Развитие внимания у детей младшего школьного возраста на занятиях по ментальной арифметике
|
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития внимания младших школьников 8
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
развития внимания 8
1.2 Специфика развития внимания у детей младшего школьного
возраста в образовательном процессе 15
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию внимания младших школьников на занятиях ментальной арифметикой 28
2.1 Диагностика уровня развития внимания у учащихся начальной
школы 28
2.2 Проектирование и реализация содержания занятий
по ментальной арифметике для развития внимания у младших школьников 38
2.3 Обобщение результатов опытно-экспериментальной работы
по развитию внимания 55
Заключение 68
Список используемой литературы 71
Приложение А Списки детей экспериментальной и контрольной групп 74
Приложение Б Методика «Проставь знаки» Пьерона-Рузера 76
Приложение В Методика «Кольца Ландольта» 77
Приложение Г Методика «Таблицы Шульте» 78
Приложение Д Методика «Проба Бурдона» 79
Приложение Е Методика «Переплетённые линии» 80
Приложение Ж Задания «Найди слова» и «Струп-тест» 81
Глава 1 Теоретические основы развития внимания младших школьников 8
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
развития внимания 8
1.2 Специфика развития внимания у детей младшего школьного
возраста в образовательном процессе 15
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию внимания младших школьников на занятиях ментальной арифметикой 28
2.1 Диагностика уровня развития внимания у учащихся начальной
школы 28
2.2 Проектирование и реализация содержания занятий
по ментальной арифметике для развития внимания у младших школьников 38
2.3 Обобщение результатов опытно-экспериментальной работы
по развитию внимания 55
Заключение 68
Список используемой литературы 71
Приложение А Списки детей экспериментальной и контрольной групп 74
Приложение Б Методика «Проставь знаки» Пьерона-Рузера 76
Приложение В Методика «Кольца Ландольта» 77
Приложение Г Методика «Таблицы Шульте» 78
Приложение Д Методика «Проба Бурдона» 79
Приложение Е Методика «Переплетённые линии» 80
Приложение Ж Задания «Найди слова» и «Струп-тест» 81
Актуальность исследования. Проблема развития внимания у детей младшего школьного возраста в сегодняшнем мире приобрела особую значимость и актуальность. Это связано, прежде всего, с высокой динамикой современной жизни и интенсивностью поступления информации из различных источников. Наряду с этим, растет число детей, потерявших интерес к учебе, имеющих сниженный интеллектуальный уровень, совершающих массовые ошибки при выполнении учебных заданий, причинами которых часто становятся несформированность способности к концентрации и устойчивости внимания, неумение распределять и переключать внимание [9].
Требования к результатам образовательной деятельности младших школьников, которые отображены во ФГОС НОО [24] и направлены на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, указывают, что для успешного их освоения у обучающихся нужно развивать определенные способности, такие как мышление, память, внимание и другие. Внимание - это базовая психическая функция личности, одно из главных условий успешной учебной деятельности. В то же время, именно в процессе учебной деятельности оно и развивается.
Внимание - это сосредоточенность на чем либо, умение выделить объект из массы других. Внимание включено в любой психический познавательный процесс (память, воображение, мышление, речь, восприятие) и рассматривается в качестве способности к организации психического процесса. Внимание включено в практическую деятельность и любые происходящие познавательные процессы [2], способствует повышению их эффективности. С помощью внимания выражаются интересы ребенка и направленность его личности. Внимание, как считал К.Д. Ушинский, это «дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира» [23].
Природа свойств внимания подробно раскрыта в исследованиях С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Добрынина, И.В. Страхова и других.
Различным аспектам процесса развития внимания учащихся начальной школы посвящены труды таких ученых, как: Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, С.П. Зубова, С.Л. Кабыльницкая, Т.К. Комарова, В.А. Крутецкий, Т.М. Матюлина и других.
С проблемой развития внимания, которая считается одной из наиболее сложных и важных проблем в педагогике и психологии, в ее практическом аспекте приходится регулярно сталкиваться любому современному педагогу. У младших школьников трудности в обучении в основном связаны с неумением или с неспособностью сосредоточиться на воспринимаемой информации и выполняемом задании [9].
