Актуальность исследования. Современный этап развития человечества, несомненно, является переломной эпохой в истории. Многие тенденции на-стоящего свидетельствуют о его переходном характере. На рубеже веков остро обозначился ряд проблем, от решения которых зависит будущее всего мира. Наращивание процесса глобализации ведет к «сжиманию» мира во времени и пространстве, превращению национальных границ в условности, формированию «гибридной» культуры. Современные тенденции социального развития все больше подтверждают прогноз о «пределах роста» цивилизации и человека, данный в 1972 году представителями Римского клуба. На данном историческом этапе наблюдается рост угрозы человечеству в связи углублением глобальных проблем, которые охватывают экономическую, социальную, политическую, эстетическую и этическую жизнь человека (экологический, демографический кризис, военная и террористическая угроза, трансформация норм морали и нравственности и т.д.). Вопросы стратегий и перспектив развития человечества требуют серьезного теоретического осмысления.
Проблема рациональной идентификации направленности развития общества актуальна и для России. Перед нашей страной стоит задача выработки национальной идеологии и поиска основ возрождения российского общества, опираться при этом можно на русскую философскую традицию, оригинальность и глубина мысли которой несомненна. Предметом нашего интереса стала русская социальная философия второй половины XIX века. Данный период также являлся переломной эпохой в истории страны, временем глубоких структурных перемен во всех сферах российского общества. Как и в наше время, тогда шел поиск путей развития страны, активно обсуждалась и решалась проблема сущности исторического процесса. При этом данную тематику разрабатывали представители различных философских и социологических направлений, то есть складывались различные методологические подходы исследования направленности развития общества. На наш взгляд, необходимо изучить именно методологические основы теоретических взглядов русских философов второй половины XIX века на направленность социального развития, раскрыть собственные национальные традиции в решении данной проблемы. Это важно как с практической, так и теоретической точки зрения. В данный момент назрела необходимость представить русскую философию в качестве целостного культурного феномена. Если в советской науке под отечественной философией понималось в большинстве своем только социал-демократическое и марксистское направления, то в постсоветское время русская философия стала отождествляться только с ее религиозным течением. Этот подход, на наш взгляд, ошибочен, он обедняет наследие российской культуры, не позволяет представить русскую философию как национальное явление, берущее истоки в специфике исторического бытия страны, ее историко-культурного наследия. В настоящее время все больше утверждается тенденция к всестороннему объективному анализу феномена русской философии. В данной работе также сделана попытка целостного представления отечественной социально-философской мысли.
Выбор данного исторического периода обусловлен его важностью в развитии русской философии. Именно во второй половине XIX века последняя оформляется как специфический культурный феномен. К середине XIX века относится начало формирования русской интеллигенции нового качества, как особого социального слоя, мыслящего, творчески активного, создаются философские школы и направления, значительно увеличивается объем философской продукции, публикуются сотни книг и брошюр, тысячи статей философского содержания. Именно в рассматриваемый нами период были заложены теоретические основы русской социальной философии, которые мы и попытались про-анализировать в данной работе.
Исследование проводилось на основании изучения таких направлений отечественной философской мысли второй половины XIX века, как марксизм, субъективная школа социологии, религиозно-идеалистическая философия, культурологическая концепция. Для изучения методологических взглядов на направленность развития общества выбраны наиболее известные представители данных направлений - П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский, Г. В. Плеханов, В. С. Соловьев, Н. Я. Данилевский, чья научно-философская деятельность приходится на вторую половину XIX века.
Степень научной разработанности темы. Специальных исследований, посвященных проблеме направленности развития общества в русской философии, недостаточно. Данная тематика в той или иной мере затрагивается в моно-графиях, исследующих историю общественно-политической мысли России второй половины XIX века. Среди них можно назвать работы Р. В. Иванова- Разумника, П. А. Сорокина, Ю. С. Пивоварова. Иванов-Разумник проанализировал развитие общественной мысли России через призму становления и укоренения в ней идеологии индивидуализма, что указывает на поворот русской философии к субъекту как важнейшему элементу бытия. Автор обратил внимание на социально-экономические, культурные и политические условия того времени, в контексте которых формировались теоретические взгляды русской интеллигенции. Сорокин посвятил один из разделов своей работы анализу и критике субъективной школы социологии и теории критически мыслящих личностей П. Лаврова. Ю. Пивоваров объединил очерки о таких мыслителях, как Карамзин, Ильин, Сперанский, Данилевский и др.
