 76
6.1.1 Анализ вредных и опасных факторов, которые могут возникнуть на рабочем
месте при проведении исследований 76
6.1.1.1 Освещенность 79
6.1.1.2 Шум 82
6.1.1.3 Микроклимат 83
6.2 Экологическая безопасность 84
6.2.1 Анализ воздействия объекта на атмосферу 84
6.2.2 Анализ воздействия объекта на гидросферу 85
6.2.3 Анализ воздействия объекта на литосферу 85
6.3 Безопасность в чрезвычайных ситуациях 85
6.4 Обоснование мероприятий по защите от действия опасных и вредных факторов. .. 89
6.4 Организационные мероприятия для обеспечения безопасности 91
Заключение по разделу «Социальная ответственность» 91
Заключение 92
Список публикаций студента 93
Список использованных источников: 96
Приложение А 121
Приложение Б 121
Приложение В 123
Приложение Г 125
Приложение Д 126
Для обеспечения профессиональной компетентности выпускников вузов и средне-специальных образовательных учреждений применяют не только лекционные занятия, но и выполнение практических работ в учебных лабораториях, где созданы условия, позволяющие смоделировать определенные воздействия в производственной среде. Такие занятия позволяют будущему специалисту получить практические навыки, необходимые для своей будущей профессиональной деятельности.
Для получения необходимых компетенций обучающимися разрабатывают и внедряют учебно-лабораторные стенды (далее УЛС). Каждый УЛС имеет стандартную комплектацию и, как правило, состоит из:
• учебно-методического пособия;
• экспериментального стенда;
• контрольно-измерительной аппаратуры.
Данная работа является логическим продолжением разработки и создания одного из стендов, в рамках проекта кафедры Экологии и безопасности жизнедеятельности по разработке учебно-лабораторного комплекса «Безопасность жизнедеятельности» (УЛК БЖД).
Актуальность данной работы обуславливается требованиями федеральных государственных образовательных стандартов к результатам освоения образовательной программы по основам инженерно производственной подготовки [1], таким как:
• Владение основными методами научного познания: наблюдение, описание, измерение, эксперимент.
• Умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы.
• Готовность и способность применять методы познания при решении практических задач.
• Владение методами самостоятельного планирования и проведения экспериментов с соблюдением правил безопасной работы с лабораторным оборудованием.
• Владение навыками описания, анализа и оценки достоверности полученного результата задач.
Применение учебно-лабораторного оборудования позволяет закрепить теоретические знания в области безопасности и получить практические навыки. Совершенствование учебно-лабораторных стендов и установок позволит проводить учебные занятия с большей эффективностью для образовательного процесса.
Применение такого оборудование возможно при подготовке как для специалистов в данной области, так и для выпускников инженерно гуманитарных направлений.
В результате проделанной работы поставленная цель была выполнена в полном объеме. Проведенный анализ рынка учебно-лабораторного оборудования показал возможности создания учебного оборудования, превосходящего свои аналоги в плане эффективности развития необходимых компетенций у обучаемых. Применение современных технологий в процессе бучения позволит вывести уровень знаний обучаемых на новый, качественный уровень.
Разработанная установка имеет низкую себестоимость и высокую ценность с точки зрения образовательного процесса, что является отличительными конкурентными преимуществами на рынке учебно - лабораторного оборудования. Возможность проведения научно исследовательских работ в области выявления нарушений органов слуха, и публичных демонстраций звуковых эффектов, также являются уникальной особенностью данной установки.
Доказана актуальность данной работы и её практическая значимость.
1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования, направление 20.03.01 «Техносферная безопасность». С.В. Романенко, Е.В. Ларионова. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //portal.tpu.ru/departments/kafedra/ebg/napr_spec/T ab/OOP_200301 b_2014 .pdf, дата доступа: 19.02.16;
2. Электронный сайт ОБЖ: Основы безопасности жизнедеятельности оборудование / [Электронный ресурс] - Режим доступа: ЬЬр://обж.рф, дата доступа 03.09.15.
3. Студми. Учебные материалы для студентов. Краткий курс лекций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://studme.org/14660522/bzhd/bezopasnost_zhiznedeyatelnosti, дата доступа 03.09.25.
4. РД 2.2.755-99 «Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда, по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса».
5. ГОСТ 12.0.003-80 «Опасные и вредные производственные факторы. Классификация».
