Особенности физиологической адаптации к физическим нагрузкам девочек-подростков с дисгармоничным развитием
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ГЛАВА.1. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ БАСКЕТБОЛОМ НА
ОРГАНИЗМ ДЕВОЧЕК ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 8
1.1 Понятие о физиологической адаптации и ее возрастных особенностях 8
1.2 Баскетбол и его влияние на организм занимающегося 16
2. ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 22
2.1. Методы исследования 22
2.2 Организация исследования 29
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 31
3.1. Физическое развитие слабослышащих девочек подростков,
занимающихся в секции баскетбола 31
3.2. Функциональное состояние организма слабослышащих девочек-
подростков 14 лет, занимающихся баскетболом 33
3.3. Физическая работоспособность организма слабослышащих девочек-
подростков 14 лет, занимающихся баскетболом 37
3.4. Физическая подготовленность организма слабослышащих девочек-
подростков 14 лет, занимающихся баскетболом 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
1. ГЛАВА.1. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ БАСКЕТБОЛОМ НА
ОРГАНИЗМ ДЕВОЧЕК ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 8
1.1 Понятие о физиологической адаптации и ее возрастных особенностях 8
1.2 Баскетбол и его влияние на организм занимающегося 16
2. ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 22
2.1. Методы исследования 22
2.2 Организация исследования 29
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 31
3.1. Физическое развитие слабослышащих девочек подростков,
занимающихся в секции баскетбола 31
3.2. Функциональное состояние организма слабослышащих девочек-
подростков 14 лет, занимающихся баскетболом 33
3.3. Физическая работоспособность организма слабослышащих девочек-
подростков 14 лет, занимающихся баскетболом 37
3.4. Физическая подготовленность организма слабослышащих девочек-
подростков 14 лет, занимающихся баскетболом 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
Физическая культура и спорт - обширное педагогическое пространство. На уникальные возможности спортивных занятий, на воспитание цельной, разносторонней личности обратили внимание еще великие греки - философы: Сократ, Платон, Аристотель и другие, в трудах которых оформился еще ранее родившийся идеал калокагатии - гармонического сочетания духовного и физического совершенства.
Уже ни у кого не возникает сомнений в том, что занятия спортом, физическое воспитание детей играют важную роль в формировании здоровья подрастающего поколения. Как пишет Гужаловский А.А. [10]: «Здоровый ребенок - это комплексная государственная задача и проблема не только медицинская, но и социально -гигиеническая, а также психолого - педагогическая. Здоровый ребенок - главная проблема ближайшего и отдаленного будущего нашей страны, так как весь потенциал - и экономический, и творческий, все перспективы социального и экономического развития, высокого уровня жизни, науки и культуры - все это является итогом уровня достигнутого здоровья детьми, их физической и интеллектуальной работоспособности».
Статья 51 Закона Российской Федерации «Об образовании», принятого Государственной Думой, а также статья 34 Федерального Закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», говорят об охране здоровья обучающихся, о необходимости создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников, о соблюдении норм и правил безопасности при проведении занятий физкультурой и спортом.
В условиях современности не теряет своей актуальности необходимость тщательного изучения влияния на организм человека занятий физической культурой и спортом, как в отношении их положительного, так и возможного отрицательного воздействия. То, что физическая культура и здоровье - это, в какой-то мере, синонимы, не подлежит сомнению. Однако, занятия физической культурой и спортом несут здоровье только тогда, когда они проводятся рационально, с оптимальной нагрузкой, в соответствующей гигиенической обстановке и т.д. Иначе говоря, для того, чтобы физическая культура и спорт выполняли свое оздоровительное назначение, необходимо соблюдать определенные условия.
Согласно выводам Матвеева Л.П. [26], «...любая физическая нагрузка должна быть для каждого оптимальной, ведь только оптимальная нагрузка обеспечивает физическое совершенствование организма».
Очевидно, что для одного и того же человека одна и та же нагрузка может быть и оптимальной, и чрезмерной, в зависимости от его состояния в данный момент. Грань, за которой развиваются патологические изменения, у каждого человека своя и не всегда можно ее достаточно точно определить.
Результаты исследований Верхошанского Ю.В. [5] свидетельствуют о том, что «.состояние здоровья человека, в конечном итоге, определяется количеством и мощностью его адаптационных резервов и для того, чтобы подобрать оптимальную нагрузку для каждого занимающегося, а также, чтобы избежать чрезмерной гипо - и гипердинамии и возникающих, вследствие них, патологических изменений в органах и системах различной степени выраженности, необходимо учитывать особенности адаптации организма воспитанников к физическим нагрузкам».
Таким образом, актуальность проблемы обусловила и выбор темы выпускной бакалаврской работы «Особенности физиологической адаптации к физическим нагрузкам девочек-подростков с дисгармоничным развитием».
Исходя из содержания проблемы, была сформулирована цель исследования.
