Теоретические основы управления процессом адаптации молодых специалистов в педагогическом коллективе спортивного клуба (Тюменский государственный университет)
|
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ 7
1.1 ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ «АДАПТАЦИЯ» В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ 7
1.2 АДАПТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13
1.3 УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В КОЛЛЕКТИВЕ 18
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 24
ГЛАВА 2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ СПОРТИВНОГО КЛУБА 25
2.1 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ 25
2.2 ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ 30
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 40
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ 7
1.1 ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ «АДАПТАЦИЯ» В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ 7
1.2 АДАПТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13
1.3 УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В КОЛЛЕКТИВЕ 18
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 24
ГЛАВА 2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ СПОРТИВНОГО КЛУБА 25
2.1 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ 25
2.2 ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ 30
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 40
Объект исследования – управление процессом адаптации молодого специалиста.
Предмет исследования – теоретические основы управления процессом адаптации молодого специалиста спортивного клуба.
Цель исследования – изучить теоретические основы управления процессом адаптации молодого специалиста спортивного клуба.
Гипотеза исследования: для успешного управления адаптации молодого специалиста в спортивном клубе, необходимо систему работы выстраивать по принципу наставничества.
Задачи исследования:
1. Раскрыть подходы к понятию «адаптация» в психологии.
2. Охарактеризовать особенности профессиональной адаптации молодых специалистов.
3. Описать методы управления процессов адаптации молодых специалистов организаций дополнительного образования спортивного направления.
4. Разработать проект управления процессом адаптации молодого специалиста спортивного клуба.
Теоретико-методологическая база исследования представлена:
- подходами к понятию «адаптация» в психологии – В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др.;
- подходами к профессиональной адаптации молодежи – К.К. Платонов, В.В. Сысоев и др.;
- подходами к управлению процессом адаптации молодых специалистов – Д.Б. Петрова, М.В. Ромм и др.
Этапы исследования:
Первый этап (май 2022 года) организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный аппарат.
Второй этап (август 2021 года – сентябрь 2022 года) содержательно-технологический – осуществлялась разработка проекта управления процессом адаптации молодых специалистов. Осуществлялась обработка эмпирических данных, формулировали выводы по результатам проведенного исследования.
Третий этап (октябрь 2022 года) – заключительно-обобщающий – систематизировались и обобщались итоги исследовательской работы, оформлялись результаты исследования.
Методы исследования – теоретические – анализ научных источников, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; эмпирические – проектирование и моделирование.
Экспериментальная база исследования: Спортивный клуб «Академия спорта» (г.Тюмень).
Научная новизна исследования заключается в том, что рассмотрен процесс управления адаптацией молодых специалистов спортивного клуба, определены организационно-управленческие условия адаптации молодых специалистов, разработан проект управления процессом адаптации молодых специалистов спортивного клуба.
Теоретическая значимость исследования заключается в раскрытии теоретических основ адаптации тренеров к условиям профессиональной деятельности. Данная проблема не представлена в научной литературе в теоретическом аспекте.
Практическая значимость заключается в том, что разработанный проект управления процессом адаптации молодых специалистов спортивного клуба может быть использован руководителями системы дополнительного образования спортивной направленности для планирования работы по управлению адаптации молодых специалистов.
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, библиографический список.
Предмет исследования – теоретические основы управления процессом адаптации молодого специалиста спортивного клуба.
Цель исследования – изучить теоретические основы управления процессом адаптации молодого специалиста спортивного клуба.
Гипотеза исследования: для успешного управления адаптации молодого специалиста в спортивном клубе, необходимо систему работы выстраивать по принципу наставничества.
Задачи исследования:
1. Раскрыть подходы к понятию «адаптация» в психологии.
2. Охарактеризовать особенности профессиональной адаптации молодых специалистов.
3. Описать методы управления процессов адаптации молодых специалистов организаций дополнительного образования спортивного направления.
4. Разработать проект управления процессом адаптации молодого специалиста спортивного клуба.
Теоретико-методологическая база исследования представлена:
- подходами к понятию «адаптация» в психологии – В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др.;
- подходами к профессиональной адаптации молодежи – К.К. Платонов, В.В. Сысоев и др.;
- подходами к управлению процессом адаптации молодых специалистов – Д.Б. Петрова, М.В. Ромм и др.
Этапы исследования:
Первый этап (май 2022 года) организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный аппарат.
Второй этап (август 2021 года – сентябрь 2022 года) содержательно-технологический – осуществлялась разработка проекта управления процессом адаптации молодых специалистов. Осуществлялась обработка эмпирических данных, формулировали выводы по результатам проведенного исследования.
Третий этап (октябрь 2022 года) – заключительно-обобщающий – систематизировались и обобщались итоги исследовательской работы, оформлялись результаты исследования.
Методы исследования – теоретические – анализ научных источников, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; эмпирические – проектирование и моделирование.
Экспериментальная база исследования: Спортивный клуб «Академия спорта» (г.Тюмень).
Научная новизна исследования заключается в том, что рассмотрен процесс управления адаптацией молодых специалистов спортивного клуба, определены организационно-управленческие условия адаптации молодых специалистов, разработан проект управления процессом адаптации молодых специалистов спортивного клуба.
Теоретическая значимость исследования заключается в раскрытии теоретических основ адаптации тренеров к условиям профессиональной деятельности. Данная проблема не представлена в научной литературе в теоретическом аспекте.
