Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФЕНОМЕН ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Работа №103646

Тип работы

Диссертация

Предмет

дизайн

Объем работы282
Год сдачи2016
Стоимость5760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
202
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Социокультурные основания экологического дизайна 22
1.1. Миссия дизайна: эволюция взглядов 22
1.2. Дихотомия и дуализм процессов дизайна:
социокультурный аспект 43
1.3. Дизайн в контексте экологической проблематики и
устойчивого развития 66
ГЛАВА II. Экологический дизайн как парадигма проектной культуры: основы теории 93
2.1. Генезис экологического дизайна 93
2.2. Экологический дизайн: определение понятия, задачи 160
2.3. Функции и социокультурная роль экологического дизайна.. 171
2.4. Принципы экологического дизайна 184
ГЛАВА III. Интегративная культурологическая модель экологического дизайна 208
3.1. Экологическая культура как аксиологическое основание
дизайна 208
3.2. Содержательный, эстетический и технологический
компоненты модели экологического дизайна 225
3.3. Основные методологические и содержательные аспекты
экологизации дизайн-образования 237
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 252
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 258


Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена экологической проблематикой, которая в настоящее время стала глобальной, затрагивает все сферы жизни. Для ее решения необходимо объединение усилий специалистов различных отраслей науки, производства и искусства. Дизайн как проектная деятельность откликается на актуальные проблемы современности: экономические, политические, социокультурные, в том числе ведется поиск путей решения проблемы взаимодействия общества и природы.
Дизайн является межпредметной деятельностью, интегрирует материальную и художественную культуру, содержит в себе научно-техническую, эстетическую и мировоззренческую составляющие, обеспечивает утилитарные и духовные потребности общества. Дизайн стал глобальным феноменом современности, является одним из основных проявлений проектной культуры, охватывает всю предметно-пространственную среду обитания человека, «вторую природу» [225, с. 447], присутствуя в повседневной жизни как материальная составляющая бытия и неотъемлемая часть массовой культуры, воздействует на общественно-политические, экономические и производственные процессы, социокультурные коммуникации. Дизайн- проектирование влияет на производство и технологии, на качество и экологические характеристики искусственной среды, формирует ориентиры эстетических предпочтений, вкус, культуру потребления, ценностные и мировоззренческие установки в обществе, в конечном счете - культурные парадигмы, модели поведения. Однако связь процессов дизайна и взаимоотношений человека и природы изучена недостаточно. В связи с этим, необходимо выявить возможности дизайна в решении задач устойчивого развития и формирования экологической культуры общества, проанализировать и обобщить опыт экологического проектирования, разработать его теорию и методологию, определить перспективы развития.
Для рассмотрения экологического дизайна как целостного феномена современной культуры актуально обращение к методам культурологического анализа, включающего гуманитарную проблематизацию материалов исследования, сопоставление феномена экологического дизайна с другими направлениями проектной практики в исторической ретроспективе, выявление его структуры, отношений и связей компонентов внутри феномена и с другими сферами бытия, выделение концептуальных характеристик и внутренних противоречий экологического дизайна, анализ тенденций и закономерностей его развития. Систематизация и обобщение знаний о проектных практиках с экологической проблематикой, об экологической культуре и проблемах ее формирования, имеющихся в различных гуманитарных и естественных науках, проектно-художественной деятельности также вызывает необходимость культурологического подхода к исследованию. Это дает возможность проследить эволюцию принципов дизайн-проектирования, обусловленную многими социокультурными факторами, описать не только процессы на различных этапах проектирования и функционирования объектов, но и представить экологический дизайн как систему, выстроить его интегративную модель, что актуально для теории дизайна и культурологии.
