ГОТОВНОСТЬ СУБЪЕКТА К ИНСТРУМЕНТАЛЬНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НОРМЫ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР КУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
|
Актуальность исследования. Уникальность и сложность современной социально-экономической ситуации заключаются в росте числа и интенсивности межкультурных взаимодействий. Вследствие столкновения весьма разноречивых ценностей и целей особую значимость приобретает проблема культурной компетентности личности, суть которой состоит в обеспечении воспроизводства ценностей и норм родной культуры и их развития во взаимодействии с иными ценностно-нормативными системами. Важным психологическим фактором культурной компетентности, обусловливающим оптимальное сочетание процессов сохранения и изменения в культуре, является готовность субъекта к использованию норм в качестве инструмента регуляции поведения. Особую значимость эта проблема имеет для менеджмента, где в последнее время активно разрабатывается концепция организационной культуры (E.H. Schein, T.J. Pe¬ters, R.H. Waterman, V. Sathe, Т.Ю. Базаров, В.А. Спивак, В.В. Томилов и др.).
Постулат активности и свободного выбора субъекта предоставляет возможность рассматривать регуляцию поведения человека с помощью социальных норм в новом ракурсе - как регуляцию смысловую. В психологическом плане эта проблема связана с изучением как особенностей проявления и развития смысловой сферы личности, предопределяющей сознательный выбор субъектом нормативного поведения, так и зависимостей, которые существуют между этой сферой и другими образованиями психики человека.
Вместе с тем актуальность исследования готовности субъекта к инструментальному использованию нормы обусловлена противоречиями, требующими разрешения:
• актуальность функции управления организационной культурой не поддержана на настоящий момент достаточными разработками в области изучения личностных и профессиональных качеств, которыми должен обладать руководитель, чтобы успешно осуществлять эту функцию. Исследования готовности к инструментальному использованию нормы являются частью изучения психологических факторов формирования культурной компетентности;
• социокультурные нормы и нормативная регуляция поведения традиционно рассматриваются как инструменты общественного принуждения по от-ношению к индивиду. Усиление роли личностного фактора во всех сферах общественной жизни, особенно в связи с ростом неопределенности внешней среды, вызывает необходимость акцентировать внимание прежде всего на субъектных качествах личности, на психологической готовности человека поддерживать и развивать заданную извне нормативную систему;
• необходимость изучения нормативной регуляции как смысловой вызвана недостаточностью исследований такого рода в современной психологии личности, неразработанностью проблемы как в теоретическом, так и в методическом плане;
• кроме того, исследования нормативной регуляции поведения ограничены в основном рамками социальной психологии и не выходят на уровень отдельной личности как субъекта деятельности и отношений.
Таким образом, очерчивается предметное поле исследования, вбирающее в себя круг проблем психологии личности.
Объектом исследования является субъект, действующий в нормативно заданной ситуации.
Предметом исследования выступает готовность субъекта к инструментальному использованию нормы как психологический фактор культурной компетентности.
В качестве гипотезы исследования выступает следующее предположение: уровень готовности субъекта к использованию нормы как инструмента регуляции поведения определяется соотношением содержания личностного смысла этой нормы и видов нормативного поведения.
Цель исследования - выявить и описать уровни готовности субъекта к инструментальному использованию нормы как психологического фактора культурной компетентности.
В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи:
1. На основе теоретического анализа подходов к исследованию проблемы регуляции поведения разработать теоретический конструкт готовности субъекта к инструментальному использованию нормы; раскрыть сущность понятия, описать основные стороны готовности к инструментальному использованию нормы как психологического фактора культурной компетентности.
2. Разработать программу и методику эмпирического исследования готовности субъекта к инструментальному использованию нормы как психологического фактора культурной компетентности.
3. В ходе эмпирического исследования выявить связи между содержаниями личностного смысла и видами нормативного поведения как показателями достижения субъектом определенного уровня готовности к инструментальному использованию нормы.
