Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРАВОСЛАВИЕ В ЖИЗНИ РУССКИХ КРЕСТЬЯН СРЕДНЕГО УРАЛА (XIX - НАЧАЛО ХХ В.)

Работа №103372

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

история

Объем работы22
Год сдачи2006
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
129
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Общая характеристика работы
Основное содержание работы
Публикации

Актуальность темы. В наше время особенно легко поддаются изменениям внешние проявления образа жизни, увидеть за которыми устойчивые воззрения, присущие русскому народу, можно только опираясь на знание истории до 1917 г., открывшего период целенаправленного и насильственного разрушения традиций, основанных на православной вере. Советский период, несомненно, оставил отпечаток в сознании современных людей, но сейчас, в условиях возрождения значения Русской Православной церкви, русских традиций, обрядов, праздников, особенно важно изучение дореволюционного времени, когда православная вера была основой «всех глубинных традиций народной жизни и массового сознания русских».
Возрождение России немыслимо без освоения богатейших культурных традиций населяющих ее народов, в том числе - русского народа. Между тем многие из традиций с завидным упорством выкорчевывались на протяжении последних семи с лишним десятилетий. Если говорить о традиционной деревенской культуре, то в ней вообще не усматривали какого-либо позитивного содержания - в литературе (научной, публицистической, художественной) и в общественно-политической практике господствовала трактовка русского «доколхозного» крестьянства как невежественной, забитой силы. А ведь именно этим крестьянством в значительной мере генерировалась и воспроизводилась русская национальная культура.
Научное осмысление особенностей религиозного сознания русского народа требует обращения к духовным традициям крестьянства, которое составляло подавляющее большинство населения Российской империи и являлось одним из главных носителей русской православной культуры, русской религиозности и нравственности.
Интерес специалистов к православной культуре русских крестьян обусловлен также тем, что эта исследовательская проблема вписывается в разработку «антропологически-ориентированной истории», в которой обращается внимание прежде всего на изучение человека в истории, мотивов его поведения, представлений, ментальных норм и ценностей, повседневного бытия. Анализ явлений прошлого представляется важным не столько сам по себе, сколько как ключ к уяснению того, чем жил человек прошлого (в отличие от человека нынешнего), как он по-своему вписывался в культурные стереотипы, как по-своему решал экономические и социальные проблемы.
Православие являлось неотъемлемой частью традиционной культуры русского народа, составляло ее религиозно-духовную основу. Православная религия определяла мировоззрение и поведение русских крестьян, а также всю систему ценностных ориентаций человека, общественную, хозяйственную, этическую и другие стороны жизни русских.
Между тем недостаточно исследованной остается проблема места и роли православия в повседневной жизни русских крестьян. При этом изучение данной проблемы должно проходить не только на общероссийском фоне, но прежде всего в рамках того региона, на территории которого крестьянство проживало. Культурное пространство Российской империи, несомненно, обладало различиями, во-первых, в силу обширности территории страны, во-вторых, по причине ее многонациональности, в-третьих, из-за разной интенсивности заселения русскими тех земель, которые впоследствии вошли в состав России. Все эти факторы определили различные условия проживания русского крестьянства в разных концах страны и оставили отпечаток на культурной среде, а также религиозной составляющей мировоззрения и бытовых традициях регионального крестьянства. Нельзя не отметить научную значимость регионального исследования, так как, по словам Л. Февра, «историческое деяние не уменьшается в рамках «местного» и «национального», а стремится к общечеловеческому, оказывается способным к распространению и расширению».
Урал представлял собой самостоятельный регион, обладавший в рамках России природно-географическими, геополитическими, экономическими и социокультурными особенностями. В его границах горнозаводская культура соседствовала и взаимодействовала с другими культурами - русских крестьян- старожилов и новопоселенцев, «уральских» и «оренбургских» казаков, православных и староверов, представителей иных конфессий, местных этнических социумов .
Объект данного диссертационного исследования - русские крестьяне, придерживавшиеся официальной версии православия, проживавшие в сельской местности.
Предмет исследования - религиозные представления крестьян и их воплощение в крестьянской повседневности.
