Введение 4
Глава 1 Прокуратура как государственный орган РФ с особым статусом 8
1.1 Прокуратура как единая система государственных органов РФ 8
1.2 Место прокуратуры в системе государственных органов 13
Глава 2 Основы деятельности прокуратуры РФ 31
2.1 Принципы организации и деятельности прокуратуры 31
2.2 Определение правового статуса прокуратуры России 40
Глава 3 Актуальные проблемы прокуратуры России и пути их разрешения . 51
Заключение 63
Список используемой литературы и используемых источников 69
Российская Федерация, согласно Конституции РФ, является демократическим федеративным правовым государством. Любому правовому государству присущи определенные признаки, ключевым из которых считается принцип разделения властей. Данный принцип закреплен и в действующей Конституции РФ. Несмотря на актуальность в современное время, принцип разделения властей был разработан учеными в конце 17 века. Данный принцип гласит, что государственная власть должна осуществляться независимыми ветвями власти, которые, в то же время, контролируют друг друга. Выделяется исполнительная, законодательная и судебная вести власти.
Вместе с тем, со временем государственный аппарат любого государства существенно разрастается, появляется необходимость более четкого и оперативного взаимодействия государственных органов, появляются новые общественные правоотношения, которые необходимо регулировать. Все это приводит к тому, что создаются дополнительные рычаги механизма государства, которые должны осуществлять контрольно - надзорные функции над существующими государственными органами. Именно такие исторические тенденции и определяет значимость прокуратуры РФ. Специфика полномочий определяет то, что данный государственный орган не входит ни в одну из ветвей государственной власти. Однако, несмотря на это, прокуратура РФ по праву считается одним из наиболее значимых государственных органов.
Конституция РФ как нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой, включает главу 7, которая посвящена судебной системе и прокуратуре РФ. Кроме того, регламентации правового статуса прокуратуры РФ посвящен Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации».
Вышесказанное определяет актуальность исследования конституционно-правовых основ деятельности прокуратуры РФ как
ключевого государственного органа, наделенного обширными и максимально значимыми полномочиями, как важнейшего защитника конституционного строя РФ, прав и свобод людей. Прокуратура осуществляет надзор за законностью и соответствием законодательства положениями Конституции РФ, соблюдением действующего
законодательства государственными и муниципальными органами, их должностными лицами. Соответственно, от того, насколько правильно и четко понимается конституционно-правовой статус прокуратуры, зависит эффективность функционирования судебных, исполнительных и законодательных органов на основе принципа разделения властей и с соблюдением действующего законодательства.
Объект исследования - конституционно-правовой статус прокуратуры РФ.
Предмет исследования - система правовых норм, регламентирующих конституционно-правовой статус и деятельность прокуратуры РФ.
Цель исследования - проанализировать конституционно-правовые основы деятельности прокуратуры РФ и выявить существующие проблемы в сфере ее деятельности.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть прокуратуру как единую систему государственных органов РФ;
- исследовать принципы организации и деятельности прокуратуры;
- проанализировать место прокуратуры в системе государственных органов;
- изучить специфику правового статуса прокуратуры РФ;
- исследовать проблемы конституционно-правового статуса прокуратуры России.
Нормативно-правовая основа исследования включает положения Конституции РФ, Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и других нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность прокуратуры РФ.
Теоретическая основа исследования включает научную и учебную литературу, а также выпуски периодических изданий, посвященных анализу важнейших аспектов конституционно-правовых основ деятельности прокуратуры РФ. Главным образом, анализировались труды таких ученых, как И.В. Синицын, М.А. Митюков, А.Ю. Ульянов, Е.И. Козлова, М.С. Шалумов, Н.Э. Шалумова, А.В. Руденко, Е.Ю. Зубков, В.В. Олейник, М.В. Баглай, С.А. Авакьян.
Методологическая основа исследования включает следующие методы научного познания:
- методы анализа и синтеза;
- методы индукции и дедукции;
- формально-логический метод;
- системно-функциональный метод;
- исторический метод;
- методы обобщения и сопоставления.
Структура исследования соответствует поставленной цели и задачам и включает введение, основную часть, заключение и список использованных источников.
