Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Специфика влияния иммиграции на политические процессы в Российской Федерации и Соединенных Штатах Америки

Работа №103217

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

политология

Объем работы18
Год сдачи2004
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
154
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Общая характеристика работы
Основное содержание работы
Заключение
Публикации

Актуальность темы исследования: Социально-экономические и политические перемены, произошедшие в мире за последние годы, актуализировали целый ряд феноменов и процессов, характеризуемых сегодня как неотъемлемые составляющие процесса глобализации. Одним из таких процессов стала интенсификация международной миграции населения. Эмиграционные и иммиграционные процессы оказалась в центре внимания в силу значимости и масштабов их непосредственного и опосредованного влияния на политическую, экономическую и социально-культурную жизнь как стран продуцирующих эмиграционные потоки, так и стран принимающих иммиграционные потоки. Иммиграционные потоки, например, оказывают серьезное влияние на демографическую и этническую ситуацию в принимающих иммигрантов странах. Становясь же процессом повседневным и крупномасштабным, иммиграция не может не стать объектом политического контроля и управления, а значит, политические процессы в принимающих странах с неизбежностью захватывают широкий круг вопросов связанных с иммиграцией, а иммигранты, в свою очередь сами становятся активными участниками политических процессов.
С иммиграцией связана история становления и развития не только отдельных стран, но и целых континентов. Все страны Западного полушария, включая США, являются территориями, колонизированными и освоенными несколькими поколениями иммигрантов. Иммиграционные проблемы давно стали в этих странах в повестку наиболее актуальных вопросов социально-экономического, культурного и политического развития. Во второй половине ХХ века мир столкнулся с новой проблемой - прогрессирующим увеличением иммиграционных потоков в страны, всегда бывшими «эмиграционными» и не сталкивавшимися с вопросом принятия, размещения и адаптации значительного количества иммигрантов. В первую очередь это коснулось стран Западной Европы, а в последние 15 лет также и стран Восточной Европы, включая Россию. Усложнился также состав и характер иммиграционных потоков: иммиграция перестала быть преимущественно добровольным явлением, и появилась масштабная категория иммигрантов по принудительным и вынужденным причинам, порожденная экономическими кризисами, локальными военными конфликтами, геноцидом или репрессиями. «Всего лишь за пять лет с 1995 по 2000 год из менее развитых регионов мира в более развитые регионы перебрались почти 12 миллионов мигрантов, т.е. по 2,3 миллиона мигрантов в год. Наибольший прирост численности мигрантов в год отмечался в Северной Америке, которая ежегодно принимала 1,4 миллиона человек, затем в Европе, где ежегодный чистый прирост составлял 0,8 миллиона человек».
Сегодня иммиграция стала ещё более экономически, социально и политически значимым феноменом современного мира, чем несколько десятилетий назад. Многочисленные демографические исследования и составленные на их основании прогнозы, свидетельствуют о том, что в целом, население планеты увеличивается, но неравномерно. Пропорции прироста населения по странам и регионам мира носят несбалансированный характер, что становится причиной избыточного демографического давления в одних регионах и демографического вакуума - в других. Ситуация осложняется и крайне неравномерным экономическим развитием разных регионов, и нередко оказывается так, что экономически нестабильная ситуация в стране дополняется высоким уровнем фертильности, что естественным образом приводит к интенсификации эмиграции из данной страны в экономически более стабильные государства. Страны же с высоким уровнем экономического развития, согласно статистике, как правило, сталкиваются с проблемой более или менее значительного сокращения рождаемости, параллельно с довольно высокими объёмами иммиграционных потоков. Таким образом, перед принимающими иммигрантов странами встаёт целый комплекс проблем, связанный с экономическим обеспечением вновь прибывающих, их интеграцией в новые социальные и политические условия, особое значение принимают проблемы толерантности (прежде всего, национальной и религиозной), соблюдения прав человека и обеспечения национальной безопасности. Появляются новые феномены социально-политической жизни, связанные с присутствием в стране иммигрантов: районы компактного проживания иммигрантов определенной национальности, партии с антииммигрантскими программами и избирательными платформами, появление «этнических» сфер занятости в легальной и «теневой» экономике, введение билингвализма в образовательных учреждениях и местах общественного пользования и т.п.