Цель работы - выявление места и роли православной религии в крестьянской повседневности в условиях модернизации XIX - начала ХХ в. Для достижения поставленной цели необходимо реализовать задачи:
- охарактеризовать место икон в крестьянской жизни;
- выявить отношение крестьян к храму;
- воссоздать идеальный образ священника в представлении крестьян и их отношение к своему приходскому духовенству;
- раскрыть понимание и реализацию в крестьянской жизни церковных таинств;
- реконструировать крестьянские представления о грехе и преступлении;
- определить место православия в крестьянской семейной обрядности.
Территориальные рамки диссертации ограничены Средним Уралом, в границах Пермской губернии XIX - начала XX в., которая включала в себя Верхотурский, Екатеринбургский, Ирбитский, Камышловский, Красноуфимский, Кунгурский, Осинский, Оханский, Пермский, Соликамский, Чердынский и Шадринский уезды. В настоящее время регион распределяется между Пермской и Свердловской областями и северо-восточными районами Курганской и Челябинской областей. Соотнесение Среднего Урала с границами Пермской губернии уже прочно вошло в историографическую традицию (Е. Ю. Апкаримова, И. Н. Белобородова, О.Н. Богатырева, Н. А. Миненко, Г. Н. Чагин и др.).
Хронологические рамки диссертационной работы: XIX - начало XX в. Нижняя временная граница определяется тем, что именно с начала XIX в. происходит становление единой православной культуры русских, определявшей лицо народа, уклад его жизни и образ мышления. Верхняя временная дата связана с революцией 1917 г., положившей новый рубеж в истории России. С этого времени целостная структура традиционной духовной культуры русских крестьян Среднего Урала под воздействием различных факторов начала разрушаться.
Методология исследования построена на принципе историзма и междисциплинарном подходе. Историзм позволяет видеть исторические факты и явления в движении и взаимосвязи, рассмотреть культуру как процесс с учетом меняющихся контекстов. Главным методологическим подходом, на котором основана данная диссертационная работа, является историко-антропологический. Изучение представлений, ценностных ориентаций требует применения средств из арсенала истории ментальностей. В комплексе с традиционными методами исторического анализа (описательным, историко-генетическим, историко-сравнительным и историко-типологическим) они позволяют выявить роль и место православной религии в крестьянской повседневной жизни. Использование методов статистического анализа позволило обобщить информацию в виде таблиц и графиков.
Степень научной разработанности темы. Интерес к русской народной культуре Среднего Урала, включая духовные традиции русских крестьян, виден уже в публикациях первой половины XIX в. Так, первым, кто затронул религиозные представления русских крестьян Пермской губернии, был Н.С. Попов, который в работе «Хозяйственное описание Пермской губернии», опираясь на отчеты священников, церковную документацию, пришел к выводу, что православная вера «почиталась» крестьянами, «твердейшими ее последователями», несмотря на «противодействие раскольников». При этом автор особое внимание уделил религиозно-нравственному облику русских крестьян, под которым понималось их отношение к выполнению церковных правил, предписаний и обрядов.
Вопрос о характере взаимоотношений крестьян и священников в 1840-е гг. освещался рядом авторов в связи с рассмотрением истории «картофельных бунтов» в Пермской губернии. Первым в этом отношении стал А. Н. Зырянов, который в 1860 г. опубликовал статью «Шадринский уезд в апреле 1842 года». Другие исследователи: Е. Попов в работе «Великопермская и Пермская епархия (1379-1879)» и А. А. Дмитриев в книге «“Картофельный бунт” в России и новый материал к его истории в Пермской губернии», опираясь на переписку со священниками и официальные документы, статьи и заметки предшественников, также обратили внимание на те притеснения, которым подвергались духовные лица со стороны крестьян.
В центре внимания советских историков оказались две проблемы: отношение крестьянства к официальной церкви и характер и степень крестьянской религиозности.
Некоторые аспекты религиозной жизни крестьянства оказались во внимании М. М. Громыко : значение икон и крестных ходов в крестьянской жизни, восприятие крестьянами церковных запретов на работу в праздничные и воскресные дни. Большое внимание автор уделила религиозно-этической функции общины, которая организовывала религиозную жизнь крестьянина через конкретные постановления (например, запрет работать в определенные дни). При этом М. М. Громыко использовала широкий спектр различных источников как общерусского, так и урало-сибирского характера.
