Формирование нравственных качеств у младших школьников во внеурочной деятельности
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования нравственных качеств в младшем школьном возрасте 7
1.1. Сущность процесса формирования нравственных качеств младших школьников 7
1.2. Способы, приемы, формы работы по формированию нравственных качеств младших школьников в творческой деятельности 10
Выводы по Главе 1 23
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию нравственных качеств в младшем школьном возрасте 24
2.1. Диагностика уровня сформированности нравственных качеств младших
школьников на констатирующем этапе 24
2.2. Разработка и внедрение проекта, направленного на формирование
нравственных качеств младших школьников в творческой деятельности 34
2.3. Анализ эффективности проведенной работы по формированию
нравственных качеств младших школьников в творческой деятельности 40
Выводы по Главе 2 50
Заключение 52
Список используемой литературы 55
Приложения
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования нравственных качеств в младшем школьном возрасте 7
1.1. Сущность процесса формирования нравственных качеств младших школьников 7
1.2. Способы, приемы, формы работы по формированию нравственных качеств младших школьников в творческой деятельности 10
Выводы по Главе 1 23
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию нравственных качеств в младшем школьном возрасте 24
2.1. Диагностика уровня сформированности нравственных качеств младших
школьников на констатирующем этапе 24
2.2. Разработка и внедрение проекта, направленного на формирование
нравственных качеств младших школьников в творческой деятельности 34
2.3. Анализ эффективности проведенной работы по формированию
нравственных качеств младших школьников в творческой деятельности 40
Выводы по Главе 2 50
Заключение 52
Список используемой литературы 55
Приложения
Актуальность. Те потрясения и перемены, что происходят сегодняшним днем в обществе, заставляют задуматься о будущем России, о том, что в будущем произойдет с молодыми людьми - сегодняшними детьми и подростками. Но, увы, происходит прерывание нравственных ориентиров, беспочвенные обвинения молодых людей в том, что они бездуховны, и агрессивны. В связи с этим, возрастает актуальность проблемы нравственного воспитания детей.
К ключевым направлениям, что нацелены на воспитание нравственных ценностей следует отнести такие направления, как процесс передачи культурных ценностей, привитие младшему поколению тех навыков, что являются необходимостью для восприятия и принятия наследия культуры. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом «Об образовании» В рамках ФГОС НОО приоритетной задачей для воспитателей, родителей и образовательным учреждением важной задачей является нравственное развитие ребенка, формирование достойного гражданина своей страны.
Разработкой проблем «нравственности», «морали» занимались многие исследователи: Р.Г. Апресян, Н.Г. Куприна, Д.Г. Левчук, С.Ф. Масленникова, К.С. Марьенко, М.И. Овсянников, К.Д. Ушинский. Изучением условий, факторов, закономерностей формирования нравственной культуры личности занимались многие отечественные и зарубежные ученые, а именно - Ж.Пиаже, Л.Кольберг, К.Гиллиган, Э.Хиггинс, С.Г. Якобсон С.Н. Карповая, Л.С. Выготский, Т.Н. Березина и многие другие.
Цель данного исследования - разработать и внедрить проект, направленный на формирование нравственных качеств младших школьников 4
в творческой деятельности.
Задачи исследования.
1. Изучить сущность процесса формирования нравственных качеств младших школьников
2. Выявить способы, приемы, формы работы по формированию нравственных качеств младших школьников в творческой деятельности
3. Провести практическую работу по формированию нравственных качеств младших школьников в творческой деятельности
4. Выполнить анализ эффективности проведенной работы по формированию нравственных качеств младших школьников в творческой деятельности.
Объект данного исследования - процесс формирования нравственных качеств младших школьников, предмет исследования - формирование нравственных качеств школьников в творческой деятельности.
Гипотеза исследования: Формирование нравственных качеств у учащихся будет эффективным, если педагог вовлекает их в процесс совместной внеурочной деятельности, а также: учитывает уровень сформированности нравственных качеств личности учащихся; реализует творческую деятельность как основу формирования нравственных ценностей у учащихся.
Методы исследования:
- выполнение анализа литературы в разделе социологии, философии, справочно-энциклопедическая литература, литература в сфере психологии и педагогики, литературы выполнение анализа ряда нормативно-программных документов по теме исследования.
- эмпирические (методы проведения бесед, осуществления наблюдений, метод выполнения обобщений, метод реализации анкетирования, метод реализации ряда анализов - количественного и качественного анализов.
База исследования - ГБОУ СОШ № 5, в исследовании принимали участие ученики 3- А класса, количество учащихся - 23 человека, классный руководитель, педагог-психолог школы.
Новизна исследования:
проведена практическая работа, направленная на формирование нравственных качеств учащихся в творческой деятельности.
Структура работы: в работу последовательно включен компонент введения, основной части (двух глав), заключения, списка использованных электронных источников и литературы
К ключевым направлениям, что нацелены на воспитание нравственных ценностей следует отнести такие направления, как процесс передачи культурных ценностей, привитие младшему поколению тех навыков, что являются необходимостью для восприятия и принятия наследия культуры. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом «Об образовании» В рамках ФГОС НОО приоритетной задачей для воспитателей, родителей и образовательным учреждением важной задачей является нравственное развитие ребенка, формирование достойного гражданина своей страны.
