Настоящая диссертация посвящена сопоставительному когнитивному
исследованию метафорических моделей, используемых для концептуализации лингвокультурной бинарной оппозиции «свой – чужой» в художественной литературе на спанглише и афроамериканском английском. В
ходе исследования зафиксированы закономерности представления различных разделов дихотомии, а также проанализированы общие и специфические особенности, характерные для названных дискурсов.
Актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, недостаточной степенью разработанности проблемы метафорического моделирования в
современной художественной литературе как на спанглише, так и на афроамериканском варианте английского языка. С другой стороны, сопоставительное
исследование позволяет выявить универсальные и национально-специфические
признаки в концептуальной картине мира различных социальных и национальных групп, что делает возможным описание опыта познания участка культурной матрицы с учетом сложившейся общественно-политической ситуации в
стране, характеристик мировоззренческих квинтэссенций конкретной контркультурной идеологии и других дискурсивных факторов.
В современной лингвистике когнитивный подход к исследованию
разных типов дискурса прочно занял устойчивые позиции, позволяя получить новые результаты. Это направление нашло широкое отражение в работах как отечественных (Э. В. Будаев, 2007, 2011; Н. Б. Руженцева, 2015;
А. П. Чудинов, 2001, 2012; Е. В. Шустрова 2004, 2007), так и зарубежных
специалистов (М. Джонсон 1980; Д. Донохью, 2014; Д. Дуглас, 2000;
Дж Грейди, 1998; Дж. Лакофф 1980, 1987; М. Тернер, 1999, 2002;
Ж. Фоконье, 1998, 2002).
Питолин, Д. В. Спанглиш как явление языковой межкультурной
коммуникации / Д. В. Питолин // Педагогическое образование в России. –
2014. – № 6. – С. 55–58 (0,4 п.л.).
2. Питолин, Д. В. Метафорическое моделирование концептуальной
диады «свой–чужой» в романе В. Сорокина «Теллурия» / Д. В. Питолин //
Политическая лингвистика. – 2014. – № 2 (48). – С. 251–253 (0,4 п.л.).
3. Питолин, Д. В. Влияние внутренней политики США на формирование
оппозиции «свой – чужой» в современной художественной литературе на спан17
глише и афроамериканском английском / Д. В. Питолин, Е. В. Шустрова // Политическая лингвистика. – 2016. – № 1. – С. 159 – 173 (0,7 п.л.).
Статьи в сборниках научных трудов и тезисы докладов:
4. Питолин, Д. В. Метафорическое моделирование дихотомии
«свой – чужой» в сборнике рассказов Дж. Диаза «This is how you lose her» /
Д. В. Питолин // Политическая коммуникация : материалы международной
научной конференции, Екатеринбург, 26–28 августа 2014 г. / ФГБОУ ВПО
«Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2014. – С. 184–187 (0,4 п.л.).
5. Питолин, Д. В. Метафорическое моделирование концепта «свой» в
рамках дихотомии «свой – чужой» в романе Дж. Диаза «The brief wondrous
life of Oscar Wao»/ Д. В. Питолин // Человек. Язык. Культура : сборник
научных статей. – Изд. 2-е, испр. – Ч. 2. – Киев : Издательский дом
Д. Бураго, 2013. – С. 341–346 (0,5 п.л.).
6. Питолин, Д. В. Метафорическое моделирование концепта «свой» в
рамках дихотомии «свой – чужой» в сборнике рассказов Дж. Диаза «Drown» /
Д. В. Питолин // Семиотическое пространство искусств : материалы международной научной конференции, Екатеринбург, 2012 г. / ФГБОУ ВПО «Урал.
гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2012. – С. 69–73 (0,5 п.л.).
7. Питолин, Д. В. Метафорическое моделирование концепта «промежуточное» в рамках дихотомии «свой – чужой» в романе Дж. Диаза
«The brief wondrous life of Oscar Wao» / Д.В. Питолин // Межкультурная
коммуникация и общие вопросы языкознания : материалы II Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 2012 г. / ФГБОУ
ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2012. – С. 88–97 (0,5 п.л.).
8. Питолин, Д. В. Метафорическое моделирование концепта «чужой» в рамках дихотомии «свой – чужой» в романе Дж. Диаза «The brief
wondrous life of Oscar Wao» / Д. В. Питолин // Языковое образование сегодня – векторы развития : материалы и тезисы докладов ежегодной международной конференции, Екатеринбург, 20 апреля 2012 г. / ФГБОУ ВПО
«Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2012. – С. 218–225 (0,5 п.л.).
9. Питолин, Д. В. Метафорическое моделирование концепта «чужой» в рамках дихотомии «свой – чужой» в работах Дж. Диаза /
Д. В. Питолин // Политическая коммуникация : материалы международной
научной конференции, Екатеринбург, 24–26 сентября 2013 г. / ФГБОУ
ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2013. – С. 242–244 (0,5 п.л.).
10. Питолин, Д. В. Метафорическое моделирование концепта «чужой» в
рамках дихотомии «свой – чужой» в сборнике рассказов Дж. Диаза «Drown» /
Д. В. Питолин // Уральский филологический вестник / ФГБОУ ВПО «Урал.
гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2014. – Вып. 2 – С. 73–78 (0,5 п.л.).
11. Питолин, Д. В. Метафорическое моделирование концепта «свой» в
рамках дихотомии «свой – чужой» в романе К. Маккарти «The Crossing» /
Д. В. Питолин // Проблемы сопоставительного языкознания, межкультурной18
коммуникации и переводоведения : сборник научных трудов / ФГБОУ ВПО
«Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2013. – Вып. 2 – С. 91–93 (0,2 п.л.).
12. Питолин, Д. В. Метафорическое моделирование концепта «чужой» в рамках дихотомии «свой – чужой» в романе К. Маккарти «The
Crossing» / Д. В. Питолин // Языковое образование сегодня – векторы развития : материалы научной конференции, Екатеринбург, 2013 г / ФГБОУ
ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2013. – C. 156–164 (0,5 п.л.).
13. Питолин, Д. В. Репрезентация концептуальной диады «Свой – Чужой» в дискурсе художественной литературы на спэнглише /
Д. В. Питолин // Актуальные проблемы лингвистики и методики : материалы студенческой научной конференции, Екатеринбург, 2011 г. / ФГБОУ
ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2011. – С. 96–100 (0,2 п.л.).
14. Pitolin, D. Metaphorical modeling of the concept «alien» within the dichotomy «one’s own – alien» in the short story collection «this is how you lose her»
by Junot Díaz / D. Pitolin // Языковое образование сегодня – векторы развития:
материалы научной конференции, Екатеринбург, 2015 г / ФГБОУ ВПО «Урал.
гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2015. – C. 114–120 (0,5 п.л.).