Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФЕНОМЕН ТОЛЕРАНТНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Работа №103443

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы24
Год сдачи2006
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПУБЛИКАЦИИ

Актуальность исследования. Феномен толерантности на современном этапе развития общества стал предметом широкого круга научных исследований и приобрел междисциплинарный и межкультурный характер. Особый интерес толерантность вызывает как некий регуляторный механизм взаимоотношений в социуме, что объясняется преобразованиями в политической, экономической, культурной жизни России, которые в свою очередь обусловили возникновение относительно новых социально-психологических, нравственно-правовых, национально-религиозных условий деятельности общества и межличностных отношений в нем.
Реформирование системы образования, провозглашение принципов гуманизма, индивидуализации обучения, личностного развития обратили внимание исследователей на изучение феномена толерантности в педагогическом аспекте.
Толерантность в контексте профессионального взаимодействия педагога и обучаемых определяет возможности личностного саморазвития субъектов учебного процесса, активное усвоение различных способов познавательной деятельности, открытость новым образовательным возможностям. Педагог является одной из ключевых фигур в реализации декларируемого подхода. В силу объективных причин он не только осуществляет передачу знаний, формирование умений и навыков, но и оказывает психологическое воздействие на развитие обучаемых. В межличностном общении особую роль приобретает его личность, в связи с этим объектом пристального внимания становятся индивидуально-психологические особенности личности педагога, способствующие созданию атмосферы открытости и доверия, толерантному поведению в педагогическом взаимодействии.
По мнению современных ученых, толерантность - сложный психологический конструкт, и его развитие начинается с раннего детства. Значение и специфика профессиональной подготовки будущих педагогов заключается в том, что в процессе обучения возможно сформировать именно те компоненты толерантности, которые способствуют организации образовательного пространства в аспекте изучаемой проблемы. Исследования в данном направлении актуальны, поскольку образование, как одна из важнейших сфер человеческой жизни, стремится соответствовать современным тенденциям и предвосхищать востребованность общества в формировании толерантного сознания.
Таким образом, обращение к данной проблеме обусловлено наличием глубоких противоречий между потребностью системы образования и общества в целом в реализации педагогами принципа толерантности на практике, с одной стороны, и недостаточной теоретической и методической разработанностью вопросов ее комплексного исследования - с другой. Изучение психологических особенностей проявления толерантности педагогами и студентами позволит не только сформировать определенные представления об этом конструкте в контексте профессии, выявить возможности, условия и способы формирования толерантности на этапе профессиональной подготовки будущих педагогов, но и рассмотреть ее специфику с позиции двухстороннего педагогического взаимодействия. В связи с этим мы обращаемся к изучению толерантности у субъектов образовательного процесса с целью определения ее содержательных характеристик, что является одним из оснований для разработки и реализации коррекционно-развивающих программ.
Объект исследования - феномен толерантности в педагогическом взаимодействии.
Предмет исследования - условия, определяющие формирование толерантности педагога как комплексного психологического феномена.
Цель исследования - изучение особенностей проявления и условий формирования толерантности в педагогическом взаимодействии.
В качестве гипотезы исследования выдвинуты следующие предположения:
• толерантность - сложный комплексный феномен, включающий в себя поведенческий, эмоциональный, когнитивный, личностный компоненты, и психофизиологические предпосылки;
• феномен толерантности характеризуется своеобразием выраженности и сопряженности компонентов у педагогов и студентов, выступающих в роли субъектов педагогического взаимодействия;
• использование психологических методов, технологий, техник, в частности диагностирующего семинара-тренинга на этапе профессиональной подготовки будущих педагогов, способствует созданию условий, посредством которых формируются навыки и умения толерантного поведения.
В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Систематизировать опыт исследований феномена толерантности зарубежными и отечественными психологами, на основании этого определить и операционализировать компонентный состав толерантности.
