Действия и решения прокурора по уголовному делу с обвинительным актом
|
Введение 3
1. Составление обвинительного акта по уголовному делу как результат окончания расследования преступления 8
2. Действия и принимаемые решения прокурора при составлении обвинительного акта по уголовному делу 17
Заключение 25
Список литературы 28
Работа сдана на «хорошо», уровень оригинальности по антиплагиат.ру 56%
1. Составление обвинительного акта по уголовному делу как результат окончания расследования преступления 8
2. Действия и принимаемые решения прокурора при составлении обвинительного акта по уголовному делу 17
Заключение 25
Список литературы 28
Работа сдана на «хорошо», уровень оригинальности по антиплагиат.ру 56%
На сегодняшний день расследование преступлений в России на досудебной стадии может проводиться в форме дознания или следствия. Дознание в свою очередь делится на дознание и дознание в сокращенной форме. Дознание в сокращенной форме введено в Уголовно-процессуальный кодекс РФ Федеральным законом от 04.03.2013 № 23-ФЗ. По результатам проведения форм предварительного расследования выносятся итоговые решения – обвинительное заключение, акт и постановление.
Темой настоящего исследования являются действия и решения прокурора по уголовному делу с обвинительным заключением, актом или постановлением. Данные действия и решения осуществляются прокурором в рамках надзора за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Актуальность исследования подтверждается следующими причинами.
Во-первых, связь между государством и гражданами на начальном этапе расследования преступлений затрагивает права и свободы граждан, которые гарантируются ст. 17 Конституции РФ и признаются высшей ценностью. Действия органов дознания и следствия имеют прямое отношение к защите интересов человека государством.
Во-вторых, особое определение на сегодняшний день статуса прокурора – в результате принятия закона от 5 июня 2007 года № 87-ФЗ «О внесении изменений Федеральный закон о Прокуратуре Российской Федерации» и Федерального закона № 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» в его компетенции осталась только надзорная функция при осуществлении досудебного производства, прокурор был лишен полномочий для осуществления уголовного преследования в полном объеме.
В настоящее время прокурор осуществляет надзор за производством следственных и процессуальных действий, тогда как ранее в Федеральном законе о прокуратуре предусматривалось полномочие прокурора проводить расследование.
Данные изменения являются дискуссионными по сей день.
Мнения ученых по этому вопросу разделились.
Так, Лазарева В.А. утверждает, что в современном уголовном процессе надзор прокурора за органами предварительного следствия и дознания не что иное, как форма осуществления прокурором функции уголовного преследования .
Соловьев А.В. и Токарева М.К. также считают, что надзорная деятельность в условиях полного действия УПК РФ таким, как он есть – основная функция прокурора в уголовном процессе РФ .
Шадрин В.С., напротив, убежден, что прокурор лишен возможности руководства ходом предварительного расследования, возвращенные в 2010 году законом № 404-ФЗ от 28.12.2010, полномочия отменять незаконные и необоснованные постановления следователя и дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела, приостановлении или прекращении производства по уголовному делу положения не изменили; сводить деятельность прокурора к исключительно уголовному преследованию недопустимо: главное – защита прав и свобод человека и гражданина в целом. Многообразие мнений подтверждает актуальность и достаточную исследованность в научной литературе выбранной темы: ее объекта и предмета.
По мнению В. Н. Исаенко, при получении уголовного дела с обвинительным заключением, актом и постановлением одной из важных задач прокурора является не только выяснение того, насколько тождественны нормам УПК РФ действия и решения, принятые и выполненные следователем и дознавателем, но и насколько они полны и оптимальны, использовались ли альтернативные средства расследования, выполнялись ли криминалистические рекомендации. От этого в сущности зависит дальнейший путь уголовного дела.
Нельзя не отметить, что помимо надзора за соблюдением законов Российской Федерации прокурор при проверке уголовного дела и утверждении или не утверждении обвинительного заключения, акта и постановления доложен также руководствоваться нормами международного права, например Конвенцией о защите прав и свобод человека и гражданина, Всеобщей декларацией прав человека и другими международными актами, ратифицированными на территории Российской Федерации и проверять действия, произведенные следователем и дознавателем на предмет их соответствия данным нормам права.
