Введение 11
Глава 1.Обучение и развитие персонала как основа успешной работы организации 14
1.1. Создание системы обучения и развития персонала 14
1.2. Показатели и принципы эффективного развития
персонала 22
Глава 2.Специфика и проблемы обучения и развития персонала в горнодобывающей отрасли 30
2.1. Специфика горнодобывающей отрасли в современных
условиях 31
2.2. Проблемы обучения и развития персонала в горнодобывающей
отрасли 40
Глава З.Система обучения и развития персонала в АО «Алмалыкский горнометаллургический комбинат» 40
3.1. Общая характеристика предприятия 51
3.2. Система обучения и развития персонала в АО «Алмалыкский
горно-металлургический комбинат» 59
3.3. Эффективность системы обучения и развития персонала в АО
«Алмалыкский горно-металлургический комбинат» 80
Заключение 94
Результаты проверки на плагиат 98
Список использованной литературы 99
Тема «Подготовка и повышение квалификации кадров в АО «Алмалыкский горно-металлургический комбинат» выбрана для научного исследования вследствие её актуальности, поскольку в современных условиях вопрос кадров является их подготовки и переподготовки осуществляется в новых условиях и требует новых подходов. Это связано с состоянием информационного общества, находящегося в условиях мировых глобализационных процессов.
Без людей нет организации. Без нужных людей ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить. Несомненно, что трудовые ресурсы, относящиеся к социально-экономической категории, являются одним из важнейших аспектов теории и практики управления.
Производство каждой страны и каждой отрасли зависит от ряда факторов. Одним из важнейших факторов, влияющих на уровень производительности труда, и эффективности производства, являются кадры (персонал).
Цель исследования - повышение квалификации подготовка кадров, а также, их рациональное использование. Необходимо проанализировать эффективность подготовки персонала.
Для достижения названной цели решены следующие задачи:
1. раскрыты сущностные характеристики понятия подготовка, переподготовка и повышения квалификации кадров;
2. рассмотрены системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
3. сформированы предложения по совершенствованию оптимальной системы повышения квалификации кадров на предприятии;
4. рассмотрен опыт по организации подготовки, переподготовки и повышению квалификации кадров в АО «Алмалыкский ГМК».
Повышение квалификации на предприятии - практически непрерывный процесс, который может заключаться как в новых концепциях, например концепции “обучающегося предприятия”, так и в стандартных подходах, как например, различные семинары, обучение в институтах повышения квалификации и пр.
Все сказанное о системе обучения и развития персонала в Алмалыкском горно-металлургическом комбинате, позволяет сделать следующие выводы:
• Политикой АО «Алмалыкский ГМК» определен главный принцип «Заниматься повышением уровня знаний и квалификации, обучать и развивать других»;
• Профессиональное обучение и развитие тесно связано с процессом производства, его функционированием и модернизацией;
• Разрабатываются инновационные методы обучения и технологии развития, соответствующие требованиям постоянно развивающейся рыночной экономикой;
• Цели обучения и профессионального развития напрямую связаны с целями предприятия и его подразделениями;
• В Отделе обучения и развития персонала преподают курсы только профессионалы, имеющие за плечами богатый опыт работы в процессе производства и достигшие высокой квалификации;
• Затраты на обучение и развитие персонала освоены по основным статьям;
• Для возможности карьерного роста сотрудников комбината, профессионального развития и активизации потенциальных возможностей персонала, заинтересованного в своем профессиональном росте на предприятии разработана система развития персонала. Эффективность горнодобывающей отрасли во многом зависит от квалифицированного и профессионального уровня работников, от соответствия уровня их подготовки для работы на новом оборудовании. Основное направление в области профориентации, и организации развития и повышения квалификации, отражающее возрастающую потребность в высококвалифицированном персонале.
Совершенствование организации производственного процесса, распространение и ускорение инновационного прогресса предъявляют серьезные требования к уровню обучения персонала, от квалифицированного состава которых зависит эффективное использование горного оборудования и транспорта.
В горнодобывающей промышленности складывается современная система подготовки сотрудников, которая осуществляется в отделах обучения и развития персонала, в учебно-курсовом комплексе (с отрывом или без отрыва от производства) и напрямую на рабочем месте (групповое и индивидуальное обучение).
Для подготовки персонала на производстве необходимо создавать учебно-курсовые отделы для получения теоретических знаний и симуляторы для получения практических навыков. Учебно-курсовые отделы являются организационно методическими центрами разработки и внедрения комплексных систем подготовки и переподготовки кадров.
