Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности компьютерной культуры учащейся молодежи в современной России: социологический анализ

Работа №103343

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

социология

Объем работы26
Год сдачи2004
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
II. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ
ПУБЛИКАЦИИ

Актуальность темы исследования.
В настоящее время повсеместное использование компьютеров, компьютерных и информационных технологий, компьютерных способов хранения и передачи знаковых систем существенно изменяет не только экономику, политику, образование, но и культуру. Становится очевидным, что формируется новая компьютерная культура.
Благодаря способностям обрабатывать большой объем информации, компьютер существенно увеличивает свободу мыслительной деятельности, направленной на создание разных по характеристикам возможных миров. Следовательно, важнейшей сущностной характеристикой компьютерной культуры становится не столько ускорение процесса обработки различной информации, сколько возможность существенного расширения масштабов творческой деятельности человека. Человек впервые получил возможность конструировать виртуальный мир, выбирая для себя те варианты преобразования реального мира, которые наиболее соответствуют его реальным потребностям. Поэтому можно говорить о том, что компьютер характеризует переход человечества на качественно новую ступень развития. Он непосредственно позволяет перейти к активному формированию параллельного природному мира, который сначала просчитывается в основных своих характеристиках на компьютере, а затем благодаря появлению новых материалов, биоинженерии позволяет создать из неживой и живой природы новые вещи, организмы с заранее заданными свойствами. Данная сущностная характеристика компьютерной культуры требует новых по содержанию знаний и практических умений. Они включают в себя не только элементарное владение компьютером, связанные с использованием его для набора текстов, обработки статистических данных, но и умелого его использования для творческого поиска различных способов конструирования новых продуктов материальной и духовной культуры.
Таким образом, компьютерная культура изменяет прежние формы культурного бытия людей, их виды общения и взаимодействия, трансформирует способ культурной коммуникации, требует выработки новых знаний, умений, навыков, складывания новой системы ценностей и норм.
Компьютерная культура, исходя из вышесказанного, является новой формой организации мыслительной деятельности человека, которую нельзя отождествить ни с одним видом ранее существовавших культур - ни с материальной, ни с духовной. Это качественно новая ступень в развитии человечества, находящаяся в становлении.
В связи с этим крайне важны социологические исследования, изучающие состояние и перспективы развития компьютерной культуры.
Особый интерес представляет рассмотрение компьютерной культуры современной молодежи. Молодежь является основным потребителем компьютерных программ: компьютерных игр, программного обеспечения, обучающих программ, электронных энциклопедий, учебников, книг. Учащаяся молодежь по роду своей деятельности часто прибегает к использованию компьютера. В этой связи изучение компьютерной культуры учащейся молодежи представляется особенно актуальным.
Исследование компьютерной культуры учащейся молодежи важно с теоретической точки зрения. Понятие компьютерной культуры является важной областью научного поиска. Теоретические и эмпирические исследования различных типов компьютерной культуры немногочисленны, и поэтому при изучении данного социального явления возникают различные теоретико-методологические проблемы. Рассмотрение компьютерной культуры учащейся молодежи актуально, поскольку позволит расширить теорию компьютерной культуры и обогатит знание о существующих ее классах.
Исследование затронутой в настоящей работе проблематики актуально не только с научной точки зрения, но и с позиции практического использования полученных результатов. Анализ состояния компьютерной культуры учащейся молодежи, факторов ее формирования и развития необходим для разработки учебных программ и технологий в средней и высшей школе.
Таким образом, теоретическая неразработанность проблемы и ее практическая значимость говорят об актуальности и новизне темы исследования.
Степень научной разработанности проблемы.
Компьютерная культура до сих пор не является предметом целенаправленного научного изучения. Практически отсутствуют работы, в которых осуществлялись бы попытки ее анализа. В большинстве исследований рассматриваются лишь некоторые аспекты проблемы, косвенно касающиеся компьютерной культуры. Из этого следует, что компьютерная культура требует дальнейшей теоретической и эмпирической проработки.