Изучение уголовно-процессуальных норм дает возможность прийти к заключению о том, что следователь, дознаватель и прокурор делают общее дело и выступают со стороны обвинения и их задачи едины: установление виновности лица в свершенном преступлении.
Надзорную деятельность прокурор на практике в полном объёме реализует, утверждая обвинительное заключение, когда расследование в уже закончено. Результатом осуществления такого надзора является возращение уголовного дела на дополнительное расследование, что, несомненно, отражается на показателях качества предварительного расследования и реализации конституционного принципа - права граждан на судебную защиту и доступа к правосудию.
Особенно ярко данная проблема становится видна при проведении дознания в сокращенной форме, где данный вид дознания выбирается при обязательном наличии согласия подозреваемого, обвиняемого и потерпевшего. Согласно п. 5 ст. 226.4 УПК РФ, уведомление об удовлетворении ходатайства подозреваемого и о производстве дознания в сокращенной форме в течение 24 часов с момента вынесения соответствующего постановления направляется прокурору, т. е. прокурор никоим образом не может повлиять на данное решение.
Объектом исследования являются правоотношения, формирующиеся в ходе действий и решений прокурора по уголовному делу с обвинительным заключением, актом или постановлением.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие действия и решения прокурора по уголовному делу с обвинительным заключением, актом или постановлением.
Целью исследования является разработка теоретических положений и выработка предложений, направленных на повышение эффективности действий и решений прокурора по уголовному делу с обвинительным заключением, актом или постановлением.
Для достижения поставленной цели исследования сформулированы следующие задачи:
- определение целей и задач прокурора за исполнением законом при расследовании преступлений;
- рассмотрение обвинительного заключения, акта и постановления как актов, завершающих досудебную стадию уголовного судопроизводства;
- изучение деятельности прокурора при рассмотрении уголовного дела, поступившего с обвинительным заключением, актом и постановлением.
Методологическая основа исследования состоит из комплекса общенаучных, частных и специальных методов познания. Из общенаучных предполагается использовать диалектический метод познания. Кроме этого при проведении исследования применены также анализ, обобщение, сравнение, конкретно-социологический и системный методы.
Нормативную базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, нормативные правовые акты Генеральной прокуратуры РФ, Следственного комитета Российской Федерации, МВД РФ и иных правоохранительных органов, относящиеся к предмету исследования.
Теоретическую основу исследования составили труды ведущих ученых: В.Г. Бессарабова, В.П. Божьева, Ю.Е. Винокурова, А.Ю. Винокурова, В. Н. Исаенко, С. Г. Кехлерова, Лазарева В. А., Ларина А. М, А.Ф. Смирнова, Соловьева А.Б.
Работа состоит из введения, двух параграфов, заключения и списка литературы.
Темой настоящего исследования являются действия и решения прокурора по уголовному делу с обвинительным заключением, актом или постановлением. Данные действия и решения осуществляются прокурором в рамках надзора за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Актуальность исследования подтверждается следующими причинами.
Во-первых, связь между государством и гражданами на начальном этапе расследования преступлений затрагивает права и свободы граждан, которые гарантируются ст. 17 Конституции РФ и признаются высшей ценностью. Действия органов дознания и следствия имеют прямое отношение к защите интересов человека государством.
Во-вторых, особое определение на сегодняшний день статуса прокурора – в результате принятия закона от 5 июня 2007 года № 87-ФЗ «О внесении изменений Федеральный закон о Прокуратуре Российской Федерации» и Федерального закона № 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» в его компетенции осталась только надзорная функция при осуществлении досудебного производства, прокурор был лишен полномочий для осуществления уголовного преследования в полном объеме.
В настоящее время прокурор осуществляет надзор за производством следственных и процессуальных действий, тогда как ранее в Федеральном законе о прокуратуре предусматривалось полномочие прокурора проводить расследование.
