ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОГО
ЭТИКЕТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 8
1.1 Психолого-педагогические подходы к определению понятия «речевой
этикет» 8
1.2 Особенности формирования речевого этикета младших школьников на
уроках русского языка 14
Выводы по первой главе 22
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 23
2.1 Диагностика уровня сформированности речевого этикета младших
школьников на уроках русского языка 23
2.2 Содержание работы по формированию речевого этикета младших школьников на уроках русского языка 38
2.3 Анализ результатов исследования 45
Выводы по второй главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ
Система образования опирается на социальный заказ общества. Формирование устойчивого речевого этикета является целевой задачей подготовки школьников в системе начального образования. Педагогические требования решения данной задачи сформулированы в Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования, который оценивает школьников на предмет «...знаний правил речевого этикета, выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи, сформированности позитивного отношения к правильной устной и письменной речи».
Речевой этикет является частью огромного по своей значимости понятия - «культура». К ней относятся культура общения, культура взаимоотношений, доброжелательное отношение к людям. Актуальность данной темы обусловлена состоянием современной языковой ситуации. Знание и применение устойчивых этикетных формул становятся редкостью. Происходит снижение уровня культуры речевого поведения, что связано с изменением культурно-идеологических ориентаций в обществе. Это проявляется в обеднённости лексики, отсутствии такта, деликатности, неумении корректно строить своё речевое поведение и правильно вести себя в общественных местах. Особенно уязвимыми становятся младшие школьники, у них под влиянием интернета формируется совершенно новый сленг.
Исходя из этого, огромное значение на современном этапе развития общества приобретает специальное обучение школьников нормам межличностного общения. В начальной школе дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. Задача педагога - научить детей при формулировке мыслей следить за правильностью, точностью, разнообразием, выразительностью языковых средств.
Основные подходы к изучению понятия и структуры речевого этикета были определены такими известными учёными, как Л.А. Введенская, В.Г. Костомаров и Н.И Формановская. Их фундаментальные исследования послужили основой для дальнейшего изучения речевого этикета. В современной литературе теоретические основы речевого этикета и его формирования рассмотрены в работах О.Г. Мишановой, Е.Ю. Никитиной, Н.В. Фоминой. Практические пособия по формированию речевого этикета у младших школьников разработали Е.С. Грабчикова, И.Н. Курочкина, И.А. Стернин. Описание конкретных особенностей и педагогических условий развития речевого этикета у младших школьников отражены в работах Е.А. Скачковой, Е.А. Ступиной и А.В. Тасбаевой.
В настоящее время существующие традиционные и вариативные программы направлены на развитие коммуникативных способностей, усвоение учащимися этических норм поведения, что способствует более легкой социализации младших школьников. Но в данных условиях, при наличии множества разработанных пособий по развитию культуры речи, уровень сформированности речевого этикета у младших школьников всё же не находится на желаемом высоком уровне. Имеющиеся трудности в вопросах развития речевого этикета младших школьников связаны с недостаточной разработанностью подходов и конкретных программ. Таким образом, существует противоречие: с одной стороны, между возросшей потребностью современного общества в качественной подготовке выпускников школ, способных в дальнейшем правильно строить общение друг с другом с учетом норм и правил речевого этикета, предписанных общей культурой речи, с другой - недостаточной разработанностью подходов, конкретных программ и методов развития речевого этикета в образовательной деятельности.
Проблема исследования: каковы формы, методы и содержание работы по формированию речевого этикета у младших школьников на уроках русского языка?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность разработанного содержания, форм и методов работы по формированию речевого этикета у младших школьников на уроках русского языка.
Объект исследования: процесс формирования речевого этикета младших школьников на уроках русского языка.
Предмет исследования: содержание, формы и методы формирования речевого этикета младших школьников на уроках русского языка.
Гипотеза исследования:
Формирование речевого этикета младших школьников на уроках русского языка будет осуществляться эффективнее, если:
- содержание работы будет характеризоваться этической коммуникативной направленностью, и строиться с опорой на этапы формирования языковых понятий;
- коллективные, групповые, парные формы работы, способствующие активному речевому взаимодействию и сотрудничеству учащихся, будут направлены на формирование практических умений и навыков;
- в процесс обучения включены методы, предполагающие позитивное использование и осознание школьниками употребляемой этикетной лексики.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу на предмет различных подходов к определению речевого этикета.