Роль православия в крестьянской семейной обрядности рассмотрена Н. А. Миненко. Было выявлено, что влияние церкви на семейную обрядность было не столь заметно, как в Европейской России: православные крестьяне далеко не всегда подвергали своих детей обряду церковного прощения, а покойников могли хоронить без церковного отпевания. Отдельная глава ее же монографии «Культура русских крестьян Зауралья. XVIII - первая половина XIX в.» (1991) посвящена роли церкви в культурной жизни деревни. Рассматривая Зауралье, автор касается и Шадринского уезда. Исследуется отношение крестьян к храму и духовенству, почитание икон, в том числе и чудотворных, значение молебнов с иконами в жизни уральских крестьян.
Освещение некоторых сторон взаимоотношений уральских крестьян и церкви дается в статье В. В. Пундани «Общественный быт государственных крестьян Урала во второй половине XVIII - первой половине XIX в.». Наряду с исследованием роли и значения общины в жизни уральской государственной деревни, культурно-бытовых условий в ней, В. В. Пундани затронул вопрос о значении церкви в жизни крестьянина и пришел к выводу, что одним из традиционных центров, вокруг которых вращалась внутренняя жизнь деревни, являлась церковь.
В постсоветский период, после устранения жесткого идеологического диктата сверху, в условиях активного возрождения церковной культуры и науки, объединения светских и церковных научных сил, исследуемая тема стала объектом пристального внимания специалистов разного профиля.
Большой вклад в этом направлении внесла М.М. Громыко, которая исследовала проблемы отношения русских крестьян к храму и священнику, понимания в среде русского крестьянства греха и преступления. Нужно отметить, что все эти аспекты автор рассматривает обзорно, намечая те вопросы, которые должны быть изучены детально на региональном уровне.
Изучением значения икон в народной жизни активно занимается К.В. Цеханская. Она рассмотрела почитание икон, их использование в самых разных сферах крестьянской жизни: в быту, в семейной обрядности, в церкви, на праздниках, и пришла к заключению, что иконы воспринимались крестьянами как святыня, сопровождавшая их от рождения до смерти. К иконе крестьянин обращался в беде, желая получить помощь в трудную минуту, икона использовалась им и в радостных событиях (например, в свадьбе).
Понимание греха и преступления русскими крестьянами затрагивается в работах С. В. Кузнецова, Б. Н. Миронова и Т. В. Шатковской Исследуя обычное право в русской деревне, авторы пришли к следующему выводу: грех в представлении крестьян - категория религиозно-этическая, а к преступлениям они относили действия, которые карались законом.
Т. А. Бернштам, посвятив свою монографию «Молодость в символизме переходных обрядов восточных славян: Учение и опыт Церкви в народном христианстве» особенностям христианства, свойственного русскому крестьянству, сравнивая символизм переходных обрядов в церковных требах и в народно-христианской практике, рассматривает также роль сельского священника в духовной жизни прихожан, отмечая, что пастырь являлся главным действующим лицом в наиболее важных обрядах в жизни человека.
Роли православия в свадебном и родильно-крестильном обрядах посвящены исследования Т. А. Листовой. В связи с этим она рассматривает обряд благословения при заключении брака, использовании свечей, икон, ладана, фигуры священника на свадьбе и крестинах и др. Внимание уделено также восприятию крестьянами христианской картины мира, православных нравственных норм и образа жизни.
Изучая похоронно-поминальные обряды у русских, И. А. Кремлева исходит из того, что в основе погребального обряда лежал христианский (православный) похоронный ритуал, впитавший в себя многочисленные обряды и поверья, сохранившиеся от дохристианских традиций.
Роли и месту священника в духовной жизни русской деревни посвящена книга А. Н. Розова , в которой отдельная глава отведена рассмотрению проблемы взаимоотношений вященника и его прихожан-крестьян. На обширном общерусском источниковом материале А.Н. Розовым исследованы вопросы, касающиеся места сельского священника в пореформенное время, народных предрассудков в восприятии духовенства, идеального образа священника в крестьянском сознании.
Успехи, достигнутые при изучении исследуемой темы на общерусском материале, подготовили основу для разработки темы на региональном уровне.
