Актуальность темы. В наше время особенно легко поддаются изменениям внешние проявления образа жизни, увидеть за которыми устойчивые воззрения, присущие русскому народу, можно только опираясь на знание истории до 1917 г., открывшего период целенаправленного и насильственного разрушения традиций, основанных на православной вере. Советский период, несомненно, оставил отпечаток в сознании современных людей, но сейчас, в условиях возрождения значения Русской Православной церкви, русских традиций, обрядов, праздников, особенно важно изучение дореволюционного времени, когда православная вера была основой «всех глубинных традиций народной жизни и массового сознания русских».
Возрождение России немыслимо без освоения богатейших культурных традиций населяющих ее народов, в том числе - русского народа. Между тем многие из традиций с завидным упорством выкорчевывались на протяжении последних семи с лишним десятилетий. Если говорить о традиционной деревенской культуре, то в ней вообще не усматривали какого-либо позитивного содержания - в литературе (научной, публицистической, художественной) и в общественно-политической практике господствовала трактовка русского «доколхозного» крестьянства как невежественной, забитой силы. А ведь именно этим крестьянством в значительной мере генерировалась и воспроизводилась русская национальная культура.
Научное осмысление особенностей религиозного сознания русского народа требует обращения к духовным традициям крестьянства, которое составляло подавляющее большинство населения Российской империи и являлось одним из главных носителей русской православной культуры, русской религиозности и нравственности.
Интерес специалистов к православной культуре русских крестьян обусловлен также тем, что эта исследовательская проблема вписывается в разработку «антропологически-ориентированной истории», в которой обращается внимание прежде всего на изучение человека в истории, мотивов его поведения, представлений, ментальных норм и ценностей, повседневного бытия. Анализ явлений прошлого представляется важным не столько сам по себе, сколько как ключ к уяснению того, чем жил человек прошлого (в отличие от человека нынешнего), как он по-своему вписывался в культурные стереотипы, как по-своему решал экономические и социальные проблемы.
Православие являлось неотъемлемой частью традиционной культуры русского народа, составляло ее религиозно-духовную основу. Православная религия определяла мировоззрение и поведение русских крестьян, а также всю систему ценностных ориентаций человека, общественную, хозяйственную, этическую и другие стороны жизни русских.
Между тем недостаточно исследованной остается проблема места и роли православия в повседневной жизни русских крестьян. При этом изучение данной проблемы должно проходить не только на общероссийском фоне, но прежде всего в рамках того региона, на территории которого крестьянство проживало. Культурное пространство Российской империи, несомненно, обладало различиями, во-первых, в силу обширности территории страны, во-вторых, по причине ее многонациональности, в-третьих, из-за разной интенсивности заселения русскими тех земель, которые впоследствии вошли в состав России. Все эти факторы определили различные условия проживания русского крестьянства в разных концах страны и оставили отпечаток на культурной среде, а также религиозной составляющей мировоззрения и бытовых традициях регионального крестьянства. Нельзя не отметить научную значимость регионального исследования, так как, по словам Л. Февра, «историческое деяние не уменьшается в рамках «местного» и «национального», а стремится к общечеловеческому, оказывается способным к распространению и расширению».
Урал представлял собой самостоятельный регион, обладавший в рамках России природно-географическими, геополитическими, экономическими и социокультурными особенностями. В его границах горнозаводская культура соседствовала и взаимодействовала с другими культурами - русских крестьян- старожилов и новопоселенцев, «уральских» и «оренбургских» казаков, православных и староверов, представителей иных конфессий, местных этнических социумов .
Объект данного диссертационного исследования - русские крестьяне, придерживавшиеся официальной версии православия, проживавшие в сельской местности.
Предмет исследования - религиозные представления крестьян и их воплощение в крестьянской повседневности.
Цель работы - выявление места и роли православной религии в крестьянской повседневности в условиях модернизации XIX - начала ХХ в. Для достижения поставленной цели необходимо реализовать задачи:
- охарактеризовать место икон в крестьянской жизни;
- выявить отношение крестьян к храму;
- воссоздать идеальный образ священника в представлении крестьян и их отношение к своему приходскому духовенству;
- раскрыть понимание и реализацию в крестьянской жизни церковных таинств;
- реконструировать крестьянские представления о грехе и преступлении;
- определить место православия в крестьянской семейной обрядности.
