Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Рациональность в контексте проблемы реализм/релятивизм

Работа №103421

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

философия

Объем работы12
Год сдачи2005
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
123
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
ПУБЛИКАЦИИ

Актуальность исследования
Изучению проблем природы, характеристик, границ и способов определения рациональности было посвящено множество философских исследований. И в зависимости от исторической эпохи мыслители выделяли различные ключевые черты и стороны рациональности. Но так или иначе рациональность всегда привлекала к себе внимание как исследовательская проблема. Это связано с тем, что люди, однажды создав сферу культуры, продолжают постоянно видоизменять ее, а она, в свою очередь, изменяет их. Соответственно меняется и восприятие основных параметров, выделяющих и отличающих человека от всего остального мира. Одним из таких параметров как раз и выступает рациональность. В к. XX, начале XXI века люди столкнулись с новыми и сложными проблемами, ставшими порождением современной цивилизации. Процессы, происходящие в социальной жизни людей, зачастую оказывают непосредственное влияние как на науку, так и на стандарты научного исследования. Поэтому в естественных, а особенно в гуманитарных науках появляются идеи, отвергающие или ставящие под сомнения методы рационального научного мышления. Пересматриваются сами стандарты и определения рациональности. Новая культурная и социальная ситуация делает необходимым проведение исследования природы и характеристик рациональности, наиболее плодотворное выявление которых на наш взгляд возможно при сопоставлении ее с такими понятиями и феноменами, получившими распространение в современном философском сообществе, как реализм и релятивизм.
Актуальность работы состоит в том, что современная философия сегодня в очередной раз сталкивается с проблемой поиска своих собственных оснований, с попыткой ответить на вопрос о том, что такое философия, когда она появилась, очертить проблемное поле уникальной культурной деятельности под названием философия. Релятивизм, ставший одной из неотъемлемых идей постмодернизма, проникает в умы и общественную жизнь людей. Действительно ли он угрожает рациональности и философии, свидетельствует о её смерти и смене роли философии в жизни общества, вот о чём необходимо задуматься. Возможно ли исключить релятивизм из нашей жизни, и можно ли ее, с другой стороны, построить исключительно на началах рациональности и метафизического реализма - это одни из основных вопросов современной философии. Именно поэтому решение проблем, поставленных в нашем исследовании, безусловно актуально. Постоянно изменяющиеся исторические условия и социальная жизнь людей делают необходимым изучение форм и характеристик рациональности, поскольку именно она с одной стороны является напрямую зависящей от этих условий, а с другой стороны сама же их и определяет. Поэтому необ-ходимо также определить место и роль рациональности в контексте философии в целом, и гносеологии в частности, поскольку это напря-мую влияет на способы и возможности разрешения многих познава-тельных проблем.
Цель и задачи исследования
Итак, цель нашей работы: теоретическое осмысление феномена рациональности и определение места и роли реализма и релятивизма как особых эпистемологических позиций по отношению к ней.
Исходя из цели исследования, мы ставим следующие задачи:
1) Выявить характеристики и виды рациональности, связанные с проблемой реализма/релятивизма;
2) Определить понятия реализм и релятивизм и оценить концепции истины по отношению к этим понятиям;
3) Исследовать связь реализма и истины с рациональностью;
4) Выявить особенности релятивизма и критерии несоизмеримости концепций, а также сопоставить релятивизм и рациональность;
5) Представить модель, позволяющую объединить между собой обнаруженные характеристики рациональности, с одной стороны, и характеристики реализма/релятивизма, с другой стороны.
Степень разработанности проблемы
Рациональность, ее возможные определения и основные черты изучались многими авторами. В нашей работе мы обратимся не только к рассмотрению и согласованию этих описаний между собой, то есть к проблемам релятивизма и несоизмеримости, но и к поискам возможных корреляций между рациональностью и реализмом как эпистемологической позицией. Изучение истории философии позволяет нам увидеть, что проблема рациональности, а также проблемы реализма и релятивизма всегда были актуальны. Не ослабевает интерес к исследованию этих феноменов и сейчас. Необходимо упомянуть некоторые направления философии, которые занимались разработкой проблемы рациональности.
