Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗИ Я-КОНЦЕПЦИИ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ НА ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Работа №103390

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы22
Год сдачи2006
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
ВЫВОДЫ
ПУБЛИКАЦИИ

Настоящая работа продолжает линию исследований взаимоотношений Я-концепции и когнитивных процессов (Л.Я. Дорфман, 1999, 2002, 2005; Л.Я. Дорфман, Е.В. Дудорова, 2003; Л.Я. Дорфман, Г.В. Ковалева, 2000; Л.Я. Дорфман, В. А. Гасимова, 2004; Л.Я. Дорфман, А.В. Огородникова, 2004; Л.Я. Дорфман, С. А. Щебетенко, 2003). В отличие от предшествующих работ, в которых акцент делался на креативном мышлении, интеллекте, знаниях, когнитивных взаимодействиях с людьми и литературными персонажами, данное диссертационное исследование посвящено изучению взаимоотношений Я-концепции и двигательной памяти.
Как отмечают А.В. Брушлинский и Е.А. Сергиенко (1998), восприятие, память, принятие решений, внимание, когнитивное развитие можно рассматривать как разные аспекты единой системы когнитивного взаимодействия человека с миром. С другой стороны, человек - это также его Я-концепция.
Актуальность настоящего исследования выражается в том, что оно рассматривает те фундаментальные проблемы памяти, которые до сих пор изучены недостаточно. Следуя некоторым авторам (А.В. Брушлинский, Е.А. Сергиенко, 1998; А.В. Брушлинский, 2000, 2001; A. Bandura, 1989; R. Tafarodi, T. Marshall, &A. Milne, 2003), можно было бы полагать, что Я-концепция и память относятся к единой системе. Однако эти представления недостаточно обоснованы эмпирически. Собственно в теоретическом плане показана возможность разработки этой проблемы в разных направлениях. В отечественных исследованиях Я-концепция не сводится к памяти, но предлагаются более общие понятия, чем и Я-концепция, и память. Ментальная репрезентация - понятие, которое позволяет в общем контексте рассматривать человека как субъекта и его когнитивные процессы во взаимодействиях с миром (А.В. Брушлинский, Е.А. Сергиенко, 1998; А.В. Брушлинский, 2000, 2001), следовательно, Я-концепцию и память относить к единой системе. Другую перспективу разработки этой проблемы обозначает Л.М. Веккер (1998). Он отмечает, что память способствует удержанию Я и является универсальным интегратором психики, участвует во взаимодействиях человека с внешним миром. Таким образом, функционирование Я ставится в зависимость от деятельности памяти.
В зарубежных работах намечаются, по меньшей мере, три линии исследований. В одних работах (W. Mischel &C. Morf, 2003) функционирование Я уподобляется устройству по динамической переработке информации и функционированию когнитивных процессов. В других работах (J. Kihlstrom, L. Marchese- Foster, &S. Klein, 1997) Я-концепция относится к памяти на том основании, что в памяти кодируется Я в виде абстрактной информации об атрибутах личности. В третьей линии работ, напротив, память рассматривается как компонент иерархически организованной системы Я(A. Bandura, 1989; A. Greenwald &M. Banaji, 1989; R. Tafarodi, T. Marshall, & A. Milne, 2003). Взятые совместно, однако, все эти работы свидетельствуют о разнопорядковости и множественности отношений между Я-концепцией и памятью. Эта проблема остается открытой и требует дополнительных исследований.
Проблема разнопорядковости и множественности отношений между Я-концепцией и памятью обнаруживается и со стороны Я-концепции. Я может пониматься как унитарное или многоаспектное образование (M. Leary &J. Tang- ney, 2003). Однако в наименьшей степени изучены взаимоотношения памяти и Я-концепции с учетом многоаспектности последней. С учетом полимодального подхода к Я-концепции (Л.Я. Дорфман, 2002, 2004) ее взаимоотношения с памятью не изучались.
Целью исследования является изучение характера взаимосвязей Я-концепции и памяти.
Объектом исследования являются Я-концепция и двигательная память.
Предметом исследования являются взаимоотношения полимодального Я и двигательной памяти на танцевальные движения (на примере старших дошкольников). Вид памяти (двигательная память) определялся по предъявляемому для запоминания материалу (память на танцевальные движения).
