Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка инвестиционного проекта по автоматизации бизнес-процессов на предприятии ресторанного бизнеса

Работа №103636

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

системный анализ использования ресурсов предприятия

Объем работы134
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
191
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1 Обзор и анализ систем автоматизации ресторанного бизнеса в условиях развития цифровой экономики
1.1 Особенности работы ресторанов с клиентами в условиях цифровой
экономики
1.2 Рыночные тенденции систем автоматизации для предприятий
ресторанного бизнеса
1.3 Формирование требований к выбору системы для предприятия
ресторанного бизнеса
1.4 Результаты и выводы первой главы
2 Методология инвестиционного проектирования по автоматизации бизнес-
процессов на предприятии ресторанного бизнеса
2.1 Методология моделирования бизнес-процессов
2.2 Методология внедрения систем автоматизации бизнес-процессов в
практику деятельности предприятий ресторанного бизнеса
2.3 Методология расчета показателей экономической эффективности
инвестиционного проекта
2.4 Результаты и выводы второй главы
3 Разработка рекомендаций по внедрению инвестиционного проекта на
предприятии ресторанного бизнеса и оценка его эффективности
3.1 Общая характеристика предприятия ресторанного бизнеса
3.2 Моделирование основных бизнес-процессов AS-IS и TO-BE
на предприятии
3.3 Разработка инвестиционного проекта автоматизации бизнес-процесса
привлечения клиентов на предприятии
3.4 Оценка параметров эффективности инвестиционного проекта
3.5 Результаты и выводы третьей главы
Заключение
Библиографический список
Приложение А. Минимальные требования к ресторанам
Приложение Б. Особенности методологии ARIS, ее структурные элементы, связи и наборы характеристик
Приложение В. Основные модели экосистем
Приложение Г. Бизнес-процесс обслуживания клиента в ресторане «Троекуров»
Приложение Д. Архитектура экосистемы Сбера
Приложение Е. Бухгалтерская отчетность ООО «Троекуров»

Актуальность данного исследования состоит в том, что в настоящее время все без исключения отрасли экономики подвергаются цифровой трансформации в результате перехода мировой экономики на новый уровень развития, основанный на цифровых технологиях, проникающих без исключения не только в каждый процесс производства, распределения и обмена товаров и услуг, но и в процессы взаимоотношений между их участниками. Применительно к предприятиям ресторанных услуг это происходит как путем роботизации и цифровизации всех основных бизнес-процессов (процессы производства, снабжения и сбыта).
Вместе с тем, исследования различных маркетинговых агентств показывают, что на рынке предприятий общественного питания, и особенно - на рынке ресторанных услуг России - перечисленные процессы еще не стали массовым трендом. Это способствует тому, что российские предприятия ресторанного бизнеса начинают уступать свой рынок иностранным конкурентам, которые имеют больший объем капитала и большую нацеленность на повышение эффективности всех без исключения бизнес-процессов. Такая тенденция создает серьезные риски для российских предприятий, вплоть до повышения уровня рисков ликвидации и банкротства. Как следствие, российские предприятия остро нуждаются в нахождении методов автоматизации собственного бизнеса с учетом имеющихся у них ограниченных финансовых ресурсов.
В современных научных источниках теме автоматизации бизнес- процессов посвящено большое число самых разнообразных исследований. Так, например, А. Н. Зуева исследовала методы и способы анализа и моделирования бизнес-процессов, а также управления ими. Т. И. Кисилевич и Л. П. Липатова посвятили свои научные работы изучению теории и опыта автоматизации деятельности предприятий общественного питания. Н. В. Мордовченков в своих научных работах рассматривал современный уровень информационной 3
инфраструктуры в управлении ресторанным бизнесом. П. Г. Николенко и Ю. С. Клюева исследовали автоматизацию бизнес-процессов в сфере сервиса с точки зрения возможности использования информационно-коммуникационных технологий и СRM-систем. К. А. Смирнов и Х. А. Ахматов рассматривал моделирование функциональных требований к автоматизированной системе управления продукцией сети быстрого питания к один из основных этапов автоматизации сетевых предприятий общественного питания. В. М. Тиуновым проведен анализ перспектив цифровизации сферы общественного питания в России, сделан акцент на появлении в России FoodTech-индустрии. Той же индустрии посвятили свои исследования К. Самбулова и А. Серпер.