2. Выявить психологические особенности компонентов толерантности у студентов и педагогов профессиональной школы, как субъектов педагогического взаимодействия.
3. Исследовать условия формирования компонентов толерантности поведения у студентов в процессе профессиональной подготовки.
4. Изучить особенности и возможности формирования компонентов толерантности педагогов посредством диагностирующего семинара-тренинга.
Методологической и теоретической основой работы являются общенаучный методологический принцип системной организации психического (Б.Г. Ананьев, 1977; Б.Ф. Ломов, 1984; В.Д. Шадриков, 1982); концептуальные представления о закономерностях развития субъекта профессионализации (Р.В. Габдреев, 1999; Н.С. Глуханюк, 2000; Э.Ф. Зеер, 1998; Е.А. Климов, 1996; А.К. Маркова, 1996); теория толерантного сознания (А.Г. Асмолов, 1999). В качестве частного методологического основания выступают представления о компонентном составе толерантности (С.Л. Братченко, 2003; В.П. Комаров, О.В. Исаева, 2003; О.Б. Скрябина, 2000).
Методы и методики исследования. Для решения поставленных задач ис-пользовался комплекс методов: для организации исследования применен сравни-тельный метод поперечных срезов, формирующий эксперимент; для сбора данных - известные стандартизированные диагностические методики, метод экспертных оценок, измерение социальных установок посредством построения шкалы равнокажущихся интервалов Л. Терстоуна; для обработки результатов - методы математической статистики и качественного анализа данных.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1. Содержательный анализ феномена толерантности в контексте педагогического взаимодействия позволил выявить специфику выраженности компонентов толерантности в группах педагогов и студентов.
2. Теоретически и эмпирически подтверждена возможность формирования, развития и коррекции толерантности у субъектов образовательного процесса профессиональной школы.
3. Изучены возможности формирования навыков и умений толерантного поведения в условиях педагогического взаимодействия на этапе профессиональной подготовки.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что данное исследование вносит вклад в обогащение представлений о толерантности как регуляторе педагогического взаимодействия и возможностях, условиях ее формирования.
Практическая значимость работы заключается в том, что в результате формирующего эксперимента разработан и апробирован комплекс психологических методов, способствующих созданию условий для формирования толерантности как многокомпонентного феномена в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов.
По результатам проведенных исследований разработан курс «Психолого-педагогические основы толерантности», он внедрен в учебный план подготовки студентов всех форм обучения по специальности 050706 Педагогика и психология (031000), который реализуется у студентов заочного отделения в форме диагностирующего семинара-тренинга.
Апробация результатов исследования. Основные положения по проблеме исследования были обсуждены и одобрены на международных научных конференциях «Ломоносов - 2005» (Москва, 2005), «Личностно-развивающее профессиональное образование» (Екатеринбург, 2005); российских конференциях «Личностно ориентированное профессиональное образование» (Екатеринбург, 2003, 2004), «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании» (Екатеринбург, 2004, 2005).
По теме исследования опубликовано 7 работ.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Толерантность - сложный комплексный феномен, который включает в свой состав личностный, эмоциональный, когнитивный, поведенческий компоненты, психофизиологические предпосылки, обладает динамичными характеристиками и содержательными отличиями у субъектов педагогического взаимодействия.
2. В рамках профессиональной подготовки студентов, вне зависимости от дисциплины и курса, использование психологических методов, техник и способов обучения в процессе педагогического взаимодействия способствует созданию условий для формирования, развития и коррекции навыков и умений толерантного поведения личности.
3. Диагностирующий семинар-тренинг обеспечивает создание условий педагогического взаимодействия, которые оказывают стимулирующее воздействие на когнитивный и поведенческий компонент толерантности.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, списка литературы и приложений, изложена на 170 страницах машинописного текста, содержит 27 таблиц, 8 рисунков; библиографический список включает 191 наименование, из них 13 на иностранных языках.