Цель исследования - исследование физиологических особенностей адаптации организма слабослышащих спортсменок 14 лет, занимающихся баскетболом, к физическим нагрузкам.
Объект исследования - учебно-тренировочный и воспитательный процесс юных слабослышащих баскетболисток.
Предмет исследования - показатели физиологической адаптации к скоростно-силовым нагрузкам юных слабослышащих баскетболисток на начальном этапе подготовки.
Анализ специальной литературы, обобщение существующей практики работы адаптивных групп при детско -юношеских спортивных школах и школах олимпийского резерва позволили сформулировать гипотезу исследования, заключающуюся в предположении, что эффективность учебно-тренировочного процесса, направленного на подготовку слабослышащих спортсменок может быть повышена, если:
а) педагогические воздействия тренеров будут исходить из строгого учета морфофункциональных особенностей юных слабослышащих баскетболисток в процессе их многолетней подготовки;
б) тренеры будут учитывать информацию об адаптационном потенциале слабослышащих воспитанников при планировании учебно-тренировочного процесса.
Для достижения цели и проверки гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:
1. исследовать физическое развитие юных слабослышащих спортсменок, занимающихся баскетболом;
2. оценить функциональное состояние организма слабослышащих девочек - подростков, занимающихся баскетболом;
3. определить уровень общей физической работоспособности юных слабослышащих баскетболисток;
4. охарактеризовать адаптационные возможности организма слабослышащих девочек-подростков при занятиях баскетболом.
Для достижения цели исследования были использованы следующие методы:
1. Анализ специальной литературы.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Оценки физического развития.
4. Оценки функционального состояния.
5. Оценки физической работоспособности.
6. Оценки физической подготовленности.
7. Математической обработки результатов исследования.
Практическая значимость исследования. Полученные данные могут быть использованы в профессиональной деятельности специалистов по адаптивной физической культуре, учителей физической культуры коррекционных школ, а также тренеров - преподавателей, специализирующихся в адаптивном спорте.
Уже ни у кого не возникает сомнений в том, что занятия спортом, физическое воспитание детей играют важную роль в формировании здоровья подрастающего поколения. Как пишет Гужаловский А.А. [10]: «Здоровый ребенок - это комплексная государственная задача и проблема не только медицинская, но и социально -гигиеническая, а также психолого - педагогическая. Здоровый ребенок - главная проблема ближайшего и отдаленного будущего нашей страны, так как весь потенциал - и экономический, и творческий, все перспективы социального и экономического развития, высокого уровня жизни, науки и культуры - все это является итогом уровня достигнутого здоровья детьми, их физической и интеллектуальной работоспособности».
Статья 51 Закона Российской Федерации «Об образовании», принятого Государственной Думой, а также статья 34 Федерального Закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», говорят об охране здоровья обучающихся, о необходимости создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников, о соблюдении норм и правил безопасности при проведении занятий физкультурой и спортом.
В условиях современности не теряет своей актуальности необходимость тщательного изучения влияния на организм человека занятий физической культурой и спортом, как в отношении их положительного, так и возможного отрицательного воздействия. То, что физическая культура и здоровье - это, в какой-то мере, синонимы, не подлежит сомнению. Однако, занятия физической культурой и спортом несут здоровье только тогда, когда они проводятся рационально, с оптимальной нагрузкой, в соответствующей гигиенической обстановке и т.д. Иначе говоря, для того, чтобы физическая культура и спорт выполняли свое оздоровительное назначение, необходимо соблюдать определенные условия.
Согласно выводам Матвеева Л.П. [26], «...любая физическая нагрузка должна быть для каждого оптимальной, ведь только оптимальная нагрузка обеспечивает физическое совершенствование организма».
Очевидно, что для одного и того же человека одна и та же нагрузка может быть и оптимальной, и чрезмерной, в зависимости от его состояния в данный момент. Грань, за которой развиваются патологические изменения, у каждого человека своя и не всегда можно ее достаточно точно определить.
Результаты исследований Верхошанского Ю.В. [5] свидетельствуют о том, что «.состояние здоровья человека, в конечном итоге, определяется количеством и мощностью его адаптационных резервов и для того, чтобы подобрать оптимальную нагрузку для каждого занимающегося, а также, чтобы избежать чрезмерной гипо - и гипердинамии и возникающих, вследствие них, патологических изменений в органах и системах различной степени выраженности, необходимо учитывать особенности адаптации организма воспитанников к физическим нагрузкам».
Таким образом, актуальность проблемы обусловила и выбор темы выпускной бакалаврской работы «Особенности физиологической адаптации к физическим нагрузкам девочек-подростков с дисгармоничным развитием».
Исходя из содержания проблемы, была сформулирована цель исследования.
Цель исследования - исследование физиологических особенностей адаптации организма слабослышащих спортсменок 14 лет, занимающихся баскетболом, к физическим нагрузкам.