Рациональность, а вместе с ней реализм (под которым мы понимаем теорию мира) и релятивизм исследовались уже в античности, свои варианты определения и видения этих понятий предложила философия средних веков и эпохи Возрождения. Но наибольший вклад в разработку и осмысление этих понятий внесла философия Нового Времени в лице И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля. Именно представители немецкой классической философии заложили основы понимания рациональности и связанной с ней диалектики субъекта и объекта, формы и содержания. Но в нашем диссертационном исследовании этим же терминам придается иное значение, а сама проблема рассматривается в русле идей, ставших центральными для аналитической философии XX века. Это связано с тем, что внимание к этим вечным проблемам вновь усилилось в XX веке, на что не в последней степени повлияли изменения в социальной и культурной жизни людей. Укажем несколько направлений современной философии, для которых рациональность, реализм и релятивизм были одними из основных проблем. Э. Гуссерль, основатель феноменологии, исследуя логику с точки зрения рациональности, выдвинул положение о том, что законы логики универсальны для всех мыслящих существ, а эпистемологическая позиция релятивизма является утопической, потому что логика представляется ему как единственная и универсальная характеристика мышления вообще. Однако для феноменологии как науки о сознании, вопрос об особенностях рациональности решался именно в этом контексте, поэтому рациональность как таковая не стала предметом непосредственного исследования.
Проблема рациональности и ее форм активно исследовалась в структурализме и постструктурализме. В работах М. Фуко мы находим анализ человеческого знания и тех форм, которое оно принимает. Фуко выявляет основы, на которых строятся эпистемы Ренессанса, Нового Времени и современности, тем самым показывая природу того, что и почему в определенный исторический период расценивается как знание и выступает в качестве рационального. Фуко выявляет властный, репрессивный характер человеческих институтов, которые накладывают отпечаток на формы производства знания и оценки рациональности. Знание и познание, таким образом, видятся как неотделимые от власти, а рациональным полагается то, что расценивается таковым тем, кто имеет возможность вынесения подобных оценок.
Анализом рациональности, и главным образом научной рациональности занималась философия позитивизма и неопозитивизма. Представители этого направления философии исходили из того, что рациональным является только научное, позитивное знание, а всякого рода философия и метафизика были расценены как не заслуживающие внимания. Позитивизм повлиял на развитие аналитической филосо¬фии, которое продолжилось в двух основных направлениях: логическом анализе и лингвистической философии. Среди основателей и теоретиков аналитической философии, обращавшихся к проблемам рациональности, реализма и релятивизма мы можем выделить следующие имена: Р. Карнап и У. Куайн, Дж. Э. Мур и Л. Витгенштейн, X. Патнэм и Д. Дэвидсон и др. Именно в работах философов- аналитиков получили развитие темы реализма и релятивизма, рассмотрение которых, на наш взгляд позволяет выявить новые черты в феномене рациональности, поэтому мы сосредотачиваемся в нашей диссертации именно на исследованиях, проведенных представителями этого направления современной философии.
Исследованию рациональности посвящены многочисленные работы отечественных философов. Необходимо выделить работы В.А. Лекторского и П.П. Гайденко, В.С. Швырева и В.С. Степина, В.С. Поруса и М.К. Мамардашвили, Л.А. Микешиной и других. В исследованиях эти философы сосредотачиваются на выделении таких сторон рациональности как рассудочная и разумная (например, В.С. Швырев характеризует эти составляющие рациональности как закрытую и открытую), остальные склоняются в основном к анализу научной рациональности, полагая ее эталоном рациональности вообще.
Проблемы реализма появились или скорее были осознаны несколько позднее. Реализм - это название комплекса представлений о мире, который, с одной стороны, постулирует существование окружающего мира - онтологический реализм, а с другой стороны, высказывается за возможность познания этого мира таким, какой он есть, это - гносеологический реализм. Сам термин реализм, как известно, появляется в средние века в связи с проблемой универсалий: реалисты полагали, что универсалии как общие понятия существуют в реальности. Современный же реализм стремится ответить на вопрос: как могут некоторые знаковые системы выразить, передать, определить или воспроизвести то, что существует в реальности? Проблема онтологического реализма в наиболее отчетливой форме, вероятно, была поставлена Беркли и Юмом. Что касается гносеологического реализма, то сама проблема хоть и не в такой форме, но по своему содержанию неявно присутствовала уже у элеатов, а затем по-разному решалась как древнегреческими, так и новоевропейскими философами. Особое решение проблемы реальности существующих вещей предлагал И. Кант, разделив мир на феноменальный и ноуменальный. В дальнейшем проблемы реализма были снова поставлены на повестку дня неокантианцами, в частности это делал Г. Риккерт в своей работе «Система трансцендентального идеализма». Реальностью мира в противоположность содержанию сознания занимался Э. Гуссерль и вся феноменологическая традиция. Свои решения этого вопроса предлагает и современная философия, и мы рассмотрим те варианты, которые мы находим по преимуществу в аналитической философии.