A. Сысоенкова выявила все более проявляющийся в ресторанном бизнесе тренд, связанный с все более проявляющейся на данном рынке потребностью веганов в потреблении продукции, нацеленной на их пищевые потребности. Е. Бурых и
B. Кузиным описаны процессы изменения ресторанного бизнеса, происходящие под влиянием все большей автоматизации и цифровизации ресторанного бизнеса под воздействием цифровой экономики. П. И. Шихатов отмечал важность автоматизации учетных процессов на предприятиях общественного питания с целью снижения финансовых потерь. Схожую тему, но в контексте товародвижения, исследовала Т. А. Щербакова. А. Поддубный выявил перспективные способы расчета экономического эффекта от внедрения системы автоматизации.
Вместе с тем, большая часть научных исследований касается трендов, которые существовали на рынке общественного питания до начала пандемии. Ускорив развитие цифровой экономики во всем мире, пандемия кардинально изменила ранее существовавшие тренды на автоматизацию бизнес-процессов, усилив ее значимость и ускорив развитие не только различных систем и технологий автоматизации, но и новых методов в исследовании, взаимодействии и даже ценностях различных систем. Так, в последнее время значительное развитие получило новое направление взаимодействия предпринимательских структур и клиентов, - бизнес-экосистема. Экосистема строится вокруг всех потребностей клиента крупными представителями финтеха - сегмента финансовой индустрии, который использует новые технологии, в частности, интернет, большие данные и искусственный интеллект, для повышения эффективности финансовых услуг - и в значительной степени меняет взаимоотношения клиента и бизнес-структур. Применяя методы больших данных и управления по цифровому следу, а также технологии искусственного интеллекта, экосистема значительно изменяет маркетинговые подходы, позволяя предприятию подстроить выпускаемый продукт под каждого конкретного клиента. И эти направления и подходы в силу их новизны еще практически не затронуты научной литературой. А, следовательно, все описанное выше еще больше усиливает актуальность темы исследования.
Цель: Разработать инвестиционный проект по автоматизации
проблемных бизнес-процессов на предприятии ресторанного бизнеса.
Задачи:
• провести обзор и анализ систем автоматизации ресторанного бизнеса в условиях развития цифровой экономики;
• сформировать требования к выбору системы для предприятия ресторанного бизнеса;
• разработать методологию внедрения систем автоматизации бизнес- процессов в практику деятельности предприятий ресторанного бизнеса;
• исследовать методологию разработки разделов инвестиционного проекта по внедрению систем автоматизации бизнес-процессов в практику деятельности предприятия;
• рассмотреть методологию расчета показателей экономической эффективности инвестиционного проекта;
• разработать рекомендации по внедрению инвестиционного проекта на предприятии ресторанного бизнеса и оценить его эффективность.
Объектом исследования является архитектура информационной системы. Предметом исследования - процесс предоставления услуги в условиях цифровой трансформации экономики.
В работе применены такие методы исследования как обобщение, дедукция, методы идеализации и формализации, методы моделирования бизнес-процессов, метод инвестиционного проектирования, экономико-математические и другие методы.
Научная новизна:
• установлен и обоснован перечень требований для выбора системы автоматизации предприятия ресторанного бизнеса;
• определены этапы схемы автоматизации бизнес-процессов организации при ее присоединении к экосистеме;
• определена методология автоматизации внешних бизнес-процессов организации при ее присоединении к экосистеме;
• определен состав разделов бизнес-плана инвестиционного проекта, в наилучшей степени отвечающий проектам автоматизации бизнес-процессов предприятия.
Практическая значимость исследования заключается в применении авторских предложений по автоматизации бизнес-процессов предприятий ресторанного бизнеса.
Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 81 наименование, 6 приложений.
Первая глава исследования посвящена обзору и анализу систем автоматизации ресторанного бизнеса в условиях развития цифровой экономики. В ней исследованы следующие вопросы: особенности работы ресторанов с клиентами в условиях цифровой экономики, рыночные тенденции систем автоматизации для предприятий ресторанного бизнеса. Кроме того, на базе результатов проведенного анализа были сформированы требования к выбору системы для предприятия ресторанного бизнеса.
Вторая глава магистерской диссертации посвящена методологии инвестиционного проектирования по автоматизации бизнес-процессов на предприятии ресторанного бизнеса. В ней достаточно подробно рассмотрена методология моделирования бизнес-процессов, методология внедрения систем автоматизации бизнес-процессов в практику деятельности предприятий ресторанного бизнеса, методология расчета показателей экономической эффективности инвестиционного проекта. Результаты второй главы стали основой для практической части исследования.
