Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование нравственных качеств у младших школьников во внеурочной деятельности

Работа №103486

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2019
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
192
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования нравственных качеств в младшем школьном возрасте 7
1.1. Сущность процесса формирования нравственных качеств младших школьников 7
1.2. Способы, приемы, формы работы по формированию нравственных качеств младших школьников в творческой деятельности 10
Выводы по Главе 1 23
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию нравственных качеств в младшем школьном возрасте 24
2.1. Диагностика уровня сформированности нравственных качеств младших
школьников на констатирующем этапе 24
2.2. Разработка и внедрение проекта, направленного на формирование
нравственных качеств младших школьников в творческой деятельности 34
2.3. Анализ эффективности проведенной работы по формированию
нравственных качеств младших школьников в творческой деятельности 40
Выводы по Главе 2 50
Заключение 52
Список используемой литературы 55
Приложения

Актуальность. Те потрясения и перемены, что происходят сегодняшним днем в обществе, заставляют задуматься о будущем России, о том, что в будущем произойдет с молодыми людьми - сегодняшними детьми и подростками. Но, увы, происходит прерывание нравственных ориентиров, беспочвенные обвинения молодых людей в том, что они бездуховны, и агрессивны. В связи с этим, возрастает актуальность проблемы нравственного воспитания детей.
К ключевым направлениям, что нацелены на воспитание нравственных ценностей следует отнести такие направления, как процесс передачи культурных ценностей, привитие младшему поколению тех навыков, что являются необходимостью для восприятия и принятия наследия культуры. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом «Об образовании» В рамках ФГОС НОО приоритетной задачей для воспитателей, родителей и образовательным учреждением важной задачей является нравственное развитие ребенка, формирование достойного гражданина своей страны.
Разработкой проблем «нравственности», «морали» занимались многие исследователи: Р.Г. Апресян, Н.Г. Куприна, Д.Г. Левчук, С.Ф. Масленникова, К.С. Марьенко, М.И. Овсянников, К.Д. Ушинский. Изучением условий, факторов, закономерностей формирования нравственной культуры личности занимались многие отечественные и зарубежные ученые, а именно - Ж.Пиаже, Л.Кольберг, К.Гиллиган, Э.Хиггинс, С.Г. Якобсон С.Н. Карповая, Л.С. Выготский, Т.Н. Березина и многие другие.
Цель данного исследования - разработать и внедрить проект, направленный на формирование нравственных качеств младших школьников 4
в творческой деятельности.
Задачи исследования.
1. Изучить сущность процесса формирования нравственных качеств младших школьников
2. Выявить способы, приемы, формы работы по формированию нравственных качеств младших школьников в творческой деятельности
3. Провести практическую работу по формированию нравственных качеств младших школьников в творческой деятельности
4. Выполнить анализ эффективности проведенной работы по формированию нравственных качеств младших школьников в творческой деятельности.
Объект данного исследования - процесс формирования нравственных качеств младших школьников, предмет исследования - формирование нравственных качеств школьников в творческой деятельности.
Гипотеза исследования: Формирование нравственных качеств у учащихся будет эффективным, если педагог вовлекает их в процесс совместной внеурочной деятельности, а также: учитывает уровень сформированности нравственных качеств личности учащихся; реализует творческую деятельность как основу формирования нравственных ценностей у учащихся.
Методы исследования:
- выполнение анализа литературы в разделе социологии, философии, справочно-энциклопедическая литература, литература в сфере психологии и педагогики, литературы выполнение анализа ряда нормативно-программных документов по теме исследования.
- эмпирические (методы проведения бесед, осуществления наблюдений, метод выполнения обобщений, метод реализации анкетирования, метод реализации ряда анализов - количественного и качественного анализов.
База исследования - ГБОУ СОШ № 5, в исследовании принимали участие ученики 3- А класса, количество учащихся - 23 человека, классный руководитель, педагог-психолог школы.
Новизна исследования:
проведена практическая работа, направленная на формирование нравственных качеств учащихся в творческой деятельности.
Структура работы: в работу последовательно включен компонент введения, основной части (двух глав), заключения, списка использованных электронных источников и литературы

