Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФЕНОМЕНОЛОГО-ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИНТЕРПРЕТАЦИИ АБСТРАКТНОЙ ЖИВОПИСИ

Работа №103195

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

этика и эстетика

Объем работы24
Год сдачи2004
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
169
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Общая характеристика работы
Основное содержание работы
Список публикаций

Актуальность темы исследования. Всплеск интереса отечественных исследователей искусства к абстрактной живописи приходится на 80-е гг. ХХ века. Несмотря на то, что проблема нефигуративности в живописи не вызывает сегодня таких дебатов, как это было в первые годы постсоветского периода, все же этот феномен остается, на наш взгляд, не до конца раскрытым с философской точки зрения. Кроме того, возрастание разнообразия сосуществующих художественных практик в современном искусстве заставляет переосмысливать и интерпретировать сущность различных эстетических феноменов вновь и вновь, в том числе и феномен нефигуративности в абстрактной живописи.
Феноменолого-экзистенциальный подход к рассмотрению сущности искусства представляется актуальным и перспективным в рамках современной эстетики. В отличие от других теорий сама феноменология не привязана к какой-либо конкретной предметной сфере, она изучает способы постижения любой предметности и предметных сфер. Как известно, сверхзадача феноменологии — найти доступ к самой сути вещей, отбросив все предварительные суждения о них. Ценность феноменологического подхода в хайдеггерианской экзистенциальной традиции, заключается в том, что он не только дает возможность обрести новый, «чистый» взгляд на феномен искусства, но и помещает онтологические смыслы, которые представляют собой в первую очередь смыслы человеческого бытия, в центр эстетической проблематики. Таким образом, использование феноменологического метода для интерпретации конкретной художественной формы искусства в экзистенциальном ключе открывает перед эстетическими исследованиями новые научные горизонты.
Сам метод феноменологии позволяет отстраниться от методологических шаблонов и обратиться к первичному, изначальному опыту сознания, в котором вещи предстают не как предметы уже имеющихся теорий и точек зрения, но как нечто, что само раскрывается перед нами в первичном опыте. Применение феноменолого-экзистенциального подхода к интерпретации произведений искусства раскрывает внутреннюю структуру художественного творения с точки зрения способов формирования образов и механизмов конструирования онтологических смыслов, заложенных в их содержании. Интерпретация нефигуративного искусства в рамках данной парадигмы предоставляет новые возможности осмысления феномена абстракционизма и как неотъемлемой составляющей «жизненного мира» современного человека.
Учитывая существенный недостаток отечественных публикаций, посвященных философскому анализу нефигуративной живописи, мы выбрали тему исследования и решили сформулировать ее следующим образом: «Феноменолого-экзистенциальный подход к интерпретации абстрактной живописи».
Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются абстрактные композиции, рассмотренные нами через призму феноменолого-экзистенциального подхода. Предмет исследования - феноменологическое истолкование трансцендентального характера абстрактной живописи.
Степень разработанности проблемы. Истолкование абстрактной живописи с позиции феноменолого-экзистенциального подхода предполагает соединение двух направлений исследования. Во-первых, необходимо рассмотреть традицию истолкования абстракционизма в отечественной и западной литературе, и, во-вторых, изучить метод и категории феноменологической философии в ее экзистенциальном варианте.
Рассмотрим в первую очередь степень разработанности проблемы самой абстрактной живописи. С самого зарождения живописный эксперимент абстракционистов сопровождался попыткой его теоретического обоснования. С 1911 г. в Европе выходят монографии В. Кандинского и статьи приверженцев абстракционизма, таких как Ф. Марк, А. Шенберг и других, в том числе в альманахе «Синий всадник». В 20-30 гг. первостепенную роль в распространении абстрактной эстетики играет журнал “Бе ЗСцГ’ во главе с П. Мондрианом и Тео Ван Дусбургом. В России активно публикуются манифесты и статьи различных школ нефигуративного творчества, среди которых супрематизм К. Малевича, лучизм М. Ларионова и Н. Гончаровой. С 1920 г. выходил альманах «Уновис» витебской группы художников, возглавляемой К. Малевичем, а с 1928 г. издавались манифесты ОБЭРИУ. В ходе нашего исследования теоретические концепции художников «выносятся за скобки», как это предполагает феноменологический анализ, поэтому для нас они не могут служить материалом для интерпретации, но позволяют определить общую установку абстракционизма.