Третья глава исследования представляет собой его практическую часть, состоящую в разработке рекомендаций по внедрению инвестиционного проекта на предприятии ресторанного бизнеса, и оценка его эффективности. В ней приведена общая характеристика предприятия ресторанного бизнеса ООО «Троекуров», проведено моделирование основных бизнес-процессов AS-IS и TO-BE на указанном предприятии, осуществлена разработка инвестиционного проекта автоматизации бизнес-процесса привлечения клиентов на предприятии. Логическим завершением практической части исследования стала оценка параметров эффективности предложенного инвестиционного проекта.
Основой информационно-эмпирической базы исследования стали научные труды и научные публикации в периодических изданиях и сети Интернет по теме исследования, а также размещенные в открытом доступе данные ПАО «Сбер», бухгалтерская и управленческая отчетность ООО «Троекуров», нормативные правовые источники, регулирующие различные вопросы деятельности предприятий общественного питания в России.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Цифровая экономика представляет собой новый технологический уклад, основанный на технологиях, позволяющих создавать цифровую среду с целью повышения эффективности взаимодействия всех участников производства, распределения и обмена товаров и услуг в любой отрасли экономики, включая взаимоотношения между участниками процесса оказания ресторанных услуг. Ресторан представляет собой предприятие питания, предоставляющее потребителю услуги по организации питания и досуга или без досуга, с широким ассортиментом блюд сложного изготовления, включая фирменные блюда и изделия, алкогольных, прохладительных, горячих и других видов напитков, кондитерских и хлебобулочных изделий, покупных товаров, в т.ч. табачных изделий. Несмотря на то, что существующие национальные стандарты выдвигают к ресторанам широкий перечень требований по офлайн обслуживанию населения, в связи с развитием пандемии российские рестораны стали все чаще переходить в формат «dark kitchen», нацеленный исключительно на сегмент доставки готовой еды. Обусловлено это было как запретом Правительства РФ на офлайн-функционирование предприятий общественного питания в разгар пандемии, так и тем, что значительная доля расходов конечных потребителей на продукты питания была переориентирована на питание дома. Это в том числе вызвало тренд на цифровизацию и автоматизацию ресторанного бизнеса. Ожидается, что конкуренция между ресторанами продолжится путем разработки новых видов блюд для клиентов, наиболее приближенных к их идеальному рациону. Для этого прогнозируется рост потребности в использовании таких инструментов цифровой экономики как BigData, управление по цифровому следу, искусственный интеллект.
Основными рыночными тенденциями систем автоматизации для предприятий ресторанного бизнеса являются:
- ускорение развития FoodNet;
• расширение способов оплаты товара;
• развитие комплексных систем автоматизации ресторанного бизнеса;
• осуществление поведенческой аналитики гостей с целью разработки индивидуального подхода к каждому клиенту;
• внедрение цифровых программ лояльности, стимулирующих клиентов к повторному обращению за получением ресторанных услуг.
В настоящее время российские рестораны проигрывают своим западным конкурентам в уровне автоматизации бизнеса, что приводит к захвату российского рынка западными ресторанными сетями. Вместе с тем, в ходе анализа был сделан вывод о том, что существующие требования, выдвигаемые российскими ресторанами к системам автоматизации, не позволяют им рассчитывать на успешное конкурирование с западными ресторанными сетями и в будущем, поскольку они ориентированы на системы автоматизации сегодняшнего дня, не учитывая бурное развитие цифровой экономики и быстрое устаревание существующих способ организации бизнес-процессов ресторанов. В работе был установлен и обоснован следующий перечень требований для выбора системы автоматизации предприятия ресторанного бизнеса необходимо установить и обосновать следующие требования:
• соответствие национальному законодательству;
• наличие возможностей, обусловленных перспективным состоянием рынка и его будущих потребностей;
• наличие необходимого функционала с учетом стратегического развития предприятия, имеющихся у него проблем, а также перспектив повышения эффективности бизнес-процессов;
• установление очередности автоматизации бизнес-процессов на основе выявления и ранжирования проблем предприятия и задач, установленных стратегией развития;
• наличие систем поведенческой аналитики и разработки маркетинговых мероприятий, индивидуально ориентированных программ лояльности;
- соответствие критерию экономической эффективности.