При наличии отдельных проектных решений и некоторых исследований, касающихся различных аспектов проектирования с экологической проблематикой, нет работ, всесторонне и комплексно рассматривающих экологический дизайн в контексте культурологического анализа. Характерной чертой исследований является различное понимание экологичности. В теории дизайна под экологическими подразумеваются все формы проектных практик и произведений дизайна, среди названий которых мы встречаем термины: «устойчивый дизайн», «зеленый дизайн», «органический дизайн», «экодизайн» и др., когда не наносится вред природе и экономно расходуются невосполнимые ресурсы, используются материалы и технологии, не наносящие вред человеку и окружающей среде, природные формы и структуры служат источником вдохновения. Необходимо раскрыть и содержательно дополнить в качестве обобщающего термина «экологический дизайн», как направление и парадигму проектной практики, которая должна основываться на мировоззренческих ценностях и научном философском осмыслении степени влияния созидательной деятельности человека на окружающую среду, последствий взаимодействия человека и природы, понимании необходимости формирования ценностей, мышления и отношения человека к окружающему миру средствами дизайна.
Экологический дизайн рассматривается автором в онтологическом аспекте, как существующий универсальный феномен: материальный - в формах реализованных объектов и проектных предложений дизайнеров, духовный - в виде концепций, принципов, парадигм профессионального мышления. Необходимо обосновать, что несмотря на включенность в экономические процессы и коммерческую обусловленность дизайн-проектирования, социальная и экологическая ответственность должна являться основой этики профессии.
Исследование развивает теоретическую и методологическую базу дизайна, что позволит выстроить фундамент для экологизации проектной практики и процесса подготовки дизайнеров, дополнить программы обучения в вузах по истории и теории дизайна, проектным дисциплинам. Историческая актуальность работы заключается в исследовании эволюции принципов дизайн- проектирования до настоящего времени и прогнозировании его тенденций.
Степень разработанности проблемы
Научный и методологический инструментарий экологического дизайна еще формируется, теоретических исследований по этой тематике крайне мало. Выделим направления исследований, касающихся различных аспектов дизайна.
1. Дизайн как социокультурный феномен исследовали зарубежные теоретики и практики искусства, архитектуры и дизайна: В. Гропиус, Г. Земпер, Лс Корбюзье, Л. Мамфорд, Дж. Нельсон, Л. Салливен, У Моррис, В. Беренс и др. Историю зарождения и развития, основы теории промышленного дизайна исследовали Р Розенталь, Г. Рид, Р Бэнхем, Н. Певзнер, Ч. Эшфорд, и др. Коммерческий дизайн как явление анализировали Т Мальдонадо, Дж. Нельсон, Д. Норман и др. Автор изучал концепции и позиции современных всемирно известных дизайнеров, высказанных ими в различных публикациях и интервью, таких как: С. Калатрава, Ж. Нувель, Дж. Паусон, Р Пиано, Р Роджерс, А. Росси, Н. Фостер, К. Рашид, З. Хадид, П. Цумтор, К. Экуан, Я. Соге и др.
2. Историю дизайна, эволюцию его подходов и методов, стили и направления дизайна в России и за рубежом рассматривали российские ученые и практики: Н.В. Воронов, В.Р. Аронов, А.В. Иконников, С.М. Михайлов, Д.А. Азрикан, А.Н. Лаврентьев, А.В. Рябушин, В.Л. Глазычев, В.Ф. Рунге, В.В. Сеньковский, Н.А. Ковешникова, Ю.В. Назаров, С.О. Хан-Магомедов, Н.К. Соловьёв, В.О. Пигулевский.
3. Методологию проектирования в дизайне и его теоретические основы рассматривали следующие зарубежные теоретики и практики дизайна: Д. Норман, Дж. К. Джонс, Ч. Дженкс, З.Г. Бегенау, Т Мальдонадо, Г. Земпер, К. Кантор, Д. Эллингтон, Д. Хайлес, Дж. Нельсон, Б. Фуллер и другие. В работах таких авторов, как Д. Рескин, У Моррис, Ле Корбюзье, А. Печчеи, В. Папанек затрагиваются связи дизайн-деятельности, производственных процессов и окружающей среды, рассматривается воздействие на природу искусственной предметно-пространственной среды.