Теоретико-методологическую основу исследования составили общенаучные методологические принципы детерминизма, развития и системности. Исследование опирается на основные положения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского; теорию деятельности А.Н. Леонтьева; положения субъектно-деятельностного подхода С.Л. Рубинштейна и его последователей; концептуальные идеи исследований смысловых образований личности А.Г. Асмолова, Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева; исследования проблем становления личности К. А. Абульхановой-Славской, А.Г. Асмолова, М.И. Бобневой, А.В. Петровского, В. А. Петровского, В. А. Ядова; на разработки в области акмеологии и психологии профессиональной деятельности О. С. Анисимова, А. А. Деркача, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, А.К. Марковой, И.А. Зимней, П.П. Горностая и др. В исследовании затронута проблема организационной культуры, рассматриваемая в работах как российских авторов (А.И. Наумов, В. А.
Спивак, В.В. Томилов, П.Н. Шихирев и др.), так и зарубежных (E.H. Schein, V. Sathe, G. Hofstede, K.S. Cameron, R.E. Quinn, D. Matsumoto).
Научная новизна исследования. Поставлена и исследована проблема готовности субъекта к инструментальному использованию нормы как актуального свойства личности, обеспечивающего регуляцию поведения в культурном пространстве. Готовность к инструментальному использованию нормы рас-смотрена как важный психологический фактор культурной компетентности. Выявлены, теоретически и эмпирически обоснованы связи содержаний личностного смысла нормы для субъекта и видов выбираемого им нормативного поведения как показатели готовности субъекта к использованию этой нормы в качестве инструмента регуляции поведения. Эмпирически доказана уровневая природа готовности, выявлены и описаны уровни готовности субъекта к инструментальному использованию нормы. Разработана и апробирована методика исследования готовности субъекта к инструментальному использованию нормы как психологического фактора культурной компетентности.
Теоретическая значимость работы. Актуализирована проблема смыслового содержания нормативной регуляции поведения человека, позволяющего рассматривать готовность к инструментальному использованию нормы как субъектное свойство личности. Разработан теоретический конструкт «готовность субъекта к инструментальному использованию нормы», уточнены признаки и основные характеристики явления, обоснована роль готовности в формировании культурной компетентности личности. Содержания личностного смысла культурной нормы описаны как показатели ее интериоризации субъектом. Локус контроля и рефлексивность рассмотрены как интегративные качества личности, детерминирующие особенности нормативной регуляции ее поведения и обусловливающие уровень готовности субъекта к инструментальному использованию нормы.
Практическая значимость работы состоит в изучении готовности к инструментальному использованию нормы как важного психологического фактора формирования культурной компетентности менеджера, способствующего успешной деятельности в области управления организационной культурой. В рамках исследования разработаны, обоснованы и реализованы программы развития культурной компетентности руководителей ряда предприятий г. Екатеринбурга, Свердловской и Пермской областей. Разработана и реализуется учебная программа дисциплины «Развитие организационной культуры» по специальностям «Стратегический менеджмент» и «Управление персоналом» для слушателей Президентской программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации и слушателей программы МВА (Институт переподготовки кадров Уральского государственного технического университета, Региональный межотраслевой центр переподготовки кадров Пермского государственного технического университета). Результаты исследования готовности субъекта к использованию нормы как инструмента регуляции поведения востребованы при оценке культурной компетентности руководителей, а также при разработке программ развития организационной культуры и обучения работников предприятий.
Основными методами сбора данных были анализ документов, интервью, письменный опрос; методами обработки данных - контент-анализ, методы первичной и вторичной статистики, в том числе корреляционный и кластерный анализ. Исследование проводилось с 2001 по 2004 годы: а) на предприятиях г. Екатеринбурга и Свердловской области, в частности на предприятиях, входящих в ОАО ПГ «Уралинвестэнерго» и ОАО «Исеть-фонд»; б) в Институте переподготовки кадров Уральского государственного технического университета. В исследовании приняли участие 124 человека - руководители высшего, среднего и низового управленческих звеньев предприятий г. Екатеринбурга и Свердловской области.
