Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КАРЬЕРА РУКОВОДИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ

Работа №103293

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

социология

Объем работы22
Год сдачи2004
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
28
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
ПУБЛИКАЦИИ

Актуальность темы исследования. В период социальной трансформации происходит дискурсивная проблематизация гендерных отношений, что приводит к росту исследовательского и общественного интереса к данной теме. Масштабные социально-культурные, экономические и политические изменения в российском обществе включают изменение статусных позиций различных социальных групп и категорий граждан. В сфере гендерных отношений эти изменения приводят к таким явлениям, как изменение положения женщин и мужчин в сфере экономики, политики, в супружеских и семейных отношениях и пр. Происходящие перемены отражаются в гендерном сознании и мужчин, и женщин, появляются новые виды гендерного поведения, создаются новые формы гендерного взаимодействия; вследствие этого изучение гендерных отношений становится одним из элементов осмысления социальных преобразований.
Гендерный подход к проблемам карьеры становится все более важным и необходимым в силу ряда причин. Именно труд - та область, где выясняется и определяется положение женщины. Сегодня в России женщины составляют 48% всех занятых. Исследователи все чаще говорят об огромном, но неиспользуемом потенциале женщин. Ситуацию, сложившуюся в сфере труда, наиболее ярко иллюстрируют отношения в сфере карьерного продвижения. Социологи считают, что женщины могут руководить не хуже мужчин, однако их численность на руководящих позициях крайне невысока. В общественном сознании россиян весьма распространено представление о незаинтересованности женщин в завоевании высших позиций в иерархии российских предприятий и, более того, об их меньших, по сравнению с мужчинами, способностях к руководящей деятельности. Становление рыночных отношений в России способствовало смягчению консервативных установок относительно многих сфер жизнедеятельности, однако отношения в сфере управления, как никакие другие, остаются под влиянием социальной и культурной инерции, патриархатных стереотипов. Все это обусловливает значимость и актуальность изучения карьеры с позиций гендерной теории.
Исследовательский интерес к изучению карьеры руководителя с позиций гендерного подхода основывается на том, что руководители представляют собой одну из наиболее динамичных и влиятельных групп. Именно через них, с одной стороны, может обеспечиваться сохранение и преемственность традиционных гендерных стереотипов в сфере труда, а с другой стороны - руководители выступают инициаторами нового, формируют эгалитарные взгляды и представления о месте и роли женщин и мужчин в трудовой сфере.
Изучение гендерных аспектов карьеры руководителя является актуальным для науки - с точки зрения расширения знания и изучения гендерных ценностей и ролей в публичной сфере; для общества - исследование гендерных проблем позволяет объяснить многие общественные проблемы и дать рекомендации к их решению; для отдельной личности - исследование может помочь мужчинам и женщинам отойти от патриархатных стереотипов, позволит им иначе определять свою жизненную стратегию, формировать новые отношения между полами в обществе.
Однако проблеме гендерной специфики трудового, в частности карьерного, пути в современных российских условиях уделяется явно недостаточное исследовательское внимание. Руководитель зачастую предстает в исследованиях либо мужчиной, либо неким «бесполым» человеком, но, в связи с возрастанием роли женского фактора в экономике, сравнительный анализ женской и мужской карьеры приобретает особую важность и актуальность.
Помимо этого, изучение гендерных аспектов карьеры есть непременное условие научного анализа тенденций изменения гендерной системы в целом. Исследование этой проблемы, соответственно, является актуальной задачей социологии гендерных отношений. Таким образом, в условиях трансформации российского общества назрела объективная необходимость научного осмысления и детального рассмотрения в теории и практике тех гендерных изменений, которые происходят в сфере руководства, что и обусловило выбор темы диссертации.