Среди российских ученых теорию дизайна, влияние предметно-пространственной среды на социальные процессы исследовали К.М. Кантор, О.И. Генисаретский, Д.А. Азрикан, Т.Н. Фурсова, К.А. Кондратьева, М.А. Коник, В.Л. Глазычев, Е.А. Розенблюм, Е.Н. Лазарев, Н.В. Воронов, Б.Г. Бархин, В.Ф. Сидоренко, Т.Ю. Быстрова, А.Н. Лаврентьев, В.Ф. Рунге и
B. В. Сеньковский, В.В. Титов, Г.Б. Минервин, В.Т. Шимко, А.В. Ефимов, Г.П. Щедровицкий, В.Ю. Медведев, И.А. Розенсон, О.К. Антонов, В.Р. Аронов, Л.А. Зеленов, М.А. Коськов, В. Рутманис, А.В. Рябушин.
Методики формообразования в дизайне и архитектуре второй половины ХХ в. анализировали Р.Б. Фуллер, Р Ле Риколе, Г. Колоннетти, Г.Д. Коуэн, Э.П. Пиньеро, А.В. Рябушин, А.Д. Ярмоленко, М.С. Туполев, В.Ф. Колейчук,
C. О. Хан-Магомедов, В.Н. Гамаюнов, Э.П. Григорьев, Д.Ю. Козлов, Г.Г. Курьерова, А.В. Ефимов, А.Н. Лаврентьев.
4. Философские основания дизайна как проектной и эстетической деятельности, коммуникативной практики, философские подходы к осмыслению роли дизайна мы находим в работах М.С. Кагана, Г.Н. Лолы; Н.Н. Мосоровой; В.Д. Лелеко, Т.Ю. Быстровой, В.О. Пигулевского.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В соответствии с поставленными целью и задачами в результате исследования был проведен культурологический анализ экологического дизайна, включающий историко-типологический и историко-морфологический, структурно¬функциональный и структурно-морфологический, эстетический и аксиологический анализы. Дизайн рассмотрен как глобальное явление, динамичная, интегрирующая в себе подходы: и достижения различных видов искусства, технических и гуманитарных наук проектная деятельность, составляющая социокультурных процессов. При анализе современных тенденций дизайна в России и за рубежом сделан вывод, что эволюция понимания дизайна, подходов, методов, принципов и технологий дизайна обусловлена тенденциями общественных процессов, изменениями технологических возможностей производства, экологическими проблемами, а также осмыслением миссии проектной деятельности и степени профессиональной ответственности самими дизайнерами.
Дизайн является феноменом действительности, социокультурным по своей природе и сущностным признакам, что проявляется в отклике на проблемы, материальные и духовные запросы общества, во влиянии предметно¬пространственной среды на культуру и поведение людей. Выявленная онтологическая сущность дизайна и проблемное поле его существования определяют его социокультурную роль в жизни общества. Дихотомичность процессов дизайна, дуализм детерминант дизайна задают его сущностные закономерности развития, актуальность, востребованность, включенность во все процессы повседневности, невозможность окончательного решения всех проблем. Существование дизайна на границе явлений, сфер жизни определяет его роль посредника, интегратора, коммуникатора, его воспитательный и ценностно¬мировоззренческий потенциал.
Функционализм и антропоцентрическая нацеленность дизайна до последнего времени являлись его ведущими чертами. С 1970-х годов появляются теоретические работы (В. Папанек) и практическая реализация дизайн-объектов, в которых обозначены и решаются проблемы экологически ответственного проектирования. Генезис экологического дизайна рассмотрен на основе анализа его проектно-художественных, естественнонаучных и гуманитарных истоков, среди которых выявлены черты и примеры экологического подхода. Экологический дизайн является преемником различных проектных направлений и искусств (декоративно-прикладного искусства, архитектуры, садово-паркового искусства, пермакультуры, промышленного дизайна и др.), вобрал в себя и переосмысливает наиболее эффективные приемы и методы создания природосообразной и гармоничной среды. Выделенные гуманитарные истоки экологического дизайна явились базой формирования его мировоззренческих, философско-этических, психологических, социологических и экономических оснований и принципов, которые отличны от принципов классического промышленного дизайна.
