Введение 4
Глава 1. Проблема оптимизации эмоциональных отношений детей старшего дошкольного возраста в семье в психолого-педагогических исследованиях 9
1.1 Влияние особенностей семейных взаимоотношений на возникновение эмоциональных трудностей и нарушений семейного взаимодействия родителей и детей старшего дошкольного возраста 9
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий оптимизации эмоциональных отношений детей старшего дошкольного возраста в семье 19
Глава 2. Экспериментальное исследование оптимизации
эмоциональных отношений детей 5-6 лет в семье 28
2.1 Выявление особенностей эмоциональных отношений и типа
семейного воспитания детей 5-6 лет в семье 28
2.2 Экспериментальная работа по реализации психолого-
педагогических условий оптимизации эмоциональных отношений ребенка детей 5-6 лет в семье 41
2.3 Определение эффективности апробированных психолого-педагогических условий оптимизации эмоциональных отношений детей 5-6 лет в семье 47
Заключение 56
Список используемой литературы 59
Приложение 62
Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с различными сферами бытия.
Задача дошкольного образования состоит не в том, чтобы максимально ускорить развитие ребенка, форсировать сроки и темпы перевода его на позицию «школьника», а в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полной реализации всех его возможностей. Огромная роль в реализации этой задачи принадлежит не только и не столько дошкольной образовательной организации (далее ДОО), сколько семье.
Воспитатели и педагоги-психологи в последнее время отмечают увеличение в группах общеразвивающей направленности ДОО «проблемных» детей. «Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети - почти всегда результат «неправильно» сложившихся отношений между близкими родственниками. Следствия этих нарушений могут в дальнейшем проявляться не только в поведенческой, но и в когнитивной, эмоциональной, мотивационных сферах, и проявляться как неприязнь, негативизм, безразличие, безответственность, а также в виде более серьезных расстройств, таких как: агрессивность, правонарушения, общее асоциальное поведение.
Проблемы в детско-родительских отношениях, связанные, прежде всего, с проявлениями отчуждения, неприятия, лишения ребенка любви и участия, возможно приведут к нежелательным изменениям в личности ребенка, которые не могут быть в полной степени скорректированы в более позднем возрасте. Об этом свидетельствуют данные А. Адлера, И.А. Залысиной, Т.М. Землянухиной, М.И. Лисиной, Е.О. Смирновой, А. Фрейда и других ученых.
Поэтому ранняя диагностика и коррекция этих нарушений, предупреждение причин их появления становятся важным звеном в деятельности ДОО. Этим, прежде всего, обуславливается актуальность нашего исследования.
Мировая практика психолого-педагогической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятное взаимодействие в семье [6, с. 5]. Поэтому в современной детской психологии и дошкольной педагогике детские симптомы, психологические проблемы рассматриваются во всей сложности их семейных взаимосвязей. Это означает значимость вопроса изучения тех или иных нарушений во взаимоотношениях родителей и детей в семье, влияющих на проявление тех или иных проблем в эмоциональных отношениях ребенка старшего дошкольного возраста .
По словам В.Н. Мясищева: «Достаточно взглянуть на любое глубокое переживание человека, чтобы убедиться в том, что в основе переживаний лежат взаимоотношения человека с различными сторонами окружающего, что болезненные переживания являются лишь следствием нарушенных взаимоотношений» [28]. А семейные отношения, как правило, выступают в роли самых существенных для индивида. На ранних, наиболее важных для дальнейшего развития, этапах жизни семья является единственной, а позднее наиболее значимой социальной группой, в которую включен человек. Можно предположить, что нарушения, возникающие во взаимоотношениях между ее членами, влияют на формировании дисфункциональных особенностей отношений самого ребенка к тем или иным членам семьи.
Наряду с пониманием этого вопроса можно выделить следующее противоречие: воспитатели и педагоги-психологи в последнее время отмечают увеличение в ДОО «проблемных» детей, но они не придают должного значения тому, что «проблемные», «эмоционально неустойчивые», «непослушные» и «невозможные» дети, как правило, результат «неправильно» сложившихся отношений между близкими родственниками в семье.
