Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие внимания у детей младшего школьного возраста на занятиях по ментальной арифметике

Работа №103502

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы82
Год сдачи2021
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
306
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития внимания младших школьников 8
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
развития внимания 8
1.2 Специфика развития внимания у детей младшего школьного
возраста в образовательном процессе 15
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию внимания младших школьников на занятиях ментальной арифметикой 28
2.1 Диагностика уровня развития внимания у учащихся начальной
школы 28
2.2 Проектирование и реализация содержания занятий
по ментальной арифметике для развития внимания у младших школьников 38
2.3 Обобщение результатов опытно-экспериментальной работы
по развитию внимания 55
Заключение 68
Список используемой литературы 71
Приложение А Списки детей экспериментальной и контрольной групп 74
Приложение Б Методика «Проставь знаки» Пьерона-Рузера 76
Приложение В Методика «Кольца Ландольта» 77
Приложение Г Методика «Таблицы Шульте» 78
Приложение Д Методика «Проба Бурдона» 79
Приложение Е Методика «Переплетённые линии» 80
Приложение Ж Задания «Найди слова» и «Струп-тест» 81


Актуальность исследования. Проблема развития внимания у детей младшего школьного возраста в сегодняшнем мире приобрела особую значимость и актуальность. Это связано, прежде всего, с высокой динамикой современной жизни и интенсивностью поступления информации из различных источников. Наряду с этим, растет число детей, потерявших интерес к учебе, имеющих сниженный интеллектуальный уровень, совершающих массовые ошибки при выполнении учебных заданий, причинами которых часто становятся несформированность способности к концентрации и устойчивости внимания, неумение распределять и переключать внимание [9].
Требования к результатам образовательной деятельности младших школьников, которые отображены во ФГОС НОО [24] и направлены на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, указывают, что для успешного их освоения у обучающихся нужно развивать определенные способности, такие как мышление, память, внимание и другие. Внимание - это базовая психическая функция личности, одно из главных условий успешной учебной деятельности. В то же время, именно в процессе учебной деятельности оно и развивается.
Внимание - это сосредоточенность на чем либо, умение выделить объект из массы других. Внимание включено в любой психический познавательный процесс (память, воображение, мышление, речь, восприятие) и рассматривается в качестве способности к организации психического процесса. Внимание включено в практическую деятельность и любые происходящие познавательные процессы [2], способствует повышению их эффективности. С помощью внимания выражаются интересы ребенка и направленность его личности. Внимание, как считал К.Д. Ушинский, это «дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира» [23].
Природа свойств внимания подробно раскрыта в исследованиях С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Добрынина, И.В. Страхова и других.
Различным аспектам процесса развития внимания учащихся начальной школы посвящены труды таких ученых, как: Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, С.П. Зубова, С.Л. Кабыльницкая, Т.К. Комарова, В.А. Крутецкий, Т.М. Матюлина и других.
С проблемой развития внимания, которая считается одной из наиболее сложных и важных проблем в педагогике и психологии, в ее практическом аспекте приходится регулярно сталкиваться любому современному педагогу. У младших школьников трудности в обучении в основном связаны с неумением или с неспособностью сосредоточиться на воспринимаемой информации и выполняемом задании [9].
В связи с этим теоретическое и практическое изучение развития внимания у детей младшего школьного приобретает особую значимость. Как правило, учителя развивают внимание обучающихся на уроках окружающего мира [8], русского языка, математики. Развивающему потенциалу внеурочной деятельности уделяется гораздо меньше внимания, не задействован потенциал таких внеурочных занятий, как «Ментальная арифметика». В то же время, специальные упражнения этой методики развивают не только быстрый устный счет, но и жизненно важные навыки: скорость мышления, внимательность, память.
Исходя из вышеизложенного и в связи с потребностью общества в формировании внимания у детей начальной школы, а также в связи с недостатком разработанного методического обеспечения мы определили проблему исследования: каковы возможности занятий по ментальной арифметике для развития и формирования внимания у младших школьников?