В 1993 г. вышла книга Г. Н. Чагина «Мировоззрение и традиционная обрядность русских крестьян Среднего Урала в середине XIX - начале XX века». Предметом изучения стали мировоззренческие представления и поведенческие нормы русских крестьян, связанные с семейной и личной жизнью, общественными праздниками и обрядами, приуроченными к определенным календарным циклам. Описывая обряды, бытовавшие в среде уральского крестьянства, автор затрагивает влияние РПЦ на традиционную семейную обрядность крестьян. В другом своем исследовании «Окружающий мир в традиционном мировоззрении русских крестьян Среднего Урала» автором в связи с рассмотрением символики жилища затрагивается роль и значение переднего угла, божницы и икон в крестьянской жизни. Нужно отметить, что, изучая народную этику, Г. Н. Чагин кратко останавливается на и семейной этике, благочестивом отношении крестьян к храму, домашним иконам, особом отношении к умершим предкам (поминальный комплекс), почитании восприемников.
Вопрос о взаимоотношениях духовенства и крестьян, а также отношении последних к храму поднят в статье Н. А. Миненко «Русское население Урала и Западной Сибири и православная церковь (ХУ111-Х1Х века)» , в которой автор касается всех сторон взаимоотношений православной церкви, ее представителей и паствы на Урале.
В 1998 г. вышло исследование А. В. Мангилевой «Духовное сословие на Урале в первой половине XIX в. (на примере Пермской епархии)». В книге, кроме анализа всех аспектов бытия духовного сословия, рассматриваются взаимоотношения духовенства с крестьянством как в религиозной, так и в экономической, культурной, бытовой областях.
Рассматривая на большом архивном материале деятельность священников Оренбургской епархии, А. И. Конюченко пришел к выводу, что пастыри были для крестьян единственными руководителями в их духовной жизни, являясь их советчиками и наставниками.
Значительный вклад в изучение роли и места православия в жизни русского крестьянства на Урале внесла С. В. Голикова. Она дала авторскую трактовку преступления в крестьянском понимании . В связи с исследованием волостного суда, который понимался крестьянами как суд «по совести», автором дается определение преступления: это не нарушение юридической нормы, а нарушение моральной нормы, т.е. грех. Также немало внимания было уделено С. В. Голиковой изучению крестьянской семейной обрядности на Урале . Не изучая специально роль православных традиций в семейных обрядах, исследователь тем не менее затрагивает и эту проблематику.
Семейно-брачным отношениям в традиционном социуме Прикамья (XIX - начало ХХ вв.) посвящена статья Н. Н. Агафоновой , в которой автор наряду с формами семьи, ее структурой, характером и внутренней жизнью рассматривает также религиозные традиции в крестьянской семейной обрядности. Основное внимание исследователь уделила старообрядческой среде. При этом статья дает возможность сравнить влияние православной религии на обрядность как староверов, так и крестьянского населения, придерживавшегося официального церковного учения.
Среди новейших исследований нужно назвать статью А. А. Космовской, посвященную православной традиции в свадебной обрядности Северного Прикамья в XIX - начале ХХ в. , а также статью А. И. Конюченко и О.В. Никифоровой, посвященной дешифровке кода религиозного пространства на примере Оренбургской епархии в XIX в . Последнее исследование представляет интерес и ценность тем, что через раскрытие зашифрованного кода религиозного пространства, заключающемся в совокупности названий храмов, которые несут информацию о религиозных предпочтениях населения, выражающихся в обращении при освящении церкви к именам небесных покровителей верующих, можно выйти на характеристику религиозного сознания последних.
Подводя итог, отметим, что место и роль православия в жизни крестьян Среднего Урала в XIX - начале ХХ в. не стали предметом специального исследования. Историки касались этой темы либо вскользь, либо ограничивались изучением отдельных аспектов религиозной жизни крестьян, накопив в этой области значительный фактический материал и достигнув определенных успехов. Наиболее подробно были изучены отношение крестьян к священнику, крестьянские представления о грехе и преступлении, православные традиции в семейной обрядности. Однако и здесь имеются лакуны. В числе слабо разработанных проблем - икона в жизни крестьян, их отношение к храму, а также их понимание исповеди и причастия.
Источниковую базу диссертации составили как архивные материалы (из фондов Российского государственного исторического архива в Санкт-Петербурге (РГИА), Государственного архива Пермской области (ГАПО), Государственного архива Свердловской области (ГАСО), так и опубликованные. Среди них выделяются нормативно-правовые акты, делопроизводственная документация, статистические материалы, периодическая печать, записи фольклора, мемуары, историко-этнографические описания.