Методологической основой исследования являются системный подход (В.А. Барабанщиков, 2004, 2005; Б.А. Вяткин, 2005; В.П. Кузьмин, 1982; Б.Ф. Ломов, 1984) и представления о когнитивных взаимодействиях человека с миром (А.В. Брушлинский, 2000, 2001; А.В. Брушлинский, Е.А. Сергиенко, 1998; Т.А. Ребеко, 1998). С позиций системного подхода двигательная память характеризуется разнопорядковыми и множественными отношениями, взятыми совокупно. Двигательную память можно понимать, во-первых, как самостоятельную систему, во-вторых, как часть своей видородовой макростемы - когнитивного взаимодействия человека с миром (включая его Я-концепцию), в- третьих, как систему, которая имеет внутреннюю структуру (запоминание информации, ее хранение в кратковременной, оперативной и долговременной памяти и воспроизведение), в-четвертых, в связи с внешними условиями, в частности, с условиями предъявления материала для запоминания.
Теоретической основой исследования являются концепции полимодального Я (Л.Я. Дорфман, 2002, 2004), полимодальности двигательной памяти (В.И. Гончаров, 1981; Е.П. Ильин, 1990, 2002; А.Ц. Пуни, 1979; В.П. Умнов, 1980), множественной (A. Pai vio, 1986) и амодальной (J. Theios &P. Amrhein, 1989) ментальных репрезентаций вербальной и невербальной информации.
Теоретическое значение работы выражается в развитии представлений о Я-концепции и двигательной памяти дошкольников как единой системе. Большое значение для понимания особенностей и функционирования этой системы имеет идея полимодальности, объединившая полимодальное Я с полимодальностью двигательной памяти. Получившая эмпирическую поддержку, эта идея выражается в разработке концептуальной (интегративной) модели Я-концепции и двигательной памяти. Данная модель раскрывает особенности вкладов субмодальностей Я в двигательную память с учетом условий предъявления информации, ее хранения в кратковременной, оперативной и долговременной памяти, а также в особенности воспроизведения движений. Обнаруженная при этом многоаспектность способствует углублению знаний о характере взаимоотношений Я-концепции и двигательной памяти и намечает новую - «полимодальную» - перспективу исследований в данном направлении.
Научная новизна работы выражается в том, что впервые получены эмпирические данные в пользу влияния способов предъявления движений (визуально - вербально) на их хранение в кратковременной, оперативной и долговременной памяти, а также на особенности их воспроизведения. Впервые выявлена структура Я-концепции (полимодального Я) у детей дошкольного возраста. Впервые обнаружено, что полимодальное Я оказывает эффекты на воспроизведение танцевальных движений при невербальном и вербальном предъявлении и хранении их в кратковременной, оперативной и долговременной памяти. Впервые разработана основанная на эмпирических данных интегративная модель полимодального Я и двигательной памяти дошкольников.
Были поставлены пять задач исследования:
• выяснить особенности двигательной памяти старших дошкольников при невербальном (визуальном) - вербальном предъявлении танцевальных движений;
• выяснить особенности полимодального Я старших дошкольников;
• выяснить эффекты полимодального Я на двигательную память старших дошкольников;
• выяснить особенности взаимодействий полимодального Я, условий предъявления и хранения танцевальных движений в двигательной памяти по параметрам воспроизведения их амплитуды и ориентации в пространстве;
• построить интегративную модель полимодального Я и двигательной памяти старших дошкольников.
Исследовательские гипотезы формулировались в терминах корреляционного, дисперсионного факторного и конфирматорного факторного анализа, а также в терминах путевого анализа (структурных линейных уравнений).
На основании теоретических и эмпирических данных, полученных при анализе литературы, были выдвинуты пять групп гипотез.
Первая группа гипотез была направлена на тестирование особенностей двигательной памяти при невербальном (визуальном) и вербальном предъявлении танцевальных движений (решение первой задачи). Были сформулированы три исследовательские гипотезы. Примером исследовательской гипотезы этой группы служит предположение, что условия предъявления (визуально - вербально) танцевальных движений производят раздельные эффекты на их хранение в оперативной, кратковременной, долговременной памяти по параметрам их амплитуды и ориентации в пространстве.