Философско-исторические концепции отечественных философов и историков второй половины XIX века рассматривались в учебных пособиях И. Н. Сиземской, Л. И. Новиковой, М. Д. Головятинской в данных работах, наряду с другими отечественными мыслителями, анализировались взгляды на сущность исторического процесса, критерии прогресса, идеалы будущего, на место России в мировом процессе историков и философов второй половины XIX века. Но здесь не делалось каких-либо обобщающих выводов. Данная проблема также является предметом статьи Л. Новиковой и И. Сиземской «Парадигма русской философии истории». Авторы выделяют в русской философии XIX века позитивно-реалистическое направление (Лавров, Кареев, Михайловский), опиравшееся на западноевропейские теории прогресса; парадигму историософии В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева и др., в основе которой лежит идея эсхатологичности истории; теорию культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского и К. Н. Леонтьева, лежащую на стыке славянофильской и герценовской концепций, последнюю они обозначают как «организмическую» теорию.
Вопросы развития русской историософии анализировались в монографии Л. Е. Шапошникова, работа последнего представляет интерес в связи с анализом историософии В. С. Соловьева.
В условиях наличия минимального количества обобщающих работ, посвященных русской философии истории второй половины XIX века, исследование построено на изучении работ, где рассматриваются отдельные философские направления рассматриваемого периода. Так, при рассмотрении теории прогресса субъективной школы социологии использовались работы В. В. Блохина, В. В. Богатова, Э. С. Виленской, А. А. Галактионова и П. Ф. Никандрова А. П. Казакова, В. А. Малинина, И. Я. Щипанова. Они позволили нам вы-явить основные компоненты теории прогресса Лаврова и Михайловского: формулу прогресса, его движущие силы, причины и условия прогрессивной динамики, цели общественного развития. В качестве методологических основ теории прогресса народников в данных работах называются антропологизм, эволюционизм, позитивизм.
Концепция исторического прогресса Г. В. Плеханова отражена в трудах А. С. Бережанского, М. Т. Иовчука, В. А. Фоминой, Б. А. Чагина и И. Н. Курбатовой. Данные авторы обращали внимание на вклад Плеханова в развитие теории исторического материализма, на разработку им аспектов соотношения базиса и надстройки в процессе социальной динамики, а также проблемы роли личности в истории.
Проблемы философии истории В. С. Соловьева рассматривались в работах В. Ф. Асмуса, А. Ф. Лосева, А. Мацейны, В. Сербиненко. Авторы данных работ акцентировали внимание на теократической концепции Соловьева как цели истории, идее всеединства как теоретической основы всех разделов его философии, указывали на эволюцию взглядов мыслителя на перспективы исторического процесса, отраженную в его последней книге «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории», а также определяли нравственность в качестве критерия развития общества в теории Соловьева.
Методологические аспекты теории культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского анализировались в исследованиях Л. Р. Авдеевой, С. И. Бажова, Б. П. Балуева, А. Н. Аринина и В. М. Михеева, Г. Д. Чеснокова. Данной проблеме посвящен также ряд научных статей А. А. Галактионова, В. А. Грубина, Н. Нугмановой, Н. Сербенко и А. Соколова, Л. Шкляра и А. Штоквиша. Представленные источники позволили нам определить некоторые аспекты теории культурно-исторических типов: понятие «культурно-исторический тип», законы его развития, сущность кризиса культуры в теории Данилевского. Авторы определили в качестве методологических основ его концепции органицизм, религиозное мировоззрение и метод аналогии.
Непосредственное отношение к философии истории имеют вопросы методологии исторической науки. Эти аспекты разработаны в работах Н. М. Дорошенко, О. А. Останиной, где рассматривались взгляды русских философов и историков на специфику методологии анализа исторического процесса, периодизацию истории, формы и методы исторического познания, статус исторического познания, а также понимание категорий исторического бытия и времени в русской философии.
Таким образом, в имеющейся литературе в основном рассматриваются философско-исторические взгляды русских философов отдельных направлений. Проблема специфики методологии русской социальной философии обычно затрагивается в связи с общей характеристикой особенностей русской философии. Среди таких характеристик в литературе называются следующие: повышенный интерес к истории, поиску ее смысла и сущности; сконцентрированность на этической проблематике, объединение теоретической истины и нравственного опыта в социальном познании; интерес к субъекту как центру бытия; вопросы исторической судьбы России (национальная идея).
Среди последних диссертационных исследований интерес для нашей темы представляет труд Е. В. Винокуровой «Теория социального прогресса в российской социологической мысли второй половины XIX - начала XX веков», где автор рассмотрела основные направления развития теорий социального прогресса в российской социологии. Автор выделила два методологических подхода к пониманию социального прогресса: эволюционизм и плюрализм. Нам представляется проблемным отнесение многих из рассмотренных мыслителей в лагерь теоретиков общественного прогресса, хотя бы потому, что многие из них скептически относились к данному понятию. Поэтому в своем исследовании мы ставим проблему более широко - мы исследуем не столько теорию прогресса, сколько проблему направленности исторического процесса в целом, что, на наш взгляд, более полно позволяет представить методологическую сущность теорий общественного развития в русской философии второй половины XIX века.