Территориальные рамки диссертации ограничены Средним Уралом, в границах Пермской губернии XIX - начала XX в., которая включала в себя Верхотурский, Екатеринбургский, Ирбитский, Камышловский, Красноуфимский, Кунгурский, Осинский, Оханский, Пермский, Соликамский, Чердынский и Шадринский уезды. В настоящее время регион распределяется между Пермской и Свердловской областями и северо-восточными районами Курганской и Челябинской областей. Соотнесение Среднего Урала с границами Пермской губернии уже прочно вошло в историографическую традицию (Е. Ю. Апкаримова, И. Н. Белобородова, О.Н. Богатырева, Н. А. Миненко, Г. Н. Чагин и др.).
Хронологические рамки диссертационной работы: XIX - начало XX в. Нижняя временная граница определяется тем, что именно с начала XIX в. происходит становление единой православной культуры русских, определявшей лицо народа, уклад его жизни и образ мышления. Верхняя временная дата связана с революцией 1917 г., положившей новый рубеж в истории России. С этого времени целостная структура традиционной духовной культуры русских крестьян Среднего Урала под воздействием различных факторов начала разрушаться.
Методология исследования построена на принципе историзма и междисциплинарном подходе. Историзм позволяет видеть исторические факты и явления в движении и взаимосвязи, рассмотреть культуру как процесс с учетом меняющихся контекстов. Главным методологическим подходом, на котором основана данная диссертационная работа, является историко-антропологический. Изучение представлений, ценностных ориентаций требует применения средств из арсенала истории ментальностей. В комплексе с традиционными методами исторического анализа (описательным, историко-генетическим, историко-сравнительным и историко-типологическим) они позволяют выявить роль и место православной религии в крестьянской повседневной жизни. Использование методов статистического анализа позволило обобщить информацию в виде таблиц и графиков.
Степень научной разработанности темы. Интерес к русской народной культуре Среднего Урала, включая духовные традиции русских крестьян, виден уже в публикациях первой половины XIX в. Так, первым, кто затронул религиозные представления русских крестьян Пермской губернии, был Н.С. Попов, который в работе «Хозяйственное описание Пермской губернии», опираясь на отчеты священников, церковную документацию, пришел к выводу, что православная вера «почиталась» крестьянами, «твердейшими ее последователями», несмотря на «противодействие раскольников». При этом автор особое внимание уделил религиозно-нравственному облику русских крестьян, под которым понималось их отношение к выполнению церковных правил, предписаний и обрядов.
Вопрос о характере взаимоотношений крестьян и священников в 1840-е гг. освещался рядом авторов в связи с рассмотрением истории «картофельных бунтов» в Пермской губернии. Первым в этом отношении стал А. Н. Зырянов, который в 1860 г. опубликовал статью «Шадринский уезд в апреле 1842 года». Другие исследователи: Е. Попов в работе «Великопермская и Пермская епархия (1379-1879)» и А. А. Дмитриев в книге «“Картофельный бунт” в России и новый материал к его истории в Пермской губернии», опираясь на переписку со священниками и официальные документы, статьи и заметки предшественников, также обратили внимание на те притеснения, которым подвергались духовные лица со стороны крестьян.
В центре внимания советских историков оказались две проблемы: отношение крестьянства к официальной церкви и характер и степень крестьянской религиозности.
Некоторые аспекты религиозной жизни крестьянства оказались во внимании М. М. Громыко : значение икон и крестных ходов в крестьянской жизни, восприятие крестьянами церковных запретов на работу в праздничные и воскресные дни. Большое внимание автор уделила религиозно-этической функции общины, которая организовывала религиозную жизнь крестьянина через конкретные постановления (например, запрет работать в определенные дни). При этом М. М. Громыко использовала широкий спектр различных источников как общерусского, так и урало-сибирского характера.
Роль православия в крестьянской семейной обрядности рассмотрена Н. А. Миненко. Было выявлено, что влияние церкви на семейную обрядность было не столь заметно, как в Европейской России: православные крестьяне далеко не всегда подвергали своих детей обряду церковного прощения, а покойников могли хоронить без церковного отпевания. Отдельная глава ее же монографии «Культура русских крестьян Зауралья. XVIII - первая половина XIX в.» (1991) посвящена роли церкви в культурной жизни деревни. Рассматривая Зауралье, автор касается и Шадринского уезда. Исследуется отношение крестьян к храму и духовенству, почитание икон, в том числе и чудотворных, значение молебнов с иконами в жизни уральских крестьян.