Научная новизна исследования определена тем, что в современной российской политической науке проблема взаимовлияния иммиграции и политических процессов является недостаточно изученной. За исключением отдельных работ, посвященных анализу иммиграции в Россию из конкретных стран или регионов, например, Китая или СНГ; проблемам соблюдения прав и материального обеспечения беженцев и вынужденных переселенцев; вопросам защиты соотечественников за рубежом до сих пор не было проведено исследования, посвященного выявлению взаимосвязи иммиграции и политических процессов.
Ни в одной работе предметом исследования не становился компаративный анализ политических аспектов иммиграционных процессов в РФ и США, хотя в англоязычной литературе можно обнаружить достаточное количество исследований посвященных сравнению опыта в иммиграционной сфере, накопленному государственными и негосударственными структурами Великобритании, США, Франции, Германии, Италии, Австралии, Канады, Новой Зеландии и ряда других стран.
Данная работа базируется, в основном, на англоязычных источниках, не переведенных не русский язык и неизвестных в России, поэтому научный фактологический и методологический материал, почерпнутый из этой литературы и примененный к анализу взаимосвязи политических процессов и иммиграционной ситуации в России, представленной в сравнении с США, до некоторой степени восполняет пробел в отечественных исследованиях социально-политических, культурных и экономических трансформаций, вызываемых или связанных с иммиграционными процессами.
Объектом исследования являются иммиграционные потоки и политические процессы в их взаимосвязи в сравниваемых странах.
Предметом исследования являются причины, закономерности и следствия иммиграционных процессов, их роль, место и значение в политических процессах.
Хронологические рамки исследования: Временной период, охватываемый настоящей работой, на который распространяется анализ миграционных процессов и соответствующих документов ограничивается периодом 1989-2004гг., за исключением отдельных данных, связанных с отслеживанием миграционных трендов в течение ХХ века, необходимых для адекватного понимания и объяснения сложившейся в настоящее время ситуации.
Историография темы исследования, как русскоязычная, так и англоязычная, условно может быть разделена по проблемным сферам, на которые авторы обращают основное внимание. Во-первых, это литература, посвященная истории и современному состоянию законодательства об иммиграции и гражданстве. Эти исследования делают основной акцент на правовой, юридической стороне проблемы. В этот же раздел отнесена литература, связанная с анализом государственной политики в отношении иммигрантов, включая изучение актов исполнительной, законодательной и судебной властей и причин и последствий их принятия. Во-вторых, это исследования одновременно политологического и культурологического характера, посвященные рассмотрению иммиграции как фактора трансформирующего традиционную культуру стран, принимающих большое число иммигрантов и реакции населения этих стран на такое влияние. В-третьих, значительная часть источников посвящена проблеме соблюдения и защиты прав человека, прежде всего, иммигрантов. В качестве объекта исследования основных социальных, экономических, а в ряде случаев и политических прав иммигрантов, выступает, как правило, система обеспечения прав беженцев и политических иммигрантов. В-четвертых, часть литературы связана с анализом актуального социального, экономического и политического положения иммигрантов в странах прибытия. В этом случае исследователи концентрируются на выявлении и учёте максимума факторов детерминирующих процесс интеграции и последующей теоретической разработке моделей адаптации иммигрантов в принимающих их странах. Наконец, в-пятых, в рамках литературы, посвященной вопросам иммиграции, существует массив исследований конкретных случаев, связанных с аспектами адаптации иммигрантов, так называемые, «case-study». К ним обычно относятся исследования, базирующиеся на подробном описании и последующем анализе обширного статистического материала, собранного авторами с помощью различных социологических методов (опросы, интервью, наблюдения и др.).
