Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование культуроведческой компетенции у обучающихся 5-6 классов на уроках русского языка (Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №103215

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы38
Год сдачи2022
Стоимость650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
116
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы формирования культуроловедческой компетенции обучающихся 5-6 классов на уроках русского языка 6
1.1. Понятие культуроловедческой компетенции в соответствии с ФГОС 6
1.2. Устаревшая лексика в работе по формированию культуроведческой компетенции у обучающихся на уроках русского языка в 5-6 классах 10
Глава 2. Практические аспекты формирования культуроловедческой компетенции обучающихся 5-6 классов на уроках русского языка 16
2.1. Анализ программ и учебников по русскому языку для 5-6 классов по вопросу формирования культуроведческой компетенции 16
2.2. Планирование проведение уроков русского языка по формированию культуроведеческой компетенции у обучающихся 5-6 классов 26
Заключение 30
Список использованной литературы 31
Приложение 35

Цель исследования – определить особенности формирования культуроведческой компетенции у обучающихся 5-6 классов на уроках русского языка.
Объект исследования – процесс формирования культуроведческой компетенции.
Предмет исследования – особенности формирования культуроведческой компетенции у обучающихся 5-6 классов на уроках русского языка.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать сущность культуроведческой компетенции.
2. Проанализировать образовательные программ по русскому языку с точки зрения формирования культуроведческой компетенции у обучающихся 5-6 классов на уроках русского языка.
3. Разработать урок для учащихся 5 класса
Гипотеза исследования: работа по формированию культуроведеческой компетенции у обучающихся 5-6 классов на уроках русского языка будет эффективной, если она: будет интегрироваться в общий курс русского языка, учитель будет использовать творческие и проблемные задания.
Методологическую основу исследования составляют:
- общеметодический подход к формированию культуроведческой компетенции у обучающихся 5-6 классов на уроках русского языка –Л.Н. Виноградова, В.И. Кулешов, З.З. Мадиева и др.;
- концептуальный подход к выбору форм и методов обучения – О.В. Гусевская, Е.В. Егоршина и др.
Теоретическую основу исследования составляют:
- подходы к определению понятия «культуроведческая компетенция» – О.Д. Бичегкуева, А.Д. Инаркаева и др.;
- подходы к единству культуры речи с языковыми явлениями – В.И. Кулешов, Н.А. Сафронова и др.
Методы исследования: теоретические – анализ научных источников, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; экспериментальные – анализ образовательных программ, проектировочный – разработка технологической карты урока.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проведен анализ УМК по русскому языку по проблеме формирования культуроведческой компетенции у обучающихся 5-6 классов на уроках русского языка.
Практическая значимость исследования заключается в том, что технологическая карта урока и дидактический материал к уроку может быть использован учителями русского языка в работе по формированию культуроведческой компетенции у обучающихся 5-6 классов на уроках русского языка.
Новизна исследования заключается в том, что в исследовании показан компетентностный подход к формированию культуроведческой компетенции у обучающихся 5-6 классов на уроках русского языка.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
Самым простым и экономным способом изучения культуроведческого материала является включение его в рассказ учителя. Учитель сам дает учащимся культуроведческие сведения, причем они могут как предшествовать основному изучаемому материалу, так и логически завершать урок. Возможно также вкрапление культуроведческих сведений в ткань урока, их рассредоточенная подача по мере необходимости пояснения того или иного языкового факта, явления.
Проведенный анализ показал, что образовательная программа УМК Т.А. Ладыженской, УМК М.М. Разумовской предусматривают формирование культуроведеческой компетенции у обучающихся 5-7 классов. Однако, УМК УМК Л.А. Тростнецова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина наиболее разнообразно предлагает учителям организовывать работу с учащимися, включая упражнения поискового и творческого характера. В УМК М.М. Разумовской в 6 классе не предусмотрена работа с лексическим материалом.
В ходе исследование было предложено планирование уроков в 5-6 классах по УМК Т.А. Ладыженской, направленных на формирование культуроведческой компетенции, Разработана технологическая карта урока для обучающихся 5-го класса по теме «Сочинение по картине А.А. Пластова «Летом»».
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.