Вторая группа гипотез была направлена на тестирование особенностей полимодального Я (решение второй задачи). Примером этой группы гипотез служит предположение, что связность субмодальностей полимодального Я у старших дошкольников является высокой.
Третья группа гипотез была направлена на тестирование эффектов полимодального Я на двигательную память (решение третьей задачи). Была сформулирована одна исследовательская гипотеза: полимодальное Я производит эффекты на двигательную память старших дошкольников.
Четвертая группа гипотез была направлена на тестирование особенностей взаимодействий полимодального Я, условий предъявления и хранения танце-вальных движений в двигательной памяти (решение четвертой задачи). Были сформулированы три исследовательские гипотезы. Например: полимодальное Я, условия предъявления и хранения танцевальных движений в двигательной памяти взаимодействуют по параметрам воспроизведения точности амплитуды.
Пятая группа гипотез была направлена на построение интегративной модели полимодального Я и двигательной памяти (решение пятой задачи). Были сформулированы четыре исследовательские гипотезы. Примером этой группы гипотез является предположение, что структура интегративной модели полимодального Я и двигательной памяти старших дошкольников складывается из субмодальностей полимодального Я, условий предъявления (невербально - вербально) и хранения (в оперативной, кратковременной, долговременной памяти) танцевальных движений по показателю точности воспроизведения амУлиаСТЪики. В исследовании приняли участие 144 ребенка (68 мальчиков и 76 девочек) дошкольного возраста (возраст в диапазоне от 6 до 7 лет, М = 6,5 лет, 81) = 4,4 месяца). Исследование проводилось на базе детских садов № 4 и 213 Екатеринбурга.
Дети имели опыт занятий музыкально - ритмическими движениями (М = 1,5 года, 8П = 3,3 месяца). Каждый ребенок дал согласие на участие в исследовании, и получено разрешение родителей.
Метод исследования
Процедура. Были разработаны оригинальные процедуры исследования двигательной памяти на танцевальные движения с учетом возраста детей. Стимульным материалом для исследования двигательной памяти была танцевальная комбинация, состоящая из восьми движений. Были выделены четыре условия предъявления танцевальной комбинации и ее воспроизведения после хранения материала в разных видах двигательной памяти: (1) одно предъявление и воспроизведение (хранение в кратковременной памяти); (2) несколько предъявлений и воспроизведение: количество предъявлений определял сам ребенок (хранение в оперативной памяти); (3) воспроизведение через 10 минут после первого предъявления (хранение в долговременной памяти); (4) воспроизведение через 24 часа после первого предъявления танцевальных движений (хранение в долговременной памяти в течение 24 часов).
Танцевальная комбинация предъявлялась (в разные дни) детям невербально (визуально) и вербально, причем танцевальная комбинация предъявлялась разным детям в случайном порядке.
Каждый ребенок воспроизводил танцевальную комбинацию (эталон) индивидуально. Эталон и фактически воспроизведенные детьми комбинации записывались на видеопленку при одних и тех же позициях видеокамеры.
Применялся контент-анализ речевой продукции детей для определения особенностей субмодальностей их полимодального Я. Предметом контент-анализа были местоименные формы: личное местоимение я (в котором выражается субмодальность Авторское Я), местоимение я в категориях падежа - меня, мне, мной, обо мне (в которых выражается субмодальность Вторящее Я), личное местоимение 3-го лица - он, она, оно, они или замещающие их логические подлежащие (в которых выражается субмодальность Превращенное Я), притяжательные местоимения - мой, моя, мое (в которых выражается субмодальность Воплощенное Я) (Л.Я. Дорфман, 2002; Л.Я. Дорфман, И.М. Гольдберг, 2000). Эти местоименные формы были использованы в качестве показателей субмодальностей Я.
Каждого ребенка (индивидуально) просили подробно рассказать о том, как он провел предыдущий день. Продолжительность рассказа не ограничивалась. Рас-сказ записывался на диктофон. Применялся количественный контент-анализ местоименных форм в рассказах детей по диктофонным записям.
Инструментарий. Измерялись двигательная память на танцевальные движения и субмодальности Я с учетом возраста детей.