В качестве особого источника информации следует выделить Интернет, где на официальных (как русскоязычных, так и англоязычных) сайтах политических движений, партий, государственных органов, размещены оригиналы тех документов и комментариев к ним, которые явились ценным источником информации при написании настоящей диссертации.
В России, научными исследованиями, связанными с изучением миграций населения и их социально-экономическими и политическими последствиями занимаются специалисты из разных областей - политологии, социологии, демографии, экономики, философии, что обусловлено комплексным характером самого изучаемого феномена. Прежде всего, отметим исследователей, занимающихся теоретической разработкой понятия «политический процесс» - это С.М. Елисеев, А.И. Соловьев, М.В. Жеребкин, Э.Я. Баталов, А.А. Дегтярев, Е.Ю. Мелешкина. Методологические вопросы применения компаративных стратегий к исследованию социально-политических процессов освещены в работах М.В. Ильина, А.Ю. Мельвиля, М.М.Лебедевой В.И. Пантина. Общей теории миграций и прикладному анализу различных аспектов их социально-политического значения посвящены работы Г. Витковской, Ж.А.Зайончковской и А.Г. Вишневского (взаимосвязь демографических и миграционных процессов, а также проблемы вынужденных миграций), В. Л. Иноземцева (роль и значение иммиграции в постиндустриальных странах), В.А.Тишкова, Э. Паина, Д.В. Драгунского (влияние иммиграционных процессов на межнациональные отношения и проблемы толерантности). Исследования В.И. Переведенцева и В.Г. Гельбрас посвящены современным иммиграционным процессам между Россией, странами СНГ и Китаем. Конфликтогенный аспект иммиграционного процесса раскрывается А.Н. Севастьяновым. Вопросы правового и политического регулирования миграционных процессов - Г.Г. Гольдиным. Е.Т. Гайдар, С.Н. Градировский, Л.И. Графова концентрируются на выработке практических имплементационных решений для иммиграционной политики России .
В американской политической науке, общими проблемами миграций в мире и осмыслением вопросов воздействия иммиграции на принимающие страны, прежде всего, на общество и экономику, занимаются Дж. Холлифилд, К. Джоппке, Н. Глэйзера, М. Вейнера, Э. Геддес, А. Кпосова. Анализу общей статистической информации по иммиграции в США посвящены работы Б. Эдмонстона, Дж. Пассела. Вопросы интеграции иммигрантов в американское общество и особенности социально-политической адаптации и экономической активности отдельных иммиграционных сообществ и диаспор в США отражены в исследованиях А.Портеса, П.Шука, М. Борхаса, Р. Кинга. Проблемам конфликтности в полиэтничных обществах и вопросам имплементации политики мультикультурализма посвящены исследования Л.Остина, Д.Махариджа, П. Бьюкенена, А. Ричмонда. Государственной иммиграционной политикой и проблемами контроля иммиграционного потока в США занимаются В.Бриггс, Дж.Гимпел, К.Хэйлброннер, Д.Г. Пападиметриу, Дж. Брокманн. На проблемах нелегальной иммиграции сконцентрированы работы К. Крэйна, Г. Хэйса, М. Морриса. На компаративных сравнениях американского иммиграционного опыта и опыта иных стран (в основном европейского региона) в этой сфере построены исследования Дж. Фетцера, Д. Горовитца, Р. Израловитца, Дж. Лучиани. Наконец, работы Ф. Бина, М. Тейтельбаума, Дж. Невинса сконцентрированы на изучении особенно значительной для США иммиграции из Мексики, стран Латинской Америки и Карибского бассейна.
Эмпирической базой исследования явились:
• Статистические данные Бюро цензов США, Службы иммиграции и натурализации США, Государственного комитета по статистике РФ, Федеральной миграционной службы РФ, а также данные ряда Организаций ООН (Организации по народонаселению, Международной организации труда, Международной организации по миграции, Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев).
• Программы парламентских политических партий РФ и США.