Теоретические основы экологического дизайна продолжают формироваться. В течение последних десятилетий мировой процесс экологизации проектной культуры прошел этапы от гуманитарной критики негативных последствий доминирования потребительских и технократических установок до формирования экологических движений и организаций, разработки принципов гармонизации взаимодействия и сосуществования с природной средой, появления в архитектуре и дизайне проектных предложений, концепций и реализованных объектов, в которых решаются вопросы экологической целесообразности. В работе проанализирована сущность различных направлений современного дизайна: устойчивый дизайн, «зеленый» дизайн, органический дизайн, биодизайн, экодизайн.
Понятие «экологический дизайн» рассмотрено не как направление в дизайне, связанное с биоморфизмом объектов, с изготовлением дизайн-продукта из экологически чистых природных материалов либо производственных, бытовых отходов, с дизайном упаковки и т.п., а как теоретико-методологический принцип экологизации всей проектной деятельности, основанный на понимании целостности предметной и духовной среды, природосообразности и культуросообразности, идеи проектирования гармоничной предметно¬пространственной среды.
Экологический дизайн - это направление и парадигма проектирования, целью которого является гармонизация отношений общества и окружающей среды (природной и антропогенной), формирование мировоззрения, экологической культуры, потребительских и эстетических требований человека в соответствии с возможностями природы, обеспечение ее сохранения и минимизация вредных воздействий на всех этапах жизни дизайн-объекта: производства, эксплуатации и утилизации. Наравне c эстетичностью, функциональностью, эргономичностью и экономичностью объекта должны выполняться требования: экономия ресурсов (материалов, в т.ч. невосполнимых, и энергии), отсутствие вреда здоровью человека и природной среде в процессе производства и эксплуатации, долговечность изделия, простота и безопасность его утилизации, возможность повторного использования или переработки. Экологический дизайн должен решать философско-этические и психологические проблемы, мотивировать к гармоничному сосуществованию с природой и формировать экологическую культуру.
Предметом экологического дизайна является создание гармоничной, содержательной и эстетической предметно-пространственной среды (искусственной и естественно-антропогенной), в которой выражается ценность и значимость гармонии взаимодействия человека и природы, потребительских и аксиологических аспектов дизайн-объекта. Междисциплинарный характер, комплексность и интегративность - отличительные черты экологического направления в дизайне. Функции экологического дизайна мы выделяем следующие: созидающую, информационную, аксиологическую, коммуникативную, воспитательную, социально-экономическую, природосохранную, аттрактивную, валеологическую, адаптационную, прогностическую. Среди них особо актуализируются воспитательная, аксиологическая, адаптационная, прогностическая функции дизайна, т.е. его социокультурная роль и возможности для развития общества в гармонии с природой.
Сформулированы и систематизированы принципы экологического дизайна, которые соотнесены с «Законами экологии» Б. Комоннера и аккумулируют в себе наиболее рациональные черты функционализма, системного и средового подхода в дизайне, а также идеи многих естественных и гуманитарных наук, обусловлены законами и принципами экологии и природы, актуальностью разумного потребления. Принципы экологического дизайна должны реализоваться в объекте дизайна любого вида, стиля, направления, масштаба и т.д., как актуальные, логичные, экономичные и этичные. Обобщая подходы и направления реализации принципов экологического дизайна, выделим следующие:
1) необходимость удовлетворения разумных потребностей людей;
2) рациональность дизайна; переосмысление продуктов и их функционала;
3) использование экологической экономики (или учета полной себестоимости) для всестороннего анализа степени истощения ресурсов и экологического ущерба;
4) широкое использование возобновляемых источников ресурсов, большее внимание к рециркуляции, сокращению, переработке, повторному использованию и эффективному использованию материалов и энергии; поиск новых, экологически безопасных материалов для дизайна;
5) сохранение и поддержание ресурсов, целостности, структуры и функции естественных и регулируемых экосистем;
6) необходимость сохранения этнического разнообразия коренных народов; изучение и использование их опыта и моделей организации пространства;
7) использование исследований бионики, структуры и конструкции, технологических устройств, присущих природным объектам, в объектах дизайна;
8) увеличение экологической грамотности, социальная поддержка устойчивого развития, распространение идей экологического дизайна.