Изучение научной литературы, относящейся к теме исследования, позволило выделить несколько групп работ, которые целесообразно разделить на три группы. К первой группе мы отнесли труды зарубежных и отечественных исследователей, касающиеся выявления сущности, специфики, структуры и функций культуры в целом. Ко второй группе мы отнесли исследования зарубежных и отечественных авторов, рассматривающих компьютерную культуру. К третьей группе относятся работы зарубежных и отечественных исследователей, затрагивающие проблемы учащейся молодежи.
Исследования, рассматривающие проблемы общей культуры.
В данную группу исследований относятся труды зарубежных и отечественных авторов, рассматривающих сущность, специфику, структуру, функции культуры (И. Аделунг, А.И. Арнольдов, Э.А. Баллер, Д. Белл, Д. Вико, Ю.Р. Вишневский, Ф. Гегель, Э. Гуссерль, Д. Гелбрейт, И. Гердер, В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов, А.А. Зворыкин, Н.С. Злобин, М.С. Каган, И. Кант, Э. Кассирер, М. Кастельс, Л.Н. Коган, К. Леви-Стросс, К. Лоренц, М. Маклюэн, Б. Малиновский, Э.С. Маркарян, Е. Масуда, В.М. Межуев, Л.
Мэмфорд, Т. Парсонс, А. Тойнби, А. Тоффлер, А. Турен, З. Фрейд, М. Хайдеггер, В.Г. Харчева, Ф. Шиллер, О.И. Шкаратан, К. Юнг, К. Ясперс).
Исследования, рассматривающие проблемы компьютерной культуры.
В данную группу следует отнести труды авторов, рассматривающих проблемы культуры виртуальной реальности (В. Емелин, Л. Землянова, М. Кастельс, К. Колин, Н. Петрова, Р. Шредер); анализирующих феномен интернет-культуры (сетевой, «открытой» культуры) (С. Кизима, А. Минаков, Н.В. Романовский, В.В. Тарасенко); акцентирующих внимание на проблемах интерфейсной (экранной) культуры (С. Джонсон); рассматривающих проблему игровой компьютерной культуры (Е.Л. Болескина). В данную группу исследований мы отнесли также работы авторов, анализирующих проблемы постмодернистской культуры (культуры симуляции и децентрализации, культуры стимуляции) (Ф. Джеймсон, С. Жижек, Ш. Теркл); рассматривающих постиндустриальную (посттехнократическую) культуру (Л.И. Михайлова); рассматривающих проблемы электронной культуры (М. Постер); акцентирующих внимание на проблемах информационной культуры (К. Колин).
Исследования, рассматривающие проблемы учащейся молодежи как социально-демографической группы.
В данную группу следует отнести работы зарубежных и отечественных авторов, рассматривающих сущность и особенности учащейся молодежи как социально-демографической группы (Л.М. Архангельский, Д. Белл, В. Бенгстон, Р. Бенедикт, В.Н. Боряз, Ю.Р. Вишневский, Ф.Д. Кадария, А.С. Капто, Л.Н. Коган, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, К. Маннгейм, В.А. Мансуров, Г. Маркузе, Р. Мертон, М. Мид, В.Г. Попов, Н. Райдер, В. Райх, Л.Я. Рубина, М.Н. Руткевич, Дж. Старр, З. Фрейд, Э. Фромм, Л. Фойер, В.Г. Харчева, В.Т. Шапко, Л. Шелефф, С. Эйзенштадт, Э. Эриксон).
Признавая значение вышеизложенных работ, стоит отметить, что в отечественной социологии изучение компьютерной культуры необходимо продолжать, выявляя новые факторы ее формирования, развития и функционирования.
Используя названные научные труды, автор предлагает один из возможных подходов к решению поставленной проблемы. Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования и необходимость ее развития в отечественной социологии определили цель и задачи данной работы.
Цель диссертационной работы состоит в изучении основных характеристик и противоречий становления и развития компьютерной культуры учащейся молодежи в современной России.
Достижение поставленной цели осуществлялось через постановку и решение следующих исследовательских задач:
- уточнить понятие «компьютерная культура»;
- выявить основные сущностные характеристики и особенности компьютерной культуры;
- выявить основные характеристики компьютерной культуры учащейся молодежи как особой социально-демографической группы;
- осуществить на основе эмпирического исследования анализ основных характеристик компьютерной культуры учащейся молодежи;
- на основании теоретического и эмпирического исследования разработать классификацию компьютерной культуры учащейся молодежи;
- исследовать влияние основных объективных и субъективных факторов, влияющих на формирование и развитие компьютерной культуры учащейся молодежи;
- рассмотреть основные функции и дисфункции компьютерной культуры учащейся молодежи в условиях современной России.
