ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические аспекты маркетинга инновационных продуктов
1.1 Рынок инновационной продукции и его характеристики
1.2 Основные группы потребителей на рынке инновационных продуктов
1.3 Методологические подходы к определению потенциальных потребителей
продукта инновационного проекта
2 Анализ рынка малоэтажного строительства и основных тенденций его развития
2.1 Основные тренды развития рынка жилищного строительства 30
2.2 Диагностика предпочтений целевых потребителей
2.3 Разработка алгоритма по определению потенциальных потребителей
инновационного продукта
3 Организация и управление проектом строительства коттеджного поселка с использованием инновационных технологий
3.1 Разработка концепции проекта на основе методики по определению
потенциальных потребителей инновационного продукта
3.2 Разработка основных этапов проекта
3.3 Управление рисками и оценка эффективности проекта для ключевых участников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Актуальность темы исследования. С каждым годом агрессивная внешняя среда, перенасыщенные рынки и возрастающая конкуренция вынуждают бизнес становиться всё более гибким. Даже для простого выживания компаниям необходимо постоянно развиваться, выводить на рынок новые продукты, оптимизировать процессы и проводить регулярные исследования. Для решения этих непростых задач многие предприятия используют инновации - мощный инструмент, который может дать преимущества и шанс опередить конкурентов.
Внедрение инноваций имеет особое стратегическое значение и для развивающейся экономики современной России. Особенно в консервативной строительной отрасли, которая в последние годы претерпевает кризис. Снижение покупательской способности, нестабильная экономическая ситуация и прочие негативные факторы приводят к тому, что девелоперы уходят с рынка, а оставшиеся игроки начинают экономить на качестве своих проектов или существенно повышать цены.
В таких условиях снижение издержек и повышение эффективности бизнес- процессов являются наиболее актуальной проблемой строительных предприятий, которую может решить быстрое внедрение современных технологий, новых разработок и модифицированного технического оснащения.
Однако, научные знания и разработки важно не только создать, но успешно коммерциализировать. Разработка инновационного продукта всегда связана с повышенными рисками, прежде всего коммерческими, из-за непредсказуемости реакции потребителей. Всего около 20% новинок достигают рыночного успеха. А если продукт только выводится на новый рынок, эта цифра стремительно снижается до 6%.
Большинство неудач объясняется тем, что новшества возникают на базе новых знаний, а не потребностей. Ошибки, допущенные при исследовании потребителей, приводят к провалу всей кампании. Покупателям нужен не новый продукт, а новые выгоды, которые они могут от него получить. Поэтому перед разработкой и внедрением инновации на рынок, компаниям необходимо как можно лучше узнать и понять свой целевой сегмент.
Эффективно проведенное маркетинговое исследование и точное выделение небольших групп целевых потребителей - наиболее важные этапы этого процесса. Понимание интересов, проблем, привычек, моделей поведения будущих покупателей должно стать отправной точкой для успешной коммерциализации инновационного продукта.
Знание этих особенностей способно помочь строительным компаниям проводить эффективные узконаправленные рекламные кампании, которые дадут максимальную отдачу и позволят провести успешную коммерциализацию инновационного продукта, благодаря слому барьеров восприятия и воздействию на нужные эмоции целевой аудитории.
Целью исследования является разработка методического подхода и рекомендаций для более эффективного определения потенциальных потребителей продукта инновационного проекта в строительной сфере.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты маркетинга инноваций и проанализировать существующие методики определения потенциальных потребителей;
2. Провести анализ рынка малоэтажного строительства, диагностику предпочтений целевых потребителей и разработать методический подход для определения потенциальных потребителей продукта инновационного проекта в строительной сфере;
3. Разработать концепцию и основные этапы проекта строительства коттеджного поселка с использованием инновационных технологий на основе разработанного методического подхода, оценить риски и эффективность проекта для ключевых участников.
Объектом исследования является рынок продуктов инновационных проектов в строительной отрасли. Предметом - организационноуправленческая деятельность по поиску потенциальных потребителей продукта инновационного проекта.