Разработкой проблем «нравственности», «морали» занимались многие исследователи: Р.Г. Апресян, Н.Г. Куприна, Д.Г. Левчук, С.Ф. Масленникова, К.С. Марьенко, М.И. Овсянников, К.Д. Ушинский. Изучением условий, факторов, закономерностей формирования нравственной культуры личности занимались многие отечественные и зарубежные ученые, а именно - Ж.Пиаже, Л.Кольберг, К.Гиллиган, Э.Хиггинс, С.Г. Якобсон С.Н. Карповая, Л.С. Выготский, Т.Н. Березина и многие другие.
Цель данного исследования - разработать и внедрить проект, направленный на формирование нравственных качеств младших школьников 4
в творческой деятельности.
Задачи исследования.
1. Изучить сущность процесса формирования нравственных качеств младших школьников
2. Выявить способы, приемы, формы работы по формированию нравственных качеств младших школьников в творческой деятельности
3. Провести практическую работу по формированию нравственных качеств младших школьников в творческой деятельности
4. Выполнить анализ эффективности проведенной работы по формированию нравственных качеств младших школьников в творческой деятельности.
Объект данного исследования - процесс формирования нравственных качеств младших школьников, предмет исследования - формирование нравственных качеств школьников в творческой деятельности.
Гипотеза исследования: Формирование нравственных качеств у учащихся будет эффективным, если педагог вовлекает их в процесс совместной внеурочной деятельности, а также: учитывает уровень сформированности нравственных качеств личности учащихся; реализует творческую деятельность как основу формирования нравственных ценностей у учащихся.
Методы исследования:
- выполнение анализа литературы в разделе социологии, философии, справочно-энциклопедическая литература, литература в сфере психологии и педагогики, литературы выполнение анализа ряда нормативно-программных документов по теме исследования.
- эмпирические (методы проведения бесед, осуществления наблюдений, метод выполнения обобщений, метод реализации анкетирования, метод реализации ряда анализов - количественного и качественного анализов.
База исследования - ГБОУ СОШ № 5, в исследовании принимали участие ученики 3- А класса, количество учащихся - 23 человека, классный руководитель, педагог-психолог школы.
Новизна исследования:
проведена практическая работа, направленная на формирование нравственных качеств учащихся в творческой деятельности.
Структура работы: в работу последовательно включен компонент введения, основной части (двух глав), заключения, списка использованных электронных источников и литературы
Формирование такого аспекта как нравственность происходит на протяжении всей его жизни. Основы морального облика закладываются в раннем детстве, в дошкольном возрасте, затем нравственным чертам личности свойственно интенсивно развиваться, и формироваться в школьные годы.
К сожалению, добро, истина и красота постепенно перемещаются на периферию жизни, размываются такие понятия, как понятия долга, совести, справедливости, чести, нравственности.
Следовательно, целесообразной является реализация комплексного, системного подхода и программной формы организации нравственного воспитания детей и молодежи. С этой целью в России воплощается Концепция нравственного развития гражданина России.
Именно младший школьный возраст является таким периодом, когда происходит интенсивное развитие нравственных качеств ребенка. Процесс нравственного воспитания ребенка рассматривается в тесной связи с развитием всех психических процессов, а реализация процесса нравственного воспитания детей младшего школьного возраста наиболее полно происходит именно при реализации творческой внеурочной деятельности.
Имеется большое количество разнообразных форм творческой деятельности, а именно: проведение этических бесед, реализация творческих мастерских; организация экскурсий в музеи, театры; заочных экскурсий; фольклорных и поэтических праздников, театрализованных представлений; организация и проведение разнообразных читательских, зрительских, слушательских конференций, выставок, массовых праздников,
Для подтверждения всего вышеуказанного, нами была проведена экспериментальная деятельность, целью которой стало подтверждение гипотезы о том, что формирование нравственных качеств у учащихся будет эффективным, если педагог вовлекает их в процесс совместной внеурочной деятельности, а также учитывает уровень сформированности нравственных качеств личности учащихся; реализует внеурочную деятельность как основу формирования нравственных ценностей у учащихся.
Изначально, получив данные после предварительной диагностики, и проведя сравнительны анализ двух групп - экспериментальной и контрольной, выявили, что 20% учащихся ЭГ - 2 человека - 5 человек владеют высочайшим уровнем развития нравственных качеств, 53 - большая часть учащихся - на среднем, и 27% личностей - 4 человека на низком.
Что касается КГ, то там 25% - 3 человека пребывают на высоком уровне развития нравственных качеств, 55% - большая часть учащихся 6 человек - на среднем, и 20% учеников - 3 человека на низком.
Следовательно, будет организовано проведение формирующего эксперимента по развитию нравственных качеств с учениками ЭГ.
