Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы формирования культуроловедческой компетенции обучающихся 5-6 классов на уроках русского языка 6
1.1. Понятие культуроловедческой компетенции в соответствии с ФГОС 6
1.2. Устаревшая лексика в работе по формированию культуроведческой компетенции у обучающихся на уроках русского языка в 5-6 классах 10
Глава 2. Практические аспекты формирования культуроловедческой компетенции обучающихся 5-6 классов на уроках русского языка 16
2.1. Анализ программ и учебников по русскому языку для 5-6 классов по вопросу формирования культуроведческой компетенции 16
2.2. Планирование проведение уроков русского языка по формированию культуроведеческой компетенции у обучающихся 5-6 классов 26
Заключение 30
Список использованной литературы 31
Приложение 35
Цель исследования – определить особенности формирования культуроведческой компетенции у обучающихся 5-6 классов на уроках русского языка.
Объект исследования – процесс формирования культуроведческой компетенции.
Предмет исследования – особенности формирования культуроведческой компетенции у обучающихся 5-6 классов на уроках русского языка.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать сущность культуроведческой компетенции.
2. Проанализировать образовательные программ по русскому языку с точки зрения формирования культуроведческой компетенции у обучающихся 5-6 классов на уроках русского языка.
3. Разработать урок для учащихся 5 класса
Гипотеза исследования: работа по формированию культуроведеческой компетенции у обучающихся 5-6 классов на уроках русского языка будет эффективной, если она: будет интегрироваться в общий курс русского языка, учитель будет использовать творческие и проблемные задания.
Методологическую основу исследования составляют:
- общеметодический подход к формированию культуроведческой компетенции у обучающихся 5-6 классов на уроках русского языка –Л.Н. Виноградова, В.И. Кулешов, З.З. Мадиева и др.;
- концептуальный подход к выбору форм и методов обучения – О.В. Гусевская, Е.В. Егоршина и др.
Теоретическую основу исследования составляют:
- подходы к определению понятия «культуроведческая компетенция» – О.Д. Бичегкуева, А.Д. Инаркаева и др.;
- подходы к единству культуры речи с языковыми явлениями – В.И. Кулешов, Н.А. Сафронова и др.
Методы исследования: теоретические – анализ научных источников, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; экспериментальные – анализ образовательных программ, проектировочный – разработка технологической карты урока.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проведен анализ УМК по русскому языку по проблеме формирования культуроведческой компетенции у обучающихся 5-6 классов на уроках русского языка.
Практическая значимость исследования заключается в том, что технологическая карта урока и дидактический материал к уроку может быть использован учителями русского языка в работе по формированию культуроведческой компетенции у обучающихся 5-6 классов на уроках русского языка.
Новизна исследования заключается в том, что в исследовании показан компетентностный подход к формированию культуроведческой компетенции у обучающихся 5-6 классов на уроках русского языка.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
Самым простым и экономным способом изучения культуроведческого материала является включение его в рассказ учителя. Учитель сам дает учащимся культуроведческие сведения, причем они могут как предшествовать основному изучаемому материалу, так и логически завершать урок. Возможно также вкрапление культуроведческих сведений в ткань урока, их рассредоточенная подача по мере необходимости пояснения того или иного языкового факта, явления.
Проведенный анализ показал, что образовательная программа УМК Т.А. Ладыженской, УМК М.М. Разумовской предусматривают формирование культуроведеческой компетенции у обучающихся 5-7 классов. Однако, УМК УМК Л.А. Тростнецова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина наиболее разнообразно предлагает учителям организовывать работу с учащимися, включая упражнения поискового и творческого характера. В УМК М.М. Разумовской в 6 классе не предусмотрена работа с лексическим материалом.
В ходе исследование было предложено планирование уроков в 5-6 классах по УМК Т.А. Ладыженской, направленных на формирование культуроведческой компетенции, Разработана технологическая карта урока для обучающихся 5-го класса по теме «Сочинение по картине А.А. Пластова «Летом»».
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.