Освещение некоторых сторон взаимоотношений уральских крестьян и церкви дается в статье В. В. Пундани «Общественный быт государственных крестьян Урала во второй половине XVIII - первой половине XIX в.». Наряду с исследованием роли и значения общины в жизни уральской государственной деревни, культурно-бытовых условий в ней, В. В. Пундани затронул вопрос о значении церкви в жизни крестьянина и пришел к выводу, что одним из традиционных центров, вокруг которых вращалась внутренняя жизнь деревни, являлась церковь.
В постсоветский период, после устранения жесткого идеологического диктата сверху, в условиях активного возрождения церковной культуры и науки, объединения светских и церковных научных сил, исследуемая тема стала объектом пристального внимания специалистов разного профиля.
Большой вклад в этом направлении внесла М.М. Громыко, которая исследовала проблемы отношения русских крестьян к храму и священнику, понимания в среде русского крестьянства греха и преступления. Нужно отметить, что все эти аспекты автор рассматривает обзорно, намечая те вопросы, которые должны быть изучены детально на региональном уровне.
Изучением значения икон в народной жизни активно занимается К.В. Цеханская. Она рассмотрела почитание икон, их использование в самых разных сферах крестьянской жизни: в быту, в семейной обрядности, в церкви, на праздниках, и пришла к заключению, что иконы воспринимались крестьянами как святыня, сопровождавшая их от рождения до смерти. К иконе крестьянин обращался в беде, желая получить помощь в трудную минуту, икона использовалась им и в радостных событиях (например, в свадьбе).
Понимание греха и преступления русскими крестьянами затрагивается в работах С. В. Кузнецова, Б. Н. Миронова и Т. В. Шатковской Исследуя обычное право в русской деревне, авторы пришли к следующему выводу: грех в представлении крестьян - категория религиозно-этическая, а к преступлениям они относили действия, которые карались законом.
Т. А. Бернштам, посвятив свою монографию «Молодость в символизме переходных обрядов восточных славян: Учение и опыт Церкви в народном христианстве» особенностям христианства, свойственного русскому крестьянству, сравнивая символизм переходных обрядов в церковных требах и в народно-христианской практике, рассматривает также роль сельского священника в духовной жизни прихожан, отмечая, что пастырь являлся главным действующим лицом в наиболее важных обрядах в жизни человека.
Роли православия в свадебном и родильно-крестильном обрядах посвящены исследования Т. А. Листовой. В связи с этим она рассматривает обряд благословения при заключении брака, использовании свечей, икон, ладана, фигуры священника на свадьбе и крестинах и др. Внимание уделено также восприятию крестьянами христианской картины мира, православных нравственных норм и образа жизни.
Изучая похоронно-поминальные обряды у русских, И. А. Кремлева исходит из того, что в основе погребального обряда лежал христианский (православный) похоронный ритуал, впитавший в себя многочисленные обряды и поверья, сохранившиеся от дохристианских традиций.
Роли и месту священника в духовной жизни русской деревни посвящена книга А. Н. Розова , в которой отдельная глава отведена рассмотрению проблемы взаимоотношений вященника и его прихожан-крестьян. На обширном общерусском источниковом материале А.Н. Розовым исследованы вопросы, касающиеся места сельского священника в пореформенное время, народных предрассудков в восприятии духовенства, идеального образа священника в крестьянском сознании.
Успехи, достигнутые при изучении исследуемой темы на общерусском материале, подготовили основу для разработки темы на региональном уровне.