Опыт решения экологических проблем показал, что только техническими, социальными, политическими, экономическими, юридическими мерами и средствами гармонизации отношений с природой достичь не удалось. Внешние по отношению к человеку способы не изменяют внутреннюю природу человека, его целевые установки на удовлетворение материальных потребностей. Необходимы изменение духовных оснований хозяйственной деятельности, мировоззрения, системы потребностей, трансформация сознания, изменение целевых и ценностных установок, а, следовательно, изменение деятельности по производству знаний, их передаче и усвоению во всех сферах жизнедеятельности.
Экологический подход в дизайне формирует новую культуру потребления, структуру потребностей, основанную на сокращении избыточного количества продуктов; экологическую грамотность; целенаправленно изменяет ценностные установки людей посредством художественных образов объектов дизайна в соответствии с принципами экоцентрического отношения к природе; способствует распространению идей экологического дизайна, формированию экологической культуры общества. Экологическая культура рассмотрена как аксиологическое основание дизайна, основа профессиональной этики, парадигма мышления, детерминанта деятельности, компонент профессионального образования, ориентирующий на становление активной позиции в решении проблем рационального использования природных ресурсов в будущей профессиональной деятельности, как имманентное, надпрофессиональное и межпрофессиональное качество, обеспечивающее готовность и мотивацию дизайнеров транслировать экологическую культуру в общество.
В интегративной культурологической модели экологического дизайна выделены три ведущих компонента:
содержательный компонент включает в себя: мировоззренческую, аксиологическую, философско-этическую, онтологическую, семантическую, историко-генетическую, мотивационно-целевую, психологическую, социологическую, экономическую и методологическую составляющие;
технологический компонент включает: производственную,
естественнонаучную, научно-техническую, нормативную, образовательную, результативную составляющие;
эстетический компонент включает: формальную, стилевую, художественно¬образную составляющие.
Формирование экологической компетенции и изучение основ экологического дизайна в системе дизайн-образования позволит сформировать у будущих специалистов ценностные представления о взаимодействии окружающей среды и
человека, а также ознакомиться с принципами и овладеть приемами экологизации, которые следует использовать при проектировании объектов дизайна, что может стать гарантией создания природосообразных проектов.
Осознанное изменение приоритетов в шкале культурных ценностей, принципов дизайн-проектирования, а как следствие - и принципов промышленного производства, инженерного мышления, формирование ответственного отношения к природе, экологической культуры средствами и методами дизайна может помочь человечеству в решении экологических вопросов. Экологическая парадигма (как совокупность ценностей, методов, подходов, технических решений и средств) должна стать ведущей в дизайне, который формирует предметно¬пространственную среду.
В исследовании разработаны основы теории экологического дизайна. Результаты данного исследования могут быть полезны практикующим дизайнерам и, прежде всего, преподавателям вузов и колледжей, осуществляющих подготовку дизайнеров, как материал по истории и теории дизайна, как методологическая база для теоретического и практического освоения принципов и приемов экологического дизайна, для создания учебных программ и пособий в области дизайн-образования. В работе выявлен ряд проблем, требующих дальнейшего изучения и анализа.



1. Агранович-Пономарева, Е.С. Интерьеры и предметный дизайн жилых зданий / Е.С. Агранович-Пономарева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 352 с.
2. Акишин, А. Экологическое образование - ключ к решению экологических проблем России / А. Акишин // Проблемы региональной экологии. - 1999. - №3. - С. 124-127.
3. Алексеева, Т. Психологический подход в цветовом архитектурном моделировании / Т. Алексеева // Колористика города (материалы международного семинара). Т. II - М., 1990. - 164 с.