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Формирование такого аспекта как нравственность происходит на протяжении всей его жизни. Основы морального облика закладываются в раннем детстве, в дошкольном возрасте, затем нравственным чертам личности свойственно интенсивно развиваться, и формироваться в школьные годы.
К сожалению, добро, истина и красота постепенно перемещаются на периферию жизни, размываются такие понятия, как понятия долга, совести, справедливости, чести, нравственности.
Следовательно, целесообразной является реализация комплексного, системного подхода и программной формы организации нравственного воспитания детей и молодежи. С этой целью в России воплощается Концепция нравственного развития гражданина России.
Именно младший школьный возраст является таким периодом, когда происходит интенсивное развитие нравственных качеств ребенка. Процесс нравственного воспитания ребенка рассматривается в тесной связи с развитием всех психических процессов, а реализация процесса нравственного воспитания детей младшего школьного возраста наиболее полно происходит именно при реализации творческой внеурочной деятельности.
Имеется большое количество разнообразных форм творческой деятельности, а именно: проведение этических бесед, реализация творческих мастерских; организация экскурсий в музеи, театры; заочных экскурсий; фольклорных и поэтических праздников, театрализованных представлений; организация и проведение разнообразных читательских, зрительских, слушательских конференций, выставок, массовых праздников,
Для подтверждения всего вышеуказанного, нами была проведена экспериментальная деятельность, целью которой стало подтверждение гипотезы о том, что формирование нравственных качеств у учащихся будет эффективным, если педагог вовлекает их в процесс совместной внеурочной деятельности, а также учитывает уровень сформированности нравственных качеств личности учащихся; реализует внеурочную деятельность как основу формирования нравственных ценностей у учащихся.
Изначально, получив данные после предварительной диагностики, и проведя сравнительны анализ двух групп - экспериментальной и контрольной, выявили, что 20% учащихся ЭГ - 2 человека - 5 человек владеют высочайшим уровнем развития нравственных качеств, 53 - большая часть учащихся - на среднем, и 27% личностей - 4 человека на низком.
Что касается КГ, то там 25% - 3 человека пребывают на высоком уровне развития нравственных качеств, 55% - большая часть учащихся 6 человек - на среднем, и 20% учеников - 3 человека на низком.
Следовательно, будет организовано проведение формирующего эксперимента по развитию нравственных качеств с учениками ЭГ.
Далее нами был разработан и проведен проект, направленный на развитие нравственных качеств учащихся «Ценим жизнь». Задачи проекта - воспитание нравственных качеств, толерантности, любви к творчеству, патриотизма в творческой деятельности. В рамках проведения проекта использовали следующие формы организации работы - массовая, групповая, индивидуальная, было проведено внеклассное мероприятие «Дружба и что мешает нам дружить», мероприятие «Доброта спасет мир», было проведено мероприятие «Помоги ближнему», в рамках которого учащиеся ездили в приют, и знакомились с питомцами, также в мероприятии участвовали и родители.
Так, после реализации экспериментальной деятельности, полученные данные являются следующими:
30% учащихся ЭГ - 4 человека - 5 человек пребывают на высоком уровне развития нравственных качеств, 60% - большая часть учащихся - 6 человек после проведения работы - на среднем, и только 10% учеников - 1 человек на низком.
Что касается КГ, то там результаты остались фактически прежними - 30% - 4 человека пребывают на высоком уровне развития нравственных качеств, 55% - большая часть учащихся 6 человек - на среднем, и 15% учеников - 2 человека на низком, что подтверждает, что проведенная работа была эффективной.
Посредством процесса нравственного воспитания, возможно увеличить воспитательный эффект других категорий воспитания - по той причине, что происходит становление базовых оценок и понятий, моральных чувств, эстетической отзывчивости.