Практическая значимость заключается в том, что разработанный проект управления процессом адаптации молодых специалистов спортивного клуба может быть использован руководителями системы дополнительного образования спортивной направленности для планирования работы по управлению адаптации молодых специалистов.
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, библиографический список.
Профессиональная адаптация – это процесс приспособления сотрудника к работе в новой организации. Каждый человек, студент или опытный работник, испытывает стресс при смене работы. Людям свойственно переживать, справятся ли они, смогут ли наладить отношения с коллегами, как будет складываться взаимодействие с руководством.
Адаптация может быть первичной, если сотрудник впервые в жизни приступает к работе, и вторичной, когда у него уже есть трудовой опыт. Однако, это деление не охватывает все направления, по которым проходит приспособление сотрудников к новой среде. Выделяют такие этапы адаптации молодого специалиста – образовательные, приспособление, ассимиляция,
Молодым специалистам, попавшим в трудовой коллектив, в новые жизненные обстоятельства, нужна помощь и поддержка, а также грамотно организованный процесс адаптации. В современных условиях процесс адаптации направлен не только на результат успешной профессиональной деятельности, но и на становление молодого человека как личности. Каждый сотрудник, в том числе и молодой специалист, должны понять и принять к сведению в работе все цели и задачи организации. Необходимо ориентироваться в способах достижения, реализации намеченных планов и ориентации в специфике деятельности. Такой вид адаптации принято называть профессиональной адаптацией. В данном случае над молодым специалистом ставят наставника. Многие предприятия не оценивают значимость предоставления наставника к новому специалисту. Не уделяя должного внимания к новому специалисту, организация способна понести некоторые убытки.
Социальная адаптация направлена на изучение молодым специалистом истории предприятия, ознакомления с кадровой политикой, правилами внутреннего распорядка и организационной культурой.
В ходе исследования разработан проект управления процессом адаптации молодого специалиста. Данный проект может реализовываться различными методами и на любом этапе профессиональной карьеры, способствуя повышению методической грамотности начинающего тренера. Наставничество является одной из важных эффективных форм методической работы в этом направлении. Опыт старшего мудрого наставника, внимательное отношение, помощь и поддержка – залог успешного вхождения молодого тренера в одну из самых сложных в современном мире профессий. Также, чтобы данный процесс прошел менее болезненно и более успешно для начинающего специалиста, ведущую роль здесь снова должен сыграть педагог-наставник, педагог-профессионал, старший товарищ, который с позиций собственного опыта сумеет дать мудрый совет, помочь и поддержать в трудную минуту, поделиться своим опытом и знаниями. В свою очередь, деятельность педагога-наставника – это совершенствование уровня собственного мастерства и, как следствие, повышение качества знаний учащихся и образования в целом.
Таким образом, наставничество обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства как самого педагога-наставника, так и молодого специалиста, раскрывает его педагогический потенциал, содействует развитию его общекультурного и профессионального кругозора, творческих способностей и мастерства. Наставничество способствует успешной адаптации молодых специалистов.
Итак, в ходе проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.
Адаптация может быть первичной, если сотрудник впервые в жизни приступает к работе, и вторичной, когда у него уже есть трудовой опыт. Однако, это деление не охватывает все направления, по которым проходит приспособление сотрудников к новой среде. Выделяют такие этапы адаптации молодого специалиста – образовательные, приспособление, ассимиляция,
Молодым специалистам, попавшим в трудовой коллектив, в новые жизненные обстоятельства, нужна помощь и поддержка, а также грамотно организованный процесс адаптации. В современных условиях процесс адаптации направлен не только на результат успешной профессиональной деятельности, но и на становление молодого человека как личности. Каждый сотрудник, в том числе и молодой специалист, должны понять и принять к сведению в работе все цели и задачи организации. Необходимо ориентироваться в способах достижения, реализации намеченных планов и ориентации в специфике деятельности. Такой вид адаптации принято называть профессиональной адаптацией. В данном случае над молодым специалистом ставят наставника. Многие предприятия не оценивают значимость предоставления наставника к новому специалисту. Не уделяя должного внимания к новому специалисту, организация способна понести некоторые убытки.
Социальная адаптация направлена на изучение молодым специалистом истории предприятия, ознакомления с кадровой политикой, правилами внутреннего распорядка и организационной культурой.
В ходе исследования разработан проект управления процессом адаптации молодого специалиста. Данный проект может реализовываться различными методами и на любом этапе профессиональной карьеры, способствуя повышению методической грамотности начинающего тренера. Наставничество является одной из важных эффективных форм методической работы в этом направлении. Опыт старшего мудрого наставника, внимательное отношение, помощь и поддержка – залог успешного вхождения молодого тренера в одну из самых сложных в современном мире профессий. Также, чтобы данный процесс прошел менее болезненно и более успешно для начинающего специалиста, ведущую роль здесь снова должен сыграть педагог-наставник, педагог-профессионал, старший товарищ, который с позиций собственного опыта сумеет дать мудрый совет, помочь и поддержать в трудную минуту, поделиться своим опытом и знаниями. В свою очередь, деятельность педагога-наставника – это совершенствование уровня собственного мастерства и, как следствие, повышение качества знаний учащихся и образования в целом.
Таким образом, наставничество обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства как самого педагога-наставника, так и молодого специалиста, раскрывает его педагогический потенциал, содействует развитию его общекультурного и профессионального кругозора, творческих способностей и мастерства. Наставничество способствует успешной адаптации молодых специалистов.
Итак, в ходе проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