Степень научной разработанности проблемы. К настоящему времени в социологии гендерных отношений накоплено немало теорий и эмпирических данных, освещающих социально организованные взаимодействия мужчин и женщин и их закономерности. За рубежом сущность и содержание понятий «гендер» и «гендерная система» изучались в работах Р.Ангер, Г.Бок, М. Виттинг, И.Гофмана, Д. Зиммермана, Д. Карен, Т.де Лауретис, Дж.Лорбер, К.Миллетт, К.Рензетти, Г. Рубин, Дж.Скотт, К. Уэста, И. Хирдман и др. В России они изучались такими авторами, как Н.И. Абубикирова, Л.В. Бабаева, Т.В. Барчунова, О.А. Воронина, С.И.Голод, Т. Гурко, Е.А. Здравомыслова, И.Е. Калабихина, Т.А. Клименкова, А.И. Посадская, Н.М. Римашевская, Л.Л.Рыбцова, Г.Г.Силласте, А.А. Темкина и др.
Одной из центральных в гендерных исследованиях является тема гендерных отношений в сфере труда. К числу российских авторов этих исследований относятся М.Е. Баскакова, С.И. Голод, Е.В. Груздева, И.Е. Калабихина, М.М.Малышева, О.Мурачева, Л.Прокофьева, Л.Е. Ржаницына, Н.М. Римашевская, И.Н.Тартаковская, П.Фести, А.Г.Харчев, З.А.Хоткина, Э.С.Чертихина, З.Янкова и др. О женском бизнесе речь идет в работах Л.В .Бабаевой, Е.С.Баразговой, С.Ю.Барсуковой, М.К. Кияновой, Л.В.Корель, А.Е.Чириковой и других авторов. М.Е.Баскакова, Е.В.Кочкина, О. Самарина, Г.Силласте, Т.В.Чубарова исследуют положение женщин в социальной сфере. Значительное внимание изучению ценностных ориентаций женщин уделено в работах Л.А. Гусейновой, Т.Карахановой, Л.Л.Рыбцовой, Г.Г.Силласте. Положение женщин на рынке труда, в частности женская безработица, проблема неравной оплаты труда, дискриминация по признаку пола и пр. изучаются в работах М.Е.Баскаковой, Е.Мезенцевой, Л.Ржанициной, Л.Рыбцовой, И. Тартаковской, З. Хоткиной. О проблемах, связанных с продвижением женщин на руководящие должности, в отечественной научной литературе пишут И.В. Грошев, Ю. Деражне, А.В. Жуплев, Е.И. Комаров, А.А. Московская, И.И. Серегина, Э. Старобинский и др.
Объектом социологического анализа, таким образом, долгое время оста-вались в основном женщины. Отчасти такая ситуация обусловлена тем, что сама необходимость изучения обеих сторон гендерного взаимодействия была осознана научным сообществом сравнительно недавно - в начале-середине 1990-х гг. С другой стороны, женская проблематика является ведущей, поскольку за последние сто лет общественное положение женщин существенно изменилось, тогда как положение мужчин почти не было преобразовано. Однако изучение только женской гендерной общности не позволяет выявить специфику гендерных отношений.
На сегодняшний день в российской социологии уже существует ряд работ, в которых исследователи анализируют гендерную специфику, изучая мнения, роли, поведение и женщин, и мужчин. В том числе исследователям представляется актуальной проблема гендерных отношений в сфере руководства. Наиболее разработанным направлением в рамках этой темы является изучение стилей руководства и качеств мужчин- и женщин-руководителей. Данная тематика изучается в работах Е.С. Гвоздевой, В.И. Герчикова, А.Л. Журавлева, О.К. Самарцевой, И.Соболевой, И.О. Тюриной, Т.А. Фоминой, В.А. и Н.Н. Хащенко, Т.П. Хохловой, Т .Четверниной.
Внимание проблеме карьеры вообще отечественные исследователи стали уделять не так давно. Во многом это связано с тем, что сама тема карьеры раньше была «закрытой». Хотя за рубежом карьера изучается давно, в частности такими авторами, как М.Л. Савискас, Ч.Чен, Я.Щепаньский, Дж. Эветс и др. Среди отечественных исследователей можно отметить А.А. Дикареву, В.Ю.Иванова, А.Н. Комозина, Д. Коробейникова, М.И. Мирскую, В.А. Полякова, Е.Д. Руткевича, Ф.Р.Филиппова. Исследованиями профессиональной мобильности, послужившими основой для изучения карьеры, занимались Б. Барбер, П.М. Блау, З.Голенкова, О. Данкен, К. Дэвис, Е.Игитханян, У.Мур, В.В .Радаев, П. Сорокин, О.И. Шкаратан.
