Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты формирования иноязычных грамматических навыков при обучении английскому языку младших школьников
1.1. Особенности и сущность иноязычного грамматического навыка в методике преподавания
1.2. Игровые технологии как средство обучения младших школьников в процессе изучения иностранного языка
1.3. Игровые технологии как средство формирования иноязычных грамматических навыков у младших школьников на уроках английского языка
Выводы по первой главе 25
Глава 2 Анализ сформированности иноязычных грамматических навыков у младших школьников на уроках английского языка
2.1. Изучение проблемы формирования иноязычных
грамматических навыков при обучении иностранному языку
в педагогической практике
2.2. Апробирование игровых технологий, направленных на формирование грамматического навыка на уроках английского языка в 4 «В» классе
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования до и после
проведения эксперимента
Выводы по второй главе 44
Заключение 45
Список используемой литературы 47
Приложения 51
Согласно новым государственным стандартам по иностранному языку основным назначением предмета «Иностранный язык» является формирование коммуникативной компетенции. Под коммуникативной компетенцией понимают способность и готовность осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка, в устной и письменной форме, в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения, доступных для школьника. При этом практическое владение грамматикой иностранного языка признается базовым компонентом коммуникативной компетенции и составляет основу всех видов речевых умений. На начальном этапе обучения закладывается фундамент языковых навыков и речевых умений, необходимых для дальнейшего изучения иностранного языка. В младших классах очень важно сформировать связь грамматического навыка с его речевой функцией, это происходит в том случае, когда формирование грамматического навыка происходит в условиях максимально приближенных к естественному процессу использования родного языка. Для формирования иноязычных грамматических навыков у младших школьников наиболее продуктивно использование игровых технологий, они способствуют моделированию условий реального общения. Так же игра является понятной и естественной деятельностью для младших школьников и служит средством обучения языку, выработки у учащихся языковых навыков и речевых умений.
Данная тема важна для изучения и практического применения в школах, является актуальной в связи с учетом новых веяний в системе образования, дающих простор преподавателям для новаторства и внедрения в жизнь собственных идей и решений. Игровые технологии наиболее приемлемы для применения в младших классах, т.к. именно здесь и существуют неограниченные возможности для реализации творческого потенциала, как преподавателя, так и учащихся.
Проблема формирования иноязычных грамматических навыков рассматривается в работах отечественных педагогов и методистов (И.Л. Бим, Е.И.Пассов, Г.В.Рогова, З.Н. Никитенко, Н.Д. Гальскова).
Объектом исследования является процесс формирования иноязычных грамматических навыков на уроках английского языка.
Предметом исследования являются игровые технологии при формировании иноязычных грамматических навыков у младших школьников.
Цель: повысить эффективность сформированности грамматического навыка посредством применения игровых технологий.
Задачи:
1) изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования иноязычных грамматических навыков посредством игровых технологий;
2) выявить уровень сформированности иноязычных грамматических навыков у младших школьников;
3) разработать и апробировать на практике серию игр, направленных на формирование иноязычных грамматических навыков.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования, обусловленные его предметом, целями и задачами: теоретические - анализ психолого-педагогической литературы, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ; эмпирические - изучение предметно - игровой среды, беседы с учителем, наблюдения, констатирующий и формирующий эксперименты; методы обработки результатов - статистическая обработка фактического материала исследования, представленная в виде диаграмм.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в образовательном процессе при обучении младших школьников на начальной стадии обучения.
Структура бакалаврской работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав (теоретического и практического характера), выводов по каждой главе, заключения, списка используемой литературы, семи приложений.
В процессе исследования были изучены теоретические аспекты формирования грамматического навыка посредством игровых технологий. На основе изученного теоретического материала были рассмотрены следующие понятия:
- грамматический навык - синтезированное действие по выбору моделей, адекватное речевой задачи в данной ситуации и правильному оформлению речевой единицы любого уровня, и служащее одним из условий выполнения речевой деятельности;
- игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры), при этом образовательные задачи включаются в содержание игры.