Двигательная память
По материалам видеосъемок два эксперта (возраст 35-40 лет, преподаватели детских танцевальных коллективов, образование высшее, стаж работы - 12-15 лет, педагоги первой квалификационной категории), независимо друг от друга, анализировали и давали оценки танцевальным комбинациям, воспроизводимым детьми в сравнении с эталонной танцевальной комбинацией. Экспертные оценки усреднялись. Эксперты оценивали (в баллах от 0 до 8) воспроизведение детьми амплитуд и ориентаций танцевальных движений в пространстве по параметрам их количества и точности в сравнении с эталоном. Более детально показатели воспроизведения танцевальной комбинации излагаются в тексте диссертации.
Субмодальности Я
Субмодальности Я определялись по результатам количественного контент- анализа местоименных форм в рассказах детей. Доли местоимений (личного местоимения я, местоимения я в категориях падежа, личного местоимения 3-го лица - он, она, оно, они или замещающие их логические подлежащие, притяжательных местоимений) к общему количеству сказанных слов в пересчете на одну минуту служили показателями субмодальностей Я: Авторского, Вторящего, Превращенного, Воплощенного.
Исследовательский дизайн и анализ данных. С учетом характера исследовательских гипотез применялись разные исследовательские дизайны и методы статистической обработки данных.
В рамках корреляционного дизайна изучались взаимосвязи субмодальностей Я по данным корреляционного (по Пирсону) и факторного (метод главных компонент, вращение компонент способом Варимакс с нормализацией по Кайзеру) анализов.
Внутригрупповой однофакторный дизайн применялся для изучения различий между субмодальностями Я. Данные обрабатывались с помощью однофакторного внутригруппового дисперсионного анализа ANOVA: 1 (полимодальное Я) х 4 (субмодальности Я).
Внутригрупповой двухфакторный дизайн применялся для изучения взаимодействий условий предъявления (визуально и вербально) танцевальных движений (внутригрупповые факторы) по показателям воспроизведения танцевальной комбинации. В каждом внутригрупповом факторе выделялись четыре уровня, соответствующие условиям хранения танцевальных движений в двигательной памяти: кратковременной, оперативной, долговременной (через 10 минут и 24 часа). Применялся двухфакторный дисперсионный анализ ANOVA: 2 (визуальное и вербальное предъявление танцевальных движений) х 4 (уровни хранения танцевальных движений в двигательной памяти).
Трехфакторный смешанный дизайн применялся для изучения взаимодействий полимодального Я, условий предъявления (визуально и вербально) танцевальных движений по показателям воспроизведения танцевальной комбинации. Каждая из субмодальностей Я выступала в качестве межгруппового трех уровневого фактора, условия предъявления (визуально и вербально) танцевальных движений - как два внутригрупповых фактора. Данные обрабатывались с помощью трехфакторного дисперсионного анализа ANOVA: 3 (субмодальность Я) х 2 (визуальное и вербальное предъявление танцевальных движений) х 4 (уровни хранения танцевальных движений в двигательной памяти).
Корреляционный дизайн и путевой анализ (в терминах структурных линейных уравнений) применялся для построения интегративной модели полимодального Я и двигательной памяти.
В программе ЗЕРАТИ статистического пакета З1аЩРса (версия 5.5) строились модели по данным корреляционной матрицы манифестных переменных. Оценка функции расхождения определялась методом обобщенных наименьших квадратов. Поиск базового решения и количество итераций определялись методом золотого сечения. Для оценки пригодности гипотетической модели использовались четыре индекса: х2 статистика, отношение х2 / б£, индекс Стейгера-Линда и отрегулированный индекс пригодности Йореского.
Практическое значение и внедрение. Практическое значение работы определяется следующим ее использованием. Материалы исследования использовались при ведении семинарских занятий по курсам: «Общая психология» (темы «Личность» и «Память»), «Возрастная психология» (тема «Я-концепция: развитие и формирование»), «Психологии физической культуры и спорта» (тема «Возрастные особенности двигательной памяти дошкольников»), а также спец-курса «Психология личностного роста» (2003-2005). Материалы исследования могут быть использованы в консультативной практике.
Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались на международном симпозиуме «Личность, творчество, искусство» (Пермь, 2002); Международном конгрессе «Креативность и психология искусства» (Пермь, 2005); на научно-практических конференциях ПГИИК (2002, 2003, 2004); Всероссийской научной конференции «Творчество в образовании, культуре и искусстве» (Самара, 2003). Материалы диссертации докладывались и обсуждались на кафедре психологии и педагогики Пермского государственного института искусства и культуры (2004, 2006), кафедре психологии Уральского государственного педагогического университета (2004, 2005), Фестивале аспирантов и студентов Урало-Сибирского региона (Омск, 2005); Всесоюзном фестивале профессоров и аспирантов институтов физической культуры (Москва, 2005). По теме исследования опубликовано 2 главы в коллективной монографии, 4 статьи и 2 тезиса докладов.
