Введение 2
Глава 1. Теоретико-правовые основы организации государственной власти 7
1.1 Механизм организации и функционирования государственной власти в Российской Федерации 7
1.2 Функционирование государственной власти 10
Глава 2. Анализ конституционных основ организации государственной власти 15
2.1 Система конституционно-правовых принципов осуществления государственной власти в Российской Федерации 15
2.2 Конституционные основы разграничения полномочия между органами государственной власти и органами местного самоуправления 20
Глава 3. Конституционные изменения в системе органов государственной власти и местного самоуправления 25
Заключение 32
Список литературы 34
Работа сдана на «отлично», уровень оригинальности по антиплагиат.ру 82%
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основании принципа разделения властей, который является фундаментом построения отношений между органами государственной власти в современном правовом демократическом государстве.
Вопросы создания идеальной модели государственного управления относятся к одним из наиболее актуальных на протяжении всей истории существования государства. Наличие различных конструкций организации органов государственной власти, форм и способов реализации государственных полномочий на протяжении многих лет позволило выработать разные организационно-правовые модели, объединяющим началом которых являются конституционно-правовые принципы организации государства и государственной власти. Как отмечает Н. М. Коркунов, «задача науки государственного права заключается в выяснении юридических принципов, лежащих в основании государства» [11, с. 3]. Построение современного государства предполагает обязательное закрепление в конституционном законодательстве соответствующей основам конституционного строя внутренне непротиворечивой системы принципов осуществления государственной власти. Вместе с тем на сегодняшний день ни в конституционно-правовом законодательстве, ни в государственно-правовой доктрине не сформировался единый подход к пониманию принципов осуществления государственной власти и построению их согласованной системы. Исследованием конституционно-правовых принципов осуществления государственной власти в Российской Федерации занимались такие известные ученые, как С. А. Авакьян, А. В. Безруков, В. А. Лебедев, М. С. Саликов и др. Однако многие вопросы, связанные с их пониманием, закреплением в нормативных правовых актах, систематизацией, остаются исследованными не в полной мере. Актуальность темы исследования обусловлена и конституционной реформой, инициированной Посланием Президента РФ Федеральному Собранию 15 января 2020 г., в котором глава государства указал на необходимость закрепления в Конституции принципов единой системы публичной власти.
С одной стороны, не установлены общие принципы организации системы органов государственной власти, с другой – не определены принципы новой конструкции единой системы публичной власти. Исследование данных принципов, их сопоставление с принципами осуществления государственной власти видятся в качестве одной из приоритетных задач государственно-правовой науки. Не изучив систему конституционно-правовых принципов осуществления государственной власти, продвинуться в решении обозначенных проблем будет весьма затруднительно.
Теоретическая значимость исследования определяется его научной новизной и выводами, расширяющими теоретические знания по проблемам конституционных основ организации государственной власти. В частности, были разработаны обоснованные авторские выводы по теоретическим аспектам конституционных основ государственной власти.
Практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в нем выводы и предложения могут выступать рекомендациями по дальнейшему развитию в законотворческой деятельности.
Целью курсовой работы выступает комплексное исследование конституционных основ организации государственной власти.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- определить механизм организации и функционирования государственной власти в Российской Федерации;
- определить специфику функционирования государственной власти;
- исследовать систему конституционно-правовых принципов осуществления государственной власти в РФ;
- изучить конституционные основы разграничения полномочия между органами государственной власти и органами местного самоуправления;
- изучить конституционные изменения в системе органов государственной власти и местного самоуправления.
Объектом исследования выступают общественные отношения, которые складываются по поводу конституционных основ государственной власти.
Предметом исследования выступают нормы конституционного права и иного федерального законодательства, регулирующие общественные отношения в сфере организации государственной власти.
В качестве информационной базы исследования выступили нормативные правовые акты, как и советского периода, так и актуальные на сегодняшний день законодательные акты Российской Федерации. Также теоретической основой настоящего исследования послужили научные труды по вопросам конституционно-правового института гражданства таких ученых, как: В.Л. Бабурина, А.А. Галушкин, Е.Н. Изотова, С.С. Кишкин, А.Б. Мезенцева, А.В. Мещеряков, В.Б. Николаев, Ж.И. Овсепян и др.
Методологическую основу исследования образует комплекс современных философских, общенаучных, специально-научных методов познания, включая, диалектический, логический, формально-юридический, системный методы, а также анализ, описание, синтез и интерпретацию.
Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение и библиографический список.
Государственная власть в Российской Федерации как особый вид публичной власти, направленный на выполнение функций государства в интересах его населения, находит свою реализацию в форме осуществления. Осуществление государственной власти – это особый вид деятельности уполномоченных субъектов – органов государственной власти, направленный на достижение установленных в Конституции целей в процессе реализации государственно-властных полномочий. Осуществление государственной власти происходит в рамках особого конституционно-правового механизма, включающего субъектов ее осуществления, их полномочия (организационный аспект) и установленные в конституционно-правовом законодательстве формы и методы их деятельности (функциональный аспект).