Работа продолжает направление исследований феномена толерантности, проводимых Институтом психологии Российского государственного профессионально-педагогического университета (Екатеринбург).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. На основе систематизации опыта исследований феномена толерантности в эволюционно-историческом, философском и психологическом аспектах было установлено следующее:
• толерантность - сложный комплексный феномен, который рассматривается в различных аспектах и понимается как принятие индивидуальности другого человека и собственной личности, умение понимать эмоциональные со-стояния людей, стремление к диалогу и сотрудничеству во взаимодействии, отказ от доминирования и насилия;
• структура этого психологического конструкта состоит из психофизиологических предпосылок и личностного, когнитивного, поведенческого, эмоционального компонентов, которые при создании определенных условий педагогического взаимодействия развиваются и формируются.
2. Выявлена специфика выраженности компонентов толерантности относительно выполнения профессиональной деятельности или подготовки к ней. Наиболее подвержены изменениям показатели когнитивного, поведенческого компонентов и психофизиологические предпосылки, наименее - личностный и эмоциональный.
3. Установлено своеобразие взаимосвязей показателей компонентов толерантности у педагогов и студентов, а также обнаружена факторная структура толерантности в группе педагогов, которая включает в себя принятие других людей, самопринятие, эмоциональную восприимчивость, адаптивность и физиологические предпосылки.
4. Использование психологических методов в процессе профессиональной подготовки педагогов вне зависимости от изучаемых дисциплин и курса обучения способствует созданию специфических условий педагогического взаимодействия, в которых возможно формирование навыков и умений толерантного поведения личности.
5. Посредством диагностирующего семинара-тренинга доказана возможность воздействия на показатели когнитивного, поведенческого и эмоционального компонентов толерантности с целью формирования навыков и умений толерантного поведения педагогов.
6. На основании полученных результатов двух формирующих экспериментов скорректирована программа диагностирующего семинара-тренинга и активных методов обучения.
Результаты представленной работы продолжают исследования толерантности в контексте педагогического взаимодействия и открывают возможности ее формирования и развития в рамках профессиональной подготовки педагогов.



1. Шахматова О.Н., Шунина И.В. Психологические особенности личности педагога-фасилитатора // Ярмарка психологических инициатив: Материалы межрегион. научн.-практ. конф. студентов и аспирантов / Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2003. С. 102 - 104.
2. Шунина И.В. Теоретические основы феномена толерантности в контексте педагогического взаимодействия // Личностно ориентированное профессиональное образование: Материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. / Рос. гос. проф.- пед. ун-т. Екатеринбург, 2004. С. 62 - 67.
3. Шунина И.В. Толерантность в контексте педагогического взаимодействия // XII Междунар. науч. конф. студентов, аспирантов и мол. ученых «Ломоносов»: Материалы конф.: В 2 т. М., 2005. Т. 2. С. 404 - 405.
4. Бобкова А.А., Шведчикова А.Ю., Шунина И.В. Современные требования к личности педагога // Философия отечественного образования: история и современность: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. Пенза, 2005. С. 27 - 29.
5. Шахматова О.Н., Шунина И.В. Взаимосвязь самосознания с коммуникативной толерантностью педагога и их влияние на профессиональную деятельность // Инновационные технологии в педагогике и на производстве: Тез. докл. Х межрегион. науч.-практ. конф. мол. ученых и специалистов, Екатеринбург, 27 - 29 апр. 2004 г. / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2004. С. 90 - 93.
6. Шунина И.В. Особенности толерантного поведения педагога и возможности его формирования // Личностно развивающее профессиональное образование: Материалы V Междунар. науч.-практ. конф. / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2005. С. 180 - 182.
7. Шунина И.В. Педагогическая толерантность: постановка проблемы // Инновационные технологии в педагогике и на производстве: Тез. докл. Х1 меж-регион. науч.-практ. конф. мол. ученых и специалистов, Екатеринбург, 27 - 29 апр. 2005 г. / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2005. С. 113 - 116.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