2. Определить особенности формирования речевого этикета младших школьников на уроках русского языка.
3. Выявить уровень сформированности речевого этикета у младших школьников.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию речевого этикета у младших школьников и определить её эффективность.
Теоретическую основу исследования составляют:
— теория речевой деятельности (Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев);
— теория культуры речи (А.Н. Введенская, Е.Ю. Катаева, Л.Г. Павлова);
— положения, раскрывающие сущность и содержание понятия «речевой этикет» (А.А. Акишина, В.Е. Гольдин, В.Г. Костомаров, И.А. Стернин, В.П. Терин, Н.И. Формановская);
— положения, раскрывающие теоретические особенности формирования речевого этикета у младших школьников (М.Р. Львов, Е.Ю. Никитина, Т.Г. Рамзаева, Л.Л. Супрунова, А.В. Тасбаева);
— методические особенности формирования речевого этикета у младших школьников (С. Грабчикова, И.Н. Курочкина, Е.А. Скачкова).
Методы исследования: анализ лингвистической и психолого-педагогической литературы, эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы), беседа, анкетирование, наблюдение.
Новизна исследования заключается в определении психолого-педагогических и лингвистических особенностей формирования речевого этикета у младших школьников, и в обосновании и систематизации таких методов и приёмов обучения на уроках русского языка, которые будут способствовать активному речевому взаимодействию младших школьников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс уроков по русскому языку и применённые методы формирования речевого этикета могут быть использованы в образовательном процессе начальной школы.
База исследования: МБУ школа № 40 г. о. Тольятти. В исследовании принимали участие 40 учащихся младшего школьного возраста.
Структура работы представлена введением, 2 главами, заключением, списком литературы и приложениями.
В ходе проведения исследования было установлено, что проблема по формированию речевого этикета младших школьников на уроке русского языка является актуальной. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Содержание понятия «речевой этикет» представляет собой принятые в обществе правила речевого поведения в конкретных ситуациях, предполагающие вежливое общение с собеседником. Речевой этикет является важнейшей частью культуры речи и выполняет коммуникативную, регулятивную, познавательную, эстетическую, этическую и воспитательную функции.
2. Особенности формирования речевого этикета младших школьников на уроках русского языка заключаются в последовательности изучения, опоре на этапы формирования языковых понятий и обязательной управленческой деятельность учителя, использовании таких приёмов и методов обучения, которые будут способствовать активному взаимодействию учащихся и применению этикетной лексики. Важными элементами являются вовлеченность всех учащихся в активную работу на уроке и соблюдение норм и правил этикета самим учителем.
3. В процессе проведения опытно-экспериментальной работы было
выявлено, что включенные в комплекс уроков парные, групповые и коллективные формы работы позволяют отрабатывать применение устойчивых формул общения. С помощью методов беседы, дискуссии, моделирования ситуаций ролевой игры учащиеся осознают употребляемую этикетную лексику и расширяют словарный запас. Содержание работы, характеризующееся этической коммуникативной направленностью, помогает пополнить знания учащихся о нормах и правилах речевого этикета.
4. Динамика уровня развития речевого этикета выявляется с помощью диагностического инструментария, к которому относятся разработанные критерии (когнитивный, поведенческий, лингвистический) и показатели (сформированность знаний о нормах и правилах речевого этикета, умение применять речевой этикет во взаимодействии с окружающими, владение языковыми средствами и средствами выразительности). У большинства учащихся был выявлен высокий уровень сформированности речевого этикета.
Полученные теоретические и практические данные позволяют утверждать, что успешное формирование речевого этикета у детей младшего школьного возраста возможно при использовании системной, целенаправленной и грамотно организованной работы.
1. Акишина А.А. Русский язык в играх: учебное пособие. М. : Рус.яз, 2013. 90 с.
2. Балыхина Т.М. Методика преподавания русского языка: учеб. пособие для преподавателей и студентов. М. : Изд-во РУДН, 2007. 185 с.
3. Бондаренко А.А. Речевой этикет в современной школе // Начальная школа. 2015. № 1. С. 21-28.
4. Введенская Л.А. Культура речи: учеб. пособие. Ростов-на-Дону: Феникс. 2000. 443 с.
5. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Катаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов. Ростов на/Д: Феникс, 2003. 544 с.
6. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. М. : Владос-Пресс, 2005. 109 с.