6. ГОСТ 12.0.002-15 «МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ».
7. ГОСТ 12.4.125-83 ССБТ. «Средства коллективной защиты
работающих от воздействия механических факторов. Классификация».
8. ГОСТ Р 12.4.230.1- 2007 «СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ
ЗАЩИТЫ ГЛАЗ. Общие технические требования».
9. ГОСТ 12.4.120-83 ССБТ. Средства коллективной защиты от
ионизирующих излучений. Общие технические требования».
10. «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 23.05.2016).
11. Электронный сайт кафедры риска и безопасности
жизнедеятельности [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://orensau.ru/ru/ovuze/2618, дата доступа: 03.09.15
12. АСУ микроклиматом на базе микропроцессорных регуляторов
ОВЕН [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.elec.ru/news/2010/05/24/asu-mikroklimatom-na-baze- mikroprotsessornykh-regu.html, дата доступа: 03.09.15.
13. Электронный сайт компании «Новый стиль», Лабораторные стенда БЖД / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://newstyle-y.ru/high- school/bzhd/laboratornye-stendy-bzhd/item_7343/. Дата доступа: 03.09.15.
14. Электронный сайт «Учебно-лабораторные стенда» НТЦ-17.55.4
«Безопасность жизнедеятельности. Виброзащита» / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ips-
edu. com/index.php?route=product/product&path=134&product_id=580, дата
доступа: 03.09.2015.
15. Исследование шумов в производственных помещениях. Методические указания к выполнению лабораторной работы по курсу “Безопасность жизнедеятельности” для студентов всех специальностей. - Томск: Изд. ТПУ, 2009 - 21 с
16. Электронный сайт компании «Новый стиль», Лабораторные стенда БЖД / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://newstyle-y.ru/high- school/bzhd/laboratornye-stendy-bzhd/item_7343/. Дата доступа: 12.09.15;
17. Направления подготовки бакалавриата, Томский политехнический университет / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://abiturient.tpu.ru/study/directions-list/200301.html, дата доступа: 03.09.2015
18. Программа подготовки магистратуры, 20.04.01 «Техносферная безопасность» / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //masters .tpu.ru/priemnaya-kampaniya/napravleniya-podgotovki/texnosfernaya- bezopasnost.html, дата доступа: 03.09.2015.
19. Горное дело, специалитет, электронный сайт ТПУ / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://abiturient.tpu.ru/study/directions-list/210504.
20. ГОСТ Р 22.1.02-95 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Термины и определения»
21. Инструкция пользования измерителем шума ВШВ-003-М2
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
portal.tpu.ru>SHARED/p/PETAKULOV/Tab1/LAB_BGD.pdf. Дата доступа
04.09.15
22. Электронный сайт компании «220 Вольт», Шумомер ADA ZSM 330 / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://tomsk.220-volt.ru/catalog- 250573/#frommarket=1, дата доступа: 10.10.15.
23. Электронный сайт компании «Наука плюс». Лабораторный стенд
«Безопасность жизнедеятельности. Звукоизоляция и звукопоглощение» / [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.naukaplus.com/catalog/the_labware/bezopasnost_giznedeyatelnosti/ntts_
17_55_5 bezopasnost_giznedeyatelnosti zvukoizolyatsiya_i_zvukopogloshchenie
_/, Дата доступа: 15.07.15.
24. Электронный сайт компании «Новый стиль», Лабораторные стенда БЖД / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://newstyle-y.ru/high- school/bzhd/laboratornye-stendy-bzhd/item_7343/ Дата доступа: 12.09.15;
25. Электронный сайт Уральского Федерального Университета имени первого Президента России Б.Н.Ельцина // Измерение уровней шума производственного оборудования / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://media.ls.urfu.ru/461/1182/2486/2522/ Дата доступа 04.03.16
26. Исследование шумов в производственных помещениях. Методические указания к выполнению лабораторной работы по курсу “Безопасность жизнедеятельности” для студентов всех специальностей. - Томск: Изд. ТПУ, 2009 - 21 с
27. «Лабораторный практикум жизнедеятельности». Для студентов всех специальностей: учебное пособие. Ю.А. Амелькович, М.В. Гуляев, М.Э.
