Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Обоснование онто-логического метода в философии Мартина Хайдеггера

Работа №103440

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

философия

Объем работы19
Год сдачи2006
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Общая характеристика работы
Основное содержание работы
Заключение
Публикации

Актуальность темы исследования. Во все исторические эпохи человек искал опоры, постоянного и твердого основания для своего бытия, оформляя свои поиски в теоретические конструкции, методические установки и реальные построения онтологического толка. Основанием такого типа, безусловно, может выступать бытие, с которым изначально связана проблематика западной мысли, прошедшая через эпохи интенсивного осмысления, провоцирующего онтологическое мышление, каждый раз с новой силой и остротой, раскрывать свои возможности. Осмысление этого базового для философской рефлексии понятия всегда актуально и остро. Не менее значимо в этом смысле исследование методической структуры и подходов, посредством которых вообще дается возможность открывать значение, смысл и опыт бытия.
Современная ситуация, изображающая человека в оторванности от каких бы то ни было оснований, в неясности его целей и ориентиров, погоне за сущим, вне его онтологических определенностей, выказывает актуальность освоения такого рода мышления, которое способно вернуть человечеству утраченные ориентиры. Показателен в этом смысле опыт мысли Мартина Хайдеггера, имеющий для современного философствования несомненное значение, и все еще требующий переосмысления и освоения тех структур, которые он выносит на рассмотрение.
Необходимо отметить, что на фоне достаточно высокого интереса к философии М. Хайдеггера, разработка методологии его философских построений весьма бедно представлена в отечественной историко-философской литературе, что в целом показывает необходимость и актуальность создания фундаментальных исследований, касающихся заявленной проблематики.
Актуальность темы данного диссертационного исследования заключается в обращении к проблеме метода в философии Мартина Хайдеггера в его четкой предметной и телеологической ориентации на бытие, как основание сущего, что имеет в современной ситуации несомненную практическую значимость.
Степень разработанности темы. Обзор литературы и теоретическая база исследования. Философия Хайдеггера, оказавшая влияние на собственно философию, общественные науки, эстетику, языкознание, историю, психологию, медицину (в особенности психотерапию), имеет несомненное значение для историко-философского осмысления. При этом, несмотря на обилие публикаций, посвященных Хайдеггеру, все еще не достигнуто общего взгляда на его воззрения, в частности, в отношении их цели и методической определенности.
В отечественной литературе есть общая тенденция на систематическое изложение философии Мартина Хайдеггера, где Хайдеггер, как правило, маркируется как экзистенциалист; большое значение уделяется философии «раннего Хайдеггера», ее феноменологическому истоку, а также трактовкам его воззрений в духе постмодернизма. Здесь можно отметить таких авторов как В.В. Бибихин, Р.М. Габитова, П.П. Гайденко, А.В. Михайлов, И.А.Михайлов, В.И. Молчанов, В.А. Подорога, А.М. Руткевич, К.А. Свасьян, С.Н. Ставцев, Э.Ю. Соловьев.
В зарубежной литературе основное внимание уделяется проработке ключевых понятий философии Хайдеггера, особенностям ее отношения к феноменологической философии, а также вопросам, связанным с ее политической отнесенностью. Здесь имеют значение такие авторы как Ф.-В.фон Херманн, Р. Рорти, К. Лёвит, Ф. Лаку-Лабарт, Ж. Деррида, П. Бурдье, Р. Волин, К.Ф. Гетманн, И. Гёрланд, В. Бретшнайдер, Т. Кларк, В.Д. Блэттнер, Й. Фритше.
Данное диссертационное исследование предполагает сопряженное рассмотрение предмета и метода философии Мартина Хайдеггера, поэтому обзор специальных исследований, касающихся данной проблематики, можно произвести подобным же образом.
С содержательной точки зрения предметом и целью философских построений М.Хайдеггера является бытие, что безусловно признается всеми исследователями и весьма однозначно маркируется самим М.Хайдеггером.
Среди исследователей достаточно большая группа придерживается мнения, что бытие, о котором говорит Хайдеггер в «Бытии и времени», остается бытием субъекта (сам «субъективизм» необходимо понимать здесь в самом общем смысле), и только в своем позднем творчестве Хайдеггер переходит к «внесубъективной» трактовке бытия. Здесь можно отметить таких авторов как К.Ф. Гетманн1, И. Гёрланд, Р. Рорти, Ю. Хабермас, Т. Брункхорст, К. Лёвит.
