Проблемы правового регулирования и правоприменительной практики реализации имущественных отношений в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления (ЮжноУральский государственный университет)
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ 6
1.1 Правовой статус органов местного самоуправления 6
1.2 Общая характеристика органов местного самоуправления как участников имущественных отношений 11
2. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УЧАСТИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЯХ 18
2.1 Анализ судебной правоприменительной практики в части участия органов местного самоуправления в имущественных отношениях 18
2.2 Проблемы правовой регламентации участия органов местного самоуправления в имущественных отношениях и направления совершенствования законодательства 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ 6
1.1 Правовой статус органов местного самоуправления 6
1.2 Общая характеристика органов местного самоуправления как участников имущественных отношений 11
2. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УЧАСТИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЯХ 18
2.1 Анализ судебной правоприменительной практики в части участия органов местного самоуправления в имущественных отношениях 18
2.2 Проблемы правовой регламентации участия органов местного самоуправления в имущественных отношениях и направления совершенствования законодательства 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30
Актуальность исследования заключается в следующем. Разделение власти и выделение вопросов местного значения, решение которых возлагается на органы местного самоуправления, предопределило появление в России указанных органов, чья деятельность регламентирована нормами права. Процесс определения правового статуса органов местного самоуправления, в том числе применительно к участию их в гражданско-правовых отношениях, не завершен до настоящего времени.
В целом порядок участия органов местного самоуправления применительно к частным, а не публично-правовым отношениям определен. Однако, до настоящего времени остаются дискуссионными вопросы о том, как и в чьих интересах действуют органы местного самоуправления, должны ли отличаться их полномочия от обычных участников гражданско-правовых отношений, а также ряд других.
Все это обуславливает сохранение потребности в проведении исследований для целей определения не только совершенствования норм права, но и изменения правовой доктрины, которая, как известно, во многом предопределяет формирование норм права.
Объектом исследования являются регулируемые нормами права общественные отношения, возникающие в связи с участием публично-правовых образований в гражданско-правовых отношениях.
Предмет исследования – регулируемые правом гражданско-правовые отношения, возникающие в связи с участием органов местного самоуправления в гражданско-правовых отношениях.
Целью курсовой работы является исследование теоретико-правовых аспектов участия органов местного самоуправления, функционирующих на территории Российской Федерации, в гражданско-правовых отношениях, для определения наиболее проблематичных аспектов и поиска путей их решения.
Задачи курсовой работы определены, исходя из поставленной цели. Они включают проведение анализа правового статуса органов местного самоуправления, составление общей характеристики органов местного самоуправления как участников имущественных правоотношений, анализ судебной правоприменительной практики в части участия органов местного самоуправления в имущественных отношениях, выявление проблем правовой регламентации участия органов местного самоуправления в имущественных отношениях, и определение направлений совершенствования законодательства.
Теоретическую основу исследования составляют работы российских ученых в области гражданского и муниципального права, таких как О.А. Камалова, Н.Н. Колмакова, О.И. Баженова, Л.Н. Томилова, Е.А. Левицкий, Е.Л. Слепнев, А.В. Камышанский, Л.А. Чердакова.
Эмпирическую базу исследования составляют правовые позиции высших судов, а также судебная правоприменительная практика.
Методологию исследования составляют основные положения материалистической диалектики. В целях получения достоверных результатов использованы в исследовании частные научные методы сравнительного правоведения, исторического, логического. В процессе исследования были использованы такие научные методы, как сравнительно-правовой, формально-юридический.
Практическая основа исследования заключается в том, что полученные результаты и определенные на их основании направления совершенствования действующего законодательства могут быть использованы как основа для проведения дальнейших исследований, а также самостоятельно в качестве теоретического обоснования изменений действующего законодательства.
Структура работы. Курсовая работа состоит из 2 глав и 4 параграфов, присутствует введение, заключение и библиографический список.
В целом порядок участия органов местного самоуправления применительно к частным, а не публично-правовым отношениям определен. Однако, до настоящего времени остаются дискуссионными вопросы о том, как и в чьих интересах действуют органы местного самоуправления, должны ли отличаться их полномочия от обычных участников гражданско-правовых отношений, а также ряд других.