Объект исследования - учебно-тренировочный и воспитательный процесс юных слабослышащих баскетболисток.
Предмет исследования - показатели физиологической адаптации к скоростно-силовым нагрузкам юных слабослышащих баскетболисток на начальном этапе подготовки.
Анализ специальной литературы, обобщение существующей практики работы адаптивных групп при детско -юношеских спортивных школах и школах олимпийского резерва позволили сформулировать гипотезу исследования, заключающуюся в предположении, что эффективность учебно-тренировочного процесса, направленного на подготовку слабослышащих спортсменок может быть повышена, если:
а) педагогические воздействия тренеров будут исходить из строгого учета морфофункциональных особенностей юных слабослышащих баскетболисток в процессе их многолетней подготовки;
б) тренеры будут учитывать информацию об адаптационном потенциале слабослышащих воспитанников при планировании учебно-тренировочного процесса.
Для достижения цели и проверки гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:
1. исследовать физическое развитие юных слабослышащих спортсменок, занимающихся баскетболом;
2. оценить функциональное состояние организма слабослышащих девочек - подростков, занимающихся баскетболом;
3. определить уровень общей физической работоспособности юных слабослышащих баскетболисток;
4. охарактеризовать адаптационные возможности организма слабослышащих девочек-подростков при занятиях баскетболом.
Для достижения цели исследования были использованы следующие методы:
1. Анализ специальной литературы.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Оценки физического развития.
4. Оценки функционального состояния.
5. Оценки физической работоспособности.
6. Оценки физической подготовленности.
7. Математической обработки результатов исследования.
Практическая значимость исследования. Полученные данные могут быть использованы в профессиональной деятельности специалистов по адаптивной физической культуре, учителей физической культуры коррекционных школ, а также тренеров - преподавателей, специализирующихся в адаптивном спорте.
1. Физическое развитие слабослышащих девочек-подростков 14 лет,
занимающихся в секции баскетбола соответствовало средней возрастно- половой норме в 60% случаев. 40% занимающихся имели уровень физического развития выше среднего. При оценке гармоничности физического развития выявлено 30% гармонично развитых, 60% -
дисгармоничных и 10% - резко дисгармоничных подростков.
2. Функциональное состояние системы кровообращения у юных слабослышащих баскетболисток характеризовалось значительно более низкими показателями частоты сердцебиений и адаптационного потенциала, в сравнении со сверстницами, не занимающимися спортом, что свидетельствовало о проявлении реакций экономизирующего типа в деятельности сердечно-сосудистой системы.
3. Занятия в секции баскетбола оказали положительное влияние на функциональное состояние центральной и автономной (вегетативной) нервной системы. У юных слабослышащих баскетболисток показатели статического равновесия и ортостатической устойчивости были, соответственно, на 24% и 35% выше, в сравнении с нетренированными сверстницами.
4. Общая физическая работоспособность у юных слабослышащих баскетболисток соответствовала среднему уровню и существенно превышала показатели в группе девочек-подростков, не занимающихся спортом.
5. Занятия в секции баскетбола оказывали существенное влияние на уровень развития скоростно-силовых способностей в подростковом возрасте. Показатели прыжков в высоту и длину с места, метания набивного мяча из положения, сед, ноги врозь, превышали результаты нетренированных сверстниц, соответственно на 27, 11, 16 %.
занимающихся в секции баскетбола соответствовало средней возрастно- половой норме в 60% случаев. 40% занимающихся имели уровень физического развития выше среднего. При оценке гармоничности физического развития выявлено 30% гармонично развитых, 60% -
дисгармоничных и 10% - резко дисгармоничных подростков.
2. Функциональное состояние системы кровообращения у юных слабослышащих баскетболисток характеризовалось значительно более низкими показателями частоты сердцебиений и адаптационного потенциала, в сравнении со сверстницами, не занимающимися спортом, что свидетельствовало о проявлении реакций экономизирующего типа в деятельности сердечно-сосудистой системы.
3. Занятия в секции баскетбола оказали положительное влияние на функциональное состояние центральной и автономной (вегетативной) нервной системы. У юных слабослышащих баскетболисток показатели статического равновесия и ортостатической устойчивости были, соответственно, на 24% и 35% выше, в сравнении с нетренированными сверстницами.
4. Общая физическая работоспособность у юных слабослышащих баскетболисток соответствовала среднему уровню и существенно превышала показатели в группе девочек-подростков, не занимающихся спортом.
5. Занятия в секции баскетбола оказывали существенное влияние на уровень развития скоростно-силовых способностей в подростковом возрасте. Показатели прыжков в высоту и длину с места, метания набивного мяча из положения, сед, ноги врозь, превышали результаты нетренированных сверстниц, соответственно на 27, 11, 16 %.
Подобные работы
- ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА И АДАПТАЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 12-17 ЛЕТ ПОД ВЛИЯНИЕМ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024



