Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Метажанры в русской литературе 1920 - начала 1940-х годов (коммунистическая агиография и «европейская» сказка-аллегория)

Работа №103186

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

литература

Объем работы23
Год сдачи2005
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
159
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Общая характеристика работы
Основное содержание работы
Заключение
Публикации

Одним из доминирующих направлений в изучении литературы 1920-1940-х годов является исследование жизни жанров, приемов, средств выражения, дискурсов эпохи. С жанровой точки зрения литература данной эпохи, безусловно, тщательно изучена, установлен ее характерный жанровый репертуар, определены и описаны конкретные явления. Кроме того, в литературе 1920-1940-х годов выделены также крупные жанрово-тематические образования, которые являются по сути метажанрами - лениниана, сталиниана, комсомольская поэзия, утопия и антиутопия. И тем не менее, несмотря на многочисленность и фундаментальность проведенных исследований, мы не можем утверждать, что жанровый и, особенно, метажанровый потенциал данной литературы полностью раскрыт.
В последние десятилетия в науке появилась и набрала силу тенденция изучения архаических истоков, древних корней искусства нового времени. Исследователи утверждают, что русская и, в частности, советская литература 1920-х и далее годов генетически и типологически сближается с мифологическими, фольклорными, религиозно-художественными образованиями, практиками (Е. Добренко, К. Кларк, А. Глотов). Данный подход предлагает взгляд на советскую литературу в рамках новой, расширенной, жанровой системы координат, позволяет говорить об актуализации в этой литературе древних жанров (их архетипов, канонов, некоторых структурных элементов), а также об их обновлении. В ряде случаев активизация архаических жанровых моделей в советской литературе приводит к появлению новых метажанров.
Метажанры, или «старшие жанры» (Ю. Тынянов), располагаются поверх обычных жанровых общностей и включают в себя художественные произведения, не всегда состоящие в прямой диалогической связи, порой литературно-стилистически разноплановые, но по общей семантической направленности примыкающие к одной наджанровой матрице, которая оказывается интегрирующим началом. Метажанры характеризуется внеродовой направленностью, более долгой, интенсивной жизнью в рамках определенной культуры. Они, как правило, занимают в ней приоритетное положение, служат для выражения ведущих тенденций эпохи.
Мы рассматриваем два таких метажанра: коммунистическую агиографию и «европейскую» сказку-аллегорию. Отметим, что в словосочетании «коммунистическая агиография» слово «коммунистическая» имеет функцию смысловых кавычек, так как мы отдаем себе отчет, что речь идет не о сознательном продолжении житийных христианских традиций в советской литературе, а о своеобразном двойнике агиографии. Коммунистическая агиография, в нашем понимании, - метажанр, возрождающий архетип христианской агиографии, но трансформирующий его мировоззренческое ядро (агиография, приобретшая коммунистическую идеологическую составляющую). Обозначая в качестве коммунистической агиографии определенное художественное явление советской литературы, мы следуем за рядом научных предшественников. В первую очередь - за А. Глотовым, К. Кларк, Н. Тумаркин. Кроме того, известна работа Ю. Шатина, представляющая эстетику агиографического дискурса в классическом для советской литературы тексте - поэме Маяковского «Владимир Ильич Ленин».
Другая номинация - «европейская» сказка-аллегория - отражает основные структурно-смысловые составляющие анализируемого явления. Интересующий нас вариант сказки - это литературный аналог волшебной сказки, имеющий аллегорическое наполнение. По образному строю, колориту, художественному материалу - это европеизированная сказка (мы называем ее «европейской»).
Мы вполне осознаем, что предлагаемые нами термины - коммунистическая агиография и «европейская» сказка-аллегория - пока рабочие, условные, в науке не устоявшиеся. Однако употребляем их сознательно. Этот наш шаг имеет определенные литературоведческие прецеденты. Некогда подобными же условными терминами были, например, «комсомольская поэзия» или «лениниана» - данные номинации не отражали феноменологическую сущность историко-литературного объектов, однако постепенно прижились в науке, стали общеупотребительными. Возможно, что и наша условная терминология постепенно также войдет в употребление.
Сказанным определяется актуальность нашего исследования. Она связана с необходимостью выявления в литературе 1920-1940-х годов малоизученных метажанров. Особо важным в этом плане становится осмысление сущности и процессов генезиса, эволюции метажанров коммунистической агиографии и «европейской» сказки-аллегории, установления их роли и места в русской литературе и культуре 1920 - начала 1940-х годов.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые объемно представлены и рассмотрены как целостные явления метажанры коммунистической агиографии и «европейской» сказки-аллегории: осмыслены их структурные особенности, освещены их генезис и эволюция в литературе 1920 - начала 1940-х годов, обозначено их место в культурном пространстве эпохи.
Объектом настоящего исследования является русская литература 1920 - начала 1940-х годов, предметом - два метажанра: коммунистическая агиография и сказка-аллегория.
Оговорим хронологические и литературные рамки исследования. Нижняя граница исследования - 1920-е годы - определяется временем активизации метажанров коммунистической агиографии и «европейской» сказки-аллегории в русской литературе. Верхняя граница - начало 1940-х годов - временем отхождения данных метажанров на периферию историко-литературного процесса. В центре исследования находится преимущественно советская литература. Однако исследование частично захватывает и литературу русского зарубежья - место появления первого произведения, входящего в ядро «европейской» сказки-аллегории (поэмы М. Цветаевой «Крысолов» - 1925).