Все это обуславливает сохранение потребности в проведении исследований для целей определения не только совершенствования норм права, но и изменения правовой доктрины, которая, как известно, во многом предопределяет формирование норм права.
Объектом исследования являются регулируемые нормами права общественные отношения, возникающие в связи с участием публично-правовых образований в гражданско-правовых отношениях.
Предмет исследования – регулируемые правом гражданско-правовые отношения, возникающие в связи с участием органов местного самоуправления в гражданско-правовых отношениях.
Целью курсовой работы является исследование теоретико-правовых аспектов участия органов местного самоуправления, функционирующих на территории Российской Федерации, в гражданско-правовых отношениях, для определения наиболее проблематичных аспектов и поиска путей их решения.
Задачи курсовой работы определены, исходя из поставленной цели. Они включают проведение анализа правового статуса органов местного самоуправления, составление общей характеристики органов местного самоуправления как участников имущественных правоотношений, анализ судебной правоприменительной практики в части участия органов местного самоуправления в имущественных отношениях, выявление проблем правовой регламентации участия органов местного самоуправления в имущественных отношениях, и определение направлений совершенствования законодательства.
Теоретическую основу исследования составляют работы российских ученых в области гражданского и муниципального права, таких как О.А. Камалова, Н.Н. Колмакова, О.И. Баженова, Л.Н. Томилова, Е.А. Левицкий, Е.Л. Слепнев, А.В. Камышанский, Л.А. Чердакова.
Эмпирическую базу исследования составляют правовые позиции высших судов, а также судебная правоприменительная практика.
Методологию исследования составляют основные положения материалистической диалектики. В целях получения достоверных результатов использованы в исследовании частные научные методы сравнительного правоведения, исторического, логического. В процессе исследования были использованы такие научные методы, как сравнительно-правовой, формально-юридический.
Практическая основа исследования заключается в том, что полученные результаты и определенные на их основании направления совершенствования действующего законодательства могут быть использованы как основа для проведения дальнейших исследований, а также самостоятельно в качестве теоретического обоснования изменений действующего законодательства.
Структура работы. Курсовая работа состоит из 2 глав и 4 параграфов, присутствует введение, заключение и библиографический список.
Обобщая результаты исследования, проведенного в связи с написанием настоящей работы, можно сделать следующие итоговые выводы.
Органы местного самоуправления определены в действующем законодательстве как участники различных правоотношений, в том числе гражданско-правовых. Специфичность правового статуса органов местного самоуправления как участников правоотношений обусловлена тем, что присутствуют отличия в функциях, выполняемых главой, администрацией и представительным органом. Второй момент специфичности – это определение органов местного самоуправления не как самостоятельных участников, а как исполнительные органы муниципального образования, от имени которого они вступают в правоотношения с другими субъектами.
Двоякость положения проявляется и в том, что, органы местного самоуправления также вправе вступать в правоотношения, будучи юридическими лицами (если такой статус определен для целей функционирования органа местного самоуправления.
Органы местного самоуправления с учетом действующего правового регулирования являются полноправными участниками гражданско-правовых отношений, но при этом их правосубъектность тесно взаимосвязана с правосубъектностью соответствующего муниципального образования. Данная связь прослеживается при определении праводееспособности органов местного самоуправления, которые вступают в гражданско-правовые отношения исключительно в целях обеспечения реализации собственных полномочий, решения вопросов местного значения. Органы местного самоуправления несвободны в аспекте определения круга сделок, в выборе контрагентов для гражданско-правовых отношений и так далее. Они обеспечивают нормальную жизнедеятельность муниципального образования. Вступление данных органов в гражданско-правовые отношения ориентировано на достижение данной цели.
Органы местного самоуправления наделены правом заключения сделок как в собственных интересах, так и в интересах муниципального образования. При этом предполагается, что, даже заключая сделки для обеспечения собственной деятельности, органы местного самоуправления действуют в интересах муниципального образования. Создание юридических лиц, распоряжение имуществом, заключение сделок для удовлетворения муниципальных нужд – все это и иные действия органов местного самоуправления, направлены на решение вопросов местного значения с учетом характера самого муниципального образования.