В связи с этим теоретическое и практическое изучение развития внимания у детей младшего школьного приобретает особую значимость. Как правило, учителя развивают внимание обучающихся на уроках окружающего мира [8], русского языка, математики. Развивающему потенциалу внеурочной деятельности уделяется гораздо меньше внимания, не задействован потенциал таких внеурочных занятий, как «Ментальная арифметика». В то же время, специальные упражнения этой методики развивают не только быстрый устный счет, но и жизненно важные навыки: скорость мышления, внимательность, память.
Исходя из вышеизложенного и в связи с потребностью общества в формировании внимания у детей начальной школы, а также в связи с недостатком разработанного методического обеспечения мы определили проблему исследования: каковы возможности занятий по ментальной арифметике для развития и формирования внимания у младших школьников?
Цель исследования: разработать и практически апробировать комплекс заданий по ментальной арифметике для успешного развития внимания у учащихся начальных классов.
Объект исследования: процесс развития внимания у младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: развитие внимания младших школьников на внеурочных занятиях по ментальной арифметике.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что процесс развития внимания младших школьников будет более успешным, если:
- использовать развивающий потенциала ментальной арифметики: приемы мнемотехник, нейропсихологические упражнения, ментальный счет и двигательные упражнения;
- использовать комплекс заданий по ментальной арифметике, направленный на развитие переключаемости, устойчивости и концентрации внимания.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования и выделенной гипотезой, сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития внимания у детей младшего школьного возраста.
2. Подобрать оптимальные диагностические методики для выявления уровня развития внимания у младших школьников.
3. Разработать комплекс заданий по ментальной арифметике, включающих упражнения для развития внимания у младших школьников, и реализовать его во внеурочной деятельности.
4. Провести контрольное исследование, сделать выводы о эффективности использования ментальной арифметики для развития внимания обучающихся младшей школы.
Для достижения цели исследования и решения поставленных перед нами задач был применен комплекс методов исследования:
- анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования;
- педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий, контрольный этапы; диагностика развития внимания, педагогическое наблюдение, количественный и качественный анализ полученных данных.
Методологическую основу исследования составили теории развития внимания (К.Д. Ушинский, Л.И. Тикунова, В.А. Артемов, З.М. Истомина, П.П. Блонский и другие), психолого-педагогические исследования особенностей внимания (Б.М. Теплов, Р.С. Немов, Л.С. Выготский и другие).
Экспериментальная база исследования: ЧОУ «Жар -Птица», Московская область, г. Пушкино. В исследовании принимали участие учащиеся 3 «А» класса, в количестве 23 человек (экспериментальная группа) и учащиеся 3 «Б» класса, в количестве 21 человека (контрольная группа).
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы учителям начальных классов для развития внимания младших школьников во внеурочной деятельности.
Структура работы: выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа) состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (25 источников), 7 приложений. Текст проиллюстрирован 20 таблицами и 4 рисунками.
Требования к результатам образовательной деятельности младших школьников, которые отображены во ФГОС НОО [24] и направлены на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, указывают, что для успешного их освоения у обучающихся нужно развивать определенные способности, такие как мышление, память, внимание и другие. Внимание - это базовая психическая функция личности, одно из главных условий успешной учебной деятельности. В то же время, именно в процессе учебной деятельности оно и развивается.
Внимание - это сосредоточенность на чем либо, умение выделить объект из массы других. Внимание включено в любой психический познавательный процесс (память, воображение, мышление, речь, восприятие) и рассматривается в качестве способности к организации психического процесса. Внимание включено в практическую деятельность и любые происходящие познавательные процессы [2], способствует повышению их эффективности. С помощью внимания выражаются интересы ребенка и направленность его личности. Внимание, как считал К.Д. Ушинский, это «дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира» [23].
Природа свойств внимания подробно раскрыта в исследованиях С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Добрынина, И.В. Страхова и других.