Среди нормативно-правовых актов, исходящих из церковных органов, нужно назвать циркулярные предписания Синода (РГИА. Ф. 797 - Канцелярия обер-прокурора Синода), указы и постановления Екатеринбургской и Пермской духовных консисторий (ГАСО. Ф. 6 - Екатеринбургская духовная консистория. Оп. 4; Ф. 251 - Благочинный 2 округа Камышловского уезда), а также постановления собраний церковно-приходского попечительства (ГАПО. Ф. 412 - Николаевская церковь Пермской епархии). Эти документы дают информацию о том, как реагировали официальные органы РПЦ на те или иные события, явления и процессы, происходившие в духовном мире крестьян. Например, обер- прокурором Синода было выпущено циркулярное предписание, усиливавшее контроль за «явлением» чудотворных икон и отношением к этому народа (183 5) . По тому, на что реагировали официальные церковные власти, можно извлечь данные и о религиозной жизни крестьян. Эта информация достоверна, т.к. цель различных указов и постановлений состояла в том, чтобы адекватно оценить и решить возникавшую задачу.
Делопроизводственная документация является разноплановым видом источника. Большой интерес для исследуемой темы представляют журналы и протоколы заседаний Екатеринбургской духовной консистории (ГАСО. Ф. 6), обсуждавших самые различные вопросы жизни названной консистории, решение которых было необходимо для успешного функционирования церковного «организма» на местном уровне. В связи с этим активно рассматривались разные аспекты взаимоотношений церкви (в том числе и ее представителей - священников) и паствы (крестьян), отношение крестьян к иконам, храмам, межличностные отношения (внутри приходов). Журналы и протоколы важны для нас тем, что содержат четкие конкретные данные, позволяющие изучить значение православной церкви в жизни крестьян. Нужно учитывать, что сведения изложены несколько однобоко, т.к. передают видение проблем с точки зрения официальных церковных органов. Однако сама фиксация этих проблем, возникающих внутри церковного «организма», частью которого являлись и крестьяне, позволяет выяснить также точку зрения последних.
Большую группу внутри делопроизводственных материалов составляют информационно-отчетные материалы: рапорты, донесения и переписка церковных властей. Среди них нужно выделить несколько уровней. Во-первых, это рапорты, донесения и переписка между епископами (в том числе Пермским) и канцелярией Синода (РГИА. Ф. 796 - Канцелярия Синода; Ф. 797). Во-вторых, это рапорты и переписка благочинных с Пермской духовной консисторией (ГАСО. Ф. 251; Ф. 252 - Благочинный 1 округа Камышловского уезда; ГАПО. Ф. 664 - Канцелярия Пермского епархиального архиерея). В-третьих, это переписка и рапорты священников благочинным (ГАСО. Ф. 251, 252). В-четвертых, это переписка церковных причтов с разными лицами (ГАСО. Ф. 309 - Церковь в с. Знаменском Камышловского уезда). Эти материалы содержат разнообразную информацию, в зависимости от уровня, о подотчетной территории (епархия, благочиние, приход) и интересны нам тем, что отражают религиозную жизнь крестьян Пермской губернии как в целом, так и по местностям, позволяя, с одной стороны, представить общую картину состояния религиозности крестьян на Среднем Урале, а с другой - сравнить по тому же параметру различные его части.
В оценке источников официального происхождения важно учитывать, что любая власть в интересах самосохранения нуждается в объективной информации о настроениях в обществе, поэтому, в частности, информационно-аналитические и отчетные материалы были достаточно достоверными и откровенно рисовали положение дел. Негативные тенденции и недостатки не скрывались, чтобы наметить пути преобразования церковной жизни. Поэтому отчеты епархиальных архиереев о настроениях, состоянии религиозности, нравственности в крестьянской среде являются также весьма репрезентативными с точки зрения анализа поставленной проблемы.