В современных условиях руководству любой организации следует признать - существование экономически эффективного предприятия попросту невозможно без продуманной системы повышения квалификации кадров... причем, это касается как рядовых работников, так и менеджеров высшего звена. Само собой разумеется, что такая система должна быть прекрасно организована, оснащена на высоком техническом уровне и - разумеется! - являться частью цельной стратегии предприятия. Если можно так выразиться, то программы повышения квалификации должны составлять неотъемлемую часть политики предприятия. Следует признать, что акценты современной экономики постепенно смещаются от «механической экономики» производства к «информационной экономике», то есть такой экономической системе, которая построена прежде всего на высококвалифицированных специалистах, профессионалах в своих отраслях. Излишне будет добавлять, что высокая квалификация любого специалиста - это результат, складывающийся из опыта работы, образования и непрерывной работы над собой. Помощь в этом процессе - этическая задача любого менеджера по персоналу. Таким образом, можно констатировать, что система повышения квалификации кадров абсолютно необходима любой организации, желающей войти в новую экономическую систему как равноправный участник.
На плечи менеджера по персоналу ложится, возможно наиболее трудная задача управления. Экономические процессы можно планировать и отчасти предвидеть - это входит в должностные обязанности менеджеров по сбыту, развитию и маркетингу. Можно управлять транспортными потоками - этим занимаются логистики. Однако управление людьми, теми самыми людьми, на которых держится любая успешная организация - задача совершенно иного порядка. Эффективному менеджеру по персоналу необходимо сочетать математическое искусство управления с качествами профессионального психолога. В связи с этим следует упомянуть о несомненной связи между вопросами мотивации персонала и повышения его квалификации. Если говорить упрощенно, то в качестве основной задачи менеджера по персоналу можно рассматривать такую формулировку: «Добиться того, чтобы персонал был заинтересован в постоянном совершенствовании своих профессиональных качеств - при условии, что это пойдет на благо предприятия и явится для работников дополнительным стимулом к работе на данное предприятие». Даже в этом варианте становится понятно, что менеджер по персоналу должен буквально балансировать на стыке интересов работника и потребностей организации. Стоит нарушить баланс в пользу работника - и неизбежно увеличение «утечки кадров». В пользу организации - и со временем предприятие перестанет соответствовать требованиям современности. Ежедневно находить для этой головоломки все новые и новые решения - обычная работа хорошего менеджера по персоналу.
Заметим, что в данной дипломной работе я попыталась не только отразить всю сложность этой задачи, но и показать несколько современных и экономически оправданных способов ее решения. Так, одним из наиболее интересных решений, безусловно, является подробно рассматриваемая мной в 3 главе концепция «обучающейся организации» - по моему мнению, именно этой идее предстоит триумфальное шествие в XXI век. Если же говорить о менее радикальных решениях, то следует вспомнить о таких известных методах, как тренинги, семинары и многочисленные программы повышения квалификации.
В окончание дипломной работы следует сказать, что я, безусловно, не смогла отразить все аспекты избранной темы. Впрочем, такая задача и не ставилась. Данная тема настолько же обширна и многогранна, как и сама человеческая личность, с пониманием которой эта тема связана неразрывно. В этой области будут появляться все новые и новые разработки - в сочетании с более традиционными методами они составят богатейший арсенал менеджера по персоналу XXI века.
1. Воротынцева Т. Строим систему обучения персонала. Практическое руководство для специалистов по обучению. - Спб.: Речь, 2008. -128 с. (стр. 25-34)
2. Галиев Ж.К. Экономика предприятия общий курс с примерами из горной промышленности: учебник для ВУЗов - Ташкент: 2001. -304 с. (49 с.)
3. Гасанов Д.Г. Кадровый менеджмент на горных предприятиях. -М: Издательство Навоийского государственного горного института, 2007. - 192 с. (12 с.)
4. Горная промышленность 2013. Загл. с экрана. Адрес ссылки: www.deloitte.com/mining
5. Даянц Д.Г. Управление персоналом на горных предприятиях. - М.: Издательство Московского государственного горного университета,
2007. - 302 с. (стр. 30)
6. Дональд Л. Киркпатрик., Джеймс Д. Киркпатрик Четыре ступеньки к успешному тренингу. - М: Эйч Ар Медиа, 2008. - 218 с.
7. Должиков П.Н. Основы экономики и управления горным предприятием: Учебное пособие. - Донецк: «Норд-пресс». - 2009. - 200 с.
8. Иванова С. Развитие потенциала сотрудников: Профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации. - М.: Альпина Бизнес Букс, -
2008. - 278 с.
9. Инструкция по формированию базы данных о перспективных практикантах и по развитию профессиональных навыков, вошедших в целевой резерв № И-13-(50-02)-11. - Алмалык: 2008. - 8 с.
10. Инструкция о формировании резерва АО «Алмалыкский ГМК» № И-
13-(50-02)-12. - Алмалык: 2008. - 17 с.
100
П.Инструкция о формировании внутреннего резерва персонала № И-13- (50-02)-31. - Алмалык: 2008. - 18 с.