Данные изменения являются дискуссионными по сей день.
Мнения ученых по этому вопросу разделились.
Так, Лазарева В.А. утверждает, что в современном уголовном процессе надзор прокурора за органами предварительного следствия и дознания не что иное, как форма осуществления прокурором функции уголовного преследования .
Соловьев А.В. и Токарева М.К. также считают, что надзорная деятельность в условиях полного действия УПК РФ таким, как он есть – основная функция прокурора в уголовном процессе РФ .
Шадрин В.С., напротив, убежден, что прокурор лишен возможности руководства ходом предварительного расследования, возвращенные в 2010 году законом № 404-ФЗ от 28.12.2010, полномочия отменять незаконные и необоснованные постановления следователя и дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела, приостановлении или прекращении производства по уголовному делу положения не изменили; сводить деятельность прокурора к исключительно уголовному преследованию недопустимо: главное – защита прав и свобод человека и гражданина в целом. Многообразие мнений подтверждает актуальность и достаточную исследованность в научной литературе выбранной темы: ее объекта и предмета.
По мнению В. Н. Исаенко, при получении уголовного дела с обвинительным заключением, актом и постановлением одной из важных задач прокурора является не только выяснение того, насколько тождественны нормам УПК РФ действия и решения, принятые и выполненные следователем и дознавателем, но и насколько они полны и оптимальны, использовались ли альтернативные средства расследования, выполнялись ли криминалистические рекомендации. От этого в сущности зависит дальнейший путь уголовного дела.
Нельзя не отметить, что помимо надзора за соблюдением законов Российской Федерации прокурор при проверке уголовного дела и утверждении или не утверждении обвинительного заключения, акта и постановления доложен также руководствоваться нормами международного права, например Конвенцией о защите прав и свобод человека и гражданина, Всеобщей декларацией прав человека и другими международными актами, ратифицированными на территории Российской Федерации и проверять действия, произведенные следователем и дознавателем на предмет их соответствия данным нормам права.
Изучение уголовно-процессуальных норм дает возможность прийти к заключению о том, что следователь, дознаватель и прокурор делают общее дело и выступают со стороны обвинения и их задачи едины: установление виновности лица в свершенном преступлении.
Надзорную деятельность прокурор на практике в полном объёме реализует, утверждая обвинительное заключение, когда расследование в уже закончено. Результатом осуществления такого надзора является возращение уголовного дела на дополнительное расследование, что, несомненно, отражается на показателях качества предварительного расследования и реализации конституционного принципа - права граждан на судебную защиту и доступа к правосудию.
Особенно ярко данная проблема становится видна при проведении дознания в сокращенной форме, где данный вид дознания выбирается при обязательном наличии согласия подозреваемого, обвиняемого и потерпевшего. Согласно п. 5 ст. 226.4 УПК РФ, уведомление об удовлетворении ходатайства подозреваемого и о производстве дознания в сокращенной форме в течение 24 часов с момента вынесения соответствующего постановления направляется прокурору, т. е. прокурор никоим образом не может повлиять на данное решение.
Объектом исследования являются правоотношения, формирующиеся в ходе действий и решений прокурора по уголовному делу с обвинительным заключением, актом или постановлением.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие действия и решения прокурора по уголовному делу с обвинительным заключением, актом или постановлением.
Целью исследования является разработка теоретических положений и выработка предложений, направленных на повышение эффективности действий и решений прокурора по уголовному делу с обвинительным заключением, актом или постановлением.
Для достижения поставленной цели исследования сформулированы следующие задачи:
- определение целей и задач прокурора за исполнением законом при расследовании преступлений;
- рассмотрение обвинительного заключения, акта и постановления как актов, завершающих досудебную стадию уголовного судопроизводства;
- изучение деятельности прокурора при рассмотрении уголовного дела, поступившего с обвинительным заключением, актом и постановлением.
Методологическая основа исследования состоит из комплекса общенаучных, частных и специальных методов познания. Из общенаучных предполагается использовать диалектический метод познания. Кроме этого при проведении исследования применены также анализ, обобщение, сравнение, конкретно-социологический и системный методы.