Важнейшим и особенным видом второй группы источников (материалы официального делопроизводства) являются судебно-следственные дела, хранящиеся в ГАСО (Ф. 6; Ф. 11 - Екатеринбургский окружной суд; Ф. 12 - Екатеринбургский уездный суд; Ф. 476 - Пермская палата уголовного и гражданского суда). Специфика судебно-следственных дел (в отличие от других видов материалов этой же группы) состоит в характере информации, содержащейся в них: она в большей степени отражает конкретные мнения самих крестьян по тому или иному вопросу, их точку зрения, что очень важно для раскрытия исследуемой темы. Благодаря этому виду источников реализуется изучение крестьянских представлений о грехе и преступлении, а также отношение крестьян к иконам. При этом важна вся информация в судебно-следственном деле, т. к. она позволяет выяснить точки зрения на совершенное преступление самого подсудимого, свидетелей и работников суда. Достоверность данных подтверждается другими материалами, в итоге чего создается целостная картина крестьянских понятий о грехе и преступлении.
Важную группу источников составили статистические документы (ГАСО): исповедные ведомости (или росписи), в которых священнослужители фиксировали количество прихожан, исполнивших свой христианский долг (долг исповеди и причастия) или не исполнивших его. Эти документы хранятся в фондах церквей (Ф. 260 - церковь с. Пышминского Камышловского уезда; Ф. 263 - церковь с. Красноярского Камышловского уезда; Ф. 265 - церковь с. Катарацкого Шадринского уезда; Ф. 275 - церковь с. Буткинского Шадринского уезда; Ф. 284 - церковь с. Мартыновского Камышловского уезда; Ф. 286 - церковь с. Юрмытского Камышловского уезда; Ф. 314 - церковь с. Поваренского Камышловского уезда; Ф. 331 - церковь с. Кисловского Екатеринбургского уезда; Ф. 767 - церковь с. Турьинские рудники Верхотурского уезда). Исповедные росписи составлялись причтом приходских церквей ежегодно, во время Великого поста, для подачи в епархиальное управление. Учитывая то, что никто лучше священников не знал населения своего прихода, а также регулярность в составлении материалов церковной статистики, следует признать, что исповедные росписи представляют собой чрезвычайно ценный и достоверный источник информации о сельском населении. Это не исключает необходимости критического отношения к содержащейся в нем информации: искажения возникали по вине составителей документов: невнимательность, желание показать неприглядную ситуацию в приходе в более лучшем виде. К сожалению, данные, полученные из этого источника, подтвердить трудно, т. к. такого рода сведения (по каждой церкви и погодно) не содержатся больше нигде. Однако это нисколько не умаляет значение исповедных ведомостей как источника.
К статистическим документам нужно отнести также церковные летописи , которые погодно велись священником и содержали сведения о положении в приходе: все, что касается храма и его прихожан (религиозная жизнь). Летописи опять же ценны тем, что их авторы - священники - прекрасно знали реальное состояние благочестия среди крестьян, фиксируя как положительные стороны религиозной жизни паствы, так и отрицательные. Достоверность информации не вызывает сомнений, т. к. данные подтверждаются другими видами источников.
Весьма немногочисленную группу среди статистических материалов составляют ведомости о пожертвованиях прихожан в пользу церкви . Информация такого рода очень важна для исследования тем, что позволяет уяснить на конкретных фактах отношение крестьян к храму. Однако данные не носят систематического характера, что является недостатком данного вида источников.
Четвертая группа источников - материалы периодической печати, представленной как светским изданием - «Пермскими губернскими ведомостями», так и церковными - «Екатеринбургскими епархиальными ведомостями» и «Пермскими епархиальными ведомостями». В репортажах, обзорах, корреспонденциях с мест и других материалах содержатся ценные наблюдения, факты, дающие возможность восстановить картину религиозного благочестия среди крестьян в самых разных уголках Пермской губернии. Авторы материалов - священники, но имеется также корреспонденция от крестьян. Недостаток этой группы источников - субъективность; однако вкупе с информацией из других источников этот недостаток нивелируется.