Основные положения, выносимые на защиту
1. Полимодальное Я и двигательная память дошкольников на танцевальные движения представляют собой единую систему. Она характеризуется взаимодействиями полимодального Я, условиями предъявления и хранения танцевальных движений в разных видах памяти.
2. Система «Полимодальное Я - двигательная память» складывается из двух подсистем: «Полимодальное Я» и «Двигательная память». Полимодальное Я включает четыре субмодальности: Авторское, Воплощенное, Превращенное, Вторящее. Двигательная память включает условия предъявления (визуально - вербально), хранения (в кратковременной, оперативной и долговременной памяти) и воспроизведения танцевальных движений. Эти две подсистемы взаимодействуют.
3. Пониженная выраженность субмодальностей полимодального Я производит позитивные эффекты на воспроизведение точности амплитуд движений, но при определенных условиях. В качестве таких условий выступают условия предъявления (визуально - вербально) и виды памяти, в которых они хранятся.
4. Высокая выраженность Превращенного Я производит позитивные эффекты на точность воспроизведения ориентаций движений в пространстве при вербальном предъявлении танцевальных движений и их хранении в кратковременной памяти.
5. Ядром системы «Полимодальное Я - двигательная память» дошкольников являются субмодальности их полимодального Я, визуальное и вербальное предъявления танцевальных движений, их хранение в оперативной и долговременной памяти, воспроизведение точности амплитуд движений.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, 4 глав, выводов, списка литературы. Работа изложена на 186 страницах, содержит 29 таблиц, 22 рисунка, 1 структурную диаграмму. Список литературы насчитывает 218 наименований, из них 75 - на иностранных языках.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании результатов исследования были сформулированы следующие основные выводы.
1. Полимодальное Я и двигательная память дошкольников на танцевальные движения представляют собой единую систему. Во-первых, в этой системе двигательная память выступает в качестве ее подсистемы. Во-вторых, видородовую макросистему представляют когнитивные взаимодействия человека с миром, в том числе полимодальное Я и его субмодальности. В-третьих, двигательная память имеет внутреннюю структуру. Она включает запоминание, хранение в разных видах памяти танцевальных движений и их воспроизведение. В- четвертых, вся эта система связана с внешними условиями, прежде всего с условиями предъявления танцевальных движений для запоминания.
2. В системе «Полимодальное Я - двигательная память» полимодальное Я взаимодействует с условиями предъявления танцевальных движений и хранения их в разных видах памяти. Это приводит к соответствующим изменениям точности воспроизведения танцевальных движений.
3. Условия предъявления (визуально - вербально) и хранение танцевальных движений в памяти связаны. Условия предъявления танцевальных движений и их хранения в памяти оказывают эффекты на показатели количества и точности воспроизведения амплитуд и ориентаций движений в пространстве. Они выше в ответ на вербальное, чем визуальное предъявление танцевальных движений. Танцевальные движения воспроизводятся в большем объеме при их хранении в оперативной, чем в кратковременной и долговременной памяти.
4. Условия предъявления танцевальных движений и их хранения в памяти взаимодействуют по показателям воспроизведения амплитуд движений, но не взаимодействуют по показателям воспроизведения ориентации движений в пространстве. Следовательно, разные параметры воспроизведения движений проявляют «чувствительность» к разным условиям предъявления танцевальных движений.
5. В полимодальное Я дошкольников вносят наибольшие вклады Вторящее Я и Превращенное Я (система «Другой»), затем - Авторское Я (автономность) и Воплощенное Я (обладание).
6. Полимодальное Я производит эффекты на точность воспроизведения амплитуд движений, но не на показатели количества амплитуд и ориентаций движений в пространстве, точности воспроизведения ориентаций движений в пространстве. Эффекты Авторского Я и Воплощенного Я на двигательную память не связаны ни с предъявлением танцевальных движений, ни с их хранением в разных видах памяти. Эффекты Превращенного Я на двигательную память связаны с вербальным предъявлением танцевальных движений, но не с их хранением в разных видах памяти. Эффекты Вторящего Я на двигательную память связаны с визуальным предъявлением танцевальных движений и их хранением в кратковременной памяти.