В 1993 г. вышла книга Г. Н. Чагина «Мировоззрение и традиционная обрядность русских крестьян Среднего Урала в середине XIX - начале XX века». Предметом изучения стали мировоззренческие представления и поведенческие нормы русских крестьян, связанные с семейной и личной жизнью, общественными праздниками и обрядами, приуроченными к определенным календарным циклам. Описывая обряды, бытовавшие в среде уральского крестьянства, автор затрагивает влияние РПЦ на традиционную семейную обрядность крестьян. В другом своем исследовании «Окружающий мир в традиционном мировоззрении русских крестьян Среднего Урала» автором в связи с рассмотрением символики жилища затрагивается роль и значение переднего угла, божницы и икон в крестьянской жизни. Нужно отметить, что, изучая народную этику, Г. Н. Чагин кратко останавливается на и семейной этике, благочестивом отношении крестьян к храму, домашним иконам, особом отношении к умершим предкам (поминальный комплекс), почитании восприемников.
Вопрос о взаимоотношениях духовенства и крестьян, а также отношении последних к храму поднят в статье Н. А. Миненко «Русское население Урала и Западной Сибири и православная церковь (ХУ111-Х1Х века)» , в которой автор касается всех сторон взаимоотношений православной церкви, ее представителей и паствы на Урале.
В 1998 г. вышло исследование А. В. Мангилевой «Духовное сословие на Урале в первой половине XIX в. (на примере Пермской епархии)». В книге, кроме анализа всех аспектов бытия духовного сословия, рассматриваются взаимоотношения духовенства с крестьянством как в религиозной, так и в экономической, культурной, бытовой областях.
Рассматривая на большом архивном материале деятельность священников Оренбургской епархии, А. И. Конюченко пришел к выводу, что пастыри были для крестьян единственными руководителями в их духовной жизни, являясь их советчиками и наставниками.
Значительный вклад в изучение роли и места православия в жизни русского крестьянства на Урале внесла С. В. Голикова. Она дала авторскую трактовку преступления в крестьянском понимании . В связи с исследованием волостного суда, который понимался крестьянами как суд «по совести», автором дается определение преступления: это не нарушение юридической нормы, а нарушение моральной нормы, т.е. грех. Также немало внимания было уделено С. В. Голиковой изучению крестьянской семейной обрядности на Урале . Не изучая специально роль православных традиций в семейных обрядах, исследователь тем не менее затрагивает и эту проблематику.
Семейно-брачным отношениям в традиционном социуме Прикамья (XIX - начало ХХ вв.) посвящена статья Н. Н. Агафоновой , в которой автор наряду с формами семьи, ее структурой, характером и внутренней жизнью рассматривает также религиозные традиции в крестьянской семейной обрядности. Основное внимание исследователь уделила старообрядческой среде. При этом статья дает возможность сравнить влияние православной религии на обрядность как староверов, так и крестьянского населения, придерживавшегося официального церковного учения.
Среди новейших исследований нужно назвать статью А. А. Космовской, посвященную православной традиции в свадебной обрядности Северного Прикамья в XIX - начале ХХ в. , а также статью А. И. Конюченко и О.В. Никифоровой, посвященной дешифровке кода религиозного пространства на примере Оренбургской епархии в XIX в . Последнее исследование представляет интерес и ценность тем, что через раскрытие зашифрованного кода религиозного пространства, заключающемся в совокупности названий храмов, которые несут информацию о религиозных предпочтениях населения, выражающихся в обращении при освящении церкви к именам небесных покровителей верующих, можно выйти на характеристику религиозного сознания последних.
Подводя итог, отметим, что место и роль православия в жизни крестьян Среднего Урала в XIX - начале ХХ в. не стали предметом специального исследования. Историки касались этой темы либо вскользь, либо ограничивались изучением отдельных аспектов религиозной жизни крестьян, накопив в этой области значительный фактический материал и достигнув определенных успехов. Наиболее подробно были изучены отношение крестьян к священнику, крестьянские представления о грехе и преступлении, православные традиции в семейной обрядности. Однако и здесь имеются лакуны. В числе слабо разработанных проблем - икона в жизни крестьян, их отношение к храму, а также их понимание исповеди и причастия.
Источниковую базу диссертации составили как архивные материалы (из фондов Российского государственного исторического архива в Санкт-Петербурге (РГИА), Государственного архива Пермской области (ГАПО), Государственного архива Свердловской области (ГАСО), так и опубликованные. Среди них выделяются нормативно-правовые акты, делопроизводственная документация, статистические материалы, периодическая печать, записи фольклора, мемуары, историко-этнографические описания.