Функции, роли, профессиональная деятельность руководителя, в частности его карьера, рассматривались В.Ф. Воловичем, М. Вудкоком, А.П. Егоршиным, М.К. Кияновой, Е.В. Ксенчук, И.П. Марченко, А.М. Омаровым, В.А. Поляковым, Л. Фаткиным, Д. Френсисом, Н.И. Шаталовой, В.В .Щербиной и др.
В то же время, исследований, посвященных изучению гендерных особенностей карьерного пути руководителя, мы не встретили, чем и было вызвано наше обращение к данной проблеме.
Цель исследования - выявление гендерных особенностей, тенденций и факторов карьерного пути руководителя в современных условиях. Достижение этой цели осуществлялось через постановку и решение следующих исследовательских задач:
• анализ существующих социологических подходов, рассматривающих гендерные отношения;
• выявление особенностей карьерного потенциала мужчин- и женщин- руководителей;
• анализ общего и особенного в процессе реализации карьерного потенциала женщин и мужчин;
• выявление отношения работодателей к женщине-руководителю, общественного мнения о возможностях и способностях мужчин и женщин к руководящей деятельности.
Объект исследования - женщины и мужчины - наемные руководители среднего и высшего уровней, работающие на крупных коммерческих предприятиях и в производственных организациях с количеством должностных уровней не менее шести.
Предмет исследования - гендерная специфика карьерного пути руководителя.
Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составили идеи классиков социологической мысли, работы отечественных и зарубежных философов, социологов, психологов и экономистов, исследования, посвященные проблемам карьеры и гендерным отношениям.
Карьера руководителя рассматривается с позиций стратификационного подхода и концепции социальной мобильности. Отметим методологическую значимость для изучения карьеры руководителя концепций Б. Барбера, П. Блау, М.Вебера, О.Данкена, К.Дэвиса, У.Мура, П.Сорокина, взглядов Н. Смелзера на социальный статус и его изменение, теоретических разработок карьерной проблематики В.Ю. Иванова, идей П. Друкера, А.М.Омарова, Ф.Тейлора, А.Файоля, анализирующих в своих классических трудах принципы управления и деятельность руководителя.
В исследовании использован гендерный подход, позволяющий рассмотреть социо-культурную характеристику пола. Методологическую ценность для понимания сущности гендерного подхода представляют взгляды Н.И.Абубикировой, Т.В.Барчуновой, С. де Бовуар, О.В .Ворониной, Э. Гидденса, Г. Рубин и др., символический интеракционизм Дж.Мида, драматургический анализ И. Гофмана, структурный функционализм Т.Парсонса, теория социального конструирования реальности П. Бергера и Т.Лукмана, этнометодологические исследования Г. Гарфинкеля, К. Уэста и Д. Зиммермана. Чрезвычайно важен для анализа гендерных отношений структурно-конструктивистский подход (Р.Коннелл), который дает возможность увидеть как структурные, так и меж-личностные основания производства новых и воспроизводства старых гендерных отношений.
Кроме того, объект изучается с позиций системного, сравнительно-исторического и аксиологического подходов. В основе исследования лежит сравнительный анализ мужской и женской гендерных общностей. Комплексность и междисциплинарность подходов позволили охватить не только карьерные пути как таковые, но и их многообразную среду, то есть широкий круг социальных, экономических, семейно-бытовых и других проблем.
Эмпирическая база диссертационного исследования. Основой для выявления гендерных особенностей карьерного пути руководителя послужили материалы исследования, проведенного в г.Екатеринбурге в 2003-2004 гг. Исследование осуществлялось по месту работы респондентов, а именно: на крупных коммерческих предприятиях, в производственных организациях (ТД «Уралсевергаз», ТД «Синара», ЗАО «Уралтел», банк «Гута-банк», ОАО «Уралмеханобр», ОКБ «Новатор», ЗАО «Уралстинол», Уральский оптико-механический завод и др.).