Цель исследования: разработать и практически апробировать комплекс заданий по ментальной арифметике для успешного развития внимания у учащихся начальных классов.
Объект исследования: процесс развития внимания у младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: развитие внимания младших школьников на внеурочных занятиях по ментальной арифметике.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что процесс развития внимания младших школьников будет более успешным, если:
- использовать развивающий потенциала ментальной арифметики: приемы мнемотехник, нейропсихологические упражнения, ментальный счет и двигательные упражнения;
- использовать комплекс заданий по ментальной арифметике, направленный на развитие переключаемости, устойчивости и концентрации внимания.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования и выделенной гипотезой, сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития внимания у детей младшего школьного возраста.
2. Подобрать оптимальные диагностические методики для выявления уровня развития внимания у младших школьников.
3. Разработать комплекс заданий по ментальной арифметике, включающих упражнения для развития внимания у младших школьников, и реализовать его во внеурочной деятельности.
4. Провести контрольное исследование, сделать выводы о эффективности использования ментальной арифметики для развития внимания обучающихся младшей школы.
Для достижения цели исследования и решения поставленных перед нами задач был применен комплекс методов исследования:
- анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования;
- педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий, контрольный этапы; диагностика развития внимания, педагогическое наблюдение, количественный и качественный анализ полученных данных.
Методологическую основу исследования составили теории развития внимания (К.Д. Ушинский, Л.И. Тикунова, В.А. Артемов, З.М. Истомина, П.П. Блонский и другие), психолого-педагогические исследования особенностей внимания (Б.М. Теплов, Р.С. Немов, Л.С. Выготский и другие).
Экспериментальная база исследования: ЧОУ «Жар -Птица», Московская область, г. Пушкино. В исследовании принимали участие учащиеся 3 «А» класса, в количестве 23 человек (экспериментальная группа) и учащиеся 3 «Б» класса, в количестве 21 человека (контрольная группа).
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы учителям начальных классов для развития внимания младших школьников во внеурочной деятельности.
Структура работы: выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа) состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (25 источников), 7 приложений. Текст проиллюстрирован 20 таблицами и 4 рисунками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы по теме развития внимания у детей младшего школьного возраста позволяет сделать вывод о том, что внимание - это сосредоточенность ребенка на каком-либо одном объекте, либо деятельности. В повседневной жизни, в учебе, в профессиональной деятельности внимание выполняет следующие функции:
- обеспечивает избирательность процесса познания, придает целенаправленность деятельности, активизирует ее;
- позволяет сосредоточиться на объекте, явлении или информации, способствует целенаправленной активизации нужных психологических процессов и торможению тех, в которых в данный момент нет необходимости.
Выделены характеристики первичного (устойчивость, объем и интенсивность) и вторичного внимания (переключение и колебания).
Младший школьный возраст богат неограниченными возможностями развития и педагогу важно способствовать поддержанию этих возможностей. У детей в этом возрасте закладывается, а затем культивируется фундамент многих психических качеств, в том числе и внимание. Если при поступлении в школу для детей в большей степени характерно непроизвольное внимание, но при организации педагогом систематических занятий внимание детей постепенно меняется на произвольное, происходят также изменения во взаимосвязях между процессами торможения и возбуждения. Хотя склонность к возбуждению по-прежнему довольно высока, что отражается в непоседливости детей этого возраста.
Для создания на занятиях сознательной дисциплины, развития у детей усидчивости, внимательности педагогу важно соблюдать систематичность требований. Это условие является обязательным для формирования у детей разумного взаимоотношения процессов торможения и возбуждения.