Среди нормативно-правовых актов, исходящих из церковных органов, нужно назвать циркулярные предписания Синода (РГИА. Ф. 797 - Канцелярия обер-прокурора Синода), указы и постановления Екатеринбургской и Пермской духовных консисторий (ГАСО. Ф. 6 - Екатеринбургская духовная консистория. Оп. 4; Ф. 251 - Благочинный 2 округа Камышловского уезда), а также постановления собраний церковно-приходского попечительства (ГАПО. Ф. 412 - Николаевская церковь Пермской епархии). Эти документы дают информацию о том, как реагировали официальные органы РПЦ на те или иные события, явления и процессы, происходившие в духовном мире крестьян. Например, обер- прокурором Синода было выпущено циркулярное предписание, усиливавшее контроль за «явлением» чудотворных икон и отношением к этому народа (183 5) . По тому, на что реагировали официальные церковные власти, можно извлечь данные и о религиозной жизни крестьян. Эта информация достоверна, т.к. цель различных указов и постановлений состояла в том, чтобы адекватно оценить и решить возникавшую задачу.
Делопроизводственная документация является разноплановым видом источника. Большой интерес для исследуемой темы представляют журналы и протоколы заседаний Екатеринбургской духовной консистории (ГАСО. Ф. 6), обсуждавших самые различные вопросы жизни названной консистории, решение которых было необходимо для успешного функционирования церковного «организма» на местном уровне. В связи с этим активно рассматривались разные аспекты взаимоотношений церкви (в том числе и ее представителей - священников) и паствы (крестьян), отношение крестьян к иконам, храмам, межличностные отношения (внутри приходов). Журналы и протоколы важны для нас тем, что содержат четкие конкретные данные, позволяющие изучить значение православной церкви в жизни крестьян. Нужно учитывать, что сведения изложены несколько однобоко, т.к. передают видение проблем с точки зрения официальных церковных органов. Однако сама фиксация этих проблем, возникающих внутри церковного «организма», частью которого являлись и крестьяне, позволяет выяснить также точку зрения последних.
Большую группу внутри делопроизводственных материалов составляют информационно-отчетные материалы: рапорты, донесения и переписка церковных властей. Среди них нужно выделить несколько уровней. Во-первых, это рапорты, донесения и переписка между епископами (в том числе Пермским) и канцелярией Синода (РГИА. Ф. 796 - Канцелярия Синода; Ф. 797). Во-вторых, это рапорты и переписка благочинных с Пермской духовной консисторией (ГАСО. Ф. 251; Ф. 252 - Благочинный 1 округа Камышловского уезда; ГАПО. Ф. 664 - Канцелярия Пермского епархиального архиерея). В-третьих, это переписка и рапорты священников благочинным (ГАСО. Ф. 251, 252). В-четвертых, это переписка церковных причтов с разными лицами (ГАСО. Ф. 309 - Церковь в с. Знаменском Камышловского уезда). Эти материалы содержат разнообразную информацию, в зависимости от уровня, о подотчетной территории (епархия, благочиние, приход) и интересны нам тем, что отражают религиозную жизнь крестьян Пермской губернии как в целом, так и по местностям, позволяя, с одной стороны, представить общую картину состояния религиозности крестьян на Среднем Урале, а с другой - сравнить по тому же параметру различные его части.
В оценке источников официального происхождения важно учитывать, что любая власть в интересах самосохранения нуждается в объективной информации о настроениях в обществе, поэтому, в частности, информационно-аналитические и отчетные материалы были достаточно достоверными и откровенно рисовали положение дел. Негативные тенденции и недостатки не скрывались, чтобы наметить пути преобразования церковной жизни. Поэтому отчеты епархиальных архиереев о настроениях, состоянии религиозности, нравственности в крестьянской среде являются также весьма репрезентативными с точки зрения анализа поставленной проблемы.
Важнейшим и особенным видом второй группы источников (материалы официального делопроизводства) являются судебно-следственные дела, хранящиеся в ГАСО (Ф. 6; Ф. 11 - Екатеринбургский окружной суд; Ф. 12 - Екатеринбургский уездный суд; Ф. 476 - Пермская палата уголовного и гражданского суда). Специфика судебно-следственных дел (в отличие от других видов материалов этой же группы) состоит в характере информации, содержащейся в них: она в большей степени отражает конкретные мнения самих крестьян по тому или иному вопросу, их точку зрения, что очень важно для раскрытия исследуемой темы. Благодаря этому виду источников реализуется изучение крестьянских представлений о грехе и преступлении, а также отношение крестьян к иконам. При этом важна вся информация в судебно-следственном деле, т. к. она позволяет выяснить точки зрения на совершенное преступление самого подсудимого, свидетелей и работников суда. Достоверность данных подтверждается другими материалами, в итоге чего создается целостная картина крестьянских понятий о грехе и преступлении.