Различным аспектам процесса развития внимания учащихся начальной школы посвящены труды таких ученых, как: Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, С.П. Зубова, С.Л. Кабыльницкая, Т.К. Комарова, В.А. Крутецкий, Т.М. Матюлина и других.
С проблемой развития внимания, которая считается одной из наиболее сложных и важных проблем в педагогике и психологии, в ее практическом аспекте приходится регулярно сталкиваться любому современному педагогу. У младших школьников трудности в обучении в основном связаны с неумением или с неспособностью сосредоточиться на воспринимаемой информации и выполняемом задании [9].
В связи с этим теоретическое и практическое изучение развития внимания у детей младшего школьного приобретает особую значимость. Как правило, учителя развивают внимание обучающихся на уроках окружающего мира [8], русского языка, математики. Развивающему потенциалу внеурочной деятельности уделяется гораздо меньше внимания, не задействован потенциал таких внеурочных занятий, как «Ментальная арифметика». В то же время, специальные упражнения этой методики развивают не только быстрый устный счет, но и жизненно важные навыки: скорость мышления, внимательность, память.
Исходя из вышеизложенного и в связи с потребностью общества в формировании внимания у детей начальной школы, а также в связи с недостатком разработанного методического обеспечения мы определили проблему исследования: каковы возможности занятий по ментальной арифметике для развития и формирования внимания у младших школьников?
Цель исследования: разработать и практически апробировать комплекс заданий по ментальной арифметике для успешного развития внимания у учащихся начальных классов.
Объект исследования: процесс развития внимания у младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: развитие внимания младших школьников на внеурочных занятиях по ментальной арифметике.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что процесс развития внимания младших школьников будет более успешным, если:
- использовать развивающий потенциала ментальной арифметики: приемы мнемотехник, нейропсихологические упражнения, ментальный счет и двигательные упражнения;
- использовать комплекс заданий по ментальной арифметике, направленный на развитие переключаемости, устойчивости и концентрации внимания.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования и выделенной гипотезой, сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития внимания у детей младшего школьного возраста.
2. Подобрать оптимальные диагностические методики для выявления уровня развития внимания у младших школьников.
3. Разработать комплекс заданий по ментальной арифметике, включающих упражнения для развития внимания у младших школьников, и реализовать его во внеурочной деятельности.
4. Провести контрольное исследование, сделать выводы о эффективности использования ментальной арифметики для развития внимания обучающихся младшей школы.
Для достижения цели исследования и решения поставленных перед нами задач был применен комплекс методов исследования:
- анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования;
- педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий, контрольный этапы; диагностика развития внимания, педагогическое наблюдение, количественный и качественный анализ полученных данных.
Методологическую основу исследования составили теории развития внимания (К.Д. Ушинский, Л.И. Тикунова, В.А. Артемов, З.М. Истомина, П.П. Блонский и другие), психолого-педагогические исследования особенностей внимания (Б.М. Теплов, Р.С. Немов, Л.С. Выготский и другие).
Экспериментальная база исследования: ЧОУ «Жар -Птица», Московская область, г. Пушкино. В исследовании принимали участие учащиеся 3 «А» класса, в количестве 23 человек (экспериментальная группа) и учащиеся 3 «Б» класса, в количестве 21 человека (контрольная группа).
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы учителям начальных классов для развития внимания младших школьников во внеурочной деятельности.
Структура работы: выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа) состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (25 источников), 7 приложений. Текст проиллюстрирован 20 таблицами и 4 рисунками.
Проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы по теме развития внимания у детей младшего школьного возраста позволяет сделать вывод о том, что внимание - это сосредоточенность ребенка на каком-либо одном объекте, либо деятельности. В повседневной жизни, в учебе, в профессиональной деятельности внимание выполняет следующие функции:
- обеспечивает избирательность процесса познания, придает целенаправленность деятельности, активизирует ее;
- позволяет сосредоточиться на объекте, явлении или информации, способствует целенаправленной активизации нужных психологических процессов и торможению тех, в которых в данный момент нет необходимости.