Объектом исследования выступила молодежь вузов и техникумов г. Екатеринбурга, типичного индустриального центра России.
Предметом исследования явились основные характеристики компьютерной культуры молодежи в условиях современной России.
Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования.
Теоретической основой работы являются труды современных зарубежных и отечественных исследователей, посвященные проблемам культуры, компьютерной культуры, молодежи.
Выявление сущности, специфики, структуры и функций культуры в целом потребовало обращения к различным зарубежным и отечественным авторам. Особое внимание привлекли идеи исследователей, раскрывающих сущность и содержание компьютерной культуры. В анализе молодежной проблематики теоретической основой выступили труды зарубежных и отечественных ювенологов.
Методологическую основу диссертации составили принципы социологического и системного анализа, а также сравнительно-исторического, культурологического, социально-психологического подходов.
Системный метод позволил раскрыть целостность феномена компьютерной культуры, выявить взаимосвязи между ее структурными элементами, рассмотреть компьютерную культуру как часть культуры общества в целом.
Сравнительно-исторический подход позволил выявить изменения в состоянии компьютерной культуры, определить перспективы ее развития.
Культурологический подход позволил изучить ценностную составляющую компьютерной культуры.
Социально-психологический подход позволил рассмотреть такие проблемы, как «виртуальная аддикция», «компьютерная наркомания», «разорванность» человека между реальным и виртуальным мирами.
Применение общесоциологической методологии и социологических методов позволило проанализировать эмпирические данные (с помощью типологического, факторного, функционального анализа).
Эмпирическую базу диссертационного исследования составили материалы социологического исследования, проведенного автором в период 1999-2003 гг. в г. Екатеринбурге. Методом сбора первичной информации выступал анкетный опрос. Выборочная совокупность составила 611 молодых людей, из них учащихся высших учебных заведений - 46,8%, учащихся техникумов - 53,2%. Сбор информации осуществлялся путем раздаточного очного группового анкетирования. Инструментарий - анкета. Выборка целевая.
В качестве экспертов выступили преподаватели информатики, программирования, систем и сетей, заведующие компьютерными классами вузов города, а также студенты, обучающиеся по специальностям программист, оператор ЭВМ, техник-электронщик, радиотехник.
Помимо данных, полученных в ходе решения поставленных задач, в работе использовались данные исследований других авторов.
Научная новизна исследования.
1. Определено социологическое содержание понятия компьютерной культуры, понимаемое как качественно новая форма организации мыслительной деятельности человека на основе использования технических устройств, позволяющих совершенствовать бессознательную и сознательную деятельность человека.
2. Выделены основные сущностные характеристики компьютерной культуры: ускорение процесса обработки различной информации; возможность существенного расширения масштабов творческой деятельности человека; конструирование виртуального мира, параллельного реальному миру; самоэкспериментирование с идентичностью человека в виртуальном мире; складывание новых по содержанию знаний, практических умений и ценностей.
3. Выделены объективные и субъективные факторы, обуславливающие формирование и развитие компьютерной культуры учащейся молодежи. Факторы, непосредственно влияющие на состояние и тенденции развития компьютерной культуры - это морально-нравственное воспитание молодежи, референтные группы, личный опыт использования компьютера и сети Интернет, пол. К факторам, опосредованно влияющим на формирование и развитие компьютерной культуры учащейся молодежи, следует отнести уровень развития современной экономической системы в стране, государственную молодежную политику в сфере компьютерных технологий, функционирование системы образования.
4. Выделены основные функции и дисфункции компьютерной культуры учащейся молодежи.
Основными функциями компьютерной культуры учащейся молодежи выступают: функция формирования определенного типа личности, познавательная, аксиологическая, нормативная, сигнификативная, коммуникативная, информационная, досуговая.
Дисфункциями компьютерной культуры учащейся молодежи являются вторжение компьютерных технологий в личную жизнь индивида; обеднение внутреннего мира человека.