Методы исследования. В качестве методологического инструментария в данной работе использовались маркетинговые инструменты, а также инструменты проектного управления. Для решения поставленных задач применялись методы ранжирования и прогнозирования, экспертный и логические методы, обобщения, группировки, а также табличные и графические методы представления полученных результатов.
Степень разработанности темы. Исследование опирается на работы известных российских и зарубежных специалистов в области маркетинга инноваций, таких как: А.С. Панкрухин, И.В. Котляревская, Т.Л. Короткова, Ф. Котлер и других ученых.
В большинстве работ данных авторов не рассматривалась отраслевая специфика маркетинга, поэтому при написании ВКР были изучены и интегрированы выводы из исследований в области маркетинга строительной отрасли М.Н. Гусева, Л.В. Ковалева, Г.А. Резника и А.А. Малышева.
Для выявления специфики отечественной отрасли строительства были использованы тексты на тему недвижимости, преимущественно экспертные статьи, мнения и комментарии. А также вторичная информация на тематических форумах от российских потребителей.
Основные пункты научной новизны. В данной работе была разработана методика поиска потенциальных потребителей продукта инновационного проекта, представленная в виде алгоритма, который объединяет существующие подходы к сегментированию на рынке недвижимости с современными методиками, основанными на поведенческих и психографических характеристиках, повышающих уровень персонализации и вовлеченности целевого потребителя в маркетинговые коммуникации строительных компаний.
Практическая значимость исследования. На основе полученной методики был разработан проект строительства коттеджного поселка с использованием инновационных технологий, в концепцию которого был заложен новый алгоритм определения потенциальных потребителей.
Сделанные теоретические выводы и полученные практические результаты могут быть использованы отечественными строительными компаниями для принятия управленческих решений по внедрению инноваций в собственные проекты и более эффективной коммерциализации инновационных продуктов на рынке недвижимости. Что в результате поможет привести к оптимизации бизнес- процессов, снижению стоимости и времени постройки, а также повышению качества жилья для конечного потребителя.
Информационно-эмпирическая база исследования. Исходными данными для написания данной работы являются: материалы из книг, научных журналов и тематических интернет источников, статистические-материалы, отчеты аналитических профильных агентств, экспертные оценки специалистов, а также нормативно-правовые документы, регламентирующие маркетинговую, инновационную, строительную и финансовую деятельность.
Структура диссертации. Логика исследования обусловлена поставленной целью и задачами магистерской диссертации. Научная работа состоит из введения, теоретической главы, состоящей из трех параграфов, аналитической главы с тремя параграфами и практической главы с тремя параграфами, а также заключения и библиографического списка
В теоретической части данной работы была рассмотрена исключительная роль инноваций и маркетинга для конкурентоспособности и успешной работы организаций. Была проанализированы особенности рынка инноваций, его специфические характеристики и какую роль они играют при разработке и выводе новых продуктов на рынок.
В ходе работы была выделена особая роль «новаторов» и «ранних последователей» при запуске инновационного продукта на рынок и его дальнейшей коммерциализации, дана оценка важности личного влияния людей при распространении инноваций (особенно на этапе оценки новшества), а также рассмотрены современные методические подходы к определению потенциальных потребителей продукта инновационного проекта.
В аналитической главе был проведен анализ отечественного рынка жилой недвижимости, где были выявлены покупательские предпочтения и следующие тренды:
1. На фоне снижения платёжеспособности населения, одним из ключевых драйверов рынка являются последовательные меры по снижению ключевой ставки ЦБ РФ. Благодаря чему после кризисных 2014-2015 годов ипотека стала доступнее и увеличился объём выданных кредитов;
2. Локомотивами рынка остаются дешевые сегменты с небольшой площадью от бюджетных застройщиков. При этом с 2005 года растет тенденция на уменьшение средних размеров квартир в новостройках;
3. В связи с распространением удаленной работы в последние годы растет привлекательность более комфортной недвижимости. Возрастают требования к придомовой территории;
4. Стремление к индивидуализации личного пространства. Более 68% россиян хотели бы жить в собственном загородном доме, фактически проживают - 30%. Основное препятствие при удовлетворении данного спроса - отсутствие необходимых средств.