1. Апресян Р.Г. Нравственность. Новая философская энциклопедия. М.: Мысль. 2008. № 3. С. 22-30.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Педагогика, 2003. 128 с.
3. Ариарский М. А. Социально-культурная деятельность как
предмет научного осмысления. СПб.: Концерт, 2008. 791 с.
4. Беляева В. А. Теория и практика нравственного становления и развития учителя в советской и православной педагогической культуре: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М.: АСТ, 2009. 28 с.
5. Березина Т.Н. Развитие способностей как гуманистическая составляющая образования. AlmaMater. М.: Вестник высшей школы. 2009. Вып. 7. С. 12-34.
6. Большой психологический словарь. Сост. и общ.ред. Б.Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. Санкт-Петербург: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2007. 632 с.
7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности М.: Педагогика, 2014. 351 с.
8. Бореев, Ю.Б. Эстетика М.: Русь-Олимп: АСТ: Астрель, 2005. 829 с.
9. Буева Л.В. Духовность и проблемы нравственной культуры. Вопросы философии. 1996. № 2. С. 5 - 7.
10. Бунеев, Р.Н. Системный подход к формированию нравственной культуры личности школьника в свете стандартов нового поколения. Начальная школа плюс До и После. 2012. № 1. С. 1-4.
11. Вебер М. «Объективность» познания в области социальных наук и социальной практики. Культурология: XXI в.: антология. М.: Рось - Нова. 2017. № 32. С. 32-44.
12. Верзилин Н.М. Проблемы методики преподавания М.:
Просвещение, 2013. 108 с.
13. Власова Т. И. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников: Дис. ... д-ра пед. наук. Ростов н/Д., 1999. 66 с.
14. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. М.В. Гамезо. М.: Просвещение, 2014 446 с.
15. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы изучения психики ребенка М.: Наука, 2014. 233 с.
16. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т.2. М.: Наука, 2003. 409 с.
17. Выготский Л.С. Психология развития ребенка М.: Эксмо, 2012. 278 с.
18. Грибоедова Т. П. Педагогические условия подготовки учителя к духовно-нравственному развитию учащихся: Дис. ... канд. пед. наук. - Томск. 2009. 180 с.
19. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. М.: Владос, 2010. 233 с.
20. Григорьева Е. И. Современные технологии социально¬культурной деятельности Тамбов: бизнес-наука-общество. 2013. 284 с.
21. Г алицкая, И. А. Понятие «духовно - нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике. Педагогика. 2009. №10. С. З6- 46.
22. Гладких, Л. П. Учебная программа курса «Основы православной культуры» (начальная и основная школы). Самара, ГОУ СИПКРО, 2008. 154 с.
23. Добринская, Е.Л., Соколов Э.И. Свободное время и развитие личности. Спб.: Наука, 2008. 167 с.
24. Занков, Л.В. Избранные психологические труды. М.: Наука, 2009. 177 с.
25. Запорожец, И.Д. Воспитание эмоций и чувств у школьника. М.: Наука, 2005. 186с.
26. Игнатьева, Е.Е. Духовно - нравственное воспитание школьников. Воспитание школьников. 2010. №9. С.8 - 11.
27. Казакова, Т.Г. Развивайте у детей творчество. М.: Просвещение, 2005. 202 с.
28. Любимов, Л. Л. О концепции нравственного воспитания в школе. Психологическая наука и образование. 2010. № 2. С. 109-124.
29. Люблинская, А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 2007. 265 с.
30. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 2014. 437 с.
31. Немов, Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. пед. учеб.заведений: В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии Р.С. Немов. М.: Педагогика, 2015. 190 с.
32. Планируемые результаты начального общего образования. Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. 2-е изд. М.: Просвещение, 2010. 56 с.
33. Пидкасистый, П.И. Педагогика. Учебн. пособ.для студентов. М.: Наука, 2011. 342 с.
34. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: учеб.пособие для вузов. СПб.: Питер, 2008. 712 с.
35. Столяренко, В.А. Педагогическая психология. Минск: НовПресс, 2007. 288 с.
36. Тамберг, Ю.Г. Как научить ребенка думать: учебное пособие для учителей, воспитателей и родителей. СПб.: Речь, 2005. 177 с.
37. Фокина, Т.В. Программа художественно-эстетического развития. Дошкольное воспитание. М.: Педагогика, 2009. Вып. 1.С.35-38.
38. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 2009. 294 с.
39. Ястребова, А.В., Спирова, Л.Ф. Учителю о детях. М.: Просвещение, 2006. 258 с.
40. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция нравственного воспитания российских школьников [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://iro.sakha.ru/files/(дата обращения - 05.03.2019)
41. Об образовании в РФ [Электронный ресурс]: Федеральный Закон Росс. Федерации от 29.12.2012. - № 273. ФЗ. Доступ из справ. - правовой системы «Консультант Плюс» Режим доступа: http://nsportal. gov.ru. (дата обращения - 07.03.2019)
42. Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс] Режим доступа: http://nsportal.ru. (дата обращения - 05.03.2019)
43. Педагогическая страничка. Опыт педагогов [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.ug.ru/method_article/260(дата обращения
- 24.03.2019)
44. Проектирование урока с позиции формирования универсальных
учебных действий» [Электронный ресурс]- Режим доступа:
http://www.ug.ru/method_article/260(дата обращения - 21.03.2019).
45. Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс] Режим доступа: http://nsportal.ru. (дата обращения - 24.03.2019).
46. Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс] Режим доступа: http://nsportal.ru. (дата обращения - 12.03.2019).
47. Школа России. Сайт для учителей. Методические разработки [Электронный ресурс] http://www.prosv.ru/umk/schola rossii/2015 (дата обращения - 24.03.2019)
48. Журнал «Начальная школа». Методические разработки, статьи педагогов [Электронный ресурс] http://n-shkola.ru/(дата обращения - 20.03.2019).
49. Федеральный Государственный образовательный стандарт. - [Электронный ресурс] Режим доступа: http://standart.edu.ru/(дата обращения
— 20.03.2019).
50. Федеральный Государственный образовательный стандарт. - [Электронный ресурс] Режим доступа: http://standart.edu.ru/(дата обращения — 10.03.2019).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