5. Теоретический и эмпирический анализ данных позволил создать классификацию пользователей компьютеров. Основанием для первой классификации явился уровень компьютерной грамотности. Согласно данной классификации выделены следующие четыре класса: «специалист», «опытный пользователь», «пользователь», «потенциальный пользователь». Основанием для второй классификации является преобладающий мотив использования компьютера. В соответствии с данной классификацией выделены следующие четыре класса: «интернетчик», «игрок», «потребитель прикладных программ», «программист».
6. В диссертационном исследовании выделены основные теоретические и методические проблемы развития компьютерной культуры: проблема поиска себя в новом виртуальном мире, выбора своей индивидуальности в этом мире; «разорванности» человека между виртуальным и реальным миром; «виртуальной аддикции» как другой формы параллельного мира; выбора ценностей, соотношение сознательного и бессознательного в этом выборе.
Научно-практическая значимость работы.
Выводы и результаты проведенного автором исследования могут быть использованы:
- для дальнейшей разработки теоретических и практических основ компьютерной культуры и решения методологических проблем ее конкретно- социологического исследования;
- для систематизации понятийного аппарата социологического анализа компьютерной культуры, разработки ее типологии;
- при разработке и чтении курсов «Социология культуры», «Социология молодежи», спецкурсов «Молодежная культура», «Компьютерная культура молодежи» для студентов всех специальностей, а также для учащихся колледжей;
- для получения эмпирической информации о компьютерной культуре и прогнозировании тенденций ее развития.
Апробация результатов исследования.
Результаты данного диссертационного исследования обсуждались на следующих научно-практических конференциях: Четвертой научно-практической конференции «Внеучебная работа со студентами в УГТУ: опыт, проблемы, перспективы» (Екатеринбург, 2001г.); Научно-практической конференции памяти Л.Н. Когана «Уральская социология на рубеже веков: преемственность поколений» (Екатеринбург, 2001г.); Всероссийской научно-практической конференции «Россия на пути реформ: подводя итоги двадцатого столетия» (Челябинск, 2001г.); Научно-практической конференции, посвященной 80-летию УГТУ-УПИ «Возрождение России: общество - образование - культура - молодежь» (Екатеринбург, 2001г.); Всероссийской научно-практической конференции «13 Уральские социологические чтения» (Екатеринбург, 2001г.); Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 25-летию Уральских социологических чтений и 25-летию ФГО УГТУ-УПИ «Большой Урал - 21 век» (Екатеринбург, 2001г.); Научно-методическом семинаре для редакторов газет «Как сделать газету прибыльной» (Екатеринбург, 2001г.);
Региональных Когановских чтениях «Социология в российской провинции: тенденции и перспективы развития» (Екатеринбург, 2002 г.); Всероссийской научно-практической конференции памяти члена-корреспондента РАО, профессора СпбГУ В.Т. Лисовского «Образование и молодежная политика в современной России» (Санкт-Петербург, 2002 г.); Шестой Всероссийской научной конференции, посвященной 80-летию со дня рождения профессора З.И. Файнбурга «Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований» (Пермь, 2002 г.); Шестой Международной научно-практической конференции «Социально-гуманитарное образование в средней и высшей школе: перспективы модернизации» (Екатеринбург, 2002 г.); Всероссийской научной конференции «Мировоззрение и культура», посвященной 75-летию Заслуженного деятеля науки РФ, доктора философских наук, профессора И.Я. Лойфмана (Екатеринбург, 2002 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Россия и регионы: новая парадигма развития» (Челябинск, 2002 г.); Втором Российском конгрессе социологов «Российское общество и социология в 21 веке: социальные вызовы и альтернативы» (Москва, 2003г.); Международной конференции памяти профессора Л.Н. Когана «Социология в Российской провинции: тенденции, перспективы развития» (Екатеринбург, 2003 г.); Международной научно-практической конференции «Россия и регионы: социальные ориентиры политического и экономического развития» (Челябинск, 2003г.); Международной конференции памяти профессора Л.Н. Когана «Политическая культура и политические процессы в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования» (Екатеринбург, 2004 г.).
Основные положения диссертационного исследования были обсуждены на заседании кафедры прикладной социологии факультета политологии и социологии Уральского Государственного университета имени А.М. Горького.