Существует группа исследователей, которые считают, что интерпретация бытия в философии Хайдеггера не может ограничиваться рамками субъекта и субъективизма, что последовательно развивается от ранней к поздней стадиям его философствования, и полностью разъясняется только в позднем творчестве. Здесь следует отметить таких авторов как Ф.В.фон Херрманн, В. Бретшнайдер.
В данной работе представляется точка зрения, что Хайдеггер, отталкиваясь от классического субъективизма новоевропейского толка, понятий «субстанция» и «экзистенция» в традиционном значении, формирует представление о многоуровневости структуры «субъекта» (в специфическом смысле Dasein) и его уникальности в отношении к бытию, что вообще показывает многослойность и сложность самой структуры бытия. Такая специфика хайдеггеровского «субъективизма» позволяет говорить о принципиальном преодолении самого отношения «субъект - объект» и их понятийной определенности в классической и традиционной дефиниции. Основным источником для данной части диссертационного исследования, как, впрочем, и всего исследования в целом, служит «Бытие и время». В этом смысле данную диссертацию можно считать своего рода интерпретацией основного сочинения М.Хайдеггера.
В отношении исследования метода философии М.Хайдеггера специальная литература не носит столь обширного характера, как в отношении ее предмета. Здесь необходимо отметить исследования К.Ф. Гетмана, Г.-Г. Гадамера, И.Р. Габдуллина, П.П. Гайденко, Е.В. Фалёва, Ю.Бохенского. Также Интернет публикации, среди которых особого внимания заслуживают работы М. Халла, Д.Д. Хейнса, Т. Шиана.
В этой группе исследований можно отметить в целом понимание метода М.Хайдеггера в качестве «онтологической герменевтики», которая формируется в столкновении с феноменологическим методом Э. Гуссерля и уже в рамках феноменологии развивается самостоятельно, как самобытный онто-герменевтический метод.
Для данного диссертационного исследования несомненную значимость имеет также историко-философское применение метода М.Хайдеггера, с целью прояснения чего здесь предпринимается обращение к античной, средневековой, новоевропейской и феноменологической философии. В этом контексте необходимо отметить таких авторов как Г.-Г. Гадамер, К. М. Мартини, В. Бимель и Р. Сафрански, сочинения которых во многом определили ход мысли автора диссертации.
Источниковой базой для данной части диссертационного исследования послужили «Бытие и время», «Что значит мыслить?», «Закон тождества», «Отрешенность», «Из разговора на проселочной дороге о мышлении», «О сущности истины», «Die Frage nach der Wahrheit»11М. Хайдеггера.
Объект и предмет исследования. Настоящее исследование сосредоточено на рассмотрении метода философии М.Хайдеггера. Основным предметом данного исследования является телеологическая направленность онто-логического метода, его специфика и структурная определенность.
Цель и задачи исследования. Базовой целью данного диссертационного исследования является прояснение специфики метода философствования Мартина Хайдеггера, исходя из положения, представляющего основной интерес его воззрений не в области теоретических построений, но в реальном обращении к живому опыту бытия.
Такой подход провоцирует, во-первых, к полаганию феноменологического метода в качестве отправной точки для определения специфики онто-логического метода его философских построений; во-вторых, исходя предварительно из того, что метод Хайдеггера не может быть маркирован однозначно в качестве феноменологического (методическая сторона философии М.Хайдеггера вообще не поддается однозначной оценке: так она может определяться как «своего рода феноменология», «особого рода герменевтика» или, при самом общем рассмотрении, специфическая «логика бытия»), к поиску «подлинных оснований» методологии Хайдеггера, которые обнаруживаются здесь в методических построениях Парменида, Платона, Майстера Экхарта Игнатия Лойолы и Эдмунда Гуссерля.
Данное диссертационное исследование, таким образом, в теоретическом смысле направлено на один из основных аспектов развития философствования Хайдеггера, который сосредоточен на моменте его столкновения с феноменологическим методом Эдмунда Гуссерля, а также его обращенности на мышление предшественников, положения которых по большей части заново открываются и формулируются современными философами. Этим задается также тематическое ограничение исследования.
Базовая цель данного диссертационного исследования разворачивается в следующие исследовательские задачи:
а) Метод М.Хайдеггера имеет четкую телеологическую определенность: мы пользуемся разного рода средствами для того, чтобы подойти к тому, что есть бытие. В связи с этим необходимо показать, что в аспекте методического исследования отношение сущего к бытию (которое вообще призвано обнаружить себя как основание онто-логического метода) должно открываться как отношение мышления к бытию.
б) Необходимо дать прояснение этого отношения , что должно быть достигнуто путем обнаружения для него исторического основания. В связи с этим необходимо дать интерпретацию философской поэмы Парменида и сопутствующий ей анализ понятия logos, который должен вскрыть сущностные моменты общей ориентации сущего на бытие.
c) Обоснование онто-логического метода философии М.Хайдеггера требует прояснения и определения отношения мышления к бытию из тождества мышления и бытия, что, в свою очередь, вызывает необходимость определения тождества и собственно отношения, требующего также сопутствующей дефиниции истины и ориентации на нее.
d) Для прояснение метода, который представляет философия М.Хайдеггера, необходимо также достигнуть определенности в связи с основными модусами мышления, в своей ориентации на бытие обретающего смысл отрешенности.
e) Для обоснования многоуровневости методического продвижения сущего к бытию необходимо определить понятия отрешенность и истина. С той же целью нужно поставить проблему различия, и подвергнуть анализу понятие различие во всем многообразии его смыслов.
f) Схватывание целого бытийных структур, которое в методологическом аспекте имеет значение финализма, требует определения значение a priori, что должно установить направленность сущего на бытие из направленности на самого себя. Таким образом, необходимо дать определение априори в значении базового момента онто-логического метода, а также подчеркнуть связанный с этим определением сущностный момент трансформации сущего.
д) С целью конкретизации в определении метода М.Хайдеггера необходимо дать компаративные характеристики методическим построениям Майстера Экхарта, Игнатия Лойолы и Эдмунда Гуссерля. В связи с чем, необходимо отметить также общую тенденцию философии Хайдеггера к преодолению субъект-объектной парадигмы философствования и субъективизма в целом.
Методологические основания исследования. Данное диссертационное исследование стремится обнаружить исходные положения для систематического изложения воззрений М. Хайдеггера, что раскрывается в аналитическом прояснении специфики его метода, исходя из тезы, представляющей основной интерес воззрений Хайдеггера не в области теоретических построений, но в реальном обращении к живому опыту бытия. Это достигается в применении нескольких общетеоретических методов, на что ориентирует также сама специфика историко-философского исследования.
Автор диссертации основывает проведение исследования на тщательном анализе и разборе текстов, поэтому в качестве основного методологического подхода данной работы необходимо отметить герменевтику.
Комплексный анализ источников в данной работе создает потребность применения метода компаративного анализа, который дополняется, и в какой-то мере обосновывается, общим рациональным подходом к, казалось бы, очевидным, но требующим прояснения и приведения в своем основании к ясности, представлениям в философии М.Хайдеггера, что позволяет говорить об использовании своего рода феноменологии.
Новизна и научная ценность исследования заключается в следующих положениях, раскрывающих специфику онто-логического метода Мартина Хайдеггера:
1. В диссертации «Обоснование онто-логического метода в философии Мартина Хайдеггера» показано, что онто-логический метод М.Хайдеггера открывает направленность сущего на бытие, и само движение к бытию методически основывается в модусе повседневности, из которого открывается многоуровневость сущего, предстающего в разных онтологических аспектах.
2. В диссертационном исследовании обосновывается, что «концентрация» и чистое внятие бытия становятся возможными из отграничения через полагание противоположности, что позволяет характеризовать его как своего рода диалектику, что, в свою очередь, определяет вписанность в представленную методическую структуру такого элемента как logos и, таким образом, вообще позволяет характеризовать этот метод как онто-логию.
3. В диссертации показано, что в отношении конкретной реализации метода М. Хайдеггера имеет безусловную значимость момент индивидуальности и самостоятельности, необходимо возникающий в постоянстве бытийных структур, что может быть обусловлено тем фактом, что основной интерес построений Хайдеггера сосредоточен не в области теоретических построений, но в реальном обращении к живому опыту бытия.