Была рассмотрена технология формирования грамматических навыков, преимущества использования игровых технологий на уроках английского языка при работе с младшими школьниками и типология игр.
Практическая часть исследования проводилась на базе МБУ «Школа им. С.П. Королёва», в нём принимали участие обучающиеся 4 «В» класса.
На первом этапе исследования был проведён констатирующий эксперимент, целью которого было определить уровень сформированности иноязычного грамматического навыка у обучающихся 4 «В» класса. Были определены показатели сформированности иноязычных грамматических навыков. Результаты показали, что экспериментальная группа обладает недостаточным уровнем сформированности грамматического навыка. Знания учащихся неравномерные. На констатирующем этапе эксперимента так же применялись такие методы исследования как: наблюдение урока, беседа с учителем, анализ УМК. Все это позволило сделать выводы, послужившие основой разработки серии игр, направленных на формирование грамматического навыка.
Целью формирующего этапа эксперимента являлось разработать и апробировать серию игр, направленных на формирование иноязычных грамматических навыков. Игры разрабатывались в соответствии с этапами формирования грамматического навыка. Все разработанные игры способствуют созданию на уроке коммуникативной ситуации, активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроке. С учащимися была проведена серия уроков, на которых целенаправленно применялись разнообразные виды игр, направленные на формирование грамматических навыков у обучающихся 4 «В» класса.
На заключительном этапе был проведён контрольный эксперимент, целью которого являлось проанализировать динамику изменения уровня сформированности грамматического навыка у обучающихся. Контрольный эксперимент показал, что данная серия игр способствовала повышению уровня сформированности грамматического навыка. Заметна положительная тенденция по сравнению с констатирующим экспериментом.
Таким образом, цель исследования достигнута. Полученный в ходе исследования материал может послужить базой для экспериментального исследования возможностей игр на этапе формирования грамматического навыка. Разработанная серия игр может быть использована в образовательном процессе на уроках в 4-х классах в качестве готового дополнительного материала к УМК «Spotlight».
1. Белякова, С.В. Игра как эффективное средство обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста [Текст] / С.В. Белякова // Иностранные языки в школе. - 2013. - № 6. - С.25-28.
2. Бачаров, Л.Н. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступенях обучения [Текст] / Л.Н. Бачаров // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 3. - С. 66 - 68.
3. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика : учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин.яз высш. пед. учеб. Заведений [Текст] / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. - 336 с.
4. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика: учебное пособие [Текст] / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - М.: Академия, 2006. - 336с.
5. Гальскова, Н.Д.Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителей [Текст] / Н.Д. Гальскова. - М.: АРКТИ, 2003. -192 с.
6. Гальскова, Н.Д, Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: Методическое пособие [Текст] / Н.Д. Гальскова, З.Н. Никитенко. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 240 с.
7. Гез, Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник [Текст] / Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов и др. - М.: Высшая школа, 1982. - 373 с.
8. Григорьева, М.Б. Использование игровых приемов на уроках иностранного языка [Текст] / М.Б. Григорьева // Иностранные языки в школе. - 2011. - № 10. - С.47-50.
9. Грузинская, И.А. Методика преподавания английского языка в средней школе [Текст] / И.А. Грузинская, - изд. 5-е - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1947. - 223с.
10. Денисова, Л.Г. Использование игровых элементов на начальном этапе обучения английскому языку [Текст] / Л.Г. Денисова // Иностранные языки в школе. - 2007. - № 4. - С. 26 - 27.
11.Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе: учебное пособие [Текст] / И.И. Зимняя. - М.: Просвещение, 1991. - 221с.
12.Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2003. - 384 с.
13. Иванцова, Т.Ю. Игры на английском языке [Текст] / Т.Ю. Иванцова // Иностранные языки в школе. - 2008. - №4. - С. 52-57.
14. Копытко В.Н. Обучение грамматической стороне иноязычной устной речи [Текст] / В.Н. Копытко // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2017. - №11. - С. 208-212.
