Введение 4
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития эмоциональной лексики у детей 5-го жизни с системным нарушением речи 9
1.1 Развитие эмоциональной лексики как психолого-педагогическая
проблема 9
1.2 Особенности развития детей 5-го года жизни с системным
нарушением речи 15
1.3 Театрализованная игра и её роль в развитии ребёнка 19
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей эмоциональной лексики у детей 5-го года жизни с системным нарушением речи 24
2.1 Изучение уровня особенностей развития эмоциональной лексики
у детей 5-го жизни с системным нарушением речи 24
2.2 Содержание и организация работы по развитию эмоциональной
лексики у детей 5-го года жизни с системным нарушением речи посредством театрализованной игры 35
2.3 Изучение динамики уровня развития эмоциональной лексики у
детей 5-го года жизни с системным нарушением речи 41
Заключение 48
Список используемой литературы 50
Приложения 53
Речь - основное средство человеческого общения, с помощью которого можно получать и передавать огромное количество информации.
Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности. В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности. Как правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Поэтому речевое развитие нужно начинать уже с младшего дошкольного возраста. Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового ребёнка. В этом возрасте у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь, а также происходит формирование основных качеств личности.
Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются на его деятельности и поведении. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с людьми. С точки зрения речевой патологии одним из наиболее распространённых нарушений является общее недоразвитие речи (ОНР). В целом уровень речевого развития современных детей - дошкольников можно охарактеризовать как крайне неудовлетворительный. Речевая запущенность ярко проявляется при поступлении детей в школу. Здесь выявляются серьёзные речевые проблемы, которые тормозят процесс обучения. Одним из главных компонентов развития речи является развитие эмоциональной лексики. В научной литературе неоднократно поднималась проблема формирования эмоциональной лексики у детей, имеющих речевую патологию (Т.А. Алтухова, Г.В. Бабина, Т.Б. Барминкова, О.Е. Грибова, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.). Данные авторы утверждали, что дети с речевыми нарушениями используют эмоциональную лексику фрагментарно и лишь в устойчивых стереотипных сочетаниях. При определении и назывании эмоциональных состояний дошкольники испытывают значительные трудности.
Джозеф и Штрайн (Joseph and Strain, 2010) определяют эмоциональную грамотность как «способность распознавать, маркировать и понимать чувства в себе и других». Эмоциональный словарь является одним из компонентов эмоциональной грамотности, который необходим детям для регулирования их эмоций, а также для участия в социальных взаимодействиях. Согласно CSEFEL «Более сложный чувственный словарь позволяет детям делать более тонкую дифференциацию между чувствами; лучше общаться с другими о своих внутренних аффективных состояниях; и участвовать в дискуссиях о своем личном опыте с миром». Эмоциональный словарный запас, благодаря которому ребёнок может точно выразить свои чувства, позволяет развивать эмоциональную грамотность, которая является ключевым компонентом социальной компетентности.
На основании вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью развития у детей 5-го года жизни с системным нарушением речи эмоциональной лексики и недостаточным использованием театрализованной игры (содержания, форм и методов работы), соответствующих коррекционным целям и задачам.
Таким образом, актуальность исследования и выявленное противоречие позволили обозначить проблему: каковы возможности театрализованной игры в формировании эмоциональной лексики детей 5-го года жизни с системным нарушением речи?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности театрализованной игры в формировании эмоциональной лексики детей 5-го рождения с системным нарушением речи.
Объект исследования: процесс формирования эмоциональной лексики детей 5-го года рождения с системным нарушением речи.
Предмет исследования: театрализованная игра как средство формирования эмоциональной лексики детей 5-го года рождения с системным нарушением речи.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие эмоциональной лексики детей 5-го года рождения с системным нарушением речи возможно, если:
- отобраны театрализованные игры и определено их эмоционально насыщенное содержание;
- учтены особенности детей 5-го года рождения с системным нарушением речи;
- разработаны этапы постепенного включения детей в театрализованную игру;
- осуществлено взаимодействие специалистов дошкольной образовательной организации (учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателя) и родителей детей 5-го года рождения с системным нарушением речи.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме коррекции эмоциональной лексики у детей 5-го года жизни с системным нарушением речи.