Также необходимо отметить, что в данной работе впервые в отечественной литературе производится компаративный анализ философии Мартина Хайдеггера с воззрениями Майстера Экхарта и Игнатия Лойолы.
Научно-практическая значимость исследования. Выводы диссертации могут быть использованы в научных исследованиях по философии, а также при преподавании философии в учебных заведениях.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждались на заседании кафедры Истории философии Уральского государственного университета им. А.М. Горького.
Структура диссертации и основное содержание работы. Структурно данное диссертационное исследование представлено во Введении, двух главах, каждая из которых расчленена на два отдела, в свою очередь разбитые на параграфы, заключения и списка используемой и цитируемой литературы. В принципе разбивки заключается основная ориентация данного исследования на главный предмет и собственно метод философии Мартина Хайдеггера. Структура диссертации определяется поставленной целью и отражает поэтапное решение задач.
Общий объем работы составляет 130 страниц. Библиография включает 159 наименований.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В «Заключении» диссертации формулируются основные положения, выносимые на защиту:
1. Основание онто-логического метода Хайдеггера, имеющего своей целью структурное целое бытия, и бытие в принципе, полагается в отношении сущего к бытию, которое методически открывается в отношении мышления к бытию.
2. Онто-логический метод является в определенном смысле фундаментом для онтологических построений в принципе и имеет, таким образом, свой мотив в теоретических конструкциях от Парменида до Хайдеггера.
3. Отношение сущего к бытию, которое было заявлено как основание для данного метода, в плане его дефиниции, возможно, прежде всего, из определения тождества мышления и бытия и самого отношения. При этом данное тождество не означает их полной идентичности, и, следовательно, равнозначности, но служит свидетельством их равноисходности.
4. Раскрытие сущности мышления и бытия в системе прояснения содержательной стороны онто-логического метода Хайдеггера открывает фундаментальную ориентацию данного методического следования на определение истины, которое выступает в качестве безусловно основополагающего момента в общей ориентации сущего на бытие.
5. Из определения основных модификаций мышления, дающих основание базовым моментам онто-логического метода, с необходимостью возникает определение мышления, ориентированного на бытие, в смысле отрешенности. Само же определение понятий отрешенность и истина следует из необходимого для дефиниции онто-логического метода обоснования многоуровневости методического продвижения сущего к бытию, в свою очередь определяющегося многоуровневостью бытийных структур.
6. Общая ориентация сущего на бытие в аспекте методологии продуцирует необходимость рассмотрения онтологического различия, и самого понятия различие, которые служат основанием для бытийного вопроса. Проблема «различения» порождает необходимость рассмотрения различия, которое служит основанием многозначности сущего, также и в самом сущем. При этом ориентация сущего на бытие требует определения значения a priori, значимого для схватывания целого бытийных структур и характера направленности сущего, которая показывает отношение сущего к бытию из его направленности на самого себя.
7. Базовая направленность сущего на бытие и значение «образцового» сущего дают основание к определению самого метода, что, собственно служит «обоснованием», поскольку «обосновывать» значит, прежде всего, «давать основание или фундамент чему- либо». В содержательном смысле здесь имеет значение момент трансформации и телеологической определенности сущего, а также общая ориентация на реальный опыт бытия.



1. Диалектика свободы и несвободы как преодоление границ в различных дискурсивных практиках // Смыслы человеческой свободы. Екатеринбург, 2000, с. 28-29
2. Постановка вопроса о бытии у М.Хайдеггера: античные источники // Молодая мысль на пороге нового века. Екатеринбург, 2000, с. 58-60
3. Проблема онтологии текстуальности в контексте преодоления новоевропейской парадигмы мышления // Эпистемы 3 Язык. Дискурс. Текст. Альманах. Екатеринбург, 2004, с. 38-45
4. Э. Гуссерль и его «Картезианские размышления» // Эпистемы 3 Язык. Дискурс. Текст. Альманах. Екатеринбург, 2004, с. 184-186
5. Круглый стол по сочинениям Ж. Деррида // Эпистемы 3 Язык. Дискурс. Текст. Альманах. Екатеринбург, 2004, с. 171-179


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