Выявленное противоречие обусловило постановку ключевой проблемы исследования - создание каких психолого-педагогических условий способно помочь педагогам в построении эффективного педагогического процесса, направленного на оптимизацию эмоциональных отношений детей 5-6 лет в семье?
Исходя из проблемы, определена тема нашего исследования - «Психолого-педагогические условия оптимизации эмоциональных отношений детей 5-6 лет в семье».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия, способствующие оптимизации эмоциональных отношений детей 5-6 лет в семье.
В связи с этим объектом нашего исследования является процесс оптимизации эмоциональных отношений детей 5-6 лет в семье.
Предметом исследования выступают психолого-педагогические условия, способствующие оптимизации эмоциональных отношений детей 5-6 лет в семье.
В соответствии с объектом, предметом и целью работы, мы выдвигаем следующую гипотезу исследования: оптимизации эмоциональных
отношений детей 5-6 лет в семье будет способствовать создание следующих психолого-педагогических условий:
- организация диагностики внутрисемейных отношений с целью выявления нарушений семейного воспитания и особенности эмоциональных отношений ребенка в семье;
- организация психолого-педагогического просвещения родителей с целью повышения уровня их педагогической культуры;
- создание предпосылок для возникновения детско-взрослого сообщества субъектов образовательного процесса с активным и разносторонним привлечением родителей к взаимодействию с детьми и воспитателями на базе ДОО.
Для того чтобы доказать или опровергнуть выдвигаемую нами гипотезу необходимо решить ряд задач исследования.
1. Изучить теоретические основы оптимизации эмоциональных отношений детей старшего дошкольного возраста в семье.
2. Выявить особенности эмоциональных отношений и тип семейного воспитания детей 5-6 лет в семье.
3. Обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия, способствующие оптимизации эмоциональных отношений детей 5-6 лет в семье.
4. Определить эффективность апробированных психолого-
педагогических условий оптимизации эмоциональных отношений детей 5-6 лет в семье.
Теоретической основой нашего исследования выступили:
- теоретические положения о влиянии взрослого на развитие личности ребенка Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.С. Мухиной, Д.Б. Эльконина;
- теория эмоциональной привязанности как условия установления адекватных семейных отношений Дж. Боулби и М. Эйсворта;
- теоретические положение о развитии эмоциональной сферы А.В. Запорожца.
В нашей работе мы использовали ряд методов исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- психолого-педагогический эксперимент: констатирующий,
формирующий и контрольный этапы; тестирование, анкетирование, опрос;
- количественный и качественный анализ полученных результатов.
Новизна исследования состоит в выявлении и обосновании психолого-педагогических условий оптимизации эмоциональных отношений детей 5-6 лет в условиях семьи.
Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что в процессе исследования была дана характеристика уровням развития эмоциональных отношений детей 5-6 лет в условиях семьи.
Экспериментальной базой исследования явилось МАДОУ д/с «Сказка» с. Пономаревка Пономаревского района Оренбургской области.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения педагогами и педагогами-психологами дошкольных образовательных организаций выявленных и обоснованных психолого-педагогических условий оптимизации эмоциональных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях семейного воспитания.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав заключения, списка используемой литературы (36 источников) и 6 приложений. Работа проиллюстрирована 5 таблицами и 10 рисунками.
Важность в становлении личности ребенка эмоциональных отношений в семье подтверждается исследованиями Дж. Боулби, В.И. Гарбузова, Р. Дрейкурса, В. Золца, М.И. Лисиной, Е.Т. Соколовой, Э.Г. Эйдемиллера.
Гармоничные отношения в семье, которые проявляются в любви, поддержке, привязанности создают у ребенка ощущение полной безопасности и защищенности, побуждают его к активности, к реализации своих способностей, к творчеству.
Но все чаще исследователи констатируют тот факт, что эмоциональный контакт родителей с ребенком потерян в связи с занятостью, неуверенностью, тревожностью родителей, с нестабильностью окружающей ситуации, которая ведет к стрессам в семье, к крушению надежд личностного самоопределения и т. д. (А. Лоуэн, Е.Т. Соколова, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстецкий, А. Янов).
