ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ
ДИВЕРСИФИКАЦИИ РЕСТОРАННОГО БИЗНЕСА НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ
1.1 Сущность управления процессом диверсификации бизнеса
1.2 Специфика потребности в здоровом питании
1.3 Возможности использования проектного управления при создании
бизнеса нового формата
2 АНАЛИЗ РЫНКА ПРЕДПРИЯТИЯ РЕСТОРАННОГО
БИЗНЕСА
2.1 Анализ ООО «Бургер Рус» и рынка потребителей фаст-фуд
продукции
2.2 Анализ рынка заведений здорового питания
2.3 Разработка методического подхода для формирования стратегии
диверсификации предприятия ресторанного бизнеса
3 ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ СОЗДАНИЯ РЕСТОРАНА НОВОГО ФОРМАТА НА РЕГИОНАЛЬНОМ
РЫНКЕ
3.1 Разработка концепции проекта на основе методического подхода
формирования стратегии диверсификации предприятия ресторанного бизнеса
3.2 Разработка основных этапов проекта
3.3 Управление рисками и оценка эффективности проекта для ключевых
участников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. В текущих условиях в быстроменяющейся и абсолютно непредсказуемой среде не только бизнеса, но и жизни в целом, важно использование современных и актуальных инструментов для управления и развития бизнеса. Одним из таких инструментов является диверсификации деятельности предприятия, которая выступает как метод обеспечения, в первую очередь, выживания компании, а также открывает новые возможности для ее развития.
Вызовы, брошенные пандемией СОУГО-19, стали серьезным испытанием для предприятий всех без исключения отраслей экономики, но особенно тяжело пришлось компаниям в сфере общественного питания. В 2020 году прекратили существование сотни предприятий, продолжившие работу предприятия понесли колоссальные убытки, тысячи людей потеряли рабочие места. По данным Росстата, по сравнению с 2019 годом оборот отрасли за сократился на 20,7 % или на 352 млрд рублей.
Важность использования диверсификации в деятельности предприятия весьма высока, так как в современных рыночных отношения экономическая среда не стабильна и меняется очень быстрыми темпами. Формы диверсификации постоянно претерпевают изменения. Актуальность исследования данной темы можно обусловить следующими причинами:
• в современных рыночных отношениях появляются все новые отношения и тенденции в деятельности предприятий;
• скорость происходящих в мире изменений увеличилась в разы, соответственно предприятиям необходимо оперативно и своевременно реагировать на любые изменения;
• происходящие в мире события оказывают все большее влияние на деятельность каждого из существующих предприятий, вне зависимости от сферы их работы. Несомненно, важным фактором последних полутора лет, влияющим на деятельность многих предприятий, стала пандемия СОУГО-19, но не стоит забывать и о различных политических и социальных решениях, принятых как в контексте эпидемии, так и вне ее, и оказавших существенное влияние на развитие или упадок целых отраслей.
Таким образом, можно считать, что часто диверсификация деятельности, производства, рисков, активов, портфеля компании является в текущей действительности не чем-то уникальным, инновационным или необычным, а вынужденной необходимостью.
Объектом исследования является региональный рынок потребителей услуг общественного питания.
Предметом исследования выступает организационно-управленческая деятельность по реализации стратегии диверсификации предприятия общественного питания в процессе создания ресторана нового формата.
Целью исследования является разработка методического подхода и его апробация для реализации стратегии диверсификации ресторанного бизнеса на региональном рынке.
Для выполнения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить сущность управления процессом диверсификации бизнеса.
2. Провести анализ деятельности предприятия и ситуации на рынке, а также разработать методический подход для реализации стратегии диверсификации предприятия ресторанного бизнеса.
3. Разработать проект создания ресторана нового формата.
Методология исследования. В качестве методологического инструментария в работе были использованы:
• Маркетинговые инструменты (модель Фишбейна, сегментирование рынка, анализ конкурентов, матрица Ансоффа);
• Инструменты проектного управления (календарное планирование, методы оценки рисков, методы снижения рисков, метод «дерево проблем»/«дерево целей», диаграмма Ганта);
Степень научной разработанности темы. Для исследования основ, инструментов и методов диверсификации и проектного управления теоретической и методологической базой являлись работы, учебные пособия и статьи российских и зарубежных авторов в области диверсификации, управления проектами, маркетинга: И. Ансоффа, Р. Питса, Х. Хопкинса, Ф. Котлера, В. А. Козлова, Е. С. Григоряна, Коллиза Д.Д., Монтгомери С.А. Петрова А.Н., Гольдштейна Г. Я.