4. Альберти, Леон Баттиста. Десять книг о зодчестве: Серия «Классики теории архитектуры»; 1 т. / Баттиста Леон Альберти; пер. Ф.А. Петровского. - М.: Издательство Всесоюзной Академии архитектуры, 1935. - 392 с.
5. Аронов, В.Р. Дизайн в культуре XX века. 1945-1990 / В.Р. Аронов. - М.: Издатель Д.Аронов, 2013. - 406 с.
6. Аронов, В.Р. Дизайн и искусство / В.Р. Аронов. - М.: Знание, 1984. - 64 с.
7. Аронов, В.Р. Теоретические концепции зарубежного дизайна. 1 / В.Р. Аронов. - М.: ВНИИТЭ, 1992. - 122 с.
8. Архитектура: краткий справочник / Гл. ред. М.В. Адамчик. - Минск: Харвест, 2004. - 624 с.
9. Баженов, А.В. Архитектура и экология: о влиянии экологических проблем на архитектуру и критериях экологичности архитектурных и градостроительных объектов, основных направлениях развития экологического стиля в архитектуре / А.В. Баженов // Технологии строительства. - 2013. - № 1/2. - С. 122-132.
10. Базыма, Б.А. Психология цвета: теория и практика / Б.А. Базыма. - СПб.: Речь, 2007. - 205 с. : ил.
11. Бейлах, О.Д. Особенности экологического дизайна в проектной практике дизайнеров 1960-70-х годов XX века [Электронный ресурс] / О.Д.
Бейлах // Scientific World. - Режим доступа: http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/arts-architecture-and-construction- 213/theory-and-history-of-culture-213/17585-213-347 (дата обращения
15.04.2014).
12. Белов, В. Очерки о народной эстетике / В. Белов. - Архангельск: Северо¬Западное книжное изд-во, 1985. - 74 с.
13. Бегенау, З.Г. Функция, форма, качество / З.Г. Бегенау - М.: Мир, 1969.
- 168 с. : ил.
14. Бобылев, С.Н. Экологизация экономического развития / С.И. Бобылев.
- М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 1994. - 148 с.
15. Бобылев, С.Н. Экономика устойчивого развития / С.Н. Бобылев, Э.В. Гирусов, Р.А. Перелет. - М.: Ступени, 2004. - 303 с.
16. Бодрийяр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры /
Ж. Бодрийяр. - М.: Культурная революция; Республика, 2006. - 269 с.
17. Бодрийяр, Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр. - М.: Рудомино, 1999. - 224 с.
18. Бойчук, О.В. Основные направления развития экодизайна (Основш напрями розвитку екодизайну) / О.В. Бойчук, О.О. Галушка // Всеукрашська наукова-методична конференщя «Становлення, розвиток i сучасш проблеми вищо! художньо! та промислово! освгги в Укра!ш»: Тези доповщей / упоряд. Л. Бикова. - Харкзв: ХХП1, 1996. - С. 28-29.
19. Борев, Ю.Б. Эстетика: учебник / Ю.Б. Борев. - М.: Высш. школа, 2002.
- 511 с.
20. Бродский, А.К. Краткий курс общей экологии: учебное пособие для вузов / А.К. Бродский. - СПб.: Деан, 2000. - 224 с.
21. Бхаскаран, Л. Дизайн и время / Лакшми Бхаскаран. - М.: Арт-Родник,
2006. - 256 с.
22. Быстрова, Т.Ю. Направления и проблемы развития «устойчивого» дизайна / Т.Ю. Быстрова // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. - 2012. - №1. - С. 96-101.
23. Быстрова, Т.Ю. Феномен вещи в дизайне: философско- культурологический анализ: автореф. дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.13 / Быстрова Татьяна Юрьевна. - Екатеринбург, 2003 - 43 с.
24. Вайтфилд, П. Пермакультура - что это? / П. Вайтфилд. - СПб.: Речь, 1992. - 137 с.
25. Варакина, Г.В. Китч как норма современной культуры // Культура и цивилизация. - 2014. - № 5. - С. 10-19.
26. Веблен, Т. Теория делового предприятия / Т. Веблен. - М.: «Дело»,
2007. - 288 с.