Как известно, начиная с 30-х гг. отношение к исканиям русского авангарда в Советском Союзе стало резко негативным. Одним из самых типичных изданий советского периода можно назвать «Кризис безобразия. От кубизма к поп-арт» авторов М. Лифшица и Л. Рейнгардт. Среди авторов критических монографий и статей того времени можно назвать В. Кеменова, А. Когана, А. Лебедева, В. Малахова, А. Стойкова, Ю. Давыдова. Эти критические очерки представляют для нас интерес как позиция оппонентов, часто выявляющих сущностные черты феномена нефигуративности в живописи, такие, например, как характеристика антикоммуникабельности.
С конца 70-х гг. просматриваются тенденции к перемене в отношении к абстрактному искусству. Появляются публикации, в которых абстракционизм обретает статус музейного искусства, например, сборник статей “Художники 20 века” или монография Д.В. Сарабьянова “Русская живопись 19 века среди Европейских школ”. С 80-х гг. в журналах «Вопросы искусствознания», «Искусство» и «Творчество» публикуются статьи, полностью реабилитирующие беспредметное творчество, среди их авторов можно отметить Т. Горячеву, М. Германа, А. Иньшакова, Н. Адаскину, М. Бессонову, А. Кохава, И. Куликову, Г. Поспелова, А. Стригалева, А. Якимовича, Б. Бермана, А. Ковалева, Е. Илюхину и др. Публикации «новой волны» предлагают интерпретации эстетических концепций абстракционистов, исторические факты, переоценку нефигуративной живописи, что обеспечивает наше исследование историческим и смысловым материалом периода зарождения абстракции. Наряду с ними продолжается критика абстрактной живописи в статьях и монографиях С. Можнягуна, А. Дымшица, С. Раппопорта и других.
В постперестроечное время исследования нефигуративности в живописи предпринимались Б. Гройсом, И. Кабаковым, В. Савчуком, А. Шатских, Г. Зайцевым и другими. В «Художественном журнале» В. Сальников, В. Пацюков, А. Олива, С. Файбисович, К. Давид, П. Вирилио участвуют в диалоге отечественных и западных исследователей современного искусства. Эти публикации предлагают интерпретации феномена абстрактной живописи в условиях информационного общества, раскрывают проблематику «черных дыр» в искусстве, привлекая современные философские концепции.
Среди западных исследователей абстракционизма наиболее крупной фигурой является Х. Ортега-и-Гассет, который в своей работе «Дегуманизация искусства» противопоставил элитарное, однако «живое» творчество беспредметников массовой культуре. Его позиция повлияла на отношение к абстракционизму всех последующих поколений искусствоведов и критиков на Западе. Наиболее известные европейские и американские исследователи абстракционизма: Г. Аполлинер и М. Сейфор, М. Брион и Х. Бергман давшие первые оценки творчества В. Кандинского, П. Мондриана; Г. Рид, Х. Розенберг, Л. Гудрич, Б. Хеллер, Т. Кларк, исследовавшие американский абстрактный экспрессионизм; Р. Лонг, Ш. Дуглас, Р. Якобсон, А. Троэль, Х. Джордж, А. Бехар, Д. Боулт, изучающие русский авангард, и многие другие .
Наиболее подробно проблематика абстрактной живописи на Западе была разработана школой пластической семиотики, среди представителей которой можно назвать Э. Бенвениста, У. Эко, Л. Прието, Р. Барта, К. Леви-Стросса, Б. Кокюла, К. Пейруте, Ф. Тюрлеманна, Ж.-М.Флоша. В нашем исследовании мы опираемся на концепции знака, означаемого и означающего при выявлении специфики коммуникации между абстрактным произведением и зрителем.