Следующим этапом работы стала разработка методики по определению потенциальных потребителей продукта инновационного проекта в виде пошагового алгоритма. Полученный алгоритм соединяет в себе психографические методики, распространенные на рынке инноваций, со спецификой строительной отрасли, что позволяет получить более углубленный портрет целевого сегмента.
В связи с этим, в третьей главе на основе полученной методики был разработан проект по строительству жилищного посёлка в пригороде Челябинска. Для его реализации планируется основать строительную компанию в форме Общества с ограниченной ответственностью (ООО). Её основным конкурентным преимуществом станет использование инновационной технологии 30-печати, позволяющей снизить издержки, повысить качество застройки и значительно увеличить скорость строительных работ.
В рамках проекта был разработан его замысел и концепция. Далее, на их основе составлен календарный план, включающий в себя реализацию всех этапов в полном объёме за 563 дня, после чего были проанализированы риски проекта, наиболее вероятными из которых стали:
1. Несоблюдение сроков строительно-монтажных работ;
2. Недостаточный опыт руководителя проекта;
3. Превышение бюджета проекта, благодаря незапланированным
работам.
Заключительным этапом работы стала оценка эффективности проекта, учитывающая все основные воздействия на общество, город, экономику региона и ключевых участников проекта.
1. Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 21.07.2011) "О
науке и государственной научно-технической политике". - Текст: электронный // Консультант-Плюс: [сайт]. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11507/ (дата обращения
05.05.2021).
2. Закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» [Текст]: (в ред., введенной в действие с 01.09.2013 г., Федеральным законом от 02.07.2013 г.) - М.: Проспект, 2010. - 32 с.
3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (с
изменениями и дополнениями) (ред. от 30.04.2021). - Текст: электронный // Консультант-Плюс: [сайт]. - URL:
http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/ (дата обращения
15.05.2021).
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от
30.11.1994 N 51-ФЗ (с изменениями и дополнениями) (ред. от 03.08.2018). Статья 271. Право пользования земельным участком собственником недвижимости. - Текст: электронный // Консультант-Плюс: [сайт]. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения 15.05.2021).
5. Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.05.2000 № 117 - ФЗ (ред. от 18.07.2017). - Текст: электронный // Консультант-Плюс: [сайт]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (дата обращения 15.05.2021).
6. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14 - ФЗ «Об обществах с
ограниченной ответственностью» (ред. от 31.07.2020). - Текст: электронный // Консультант-Плюс: [сайт]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17819/ (дата обращения 15.05.2021).
7. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (редакция от 08.03.2015). - Текст: электронный // Консультант-Плюс: [сайт]. - ЦИЕ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/ (дата обращения 15.05.2021).
8. Котлер, Ф. Основы маркетинга. 5-е изд. / Ф. Котлер, А. Гари. - М.: Вильямс, 2016. — 752 а - ХЗВИ 978-5-8459-2072-0.
9. Тюрин, Д. В. Маркетинговые исследования : учебник для
бакалавров / Д. В. Тюрин. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 342 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ХЗВИ 978-5-9916-2903-4.
10. Короткова, Т. Л. Маркетинг инноваций : учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. Л. Короткова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 256 с. - (Бакалавр. Академический курс). — ХЗВИ 978-5-534-07859-6.
11. Мальцева Ю. А. Коммуникационные инструменты маркетинга в интернет-пространстве : монография / Ю. А. Мальцева, И. В. Котляревская, В. А. Багинская ; [под общ. ред. Ю. А. Мальцевой] ; Министерство науки и высшего образования РФ; Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. — 73 с.
12. Сатторкулов О. Т., Рахматов К. У. Рынок инноваций и его структура // Молодой ученый. — 2017. — №14. — С. 435-437.
13. Котляревская И.В. Стратегический маркетинг : учебное пособие / И.В. Котляревская. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2019. - 138 с. - ХЗВИ 978-5-7996-2923-6.
14. Траут Д., Райс Э. Позиционирование: битва за умы. - СПБ: Питер, 2019. - 320 с. - ХЗВИ 978-5-4461-1133-6.
15. Котлер. Ф., Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент. 15-е изд. - СПБ: Питер, 2018. - 848 с. - 18ВИ 978-5-4461-0422-2...