Важную группу источников составили статистические документы (ГАСО): исповедные ведомости (или росписи), в которых священнослужители фиксировали количество прихожан, исполнивших свой христианский долг (долг исповеди и причастия) или не исполнивших его. Эти документы хранятся в фондах церквей (Ф. 260 - церковь с. Пышминского Камышловского уезда; Ф. 263 - церковь с. Красноярского Камышловского уезда; Ф. 265 - церковь с. Катарацкого Шадринского уезда; Ф. 275 - церковь с. Буткинского Шадринского уезда; Ф. 284 - церковь с. Мартыновского Камышловского уезда; Ф. 286 - церковь с. Юрмытского Камышловского уезда; Ф. 314 - церковь с. Поваренского Камышловского уезда; Ф. 331 - церковь с. Кисловского Екатеринбургского уезда; Ф. 767 - церковь с. Турьинские рудники Верхотурского уезда). Исповедные росписи составлялись причтом приходских церквей ежегодно, во время Великого поста, для подачи в епархиальное управление. Учитывая то, что никто лучше священников не знал населения своего прихода, а также регулярность в составлении материалов церковной статистики, следует признать, что исповедные росписи представляют собой чрезвычайно ценный и достоверный источник информации о сельском населении. Это не исключает необходимости критического отношения к содержащейся в нем информации: искажения возникали по вине составителей документов: невнимательность, желание показать неприглядную ситуацию в приходе в более лучшем виде. К сожалению, данные, полученные из этого источника, подтвердить трудно, т. к. такого рода сведения (по каждой церкви и погодно) не содержатся больше нигде. Однако это нисколько не умаляет значение исповедных ведомостей как источника.
К статистическим документам нужно отнести также церковные летописи , которые погодно велись священником и содержали сведения о положении в приходе: все, что касается храма и его прихожан (религиозная жизнь). Летописи опять же ценны тем, что их авторы - священники - прекрасно знали реальное состояние благочестия среди крестьян, фиксируя как положительные стороны религиозной жизни паствы, так и отрицательные. Достоверность информации не вызывает сомнений, т. к. данные подтверждаются другими видами источников.
Весьма немногочисленную группу среди статистических материалов составляют ведомости о пожертвованиях прихожан в пользу церкви . Информация такого рода очень важна для исследования тем, что позволяет уяснить на конкретных фактах отношение крестьян к храму. Однако данные не носят систематического характера, что является недостатком данного вида источников.
Четвертая группа источников - материалы периодической печати, представленной как светским изданием - «Пермскими губернскими ведомостями», так и церковными - «Екатеринбургскими епархиальными ведомостями» и «Пермскими епархиальными ведомостями». В репортажах, обзорах, корреспонденциях с мест и других материалах содержатся ценные наблюдения, факты, дающие возможность восстановить картину религиозного благочестия среди крестьян в самых разных уголках Пермской губернии. Авторы материалов - священники, но имеется также корреспонденция от крестьян. Недостаток этой группы источников - субъективность; однако вкупе с информацией из других источников этот недостаток нивелируется.
Отдельную группу источников составляют записи фольклора, как опубликованные, так и хранящиеся в архиве (ГАСО). Последние представлены записями частушек И. Я. Стяжкиным в Камышловском уезде (1896-1900) , а также подборкой фольклорных материалов об отношении народа к религии, сделанной В. П. Бирюковым на Урале в советское время. Это частушки, сказки, песни, бытовавшие в деревнях до революции. Такова была задача самого В. П. Бирюкова, в соответствии с этим подбирались и люди, помнившие крестьянский фольклор. Подавляющую массу записей фольклора представляют опубликованные материалы - в «Пермских губернских ведомостях», «Пермском сборнике», «Записках Уральского общества любителей естествознания», «Трудах Пермской губернской ученой комиссии», «Пермском краеведческом сборнике» . Это частушки, пословицы, поговорки, песни, причитанья, сказки, притчи, которые позволяют отследить отношение крестьян к таким атрибутам православной религии, как иконы, святые, храмы, духовенство, а также крестьянское понимание греха. Огромное значение эти записи имеют для раскрытия роли православия в крестьянской семейной обрядности. Т. е. все данные, которые заключены в этой группе источников, востребованы при исследовании всех аспектов темы диссертации. Материалы отражают, с одной стороны, мнение самих крестьян, пусть и в своеобразной форме, с другой, они, например, в частушках, утрируют действительность.
