Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГОТОВНОСТЬ СУБЪЕКТА К ИНСТРУМЕНТАЛЬНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НОРМЫ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР КУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Работа №103426

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы24
Год сдачи2006
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПУБЛИКАЦИИ

Актуальность исследования. Уникальность и сложность современной социально-экономической ситуации заключаются в росте числа и интенсивности межкультурных взаимодействий. Вследствие столкновения весьма разноречивых ценностей и целей особую значимость приобретает проблема культурной компетентности личности, суть которой состоит в обеспечении воспроизводства ценностей и норм родной культуры и их развития во взаимодействии с иными ценностно-нормативными системами. Важным психологическим фактором культурной компетентности, обусловливающим оптимальное сочетание процессов сохранения и изменения в культуре, является готовность субъекта к использованию норм в качестве инструмента регуляции поведения. Особую значимость эта проблема имеет для менеджмента, где в последнее время активно разрабатывается концепция организационной культуры (E.H. Schein, T.J. Pe¬ters, R.H. Waterman, V. Sathe, Т.Ю. Базаров, В.А. Спивак, В.В. Томилов и др.).
Постулат активности и свободного выбора субъекта предоставляет возможность рассматривать регуляцию поведения человека с помощью социальных норм в новом ракурсе - как регуляцию смысловую. В психологическом плане эта проблема связана с изучением как особенностей проявления и развития смысловой сферы личности, предопределяющей сознательный выбор субъектом нормативного поведения, так и зависимостей, которые существуют между этой сферой и другими образованиями психики человека.
Вместе с тем актуальность исследования готовности субъекта к инструментальному использованию нормы обусловлена противоречиями, требующими разрешения:
• актуальность функции управления организационной культурой не поддержана на настоящий момент достаточными разработками в области изучения личностных и профессиональных качеств, которыми должен обладать руководитель, чтобы успешно осуществлять эту функцию. Исследования готовности к инструментальному использованию нормы являются частью изучения психологических факторов формирования культурной компетентности;
• социокультурные нормы и нормативная регуляция поведения традиционно рассматриваются как инструменты общественного принуждения по от-ношению к индивиду. Усиление роли личностного фактора во всех сферах общественной жизни, особенно в связи с ростом неопределенности внешней среды, вызывает необходимость акцентировать внимание прежде всего на субъектных качествах личности, на психологической готовности человека поддерживать и развивать заданную извне нормативную систему;
• необходимость изучения нормативной регуляции как смысловой вызвана недостаточностью исследований такого рода в современной психологии личности, неразработанностью проблемы как в теоретическом, так и в методическом плане;
• кроме того, исследования нормативной регуляции поведения ограничены в основном рамками социальной психологии и не выходят на уровень отдельной личности как субъекта деятельности и отношений.
Таким образом, очерчивается предметное поле исследования, вбирающее в себя круг проблем психологии личности.
Объектом исследования является субъект, действующий в нормативно заданной ситуации.
Предметом исследования выступает готовность субъекта к инструментальному использованию нормы как психологический фактор культурной компетентности.
В качестве гипотезы исследования выступает следующее предположение: уровень готовности субъекта к использованию нормы как инструмента регуляции поведения определяется соотношением содержания личностного смысла этой нормы и видов нормативного поведения.
Цель исследования - выявить и описать уровни готовности субъекта к инструментальному использованию нормы как психологического фактора культурной компетентности.
В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи:
1. На основе теоретического анализа подходов к исследованию проблемы регуляции поведения разработать теоретический конструкт готовности субъекта к инструментальному использованию нормы; раскрыть сущность понятия, описать основные стороны готовности к инструментальному использованию нормы как психологического фактора культурной компетентности.
2. Разработать программу и методику эмпирического исследования готовности субъекта к инструментальному использованию нормы как психологического фактора культурной компетентности.
3. В ходе эмпирического исследования выявить связи между содержаниями личностного смысла и видами нормативного поведения как показателями достижения субъектом определенного уровня готовности к инструментальному использованию нормы.
Теоретико-методологическую основу исследования составили общенаучные методологические принципы детерминизма, развития и системности. Исследование опирается на основные положения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского; теорию деятельности А.Н. Леонтьева; положения субъектно-деятельностного подхода С.Л. Рубинштейна и его последователей; концептуальные идеи исследований смысловых образований личности А.Г. Асмолова, Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева; исследования проблем становления личности К. А. Абульхановой-Славской, А.Г. Асмолова, М.И. Бобневой, А.В. Петровского, В. А. Петровского, В. А. Ядова; на разработки в области акмеологии и психологии профессиональной деятельности О. С. Анисимова, А. А. Деркача, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, А.К. Марковой, И.А. Зимней, П.П. Горностая и др. В исследовании затронута проблема организационной культуры, рассматриваемая в работах как российских авторов (А.И. Наумов, В. А.
Спивак, В.В. Томилов, П.Н. Шихирев и др.), так и зарубежных (E.H. Schein, V. Sathe, G. Hofstede, K.S. Cameron, R.E. Quinn, D. Matsumoto).
