Актуальность исследования. Феномен толерантности на современном этапе развития общества стал предметом широкого круга научных исследований и приобрел междисциплинарный и межкультурный характер. Особый интерес толерантность вызывает как некий регуляторный механизм взаимоотношений в социуме, что объясняется преобразованиями в политической, экономической, культурной жизни России, которые в свою очередь обусловили возникновение относительно новых социально-психологических, нравственно-правовых, национально-религиозных условий деятельности общества и межличностных отношений в нем.
Реформирование системы образования, провозглашение принципов гуманизма, индивидуализации обучения, личностного развития обратили внимание исследователей на изучение феномена толерантности в педагогическом аспекте.
Толерантность в контексте профессионального взаимодействия педагога и обучаемых определяет возможности личностного саморазвития субъектов учебного процесса, активное усвоение различных способов познавательной деятельности, открытость новым образовательным возможностям. Педагог является одной из ключевых фигур в реализации декларируемого подхода. В силу объективных причин он не только осуществляет передачу знаний, формирование умений и навыков, но и оказывает психологическое воздействие на развитие обучаемых. В межличностном общении особую роль приобретает его личность, в связи с этим объектом пристального внимания становятся индивидуально-психологические особенности личности педагога, способствующие созданию атмосферы открытости и доверия, толерантному поведению в педагогическом взаимодействии.
По мнению современных ученых, толерантность - сложный психологический конструкт, и его развитие начинается с раннего детства. Значение и специфика профессиональной подготовки будущих педагогов заключается в том, что в процессе обучения возможно сформировать именно те компоненты толерантности, которые способствуют организации образовательного пространства в аспекте изучаемой проблемы. Исследования в данном направлении актуальны, поскольку образование, как одна из важнейших сфер человеческой жизни, стремится соответствовать современным тенденциям и предвосхищать востребованность общества в формировании толерантного сознания.
Таким образом, обращение к данной проблеме обусловлено наличием глубоких противоречий между потребностью системы образования и общества в целом в реализации педагогами принципа толерантности на практике, с одной стороны, и недостаточной теоретической и методической разработанностью вопросов ее комплексного исследования - с другой. Изучение психологических особенностей проявления толерантности педагогами и студентами позволит не только сформировать определенные представления об этом конструкте в контексте профессии, выявить возможности, условия и способы формирования толерантности на этапе профессиональной подготовки будущих педагогов, но и рассмотреть ее специфику с позиции двухстороннего педагогического взаимодействия. В связи с этим мы обращаемся к изучению толерантности у субъектов образовательного процесса с целью определения ее содержательных характеристик, что является одним из оснований для разработки и реализации коррекционно-развивающих программ.
Объект исследования - феномен толерантности в педагогическом взаимодействии.
Предмет исследования - условия, определяющие формирование толерантности педагога как комплексного психологического феномена.
Цель исследования - изучение особенностей проявления и условий формирования толерантности в педагогическом взаимодействии.
В качестве гипотезы исследования выдвинуты следующие предположения:
• толерантность - сложный комплексный феномен, включающий в себя поведенческий, эмоциональный, когнитивный, личностный компоненты, и психофизиологические предпосылки;
• феномен толерантности характеризуется своеобразием выраженности и сопряженности компонентов у педагогов и студентов, выступающих в роли субъектов педагогического взаимодействия;
• использование психологических методов, технологий, техник, в частности диагностирующего семинара-тренинга на этапе профессиональной подготовки будущих педагогов, способствует созданию условий, посредством которых формируются навыки и умения толерантного поведения.
В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Систематизировать опыт исследований феномена толерантности зарубежными и отечественными психологами, на основании этого определить и операционализировать компонентный состав толерантности.
2. Выявить психологические особенности компонентов толерантности у студентов и педагогов профессиональной школы, как субъектов педагогического взаимодействия.
3. Исследовать условия формирования компонентов толерантности поведения у студентов в процессе профессиональной подготовки.
4. Изучить особенности и возможности формирования компонентов толерантности педагогов посредством диагностирующего семинара-тренинга.
Методологической и теоретической основой работы являются общенаучный методологический принцип системной организации психического (Б.Г. Ананьев, 1977; Б.Ф. Ломов, 1984; В.Д. Шадриков, 1982); концептуальные представления о закономерностях развития субъекта профессионализации (Р.В. Габдреев, 1999; Н.С. Глуханюк, 2000; Э.Ф. Зеер, 1998; Е.А. Климов, 1996; А.К. Маркова, 1996); теория толерантного сознания (А.Г. Асмолов, 1999). В качестве частного методологического основания выступают представления о компонентном составе толерантности (С.Л. Братченко, 2003; В.П. Комаров, О.В. Исаева, 2003; О.Б. Скрябина, 2000).
Методы и методики исследования. Для решения поставленных задач ис-пользовался комплекс методов: для организации исследования применен сравни-тельный метод поперечных срезов, формирующий эксперимент; для сбора данных - известные стандартизированные диагностические методики, метод экспертных оценок, измерение социальных установок посредством построения шкалы равнокажущихся интервалов Л. Терстоуна; для обработки результатов - методы математической статистики и качественного анализа данных.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1. Содержательный анализ феномена толерантности в контексте педагогического взаимодействия позволил выявить специфику выраженности компонентов толерантности в группах педагогов и студентов.
2. Теоретически и эмпирически подтверждена возможность формирования, развития и коррекции толерантности у субъектов образовательного процесса профессиональной школы.
3. Изучены возможности формирования навыков и умений толерантного поведения в условиях педагогического взаимодействия на этапе профессиональной подготовки.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что данное исследование вносит вклад в обогащение представлений о толерантности как регуляторе педагогического взаимодействия и возможностях, условиях ее формирования.