В силу перечисленных причин в семейном воспитании наблюдаются нарушения, которые, в частности, в старшем дошкольном возрасте предстают в виде доминирующей гиперпротекции. Это нарушение означает, что процесс развития детей сопровождается запретами, повышением требовательности со стороны родителей к ребенку, что, в свою очередь, вызывает у него подавление отрицательных чувств по отношению к тем или иным членам семьи.
Задача воспитателя обеспечить оптимизацию внутрисемейных отношений родителей с детьми, которая, конечно же, будет иметь опосредованный характер, так как семья - это относительно закрытая микрогруппа.
Выявленный нами в результате теоретического анализа ряд психолого - педагогических условий, призван обеспечить такую оптимизацию.
Констатирующий этап эксперимента позволил нам выделить три условные группы детей и родителей:
1 группа - родители и дети - 23 семьи, что составило 45%. Это семьи в которых не был выявлен определенный тип негармоничного воспитания;
2 группа - родители и дети - 26 семей, что составило 51%. Семьи, где проявилась доминирующая гиперпротекция как тип дисгармоничного воспитания;
3 группа - дети и родители - 2 семьи, что составило 4%. Семьи, где проявилось эмоциональное отвержение.
В ходе экспериментальной работы мы обосновали и экспериментально проверили следующие психолого-педагогические условия:
- организация диагностики внутрисемейных отношений с целью выявления нарушений семейного воспитания и особенности эмоциональных отношений ребенка в семье;
- организация психолого-педагогического просвещения родителей с целью повышения уровня их педагогической культуры;
- создание предпосылок для возникновения детско-взрослого сообщества субъектов образовательного процесса с активным и разносторонним привлечением родителей к взаимодействию с детьми и воспитателями на базе ДОО.
Все эти психолого-педагогические условия были апробированы и получили подтверждение в собственной эффективности. Были выявлены основные формы и методы взаимодействия ДОО и родителей, которые позволили нам обеспечить действенный подход к оптимизации внутрисемейных эмоциональных отношений и развитию личности ребенка как в ДОО, так и в семье.
Результаты контрольного среза позволили выявить нам динамику развития эмоциональных отношений детей 5-6 лет в семье:
- количество родителей и детей в первой группе, у которых не был выявлен определенный тип негармоничного воспитания - увеличилось на 18%;
- количество семей, отнесенных нами условно ко второй группе, где проявилась доминирующая гиперпротекция, как тип дисгармоничного воспитания - уменьшилось на 16%
- показатель по 3 группе детей и родителей, с ярко выраженным эмоциональным отвержением, уменьшился в два раза и составил 2%.
Результаты исследовательской работы являются важным звеном в психогигиене детей и дают возможность разрабатывать развивающие и коррекционные программы, нацеленные на формирование детско-взрослого сообщества, предупреждение возможных нарушений семейного воспитания, создание условий, в которых ребенок не будет подавлять своих отрицательных чувств, боясь натолкнуться на неприятие и гнев со стороны взрослых.
1. Абраменко, В.В. Проблема отчуждения в психологии [Текст] /
B. В. Абраменко // Вопросы психологии. - 2012. - № 1. - С. 5.
2. Авдеева, Н.Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве [Текст] / Н.Н. Авдеева // Вопросы психологии. - 2014. - № 4. -C. 10.
3. Авдеева, Н.Н. Зависимость типа привязанности ребенка ко взрослому от особенностей взаимодействия [Текст] / Н.Н. Авдеева, Н.А. Хаймовская // Психологический журнал. - 2004. - № 1. - С. 22.
4. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры [Текст] / Э. Берн. - СПб. : Лениздат, 1992. - С. 180.
5. Богуславский, М. Василий Александрович Сухомлинский: цели и смыслы воспитания [Текст] / М. Богуславский // Народное образование.
-2008. - № 9. - С. 261-266.
6. Брутман, В.И. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матерей [Текст] / В.И. Брутман, Н.Я. Варга // Психологический журнал. - 2012. - № 2. - С. 5.
7. Виноградова, Н.Ф. Дети, взрослые и мир вокруг [Текст] / Н.Ф. Виноградова, Т.А. Куликова. - М., 1993. - С. 112.