Обращение к феноменологии позволило нам найти философскую базу для интерпретации абстрактной живописи с новых позиций. В первую очередь мы опирались на «классические работы» Э. Гуссерля, раскрывающие суть феноменологического метода, и труды М. Хайдеггера, представляющие собой вариант развития экзистенциальной феноменологии. Примеры феноменологического анализа искусства и художественных форм представлены в работах А. Ф. Лосева «Диалектика художественной формы» и «Музыка как предмет логики». Проблемам феноменологии воображения посвящены «Эстетические исследования» Р. Ингардена, «Воображение» и «Воображаемое» Ж.-П. Сартра. В работах Х.-Г. Гадамера «Истина и метод» и сборнике статей «Актуальность прекрасного» рассматриваются проблемы искусства с феноменолого-экзистенциальных позиций. Последователями Э. Гуссерля и М. Хайдеггера в современной феноменологической философии являются П. Рикер и Ж. Деррида, которые преобразуют теорию своих учителей и предлагают новые принципы истолкования искусства.
В отечественных постсоветских исследованиях феноменологии центральное место занимают работы П. Гайденко, Н. Мотрошиловой, В. Молчанова, М. Мамардашвили, которые помогли раскрыть специфику разных стадий развития феноменологии. Среди исследователей философии М. Хайдеггера необходимо отдельно назвать А. Михайлова, Е. Борисова, А. Ахутина и А. Доброхотова, чьи работы способствовали пониманию сложного мифологического языка философа.
Отечественные публикации по феноменологии искусства не многочисленны. Можно отметить несколько сборников статей последних лет, выпущенных Институтом философии РАН и Петербургским университетом. Среди феноменологов, занимающихся проблемами абстрактной живописи, необходимо назвать В. Подорогу и М. Долгова. В их работах абстрактная живопись предстает как новый тип искусства, построенного на совершенно иных принципах, которые предстоит усвоить эстетическому сознанию, что составляет один из основных тезисов нашего исследования. Монография С. Кропотова «Экономика текста в неклассической философии искусства Ницше, Батая, Фуко, Деррида» раскрывает феномен западной неклассической рациональности, проявившийся в науке, философии и искусстве модернизма в условиях становления экономического дискурса. Концепция опустошения знаков Ж. Дерриды и экономии производства смыслов текста Ж. Батая обосновывает эстетику пустоты, рассматриваемую в нашем исследовании.
Поскольку проблема философского истолкования абстрактной живописи все же остается не до конца разработанной, мы предприняли в нашем исследовании попытку феноменолого-экзистенциальной интерпретации феномена нефигуративности в изобразительном искусстве.
Целью исследования является философская интерпретация художественных композиций абстрактной живописи с позиции феноменолого-экзистенциального подхода. Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
- проанализировать и уточнить понятийный аппарат феноменолого-экзистенциального подхода, необходимый для анализа нефигуративного искусства;
- уточнить феноменолого-экзистенциальный подход к истолкованию искусства;
- сравнить онтологический статус предметной и беспредметной живописи;
- проинтерпретировать абстрактные композиции с точки зрения их онтологического смысла;
- проанализировать характер формирования эйдетической предметности абстрактной композиции в сравнении с музыкальным произведением;
- рассмотреть процесс восприятия абстрактной композиции со стороны зрителя как ремифологизацию изображения;
- проанализировать абстрактную живопись как проект, укоренившийся в «жизненном мире» современного человека
Методологические основания исследования вытекают из необходимости интерпретации абстрактных композиций с использованием феноменолого-экзистенциального метода, что обусловило привлечение в качестве философского обоснования систему категорий феноменологии в хайдеггерианском варианте. К основоположникам и центральным фигурам феноменологической философии относят Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра. Их объединяет то, что они занимались исследованием процессов сознания и формирования смыслов. М. Хайдеггер рассматривал сознание как один из моментов человеческого бытия, связав проблемы онтологии и смыслообразования с жизненным миром человека. Хотя феноменология претерпела значительную эволюцию в ходе своего развития, она не лишена целостности как особого метода философствования.