Введение посвящено определению актуальности, объекта и предмета, цели и задач, методологической, теоретической и нормативно-правовой основы исследования.
В первой главе исследуется роль прокуратуры в системе государственных органов Российской Федерации и ее место среди них. Во второй главе изучаются принципы организации и деятельности прокуратуры, а также ее правовой статус. В третьей главе рассматриваются актуальные проблемы конституционно-правового статуса прокуратуры России и пути их разрешения.
В заключении приводятся выводы, основанные на проведенном исследовании.
Процесс образования и развития органов прокуратуры в системе государственных органов России начался еще в 17 веке. За столь длительное время произошло значительное усовершенствование деятельности прокуратуры, укрупнение ее кадрового штата. Так, на начальном этапе в Российской империи было всего около 20 прокуроров, однако со временем их количество увеличивалось, добавлялись новые должности, а также более четко регламентировались функции, цели, задачи, полномочия прокуратуры.
В современное время более важным и приоритетным является обеспечение эффективности и сбалансированности взаимодействия государственных органов для того, чтобы максимально четко выполнялись функции государства. Любое государство, которое стремится к суверенности и независимости в рамках собственной внешней политики, стабильности при разрешении возникающих внутренних вопросов, в обязательном порядке обеспечивает реализацию особой функции. Данная функция заключается в том, чтобы создать механизм, обеспечивающий и гарантирующий полное, единообразное и безусловное исполнение принятых государством законов. В России реализация данной функции возложена на прокуратуру Российской Федерации. При этом, в рамках реализации указанной функции задействованы в той или иной степени и законодательные, и исполнительные, и судебные органы.
В России наблюдается органичная интеграция прокуратуры в общую систему органов государственной власти. При этом, прокуратура представляет собой самостоятельную систему органов, которые активно взаимодействуют с государственными и муниципальными органами для того, чтобы достичь национальные цели и решить задачи в интересах граждан и общества в целом.
В действующем законодательстве выделены следующие отрасли прокурорского надзора:
Реализуя возложенные на них обязанности, органы прокуратуры в одном случае принимают меры к отмене незаконных актов или их отдельных предписаний либо к приведению их в соответствие с законом, внося протесты, представления или обращаясь с заявлениями в суды, либо в другом случае вносят в законодательные (представительные) органы и в органы, обладающие правом законодательной инициативы, предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных актов.
Прокуратура РФ отличается наличием признаков самостоятельной ветви государственной власти. Рассматриваемый государственный орган организационном обособлен от всех иных органов, его деятельность основывается на специфических принципах организации и деятельности. Кроме того, все элементы системы взаимосвязаны функциональными связями. Наряду с этим, Прокуратура РФ отличается использованием особых форм и методов реализации возложенных на нее полномочий, наличием возможности уравновешивания всех ветвей власти посредством сдержек и противовесов
Правовое регулирование конституционно-правового статуса прокуратуры РФ с учетом положений действующей Конституции РФ возможно усовершенствовать, что позволит более четко определить ее место и роль в системе государственных органов. Определенные шаги в этом направлении предпринимались. Однако, например, в 1998 г. изменения не были приняты, а в 2014 г. полномочия прокуратуры РФ, напротив, были ограничены, в том числе и по формированию кадрового состава.
Примечательно, что в ч. 1 ст. 104 Конституции РФ определено функциональное назначение и предмет ведения федеральных органов исполнительной власти [2]. Сомнительно, что такого же внимания на конституционном уровне не заслуживает конституционно-правовой статус прокуратуры РФ. Поэтому регламентация в ст. 129 Конституции РФ хотя бы в общем виде функционального назначения и предмета ведения прокуратуры РФ считаю целесообразным и необходимым.
Все время существования прокуратуры РФ наблюдается усиление президентской составляющей при формировании кадрового состава прокуратуры РФ. Заметим, что общая контролирующая функция Совета Федерации Федерального Собрания РФ осталась прежней. Думается, такое положение дел значительно ограничивает свободное и независимое осуществление деятельности прокуратуры РФ. Учитывая специфичность и узкую направленность деятельности прокуратуры, на мой взгляд, следует перечисленные полномочия передать Генеральному прокурору РФ. Это будет способствовать истинной реализации принципа независимости и автономности прокуратуры РФ.
