Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ

Работа №103305

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы29
Год сдачи1999
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
128
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
III. ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

Актуальность проблемы исследования. Социально-экономические процессы, развернувшиеся в современном обществе, предъявляют повышенные требования к профессионализму специалистов всех уровней. В условиях подготовки к педагогической деятельности эти требования конкретизируются в подготовленности молодых специалистов к решению практических задач, стоящих перед школьным педагогическим коллективом, ориентированности их на конструктивное преодоление трудных ситуаций в профессиональной деятельности.
С этих позиций особую значимость приобретает период профессиональной адаптации. Именно в это время происходит соединение на практике требований профессии к человеку и его возможностей. От успешности деятельности в этот период во многом зависит укрепление профессиональной мотивации, дальнейшее профессиональное и личностное развитие субъекта деятельности.
В сложном, многогранном и противоречивом процессе профессиональной адаптации особое место занимают вопросы, связанные с профессиональным самосознанием педагога, его профессиональной позицией, системой профессиональных ценностей и отношений.
Значимость подобного подхода к проблеме профессионализации во многом обусловлена, во-первых, повышенной ответственностью и сложностью задач, стоящих перед молодым педагогом, выполнение которых требует опоры на личные и профессиональные позиции и системы ценностей; во-вторых, дефицитом научно обоснованных разработок эффективного воздействия на процесс становления профессионального самосознания в период профессиональной адаптации. В связи с этим особый интерес представляют методики, основанные на личностном подходе к образованию педагогических кадров, а также на изучении проблем профессионального самоопределения молодых учителей, развития мотивации, потребностей и педагогических способностей; в-третьих, качественными изменениями психологической науки, выходом в более широкие области человекознания. Новые направления требуют особой методологической базы и опоры на достоверный эмпирический материал.
Состояние научной разработанности проблемы. В последние годы становление профессионального самосознания молодого учителя рассматривалось при изучении профессионализации личности учителя. Формирование операционной сферы субъекта деятельности стоит в центре исследований Т.И. Артемьевой, Д.Н. Завалишиной, Е.Л. Ильина, Н. П. Нечаева, В. Д. Шадрикова и др. Развитию мотивационной сферы в процессе профессионального развития личности уделяется большое внимание в работах Б. Г. Ананьева, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбовича, В.И. Ковалева, В.Э.Мильмана и др. Проблемам профессионального самоопределения посвящены работы Е. А. Климова, Т. В. Кудрявцева, Ю. П. Поваренкова, А.В. Сухарева, П. А. Шавира и др.
Особую значимость для настоящего исследования представляют работы Б.Г. Ананьева, Л.И. Анцыферовой, К.А. Абульхановой-Славской, В.А. Бодрова, А.А. Деркача, А.А. Кроника, А.К.Марковой описывающие профессионализацию как целостный, непрерывный процесс. В рамках этих подходов изучаются проблемы, связанные с развитием самосознания, выявлением возрастных особенностей самосознания личности, определением психологических условий формирования самосознания (Л. И. Божович, А. В. Захарова, И. С. Кон, А.К.Маркова, Л.М. Митина, И. Н. Семенов, В.В. Столин, И.И. Чеснокова, Е.В.Шорохова). Выводы из проведенных исследований использовались в работах О. М. Анисимовой, Е. М. Бобровой, И. В. Вачкова, Л. Н. Захаровой, И. А. Зимней, Н. В. Кузьминой, А. И. Липкиной, Т. С. Поляковой, А. А. Реан, Л. А. Рыбак, В. И. Слободчикова и послужили основой для изучения профессионального самосознания педагога.
Вместе с тем можно констатировать недостаточную разработанность данной проблематики в конкретных условиях профессиональной деятельности учителя.
Таким образом, актуальность проблемы и ее недостаточная научная разработанность предопределили объект, предмет, цели и задачи диссертационного исследования.
Цель исследования - выявить психологические условия становления профессионального самосознания молодого педагога в ходе его адаптации к профессиональной деятельности.