Практическая значимость работы заключается в том, что в результате формирующего эксперимента разработан и апробирован комплекс психологических методов, способствующих созданию условий для формирования толерантности как многокомпонентного феномена в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов.
По результатам проведенных исследований разработан курс «Психолого-педагогические основы толерантности», он внедрен в учебный план подготовки студентов всех форм обучения по специальности 050706 Педагогика и психология (031000), который реализуется у студентов заочного отделения в форме диагностирующего семинара-тренинга.
Апробация результатов исследования. Основные положения по проблеме исследования были обсуждены и одобрены на международных научных конференциях «Ломоносов - 2005» (Москва, 2005), «Личностно-развивающее профессиональное образование» (Екатеринбург, 2005); российских конференциях «Личностно ориентированное профессиональное образование» (Екатеринбург, 2003, 2004), «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании» (Екатеринбург, 2004, 2005).
По теме исследования опубликовано 7 работ.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Толерантность - сложный комплексный феномен, который включает в свой состав личностный, эмоциональный, когнитивный, поведенческий компоненты, психофизиологические предпосылки, обладает динамичными характеристиками и содержательными отличиями у субъектов педагогического взаимодействия.
2. В рамках профессиональной подготовки студентов, вне зависимости от дисциплины и курса, использование психологических методов, техник и способов обучения в процессе педагогического взаимодействия способствует созданию условий для формирования, развития и коррекции навыков и умений толерантного поведения личности.
3. Диагностирующий семинар-тренинг обеспечивает создание условий педагогического взаимодействия, которые оказывают стимулирующее воздействие на когнитивный и поведенческий компонент толерантности.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, списка литературы и приложений, изложена на 170 страницах машинописного текста, содержит 27 таблиц, 8 рисунков; библиографический список включает 191 наименование, из них 13 на иностранных языках.
Работа продолжает направление исследований феномена толерантности, проводимых Институтом психологии Российского государственного профессионально-педагогического университета (Екатеринбург).
1. На основе систематизации опыта исследований феномена толерантности в эволюционно-историческом, философском и психологическом аспектах было установлено следующее:
• толерантность - сложный комплексный феномен, который рассматривается в различных аспектах и понимается как принятие индивидуальности другого человека и собственной личности, умение понимать эмоциональные со-стояния людей, стремление к диалогу и сотрудничеству во взаимодействии, отказ от доминирования и насилия;
• структура этого психологического конструкта состоит из психофизиологических предпосылок и личностного, когнитивного, поведенческого, эмоционального компонентов, которые при создании определенных условий педагогического взаимодействия развиваются и формируются.
2. Выявлена специфика выраженности компонентов толерантности относительно выполнения профессиональной деятельности или подготовки к ней. Наиболее подвержены изменениям показатели когнитивного, поведенческого компонентов и психофизиологические предпосылки, наименее - личностный и эмоциональный.
3. Установлено своеобразие взаимосвязей показателей компонентов толерантности у педагогов и студентов, а также обнаружена факторная структура толерантности в группе педагогов, которая включает в себя принятие других людей, самопринятие, эмоциональную восприимчивость, адаптивность и физиологические предпосылки.
4. Использование психологических методов в процессе профессиональной подготовки педагогов вне зависимости от изучаемых дисциплин и курса обучения способствует созданию специфических условий педагогического взаимодействия, в которых возможно формирование навыков и умений толерантного поведения личности.
5. Посредством диагностирующего семинара-тренинга доказана возможность воздействия на показатели когнитивного, поведенческого и эмоционального компонентов толерантности с целью формирования навыков и умений толерантного поведения педагогов.
6. На основании полученных результатов двух формирующих экспериментов скорректирована программа диагностирующего семинара-тренинга и активных методов обучения.
Результаты представленной работы продолжают исследования толерантности в контексте педагогического взаимодействия и открывают возможности ее формирования и развития в рамках профессиональной подготовки педагогов.
1. Шахматова О.Н., Шунина И.В. Психологические особенности личности педагога-фасилитатора // Ярмарка психологических инициатив: Материалы межрегион. научн.-практ. конф. студентов и аспирантов / Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2003. С. 102 - 104.
2. Шунина И.В. Теоретические основы феномена толерантности в контексте педагогического взаимодействия // Личностно ориентированное профессиональное образование: Материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. / Рос. гос. проф.- пед. ун-т. Екатеринбург, 2004. С. 62 - 67.
3. Шунина И.В. Толерантность в контексте педагогического взаимодействия // XII Междунар. науч. конф. студентов, аспирантов и мол. ученых «Ломоносов»: Материалы конф.: В 2 т. М., 2005. Т. 2. С. 404 - 405.
4. Бобкова А.А., Шведчикова А.Ю., Шунина И.В. Современные требования к личности педагога // Философия отечественного образования: история и современность: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. Пенза, 2005. С. 27 - 29.
5. Шахматова О.Н., Шунина И.В. Взаимосвязь самосознания с коммуникативной толерантностью педагога и их влияние на профессиональную деятельность // Инновационные технологии в педагогике и на производстве: Тез. докл. Х межрегион. науч.-практ. конф. мол. ученых и специалистов, Екатеринбург, 27 - 29 апр. 2004 г. / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2004. С. 90 - 93.
6. Шунина И.В. Особенности толерантного поведения педагога и возможности его формирования // Личностно развивающее профессиональное образование: Материалы V Междунар. науч.-практ. конф. / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2005. С. 180 - 182.
7. Шунина И.В. Педагогическая толерантность: постановка проблемы // Инновационные технологии в педагогике и на производстве: Тез. докл. Х1 меж-регион. науч.-практ. конф. мол. ученых и специалистов, Екатеринбург, 27 - 29 апр. 2005 г. / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2005. С. 113 - 116.