2. Выявить уровень развития эмоциональной лексики у детей 5-го года жизни с системным нарушением речи.
3. Разработать и апробировать содержание работы по развитию эмоциональной лексики у детей 5-го года жизни с системным нарушением речи посредством театрализованной игры и определить ее эффективность.
Теоретическая основа исследования:
- психолого-педагогические исследования особенностей развития речи у детей (О.С. Ушакова, А.М. Бородич, А.А. Люблинская, Н.В. Нищева, Л.П. Якубинский, А.Р. Лурия, Т.А. Ткаченко);
- положение о специфике театрализованной деятельности А. Салиева;
- положение о единстве эмоционального и когнитивного развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев);
- развитие лексического строя речи, а также словаря прилагательных дошкольников с ОНР (Р.И. Лалаева, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).
Методы исследования:
- теоретический анализ психологической, педагогической, психолингвистической литературы, изучение медико-психолого-педагогической документации детей: личные дела, протоколы психолого-медико-педагогической комиссии, речевые карты;
- эмпирические методы: психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий, контрольный этапы;
- количественный и качественный анализ результатов эксперимента.
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность использования театрализованной игры для развития эмоциональной лексики детей пятого года жизни с системным нарушением речи.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обобщен опыт исследования подходов к пониманию эмоциональной лексики детей пятого года жизни с системным нарушением речи, а также роли взаимодействия специалистов дошкольной образовательной организации (учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателя) и родителей в данном процессе.
Практическая значимость исследования: заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы воспитателями ДОО, педагогами-психологами, учителями-логопедами для развития эмоциональной лексики у детей пятого года жизни с системным нарушением речи.
Экспериментальная база исследования: МАОУ детский сад № 120 «Сказочный г.о. Тольятти. В исследовании приняли участие 11 детей пятого года рождения с системным нарушением речи.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (24 источников), приложения. Работа содержит 10 таблиц, включает в себя 6 приложений, 4 рисунка.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, можем утверждать, что данная проблема является актуальной.
В дошкольном возрасте у детей с системным нарушением речи часто возникают трудности, когда они пытаются выразить или понять свое эмоциональное состояние. А у детей, которые столкнулись с речевым дефектом, проблемы понимания и выражения эмоционального состояния является серьезной проблемой.
Благодаря проведению констатирующего эксперимента, в котором были подобраны диагностические методики, смогли выявить уровень эмоциональной лексики экспериментальной группы. Эксперимент показал, что детей с низким уровнем эмоциональной лексики составил 64%, со средним уровнем - 21%, с низким уровнем - 15%, что позволяет нам судить о необходимости проведения работы по развитию эмоциональной лексики у детей с системным нарушением речи.
Данное исследование позволило экспериментально доказать, что развитие эмоциональной лексики у детей 5-го года жизни с системным нарушением речи посредством театрализованной игры эффективно. Важно отобрать и внести в совместную деятельность упражнения, направленные на развитие умения устанавливать синонимические и антонимические отношения, а также игры, направленные на ознакомление детей с грамматической стороны эмоциональной лексики, а именно со способами словообразования с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; провести театрализованную игру; перенести словарь эмоциональной лексики в спонтанную речь ребёнка.
Эксперимент позволил определить эффективность применения театрализованной деятельности и выявить положительную динамику развития эмоциональной лексики у детей 5-го года жизни с системным нарушением речи.
Таким образом, мы можем сделать вывод об эффективности использования театрализованной игры на развитие эмоциональной лексики у детей 5-го года жизни с системным нарушением речи.
Цель и задачи исследования выполнены и гипотеза подтверждена.