7. Полимодальное Я взаимодействует с условиями предъявления (визуально - вербально) и хранения танцевальных движений (в кратковременной, оперативной и долговременной) памяти по переменной точности воспроизведения амплитуд движений, но не по переменным воспроизведения количества амплитуд и ориентаций движений в пространстве. Чем ниже уровень выраженности полимодального Я, тем выше точность воспроизведения амплитуд танцевальных движений. Превращенное Я взаимодействует с вербальным предъявлением танцевальных движений и хранением их в памяти (кратковременной, оперативной, долговременной) по показателю точности воспроизведения ориентаций движений в пространстве. Показатель точности воспроизведения ориентаций движений в пространстве выше при повышенных, чем пониженных уровнях Превращенного Я.
8. Согласно интегративной модели «Полимодальное Я - двигательная память», чем в меньшей степени выражены субмодальности Я, тем более точно воспроизводятся амплитуды движений - с учетом визуального и вербального предъявления танцевальных движений и хранения их в оперативной и долговременной памяти. В интегративную модель «Полимодальное Я - двигательная память» не вошли кратковременная память и точность воспроизведенных ориентаций движений в пространстве при вербальном предъявлении танцевальных движений.



Усова О. В. Моторная память дошкольников на танцевальные движения / О. В. Усова // Интегральная индивидуальность, Я-концепция, личность / под ред. Л. Я. Дорфмана.- М.: Смысл, 2004. - С. 215-234.
Усова О. В. Полимодальное Я и воспроизведение танцевальных движений дошкольниками: интегративная модель / О. В. Усова // Метаиндивидуальный мир и полимодальное Я: креативность, искусство, этнос / под ред. Л. Я. Дорфмана, Е. А. Малянова, Е. М. Березиной. - Пермь: Перм. гос. ин-т искусства и культуры, 2004. - С. 73-81.
Статьи
Усова О. Эффекты полимодального Я на двигательную память у дошкольников (на материале воспроизведения танцевальных движений) / О. Усова, Л. Дорфман // Личность, креативность, искусство / отв. ред. Е. А. Малянов, Н. Н. Захаров, Е. М. Березина, Л. Я. Дорфман, В. М. Петров, К. Мартиндейл. - Пермь: Пермский государственный институт искусства и культуры: Прикамский социальный институт, 2002. - С. 303-333.
Усова О. В. Особенности двигательной памяти дошкольников при воспроизведении танцевальных движений / О. В. Усова // Научные труды. Ежегодник за 2004 год. - Омск: СибГУФК, 2004. - Т. 1 - С. 204-213.
Усова О. В. Точность амплитуды танцевальных движений: особенности хра-нения в памяти дошкольников / О. В. Усова // Физическое воспитание детей до-школьного возраста: теория и практика / под ред. С. Б. Шармановой, А. И. Федорова. - Челябинск: УралГАФК: ЧГНОЦ УрО РАО, 2004. - Вып. 4. - Ч. 3. - С. 44-51.
Усова О. В. Визуальное и вербальное предъявление и хранение танцевальных движений в памяти дошкольников / О. В. Усова // Личность: проблемы, факты, анализ / под ред. В. П. Прядеина, О. В. Усовой. - Екатеринбург: УрГПУ, 2004. - С. 81-101.
Тезисы
Усова О. В. Особенности воспроизведения танцевальных движений дошкольниками / О. В.Усова, Л. Я. Дорфман, Р. Ф. Козловский // Психология искусства / под ред. Г. В. Акопова [и др.] - Самара: СГПУ, 2003. - Т. 2, ч. 3. - С. 154¬157.
Usova O. An integrative model of the plural self and dance movement recall on pre-school children / O. Usova // Международный конгресс по креативности и психологии искусства: материалы / под ред. Е. Малянова, К. Мартиндейла, Е. Березиной, Л. Дорфмана, Д. Леонтьева, В. Петрова, П. Лочера. - Пермь: Администрация Пермской области: ПГИИК; М.: Смысл, 2005. - С. 288-290.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