Далее нами был разработан и проведен проект, направленный на развитие нравственных качеств учащихся «Ценим жизнь». Задачи проекта - воспитание нравственных качеств, толерантности, любви к творчеству, патриотизма в творческой деятельности. В рамках проведения проекта использовали следующие формы организации работы - массовая, групповая, индивидуальная, было проведено внеклассное мероприятие «Дружба и что мешает нам дружить», мероприятие «Доброта спасет мир», было проведено мероприятие «Помоги ближнему», в рамках которого учащиеся ездили в приют, и знакомились с питомцами, также в мероприятии участвовали и родители.
Так, после реализации экспериментальной деятельности, полученные данные являются следующими:
30% учащихся ЭГ - 4 человека - 5 человек пребывают на высоком уровне развития нравственных качеств, 60% - большая часть учащихся - 6 человек после проведения работы - на среднем, и только 10% учеников - 1 человек на низком.
Что касается КГ, то там результаты остались фактически прежними - 30% - 4 человека пребывают на высоком уровне развития нравственных качеств, 55% - большая часть учащихся 6 человек - на среднем, и 15% учеников - 2 человека на низком, что подтверждает, что проведенная работа была эффективной.
Посредством процесса нравственного воспитания, возможно увеличить воспитательный эффект других категорий воспитания - по той причине, что происходит становление базовых оценок и понятий, моральных чувств, эстетической отзывчивости.
К сожалению, добро, истина и красота постепенно перемещаются на периферию жизни, размываются такие понятия, как понятия долга, совести, справедливости, чести, нравственности.
Следовательно, целесообразной является реализация комплексного, системного подхода и программной формы организации нравственного воспитания детей и молодежи. С этой целью в России воплощается Концепция нравственного развития гражданина России.
Именно младший школьный возраст является таким периодом, когда происходит интенсивное развитие нравственных качеств ребенка. Процесс нравственного воспитания ребенка рассматривается в тесной связи с развитием всех психических процессов, а реализация процесса нравственного воспитания детей младшего школьного возраста наиболее полно происходит именно при реализации творческой внеурочной деятельности.
Имеется большое количество разнообразных форм творческой деятельности, а именно: проведение этических бесед, реализация творческих мастерских; организация экскурсий в музеи, театры; заочных экскурсий; фольклорных и поэтических праздников, театрализованных представлений; организация и проведение разнообразных читательских, зрительских, слушательских конференций, выставок, массовых праздников,
Для подтверждения всего вышеуказанного, нами была проведена экспериментальная деятельность, целью которой стало подтверждение гипотезы о том, что формирование нравственных качеств у учащихся будет эффективным, если педагог вовлекает их в процесс совместной внеурочной деятельности, а также учитывает уровень сформированности нравственных качеств личности учащихся; реализует внеурочную деятельность как основу формирования нравственных ценностей у учащихся.
Изначально, получив данные после предварительной диагностики, и проведя сравнительны анализ двух групп - экспериментальной и контрольной, выявили, что 20% учащихся ЭГ - 2 человека - 5 человек владеют высочайшим уровнем развития нравственных качеств, 53 - большая часть учащихся - на среднем, и 27% личностей - 4 человека на низком.
Что касается КГ, то там 25% - 3 человека пребывают на высоком уровне развития нравственных качеств, 55% - большая часть учащихся 6 человек - на среднем, и 20% учеников - 3 человека на низком.
Следовательно, будет организовано проведение формирующего эксперимента по развитию нравственных качеств с учениками ЭГ.
Далее нами был разработан и проведен проект, направленный на развитие нравственных качеств учащихся «Ценим жизнь». Задачи проекта - воспитание нравственных качеств, толерантности, любви к творчеству, патриотизма в творческой деятельности. В рамках проведения проекта использовали следующие формы организации работы - массовая, групповая, индивидуальная, было проведено внеклассное мероприятие «Дружба и что мешает нам дружить», мероприятие «Доброта спасет мир», было проведено мероприятие «Помоги ближнему», в рамках которого учащиеся ездили в приют, и знакомились с питомцами, также в мероприятии участвовали и родители.
Так, после реализации экспериментальной деятельности, полученные данные являются следующими:
30% учащихся ЭГ - 4 человека - 5 человек пребывают на высоком уровне развития нравственных качеств, 60% - большая часть учащихся - 6 человек после проведения работы - на среднем, и только 10% учеников - 1 человек на низком.
Что касается КГ, то там результаты остались фактически прежними - 30% - 4 человека пребывают на высоком уровне развития нравственных качеств, 55% - большая часть учащихся 6 человек - на среднем, и 15% учеников - 2 человека на низком, что подтверждает, что проведенная работа была эффективной.
Посредством процесса нравственного воспитания, возможно увеличить воспитательный эффект других категорий воспитания - по той причине, что происходит становление базовых оценок и понятий, моральных чувств, эстетической отзывчивости.
Подобные работы
- Формирование лидерских качеств у младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5760 р. Год сдачи: 2018 - Формирование лидерских качеств у младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2019 - Формирование культурного поведения у младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2019 - Развитие нравственных основ личности младшего школьника во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭСТЕТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНИКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Формирование нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2020 - Воспитание нравственной культуры у младших школьников во внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4975 р. Год сдачи: 2018