8. Воспитание дошкольника в семье [Текст] / Под ред. Т.А. Марковой. - М. : Педагогика, 1979. - С. 44-112.
9. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М. : ТЦ Сфера, 2002. - С. 7.
10. Гребенников, И.В. Основы семейной жизни [Текст] / И.В. Гребенников.
- М. : Просвещение,1991. - 256 с.
11. Захаров, А.И. Психологический словарь [Текст] / А.И. Захаров. - М. : Просвещение, 1997. - С. 21.
12. Кларина, Л.М. Профессионально-семейная общность как субъект образования и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / Л.М. Кларина [и др.] // Современное состояние и перспективы развития дошкольного образования: Сб. научн. ст. - М., 2010. - С. 164-177.
13. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М. : Владос, 2004. - 416 с.
14. Куликова, Т.А. Семейная педагогика [Текст] / Т.А. Куликова. - М. : Академия, 2001. - 462 с.
15. Лебединский, В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция [Текст] / В.В. Лебединский. - М., 1985. - С. 67.
16. Лоуэн, А. Терапия, которая работает с телом [Текст] / А. Лоуэн. - СПб. : Речь, 2000. - С. 104.
17. Мещерякова, С.Ю. Психологическая готовность к материнству [Текст] / С.Ю. Мещерякова // Вопросы психологии. - 2006. - № 5. - С. 20.
18. Мухаметрахимов, Р.Ж. Взаимодействие и привязанность матерей и младенцев группы риска [Текст] / Р.Ж. Мухаметрахимов // Вопросы психологии. - 1998. - № 6. - С. 25.
19. Мухаметрахимов, Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца [Текст] / Р.Ж. Мухаметрахимов // Вопросы психологии. - 2014. - № 6. - С. 23.
20. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. - М. : Педагогическое общество России, 2000. - С. 248-310.
21. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе [Текст] / Р.В. Овчарова. - М. : Сфера, 1998. - С. 18.
22. Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога [Текст] / Р.В. Овчарова. - М. : Просвещение, 1996. - С. 46-66.
23. Пезешкиан, Н. Психотерапия повседневной жизни: тренинг разрешения конфликтов [Текст] / Н. Пезешкиан. - СПб. : Речь, 2013. - С. 51.
24. Поддьяков, Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста [Текст] / Н.Н. Поддьяков. - М., 1996. - С. 245.
25. Самоукина, Н.В. Симбиотический аспект отношений между матерью и ребенком [Текст] / Н.В. Самоукина // Психологический журнал. - 2000. - № 3. - С. 46.
26. Сатир, В. Психотерапия семьи [Текст] / В. Сатир. - СПб. : Ювента, 1999. - С. 13-18; 54-57; 70.
27. Слободчиков, В.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности - Основы психологической антропологии [Текст] / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - Москва : Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2013. - 412 с.
28. Смирнова, Е.О. Опыт исследования структуры и динамики родительских отношений [Текст] / Е.О. Смирнов // Психологический журнал, 2000. - № 3. - С. 14.
29. Смирнова, Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент [Текст] / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. - 1995. - № 3. - С. 139-144.
30. Соколова, Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности [Текст] / Е.Т. Соколова. - М. : МГУ, 1989. - С. 206.
31. Субботский, Е.В. Ребенок открывает мир [Текст] / Е.В. Субботский. - М., 1991. - 312 с.
32. Субботский, Е.В. Психология отношений партнерства у дошкольников [Текст] / Е.В. Субботский. - М., 1976. - 248 с.
33. Хямяляйнен, Ю. Воспитание родителей [Текст] / Ю. Хямяляйнен. - М. : Просвещение, 1993. - С. 48.
34. Эйдемиллер, Э.Г., Психология и психотерапия семьи [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий. - СПб.: Питер, 2001. - С. 19.
35. Эйдемиллер, Э.Г. Семейная психотерапия [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий. - Л. : Медицина, 1990. - С. 19.
36. Эмоциональное развитие дошкольника [Текст] / Под ред. А.Д. Кошелевой. - М. : Просвещение, 1985. - С. 112-146.