Проведенное исследование позволило сделать вывод, что в настоящее время отсутствие доктринальной проработки положений о том, каков именно статус органов местного самоуправления в правоотношениях, где они выступают от лица муниципального образования, становится причиной принятия неверных решений. Отсутствует понимание того, что учреждение и муниципальное образование – это, с правовой позиции, совершенно различные субъекты права.
Следует дополнительно прорабатывать нормы гражданского законодательства, а также нормы права, определяющие статус органов местного самоуправления в имущественных отношениях, более точно определяя пределы осуществления полномочий, ответственности органов местного самоуправления, ответственности муниципального образования.
Решение проблемы может быть достигнуто за счет более четкого указания на то, что органы местного самоуправления, действуя от имени муниципального образования, выполняют представительскую функцию. Объем полномочий зависит от определения их в законе и в муниципальных нормативных актах, когда происходит формирование более определенных органов местного самоуправления. Например, разного рода комитетов, а их функции и полномочия либо максимально дробятся, либо не дробятся вообще.
Органы местного самоуправления определены в действующем законодательстве как участники различных правоотношений, в том числе гражданско-правовых. Специфичность правового статуса органов местного самоуправления как участников правоотношений обусловлена тем, что присутствуют отличия в функциях, выполняемых главой, администрацией и представительным органом. Второй момент специфичности – это определение органов местного самоуправления не как самостоятельных участников, а как исполнительные органы муниципального образования, от имени которого они вступают в правоотношения с другими субъектами.
Двоякость положения проявляется и в том, что, органы местного самоуправления также вправе вступать в правоотношения, будучи юридическими лицами (если такой статус определен для целей функционирования органа местного самоуправления.
Органы местного самоуправления с учетом действующего правового регулирования являются полноправными участниками гражданско-правовых отношений, но при этом их правосубъектность тесно взаимосвязана с правосубъектностью соответствующего муниципального образования. Данная связь прослеживается при определении праводееспособности органов местного самоуправления, которые вступают в гражданско-правовые отношения исключительно в целях обеспечения реализации собственных полномочий, решения вопросов местного значения. Органы местного самоуправления несвободны в аспекте определения круга сделок, в выборе контрагентов для гражданско-правовых отношений и так далее. Они обеспечивают нормальную жизнедеятельность муниципального образования. Вступление данных органов в гражданско-правовые отношения ориентировано на достижение данной цели.
Органы местного самоуправления наделены правом заключения сделок как в собственных интересах, так и в интересах муниципального образования. При этом предполагается, что, даже заключая сделки для обеспечения собственной деятельности, органы местного самоуправления действуют в интересах муниципального образования. Создание юридических лиц, распоряжение имуществом, заключение сделок для удовлетворения муниципальных нужд – все это и иные действия органов местного самоуправления, направлены на решение вопросов местного значения с учетом характера самого муниципального образования.
Проведенное исследование позволило сделать вывод, что в настоящее время отсутствие доктринальной проработки положений о том, каков именно статус органов местного самоуправления в правоотношениях, где они выступают от лица муниципального образования, становится причиной принятия неверных решений. Отсутствует понимание того, что учреждение и муниципальное образование – это, с правовой позиции, совершенно различные субъекты права.
Следует дополнительно прорабатывать нормы гражданского законодательства, а также нормы права, определяющие статус органов местного самоуправления в имущественных отношениях, более точно определяя пределы осуществления полномочий, ответственности органов местного самоуправления, ответственности муниципального образования.
Решение проблемы может быть достигнуто за счет более четкого указания на то, что органы местного самоуправления, действуя от имени муниципального образования, выполняют представительскую функцию. Объем полномочий зависит от определения их в законе и в муниципальных нормативных актах, когда происходит формирование более определенных органов местного самоуправления. Например, разного рода комитетов, а их функции и полномочия либо максимально дробятся, либо не дробятся вообще.