Надежность и достоверность результатов работы обеспечиваются репрезентативностью выборки исследования, методологической обоснованностью подходов и методов исследования, адекватным использованием методов математической статистики.
Апробация работы. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедр управления человеческими ресурсами Института переподготовки кадров Уральского технического университета, общей психологии и психологии личности Уральского государственного университета; рассматривались на Международной научно-практической конференции «Конкурентоспособность предприятий и территорий в меняющемся мире» (г. Екатеринбург, 2002), Всероссийской научной конференции «Образование в ХХ1 веке» (г. Тверь, 2003), Международной научно-практической конференции «Новое в теории и практике управления» (г. Екатеринбург, 2003), Межрегиональной научно-практической конференции «Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития современной России» (г. Москва, 2005). По результатам исследования опубликовано 8 научных статей, разработано 2 учебно-методических пособия общим объемом 16, 3 п. л.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 181 наименование, 6 приложений, 16 таблиц, 15 диаграмм и 9 рисунков.
Положения, выносимые на защиту:
1. Содержание личностного смысла нормы, отражающее уровень ее интериоризации, обусловливает формирование готовности субъекта к инструментальному использованию нормы.
2. Готовность субъекта к инструментальному использованию нормы как психологический фактор культурной компетентности имеет уровневую природу.
3. Уровень готовности субъекта к использованию нормы как инструмента регуляции поведения определяется однородностью или вариативностью выбора поведения в условиях действия нормы.
4. Уровень готовности субъекта к использованию нормы как инструмента регуляции поведения предопределяется развитием таких личностных свойств, как внутренний локус контроля (интернальность) и рефлексивность.
Постулат активности и свободного выбора субъекта предоставляет возможность рассматривать регуляцию поведения человека с помощью социальных норм в новом ракурсе - как регуляцию смысловую. В психологическом плане эта проблема связана с изучением как особенностей проявления и развития смысловой сферы личности, предопределяющей сознательный выбор субъектом нормативного поведения, так и зависимостей, которые существуют между этой сферой и другими образованиями психики человека.
Вместе с тем актуальность исследования готовности субъекта к инструментальному использованию нормы обусловлена противоречиями, требующими разрешения:
• актуальность функции управления организационной культурой не поддержана на настоящий момент достаточными разработками в области изучения личностных и профессиональных качеств, которыми должен обладать руководитель, чтобы успешно осуществлять эту функцию. Исследования готовности к инструментальному использованию нормы являются частью изучения психологических факторов формирования культурной компетентности;
• социокультурные нормы и нормативная регуляция поведения традиционно рассматриваются как инструменты общественного принуждения по от-ношению к индивиду. Усиление роли личностного фактора во всех сферах общественной жизни, особенно в связи с ростом неопределенности внешней среды, вызывает необходимость акцентировать внимание прежде всего на субъектных качествах личности, на психологической готовности человека поддерживать и развивать заданную извне нормативную систему;
• необходимость изучения нормативной регуляции как смысловой вызвана недостаточностью исследований такого рода в современной психологии личности, неразработанностью проблемы как в теоретическом, так и в методическом плане;
• кроме того, исследования нормативной регуляции поведения ограничены в основном рамками социальной психологии и не выходят на уровень отдельной личности как субъекта деятельности и отношений.
Таким образом, очерчивается предметное поле исследования, вбирающее в себя круг проблем психологии личности.
Объектом исследования является субъект, действующий в нормативно заданной ситуации.
Предметом исследования выступает готовность субъекта к инструментальному использованию нормы как психологический фактор культурной компетентности.
В качестве гипотезы исследования выступает следующее предположение: уровень готовности субъекта к использованию нормы как инструмента регуляции поведения определяется соотношением содержания личностного смысла этой нормы и видов нормативного поведения.
Цель исследования - выявить и описать уровни готовности субъекта к инструментальному использованию нормы как психологического фактора культурной компетентности.