Под конституционно-правовыми принципами осуществления государственной власти следует понимать закрепленную в нормах конституционного права совокупность структурированных, взаимосвязанных, подчиненных единой цели базовых идей, положений, стандартов, определяющих организационные и функциональные параметры осуществления данного уровня публичной власти. Являясь руководящими началами осуществления государственной власти, они не только определяют текущее состояние конституционно-правового механизма ее осуществления, но и задают направление его развития, обозначая итоговую цель как идеальную политико-правовую конструкцию (народовластие, разделение властей, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина и т. д.).
Проведенный в работе анализ изменений в Конституции РФ, касающихся структуры органов государственной власти, показывает, что они вполне оправданы. По мнению Т.Н. Михеевой, «в государстве и обществе давно вызревали предпосылки к конституционной трансформации».9 Таким образом, конституционная реформа стала закономерной и своевременной необходимостью совершенствования основного закона, защищающего государственный суверенитет, права человека и демократические принципы. Изменения в конституции гарантировали традиционные для общественно-политической и социальной сферы России ценности, утвердив приоритеты норм и принципов, провозглашенных в виде основ конституционного строя РФ.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. – 2014. – № 31. – Ст.4398
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 01.05.2019) // Собрание законодательства РФ. 06.10.2003. № 40. Ст. 3822
3. Постановление Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1999 г. № 17-П «По спору о компетенции между Советом Федерации и Президентом Российской Федерации относительно принадлежности полномочия по изданию акта о временном отстранении Генерального Прокурора Российской Федерации от должности в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 25185/.
4. Авакьян С. А. Структура публичной власти в России: проблемы формирования и развития // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2018. № 4. С. 7–13
5. Алебастрова И.А. Принцип разделения властей в условиях разрастания количества государственных органов: проблемы сохранения чистоты концепции // Государство и право. 2017. № 9. С. 27
6. Алебастрова И.А. Принцип разделения властей в условиях разрастания количества государственных органов: проблемы сохранения чистоты концепции // Государство и право. 2017. № 9. С. 27
7. Алешкова И. А., Молокаева О. Х. Обзор научной дискуссии, состоявшейся в рамках проведения научно-практического «круглого стола» на тему «Реализация принципов конституционного права – основа обеспечения правопорядка» // Государство и право. 2020. № 4. С. 174– 178. DOI : 10.31857/S013207690009322-6
8. Васильев С.А. Взаимодействие субъектов конституционноправовых отношений // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 1. С. 20.
9. Дмитриев М. А. Обязательность оценки регулирующего воздействия как общий принцип организации системы органов государственной власти субъектов Рос- сийской Федерации // Российский юридический журнал. 2020. № 2. С. 118–129
10. Ершов Ю.Г. К вопросу о поправках в Конституцию РФ // Социум и власть.2020.№5(85).С.48
11. Жданов А. Ф. Конституционно-правовые вопросы установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации : автореф. дис. … канд. юрид. наук. – Екатеринбург, 2009. – 30 с
12. Желдыбина Т.А. Судебная власть и механизм обеспечения процесса законотворчества // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. № 7. С. 40.
13. Интервью Сергея Миронова руководителя фракции партии «Справедливая Россия» в Государственной думе в эфире телеканала «Россия-24» 17.11.2017 г. // Справедливая Россия URL: http://www.spravedlivo.ru/ 5_85991.html
14. Краснов М.А. Точечные изменения в Конституцию. А какие точки? // Конституционный вестник. 2019. № 4 (22). С. 112 / https://historyrussia.org/images/Knigi/Konstitysionniy-vestnik_compressed.pdf
15. Лукьянов А.И. Заметки старого спикера // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 1. С. 18.
16. Организация государственной власти в России и зарубежных странах: Учебно-методический комплекс / С.А. Авакьян, А.М. Арбузкин, И.П. Кененова и др.; рук. авт. кол. и отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Юстицинформ, 2014. http://www.consultant.ru/edu/student/download_books /book/avakian_sa_arbuzkin_am_ kenenova_ ip_ organizacija_gosudarstvennoj_ vlasti_v_rossii_zarubezhnyh_stranah/
17. Осипов А.П. О поправках в Конституцию РФ // Закон и право. 2020.№5.С.42
18. Радченко В.И., Угланова О.А. Поправки в Конституции РФ и устойчивость конституционного строя России // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2020.№2(139).С.66
19. Чернышов В. Н. Теория систем и системный анализ. – Тамбов : Тамбовск. гос. техн. ун-т, 2008. – 96 с
20. Шаблинский И.Г. Механизм сдержек и противовесов в российской конституционной практике // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2010. № 3. С. 37 / https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15203266