В исследовании использованы количественные и качественные методы сбора информации. В рамках количественного метода исследования был применен целевой опрос руководителей предприятий. Целесообразность целевого опроса обусловлена объектом исследования, который представляет собой относительно малочисленную и труднодоступную группу. Исходя из цели и задач исследования, значимыми характеристиками целевой группы выступили пол (50% мужчин-руководителей и 50% женщин-руководителей) и уровень руководства (30% составили руководители высшего уровня, 70% - руководители среднего уровня, данное процентное соотношение одинаково для женщин и мужчин). В общей сложности было опрошено 400 человек.
Метод качественного исследования - опрос экспертов (глубинное интервью) - позволил вскрыть глубинные срезы гендерных отношений в сфере управления, выявить полифонию отношения работодателей к женщинам- и мужчинам-руководителям, основные стереотипы по отношению к женщине- руководителю, причины неравного участия женщин и мужчин в управлении. В исследовании приняли участие 15 мужчин- и 5 женщин-руководителей высшего уровня. Именно они владеют необходимой информацией и наиболее компетентны в интересовавших исследователя вопросах.
Сочетание количественного и качественного методов исследования позволило получить, с одной стороны, надежные данные, с другой - их подтверждение и глубокое понимание того, что стоит за этими данными. Помимо результатов, полученных автором в ходе работы, представлены данные других исследователей, использовавших как качественные, так и количественные методы исследования.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
• Выделены две группы факторов, оказывающих влияние на карьеру руководителя: объективные и субъективные факторы. Объективные - факторы макросреды (особенности экономической и социо-культурной ситуаций в стране), а также факторы микросреды карьерного развития (факторы вне- организационной — семья, и организационной микросреды — например, отношения с руководителем); субъективные факторы - это карьерный потенциал индивида, представляющий собой совокупность психофизиологического, личностного и квалификационного потенциалов.
• Выявлена гендерная специфика карьерной мотивации руководителей, характеризующаяся тем, что мужчины более ориентированы на процессы внешнего движения в освоении социального пространства, тогда как женщины - на процессы собственно внутреннего развития, самореализацию.
• Определены гендерные особенности карьерного потенциала руководителей: женщины ориентированы на развитие своего квалификационного потенциала (интеллект, уровень образования); мужчины - на традиции патриархат- ной, мускулинной культуры и рассматривают свой пол как главный фактор, достаточный для карьеры.
• Выявлена гендерная специфика карьерного пути руководителя, проявляющаяся, во-первых, в противоречии между возможностями раскрытия индивидуальности и половыми ограничениями, которые закладываются культурой, обществом и носят стереотипный характер; во-вторых, в большей мобильности женщин, их более длительной и поздней карьере.
• Доказывается, что такой общепризнанный фактор снижения карьерной конкурентоспособности женщин, как семейные обязанности, имеет не столько реальную, сколько стереотипную составляющую. Хотя семья может являться «сдерживающим» фактором на начальном этапе женской карьеры, особенно при наличии маленьких детей, она же и является для женщин- руководителей важнейшим стимулом карьерного роста.
• Определены препятствия на карьерном пути руководителей: именно мужчины чаще сталкивались с препонами со стороны начальства, для женщин же таким препятствием оказались в первую очередь конкуренция и недоверие со стороны коллег, и лишь затем - со стороны начальства и подчиненных.
• Разработана гендерная типология работодателей. Первый тип - традиционный. Руководители этого типа подвержены влиянию традиционных гендерных стереотипов и не признают способностей женщин к руководящей работе. Второй - переходный - характеризуется частичным признанием способностей женщин к руководящей деятельности, а именно: либо в отдельных сферах деятельности, либо на среднем или низшем уровне управления. Третий - эгалитарный - представлен руководителями, которые рассматривают способности женщин как равные или даже большие, чем у мужчин, ориентируются на индивидуальные качества и возможности, но не пол.