Предназначение прокуратуры РФ в системе органов государственной власти, разделения и взаимодействия ветвей власти зависит от точности функций, которые необходимы для того, чтобы выполнить возложенные на нее задачи. Ключевая правовая категория, которая раскрывает и объясняет структуру, содержание и объем деятельности прокуратуры, несомненно, - это функции. Поэтому неурегулированность в Конституции РФ функций прокуратуры РФ может привести к тому, что в ходе развития правового регулирования правового статуса данного органа кардинально поменяются ее цели и задачи. Так, они могут быть сведены к тому, чтобы прокуратура РФ исключительно обеспечивала уголовное преследование.
Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.
К основным особенностям конституционализации прокуратуры Российской Федерации как государственного института, функционирующего в системе публичной власти можно отнести:
- исторические (историко-правовые) особенности, которые заключаются в осознании исторической роли и предназначении органов прокуратуры на разных этапах развития российской государственности;
- нормативно-юридические особенности, которые выражаются в формальном закреплении (изменении) юридического статуса и полномочий прокуратуры в Конституции и федеральном законодательстве;
- социально-правовые особенности, связанные с корректировкой правового статуса и организации деятельности прокуратуры, под влиянием происходящих в стране изменений;
- конституционно-правовые особенности заключаются в том, что органы прокуратуры в процессе своей деятельности ориентированы на воплощение основных принципов конституционализма и идеи правового государства.
Современная деятельность прокуратуры охватывает различные сферы правовых отношений и в значительной степени концентрируется на обеспечении конституционных ценностей (принципов), поскольку её основными целями является обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
В силу своего конституционного предназначения прокуратура координирует деятельность всех правоохранительных органов по борьбе с преступностью, надзирает за соблюдением конституционных прав на досудебной стадии уголовного судопроизводства, проверяет законность и обоснованность судебных постановлений по уголовным делам, участвует в правотворческой деятельности.
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:
- надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
- надзор за исполнением законов судебными приставами;
- надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
- уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
- координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
- возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.
Таким образом, деятельность прокурора непосредственно направлена не только на, собственно, осуществление надзора, то есть выявление нарушений, но также на их пресечение и исправление. В этих целях законодатель предоставляет прокурору широкий круг полномочий применительно к каждому конкретному виду надзора, что позволяет более адресно и индивидуально выполнять свои функции.
1. Абляскин Р.Р. Функция участия прокуратуры Российской Федерации в правотворческой деятельности // Universum: экономика и юриспруденция. - 2017. - №6 (39). - С.1-3.
2. Авакьян С.А. Политические отношения и конституционное регулирование в современной России: проблемы и перспективы // Журнал российского права. - 2003. - № 11. - С.21-26.
3. Ашурбеков Т.А. Правовые и организационные основы надзорной и иной функциональной деятельности прокуратуры в сфере национальной безопасности: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2009. 85 с.
4. Баглай М.В. Конституционное право РФ: учебник. - М., 2018. - 842 с..
5. Бондарь Н.С., Джагарян А.А. Конституционализация прокурорского надзора в Российской Федерации: проблемы теории и практики // Конституционное и муниципальное право. - 2019. - № 5. - С. 10-17.
6. Васильева Т.А. Участие прокурора в конституционном судопроизводстве: проблемы законодательства и правоприменения // Вестн. Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. - 2018. - № 5 (37).
- С. 69-72.
7. Воробьев Т.Н. Проблемы определения правового статуса прокуратуры в Российской Федерации // Современное право. - 2016.
- № 6. - С. 38-44.
8. Воронин О.В. О современном содержании прокурорского надзора // Вестник Томского государственного университета. - 2017. - №4 (6).
- С.14-25.
9. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, 10.12.1998.
10. Жидких А.А. Современные приоритеты участия прокуратуры в правотворческой деятельности // Законность. - 2016. - №5. - С. 21
23.
11.Забарчук Е.Л., Саломаткин А.С. Обеспечение законности в деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. - М.,
2017. - С. 16-21.