12. Инструкция о целевой подготовке специалистов в зарубежных Высших учебных заведениях № И-13-(50-02)-27. - Алмалык: 2009. - 20 с.
13. Инструкция «Наставничество по работе в корпоративной интегрированной среде» № И-13-(50-10)-01. - Алмалык: 2013 г. - 13 с.
14. Инструкция о внедрении и проведении семинаров в ООиРП АО
«Алмалыкский ГМК» № И-13- (50-02)-57. - Алмалык: 2013. - 10 с.
15. Инструкция о работе по профессиональному обучению и развитию персонала АО «Алмалыкский ГМК» № И-13-(50-02)-05
(к корпоративному стандарту «Персонал»). г.Алмалык - 2010 - 39 с.
16. Инструкция об адаптации персонала № И-13-(50-02)-02 (к корпоративному стандарту СТ-13 «Персонал». - г.Алмалык. - 2011 г. - 13 с.
17. Инструкция о корпоративном университете АО «Алмалыкский ГМК» № И-13-(50-02)-07 (к корпоративному стандарту «Персонал»).
- г.Алмалык. - 2009г. - 7 с.
18. Инструкция методики оценки результативности профессионального обучения И-13-(50-02)-20. - Алмалык. - 2010 г. - 11 с.
19.Змеёв С.И. Технология обучения взрослых: Учебное пособие для студентов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 128 с. (79с.)
20. Как создать эффективную систему корпоративного обучения? // Управление персоналом № 17. - М.: 2008, - 57 с.
21. Конспект лекций по дисциплине «Управление горным производством». Днепропетровск: 2007. 159 с. (3 стр.)
22. Коучинг в обучении: практические методы и техники / Э. Парслоу. - СПб.: Питер, 2003. - 204 с.
23. Коул Дж. Управление персоналом в современных организациях. - М.: ООО «Вершина», 2004. - 352 с.
24. Кобзева В. Руководителю об обучении персонала: Дизайн постренинга.
- М.: Издательство «Добрая книга», 2006. - 456 с.
25. Квагинидзе В.С. Профессиональная подготовка кадров на производстве. - М.: Издательство Московского государственного горного университета, 2003. - 268 с. (135 с.)
26. Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом. - М: Академия, - 2005. - 288 с. (15 с.)
27. Корпоративный Стандарт Персонал СТ13. - г.Алмалык. - 2010 г. - 28с.
28. Колесникова К. Как создать эффективную систему корпоративного обучения// Управление персоналом № 17. - М.: ОАО «Кострома», - 2008.
- 61 с. 57-62с
29. Лучшие HR-решения. - М.: Вершина, 2008. - 272 с.
30. Лузин В.П. Экономика и менеджмент горного производства. Курс лекций. - М: 2008. - 101 с.
31. Магура М.И. Обучение персонала как конкурентное преимущество. - М.: ООО Журнал «Управление персоналом», 2004. - 216 с.
32. Моргунов Е.Б., «Управление персоналом: исследование, оценка, обучение», М., ООО «Журнал «управление персоналом», 2005.
33. Макарова И.К. Управление человеческими ресурсами: Пять уроков эффективного HR-менеджмента. — М.: Издательство «Дело», 2010. — 235 с.
34. Магура М.И. Оценка работы персонала. - М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2005. - 224 с.
35. Постановление Правительства Республики Узбекистан от 30 октября 2010 года № 1144 «Об утверждении Программы по развитию горнометаллургической отрасли в Республике Узбекистан на 2010-2014 годы»: 2010. - 70 с.
36. Политика АО «Алмалыкский ГМК» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.agmk.uz, закрытый (Корпоративный сайт). - Загл. с экрана
37. Положение об отделе обучения и развития персонала по г. Алмалык ПСП № 50-10-01/02-2013. - г.Алмалык. - 2013 г. - 6 с.
38. Положение № 134-23/13 о проведении курса «Школа развития мастеров». - Алмалык: 2013. - 15 с.
39. Самкова Э.Р. Курс лекций по экономике горной промышленности. - Алчевск: 2005. - 143 с.
40. Свергун О. HR-практика. Управление персоналом: Как это есть на самом деле. - СПб.: Питер, 2005. - 320 с.
41 .Уиддет С. Руководство по компетенциям. - М.: Hippo, 2008. - 240 с.
42. Уткина С.И. Экономика горного предприятия: Учебное пособие для Вузов. - М: Издательство Московского государственного горного университета, - 2003. - 262 с. (45 с.)
43. Шекшня С. Каке1шка2а1/ po-russki? (современные методы управления персоналом в современной России). -М.: ООО Журнал «Управление персоналом, 2003. - 232 с. (125 с.)
44. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. - М: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2002. — 368 с.