Таким образом, существует необходимость проанализировать теории общественного развития, разработанные русскими философами второй половины XIX века, определить существенные методологические черты, составляющие специфику отечественной мысли.
Цель и задачи исследования Целью данного исследования является изучение методологических аспектов теорий общественного развития и направленности исторического процесса русской философии второй половины XIX века.
Задачи: 1) выявить основные методологические подходы к решению проблемы направленности развития общества, имевшие место в русской философии второй половины XIX века, показать их специфику;
2) сравнить способы решения проблемы направленности развития общества, разработанные в русской философии указанного периода;
3) показать взаимосвязь между отечественными социально¬
философскими теориями и социокультурным контекстом эпохи;
4) исследовать влияние методологических идей рассматриваемых направлений на развитие социальной философии России в ХХ веке;
5) определить актуальность методологических идей русской социальной философии второй половины XIX века для современного этапа теоретического поиска решения проблемы направленности развития общества.
Теоретико-методологические основания диссертации составляют общенаучные принципы познания - структурности, системности, целостности (социальная философия России рассматривается как единый социокультурный феномен), а также методы - анализ и синтез, сравнение и аналогия, интерпретация. Автор опирается на метод историзма, рассматривая методологию проблемы направленности истории в развитии, в контексте ее оригинальности и связи с европейской философией, что позволяет определять русскую социальную философию как часть мировой и выявлять актуальность ее подходов. Данный метод применяется и для обнаружения взаимосвязи между творчеством рассматриваемых философов и социально-культурным контекстом того времени, и в прослеживании влияния определенных методологических идей на формирование теорий общественного развития в русской философии ХХ века.
Одним из основных в работе является метод историко-философской компаративистики, включающий в себя сравнительно-исторический анализ философско-методологических подходов к решению проблемы направленности развития общества, выделении их общих и особенных моментов, что позволяет говорить о существовании ведущих тенденций в развитии русской социальной философии. Историко-философский характер работы обусловливает применение герменевтического метода (переход от целого к части и от части к целому, расширение единства смысла самого текста), заключающегося в текстологическом анализе произведений отечественных философов второй половины XIX века, опирающемся на общее представление о специфике философского дискурса в рассматриваемую эпоху. Текстовый анализ базируется на вычленении из структуры источника ключевых выражений, основных терминов и понятий, касающихся изучаемой проблемы; идея текста выявляется путем анализа его содержания.
Для изучения методологических аспектов теорий общественного развития используется подход В. Ф. Эрна, который утверждал ряд составляющих методологии теории прогресса: ими являются ответы на три вопроса - что прогрессирует, кто прогрессирует и как прогрессирует? Первый вопрос должен определять качественную сторону развития, второй - субъекта прогресса, третий - объективную основу прогресса, а также то, какими путями он осуществляется. В контексте заявленной темы исследования к данному подходу мы добавляем еще один вопрос - в каком направлении прогрессирует?
В целом автор придерживается принципа единства научной объективности и конкретно-исторического подхода.
Научная новизна результатов работы определяется сформулированными целями и задачами и заключается в следующем:
• предпринята попытка создания обобщающего труда, где проанализирована проблема направленности развития общества в трудах русских философов второй половины XIX века и ее методологические аспекты, выявлена их социо-культурная обусловленность, а также собственные философские традиции в данной области философско-социологического знания;
• прослежено определенное влияние теорий общественного развития отечественных философов второй половины XIX века на социальную философию первой четверти XX века;
• раскрыто значение субъективного метода Н. К. Михайловского как специфического способа социально-исторического познания, который включает в себя категорию «сочувственного опыта» и с помощью таких методов, как переживание, вживание, вчувствование, является важным элементом ценностно-смыслового познания;
• предложен объективный анализ исторического материализма в трактовке Г. В. Плеханова;
• актуализированы некоторые идеи социальной философии второй половины XIX века, показана их значимость для современной науки (такие как идея сохранения самобытности культуры Н. Данилевского; утверждение тенденции ускорения развития производительных сил и влияние этого процесса на общественный прогресс; актуализация проблемы взаимосвязи развития общества и окружающей среды (Плеханов); антропоцентричность теорий общественного развития; требование повышения уровня нравственности в ходе исторического процесса (Соловьев).