Отдельную группу источников составляют записи фольклора, как опубликованные, так и хранящиеся в архиве (ГАСО). Последние представлены записями частушек И. Я. Стяжкиным в Камышловском уезде (1896-1900) , а также подборкой фольклорных материалов об отношении народа к религии, сделанной В. П. Бирюковым на Урале в советское время. Это частушки, сказки, песни, бытовавшие в деревнях до революции. Такова была задача самого В. П. Бирюкова, в соответствии с этим подбирались и люди, помнившие крестьянский фольклор. Подавляющую массу записей фольклора представляют опубликованные материалы - в «Пермских губернских ведомостях», «Пермском сборнике», «Записках Уральского общества любителей естествознания», «Трудах Пермской губернской ученой комиссии», «Пермском краеведческом сборнике» . Это частушки, пословицы, поговорки, песни, причитанья, сказки, притчи, которые позволяют отследить отношение крестьян к таким атрибутам православной религии, как иконы, святые, храмы, духовенство, а также крестьянское понимание греха. Огромное значение эти записи имеют для раскрытия роли православия в крестьянской семейной обрядности. Т. е. все данные, которые заключены в этой группе источников, востребованы при исследовании всех аспектов темы диссертации. Материалы отражают, с одной стороны, мнение самих крестьян, пусть и в своеобразной форме, с другой, они, например, в частушках, утрируют действительность.
Немногочисленной является группа источников мемуарного характера. Воспоминания дают ценный материал по изучаемой теме, т. к. исходят непосредственно от современника событий, хотя и не представителя крестьянства. Это своего рода наблюдения, записанные позже. Исходили они, как правило, от представителей духовного сословия.
Среди источников личного происхождения нужно выделить путевые дневники, опубликованные в «Екатеринбургских епархиальных ведомостях» . Их авторы - епископы Екатеринбургские и Ирбитские Нафанаил и Митрофан. Эти дневники велись авторами во время путешествия по епархии. Для них характерна строгая датировка за весь период поездки. Авторы систематически описывали все церковные обряды и действия священников и паствы, чем данные сведения ценны для исследуемой темы.
Последняя группа - историко-этнографические описания. Эти материалы были опубликованы в «Екатеринбургских епархиальных ведомостях», «Пермских епархиальных ведомостях», «Пермских губернских ведомостях». Авторы - священники, долго жившие среди паствы, знавшие ее привычки, образ жизни, характер поведения, а также сами прихожане, которые писали о необычных, интересных случаях, происшедших в их приходах. Кроме этих материалов, были использованы «Этнографические сведения о жителях Пермской губернии, Шадринского уезда, Песчанского сельского общества, Верхтеченской волости», собранные в 1855 г. священником П. Кыштымовым, который также сообщает и о нравах, обычаях, поверьях и преданиях местных жителей ; «Очерк юго-западной половины Шадринского уезда», написанный священником Тихоном Успенским . Эти материалы служат дополнением к другим источникам, позволяя наиболее красочно представить жизнь русских православных крестьян Урала, выявить такие аспекты, которые не могли получить отражения в документах «официального» происхождения .
Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что впервые на региональном (уральском) материале исследована роль православной религии в крестьянской повседневности в XIX - начале ХХ в.
Практическая значимость: результаты диссертационного исследования и введенные в научный оборот данные могут быть использованы при чтении вузовских спецкурсов, подготовке лекций, обобщающих трудов по истории и культуре Уральского региона, а также России в целом.
Апробация работы проводилась на научных конференциях: международных - «Этнопсихологические и социокультурные процессы в современном обществе» (Балашов, 2003), «Историческая память и социальная стратификация. Социокультурный аспект» (Санкт-Петербург, 2005); всероссийских - «Историческое пространство России: инерция и трансфомация» (Челябинск, 2003); региональных - «Мир истории: новые горизонты» (Екатеринбург, 2001), «Культурология и история древних и современных обществ Сибири и Дальнего Востока» (Омск, 2002), «Диалог культур и цивилизаций» (Тобольск, 2002), «Россия: история и современность» (Сургут, 2003), «Зыряновские чтения - 2003» (Курган, 2003), «Исторические чтения» (Челябинск, 2004), «Научные труды IX отчетной конф. молодых ученых ГОУ ВПО УГТУ- УПИ» (Екатеринбург, 2005). Диссертация прошла обсуждение и получила одобрение на кафедре археологии, этнологии и специальных исторических дисциплин Уральского госуниверситета. По теме диссертации имеется 18 публикаций.
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы, списка сокращений и двух приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Обряд сватовства у русских крестьян Пермской губернии во второй половине XIX в. // Традиционная культура Урала. - Вып. I. - Екатеринбург : Свердлов. Дом Фольклора, 2001. - С. 140-144.