Нормативную базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, нормативные правовые акты Генеральной прокуратуры РФ, Следственного комитета Российской Федерации, МВД РФ и иных правоохранительных органов, относящиеся к предмету исследования.
Теоретическую основу исследования составили труды ведущих ученых: В.Г. Бессарабова, В.П. Божьева, Ю.Е. Винокурова, А.Ю. Винокурова, В. Н. Исаенко, С. Г. Кехлерова, Лазарева В. А., Ларина А. М, А.Ф. Смирнова, Соловьева А.Б.
Работа состоит из введения, двух параграфов, заключения и списка литературы.
Принятие прокурором решения по поступившему к нему с обвинительным заключением уголовному делу было определено как деятельность, которая является заключительным этапом стадии предварительного расследования, на которой прокурор проверяет законность и обоснованность совершения процессуальных действий и принятия решений уполномоченными на то лицами в целях защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а равно защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, ограничения ее прав и свобод, и, в результате, утверждает обвинительное заключение, выносит постановление о возвращении уголовного дела для производства дополнительного следствия либо направляет уголовное дело вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду.
Получив уголовное дело с обвинительным заключением, актом и постановлением, прокурор должен не только его изучить с позиции точного соответствия УПК РФ произведенных следователем и дознавателем действий, но их полноты и оптимальности, а также использование при их проведении криминалистических рекомендаций.
В ст.29 ФЗ «О прокуратуре РФ» не разграничен предмет прокурорского надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования, что, с точки зрения юридической техники, приводит к коллизиям и неверным трактовкам закона на практике, не позволяет при толковании буквальном вычленить различия в этих смежных областях.
Важным является минимизирование любых нарушений законодательства прокурорами. Автор считает, что от того, насколько четко и строго соблюдается закон органами дознания и следствия непосредственно зависит установление фактических обстоятельств дела, его квалификация и количество ошибок, соответственно, и невозврат уголовного дела прокурорам на доработку. Нарушение процессуального закона негативно сказывается на имидже прокуратуры и формировании правосознания граждан, их доверии.
Прокурор, предпринимая действия и решения по уголовному делу с обвинительным заключением, актом и постановлением должен строго руководствоваться требованиями законности и обоснованности, поскольку законность и обоснованность - важные критерии справедливости при осуществлении прокурором надзора за деятельностью органов дознания и следствия.
При изучении прокурором материалов уголовного дела важным является не только изучение обвинительного заключения, акта или постановления, но и анализ протоколов следственных действий. Данные протоколы позволяют оценить соблюдение норм уголовно-процессуального закона при их производстве, а также их качество, полноту и результативность. В случае отсутствия оценки либо ненадлежащей оценки прокурором материалов уголовного дела его мнение относительно обоснованности возбуждения уголовного дела, качества расследования, привлечения к уголовной ответственности конкретного лица, а также перспективы уголовное дела в суде не будет полностью достоверным.
Использование компенсаторного компонента при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, обуславливает возникновение у прокурора реальной возможности в случаях принятия поднадзорными субъектами незаконных решений либо в силу других объективных особенностей самостоятельно устранять эти решения, приводя их в соответствие с законом.
Немаловажным также является изучение пособий и методических рекомендаций по вопросам методики прокурорского надзора, материалов обобщений и анализа практики прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности и в досудебном производстве и других материалов.
Решение прокурорами вышеуказанных задач возможно при наличии не только знаний уголовно-процессуального законодательства, но и необходимой криминалистической подготовки, владением возможностей вопросами использования современных возможностей судебных экспертиз, криминалистической регистрации, правильного взаимодействии с органами следствия и дознания.
По итогам работы можно прийти к выводу о том, что действия и решения прокурора на досудебной стадии уголовного судопроизводства, в частности по уголовным делам с обвинительным заключением, актом и постановлением является одной из важных частей прокурорского надзора.
Согласно ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Именно поэтому ответственность и надзор на данном участке являются немаловажными принципами работы прокурора, поскольку в данном случае речь идет о судьбах граждан Российской Федерации.