12.Завалунов А. Роль и место прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации // Законность. -
2018. - № 12. - С. 7-8.
13.Залесны Я. Конституционная юстиция в странах Восточной Европы: проблемы теории и практики: монография. - М.: Норма : ИНФРА- М, 2019. - 314 с.
14.Зорькин В.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. - 640 с.
15.Зубков Е.Ю. К вопросу о необходимости расширения правотворческих полномочий органов прокуратуры // Наука. Общество. Государство. - 2018. - №2 (6). - С.1-7.
16. Казанник А.И. Конституционно-правовой статус прокуратуры Российской Федерации: мифы и реальность // Государственная власть и местное самоуправление. - 2017. - № 5. - С. 14-22.
17. Капинус О.С. Прокуратура в системе национальной безопасности России: учебное пособие. - М., 2017. - 380 с.
18. Клочков В.В. Актуальные проблемы теории законности и прокурорского надзора: монография. - М.: Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации, 2016.
19. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 20.04.2021) // Российская газета, № 256, 31.12.2001.
20. Козлова Е.И., Кутафин О.И. Конституционное право России: учебник. - М.: Проспект, 2017. - 530 с.
21. Комарова В.В. Конституционная система власти России и принцип разделения властей // Актуальные проблемы российского права. - 2017. - № 9. - С. 36-44.
22. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный
интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
23. Манакова С.Г., Петрова Л.И. Реализация конституционных установлений органами прокуратуры в правотворческой деятельности // Законность. - 2017. - №12. - С. 3-7.
24. Митюков М.А. Судебный конституционный надзор 1924-1933 гг.: вопросы истории, теории и практики. М.: Формула права, 2016. - 208 с.
25. Олейник В.В. Участие органов прокуратуры в реализации правотворческой деятельности как актуальное направление деятельности // Дальневосточный юридический институт МВД России. - 2019. - №1 (72). - С. 12-16.
26. Основные результаты прокурорской деятельности// Генеральная
прокуратура Российской Федерации: [сайт]. - 2021. URL:
https://genproc.gov.ru/stat/data/1894234/(дата доступа 5.02.2021).
27. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 № 2-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 21 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета, № 42, 02.03.2015.
28. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.11.2017 N 28-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина М.И. Бондаренко»// СПС Консультант Плюс.
29. Приказ Генпрокуратуры России от 02.10.2007 № 155 (ред. от
20.02.2020) «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления» // Документ опубликован не был.
30. Рябцев, В.П. Прокурорский надзор: курс лекций / В.П. Рябцев. - М.: Норма, 2016. - 288 с.
31. Синицын И.В. Прокуроры России: 295 лет на страже Закона. - М. 2016. - 328 с.
32. Ткачев, И.В. Прокуратура как государственный орган с особым статусом // Законность. - 2017. - № 9. - С. 19-21.
33. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от
18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 05.04.2021, с изм. от 13.04.2021) // Российская газета, № 249, 22.12.2001.
34. Указ Президента РФ от 18.04.1996 № 567 (ред. от 31.12.2019) «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» (вместе с «Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью») // Российская газета, № 83, 05.05.1996.
35. Ульянов А.Ю. Роль органов прокуратуры в исполнении решений Конституционного Суда России // Законность. - 2017. - № 4. - С. 21¬
24.
36. Ульянов А.Ю. Историко-правовые предпосылки и основные этапы конституционализация прокуратуры РФ // Вестник Томского государственного университета. Право. - 2018. - № 30. - С. 125-126.
37. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 30.12.2020) «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета, № 39, 18.02.1992.
38. Хабриева Т.Я. Конституция и законность // Законность в Российской Федерации. - М., 2018. - С. 63-66.
39. Шалумов М.С., Шалумова Н.Э. Участие в правотворческой
деятельности как функция современной российской прокуратуры // Актуальные проблемы российского права. - 2018. - № 5 (54). - С.126-132.
40. Ястребов, В. Б. Функции прокурора в уголовном судопроизводстве (былое и современность: некоторые уроки Судебной реформы 1864 г.) / В. Б. Ястребов // Актуальные проблемы российского права. - 2014. - № 4. - С. 619-624.