Введение 3
Глава 1. Интернет: характеристика, сервисы и возможности 6
Глава 2. Характеристика социальных сетей и возможности для продвижения туристского продукта 19
Глава 3. Продвижение туристского продукта в интернет-ресурсах TikTok и Telegram 48
Глава 4. Социологическое исследование 66
Заключение 83
Список литературы 86
Приложение 94
В современном мире интернет имеет огромное значение. Разные организации, в том числе и организации в сфере туризма имеют свой сайт в интернете, где размещают основную информацию о себе, однако этого сайта иногда бывает недостаточно, т.к. сайт нередко лишен оперативной обратной связи, иногда люди могут не знать о его существовании. Поэтому компании находят выход из этой ситуации в том, чтобы разместить информацию о себе на страницах интернет-ресурсов и размещать там рекламу своего продукта или услуги, чтобы привлечь больше внимания людей.
Интернет-ресурсы, в т.ч. социальные сети создавались как средство для обмена информацией между людьми, но со временем у них появились новые функции, сейчас они довольно популярны, в связи с этим, в маркетинге социальные сети стали рассматривать как перспективную площадку для деятельности и расширения рынка. Именно в социальных сетях можно найти подходящую целевую аудиторию, рассказать ей о туристском продукте или услугах, предоставить информацию о скидках, акциях компании и т.д. Тем более на рынке социальных сетей в настоящее время происходит большая конкуренция.
Особенно это касается молодежи, которая в большинстве уже освоила интернет и активно им пользуется. Однако целевые аудитории социальных сетей разные, поэтому нужно четко понимать, рекламу какого продукта или услуги нужно размещать в той или иной социальной сети.
В условиях современной экономической ситуации в России и перемещения услуг в интернет, интернет-сервисы развиваются, становятся полноценной площадкой как для общения, так и для бизнеса, появляются новые сервисы со своими определенными форматами. Они могут стать если не основным, то довольно значимым источником привлечения аудитории, соответственно, и получения прибыли, что в условиях роста конкуренции, является решающим фактором, поэтому проблема существования интернет-сервисов как инструмента продвижения туристского продукта является актуальной.
Для данного исследования были выбраны интернет-ресурсы, такие как:
• TikTok;
• Telegram.
Данные ресурсы были отобраны, т.к. они относительно новые - активно развиваться начали только во второй половине 2010-х гг, оба имеют неоднозначную, противоречивую историю развития, имеют свои некоторые особенности, такие как, TikTok - только видеоформат, упор на музыкальность, творчество и самовыражение; Telegram - мессенджер, которые обладает функциями социальной сети и имеет интересный формат подачи информации - в виде каналов. Помимо этого, хотелось бы отметить, что TikTok - продукт разработчиков из Китая, а Telegram - российский проект, поэтому несмотря на все попытки запрета на территории России, риск блокировки достаточно минимален.
В данной работе проанализированы два туроператора, два турагентства, а также аккаунты пользователей и компаний, связанные с туризмом
Объектом исследования являются интернет-ресурсы:
• TikTok;
• Telegram.
Предмет исследования - продвижение туристского продукта в аккаунтах, связанных с туризмом в интернет-ресурсах TikTok и Telegram.
Цель: проанализировать инструменты продвижения туристского продукта в интернет-ресурсах TikTok и Telegram.
Для этого следует решить следующие задачи:
• Рассмотреть историю возникновения и развития сети Интернет, его основных сервисов;
• Рассмотреть историю возникновения и развития социальных сетей, в т.ч. интернет-ресурсов TikTok и Telegram, а также способы продвижения, особенности маркетинга в социальных сетях;
• Определить и изучить основные инструменты для продвижения компаний в интернет-ресурсах TikTok и Telegram;
• Охарактеризовать страницы некоторых туроператоров, турагентств, пользователей в интернет-ресурсах TikTok и Telegram;
• Провести социологическое исследование по теме.