• Основные действующие федеральные законодательные акты, концепции, стратегии и положения РФ и США в сфере регулирования миграции
• Аналитические материалы негосударственных организаций и научных учреждений и отдельных исследователей, занимающихся проблематикой международных миграций населения и исследованием ее политического, социально-культурного и экономического влияния на принимающие иммигрантов страны.
• Материалы международных и всероссийских научных конгрессов, конференций, симпозиумов и семинаров, на которых рассматривались актуальные миграционно-демографические проблемы российского, регионального и международного масштаба, а также политические пути и способы их разрешения
Цель исследования: Выявить взаимосвязь иммиграции и политических процессов, провести сравнительный анализ иммиграционных процессов в РФ и США, а также определить специфику отражения этих процессов в государственных и партийных документах; спрогнозировать развитие иммиграционной ситуации в обеих странах и дать рекомендации по разработке перспективной иммиграционной политики.
Задачи исследования:
• Определить степень и характер влияния иммиграции как фактора социальной среды на политические процессы.
• Сравнить и проанализировать тенденции, причины и следствия современных иммиграционных процессов в РФ и США.
• Сопоставить основные государственные документы и законы, касающиеся иммиграционной политики, и выявить специфику понимания иммиграции и предлагаемых способов политического регулирования иммиграционных процессов.
• Сравнить программы парламентских политических партий в РФ и США и выявить специфику понимания иммиграции и предлагаемых способов политического регулирования иммиграционных процессов.
• Выработать рекомендации по осуществлению перспективного политического регулирования иммиграционных процессов.
Методологическая основа исследования: Методологическими ориентирами при написании данной работы стали концептуальные положения работ Д. Истона, Г. Алмонда и Г. Пауэлла, касающиеся разработки понятия политической системы, политического процесса и социальной среды. Междисциплинарный характер исследования привел автора к необходимости использовать при анализе взаимосвязи и взаимозависимости иммиграционного и политического процессов основные принципы бихевиорального, институционального и структурно-функционального подходов. Помимо общенаучных методов, заключающихся в использовании таких логических операций как анализ-синтез и индукция-дедукция, обобщение и аналогия, важное методологическое значение для диссертационного исследования, при изучении документального и статистического материала, имели такие методы политической науки как: 1) компаративный метод и метод анализа документов, использовавшиеся как основные инструменты для сопоставления государственных законодательных актов и партийных программ; 2) дескриптивный и ситуативный методы, сделавшие доступным комплексное изучение иммиграционного опыта РФ и США, через описание всех (устойчивых и временных, объективных и субъективных) условий и обстоятельств, сделавших иммиграционные процессы в обеих странах такими как они есть, во всей их конкретности и специфичности; 3) метод экстраполяции, используемый для гипотетического прогнозирования возможных вариантов развития социально-политических процессов; 4) статистический метод, который в рамках настоящей работы заключается в авторской обработке вторичных данных - результатов обследований иммиграционного потока в РФ и США, проведенных в 1989-2004гг. различными государственными и негосударственными институтами.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов по следующим направлениям:
• в научно-теоретических исследованиях, посвященных проблеме влияния иммиграции на политические процессы, а также в разработке моделей адаптации иммигрантов в социумах принимающих стран;
• в обобщении политико-идеологических позиций политических партий, их лидеров, органов исполнительной власти РФ и США по вопросам, связанным с иммиграцией;
• в разработке современного методологического аппарата анализа конкретных ситуаций, связанных с латентным или явным воздействием иммиграции на социально-политическую сферу принимающих стран, и наоборот;
• в разработке и преподавании учебных курсов «Мировая политика и международные отношения», специальных курсов, посвященных политическим аспектам иммиграции, необходимых для современной подготовки специалистов по направлению «Политология» в ВУЗах;
• в разработке практических рекомендаций по принятию политических решений в иммиграционной сфере для органов законодательной и исполнительной власти всех уровней.