В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи:
1. На основе теоретического анализа подходов к исследованию проблемы регуляции поведения разработать теоретический конструкт готовности субъекта к инструментальному использованию нормы; раскрыть сущность понятия, описать основные стороны готовности к инструментальному использованию нормы как психологического фактора культурной компетентности.
2. Разработать программу и методику эмпирического исследования готовности субъекта к инструментальному использованию нормы как психологического фактора культурной компетентности.
3. В ходе эмпирического исследования выявить связи между содержаниями личностного смысла и видами нормативного поведения как показателями достижения субъектом определенного уровня готовности к инструментальному использованию нормы.
Теоретико-методологическую основу исследования составили общенаучные методологические принципы детерминизма, развития и системности. Исследование опирается на основные положения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского; теорию деятельности А.Н. Леонтьева; положения субъектно-деятельностного подхода С.Л. Рубинштейна и его последователей; концептуальные идеи исследований смысловых образований личности А.Г. Асмолова, Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева; исследования проблем становления личности К. А. Абульхановой-Славской, А.Г. Асмолова, М.И. Бобневой, А.В. Петровского, В. А. Петровского, В. А. Ядова; на разработки в области акмеологии и психологии профессиональной деятельности О. С. Анисимова, А. А. Деркача, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, А.К. Марковой, И.А. Зимней, П.П. Горностая и др. В исследовании затронута проблема организационной культуры, рассматриваемая в работах как российских авторов (А.И. Наумов, В. А.
Спивак, В.В. Томилов, П.Н. Шихирев и др.), так и зарубежных (E.H. Schein, V. Sathe, G. Hofstede, K.S. Cameron, R.E. Quinn, D. Matsumoto).
Научная новизна исследования. Поставлена и исследована проблема готовности субъекта к инструментальному использованию нормы как актуального свойства личности, обеспечивающего регуляцию поведения в культурном пространстве. Готовность к инструментальному использованию нормы рас-смотрена как важный психологический фактор культурной компетентности. Выявлены, теоретически и эмпирически обоснованы связи содержаний личностного смысла нормы для субъекта и видов выбираемого им нормативного поведения как показатели готовности субъекта к использованию этой нормы в качестве инструмента регуляции поведения. Эмпирически доказана уровневая природа готовности, выявлены и описаны уровни готовности субъекта к инструментальному использованию нормы. Разработана и апробирована методика исследования готовности субъекта к инструментальному использованию нормы как психологического фактора культурной компетентности.
Теоретическая значимость работы. Актуализирована проблема смыслового содержания нормативной регуляции поведения человека, позволяющего рассматривать готовность к инструментальному использованию нормы как субъектное свойство личности. Разработан теоретический конструкт «готовность субъекта к инструментальному использованию нормы», уточнены признаки и основные характеристики явления, обоснована роль готовности в формировании культурной компетентности личности. Содержания личностного смысла культурной нормы описаны как показатели ее интериоризации субъектом. Локус контроля и рефлексивность рассмотрены как интегративные качества личности, детерминирующие особенности нормативной регуляции ее поведения и обусловливающие уровень готовности субъекта к инструментальному использованию нормы.
Практическая значимость работы состоит в изучении готовности к инструментальному использованию нормы как важного психологического фактора формирования культурной компетентности менеджера, способствующего успешной деятельности в области управления организационной культурой. В рамках исследования разработаны, обоснованы и реализованы программы развития культурной компетентности руководителей ряда предприятий г. Екатеринбурга, Свердловской и Пермской областей. Разработана и реализуется учебная программа дисциплины «Развитие организационной культуры» по специальностям «Стратегический менеджмент» и «Управление персоналом» для слушателей Президентской программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации и слушателей программы МВА (Институт переподготовки кадров Уральского государственного технического университета, Региональный межотраслевой центр переподготовки кадров Пермского государственного технического университета). Результаты исследования готовности субъекта к использованию нормы как инструмента регуляции поведения востребованы при оценке культурной компетентности руководителей, а также при разработке программ развития организационной культуры и обучения работников предприятий.