1. Архангельская, А. В. Русская литература XI-XVII вв. : учеб. пособие [Текст] / А. В. Архангельская, А. А. Пауткин. – Москва : Изд-во МГУ, 2003. – 216 с.
2. Ахмадова, З. М. Формирование культуроведческой компетенции обучающихся [Текст] / З. М. Ахмадова // Известия Чеченского государственного университета. – 2022. – № 3 (27). – С. 95-100.
3. Афанасьев, А. Н. Поэтические воззрения славян на природу : справ. библиогр. Материалы [Текст] / А. Н. Афанасьев. – Москва : Индрик, 2000. – 576 с.
4. Бичегкуева, О. Д. К вопросу о формировании культуроведческой компетенции на уроках русского языка [Текст] / О. Д. Бичегкуева // В сборнике : Высшая школа: научные исследования. сборник научных статей по итогам работы Межвузовского научного конгресса. – Москва, 2020. – С. 25-30.
5. Бидерманн, Г. Энциклопедия символов [Текст] / Г. Бридерманн ; общ. ред., предисл. И. С. Свенцицкой. – Москва : Республика, 1996. – 335 с.
6. Брюсов, В. Я. Литературное наследство [Текст] / В. Я. Брюсов; под ред. М. Б. Храпченко, В. Р. Щербина. – Москва : Наука, 1976. – 836 с.
7. Виноградова, Л. Н. Народная демонология мифо-ритуальная традиция славян [Текст] / Л. Н. Виноградов. – Москва : Индрик, 2000. – 432 с.
8. Вирясова, И. В. Фразеологизмы как средство формирования культуроведческой компетенции на уроках русского языка [Текст] / И. В. Вирясова // Вестник магистратуры. – 2020. – № 2-4 (101). – С. 50-53.
9. Гусевская, О. В. Формирование коммуникативной культуры личности как основа общекультурной компетентности [Текст] / О. В. Гусевская // Ценности и смыслы. – 2009. – № 1. – С. 131-141.
10. Даль, В.. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. [Текст] / В. И. Даль. – Москва : Рус. яз., 1882. – Т.2. И-О. – 599 с.
11. Егоршина, Е. В. Интеграция учебной информации как способ формирования общекультурно компетентности учащихся: на материале изучения древнерусской литературы : дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 [Текст] / Е. В. Егошина. – Ярославль, 2003. – 249 с.
12. Жуковец, Л. М. Формирование культуроведческой компетенции учащихся на основе диалога культур на уроках русского языка [Текст] / Л. М. Жуковец // В сборнике : Гуманизация и гуманитаризация образования 21 века : Духовно-нравственные основы образования. Материалы 15-ой Международной научно-методической конференции памяти И. Н. Ульянова. Под общей редакцией Л. И. Петриевой. – 2014. – С. 116-118
13. Завистнова, С. Ю. Формирование культуроведческой компетенции школьников на уроках русского языка и литературы [Текст] / С. Ю. Завистнова // В сборнике : Развитие. Сборник материалов II-й международной научно-практической студенческой конференции. Ответственный редактор Е. М. Мосолова. 2017. – С. 112-117.
14. Инаркаева, А. Д. Формирование культуроведческой компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературы [Текст] / А. Д. Инаркаева // В сборнике : Профессионально-педагогическое образование: состояние и перспективы. – Москва-Берлин, 2021. – С. 452-456.
15. Казазаева, М. А. Формирование культуроведческой компетенции на уроках русского языка (в русле диахронического подхода) [Текст] / М. А. Казазаева // Педагогический ИМИДЖ. – 2019. – Т. 13. – № 1 (42). – С. 46-56.
16. Кулешов, В. И. История русской литературы XIX в. : учеб. пособие для вузов [Текст] / В. И. Кулешов. – Москва : Академ-Проект: Трикста, 2004. – 800 с.
17. Мадиева, З. З. Формирование у учащихся культуроведческой компетенции на уроке русского языка [Текст] / З. З. Мадиева // Русский язык в дагестанской школе. – 2018. – № 1. – С. 29-32.
18. Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс]. – М., 2015. – Режим доступа : http:// минобрнауки.рф/проекты/413/файл/4587/POOP_OOO_reestr_2015_01.doc (дата обращ.: 15.10.2022).
19. Прядун, А. В. Формирование культуроведческой компетенции на уроках русского языка в 5-м классе [Текст] / А. В. Прядун // В сборнике : XI международная научно-практическая конференция, посвященная дню славянской письменности и культуры. материалы Международной научно-практической конференции. Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева. – 2022. – С. 125-126.
20. Русский язык. 5 кл. : учеб.для общеобразоват. Учреждений [Текст] / М. М. Разумовская, С. И. Львов, В. И. Капинос [и др.] / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – 14-е изд., стереотип. – Москва : Дрофа, 2011. – 285 с.
21. Русский язык. 5 класс : учеб.для общеобразоват. учреждений [Текст] / Л. А. Тростнецова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина [и др.] / науч. ред. Н. М. Шанский. – 7-е изд. – Москва : Просвещение, 2010. – 237 с.
22. Русский язык. 6 кл. : учеб .для общеобразоват. Учреждений [Текст] / М. М. Разумовская, С. И. Львов, В. И. Капинос [и др.] / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – 13-е изд., стереотип. – Москва : Дрофа, 2011. – 286 с.
23. Русский язык. 6 класс : учеб.для общеобразоват. Учреждений [Текст] / Л. А. Тростнецова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина [и др.] / науч. ред. Н. М. Шанский. – 7-е изд. – Москва : Просвещение, 2010. – 206 с.
24. Сафронова, Н. А. Формирование культуроведческой компетенции на уроках русского языка в средней школе [Текст] / Н. А. Сафронова // В сборнике : Язык и актуальные проблемы образования. Материалы VII Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию российского ученого-педагога, академика Ушаковой О. С. – Ярославль, 2022. – С. 127-131.
25. Федеральный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) [Текст]. – Москва : Просвещение, 2022. – 55 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