Получив уголовное дело с обвинительным заключением, актом и постановлением, прокурор должен не только его изучить с позиции точного соответствия УПК РФ произведенных следователем и дознавателем действий, но их полноты и оптимальности, а также использование при их проведении криминалистических рекомендаций.
В ст.29 ФЗ «О прокуратуре РФ» не разграничен предмет прокурорского надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования, что, с точки зрения юридической техники, приводит к коллизиям и неверным трактовкам закона на практике, не позволяет при толковании буквальном вычленить различия в этих смежных областях.
Важным является минимизирование любых нарушений законодательства прокурорами. Автор считает, что от того, насколько четко и строго соблюдается закон органами дознания и следствия непосредственно зависит установление фактических обстоятельств дела, его квалификация и количество ошибок, соответственно, и невозврат уголовного дела прокурорам на доработку. Нарушение процессуального закона негативно сказывается на имидже прокуратуры и формировании правосознания граждан, их доверии.
Прокурор, предпринимая действия и решения по уголовному делу с обвинительным заключением, актом и постановлением должен строго руководствоваться требованиями законности и обоснованности, поскольку законность и обоснованность - важные критерии справедливости при осуществлении прокурором надзора за деятельностью органов дознания и следствия.
При изучении прокурором материалов уголовного дела важным является не только изучение обвинительного заключения, акта или постановления, но и анализ протоколов следственных действий. Данные протоколы позволяют оценить соблюдение норм уголовно-процессуального закона при их производстве, а также их качество, полноту и результативность. В случае отсутствия оценки либо ненадлежащей оценки прокурором материалов уголовного дела его мнение относительно обоснованности возбуждения уголовного дела, качества расследования, привлечения к уголовной ответственности конкретного лица, а также перспективы уголовное дела в суде не будет полностью достоверным.
Использование компенсаторного компонента при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, обуславливает возникновение у прокурора реальной возможности в случаях принятия поднадзорными субъектами незаконных решений либо в силу других объективных особенностей самостоятельно устранять эти решения, приводя их в соответствие с законом.
Немаловажным также является изучение пособий и методических рекомендаций по вопросам методики прокурорского надзора, материалов обобщений и анализа практики прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности и в досудебном производстве и других материалов.
Решение прокурорами вышеуказанных задач возможно при наличии не только знаний уголовно-процессуального законодательства, но и необходимой криминалистической подготовки, владением возможностей вопросами использования современных возможностей судебных экспертиз, криминалистической регистрации, правильного взаимодействии с органами следствия и дознания.
По итогам работы можно прийти к выводу о том, что действия и решения прокурора на досудебной стадии уголовного судопроизводства, в частности по уголовным делам с обвинительным заключением, актом и постановлением является одной из важных частей прокурорского надзора.
Согласно ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Именно поэтому ответственность и надзор на данном участке являются немаловажными принципами работы прокурора, поскольку в данном случае речь идет о судьбах граждан Российской Федерации.
Подобные работы
- Производство по уголовным делам, подсудным мировому судье
Бакалаврская работа, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2018 - Производство по уголовным делам, подсудным мировому судье
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2018 - Обжалование решений прокурора, принятых в порядке статьи 221 УПК РФ. Проблемы реализации (Алтайский государственный университет)
Контрольные работы, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 200 р. Год сдачи: 2019 - Полномочия прокурора: современное состояние, проблемы и пути их решения
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2021 - Прокурорский надзор в стадии предварительного расследования
Магистерская диссертация, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Влияние нарушений уголовно-процессуального закона и ошибок следственных органов на законность и обоснованность судебных
решений по уголовным делам
Дипломные работы, ВКР, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - Участие адвоката-защитника на стадии предварительного расследования по уголовному делу (Алтайский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2018 - Участие прокурора по уголовным делам в суде первой инстанции (Алтайский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2019 - ПРОКУРОР В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОСТВЕ: ФУНКЦИИ, ПОЛНОМОЧИЯ, РЕШЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