Источники и теоретическая база исследования. В диссертационном исследовании использованы работы Н. Я. Данилевского, П. Л. Лаврова, Н. К. Михайловского, Г. В. Плеханова, В. С. Соловьева, работы русских философов первой трети XX века Р. В. Иванова-Разумника, П. А. Сорокина, Н. А. Бердяе¬ва, П. И. Новгородцева, С. Л. Франка, В. Ф. Эрна, Л. И. Карсавина, работы современных отечественных ученых, таких как Л. Е. Шапошников, Н. М. Дорошенко, Ю. С. Пивоваров, И. Н. Сиземская, Л. Новикова, А. А. Галактионов и др., основные идеи которых составили теоретическую базу исследования, а также труды по истории русской философии Н. О. Лосского, А. Ф. Замалеева, И. И. Евлампиева, В. В. Зеньковского.
Теоретическое значение исследования. Результаты работы способствуют разъяснению специфики методологических подходов к анализу проблемы направленности развития общества, разработанных в русской философии второй половины XIX века, формированию целостного восприятия феномена русской социальной философии, существовавшей в особом социокультурном контексте, а также расширению и уточнению представлений об особенностях развития отечественной философии.
Практическое значение исследования. Материалы диссертации могут быть использованы в лекционных занятиях и спецкурсах по истории отечественной философии, методологии исторического познания, русской социальной философии и социологии, а также для подготовки учебных пособий.
Апробация работы. Основные теоретические положения обсуждались на практических семинарах кафедры социальных и гуманитарных наук Кировской государственной медицинской академии, заслушивались в виде докладов на научно-практических конференциях в КГМА и Кировском филиале Московского гуманитарно-экономического института. Публиковались отдельные статьи в сборниках кировских вузов, а также депонирована статья в ИНИОН РАН (от 15. 01. 2004 г. № 58486).
Диссертация была обсуждена на кафедре философии и социологии социально-гуманитарного факультета Вятского государственного гуманитарного университета и рекомендована к защите.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав (первая глава содержит три параграфа, вторая и третья - по два параграфа в каждой), заключения, списка литературы, включающего 156 источников. Объем диссертации 189 страниц.
1. Семено Н. С. Теория прогресса В. Ф. Эрна в условиях информационного общества // Проблемы русской философии на фоне информационной глобализации. Материалы городской научной конференции преподавателей гуманитарных наук вузов г. Кирова. 5 декабря 2001 г. Киров: МГЭИ, 2002. С. 19 - 23. 0,25 п. л.
2. Семено Н. С. «Критически мыслящая личность» как движущая сила прогресса в философии П. Л. Лаврова // Сознание - мировоззрение - мышление: Сборник научных статей. Вып. 7. Киров: Изд-во ВГГУ, 2002. С. 7 - 8. 0,2 п. л.
3. Семено Н. С. Исторические и теоретические основы формирования субъективной школы в русской социологии второй половины XIX века // Молодежь и медицинская наука в XXI веке: Материалы УШ-ой итоговой открытой научно-практической конференции молодых ученых и студентов с международным участием. Киров, 2003. С. 141 - 142. 0,1 п. л.
4. Семено Н. С. Субъективная социология Н. К. Михайловского в оценке Н. А. Бердяева: (К вопросу о месте и роли субъективной школы в истории русской социально-философской мысли) / Вятский государственный гуманитарный университет. Киров, 2003. 22 с. Деп. в ИНИОН РАН. 15.01.2004. № 58486. 1,4 п. л.
5. Семено Н. С. Проблема влияния географической среды на социально-экономическое развитие общества в работах Г. В. Плеханова // Вестник филиала ВЗФЭИ в г. Кирове. Киров, КФ ВЗФЭИ, 2004. С. 58 - 62. 0,25 п. л.
6. Семено Н. С. «Развитие» и «прогресс» как философские категории в учении В. С. Соловьева // Сознание - мировоззрение - мышление. Сборник научных статей. Вып. 8. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2004. С. 82 - 87. 0,3 п. л.
7. Семено Н. С. Идея сохранения самобытности культуры Н. Я. Данилевского в контексте процесса глобализации // Вятский медицинский вестник. Специальный выпуск. Материалы IX итоговой научно-практической конференции студентов и молодых ученых с международным участием «Молодежь и медицинская наука в XXI веке». № 1. 2005. Киров, 2005. С. 82. 0,1 п. л.
8. Семено Н. С. Русская философия второй половины XIX века о направленности развития общества // Вестник филиала ВЗФЭИ в г. Кирове. Киров, КФ ВЗФЭИ, 2005. С. 64 - 69. 0,4 п. л.