Гусельников, А.Г. Дашковский, Т.А. Задорожная, В.Н. Извеков, А.Г. Кагиров,
К.М. Костырев, В.Ф. Панин, А.М. Плахов, С.В. Романенко - Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2010. - 236 с
28. ГОСТ Р 12.4.255-2011 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органа слуха. Общие технические требования. Механические методы испытаний
29. Электронный сайт «Азбука здоровья». Нейросенсорная тугоухость (неврит слухового нерва): симптомы, лечение, диагностика, прогноз / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://zdravotvet.ru/nejrosensornaya- tugouxost-nevrit-sluxovogo-nerva-simptomy-lechenie-diagnostika-prognoz/, Дата доступа: 10.10.15.
30. ГОСТ 12.2.064-81 ССБТ. «Органы управления производственным оборудованием. Общие требования безопасности»
31. ГОСТ 28139-89 «Оборудование школьное. Общие требования безопасности»;
32. Финансовый менеджмент, ресурсоэффективность и ресурсосбережение: учебно-методическое пособие / И.Г. Видяев, Г.Н. Серикова, Н.А. Гаврикова, Н.В. Шаповалова, Л.Р. Тухватулина З.В. Криницына; Томский политехнический университет. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2014. - 36 с.
33. №157 Бюджетные организации: бухгалтерский учет и
налогообложение", N 11, ноябрь 2014 г.
34. ГОСТ 12.0.004-90. «Организация обучения работающих
безопасности труда. Общие положения».
35. ГОСТ 12.1.004-91 ССБТ. «Пожарная безопасность. Общие
требования» (с изм. №1)
36. ГОСТ 12.4.011-89 «Средства защиты работающих»;
37. ГОСТ 12.1.005-88. ССБТ. Общие санитарно-гигиенические
требования к воздуху рабочей зоны.
38. ГОСТ 30494-2011 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях»
39. СНиП 23-05-10 «Естественное и искусственное освещение»;
40. СанПиН 2.2.4.548-96 Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений
41. ГОСТ 12.0.003-74 ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация (с Изменением N 1)
42. ГОСТ 12.1.004-91 ССБТ. «Пожарная безопасность. Общие требования» (с изм. №1);
43. ГОСТ 12.1.012-2004 - Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования
44. ГОСТ 12.1.003-2014 «Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности»
45. СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки»
46. ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ. Общие санитарно-гигиенически требования к воздуху рабочей зоны (с Изменением N 1)
47. 12.4.021-74 «Система стандартов безопасности труда. СИСТЕМЫ ВЕНТИЛЯЦИОННЫЕ Общие требования»
48. Р 54578-2011 «Воздух рабочей зоны. АЭРОЗОЛИ
ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ФИБРОГЕННОГО ДЕЙСТВИЯ. Общие принципы гигиенического контроля и оценки воздействия»
49. Электронный сайт Контроль качества воздуха, защита окружающей
среды, здоровье населения / Влияние пожаров на экологию и здоровье населения / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://alfa.moreprom.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=91:2013- 03-19-06-02-51 &catid=51:2013-03-01 -06-32-52&Itemid=67, Дата доступа:
13.11.15.
50. Михалев Ю.А. Эффективность профилактики лесных пожаров / Ю.А. Михалев, Л.М. Ряполова // Лесное хозяйство. 2008. № 2.
51. ГОСТ 12.1.004-91 ССБТ. «Пожарная безопасность. Общие требования» (с изм. №1).
52. ГОСТ 12.4.009-83 «Пожарная техника для защиты объектов».
53. ГОСТ 12.1.004 «Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность»
54. ГОСТ 12.1.010 «Взрывобезопасность. Общие требования«;
55. ППБ-01-93 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»»
56. Приказ МВД России от 14.12.1993 N 536 «О введении в действие Правил пожарной безопасности в Российской Федерации»
57. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
58. ГОСТ Р 53291-2009 «Техника пожарная. Переносные и передвижные устройства пожаротушения с высокоскоростной подачей огнетушащего вещества. Общие технические требования. Методы испытаний»
59. ПУЭ «Правила устройства электроустановок» 7 издание, от 08.07.2002 № 204
60. ГОСТ 12.1.038-82 (2001) «Электробезопасность. Предельно
допустимые значения напряжений прикосновения и токов».
61. Электронный сайт «Научно-исследовательский институт
ОХРАНЫ ТРУДА в г.Иваново» Оценка освещения рабочих мест / [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://niiot.su/download/development.doc, Дата доступа: 14.03.2016.