Апробация исследования: Материалы, на основе которых подготовлена настоящая диссертация были, собраны автором при прохождения научно-исследовательских стажировок в Университете Джорджии, г. Атенс, США (апрель-июнь, 2003г.), и Московском государственном институте международных отношений - МГИМО (У), г. Москва, РФ (июль-август, 2003г.).
Основные положения работы были изложены автором на первой и второй международных конференциях «Взаимодействие политической науки с органами государственной власти в формировании политических процессов в Российской Федерации и новых независимых государствах», г. Екатеринбург, 2002 и 2004гг.; а также на следующих международных конференциях: «Социология в российской провинции: тенденции и перспективы развития», г. Екатеринбург, 2002г.; «Современная Россия и мир: альтернативы развития». г. Барнаул, 2003г.; «Человеческий капитал в России: внутренний и международный вызовы», г. Санкт-Петербург, 2004г., «Демографическое развитие России через призму Переписи населения 2002 года», г. Москва, 2004г., а также на заседаниях кафедры истории политических учений Уральского государственного университета им А.М. Горького (УрГУ) г. Екатеринбург. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре истории политических учений УрГУ. По теме диссертации автором опубликовано 6 работ общим объемом 1,4 п. л.
Структура исследования: Диссертация состоит из введения, двух глав, четырех параграфов и заключения, изложенных на 140 страницах, а также приложения в виде 13 таблиц и 8 диаграмм. Библиографический список составляет 265 наименований.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении диссертации сформулированы основные выводы исследования. Политические процессы в РФ и США развиваются под воздействием многих факторов социальной среды. Однако, одним из важнейших факторов является иммиграция. Будучи, по большинству своих характеристик феноменом изменчивым, она оказывает серьезное трансформирующее на политические процессы, проходящие не только в РФ и США, но и во всех странах, принимающих значительные потоки иммигрантов. Политические процессы, в свою очередь, прямо или косвенно касаются управления иммиграционными процессами и, так или иначе, влияют на их интенсивность и иные качественные и количественные характеристики. Таким образом, иммиграция и политические процессы становятся тесно взаимосвязанными и взаимообусловленными феноменами.
Современные масштабы иммиграции (в том числе, нелегальной) заставляют правительства большинства стран, принимающих значительные количества иммигрантов решать проблему разработки такой иммиграционной политики, которая соответствовала бы социально-экономическим, демографическим, геополитическим и национальным интересам государства, что подразумевает учет таких требований как: адекватность требованиям международных стандартов в области прав человека; совершенствование структуры распределения финансовых средств и социального менеджмента на местном, региональном уровне, в тех субъектах, где наблюдается наибольшая концентрация иммигрантов, и наличие четкой иммиграционной стратегии на государственном уровне.
Воплощение изоляционистских принципов доктрины «Крепость Европа» в Северной Америке или на территории СНГ представляется, в современных условиях глобализации и усовершенствования средств международной транспортировки и коммуникации, недостижимым и невозможным. Более того, всякий рестрикционный подход к иммиграции в условиях относительной прозрачности границ и повсеместного расширения различных сфер международного сотрудничества однозначно ведет к снижению конкурентоспособности национальной экономики и её стагнации. Однако, это не означает что норм и институтов, регулирующих иммиграцию существовать не должно, наоборот, они необходимы, чтобы делать этот процесс настолько предсказуемым, управляемым и эффективным, насколько это возможно.
Доказательства сторонников различных рестрикционистских подходов о «вреде» иммиграции представляются несостоятельными по ряду причин: во-первых, бессмысленно противостоять иммиграционному потоку как таковому, по той причине, что в ближайшие десятилетия не предвидится тенденций к сокращению его источника, а именно, увеличивающегося населения стран мирового Юга. Поэтому, легально или нелегально, но иммигранты будут продолжать прибывать в страны мирового Севера (не только в США и Европу, но и в РФ) в масштабах аналогичных современным еще не одно десятилетие.