2. Религиозно-нравственный образ уральского крестьянина последней четверти XIX в. (по материалам «Екатеринб. епархиальных ведомостей») // Мир истории : новые горизонты : Тез. докл. студенч. науч.-практ. ежегод. конф., Екатеринб,19 апр. 2001 г. - Екатеринбург : Изд-во Ур. ун-та, 2001. - С. 102-103.
3. Святой Симеон Верхотурский в представлении крестьян Урала второй половины XIX в. // Культурология и история древних и соврем. обществ Сибири и Дальнего Востока : Мат-лы XLII Региональной археолого-этнограф. студ. конф. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2002. - С. 477-479.
4. Уральское духовенство и крестьянская агрикультура в XIX в. // Агрикультура Урала в XVIII - начале XX в. - Екатеринбург : Банк культурной информации, 2002. - С. 81-89.
5. Понятия греха и преступления в сознании и жизни русских православных крестьян Урала (вторая половина XIX - начало XX вв.) // Диалог культур и цивилизаций : Тез. IV науч. конф. молодых историков Сибири и Урала. - Тобольск : Изд-во ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2002. - С. 137-138.
6. Вина и стыд как регуляторы социального поведения русских православных крестьян Урала (вторая половина XIX- начало XX вв.) // Историческое пространство России : инерция и трансформация : Мат-лы Всерос. науч. конф. (12 мая 2003 г). - Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2003. -С. 55-56.
7. Отношение русских православных крестьян Урала к исповеди и причастию (вторая половина XIX - начало ХХ века) // Россия : история и современность : Тез. V межвуз. конф. студентов и молодых ученых. - Сургут, 2003. - С. 59-61.
8. Нравственные ценности прошлого как важнейший фактор формирования нрав-ственных ориентаций современного российского общества // Этнопсихологические и социокультурные процессы в современном обществе : Материалы междунар. конф. - Балашов : Изд-во «Николаев», 2003. - С. 47-49.
9. Святой Симеон Верхотурский в представлении русских крестьян Урала (вторая половина XIX в.) // Зыряновские чтения - 2003 : Тез докл. I регион. научно-практ. конф. 26-27 ноября 2003 г. - Курган, 2003. - С. 60-61.
10. Частушки как источник для изучения представлений уральского крестьянства о добрачных отношениях (конец XIX века)// Традиционная культура Урала. Альманах. Выпуск III. - Екатеринбург : Свердлов. Дом Фольклора, 2003. - С. 85¬90.
11. Образ городского священника на Урале (по материалам некрологов рубежа XIX¬XX вв.)// Уральский город XVIII - начала ХХ в. : проблемы социальной истории. - Екатеринбург : Банк культурной информации, 2004. - С. 153-159.
12. Участие уральского духовенства в развитии пчеловодства на рубеже XIX-XX вв. // Пахари и агрономы Урала в XVIII - начале XX в. - Екатеринбург : Банк культурной информации, 2004. - С. 91-98.
13. Храм в жизни русских православных крестьян Среднего Урала (XIX - начало ХХ в.) // Общественное сознание и быт населения горнозаводского Урала (XVIII - начало ХХ в.). - Екатеринбург : Банк культурной информации, 2004. - С. 139-163.
14. Значение православного священника в жизни русских крестьян Среднего Урала (вторая половина XIX - начало ХХ в.) // Уральские Бирюковские чтения. Вып. 2.
- Челябинск, 2004. - С. 366-370.
15. Иконы в представлении русских крестьян Урала (вторая половина XIX - начало ХХ в.) // Исторические чтения : Материалы науч. конф. - Челябинск : Центр ист.- культ. наследия, 2004. - С. 132.
16. Отношение русских православных крестьян Урала к приходскому духовенству (вторая половина XIX - начало XX вв.) // Урал в контексте российской модернизации. - Челябинск: Каменный пояс, 2005. - С. 416-426.
17. Православие в жизни русских крестьян Среднего Урала (XIX - начало ХХ вв.) // Научные труды IX отчетной конф. молодых ученых ГОУ ВПО УГТУ-УПИ : сб.
ст. В 4 ч. - Екатеринбург : ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2005. - Ч. 2. - С. 39-43.
18. Отношение русских православных крестьян Среднего Урала к исповеди и причастию (конец XIX в.) // Историческая память и социальная стратификация. Социокультурный аспект : Материалы XVII Междунар. науч. конф. В 2 ч. - СПб. : Нестор, 2005. - Ч. 1. - С. 53-56.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