• Выявлены противоречивость, сложность формирования новых гендерных отношений, которые проявляются в сосуществовании традиционных патриархатных и новых эгалитарных взглядов на социальный статус женщин и мужчин.
Научно-практическая значимость работы. Предложенные теоретические и практические выводы помогают более глубокому пониманию современных особенностей взаимоотношений между мужчиной и женщиной в сфере труда. Материалы диссертации и публикаций могут быть использованы:
• для расширения, упорядочивания и систематизации понятийного аппарата гендерной социологии;
• для дальнейшей разработки и развития методологической базы исследования карьеры, в частности - карьеры руководителя;
• в чтении учебных курсов «Социология гендерных отношений», «Социология семьи», «Социология образования», «Социология труда и экономическая социология», «Гендерное образование» и др.;
• для получения эмпирической информации о гендерной специфике карьеры руководителя, отслеживания динамики в выявленных процессах;
• при формулировании кадровой политики предприятий и организаций, разработке конкретных программ управления профессиональным ростом и должностным продвижением руководящих кадров, совершенствования деятельности аппарата управления;
• в создании условий для реализации способностей и самовыражения женщин в профессиональной деятельности, в стимуляции их активности.
Апробация работы. Основные положения диссертации были представлены к обсуждению на научно-практических конференциях, посвященных памяти Л.Н. Когана (Екатеринбург, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004), межрегиональной научно-практической конференции «Образование взрослых - ключ к ХХ1 веку» (Екатеринбург, 2001), научно-практической конференции «Глобализация: реальность, противоречия, перспективы» (Екатеринбург, 2002); Всероссийской научно-практической конференции «Управление социальными процессами в регионах» (Екатеринбург, 2002), Международной научно-практической конференции «Экономика. Информатизация. Безопасность» (Челябинск, 2003). Отдельные положения работы обсуждались на заседаниях кафедры прикладной социологии факультета политологии и социологии УрГУ.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав (включающих четыре параграфа), заключения и библиографии, содержащей 246 на-именований.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Карьерные ориентации студенток УрГУ: сравнительный анализ 1 и 3 курсов // Уральская социология на рубеже веков: преемственность поколений. Ч.3. Екатеринбург, 2001. - С.243-246.
2. Высшее образование: мотивы и ориентации студенток // Образование взрослых - ключ к ХХ1 веку. Материалы межрегиональной научно-практической конференции 14-16 ноября 2001г. Екатеринбург, 2001. - С.44-47.
3. Профессиональные и карьерные ориентации женщин в условиях трансформации российского общества // Глобализация: реальность, противоречия, перспективы: V ежегодная науч.-практ. конф. 15 мая 2002г. Т.1. Екатеринбург,2002.- С.140-143.
4. Гендер как фактор влияния на карьеру руководителя // Социология в российской провинции: тенденции, перспективы развития. В V-™ частях. Ч.4 - Екатеринбург, 2003. - С.202-208.
5. Карьерные ориентации студенток-первокурсниц УрГУ // Социология в российской провинции: тенденции, перспективы развития. В V-ти частях. Ч.4 - Екатеринбург, 2003. - С.171-174.
6. Руководитель как субъект экономической безопасности предприятия // Экономика. Информатизация. Безопасность. Сборник научных трудов. Международная научно-практическая конференция 10-11 декабря 2003г. - Челябинск,
2003. - С.124-128. - (В соавторстве).
7. Профессиональная карьера как предмет гендерного анализа // Экономика. Информатизация. Безопасность. Сборник научных трудов. Международная научно-практическая конференция 10-11 декабря 2003г. - Челябинск, 2003.- С.229-231.
8. Карьерный путь руководителя: гендерный аспект // Кросс-культурные и гендерные исследования. Социологические проблемы образования, семьи, молодежи / Политическая культура и политические процессы в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования. В 111-х частях. Ч.11 - Екатеринбург, 2004. - С.265-268.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