Научная новизна исследования. Поставлена и исследована проблема готовности субъекта к инструментальному использованию нормы как актуального свойства личности, обеспечивающего регуляцию поведения в культурном пространстве. Готовность к инструментальному использованию нормы рас-смотрена как важный психологический фактор культурной компетентности. Выявлены, теоретически и эмпирически обоснованы связи содержаний личностного смысла нормы для субъекта и видов выбираемого им нормативного поведения как показатели готовности субъекта к использованию этой нормы в качестве инструмента регуляции поведения. Эмпирически доказана уровневая природа готовности, выявлены и описаны уровни готовности субъекта к инструментальному использованию нормы. Разработана и апробирована методика исследования готовности субъекта к инструментальному использованию нормы как психологического фактора культурной компетентности.
Теоретическая значимость работы. Актуализирована проблема смыслового содержания нормативной регуляции поведения человека, позволяющего рассматривать готовность к инструментальному использованию нормы как субъектное свойство личности. Разработан теоретический конструкт «готовность субъекта к инструментальному использованию нормы», уточнены признаки и основные характеристики явления, обоснована роль готовности в формировании культурной компетентности личности. Содержания личностного смысла культурной нормы описаны как показатели ее интериоризации субъектом. Локус контроля и рефлексивность рассмотрены как интегративные качества личности, детерминирующие особенности нормативной регуляции ее поведения и обусловливающие уровень готовности субъекта к инструментальному использованию нормы.
Практическая значимость работы состоит в изучении готовности к инструментальному использованию нормы как важного психологического фактора формирования культурной компетентности менеджера, способствующего успешной деятельности в области управления организационной культурой. В рамках исследования разработаны, обоснованы и реализованы программы развития культурной компетентности руководителей ряда предприятий г. Екатеринбурга, Свердловской и Пермской областей. Разработана и реализуется учебная программа дисциплины «Развитие организационной культуры» по специальностям «Стратегический менеджмент» и «Управление персоналом» для слушателей Президентской программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации и слушателей программы МВА (Институт переподготовки кадров Уральского государственного технического университета, Региональный межотраслевой центр переподготовки кадров Пермского государственного технического университета). Результаты исследования готовности субъекта к использованию нормы как инструмента регуляции поведения востребованы при оценке культурной компетентности руководителей, а также при разработке программ развития организационной культуры и обучения работников предприятий.
Основными методами сбора данных были анализ документов, интервью, письменный опрос; методами обработки данных - контент-анализ, методы первичной и вторичной статистики, в том числе корреляционный и кластерный анализ. Исследование проводилось с 2001 по 2004 годы: а) на предприятиях г. Екатеринбурга и Свердловской области, в частности на предприятиях, входящих в ОАО ПГ «Уралинвестэнерго» и ОАО «Исеть-фонд»; б) в Институте переподготовки кадров Уральского государственного технического университета. В исследовании приняли участие 124 человека - руководители высшего, среднего и низового управленческих звеньев предприятий г. Екатеринбурга и Свердловской области.
Надежность и достоверность результатов работы обеспечиваются репрезентативностью выборки исследования, методологической обоснованностью подходов и методов исследования, адекватным использованием методов математической статистики.
Апробация работы. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедр управления человеческими ресурсами Института переподготовки кадров Уральского технического университета, общей психологии и психологии личности Уральского государственного университета; рассматривались на Международной научно-практической конференции «Конкурентоспособность предприятий и территорий в меняющемся мире» (г. Екатеринбург, 2002), Всероссийской научной конференции «Образование в ХХ1 веке» (г. Тверь, 2003), Международной научно-практической конференции «Новое в теории и практике управления» (г. Екатеринбург, 2003), Межрегиональной научно-практической конференции «Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития современной России» (г. Москва, 2005). По результатам исследования опубликовано 8 научных статей, разработано 2 учебно-методических пособия общим объемом 16, 3 п. л.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 181 наименование, 6 приложений, 16 таблиц, 15 диаграмм и 9 рисунков.
Положения, выносимые на защиту:
1. Содержание личностного смысла нормы, отражающее уровень ее интериоризации, обусловливает формирование готовности субъекта к инструментальному использованию нормы.
2. Готовность субъекта к инструментальному использованию нормы как психологический фактор культурной компетентности имеет уровневую природу.
3. Уровень готовности субъекта к использованию нормы как инструмента регуляции поведения определяется однородностью или вариативностью выбора поведения в условиях действия нормы.
4. Уровень готовности субъекта к использованию нормы как инструмента регуляции поведения предопределяется развитием таких личностных свойств, как внутренний локус контроля (интернальность) и рефлексивность.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В Заключении сформулированы следующие выводы:
1. Актуальность исследования готовности субъекта к инструментальному использованию нормы как психологического фактора культурной компетентности обусловлена необходимостью привлечения ресурса культуры для решения вопросов регуляции поведения людей и организаций в условиях нестабильной среды. Готовность субъекта к инструментальному использованию нормы обеспечивает возможность удерживать баланс сохранности и изменчивости системы, ее адаптивность.