Релятивизм, как теоретическая позиция, стал характерен для современной философии, хотя зародился он, конечно, гораздо раньше, некоторые полагают, что уже в древнегреческой философии у Протагора. Релятивизм исходит из признания многообразия теоретических позиций и невозможности выбора предпочтительной из них. Это происходит потому, что релятивизм ставит под сомнения критерии оцен¬ки, а истина перестает играть ведущую эпистемологическую роль в процессе познания. В результате разные теории и сферы культуры признаются как равноправные, а результаты научных, религиозных и иного рода изысканий, равноценными. Релятивизм как явление современной культуры зарождается в начале XX века в связи с антропологическими исследованиями, в связи с кризисом оснований математики и необходимостью установления и поиска новых исходных принципов в естественных науках. Релятивизм в естественных и гуманитарных науках - это не одно и тоже, хотя подчас это упускают из виду. Мы будем анализировать явление релятивизма так, как оно сложилось и получило трактовку именно в гуманитарных областях знания, главным образом в философии. Нам интересен релятивизм именно как эписте-мологический принцип.
Мы полагаем, что во всех перечисленных нами направлениях современной философии, уделявших внимание проблемам рациональности, реализма и релятивизма не было осуществлено их комплексного анализа, не были выявлены причинно-следственные и иные связи, устанавливающиеся между этими феноменами. Наше исследование призвано по возможности восполнить этот пробел.
Теоретические и методологические основания исследования
Итак, основными методами нашего исследования будут: сравнительный анализ, «критический рационализм» в духе К. Поппера и систематизация на основе построения модели исследуемого объекта. В анализе рациональности мы исходим, как уже упоминалось, из разделения на форму и содержание, мы рассматриваем рациональность как основополагающую характеристику мышления, которая проявляет себя в способности людей к упорядочению окружающего их мира. Мы также полагаем, что результатом воздействия рациональности является весь мир культуры, основными отличительными признаками которого, как и способности, его породившей, является взаимодействие двух противоположных тенденций: постоянства и изменения. Эту идею мы находим в работах К. Мамардашвили. Также, в числе теоретических принципов, их которых мы исходим, необходимо отметить принцип логической невозможности абсолютного обоснования теоретических предпосылок нашего познания, который был высказан немецким последователем К. Поппера - X. Альбертом. Мы рассматриваем рациональность как феномен, не имеющий оснований в чем-то внешнем, но обладающий всегда определенной формой и содержанием.
Как переосмысливает рациональность и взаимосвязанные с ней проблемы реализма, объективности, истины, релятивизма и несоизмеримости аналитическая философия мы покажем в нашей работе. Мы сосредотачиваемся именно на этом направлении современной философии, потому что, во-первых, большинство работ в русле аналитической философии так или иначе посвящены исследованию интересующих нас понятий и проблем, связанных с ними, во-вторых, в русле этой философии уже были выработаны конкретные подходы и методы решения поставленных нами задач. В третьих, они недостаточно ис-следованы в отечественной литературе в интересующем нас отношении.
Научно-практическая значимость исследования: Результаты исследования могут использоваться:
1. В качестве возможных критериев исследования познавательных способностей человека;
2. Как методологические основания для аксиологии, праксиологии, социальной философии, философии культуры, а также в области гуманитарного и естественнонаучного знания;
3. Как вспомогательные принципы для постановки вопросов о достоверности знания, в попытках разрешения загадки работы человеческого сознания и мышления;
4. Для анализа рациональности, проявляющей себя в практической жизни людей;
5. В области преподавания философии. Появляется возможность логической связи и наглядной демонстрации основных тенденций, характерных для современной, главным образом аналитической философии.