Важно также отметить, что материалом исследования являются далеко не все произведения, охватываемые метажанрами коммунистической агиографии и «европейской» сказки-аллегории, а наиболее показательные для представления каждого из метажанров.
Цель настоящего исследования: рассмотрение коммунистической агиографии и «европейской» сказки-аллегории как метажанров русской литературы 1920 - начала 1940-х годов.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
• установление культурных и эстетических предпосылок для появления коммунистической агиографии и «европейской» сказки-аллегории в литературе 1920-х годов;
• представление коммунистической агиографии и «европейской» сказки- аллегории как целостных метажанров и выявление характерных черт данных образований;
• изучение эволюции данных метажанров в историко-литературном процессе 1920 - 1940-х годов;
• определение места и роли коммунистической агиографии и «европейской» сказки-аллегории в культурном пространстве эпохи.
Методологическую основу диссертации определяют типологические подходы А.Н. Веселовского, В.Я. Проппа, Н. Фрая, работы по теории метажанра Е.Я. Бурлиной, Н.Я. Лейдермана, Р.С. Спивак, труды по теории жанра - М.М. Бахтина, Ю.Н. Тынянова. Значимыми для нас в культурологическом плане являются идеи Н.А. Бердяева, П. Бурдье, Е. Добренко, Д.С. Лихачева, А. Морозова, В. Паперного, Н. Тумаркин, К.Г. Юнга, в историко-литературном - исследования К. Кларк, М.Н. Липовецкого, Н.О. Осиповой, Ю.В. Шатина и др. Используется методика структурно-семантического и сопоставительного анализов.
Практическая ценность работы связана с возможностью использования ее материалов при изучении творчества отдельных писателей и поэтов, в вузовских курсах истории литературы, спецкурсах по литературному процессу 1920 - начала 1940-х годов и жанровому анализу текста.
Апробация работы. Основные положения и отдельные вопросы диссертации отражены в выступлениях с докладами на межвузовской студенческой конференции «Речевая культура в разных сферах общения» (Нижний Тагил, 2004), на всероссийских конференциях «Дергачевские чтения» (Екатеринбург, 2002, 2004), «Литература в современном культурном пространстве» (Курган, 2004, 2005), на международных конференциях «Детство как культурный перекресток: на пути к самотождественности» (Екатеринбург, 2003), «Традиции в контексте русской культуры» (Череповец, 2003), «Русская и сопоставительная филология: состояние и перспективы» (Казань, 2004), «Литература в контексте современности» (Челябинск, 2005). Положения работы обсуждались на кафедре русской литературы ХХ века Уральского государственного университета им. А.М. Горького. Содержание исследования отражено в статьях автора (список прилагается).
На защиту выносятся следующие положения:
• коммунистическая агиография и «европейская» сказка-аллегория - самостоятельные метажанры русской литературы 1920-1940-х годов;
• структурно-семантическое своеобразие данных метажанров связано с обновлением и трансформацией древних архетипов: агиографии - в случае коммунистической агиографии и волшебной сказки - в случае «европейской» сказки-аллегории;
• генезис коммунистической агиографии спаян с генезисом ленинианы 1920-30-х годов, следующая зона активизации метажанра - советский роман- воспитания 1930-х годов и героическая литература 1940-х;
• «европейская» сказка-аллегория имеет два эволюционных этапа - сказка-аллегория 1920-х годов выходит на стык с образом революционной действительности, сказка-аллегория начала 1940-х воспринимается как антитоталитарная;
• коммунистическая агиография и «европейская» сказка-аллегория представляются метажанрами интенционально разнонаправленными, своего рода антиподами, выполняющими противоположные культурные функции.
Структура работы продиктована логикой рассматриваемых проблем. Диссертация состоит из двух частей, четырех глав (в каждой части - по две главы), заключения и библиографии (346 наименований), включающей списки художественной литературы, научных источников и Интернет-ресурсов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключении подводятся итоги проведенного исследования. Проделанная работа позволяет сделать вывод о существовании в русской литературе 1920 - начала 1940-х годов метажанров коммунистической агиографии и «европейской» сказки-аллегории, очертить их генезис в постреволюционной литературе и эволюцию в литературе 1930-1940-х годов.
Мы полагаем, что метажанры коммунистической агиографии и «европейской» сказки-аллегории являются в некотором роде эстетическими двойниками-антиподами. Будучи интенционально разнонаправленными, они в то же время культурно и структурно близки (имеют четкие архаические, средневековые и современные составляющие). При этом коммунистическая агиография и «европейская» сказка-аллегория - явления эстетически полярные. Они располагаются на разных осях культуры 1920 - начала 1940-х годов, являются противоположными позициями одного литературного поля.



1. Сакральный текст и его автор («Житие Аввакума» и «Как закалялась сталь» Н. Островского) // Формы выражения авторского сознания в художественной литературе. Курган, 2003. С. 67-71.
2. Агиографический канон в жанровой структуре романа Н.А. Островского «Как закалялась сталь» // Дергачевские чтения-2002: Русская литература: национальное развитие и региональные особенности. Екатеринбург, 2004. С. 313-316.
3. Автор-повествователь в романе-сказке Ю. Олеши «Три толстяка» в контексте авторской коммуникации с читателем // Речевая культура в разных сферах общения. Вып. 2. Нижний Тагил, 2004. С. 65-71.
4. «Как закалялась сталь» Н. Островского и «Житие Аввакума»: моменты общности // Русская и сопоставительная филология: состояние и перспективы. Казань, 2004. С. 308-309.
5. «Город Мастеров» Т. Габбе, или Сказка о Гитлере, Сталине и Осипе Мандельштаме // 60-летие победы в Великой Отечественной войне и ее значение в истории ХХ века: Материалы науч. студ. конф., 15-16 апреля 2005 г. Екатеринбург, 2005. С. 97-101.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