Суть ментальной арифметики состоит в том, чтобы развивать у детей такие психические качества, как внимание, память, мышление и другие. При выполнении ментальных упражнения у детей происходит комплексное развитие внимание. Предполагая, что занятия по ментальной арифметике могут стать эффективным способом развития внимания у детей младшего школьного возраста, вторую главу мы посвятим диагностике таких критериев, как переключение, устойчивость, концентрация внимания в процессе внеурочных занятий по ментальной арифметике.
Экспериментальная работа проводилась на базе ЧОУ «Жар-Птица» Московской обл., г. Пушкино. В исследовании приняли участие учащиеся 3 «А» класса в количестве двадцати трех человек, составившие экспериментальную группу. В качестве контрольной группы определен 3 «Б» класс в количестве двадцати одного человека. Список детей из экспериментальной и контрольной групп представлен в приложении А.
Целью констатирующего этапа экспериментальной работы было проведение диагностики уровня развития внимания у обучающихся.
Диагностика внимания у детей проводилась по следующим критериям:
- переключение внимания,
- устойчивость внимания,
- концентрация внимания,
Подводя итоги диагностики по пяти, методика (пяти заданиям) мы можем сделать следующий общие выводу по выполнению заданий обучающимися экспериментальной и контрольной групп:
- дети в обеих группа работали с интересом, однако количество ошибок, допускаемых обучающимися контрольной группы, всегда превышало количество ошибок у обучающихся экспериментальной группы;
- выполняя задания, обучающиеся экспериментальной группы не производили длительных остановок, выполняли задание последовательно, начиная выполнять задание не задавали дополнительных вопрос (то есть концентрация и устойчивость внимания проявлялись у обучающихся данной группы уже в процессе подготовки к выполнению задания);
- после выполнения пяти заданий обучающие экспериментальной группы не проявляли признаков общего утомления или усталости, после небольшого перерыва они были готовы к дальнейшей работе, тогда как обучающимся контрольной группы после выполнения пяти заданий, выполняемых, с определенным перерывом, требовался значительное время для отдыха, после чего они вновь смогли вернутся к занятиям второй половины дня.
На основании анализа итогов контрольного этапа опытно - экспериментальной работы, мы пришли к выбору о верности избранного направления в работе по развитию внимания у младших школьником. Мы можем констатировать, что:
- в целом организация дополнительных занятий по ментальной арифметике во второй половине дня (дополнительно к освоению основной образовательной программе) эффективна;
- дополнительные занятия по ментальной арифметике являются эффективным организационно-методическим подходом в процессе развития внимания;
- разработанный цикл занятия (в комплексе избранных заданий) показал достаточно высокую эффективность и может применяться как комплексная методика развития внимания в процессе занятий по ментальной арифметике.
В результате цель была достигнута, поставленные задачи решены и гипотеза доказана.



1. Адамс Дж. Л. Разблокируй свой разум: техника поиска оригинальных решений сложных проблем и генерации гениальных идей / Джеймс Л. Адамс ; пер. с англ. - 4-е изд. - Моска : Эксмо, 2018. - 352 с.
2. Айшекенова Д.М. Психолого-педагогические условия развития свойств снимания в начальной школе / Д.М. Айшекенова, Н.Ю. Чижо // Материалы всероссийского конкурса с международным участием. - 2016. - С. 42-47.
3. Альманах психологических тестов. - Москва, 2015. - С. 112-116.
4. Барабанщикова Т.А. Психологические методики исследования личности: практикум / Т.А. Барабанщикова, А.Н. Рыжкова. - Москва : Ось89, 2007. - 304 с.
5. Богословский В.И. Общая психология / В.И. Богословский. - Москва : Просвещение, 2013. - 351 с.
6. Гальперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания / П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка : учебное пособие / ред. Г.В. Бурменская. - 2-е издание, расширенное. - Москва : МПСИ, 2015. - 656 с.
7. Кирдяшкина Т.А. Методы исследования внимания : учебное пособие / Т.А. Кирдяшкина. - Челябинск : Изд. ЮУрГУ, 2019. - 72 с.