Методология внедрения систем автоматизации бизнес-процессов в практику деятельности предприятий ресторанного бизнеса уже в настоящее время определяется необходимостью подключения к бизнес-экосистемам. В отличие от традиционной схемы, реализуемой при развертывании локальной системы автоматизации бизнес-процессов на предприятии, схема автоматизации при условии подключения предприятия к экосистеме содержит больше этапов. Однако трудоемкость реализации этой схемы ниже, поскольку основную часть подстройки системы автоматизации предприятие выполняет совместно с техническими экспертами экосистемы, к которой подключается система автоматизации предприятия. При реализации схемы подключения к экосистеме применяются методы моделирования бизнес-процессов AS-IS и TO-BE, различные методы выявления проблем на предприятии, в том числе возникающих при реализации основных бизнес-процессов, методы стратегического планирования. При непосредственной работе с экосистемой с целью прототипирования и инкубации, а также разработки маркетинговых мероприятий, реализуются интегрированные в ней технологии и методы (технология Big Data и методы, базирующиеся на полученных с ее помощью данных, - управление по цифровому следу, цифровой двойник, технология искусственного интеллекта, социально-маркетинговые технологии и т. д.).
Для инвестиционного проекта автоматизации бизнес-процессов рекомендуется следующий набор разделов: резюме; информация об инициаторе проекта; описание отрасли; представление проекта; технологии и операционный план проекта; финансовый план проекта; анализ эффективности проекта; анализ рисков.
При анализе инвестиционных проектов автоматизации бизнес-процессов предприятия используются стандартные показатели эффективности инвестиций: срок окупаемости; дисконтированный период окупаемости; период возврата заемных средств; чистый доход; чистый дисконтированный доход, чистая приведенная стоимость; внутренняя норма доходности, норма возврата 107
инвестиций; индекс прибыльности, индекс рентабельности, индекс доходности; другие показатели. Среди специфических показателей можно отметить экономический эффект в виде экономии трудовых и финансовых ресурсов.
Практическая часть исследования была проведена на базе ООО «Троекуров», которое является лучшим предприятием ресторанного бизнеса г. Екатеринбурге, работающим в сегменте высокой кухни. Миссия заведения состоит в популяризация и развитии культуры питания русской дворянской кухни путем сочетания старинных рецептов и современных технологий их приготовления, русских традиций и высокого уровня гастрономического сервиса. Основные цели ресторана - укрепить достигнутые позиции на рынке и увеличить число своих клиентов. Для этого ресторану необходимо выполнение следующих задач: расширить ассортимент меню; стать одним из лучших ресторанов России; соблюдать качественный уровень обслуживания. При этом установлены следующие ключевые показатели эффективности деятельности заведения: минимальные затраты; максимальная выручка; увеличение потока клиентов.
Анализируя существующие связи между стратегией развития предприятия и реализуемыми в нем бизнес-процессами, было отмечено, что в целом реализация бизнес-процессов AS-IS до закрытия ресторана во время пандемии позволяла ему исполнять установленные стратегические цели путем обслуживания обширной базы существующих клиентов ресторана. Однако потеря клиентов во время пандемии привела к тому, что бизнес-процессы предприятия требуют доработки для получения возможности более интенсивного привлечения новых клиентов.
Анализ полной модели AS-IS бизнес-процесса обслуживания клиентов показал, что деятельность ресторана достаточно хорошо автоматизирована, однако в ней все же имеются следующие недостатки:
- недостаточная автоматизация бизнес-процесса привлечения клиента в ресторан в сочетании с его обслуживанием только одним менеджером повышает вероятность критических для работы ресторана ошибок;
• отсутствие внимания к предложению клиентам различных способов бесконтактной оплаты ресторанных услуг.
С целью исправления выявленных недостатков было проведено моделирование ТО-ВЕ бизнес-процесса привлечения клиентов ресторана и бизнес-процесс оплаты заказа. В ходе моделирования было предложено интегрировать ресторан в бизнес-экосистему Сбера с целью повышения качества оказания ресторанных услуг за счет их персонализации для каждого конкретного клиента. Ожидается, что это повысит лояльность клиентов и станет мощным стимулом для повторных приобретений услуг ресторана.
С целью интеграции ООО «Троекуров» в бизнес-экосистему Сбера было предложено реализовать инвестиционный проект автоматизации бизнес- процесса привлечения клиентов. Срок реализации проекта составил 15 месяцев, из них 3 месяца - инвестиционный период, в течение которого приобретается, устанавливается и тестируется необходимое оборудование, отлаживаются процессы взаимодействия предприятия с платформой бизнес-экосистемы проходит обучение персонал. 12 месяцев составляет срок эксплуатации результатов проекта. Следует отметить, что реальный срок эксплуатации результатов проекта может быть значительно продлен.