Немногочисленной является группа источников мемуарного характера. Воспоминания дают ценный материал по изучаемой теме, т. к. исходят непосредственно от современника событий, хотя и не представителя крестьянства. Это своего рода наблюдения, записанные позже. Исходили они, как правило, от представителей духовного сословия.
Среди источников личного происхождения нужно выделить путевые дневники, опубликованные в «Екатеринбургских епархиальных ведомостях» . Их авторы - епископы Екатеринбургские и Ирбитские Нафанаил и Митрофан. Эти дневники велись авторами во время путешествия по епархии. Для них характерна строгая датировка за весь период поездки. Авторы систематически описывали все церковные обряды и действия священников и паствы, чем данные сведения ценны для исследуемой темы.
Последняя группа - историко-этнографические описания. Эти материалы были опубликованы в «Екатеринбургских епархиальных ведомостях», «Пермских епархиальных ведомостях», «Пермских губернских ведомостях». Авторы - священники, долго жившие среди паствы, знавшие ее привычки, образ жизни, характер поведения, а также сами прихожане, которые писали о необычных, интересных случаях, происшедших в их приходах. Кроме этих материалов, были использованы «Этнографические сведения о жителях Пермской губернии, Шадринского уезда, Песчанского сельского общества, Верхтеченской волости», собранные в 1855 г. священником П. Кыштымовым, который также сообщает и о нравах, обычаях, поверьях и преданиях местных жителей ; «Очерк юго-западной половины Шадринского уезда», написанный священником Тихоном Успенским . Эти материалы служат дополнением к другим источникам, позволяя наиболее красочно представить жизнь русских православных крестьян Урала, выявить такие аспекты, которые не могли получить отражения в документах «официального» происхождения .
Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что впервые на региональном (уральском) материале исследована роль православной религии в крестьянской повседневности в XIX - начале ХХ в.
Практическая значимость: результаты диссертационного исследования и введенные в научный оборот данные могут быть использованы при чтении вузовских спецкурсов, подготовке лекций, обобщающих трудов по истории и культуре Уральского региона, а также России в целом.
Апробация работы проводилась на научных конференциях: международных - «Этнопсихологические и социокультурные процессы в современном обществе» (Балашов, 2003), «Историческая память и социальная стратификация. Социокультурный аспект» (Санкт-Петербург, 2005); всероссийских - «Историческое пространство России: инерция и трансфомация» (Челябинск, 2003); региональных - «Мир истории: новые горизонты» (Екатеринбург, 2001), «Культурология и история древних и современных обществ Сибири и Дальнего Востока» (Омск, 2002), «Диалог культур и цивилизаций» (Тобольск, 2002), «Россия: история и современность» (Сургут, 2003), «Зыряновские чтения - 2003» (Курган, 2003), «Исторические чтения» (Челябинск, 2004), «Научные труды IX отчетной конф. молодых ученых ГОУ ВПО УГТУ- УПИ» (Екатеринбург, 2005). Диссертация прошла обсуждение и получила одобрение на кафедре археологии, этнологии и специальных исторических дисциплин Уральского госуниверситета. По теме диссертации имеется 18 публикаций.
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы, списка сокращений и двух приложений.
1. Обряд сватовства у русских крестьян Пермской губернии во второй половине XIX в. // Традиционная культура Урала. - Вып. I. - Екатеринбург : Свердлов. Дом Фольклора, 2001. - С. 140-144.
2. Религиозно-нравственный образ уральского крестьянина последней четверти XIX в. (по материалам «Екатеринб. епархиальных ведомостей») // Мир истории : новые горизонты : Тез. докл. студенч. науч.-практ. ежегод. конф., Екатеринб,19 апр. 2001 г. - Екатеринбург : Изд-во Ур. ун-та, 2001. - С. 102-103.