15. Лабушева Т.М. Геймификация как средство повышения мотивации студентов [Текст] / Т.М. Лабушева, Т.Н. Ямских, Н.Н. Слепченко// Грамота. - 2017. - № 8. - С.188-190.
16. Леонтьев, А.А. Общая методика обучения иностранным языкам. Хрестоматия [Текст] / А.А. Леонтьев. - М.: Просвещение, 2011. - 360 с.
17. Леонтьев, А.А. Принцип коммуникативности сегодня [Текст] / А.А. Леонтьев// Иностранные языки в школе. - 2009. - №2. - С.30-32.
18. Мильруд Р.П. Методика преподавания иностранным языкам. English Teaching Methodology [Текст] / Р.П. Мильруд. - М., 2005. - 400 с.
19. Миньяр-Белоручев, Р.К. Методический словник Толковый словарь терминов методики обучения языкам [Текст] / Р.К. Миньяр-Белоручев - М.: Стелла, 1996. - 144с.
20. Миролюбов, А.А. Общая методика преподавания иностранных языков в средних учебных заведениях [Текст] / А.А. Миролюбов. - М.: Академия, 2003. - 373с.
21. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. пособие [Текст] / Е.А. Маслынко, П.К. Бабинская, А.Ф.Будько, С.И.Петрова. - 5-е изд., стереотип. - Мн.: Высшая школа, 2004. -522с.
22. Орлова О.В. Геймификация как способ организации обучения [Текст] / О.В. Орлова, В.Н. Титова // Вестник ТГПУ. - 2015. - № 9. - С. 60-63.
23. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка [Текст] / Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева. - М.: Феникс, 2010. - 640с.
24. Петричук, И.И. Еще раз об игре [Текст] / И.И. Петричук // Иностранные языки в школе. - 2008. - №2. - С.37-42.
25. Пассов Е.И. Формирование лексических навыков : учеб. пособие [Текст] / под. ред. Е.И. Пассова, Е.С.Кузнецовой. - Воронеж.: Альтернатива, 2002. - 142 с.
26. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе
[Текст] / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. - М.:
Просвещение, 1991. - 287с.
27. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий // Одинцовские чтения [Текст] / Г.К. Селевко. - М.: 2005. - 556с.
28. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: пособие для студентов пед.вузов и учителей [Текст] / Е.Н. Соловова. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2006. -239 с.
29. Стайнберг Дж. 110 игр на уроках английского языка [Текст] / Дж. Стайнберг. - М.: Астрель, 2003. -124 с.
30. Стронин, М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка (Из опыта работы) [Текст] / М.Ф. Стронин. - М.: Просвещение, 1984. - 112 с.
31. Татарницева, С.Н. Методика преподавания иностранных языков : теория и практика : учеб. - метод. пособие [Текст] / С.Н. Татарницева.
- Тольятти: ТГУ, 2008. - 246 с.
32. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. / Министерство образования Российской Федерации. - М. 2004. - 221 с.
33. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика [Текст] / А.Н. Щукин. - М., 2006. - 256 с.
34. Эльконин, Д. Б. Психология игры. - 2-е изд. [Текст] /Д.Б. Эльконин. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 360с.
35. Evans, V. English. Spotlight [Текст] / V. Evans, J. Dooley, O. Podolyako, J. Vaulina. - М.: Express Publishing, 2011 - 144p.
36. Evans, V. English. Teacher’s book. Spotlight [Текст] / V. Evans, J. Dooley, O. Podolyako, J. Vaulina. - М.: Express Publishing, 2011 - 144p.
37. Evans, V. English. Workbook Spotlight / V. Evans, J. Dooley, O. Podolyako, J. Vaulina. - М.: Express Publishing, 2011 - 144p.
38. Harmer, J. The practice of English language teaching: 3rd edition [Текст] / J. Harmer: Longman, 2001. - 384 p.
39. Rogova, G.V/ Methods of Teaching [Текст] /G.V. Rogova. - М.:
Prosveshchenie,1983. - 365p.
40. Thornbury, S. How to teach Grammar [Текст] / S. Thornbury: Longman, 2002. - 182 p.