Объект исследования - личность и профессиональная деятельность молодого учителя.
Предмет исследования - особенности становления профессионального самосознания педагога в период его адаптации к профессиональной деятельности, а также психологические условия диагностики и коррекции изучаемого процесса.
Гипотеза исследования:
Содержанием процесса становления профессионального самосознания является разрешение ситуаций затруднения с высоким уровнем неопределенности в профессиональной деятельности за счет рефлексивных процессов. Результатом этого процесса выступают новообразования в когнитивной, аффективной и поведенческой сферах профессионального самосознания педагога. Психологическая коррекция затруднений в развитии структурных феноменов профессионального самосознания средствами специального комплекса методов окажет позитивное воздействие на развитие профессионального самосознания молодого учителя.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический и эмпирический анализ процесса становления профессионального самосознания педагога в период его адаптации к профессиональной деятельности.
2. Выявить особенности развития структурных компонентов профессионального самосознания учителей с различными уровнями адаптации к профессиональной деятельности.
3. Определить психологические условия становления профессионального самосознания молодого педагога.
4. Осуществить мониторинг в системе становления профессионального самосознания молодого учителя, а также систематизировать и внедрить полученные в ходе исследования результаты в виде специальных учебных курсов, программ, учебных и методических пособий, методик по изучаемой проблеме.
Методологическую основу исследования составили научные положения о диалектическом характере социальных отношений, о развитии и формировании личности в деятельности и общении (К. А. Абульханова- Славская, Б.Г. Ананьев, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин); философские и психологические теории развития личности (Б.Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. В. Петровский, А. С. Рубинштейн); положения отечественной психологии и педагогики о закономерностях формирования потребностей, интересов, мотивов, целей, установок и ценностных ориентаций (И.С. Кон, Д.Н. Узнадзе, и др.); о роли самосознани в развитии личности (Б .В. Зейгарник, В.П. Зинченко, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, И. С. Кон, В. Н. Мясищев, В. В. Столин, Е. В. Шорохова).
Методы исследования.
Для реализации поставленных задач был использован комплекс научных методов, объединенных в рамках констатирующего и формирующего экспериментов. Основные методы: анкетирование, наблюдение, изучение документов, беседа, экспертный опрос, тестирование, метод последовательной динамической оценки ситуации (МПДО), "Методика изучения ценностных ориентаций" М. Рокича, "Методика изучения самоотношения", анализ результатов деятельности. Обработка результатов исследования проводилась на ПЭВМ "Intel Pentium-160" методами математической статистики, включающими корреляционный и дисперсионный анализы, реализованные в программах "Statistika-5", "Exel-7".
Эмпирическая база исследования. Выборочную совокупность исследования составили молодые учителя общеобразовательных школ №115, 172, 680, 818, 824, 827, 1519, 1744 Северо-Западного учебного округа г. Москвы (72 чел.) и 76 студентов, проходящих преддипломную практику в школах округа. Общая численность охваченных исследованием составила 148 человек.
Надежность и достоверность исследования обеспечивалась исходными методологическими принципами, теоретической обоснованностью, разнообразием и надежностью использованных методов, репрезентативностью выборки, математической обработкой полученных данных с использованием пакета компьютерных программ статистического анализа.
Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.
1. Выделены психологические условия, влияющие на становление профессионального самосознания молодого педагога, к которым относятся затруднения в профессиональной деятельности педагога (внешние условия) и рефлексивные процессы как механизмы снятия затруднений в профессиональной деятельности (внутренние условия).
2. Установлено психологическое содержание ситуаций затруднения в педагогической деятельности молодого учителя, проявляющихся в количественных и качественных характеристиках. К количественным характеристикам относится накопление неопределенности в сферах профессиональной деятельности, к качественным - смена зон локализации неопределенности в сферах профессиональной деятельности.