3. Святой Симеон Верхотурский в представлении крестьян Урала второй половины XIX в. // Культурология и история древних и соврем. обществ Сибири и Дальнего Востока : Мат-лы XLII Региональной археолого-этнограф. студ. конф. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2002. - С. 477-479.
4. Уральское духовенство и крестьянская агрикультура в XIX в. // Агрикультура Урала в XVIII - начале XX в. - Екатеринбург : Банк культурной информации, 2002. - С. 81-89.
5. Понятия греха и преступления в сознании и жизни русских православных крестьян Урала (вторая половина XIX - начало XX вв.) // Диалог культур и цивилизаций : Тез. IV науч. конф. молодых историков Сибири и Урала. - Тобольск : Изд-во ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2002. - С. 137-138.
6. Вина и стыд как регуляторы социального поведения русских православных крестьян Урала (вторая половина XIX- начало XX вв.) // Историческое пространство России : инерция и трансформация : Мат-лы Всерос. науч. конф. (12 мая 2003 г). - Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2003. -С. 55-56.
7. Отношение русских православных крестьян Урала к исповеди и причастию (вторая половина XIX - начало ХХ века) // Россия : история и современность : Тез. V межвуз. конф. студентов и молодых ученых. - Сургут, 2003. - С. 59-61.
8. Нравственные ценности прошлого как важнейший фактор формирования нрав-ственных ориентаций современного российского общества // Этнопсихологические и социокультурные процессы в современном обществе : Материалы междунар. конф. - Балашов : Изд-во «Николаев», 2003. - С. 47-49.
9. Святой Симеон Верхотурский в представлении русских крестьян Урала (вторая половина XIX в.) // Зыряновские чтения - 2003 : Тез докл. I регион. научно-практ. конф. 26-27 ноября 2003 г. - Курган, 2003. - С. 60-61.
10. Частушки как источник для изучения представлений уральского крестьянства о добрачных отношениях (конец XIX века)// Традиционная культура Урала. Альманах. Выпуск III. - Екатеринбург : Свердлов. Дом Фольклора, 2003. - С. 85¬90.
11. Образ городского священника на Урале (по материалам некрологов рубежа XIX¬XX вв.)// Уральский город XVIII - начала ХХ в. : проблемы социальной истории. - Екатеринбург : Банк культурной информации, 2004. - С. 153-159.
12. Участие уральского духовенства в развитии пчеловодства на рубеже XIX-XX вв. // Пахари и агрономы Урала в XVIII - начале XX в. - Екатеринбург : Банк культурной информации, 2004. - С. 91-98.
13. Храм в жизни русских православных крестьян Среднего Урала (XIX - начало ХХ в.) // Общественное сознание и быт населения горнозаводского Урала (XVIII - начало ХХ в.). - Екатеринбург : Банк культурной информации, 2004. - С. 139-163.
14. Значение православного священника в жизни русских крестьян Среднего Урала (вторая половина XIX - начало ХХ в.) // Уральские Бирюковские чтения. Вып. 2.
- Челябинск, 2004. - С. 366-370.
15. Иконы в представлении русских крестьян Урала (вторая половина XIX - начало ХХ в.) // Исторические чтения : Материалы науч. конф. - Челябинск : Центр ист.- культ. наследия, 2004. - С. 132.
16. Отношение русских православных крестьян Урала к приходскому духовенству (вторая половина XIX - начало XX вв.) // Урал в контексте российской модернизации. - Челябинск: Каменный пояс, 2005. - С. 416-426.
17. Православие в жизни русских крестьян Среднего Урала (XIX - начало ХХ вв.) // Научные труды IX отчетной конф. молодых ученых ГОУ ВПО УГТУ-УПИ : сб.
ст. В 4 ч. - Екатеринбург : ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2005. - Ч. 2. - С. 39-43.
18. Отношение русских православных крестьян Среднего Урала к исповеди и причастию (конец XIX в.) // Историческая память и социальная стратификация. Социокультурный аспект : Материалы XVII Междунар. науч. конф. В 2 ч. - СПб. : Нестор, 2005. - Ч. 1. - С. 53-56.