Научная новизна исследования
Новизна нашего исследования состоит в том, что оно представляет собой комплексный анализ трех понятий: рациональность, реализм и релятивизм. Каждое из них рассматривается в неразрывной связи друг с другом, в результате чего выявляется теоретическая позиция - модель, позволяющая совместить все три понятия. Мы полагаем, что объединение этих понятий в одну систему дает возможность луч¬ше выявить содержание каждого из них. В работе проведен анализ рациональности как формы мышления, позволяющей целенаправленно организовывать мир опыта, обладающей своей универсальной формой (как формальная рациональность) и уникальным содержанием (определяемым в зависимости от культурных, исторических, социальных и иных условий), а также выявляются ее ключевые характеристики и признаки. Мы обнаружили, что ключевыми чертами рациональности будут, во-первых, способность к организации некоторых данных, во-вторых, целенаправленность этого процесса, и, в-третьих, необходимость признания чего-либо в качестве реального.
В результате анализа реализма выявлены такие его формы как онтологический, гносеологический и аксиологический, а также рас-смотрены взаимосочетания форм реализма и рациональности. Кроме того, особенности реализма были выявлены в связи с концепциями истины, которые накладывают свой отпечаток как на форму реализма, так и на особенности рациональности. При анализе релятивизма и не-соизмеримости была осознана необходимость вычленения четких критериев, применяемых при сравнении чего-либо. Формы релятивизма также были соотнесены с формами рациональности.
Отношение рациональности к реализму и релятивизму мы определили следующим образом: реализм входит в любую рациональную систему как ее часть, а релятивизм и является одной из таких систем. Мы обнаружили, что любая рациональная позиция исходит из признания чего-либо в качестве реального, а релятивизм - это одна из таких позиций. Мы выяснили, что парадокс релятивизма состоит в его желании вырваться за границы рациональности, основой которого провозглашается многообразие позиций и невозможность выбора предпочтительной из них. Но релятивизм не может выйти ни за рамки рациональности, ни за пределы реального мира, потому что, несмотря на разнообразие, все эти точки зрения относятся к реальному миру, любая теория о котором будет в той или иной степени рациональна.
Новизна исследования также определяется вновь введенной в научный оборот переводной литературой, что и позволило получить основные результаты. Именно идеи X. Патнэма, Д. Дэвидсона, К. Поппера и др. обозначили направление работы и способствовали вы-работке оригинальной концепции автора.
Апробация работы
А. Проведены исследования по гранту:
1. «Проблема рациональности: реализм и релятивизм», под-держанное Конкурсным центром фундаментального естествознания: проект №А03 - 1.1 - 353.
Б. Проведены обсуждения:
1. Текста кандидатской диссертации: дважды обсуждался на кафедре онтологии и теории познания УрГУ.
Структура и объем работы
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы из 159 наименований. Работа выполнена на 163 страницах машинописного текста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Р. Рорти: о новом гуманизме. // Проблема нового гуманизма в мировом и российском контекстах: IV ежегодная науч,- практ. конф., проведенная Гуманитарным университетом (г. Екатеринбург) 15- 16 мая 2001 года: Тез. докл./ Редкол.: Л.А. Закс и др.: В 2 т. - Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного университета. - 2001. Т.2: Опыт XX в. и культурфилософские проблемы гуманизма. (4 стр.)
2. Наброски к портрету глобализма и антиглобализма.// Глобализация: реальность, противоречия, перспективы: V ежегодная науч,- практ. конф., проведенная Гуманитарным университетом (г. Екатеринбург) 15 мая 2002 года: Тез. докл. / Редкол.: Л.А. Закс и др.: В 2т. - Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного университета. - 2002. Т. 1. Глобалистские и антиглобалистские тенденции в обществе и культуре России. Личность эпохи новых информационных техно-логий и глобализации: социально-психологические проблемы. (4 стр.)
3. Р. Рорти: философия как герменевтика.// София, №4. Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии, Уральский государственный университет, 2002г. (10 стр.)
4. Что такое репрезентация и кто ее придумал. Мнение компетентного эксперта. // Проблемы концептуализации действительности и моделирования языковой картины мира: Материалы Международной научной конференции/ Отв. Ред. Т.В. Симашко. - Архангельск: Поморский государственный университет, 2002. - 272 с (2 стр.)