2. Систематизация опыта психологических исследований готовности субъекта к деятельности и выявление особенностей готовности к использованию норм в качестве инструмента регуляции делового поведения позволила сформулировать следующее определение данного феномена. Готовность субъекта к инструментальному использованию нормы как психологический фактор культурной компетентности понимается как свойство личности, отражающее отношения между содержанием личностного смысла нормы и видом нормативного поведения.
3. На основании корреляционного и кластерного анализа данных, полученных в ходе эмпирического исследования, было установлено наличие значимых связей между содержаниями личностных смыслов нормы для субъекта и видами поведения по использованию нормы как инструмента регуляции. В результате были выявлены следующие взаимосвязанные пары: а) «Субъективный смысл» - «Исполнение»; б) «Групповой смысл» - «Воздействие»; в) «Организационный смысл» - «Изменение».
4. Дифференциация испытуемых по трем группам на основе выделенного и обоснованного в ходе теоретического анализа критерия усложнения поведения, связанного с инструментальным использованием культурной нормы, позволила выявить два уровня готовности субъекта к инструментальному использованию нормы как психологического фактора культурной компетентности:
а) уровень готовности к использованию нормы как инструмента регуляции собственного поведения и поведения другого человека;
б) уровень готовности к использованию нормы как инструмента регуляции собственного поведения, поведения другого человека, поведения социальных систем (коллективов). Особенностью этого уровня готовности является то, что субъект проявляет стремление не только сохранять и воспроизводить норму, но и изменять ее, создавать новую норму в условиях, когда прежняя становится препятствием для продолжения деятельности.
5. В рамках эмпирического исследования не был с достаточной степенью очевидности выявлен первый уровень готовности к инструментальному использованию нормы. Для выявления этого уровня готовности необходимо провести дополнительные исследования.
6. Фиксируемая разница показателей рефлексивности и локуса контроля (интернальности) в группах разного уровня готовности позволяет сделать вывод о том, что данные личностные характеристики предопределяют уровень готовности субъекта к инструментальному использованию нормы как психологического фактора культурной компетентности.
Таким образом, выдвинутая в ходе теоретического анализа гипотеза о том, что уровень готовности субъекта к инструментальному использованию нормы определяется соотношением содержания личностного смысла нормы и видов нормативного поведения, в целом нашла свое эмпирическое подтверждение.
Полученные результаты открывают перспективы изучения вопроса о смысловом механизме нормативной регуляции поведения субъекта в пространстве совместной деятельности.



1. Миролюбова Г.С. Готовность менеджмента к изменениям как критерий при оценке инвестиционной привлекательности предприятия// Конкурентоспособность предприятий и территорий в меняющемся мире: Тез. междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 5 - 6 дек. 2002 г.). Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2002. С. 84 - 85.
2. Миролюбова Г.С. Развитие организационной культуры: Учебное пособие. Екатеринбург: Изд. ИПК УГТУ, 2003. 74 с.
3. Миролюбова Г.С. О месте курса «Развитие организационной культуры» в системе подготовки менеджеров // Материалы Всерос. науч. конф. - Тверь: ООО «Буковица», 2003. С. 228 - 230.
4. Миролюбова Г.С. Феномен культурной компетентности корпоративного менеджера // Новое в теории и практике управления. Материалы первой междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 13 июня 2003). Екатеринбург: Изд. ИПК УГТУ, 2003. С. 61- 67.
5. Решетова Л.В., Миролюбова Г.С. Роль оценки кадрового менеджмента при определении инвестиционной привлекательности предприятия: постановка проблемы // Экономика и культура: Межвуз. сб. науч. тр. Екатеринбург, 2003. С. 128 - 136.
6. Миролюбова Г.С. Культурная компетенция как составляющая профессионализма менеджера // Профессиональное мастерство: становление, формирование и развитие: Межвуз. сб. науч. тр., Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2003. С. 458-464.
7. Миролюбова Г.С. Развитие культурной компетентности менеджера современной организации // Личность менеджера в современных условиях: Материалы междунар. науч.-практ. конф.(19 - 20 апр. 2005 г.). М., 2005. С. 143 - 148.
8. Миролюбова Г.С. Отношение к организационным нормам как аспект культурной компетентности: некоторые результаты исследования // Новое в теории и практике управления: Материалы II междунар. науч.-практ. конф. (июнь 2005 г.). Екатеринбург: ИД «Гриф», ИПК УГТУ-УПИ, 2005. С.112 - 119.
9. Миролюбова Г.С. Исследование готовности менеджера к использованию норм организационной культуры как инструмента управления деловым поведением работников // Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития России: Материалы межрегион. науч.-практ. конф. (Москва, факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, 17 - 20 ноября 2005 г.). М.: АНО УМО «Инсайт», 2005. С. 298 - 300.
10. Миролюбова Г.С. Развитие культурной компетентности менеджеров: Метод. указания и иллюстративный материал по дисциплине «Развитие организационной культуры». Екатеринбург: Изд. ИПК УГТУ-УПИ, 2005. 85 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