8. Маркова А.А. Развитие внимания и снятие умственного напряжения в процессе обучения младших школьников / А.А. Маркова // Начальная школа. - 2011. - № 2. - С. 89.
9. Михалева А.А. Педагогические условия развития произвольного внимания у младших школьников / А.А.Михалева // Наука России: цели и задачи. Сборник научных трудов по материалам XV международной научной конференции. - Екатеринбург : НИЦ «Л-Журнал», 2019. - С. 51-54.
10. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студ. высш. пед.учеб. заведений. В 3 книгах. Книга 2. Психология образования / Р.С. Немов. - 4-е изд. - Москва : Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2017.
11. Неустроева А.Н., Проблема развития произвольного внимания у
младших школьников / А.Н. Неустроева, А.Н. Елисеева. - Текст :
электронный. // Меридиан : научный электронный журнал. - 2018. - №4(15).
- URL: http://meridian-journal.ru/site/article?id=954 (дата обращения:
02.06.2021).
12. Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности животных. Полн. собр. соч. Том 3. Книга 1 / И.П. Павлов. - Москва ; Санкт-Петербург, 2011. - С. 132.
13. Петровский А.В. Общая психология / А.В. Перовский. - Москва : Просвещение, 2017.
14. Психологический практикум «Внимание» : учебно-методическое пособие / сост. Л.И. Дементий, Н.В. Лейфрид ; под общ. ред. Л.И. Дементий.
- Омск : ОмГУ, 2013. - 64 с.
15. Психология внимания. Хрестоматия по психологии / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - Москва, 2011. - C. 430-431.
16. Психолого-педагогическая диагностика детей : учебно¬
методическое пособие для лабораторных и практических занятий / Ю.С. Бондаренко, С.Н. Гончар, О.В. Набока, Е.В. Чумейка. - Тирасполь, 2013. - 258 с.
17. Расстройства аутистического спектра в детском возрасте: диагностика, терапия, профилактика, реабилитация . - Текст : электронный // Клинические рекомендации. Российское общество психиатров . - 2020. - URL: https://psychiatr.ru/news/1096 (дата обращения: 01.06.2021).
18. Рубин Э. Несуществование внимания // Хрестоматия по вниманию / под ред. А. Н. Леонтьева, А. А. Пузырея, В. Я. Романова. - Москва : Изд-во МГУ, 2016. - С. 144-145.
19. Садырина В.Н. Особенности развития свойств внимания у детей младшего школьного возраста / В.Н. Садырина, Л.В. Мамедова // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 12 (часть 1). - С. 132-134.
20. Тарасова Л.Е. Психолого-педагогические условия и средства формирования коллективного внимания младших школьников / Л.Е. Тарасова. - Саратов : Изд-во Саратовского пед. ин-та, 2015. - 179 с.
21. Тарасова Л.Е. Коллективное внимание младших школьников / Л.Е. Тарасова // Начальная школа. - 2013. - №10 - С. 95-98.
22. Токоякова Г.В. Развитие внимания младших школьников при изучении окружающего мира методом наблюдения / Г. В. Токоякова // Молодой ученый. - 2020. - №18 (308). - С. 527-529.
23. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. В 11 томах. Том 10. Материалы к третьему тому «Педагогической антропологии» / редколл.: А. М. Еголин, Е. Н. Медынский, В. Я. Струминский ; сост. В. Я. Струминский ; Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т теории и истории педагогики. - Москва ; Ленинград : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1950. - С. 22.
24. ФГОС НОО: Федеральные государственные образовательные стандарты: [сайт]. - Москва, 2021. - URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 05.05.2021). - Текст : электронный.
25. Чупров Л.Ф. Тест переплетенных линий А. Рея: Методика исследования концентрации произвольного внимания младших школьников / Л.Ф. Чупров // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. -2012. - №2. - С. 12-14.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