Выделены характеристики первичного (устойчивость, объем и интенсивность) и вторичного внимания (переключение и колебания).
Младший школьный возраст богат неограниченными возможностями развития и педагогу важно способствовать поддержанию этих возможностей. У детей в этом возрасте закладывается, а затем культивируется фундамент многих психических качеств, в том числе и внимание. Если при поступлении в школу для детей в большей степени характерно непроизвольное внимание, но при организации педагогом систематических занятий внимание детей постепенно меняется на произвольное, происходят также изменения во взаимосвязях между процессами торможения и возбуждения. Хотя склонность к возбуждению по-прежнему довольно высока, что отражается в непоседливости детей этого возраста.
Для создания на занятиях сознательной дисциплины, развития у детей усидчивости, внимательности педагогу важно соблюдать систематичность требований. Это условие является обязательным для формирования у детей разумного взаимоотношения процессов торможения и возбуждения.
Суть ментальной арифметики состоит в том, чтобы развивать у детей такие психические качества, как внимание, память, мышление и другие. При выполнении ментальных упражнения у детей происходит комплексное развитие внимание. Предполагая, что занятия по ментальной арифметике могут стать эффективным способом развития внимания у детей младшего школьного возраста, вторую главу мы посвятим диагностике таких критериев, как переключение, устойчивость, концентрация внимания в процессе внеурочных занятий по ментальной арифметике.
Экспериментальная работа проводилась на базе ЧОУ «Жар-Птица» Московской обл., г. Пушкино. В исследовании приняли участие учащиеся 3 «А» класса в количестве двадцати трех человек, составившие экспериментальную группу. В качестве контрольной группы определен 3 «Б» класс в количестве двадцати одного человека. Список детей из экспериментальной и контрольной групп представлен в приложении А.
Целью констатирующего этапа экспериментальной работы было проведение диагностики уровня развития внимания у обучающихся.
Диагностика внимания у детей проводилась по следующим критериям:
- переключение внимания,
- устойчивость внимания,
- концентрация внимания,
Подводя итоги диагностики по пяти, методика (пяти заданиям) мы можем сделать следующий общие выводу по выполнению заданий обучающимися экспериментальной и контрольной групп:
- дети в обеих группа работали с интересом, однако количество ошибок, допускаемых обучающимися контрольной группы, всегда превышало количество ошибок у обучающихся экспериментальной группы;
- выполняя задания, обучающиеся экспериментальной группы не производили длительных остановок, выполняли задание последовательно, начиная выполнять задание не задавали дополнительных вопрос (то есть концентрация и устойчивость внимания проявлялись у обучающихся данной группы уже в процессе подготовки к выполнению задания);
- после выполнения пяти заданий обучающие экспериментальной группы не проявляли признаков общего утомления или усталости, после небольшого перерыва они были готовы к дальнейшей работе, тогда как обучающимся контрольной группы после выполнения пяти заданий, выполняемых, с определенным перерывом, требовался значительное время для отдыха, после чего они вновь смогли вернутся к занятиям второй половины дня.
На основании анализа итогов контрольного этапа опытно - экспериментальной работы, мы пришли к выбору о верности избранного направления в работе по развитию внимания у младших школьником. Мы можем констатировать, что:
- в целом организация дополнительных занятий по ментальной арифметике во второй половине дня (дополнительно к освоению основной образовательной программе) эффективна;
- дополнительные занятия по ментальной арифметике являются эффективным организационно-методическим подходом в процессе развития внимания;
- разработанный цикл занятия (в комплексе избранных заданий) показал достаточно высокую эффективность и может применяться как комплексная методика развития внимания в процессе занятий по ментальной арифметике.
В результате цель была достигнута, поставленные задачи решены и гипотеза доказана.
- обеспечивает избирательность процесса познания, придает целенаправленность деятельности, активизирует ее;
- позволяет сосредоточиться на объекте, явлении или информации, способствует целенаправленной активизации нужных психологических процессов и торможению тех, в которых в данный момент нет необходимости.