1. Алянский, Ю.Л. Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре [Текст] / Ю.Л. Алянский // Худож. Р. Доминов.-2-е изд. перераб. и доп.Л.: Дет.лит., 1990.159c.: ил.
2. Антипина, А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст] / А.Е. Антипина. - М.: Творческий. центр, 2003. - 128 с.
3. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольника [Текст] / Л.В. Артемова. - М., 1991.
4. Блонский, П. П. Избранные педагогические произведения [Текст] / П. П. Блонский // Редкол. Б. П. Есипов, Ф. Ф. Королев, С. А. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. 696 с. : 1 л. портр. Указ.: с. 679-688. - Библиогр.: с. 689-691
5. Власенко, И.Т. Методы обследования речи у детей [Текст] / И.Т. Власенко, Г. В. Чиркина. -М.,- 1996.
6. Волкова, Л.С. Логопедия [Текст] / Л.С. Волкова //Книга по Требованию - М.: Москва, 2009. - 704 с.
7. Выготский, Л.С. Психология [Текст] /. Л.С. Выготский. - М.: Эксмо-Пресс, 2000.
8. Гончарова, В.А. Нарушения словообразования у дошкольников с ФФН и ОНР [Текст] / В.А. Гончарова // Логопед в детском саду. - 2005- 1(4). - 9 -15с.
9. Запорожец, А.В. К вопросу о генезисе, функции и структуре
эмоциональных процессов у ребёнка. [Текст] / А.В. Запорожец // Вопросы психологии, № 6. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного
возраста. /Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. М., -1986.
10. Зимина, И.А. Театр и театрализованные игры в детском саду [Текст] И. А. Зимина //Дошкольное воспитание. - М., 2005. №N4.
11. Калягин, В.А. Психолого-педагогическая диагностика детей и подростков с речевыми нарушениями: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова - М.: СПб.: КАРО, 2005
12. Курзинер, Е.С. Речевые этапы онтогенеза [Текст] / Е. С. Курзинер // Психолингвистика. Материалы конференции. - М., - 2001.
13. Кондратенко, И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи: Монография [Текст] / И.Ю. Кондратенко. - М.: СПб.: Каро, 2006.
14. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - М.: СПб : СОЮЗ, 1999. -160 с.
15. Левина, Р.Е. Воспитание правильной речи у детей [Текст] / Р.Е. Левина. - М.: АПН РСФСР, 1958. - 31 с
16. Лосев, П.Н. Коррекция речевого и психического развития детей 4
- 7 лет: Планирование, конспекты занятий, игры, упражнения [Текст] / Под. ред. П.Н. Лосева - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 160 с.
17. Макарова, В.Н. Диагностика развития речи дошкольников: Методическое пособие [Текст] / В.Н. Макарова. - М.: Педагогическое общество России, 2007
18. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Н.В. Нищева. - М.: СПб, 2003.
19. Трифонова, В.А. Выявление детей с нарушениями речи [Текст] / В.А. Трифонова. -М., -2001- 236 с.
20. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О.С. Ушакова. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2008. - 240 с.
21. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения [Текст] / К.Д. Ушинский. Избранные педагогические сочинения (комплект из 2 книг).
- М.: Педагогика, 1982. - 164 с.
22. Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной
деятельности дошкольников и младших школьников [Текст] / Э.Г. Чурилова.
- М.: Владос, 2001
23. Штанько, И.В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] / И. В. Штанько // Детский сад от А до Я. - М., - 2003. - № 6. - С. 71 - 75.
24. Исхакова, Л.М. Развитие эмоциональной сферы детей
[Электронный ресурс] / Л.М. Исхакова // lib.znate.ru: электр. б-ка. - Режим доступа: http://lib.znate.ru/docs/index-135078.html. - Загл. с экрана. -
16.04.2014.
25. Эмоциональный интеллект [Электронный ресурс] // Психологос :
энцикл. практ. психологии. - Режим доступа:
http://www.psychologos.ru/articles/view/emocionalnyy_intellekt. - Загл. с экрана.
- 08.03.2014.