7. Выготский Л.С. Психология развития человека. М. : Смысл, 2005. 1136 с.
8. Гольдин В.Е. Речь и этикет. М. : Юрайт, 2005. 109 с.
9. Грабчикова Е.С. Факультативные занятия по русскому языку в классе. М. : Печатковая школа. 2013. 150 с.
10. Зимняя И.А. Речевая деятельность и психология речи. М. : Наука, 2009. С. 64-72.
11. Киселёва Ю.А, Обучение младших школьников речевому этикету в процессе освоения начального курса русского языка // Начальная школа плюс до и после. 2017. № 3. С. 18-23.
12. Костомаров В.Г., Прохоров Ю.Е., Чернявская Т.Н. Язык и культура. Новое в теории и практике лингвострановедения. М. : Наука, 2008. 467 с.
13. Курочкина И.Н. Этикет. Методика обучения и воспитания младших школьников: учеб. пособие для СПО. М. : Издательство Юрайт. 2017. 241 с.
14. Ладыженская Т.А. Методика развития речи. М. : Просвещение,
2011. 298 с.
15. Леонтьев А.А. Речевая деятельность и психология речи. М. : Юрайт, 2010. 355 с.
16. Львов М.Р. Основы теории речи: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2000. 248 с.
17. Максимова А.Л. 10 уроков русского речевого этикета. М. : Рус.яз, 2014. 50 с.
18. Максимова В.И. Русский язык и культуры речи. М. : Гардарики, 2002. 413 с.
19. Мишанова О.Г. Педагогические средства развития речевого этикета младших школьников: традии и инновации. Челябинск: ЧГПУ, 2008. 147 с.
20. Немов Р.С. Общая психология. Психология личности: учебник. М. : Юрайт, 2014. 739 с.
21. Нечаева Е.В. Занятия по речевому этикету // Начальная школа. 2005. № 7. С. 10-17.
22. Никитина Е.Ю., Мишанова О.Г. Научно-методическая концепция педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников: методология и теория. М. : МАНПО. 2011. 144 с.
23. Никитина Е.Ю. Педагогические условия методики формирования умений речевого этикета младших школьников // Начальная школа плюс до и после. 2013. № 6. С. 77-82.
24. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М. : Оникс, Мир и Образование, 2007. 1200 с.
25. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: учеб. пособие для студентов пед. институтов. М. : Просвещение. 2000. 431 с.
26. Скачкова Е.А. Особенности формирования речевого этикета как элемента культуры общения младшего школьника // Проблемы педагогического образования. М. : МПГУ. 2010. № 39. С. 78-81.
27. Скачкова Е.А. Педагогические условия формирования навыков речевого этикета младших школьников // Актуальные проблемы профессионального-педагогического образования. М. : МИГУ. 2014. № 28. С. 93-99.
28. Стернин И.А. Практическая риторика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2013. 120 с.
29. Ступина Е.А. Особенности формирования речевой культуры младших школьников // Начальная школа. 2014. № 9. С. 49-51.
30. Супрунова Л.Л., Кузьмина Н.В. Поликультурное образование в современной России // Magister. 2000. № 3. С. 79-81.
31. Тасбаева А.В. Приемы и формы обучения детей речевому этикету // Начальная школа плюс до и после. 2015. № 11. С. 16-25.
32. Терин В.П. Массовая коммуникация. М. : Просвещение. 2006. 145 с.
33. Трошева Т.Б. Стилистический энциклопедический словарь
русского языка. М. : Просвещение, 2011. 567 с.
34. Фомина Н.В. Лингвометодические основы формирования речевого этикета младших школьников // Начальная школа. 2012. № 11. С. 21-27.
35. Фомина Н.В. Речевой этикет и работа над ним в начальных классах. М. : Просвещение, 2016. 349 с.
36. Формановская Н.И. Речевой этикет в русском общении. Теория и практика. М. : ВК, 2015. 334 с.
37. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373) [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. - URL:
ййр://минобрнауки.рф/документы/922(дата обращения: 5.11.17).
38. Ширяев Е.Н. Культура русской речи: учебник для вузов. М. : Норма. 2005. 560 с.
39. Щербашина И.В. Формирование речевого этикета как основа развития коммуникативной компетенции младших школьников // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2017. № 1. С. 55-59.
40. Южин В.И. Энциклопедия этикета. М. : Рипол Классик, 2016. 256 с.