3. Обосновано, что изучение рефлексивных процессов при разрешении ситуаций затруднения в профессиональной деятельности молодого учителя раскрывает динамику преобразования отношения "человек-профессия" в профессиональное самосознание. Условиями, обеспечивающими данный процесс, являются: неопределенность в операционной, мотивационной и смысловой сферах педагогической деятельности, выбор способов снятия внутренней конфликтности, оценка педагогом своих достижений в профессиональной деятельности, степень ригидности "Я-концепции", готовность к самоизменению, самосовершенствованию.
4. Эмпирически установлена взаимосвязь между механизмами снятия внутренней конфликтности и выбором стратегии в профессиональной деятельности молодого учителя.
5. Предложена оригинальная методика рефлексивного практикума,
способствующая: а) оптимизации процесса адаптации к профессиональной деятельности; б) развитию рефлексивных, социально-перцептивных, индивидуально-дифференциальных, социально-психологических и коммуникативных умений; в) формированию творческого "Я" молодого учителя; г) осуществлению "модельной" функции рефлексивной регуляции профессиональной деятельности в социально-психологической и педагогической системе "молодой учитель - ученический коллектив - школьник"; д) выработке алгоритмов продуктивного решения рефлексивных, когнитивных, социально-перцептивных, социально-психологических и других задач, обусловливающих продуктивное становление профессионального самосознания молодого учителя.
6. Доказательно представлено, что в процессе становления профессионального самосознания молодого учителя особое значение приобретают рефлексивные механизмы, которые выступают базовыми в процессе трансформации отношения "человек-профессия" в профессиональное самосознание и обеспечивают преодоление субъектом деятельности затруднений в профессиональной деятельности. Центральным звеном данных механизмов выступает инновация принципов конструктивного преодоления противоречий через осмысление целостным "Я" ситуации затруднения и самого себя в ней, тем самым подчеркивается, что снятие противоречия в отношении "человек - профессия" происходит за счет встречного преобразования ситуации затруднения и "Я" субъекта деятельности.
7. Установлено, что основными формами проведения коррекционной работы по преодолению ситуаций затруднения в профессиональной деятельности молодого учителя выступают объединенные в единый методический комплекс: рефлексивный практикум (РП) как средство развития обучаемых по преодолению затруднений; ролевые и ситуационные игры, анализ практических ситуаций, а также включенные в структуру методического комплекса учебные занятия (лекции, посещение открытых занятий, обсуждение передового педагогического опыта), направленные на выработку у участников эксперимента модельных представлений о педагогическом процессе, на актуализацию рефлексии относительно прошлого опыта, собственного уровня подготовки и оценки своего адекватного представления о профессиональной деятельности педагога. Основными условиями, обеспечивающими действенность применяемых процедур, являлись: достаточно полная информационная база затруднений в профессиональной деятельности; представление внешнего образца успешных действий; адекватность применяемых психолого-педагогических технологий; активность обучаемых; моделирование ситуаций, релевантных профессиональной деятельности; многопозиционность коммуникативного процесса, включение рефлексивных процедур процессуального и результативного характера.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
- содержание процесса становления профессионального самосознания и его особенности на адаптационном этапе профессионализации личности могут быть использованы для совершенствования профессиональной подготовки педагогических кадров в системе вузовского и послевузовского образования, а также психологами в практике индивидуального консультирования для составления конкретных рекомендаций педагогам;
- разработанный рефлексивный практикум (РП) может использоваться психологами для психологического сопровождения процесса адаптации молодых учителей.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись как в ходе формирующего эксперимента, так и непосредственно в профессиональной деятельности педагогов-психологов школ Северо-Западного учебного округа (СЗУО) г. Москвы. Результаты исследования обсуждались на учебно-методических сборах школьных психологов, семинарах работников отделов образования г. Москвы.
Основные положения и результаты исследования апробированы автором на: заседании методического совета директоров школ СЗУО г. Москвы, совещании педагогов-психологов в Окружном методическом центре СЗУО, семинаре работников образования СЗУО по проблемам организации работы с молодыми специалистами, конференции Межрегионального центра социально-психологической адаптации детей и подростков г. Москвы.
