Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Действия и решения прокурора по уголовному делу с обвинительным актом

Работа №103247

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

уголовное процесс

Объем работы30
Год сдачи2022
Стоимость350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
212
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Составление обвинительного акта по уголовному делу как результат окончания расследования преступления 8
2. Действия и принимаемые решения прокурора при составлении обвинительного акта по уголовному делу 17
Заключение 25
Список литературы 28

Работа сдана на «хорошо», уровень оригинальности по антиплагиат.ру 56%

На сегодняшний день расследование преступлений в России на досудебной стадии может проводиться в форме дознания или следствия. Дознание в свою очередь делится на дознание и дознание в сокращенной форме. Дознание в сокращенной форме введено в Уголовно-процессуальный кодекс РФ Федеральным законом от 04.03.2013 № 23-ФЗ. По результатам проведения форм предварительного расследования выносятся итоговые решения – обвинительное заключение, акт и постановление.
Темой настоящего исследования являются действия и решения прокурора по уголовному делу с обвинительным заключением, актом или постановлением. Данные действия и решения осуществляются прокурором в рамках надзора за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Актуальность исследования подтверждается следующими причинами.
Во-первых, связь между государством и гражданами на начальном этапе расследования преступлений затрагивает права и свободы граждан, которые гарантируются ст. 17 Конституции РФ и признаются высшей ценностью. Действия органов дознания и следствия имеют прямое отношение к защите интересов человека государством.
Во-вторых, особое определение на сегодняшний день статуса прокурора – в результате принятия закона от 5 июня 2007 года № 87-ФЗ «О внесении изменений Федеральный закон о Прокуратуре Российской Федерации» и Федерального закона № 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» в его компетенции осталась только надзорная функция при осуществлении досудебного производства, прокурор был лишен полномочий для осуществления уголовного преследования в полном объеме.
В настоящее время прокурор осуществляет надзор за производством следственных и процессуальных действий, тогда как ранее в Федеральном законе о прокуратуре предусматривалось полномочие прокурора проводить расследование.
Данные изменения являются дискуссионными по сей день.
Мнения ученых по этому вопросу разделились.
Так, Лазарева В.А. утверждает, что в современном уголовном процессе надзор прокурора за органами предварительного следствия и дознания не что иное, как форма осуществления прокурором функции уголовного преследования .
Соловьев А.В. и Токарева М.К. также считают, что надзорная деятельность в условиях полного действия УПК РФ таким, как он есть – основная функция прокурора в уголовном процессе РФ .
Шадрин В.С., напротив, убежден, что прокурор лишен возможности руководства ходом предварительного расследования, возвращенные в 2010 году законом № 404-ФЗ от 28.12.2010, полномочия отменять незаконные и необоснованные постановления следователя и дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела, приостановлении или прекращении производства по уголовному делу положения не изменили; сводить деятельность прокурора к исключительно уголовному преследованию недопустимо: главное – защита прав и свобод человека и гражданина в целом. Многообразие мнений подтверждает актуальность и достаточную исследованность в научной литературе выбранной темы: ее объекта и предмета.
По мнению В. Н. Исаенко, при получении уголовного дела с обвинительным заключением, актом и постановлением одной из важных задач прокурора является не только выяснение того, насколько тождественны нормам УПК РФ действия и решения, принятые и выполненные следователем и дознавателем, но и насколько они полны и оптимальны, использовались ли альтернативные средства расследования, выполнялись ли криминалистические рекомендации. От этого в сущности зависит дальнейший путь уголовного дела.
Нельзя не отметить, что помимо надзора за соблюдением законов Российской Федерации прокурор при проверке уголовного дела и утверждении или не утверждении обвинительного заключения, акта и постановления доложен также руководствоваться нормами международного права, например Конвенцией о защите прав и свобод человека и гражданина, Всеобщей декларацией прав человека и другими международными актами, ратифицированными на территории Российской Федерации и проверять действия, произведенные следователем и дознавателем на предмет их соответствия данным нормам права.
Изучение уголовно-процессуальных норм дает возможность прийти к заключению о том, что следователь, дознаватель и прокурор делают общее дело и выступают со стороны обвинения и их задачи едины: установление виновности лица в свершенном преступлении.
Надзорную деятельность прокурор на практике в полном объёме реализует, утверждая обвинительное заключение, когда расследование в уже закончено. Результатом осуществления такого надзора является возращение уголовного дела на дополнительное расследование, что, несомненно, отражается на показателях качества предварительного расследования и реализации конституционного принципа - права граждан на судебную защиту и доступа к правосудию.
Особенно ярко данная проблема становится видна при проведении дознания в сокращенной форме, где данный вид дознания выбирается при обязательном наличии согласия подозреваемого, обвиняемого и потерпевшего. Согласно п. 5 ст. 226.4 УПК РФ, уведомление об удовлетворении ходатайства подозреваемого и о производстве дознания в сокращенной форме в течение 24 часов с момента вынесения соответствующего постановления направляется прокурору, т. е. прокурор никоим образом не может повлиять на данное решение.
Объектом исследования являются правоотношения, формирующиеся в ходе действий и решений прокурора по уголовному делу с обвинительным заключением, актом или постановлением.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие действия и решения прокурора по уголовному делу с обвинительным заключением, актом или постановлением.
Целью исследования является разработка теоретических положений и выработка предложений, направленных на повышение эффективности действий и решений прокурора по уголовному делу с обвинительным заключением, актом или постановлением.
Для достижения поставленной цели исследования сформулированы следующие задачи:
- определение целей и задач прокурора за исполнением законом при расследовании преступлений;
- рассмотрение обвинительного заключения, акта и постановления как актов, завершающих досудебную стадию уголовного судопроизводства;
- изучение деятельности прокурора при рассмотрении уголовного дела, поступившего с обвинительным заключением, актом и постановлением.
Методологическая основа исследования состоит из комплекса общенаучных, частных и специальных методов познания. Из общенаучных предполагается использовать диалектический метод познания. Кроме этого при проведении исследования применены также анализ, обобщение, сравнение, конкретно-социологический и системный методы.
Нормативную базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, нормативные правовые акты Генеральной прокуратуры РФ, Следственного комитета Российской Федерации, МВД РФ и иных правоохранительных органов, относящиеся к предмету исследования.
Теоретическую основу исследования составили труды ведущих ученых: В.Г. Бессарабова, В.П. Божьева, Ю.Е. Винокурова, А.Ю. Винокурова, В. Н. Исаенко, С. Г. Кехлерова, Лазарева В. А., Ларина А. М, А.Ф. Смирнова, Соловьева А.Б.
Работа состоит из введения, двух параграфов, заключения и списка литературы.











Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Принятие прокурором решения по поступившему к нему с обвинительным заключением уголовному делу было определено как деятельность, которая является заключительным этапом стадии предварительного расследования, на которой прокурор проверяет законность и обоснованность совершения процессуальных действий и принятия решений уполномоченными на то лицами в целях защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а равно защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, ограничения ее прав и свобод, и, в результате, утверждает обвинительное заключение, выносит постановление о возвращении уголовного дела для производства дополнительного следствия либо направляет уголовное дело вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду.
Получив уголовное дело с обвинительным заключением, актом и постановлением, прокурор должен не только его изучить с позиции точного соответствия УПК РФ произведенных следователем и дознавателем действий, но их полноты и оптимальности, а также использование при их проведении криминалистических рекомендаций.
В ст.29 ФЗ «О прокуратуре РФ» не разграничен предмет прокурорского надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования, что, с точки зрения юридической техники, приводит к коллизиям и неверным трактовкам закона на практике, не позволяет при толковании буквальном вычленить различия в этих смежных областях.
Важным является минимизирование любых нарушений законодательства прокурорами. Автор считает, что от того, насколько четко и строго соблюдается закон органами дознания и следствия непосредственно зависит установление фактических обстоятельств дела, его квалификация и количество ошибок, соответственно, и невозврат уголовного дела прокурорам на доработку. Нарушение процессуального закона негативно сказывается на имидже прокуратуры и формировании правосознания граждан, их доверии.
Прокурор, предпринимая действия и решения по уголовному делу с обвинительным заключением, актом и постановлением должен строго руководствоваться требованиями законности и обоснованности, поскольку законность и обоснованность - важные критерии справедливости при осуществлении прокурором надзора за деятельностью органов дознания и следствия.
При изучении прокурором материалов уголовного дела важным является не только изучение обвинительного заключения, акта или постановления, но и анализ протоколов следственных действий. Данные протоколы позволяют оценить соблюдение норм уголовно-процессуального закона при их производстве, а также их качество, полноту и результативность. В случае отсутствия оценки либо ненадлежащей оценки прокурором материалов уголовного дела его мнение относительно обоснованности возбуждения уголовного дела, качества расследования, привлечения к уголовной ответственности конкретного лица, а также перспективы уголовное дела в суде не будет полностью достоверным.
Использование компенсаторного компонента при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, обуславливает возникновение у прокурора реальной возможности в случаях принятия поднадзорными субъектами незаконных решений либо в силу других объективных особенностей самостоятельно устранять эти решения, приводя их в соответствие с законом.
Немаловажным также является изучение пособий и методических рекомендаций по вопросам методики прокурорского надзора, материалов обобщений и анализа практики прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности и в досудебном производстве и других материалов.
Решение прокурорами вышеуказанных задач возможно при наличии не только знаний уголовно-процессуального законодательства, но и необходимой криминалистической подготовки, владением возможностей вопросами использования современных возможностей судебных экспертиз, криминалистической регистрации, правильного взаимодействии с органами следствия и дознания.
По итогам работы можно прийти к выводу о том, что действия и решения прокурора на досудебной стадии уголовного судопроизводства, в частности по уголовным делам с обвинительным заключением, актом и постановлением является одной из важных частей прокурорского надзора.
Согласно ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Именно поэтому ответственность и надзор на данном участке являются немаловажными принципами работы прокурора, поскольку в данном случае речь идет о судьбах граждан Российской Федерации.



1. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1996. - № 25. – ст. 2954.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174- ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2001. - № 52 (ч.1), ст. 4921.
3. О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 04.07.2003 года № 92-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2003. - № 27 (ч. 1). - ст. 2706.
4. Федеральный закон №-64-ФЗ от 26.04.2012 года «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // Российская газета. - 2013. - 30 апреля. - № 6070.
5. О прокуратуре Российской Федерации. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202 -1 // Российская газета. - № 229. - 1995.
6. Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 28.12.2016 № 826 // Законность. - № 3.-2017.
7. Бахта А.С. Эффективность правового института возвращения уголовного дела прокурору: проверка практикой и временем / А.С. Бахта // История государства и права. – 20109. – № 14. – С. 16-20.
8. Безлепкин Б.Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) 9-е издание, переработанное и дополненное. / Б.Т. Безлепкин. – М.: КНОРУС, 2019. – 580 с.
9. Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс в вопросах и ответах: Учебное пособие. 9-е издание, переработанное и дополненное. М.: Проспект, 2018, С. 49.
10. Бессарабов В.Г. Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина / В. Г. Бессарабов. – М.: Городец, 2021. – 464 с.
11. Гармаев Ю.П. Примерный алгоритм изучения и анализа материалов уголовного дела / Ю.П. Гармаев, А.О. Хориноев // Законность. – 2019. – № 2. – С. 16–21.
12. Гаврилов, Б.Я. Совершенствование предварительного следствия позиции Федерального закона от 05.06.2007№87-ФЗ / Б.Я. Гаврилов Б.Я. // Уголовный процесс. – 2017. – №9. – С. 18-19.
13. Герасимова, С.И. Настольная книга прокурора //Москва.2002. – С.325.
14. Головко Л.И. Курс уголовного процесса / Л.В. Головко. М.: Статут, 2016. С. 202.
15. Гумеров Т.А. Процессуальное значение обвинительного заключения в истории науки отечественного уголовного судопроизводства // Вестник экономики, права и социологии. – 20109. - № 3. – С. 41-45.
16. Дикарев И.С. Система сдержек и противовесов в досудебном производстве по уголовным делам // Журнал российского права. 2018. № 3. С. 76.
17. Дикарев И.С. Спорные вопросы организации досудебного производства по уголовным делам // Российская юстиция. 2016. № 5. С. 27.
18. Друкаров И.Л. Прокурорский надзор в Российской Федерации//Учебник для юридических вузов. Барнаул: Изд.-во Алт.ун-та. 2019.- С. 214-223.
19. Еникеев З. Правовое положение прокурора в уголовном судопроизводстве // Законность. 2017. № 6. С. 38.
20. Иванов А.В. Основания возвращения прокурором уголовных дел для дополнительного расследования // Вопросы права и социологии. – Волгоград, 2019, Вып. 4. – С. 75-77
21. Исаенко В.Н. О методике прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений // Законность. 2021. №7. С. 10.
22. Каретников А.С., Коретников С.А. Сущность полномочий прокурора по надзору за предварительным следствием: прошлое и настоящее // Россияйская юстиция. – 20195. - № 5. – С. 4-6
23. Колбая Г.Н. Соотношение предварительного следствия и судебного разбирательства.
24. Коневских В.Л. Причины возвращения прокурором уголовных дел для производства дополнительного расследования // Вестник Следственного комитета Российской Федерации. – М.: Следств. комитет РФ, 2019, № 1 (11). – С. 39-42.
25. Малов А.А. Практические рекомендации по изучению прокурором материалов уголовного дела, поступившего с обвинительным заключением (актом, постановлением) // [Электронный ресурс] - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
26. Мокичев К.А. История советской Прокуратуры в важнейших документах // Государственное издательство юридической литературы. 1952. № 522. С. 267
27. Насонова И.А. Процессуальные действия на этапе окончания предварительного следствия // Общество и право, 2018, №3. С. 42.
28. Насонова И.А., Моругина Н.А. Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту как одна из составляющих деятельности, осуществляемой руководителем следственного органа // Адвокат, 2019, №3. С. 90-92.
29. Пилюгин Н.Н., Евстегнеев А.С. Процессуальные акты, составляемые по завершении предварительного расследования // Вестник Костромского государственного технологического университета. Государство и право: вопросы теории и практики. – 2019. - № 1 (3). – С. 110-114.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