Автор считает необходимым утверждение в России иммиграционной политики, основанной на либеральных приоритетах, которые подразумевают открытость общества внешним влияниям и изменениям, готовности его к развитию диалога и кооперации между различными социальными группами и слоями. Прежде всего, это касается интенсификации сотрудничества групп иммигрантов с принимающим обществом и государством. В этом русле представляется целесообразным принятие федеральных программ аккультурации иммигрантов. Инициация государственной кампании по формированию положительного образа иммигрантов в общественном сознании, наряду с внедрением в систему воспитания и образования норм мультикультурализма. Принятие законов о легализации значительной части пребывающих в стране иммигрантов, находящихся в нелегальном положении, нередко, не по своей воле, но по причине излишней строгости российского иммиграционного законодательства. Наряду с вышеперечисленным, необходимой представляется и доработка самого российского законодательства, в котором до настоящего времени отсутствует четкое определение иммиграции.
Такая иммиграционная политика необходима России по причине того, что только либеральная иммиграционная стратегия является единственной возможностью улучшить экономическое и демографическое положение страны. Автор считает, что акцент на привлечение соотечественников из стран СНГ и Балтии, сделанный стержнем иммиграционной политики в России не оправдан. Потому, что эмиграционный потенциал русского населения республик бывшего СССР имеет неуклонную тенденцию к сокращению, Россия нуждается в гораздо большем притоке иммигрантов, чем в состоянии обеспечить русские диаспоры постсоветского пространства.
Учитывая 130-летний опыт США в сфере регулирования иммиграции, вышеуказанные меры по либерализации управления иммиграционными потоками и оптимизации менеджмента в иммиграционной сфере в России могут быть проведены с использованием американского опыта, всесторонне проанализированного и адаптированного к российской специфике.
Общий вывод диссертации можно сформулировать следующим образом: новые реалии мирового развития требуют от государств принимающих значительные потоки иммигрантов разработки новых эффективных способов реагирования на новые ситуации в миграционной сфере. Это означает не только то, что самые последние и самые достоверные данные должны быть положены в основу новых концепций иммиграционной политики, но и то, что качественно новые приоритеты и принципы должны занять ключевое положение в стратегических иммиграционных концепциях этих стран. Этого осознания новых реалий и новых императивов в миграционной сфере невозможно достигнуть без ясного понимания причин, следствий, закономерностей и перспектив иммиграционных процессов самими гражданами принимающих стран. Осознания, которое должно переходить на уровень политических процессов и результироваться в иммиграционной политике и иммиграционном законодательстве, отвечающим экономическим, демографическим, культурным и политическим потребностям не только принимающих, но и отдающих мигрантов стран.



1. Иммиграция как способ решения демографических проблем российского общества: за и против // Россия в современном мире. М.: ИНИОН РАН, 2004. - Т.3. 0,45 уч.-изд. л.
2. К вопросу о структуре иммиграционных потоков в современной России // Демографическое развитие России через призму переписи населения 2002 года. Доклады и тезисы докладов. Издательство Института макроэкономических исследований. М., 2004. С. 177-179
3. Права и положение иммигрантов в современной России // Политическая культура и политические процессы в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования. Издательство УрГУ. Екатеринбург, 2004. С. 76-79
4. Проблема беженцев в мире и России // Материалы 6-ой студенческой научной конференции «Экономико-правовые проблемы современного рынка в России». Сборник студенческих работ. Издательство УрГУ. Екатеринбург, 2003. С. 145-148
5. Политические и социокультурные аспекты отношения к иммигрантам в России // Социология в российской провинции: тенденции и перспективы развития. В 5 т. Издательство УрГУ. Екатеринбург, 2003. Часть 3: «Политические процессы в современном мире». С. 131-136
6. Влияние миграционных процессов в Евразии на динамику политических предпочтений избирателей в РФ и Европе // Взаимодействие политической науки с органами государственной власти в формировании политических процессов в РФ и Новых Независимых Государствах. В 2 т. Издательство «Урал Наука». Екатеринбург, 2002. Часть 2. С. 164-169


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