Основное содержание и выводы диссертации нашли отражение в 18 научных публикациях.
Структура и объем работы.
Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, включающих по два параграфа, заключения, списка литературы и приложения. Содержание работы изложено на 136 страницах, библиография содержит 212 наименований.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Компьютерная грамотность учащейся молодежи. // Возрождении России: общество - образование - культура - молодежь: Материалы науч.-практ. конф., посвященной 80-летию УГТУ-УПИ. Екатеринбург, 2001. Вып. 3. С. 42-45.
2. Компьютерные игры как феномен компьютерной культуры. // Возрождении России: общество - образование - культура - молодежь: Материалы науч.-практ. конф., посвященной 80-летию УГТУ-УПИ. Екатеринбург, 2001. Вып. 3. С. 47-49.
3. Российские хакеры как социальная группа. // Большой Урал - 21 век: Сб. материалов Всероссийской науч.-практ. конф. Ч. 1. 13 Уральские социологические чтения. Екатеринбург, 2001. С. 154-156.
4. Психологические аспекты компьютеризации. // Большой Урал - 21 век: Сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф., посвященной 25-летию Уральских социологических чтений и 25-летию ФГО УГТУ-УПИ. Ч. 4. Общество - образование - культура - молодежь. Екатеринбург, 2001. С. 64-65.
5. Компьютерная культура как феномен постиндустриального общества. // Школа + информация + культура = школа информационной культуры. Екатеринбург, 2001. Вып. 4. С. 17-19.
6. Состояние и перспективы развития компьютерной культуры. // Российский социум: проблемы и перспективы развития: Материалы секции Всерос. науч.-практ. конф. «Россия на пути реформ: подводя итоги 20 столетия». Челябинск, 2001. С. 84-85.
7. Информационное обеспечение студентов. // Внеучебная работа со студентами в УГТУ-УПИ: Тезисы докладов Четвертой науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2001. С. 48-50.
8. Определение понятия компьютерной культуры. // Мировоззрение как
социокультурный феномен: Материалы Всерос. науч. конф.,
посвященной 75-летию проф. И.Я. Лойфмана. Екатеринбург, 2002. С. 375-379.
9. Взаимодействие с компьютером как новый вид досуговой деятельности. // Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований: Материалы Шестой Всерос. науч. конф., посвященной 80-летию со дня рождения проф. З.И. Файнбурга. Пермь, 2002. С.177-178.
10. Влияние компьютерной культуры на образование. // Социально-гуманитарное образование в средней и высшей школе: перспективы модернизации: Материалы Шестой международной науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2002. С. 46-49.
11. Половозрастные характеристики пользователей компьютеров и сети Интернет. // Россия и регионы: новая парадигма развития: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. Челябинск, 2002. Ч. 5. С. 104-105.
12. Компьютерная культура как социальный феномен. // Образование и молодежная политика в современной России: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, 2002. С. 312-314.
13. Риск взаимодействия с компьютером. // Социология в российской провинции: тенденции и перспективы развития: Материалы регион. Когановских чтений. Екатеринбург, 2003. Ч. 1. С. 477-482.
14. Компьютерная игра как феномен компьютерной культуры. // Социология в российской провинции: тенденции и перспективы развития: Материалы регион. Когановских чтений. Екатеринбург, 2003. Ч. 4. С. 227-232.
15. Компьютерная культура как феномен 21 века. // Российское общество и социология в 21 в.: социальные вызовы и альтернативы: Тезисы докладов и выступлений на Втором Всерос. социологическом конгрессе. Москва, 2003. Т.1. С. 581-582.
16. Образование в контексте современной информационной культуры. // Россия и регионы: социальные ориентиры политического и экономического развития: Материалы 20 Международной науч.-практ. конф. Челябинск, 2003. Ч. 5. С. 291-292.
17. Особенности восприятия и получения информации у молодежи, пользующейся компьютером. // Школа + информация + культура = школа информационной культуры. Екатеринбург, 2004. Вып. 5. С. 19¬21.
18. Типологический анализ компьютерной культуры. // Кросс-культурные и гендерные исследования. Социологические проблемы образования, семьи, молодежи. Ч.2. - Екатеринбург, 2004. С. 33-36.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