Для данной работы были использованы интернет-ресурсы, такие как, официальные сайты туроператоров, турагентств, сайты с материалами по выбранной теме, в том числе материалы с интернет-ресурсов TikTok и Telegram, а именно аккаунты выбранных туроператоров, турагентств в обеих социальных сетях. Также было проведено социологическое исследование по теме «Социальные сети как инструмент продвижения туристского продукта».
В ходе написания работы использованы следующие методы: контент- анализ, метод наблюдения, метод сравнения.
Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, 4 главы, заключения, списка литературы и приложения.
В настоящее время трудно найти какую-либо область человеческой деятельности, которая не нуждалась в использовании сети Интернет. В последние годы роль Интернета вообще, а в частности в сфере туризма становится все более заметной. Сеть является глобальной информационной системой, которая одновременно функционирует как среда для сотрудничества и общения людей, средством общемирового вещания и распространения информации, а также мощным инструментом для ведения бизнеса. Также следует сказать, что современные сетевые технологии очень разнообразны, существует много сервисов, при помощи которых функционирует сеть Интернет.
Многие компании продвигают свои услуги в интернете, где помимо официального сайта используют аккаунты в интернет-ресурсах, чтобы продвижение услуг было эффективнее и оперативнее, для повышения узнаваемости своей компании, т.к. в настоящее время происходит бурное развитие социальных сетей, они совершенствуются, появляются новые ресурсы, происходит конкуренция на рынке социальных сетей. В каждой из них есть свои определенные функции, «фишки» и возможности, способные привлечь больше нужной аудитории, тем более что в каждой социальной сети она своя, разного пола, возраста, по интересам и т.д.
Оба интернет-ресурса являются относительно молодыми, во многом противоречивыми, имеющими неоднозначную историю развития. Имеют свои особенности, по функционалу они абсолютно различны, однако имеют набор инструментов для продвижения туристского продукта. Так, например, Tiktok - это площадка для коротких видео, которые могут вдохновить, они не надоедают, короткие по продолжительности, что соответствует тренду сокращения свободного времени людей. Telegram - ресурс, в котором собраны группы, каналы, специальные боты с удобной и краткой подачей информации.
При всем разнообразии социальных сетей, многие организации, блогеры, обычные пользователи выбрали в качестве площадки продвижения своих туристских материалов данные ресурсы, вероятно из-за того, что конкуренция в них небольшая, а также формируется своя специфическая аудитория, под которую настраивается контент. В TikTok есть различные опции для выкладывания своего контента: прямые эфиры, видеоролики как основной элемент приложения, проводятся челленджи и кампании, связанные с туризмом.
В Telegram есть также разные форматы, можно выложить фотографии, видео, текстовые записи, помимо этого там есть возможность проведения розыгрышей, викторин. Помимо групп существуют каналы, а также специальные программы - боты, которые помогают найти информацию о туристском продукте.
Хотелось бы отметить также что компании, которые были выбраны для исследования имеют аккаунты в других социальных сетях, и что информация в основном не дублируется - т.е. в TikTok и Telegram выкладывается контент в особом формате, что подтверждает предыдущее высказывание.
Также, в результате социологического исследования было выяснено, что интернет играет для людей очень важную роль, люди проводят в нем большую часть своего времени, также люди имеют аккаунты в социальных сетях, Telegram достаточно популярен и находится на третьем месте в опросе. Информацию, представленную в социальных сетях, люди считают актуальной и качественной и при выборе туристского продукта и т.д., в основном, предпочитают заходить на страничку в социальных сетях для получения наиболее подробной информации о турах, скидках, акциях, конкурсах, которые могут там проводиться. Людям интересна информация, публикуемая в социальных сетях, помимо этого, пользователи сами делятся информацией о туризме разными способами и в различном виде.
В ходе исследования было выяснено, что наиболее интересным форматом люди считают фотографии, видеоролики, поэтому, исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод, что в Tiktok, в котором доступен видеоформат, а также в Telegram, в котором помимо текстовых публикаций можно выложить фотографии и видеоматериалы есть инструменты для продвижения туристского продукта.