Результаты исследований были использованы при проведении занятий с учителями на факультете переподготовки Московского института повышения квалификации работников образования.
Положения, выносимые на защиту:
Становление профессионального самосознания молодого учителя в период его адаптации к профессиональной деятельности - это процесс, в основе которого лежит снятие противоречия в системе "человек-профессия". Содержанием данного процесса является разрешение ситуации затруднений с высоким уровнем неопределенности в профессиональной деятельности за счет рефлексивных процессов, которые обеспечивают: актуализацию структур "Я" при вхождении в ситуацию затруднения; исчерпание актуализированных стереотипов опыта и шаблонов действий в ситуации затруднения; дискредитацию стереотипов, шаблонов в контексте обнаруженных субъектом противоречий; открытие новых принципов конструктивного преодоления этих противоречий с последующей их практической реализацией. Результатом данного процесса выступают новообразования:
- в когнитивной сфере профессионального самосознания - осознание педагогом ценностных ориентаций в рамках профессии, мотивов и целей, предметов, способов, средств, знаний, умений, навыков по достижению целей педагогической деятельности, вхождение в ролевую структуру профессиональной группы, принятие себя как представителя данной профессиональной группы, становление способов профессиональной самореализации, самосовершенствования, саморегуляции;
- в аффективной сфере - изменение самоотношения к себе как к представителю данной профессиональной группы;
- в поведенческой - удовлетворенность педагога собой и своей профессиональной деятельностью.
Становление профессионального самосознания рассматривается с момента установления отношения "человек - конкретная профессия" на эмоционально-ценностном уровне при формировании профессиональных намерений и соотнесения их с представлениями о собственных возможностях. В период профессионального образования формируются операционная, мотивационная, смысловая компоненты профессиональной деятельности. В противоречие с ними вступают эмоционально насыщенный образ профессии и нормативно ограничивающие личность требования к профессии. По окончании обучения профессиональное самосознание представляет собой идеальную модель отношения человека к профессии. В адаптационный период ведущим противоречием является столкновение идеальной и реальной моделей профессиональной деятельности.
Становление профессионального самосознания молодого учителя проходит несколько этапов. На первом этапе уточняется, детализируются когнитивная, аффективная, поведенческая компоненты модели отношения человека к профессии. На втором этапе взаимодействие составляющих профессионального самосознания приобретает системный характер. По окончании адаптационного периода профессиональное самосознание отражает реальное отношение человека к профессии. Процесс обретения целостности профессионального самосознания детерминируется уровнем развития рефлексии как базового механизма профессионального саморазвития.
Основными психологическими условиями, обеспечивающими становление профессионального самосознания молодого учителя, являются:
- ситуации затруднения в профессиональной деятельности, в основе которых лежит неопределенность в операционной (некомпетентность, отсутствие опыта), мотивационной (нежелание действовать) и смысловой (потеря или отсутствие перспективы) сферах;
- выбор способов снятия внутренней конфликтности в ситуациях затруднения;
- оценка педагогом своих достижений в профессиональной деятельности;
- степень ригидности Я -концепции;
- готовность к самоизменению, профессиональному самосовершенствованию и саморазвитию.
Главными принципами методики рефлексивного практикума, основанной на моделировании ситуаций затруднения в профессиональной деятельности педагога и актуализации рефлексивных процессов, являются: включение личностных компонентов в процесс становления профессионального самосознания, развитие и совершенствование приемов и способов саморегуляции в профессиональной деятельности, использование педагогами индивидуальной самодиагностики.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Рефлексивный практикум как средство обеспечения становления профессионального самосознания молодого учителя. - М., 1997.1,5 п.л.
2. Выявления затруднений в профессиональной деятельности молодого учителя.- М., 1998. 1 п.л.
3. Развитие профессионально-значимых качеств молодого учителя. Методические рекомендации. - М., 1998. 1 п.л.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