27. Веблен, Т. Теория праздного класса / Т. Веблен. - М.: Либроком, 2011.
- 368 с.
28. Вернадский, В.И. Биосфера и ноосфера / В.И. Вернадский. - М.: Наука, 1989. - 261 с.
29. Вернадский, В.И. Философские мысли натуралиста / В.И. Вернадский.
- М.: Наука, 1988. - 522 с.
30. Визуальная среда как социальный фактор [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.science.viniti.ru (дата обращения: 16.04.2013).
31. Витрувий. Десять книг об архитектуре / Витрувий. - Ленинград: Огиз, 1936. - 347 с.
32. Воронов, Н.В. Дизайн: русская версия / Н.В. Воронов. - Тюмень: Институт дизайна, 2005. - 224 с. : 58 ил.
33. Воронов, Н.В. Суть дизайна. 56 тезисов русской версии понимания дизайна / Н.В. Воронов. - М.: ГрантЪ, 2002. - 280 с.
34. Гармония цвета. Интерьер. Цветовые сочетания, которые работают. - Мн.: Харвест, 2006. - 320 с.
35. Генисаретский, О.И. Дизайн, городская среда и проектная культура / О.И. Генисаретский // Труды ВНИИТЭ, Серия «Техническая эстетика». - Вып. 57. - 1988. С. 18-30.
36. Генисаретский, О.И. Культурно-антропологическая перспектива / О.И. Генисаретский // ИНОЕ. Хрестоматия российского самосознания. - М.: Аргус, 1995. Т.2 - 199 с.
37. Генисаретский, О.И. Лекция о месте проектирования в системе
стратегической работы [Электронный ресурс] / О.И. Генисаретский // Школа Культурной Политики. - Режим доступа:
http://www.shkp.rU/lib/archive/second/2001-1/1 (дата обращения: 12.01.2015).
38. Генисаретский, О.И. Методологические и гуманитарно-художественные проблемы дизайна: дисс. ... докт. искусствовед.: 17.00.06 / Генисаретский Олег Игоревич. - М.: ВНИИТЭ, 1990. - 280 с.
39. Генисаретский, О. И. Средовое проектирование и проектная культура [Электронный ресурс] / О.И. Генисаретский // Antropolog.ru / электронный альманах о человеке. - Режим доступа:
http://www.antropolog.ru/doc/persons/genis/olgen2 (дата обращения: 23.08.2014).
40. Генисаретский, О.И. Теоретические и методологические исследования в дизайне. Избранные материалы. Ч. I. / О.И. Генисаретский // Труды ВНИИТЭ. Техническая эстетика. Вып. 61. - М.: ВНИИТЭ, 1990. - 372 с.
41. Генисаретский, О.И. Экология культуры. Теоретические и проектные проблемы / О.И. Генисаретский. - М.: Всероссийский институт культурологии, 1991. - 153 с.
42. Гибсон, Дж. Экологический подход к зрительному восприятию: перевод с английского / Дж. Гибсон; общ. ред. и вступ. ст. А. Д. Логвиненко. - М.: Прогресс, 1988. - 464 с.
43. Глазачева, А.О. Экологическая компетентность будущего специалиста в пространстве дизайн-образования: учебное пособие / А.О. Глазачева, А.В. Гагарин, С.Н. Глазачев. - М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2011. - 180 с.
44. Глазачева, А.О. Формирование экологической компетентности будущих дизайнеров в профессиональной подготовке: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Глазачева Алина Олеговна. - М., 2009. - 25 с.
45. Глазачев, С.Н. Экологические цели развития тысячелетия / С.Н. Глазачев, О.С. Глазачев // Вестник Международной академии наук. Русская секция. - 2010. - № 2. - С. 25-29.
46. Глазычев, В. Дизайн как он есть / В. Глазычев. - М.: Европа, 2011. - 320 с.
47. Глазычев, В.Л. О дизайне. Очерки о теории и практике дизайна на Западе / В.Л. Глазычев. - М.: Искусство, 1970. - 191 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