С помощью категорий феноменологии представляется возможным проинтерпретировать феномен нефигуративности абстрактной живописи, исследовать механизмы конституирования смыслов и осуществления диалога между беспредметным произведением искусства и зрителем. Теория диалога и методы интерпретации культурных текстов были выработаны в отечественной и западной герменевтической философии и связаны в первую очередь с именами М. Бахтина, Х.-Г. Гадамера, П. Рикера. Они позволили нам уточнить понятие «текста», как субъекта диалога, а также применить теорию взаимодействия с текстом к абстрактной живописи. В своем исследовании мы опираемся также на концепции мифа и символа, развитые в трудах А. Лосева, П. Флоренского, М. Мамардашвили, теорию деконструкции и знака Ж. Дерриды.
Научная новизна исследования проистекает из необходимости восполнить дефицит исследований нефигуративного искусства с позиции философии вообще и феноменологической философии в частности. Феноменолого-экзистенциальный подход, который мы используем в данном исследовании, позволяет описать сущность феномена нефигуративности абстрактных композиций и описать условия формирования смыслов при восприятии беспредметной живописи. Можно выделить следующие элементы научной новизны:
- исследована феноменологическая традиция в рамках исследуемой проблемы «феноменолого-экзистенциальный подход к интерпретации абстрактной живописи»;
- развит феноменологический метод дескрипции для интерпретации абстрактных композиций;
- проинтерпретированы абстрактные композиции с точки зрения их «онтологического опустошения» со стороны художника;
- проанализирован характер формирования эйдетической предметности абстрактной композиции в сравнении с музыкальным произведением;
- рассмотрен процесс восприятия абстрактной композиции со стороны зрителя как ремифологизация изображения.
Практическая значимость работы. Феноменолого-экзистенциальный подход к рассмотрению абстракционизма как одной из художественных форм модернизма представляется перспективным для последующей разработки в рамках философии искусства, эстетики, культурологии, и может быть применен при изучении других сфер художественного творчества. Результаты могут быть использованы при создании программ и учебных пособий.
Основные положения проведенного исследования были изложены в процессе работы городских, региональных, всероссийских и международных научно-практических конференций в 1999-2003 гг., а также представлены и обсуждены в ходе научно-методических семинаров кафедр культурологии и философии ПГТУ.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список литературы. Содержание работы изложено на 123 страницах, библиография содержит 153 наименования.
В первой главе уточняется понятийный аппарат, необходимый для истолкования произведений искусства с позиций экзистенциальной феноменологии. Также определяется статус абстрактного искусства в контексте феноменолого-экзистенциального подхода.
Во второй главе производится интерпретация абстрактных композиций с точки зрения их онтологического смысла, характера формирования эйдетической предметности в сравнении с музыкальным произведением, а также особенностей коммуникации между картиной и зрителем.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Материалы VIII практической конференции. - Том 1. - Пермь, 2000. С. 141-142.
2. Абстракционизм - символ, миф, схема. // Массовая культура как феномен ХХ века. Тезисы докладов научной конференции студентов и аспирантов.
- Пермь, 2001. С. 136-137.
3. Трансформация личности как условие восприятия абстрактного произведения искусства. // Образование в культуре и культура образования. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Часть 1. - Пермь, 2003. С. 262-263.
4. Абстрактная живопись как саморефлексия и способ вхождения в феноменологическую установку. // Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме, школе. Материалы V практической конференции. - Том 2. - Пермь, 2003. С. 103-104.
5. Феноменология музыкальности абстрактной живописи. // Ведомости департамента образования. - № 3, 4. - Пермь, 2003. С. 89-93.
6. Философская практика на языке художественных образов. //
Рациональность и вымысел. Тезисы научной конференции. - Санкт- Петербург, 2003. С. 144-145.
7. Повествование бытия в абстрактном произведении искусства. // В круге культуры. Сборник научных докладов памяти профессора В. Л. Соболева.
- Пермь, 2003. С. 94-99.
8. Интерсубъективность в абстрактной живописи. // Гумбольдтовские чтения. Материалы I международной конференции. - Санкт-Петербург, 2003. С. 116-120.
9. Символическая структура абстрактной живописи. // Ученые записки гуманитарного факультета. - № 8. - Пермь, 2004. С. 101-109.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