Эмпирическая база исследования включает в себя учебнометодическую и научно-исследовательскую литературу, нормативноправовые акты, данные корпоративной статистики, официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики по тематике исследования.
Научная новизна: разработан методический подход в форме алгоритма для предприятий общественного питания, диверсифицирующих свою деятельность, позволяющий компаниям экономить все виды ресурсов на нецелевых действиях и повышающий устойчивость и эффективность бизнеса.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в апробации разработанного алгоритма в ходе реализации проекта диверсификации предприятия сети фаст-фуд на примере ООО «Бургер Рус». Сделаны выводы об эффективности предложенной методики.
В ходе выполнения магистерской диссертации её цель была достигнута, а задачи решены.
В первой главе раскрыта сущность управления процессом диверсификации бизнеса. Приведены некоторые определения диверсификации, встречающиеся в литературе, рассмотрены существующие виды и методы диверсификации. Рассмотрена специфика потребности в здоровом питании, а также тренды отрасли и потребительские предпочтения. Изучены возможности использования проектного управления при создании бизнеса нового формата.
Во второй главе проведен анализ деятельности компании ресторанного бизнеса, а также рынка потребителей фаст-фуд продукции. Рассмотрены основные финансово-экономические показатели ООО «Бургер Кинг Рус» за период с 2017 по 2020 годы. Дана характеристика сегментов потребителей ресторанов Бургер Кинг в России, а также динамика изменения численности сегментных групп с 2015 по 2019 годы. Оценены потребительские атрибуты ресторана Бургер Кинг по модели Фишбейна. Проанализирована динамика развития рынка общественного питания в России в 2010-2020 годы. Представлена структура рынка общественного питания в России. Обозначены последствия пандемии COVID-19 для отрасли. Рассмотрены тренды в сфере общественного питания:
• развитие сервисов take-away, drive-through и самовывоза;
• внедрение концепции «Wellness»;
• продвижение концепции осознанного потребления и социальной ответственности;
• тренды на растительное мясо и вегетарианскую еду;
• переход части заведений общепита на Fast Casual формат;
- создание аутентичных интерьеров и коворкинг зон на базе заведений общепита;
Проведен анализ рынка заведений здорового питания г. Екатеринбурга. Рынок заведений, в которых сделан акцент на здоровое питание, в Екатеринбурге развит незначительно - пока немногие готовы концентрироваться на таком довольно узком сегменте потребителей. Рассмотрены шесть наиболее известных и популярных заведений. Минимальная выручка среди этих компаний в 2020 году составила 21 млн рублей. Суммарная аудитория компаний в сети инстаграм насчитывает 85 тысяч подписчиков.
Несмотря на наличие нескольких совершенно разных заведений, специализирующихся на здоровом питании, пока ни в одном из них не представлено растительное мясо. Растительное мясо вызывает массу споров, но одно можно сказать наверняка: эта бизнес-ниша быстро растёт. В прошлом году объём рынка альтернативного мяса в России составил 2,6 млрд рублей. Рынок активно формируется и открывает возможности для бизнеса.
По данным аналитического центра НАФИ на 10 % в год будет расти рынок альтернативного мяса в России в ближайшие 5 лет, при этом 54 % россиян готовы включать растительные продукты-заменители мяса в свой рацион.
Для увеличения доли рынка и приобретения новых конкурентных преимуществ, на основании проведенного исследования, был сделан вывод, что сеть фаст-фуда Burger King может развиваться в России по ряду направлений. Приоритетным, на наш взгляд, вариантом совершенствования стратегии развития сети будет разработка проекта диверсификации бизнеса, в котором будут объединены приведенные ранее рекомендации, которые возможно совместить и реализовать в рамках нового предприятия.