Основными методами сбора данных были анализ документов, интервью, письменный опрос; методами обработки данных - контент-анализ, методы первичной и вторичной статистики, в том числе корреляционный и кластерный анализ. Исследование проводилось с 2001 по 2004 годы: а) на предприятиях г. Екатеринбурга и Свердловской области, в частности на предприятиях, входящих в ОАО ПГ «Уралинвестэнерго» и ОАО «Исеть-фонд»; б) в Институте переподготовки кадров Уральского государственного технического университета. В исследовании приняли участие 124 человека - руководители высшего, среднего и низового управленческих звеньев предприятий г. Екатеринбурга и Свердловской области.
Надежность и достоверность результатов работы обеспечиваются репрезентативностью выборки исследования, методологической обоснованностью подходов и методов исследования, адекватным использованием методов математической статистики.
Апробация работы. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедр управления человеческими ресурсами Института переподготовки кадров Уральского технического университета, общей психологии и психологии личности Уральского государственного университета; рассматривались на Международной научно-практической конференции «Конкурентоспособность предприятий и территорий в меняющемся мире» (г. Екатеринбург, 2002), Всероссийской научной конференции «Образование в ХХ1 веке» (г. Тверь, 2003), Международной научно-практической конференции «Новое в теории и практике управления» (г. Екатеринбург, 2003), Межрегиональной научно-практической конференции «Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития современной России» (г. Москва, 2005). По результатам исследования опубликовано 8 научных статей, разработано 2 учебно-методических пособия общим объемом 16, 3 п. л.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 181 наименование, 6 приложений, 16 таблиц, 15 диаграмм и 9 рисунков.
Положения, выносимые на защиту:
1. Содержание личностного смысла нормы, отражающее уровень ее интериоризации, обусловливает формирование готовности субъекта к инструментальному использованию нормы.
2. Готовность субъекта к инструментальному использованию нормы как психологический фактор культурной компетентности имеет уровневую природу.
3. Уровень готовности субъекта к использованию нормы как инструмента регуляции поведения определяется однородностью или вариативностью выбора поведения в условиях действия нормы.
4. Уровень готовности субъекта к использованию нормы как инструмента регуляции поведения предопределяется развитием таких личностных свойств, как внутренний локус контроля (интернальность) и рефлексивность.
В Заключении сформулированы следующие выводы:
1. Актуальность исследования готовности субъекта к инструментальному использованию нормы как психологического фактора культурной компетентности обусловлена необходимостью привлечения ресурса культуры для решения вопросов регуляции поведения людей и организаций в условиях нестабильной среды. Готовность субъекта к инструментальному использованию нормы обеспечивает возможность удерживать баланс сохранности и изменчивости системы, ее адаптивность.
2. Систематизация опыта психологических исследований готовности субъекта к деятельности и выявление особенностей готовности к использованию норм в качестве инструмента регуляции делового поведения позволила сформулировать следующее определение данного феномена. Готовность субъекта к инструментальному использованию нормы как психологический фактор культурной компетентности понимается как свойство личности, отражающее отношения между содержанием личностного смысла нормы и видом нормативного поведения.
3. На основании корреляционного и кластерного анализа данных, полученных в ходе эмпирического исследования, было установлено наличие значимых связей между содержаниями личностных смыслов нормы для субъекта и видами поведения по использованию нормы как инструмента регуляции. В результате были выявлены следующие взаимосвязанные пары: а) «Субъективный смысл» - «Исполнение»; б) «Групповой смысл» - «Воздействие»; в) «Организационный смысл» - «Изменение».
4. Дифференциация испытуемых по трем группам на основе выделенного и обоснованного в ходе теоретического анализа критерия усложнения поведения, связанного с инструментальным использованием культурной нормы, позволила выявить два уровня готовности субъекта к инструментальному использованию нормы как психологического фактора культурной компетентности:
а) уровень готовности к использованию нормы как инструмента регуляции собственного поведения и поведения другого человека;
б) уровень готовности к использованию нормы как инструмента регуляции собственного поведения, поведения другого человека, поведения социальных систем (коллективов). Особенностью этого уровня готовности является то, что субъект проявляет стремление не только сохранять и воспроизводить норму, но и изменять ее, создавать новую норму в условиях, когда прежняя становится препятствием для продолжения деятельности.