Проведенный анализ экономической эффективности проекта позволил выявить следующие ее характеристики:
• за 12 месяцев эксплуатации проекта прогнозируемое значение чистого приведенного дохода составило 2 099 415 руб.;
• срок окупаемости с учетом дисконтирования составляет 8 месяцев;
• внутренняя норма доходности за 12 месяцев составила 107,09% годовых.
Все приведенные показатели доказывают высокую эффективность проекта. Кроме того, было отмечено, что реализация проекта может нести социальный эффект, состоящий в разработке меню для людей с особыми пищевыми запросами, потребности которых в настоящее время заведениями общественного питания зачастую игнорируются. Социальный эффект может 109
быть дополнительно за счет сотрудничества с волонтерскими организациями и менеджментом крупных производственных предприятий, заботящихся о различных социальных группах населения путем доставки им специализированного питания.
Все описанное доказывает, что инвестиционный проект может быть рекомендован к внедрению в ООО «Троекуров».


1. 1С:Предприятие 8. Общепит. [Сайт]. - URL: https://solutions.1c.ru/ catalog/public-catering (дата обращения: 27.02.2021).
2. Абдрахманова Г. И. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение : доклад к XX Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества [Текст] / Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и [др.] ; науч. ред. Л. М. Гохберг. - М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. - 82 с.
3. Ангелина И. А. Стратегическое бизнес-планирование в общественном питании [Текст]: учебное пособие / И. А. Ангелина. - Донецк: ДонНУЭТ имени Туган-Барановского, 2020. - 107 с.
4. Аренда 1С: Общепит 8. [Сайт] - URL: https://scloud.ru/otraslevyye/ 1 c_catering. php?utm_source=yandex&utm_medium=cpc&utm_campaign=tepl.yand ex. poisk. otraslevie. rf&utm_content= 10200461242&utm_term= 1 с%20общепит&ycli d=968213322988548380 (дата обращения: 03.03.2021).
5. Баленко Е. В России предложили менять законодательство с помощью Big Data, а также регулировать цифровой след. [Сайт] / Е. Баленко, А. Посыпкина. - URL: https://pro.rbc.ru/news/5d6d2d529a7947132a5e7213 (дата обращения: 01.03.2021).
6. Бердалин Е. Big Data - новый аппетит маркетологов [Сайт] / Е. Бердалин. - URL: https://restoranoff.ru/news/partners/big-data-novyy-appetit- marketologov (дата обращения: 06.05.2021).
7. Бурых Е. С черного входа: что такое «темная кухня» и как она меняет ресторанный бизнес / Е. Бурых. - URL: https://www.forbes.ru/forbeslife/383769-s- chernogo-vhoda-chto-takoe-temnaya-kuhnya-i-kak-ona-menyaet-restorannyy-biznes (дата обращения: 22.03.2021).
8. Бухт Р. Определение, концепция и измерение цифровой экономики [Текст] / Р. Бухт, Р. Хикс // Вестник международных организаций. - 2018. - Т. 13. - № 2. - С. 143-172.
9. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ (принят 19.03.1997, действующая редакция).
10. Воронцовский А. В. Цифровизация экономики и ее влияние на экономическое развитие и общественное благосостояние [Текст] / А. В. Воронцовский // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. - 2020. - Т. 36. - № 2. - С. 189-216.
11. Глазьев С. Великая цифровая революция: вызовы и перспективы для экономики XXI века. [Сайт] / С. Глазьев. - ПРЬ: https://glazev.ru/articles/6- ] екопот(ка/54923^ейка] а^й^а] a-revolj utsij a-vyzovy-i-perspektivy-dlj а­] екопоп11к1-1-уека.
12. Горячий цех: как рестораны и кафе возвращают клиентов после пандемии. [Сайт] - ПРЬ: https://plus.rbc.ru/news/5f14670d7a8aa9e4fa687a7a (дата обращения: 28.02.2021).
13. ГОСТ 30389-2013. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования.
14. ГОСТ 31985-2013. Услуги общественного питания. Термины и определения.
15. Денисов А. Как устроена экосистема Сбера. [Сайт] / А. Денисов. -
ПРЬ: https://www.youtube.com/watch?v=dFK0pg2Y2nU (дата обращения:
28.05.2021)...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