На основании ранее полученных данных был сделан вывод о необходимости разработки методического подхода для формирования стратегии диверсификации. С целью упорядочения действий, необходимых для диверсификации предприятия общественного питания и создания ресторана здорового питания, был разработан алгоритм диверсификации, который позволяет компании экономить все виды ресурсов на нецелевых действиях и повышает устойчивость и эффективность бизнеса.
На основании алгоритма был разработан проект создания ресторана нового формата на региональном рынке. Предлагается реализовать проект по созданию полноценного ресторана здорового питания на базе имеющегося ресторана быстрого питания. Разработано дерево проблем и дерево целей по проекту. Миссия проекта: усиление позиции компании Бургер Кинг на российском рынке. Рассмотрено окружение проекта и основные его участники.
Разработаны основные этапы проекта. Старт работ по проекту - 29.06.2021. Открытие ресторана планируется на 15.10.2021. Создан календарный план и диаграмма Ганта по проекту. Продолжительность проекта 86 дней, для реализации запланирована 21 работа. Описаны основные риски по проекту, продуманы меры по их снижению.
Произведен расчет эффективности проекта, рассчитан общий объем инвестиций, сумма годовых текущих затрат, а также прогнозируемая выручка. Рассчитан чистый дисконтированный доход по проекту. Проект можно назвать эффективным: обычный и дисконтированный сроки окупаемости составляют менее года - проект окупится в 2022 году.
Таким образом, предложенный алгоритм диверсификации заведения общественного питания был опробован на конкретном проекте и показал свою эффективность.
Предложенный в работе проект диверсификации деятельности ООО «Бургер Рус» был презентован руководству компании.
1. Информационное агентство InfoLine: рынок общепита в России в
2019 году [Электронный ресурс]: URL://
https: //infoline.spb .ru/news/index.php?news=175568 (дата обращения:
29.03.2021)
2. Лукащук М. Н., Богданова К. А. Российский рынок в условиях пандемии: проблемы и перспективы развития // Скиф, 2021, №2 (54).
3. Куликов В. И. Тенденции по изменению спроса в общественном питании в 2020 году // Бизнес-образование в экономике знаний, 2020, №3 (17).
4. Глебова Г. С. Разновидности digital-технологий в маркетинговых коммуникациях в отрасли общепита // Скиф, 2020, №6 (46).
5. Тренды ресторанного бизнеса [Электронный ресурс]: URL://
https://foodac.ru/blog/foodac/trendy-restorannogo-biznesa-2020/ (дата
обращения: 02.12.2020)
6. Сироткин С. А., Кельчевская Н. Р.: /Экономическая оценка инвестиционных проектов/ -3-еизд., перераб. и доп. -М.: ИНФРА-М, -2020 - С. 311
7. Котлер Ф., Армстронг Г. Основы маркетинга // 9 -е изд.: Пер. с англ. - М.: Издательство «Диалектика», 2019. - 120 с.
8. Котлер Ф., Келлер К. Л. Маркетинг менеджмент / 12-е изд. — СПб.: Питер, 2018 - 800 с.
9. Секерин, В.Д. Основы маркетинга / В.Д. Секерин. - М.: КноРус, 2018. - 288 с.
10. Антонов, Г.Д. Управление проектами организации: Уч. / Г.Д. Антонов, О.П. Иванова, В.М. Тумин. - М.: Инфра-М, 2018. - 64 с.
11. Балдин, К.В. Управление рисками в инновационноинвестиционной деятельности предприятия: Учебное пособие / К.В. Балдин. - М.: Дашков и К, 2018. - 420 с.
12. Kenneth Andrews. The Concept of Corporate Strategy. Homewood, Homewood University Press, 1971. - 498 стр.
13. Ансофф И. Стратегическое управление: Сокр.пер. с англ./ Науч. ред. и авт. предисл. Л.И. Евенко. -М.: Экономика, 2010. -C.113-124
14. Аронов A.M. Диверсификация производства: теория и стратегия развития. /А.М.Аронов, А.П. Петров-СПб.: Лениздат, 2012. -128 с.
15. Гольдштейн Г. Я. Стратегический менеджмент. Т.: Скиф, 2004 -С. 451...