5. Логика толерантности - основной принцип «иронической философии» Р. Рорти. // Логика толерантности и права: Материалы науч-ной конференции. Екатеринбург, 24-25 декабря 2001г. - Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2002. (6 стр.)
6. Две альтернативы: реализм К. Поппера и релятивизм Р. Рорти // Вестник УГТУ-УПИ. Серия «Гуманитарные и социально- экономические науки». Актуальные проблемы социологии и менеджмента: Сборник научных статей. Екат.: ГОУ ВПО УГТУ- УПИ, 2003. №4(24). (С.41-42)
7. Релятивизация понятия свободы в постиндустриальном обществе. //Коллизии свободы в постиндустриальном обществе: Материалы международной научно-практической конференции, проведенной Гуманитарным университетом (г.Екатеринбург) и Фондом Фридриха Науманна (ФРГ) 15-16 мая 2003 года. Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного университета, 2003. (4 стр.)
8. Культурный релятивизм и философия Р.Рорти. //Мировоззрение как социокультурный феномен: Материалы Всерос. науч. конф. «Мировоззрение и культура», посвящ. 75-летию Заслуж. деятеля науки РФ, д-ра филос. наук, проф. И.Я. Лойфмана (Екатеринбург, 17-18 декабря 2002 г.)/ Под. общ. ред. проф. Е.Г. Трубиной; Мин- во образования РФ и др. - Екатеринбург: Издательство «Банк культурной информации», 2003. (3 стр.)
9. Реализм и релятивизм в современной философии.// Актуальные проблемы социологии и менеджмента. Материалы V Всероссийской научной конференции «Возрождение России: общество - управление -образование - культура - молодежь», посвященной 40-летию кафедры социологии и социальных технологий управления. Выпуск 3. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2003г.
10. О жизнеспособности релятивизма в науке и философии. //Философия и наука:. Материалы третьей межвузовской научно- практической конференции аспирантов и соискателей «Философия и наука», Екатеринбург, 21 апреля 2004 г./ Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2004. (3 стр.)
11. Коммуникация в XXI веке: причины и следствия. // Информационная эпоха: Мир - Россия - Урал: VII международная научно- практическая конференция, проведенная Гуманитарным университетом (г. Екатеринбург) и Генеральным консульством США в Екатеринбурге 12-13 мая 2004 года: Материалы / Редкол.: Л.А. Закс и др.: В 2 т. - Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного ун-та, - 2004. Т. 1: Общество, цивилизация, культура информационной эпохи. Коммуникационный взрыв XXI века: проблемы межличностной и социальной коммуникации в информационную эпоху. Трансформация масс-медиа в XXI веке. «Новые аудитории»: их информационные потребности, ценности, язык, стиль жизни. (4 стр.)
12. Размышления о реализме и релятивизме в эпоху постмодерна.// Антропологический подход к изучению древних культур. Мате-риалы заседаний «круглого стола», проведенного 5-7 июня 2004 г. на научной базе Аркаим. Специальный выпуск научного альманаха «Вестник Общества открытых исследований древности». / Ред. Ф.Н. Петров. Екатеринбург, 2004. (4 стр.)
13. Реализм и релятивизм в теории познания И. Канта и его последователей. // В ¡сник Дшпропетровского ушверситету. Сер. «Соцюлопя. Фшософ1я. Полыолопя». Вии. 10. - Д.: РВВ ДНУ,
2004. - С. 299-304.
14. Антропология как теория познания: реализм и релятивизм.// Антропологические основания теоретического мышления: материалы научной конференции (г. Екатеринбург, 16-17 ноября 2004): Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2005.
15. О гранях рациональности: реализме и релятивизме.//Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24-28 мая 2005 г.): В 5 т. Т.1. - М.: Современные тетради, 2005. - 768с.
16. Философский плюрализм: тотальный релятивизм или способ бытия
человеческой мысли?// Эпистемы - 4: Философский плюрализм. Материалы межвузовского семинара: Альманах/ Сост., общ. ред. докт. филос. наук. Д.В. Анкина - Екатеринбург: Изд. Урал, ун-та,
2005. -с.49-63.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