5. В рамках эмпирического исследования не был с достаточной степенью очевидности выявлен первый уровень готовности к инструментальному использованию нормы. Для выявления этого уровня готовности необходимо провести дополнительные исследования.
6. Фиксируемая разница показателей рефлексивности и локуса контроля (интернальности) в группах разного уровня готовности позволяет сделать вывод о том, что данные личностные характеристики предопределяют уровень готовности субъекта к инструментальному использованию нормы как психологического фактора культурной компетентности.
Таким образом, выдвинутая в ходе теоретического анализа гипотеза о том, что уровень готовности субъекта к инструментальному использованию нормы определяется соотношением содержания личностного смысла нормы и видов нормативного поведения, в целом нашла свое эмпирическое подтверждение.
Полученные результаты открывают перспективы изучения вопроса о смысловом механизме нормативной регуляции поведения субъекта в пространстве совместной деятельности.
1. Актуальность исследования готовности субъекта к инструментальному использованию нормы как психологического фактора культурной компетентности обусловлена необходимостью привлечения ресурса культуры для решения вопросов регуляции поведения людей и организаций в условиях нестабильной среды. Готовность субъекта к инструментальному использованию нормы обеспечивает возможность удерживать баланс сохранности и изменчивости системы, ее адаптивность.
2. Систематизация опыта психологических исследований готовности субъекта к деятельности и выявление особенностей готовности к использованию норм в качестве инструмента регуляции делового поведения позволила сформулировать следующее определение данного феномена. Готовность субъекта к инструментальному использованию нормы как психологический фактор культурной компетентности понимается как свойство личности, отражающее отношения между содержанием личностного смысла нормы и видом нормативного поведения.
3. На основании корреляционного и кластерного анализа данных, полученных в ходе эмпирического исследования, было установлено наличие значимых связей между содержаниями личностных смыслов нормы для субъекта и видами поведения по использованию нормы как инструмента регуляции. В результате были выявлены следующие взаимосвязанные пары: а) «Субъективный смысл» - «Исполнение»; б) «Групповой смысл» - «Воздействие»; в) «Организационный смысл» - «Изменение».
4. Дифференциация испытуемых по трем группам на основе выделенного и обоснованного в ходе теоретического анализа критерия усложнения поведения, связанного с инструментальным использованием культурной нормы, позволила выявить два уровня готовности субъекта к инструментальному использованию нормы как психологического фактора культурной компетентности:
а) уровень готовности к использованию нормы как инструмента регуляции собственного поведения и поведения другого человека;
б) уровень готовности к использованию нормы как инструмента регуляции собственного поведения, поведения другого человека, поведения социальных систем (коллективов). Особенностью этого уровня готовности является то, что субъект проявляет стремление не только сохранять и воспроизводить норму, но и изменять ее, создавать новую норму в условиях, когда прежняя становится препятствием для продолжения деятельности.
5. В рамках эмпирического исследования не был с достаточной степенью очевидности выявлен первый уровень готовности к инструментальному использованию нормы. Для выявления этого уровня готовности необходимо провести дополнительные исследования.
6. Фиксируемая разница показателей рефлексивности и локуса контроля (интернальности) в группах разного уровня готовности позволяет сделать вывод о том, что данные личностные характеристики предопределяют уровень готовности субъекта к инструментальному использованию нормы как психологического фактора культурной компетентности.
Таким образом, выдвинутая в ходе теоретического анализа гипотеза о том, что уровень готовности субъекта к инструментальному использованию нормы определяется соотношением содержания личностного смысла нормы и видов нормативного поведения, в целом нашла свое эмпирическое подтверждение.
Полученные результаты открывают перспективы изучения вопроса о смысловом механизме нормативной регуляции поведения субъекта в пространстве совместной деятельности.