Выделены характеристики первичного (устойчивость, объем и интенсивность) и вторичного внимания (переключение и колебания).
Младший школьный возраст богат неограниченными возможностями развития и педагогу важно способствовать поддержанию этих возможностей. У детей в этом возрасте закладывается, а затем культивируется фундамент многих психических качеств, в том числе и внимание. Если при поступлении в школу для детей в большей степени характерно непроизвольное внимание, но при организации педагогом систематических занятий внимание детей постепенно меняется на произвольное, происходят также изменения во взаимосвязях между процессами торможения и возбуждения. Хотя склонность к возбуждению по-прежнему довольно высока, что отражается в непоседливости детей этого возраста.
Для создания на занятиях сознательной дисциплины, развития у детей усидчивости, внимательности педагогу важно соблюдать систематичность требований. Это условие является обязательным для формирования у детей разумного взаимоотношения процессов торможения и возбуждения.
Суть ментальной арифметики состоит в том, чтобы развивать у детей такие психические качества, как внимание, память, мышление и другие. При выполнении ментальных упражнения у детей происходит комплексное развитие внимание. Предполагая, что занятия по ментальной арифметике могут стать эффективным способом развития внимания у детей младшего школьного возраста, вторую главу мы посвятим диагностике таких критериев, как переключение, устойчивость, концентрация внимания в процессе внеурочных занятий по ментальной арифметике.
Экспериментальная работа проводилась на базе ЧОУ «Жар-Птица» Московской обл., г. Пушкино. В исследовании приняли участие учащиеся 3 «А» класса в количестве двадцати трех человек, составившие экспериментальную группу. В качестве контрольной группы определен 3 «Б» класс в количестве двадцати одного человека. Список детей из экспериментальной и контрольной групп представлен в приложении А.
Целью констатирующего этапа экспериментальной работы было проведение диагностики уровня развития внимания у обучающихся.
Диагностика внимания у детей проводилась по следующим критериям:
- переключение внимания,
- устойчивость внимания,
- концентрация внимания,
Подводя итоги диагностики по пяти, методика (пяти заданиям) мы можем сделать следующий общие выводу по выполнению заданий обучающимися экспериментальной и контрольной групп:
- дети в обеих группа работали с интересом, однако количество ошибок, допускаемых обучающимися контрольной группы, всегда превышало количество ошибок у обучающихся экспериментальной группы;
- выполняя задания, обучающиеся экспериментальной группы не производили длительных остановок, выполняли задание последовательно, начиная выполнять задание не задавали дополнительных вопрос (то есть концентрация и устойчивость внимания проявлялись у обучающихся данной группы уже в процессе подготовки к выполнению задания);
- после выполнения пяти заданий обучающие экспериментальной группы не проявляли признаков общего утомления или усталости, после небольшого перерыва они были готовы к дальнейшей работе, тогда как обучающимся контрольной группы после выполнения пяти заданий, выполняемых, с определенным перерывом, требовался значительное время для отдыха, после чего они вновь смогли вернутся к занятиям второй половины дня.
На основании анализа итогов контрольного этапа опытно - экспериментальной работы, мы пришли к выбору о верности избранного направления в работе по развитию внимания у младших школьником. Мы можем констатировать, что:
- в целом организация дополнительных занятий по ментальной арифметике во второй половине дня (дополнительно к освоению основной образовательной программе) эффективна;
- дополнительные занятия по ментальной арифметике являются эффективным организационно-методическим подходом в процессе развития внимания;
- разработанный цикл занятия (в комплексе избранных заданий) показал достаточно высокую эффективность и может применяться как комплексная методика развития внимания в процессе занятий по ментальной арифметике.
В результате цель была достигнута, поставленные задачи решены и гипотеза доказана.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНТЕГРАЦИИ ИСКУССТВ В ЦЕНТРЕ МОЛОДЕЖНОГО ИННОВАЦИОННОГО ТВОРЧЕСТВА «ИМИДЖ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018 - ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА» В
ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



