К настоящему времени накоплен обширный экспериментальный материал по магнитным структурам и свойствам множества соединений типа АХ со структурой NaCl, называемых монопниктидами и монохалькогенидами, где А — редкоземельный элемент или актиноид, а Х —элемент V или VI групп (UAs, NpAs, EuSe, UTe, USb ит.д.). Надежно установлено, что данный класс материалов обладает сильной магнитокристаллической анизотропией (причем не простого одноосного типа), значительно превосходящей обменное взаимодействие. К экспериментальным свидетельствам этого факта относятся перекрещивающиеся кривые намагничивания в различных кристаллографических направлениях [1; 2], сильное различие величины намагниченности насыщения в них (намагниченность насыщения равна магнитному моменту только вдоль оси легкого намагничивания) [3-8], и необычный ход поведения теплоемкости [9-13]. Более того, величина магнитного момента, определенная методом асимптотической намагниченности, всегда ниже таковой, определенной из нейтронографических экспериментов [4; 14]. Как резонно указал Фогт, «кривые намагничивания в таких кристаллах не могут быть представлены функцией Бриллюэна» [4, с. 207], и «для переориентации всех магнитных моментов вдоль выбранного направления магнитного поля требуются поля порядка миллиона эрстед, недоступные в настоящее время» [там же].
Первые работы по определению магнитных структур урановых соединений, проведенные на поликристаллах UN [15], UP [16], USb [17] и UBi [18], показали, что все они имеют антиферромагнитную структуру типа I (AF 1), которая представляет из себя набор чередующихся плоскостей (001), в каждой плоскости спины упорядочены ферромагнитно, а между плоскостями — антиферромагнитно. Волновой вектор такой магнитной структуры k = (0, 0, 1). Исключением оказался арсенид урана [17], которому была приписана структура с волновым вектором k = (0, 0, 1/2) (антиферромагнитная структура типа IA).
С развитием метода магнитной нейтронографии [19] стало проводиться все больше и больше экспериментов по определению магнитных структур различных соединений, и урановые пниктиды не оказались исключением. Группой Россата-Миньё [20] было показано, что для описания экспериментальных данных соединений UP, UAs и USb одной компоненты волнового вектора недостаточно. Были предложены мульти-k структуры, волновой вектор которых содержит более одной компоненты (соответственно 2-k структуры для двухкомпонентного волнового вектора и 3-k для трехкомпонентного). Обнаружение мульти-k структур в реальных кристаллах однозначно показало, что магнитные моменты ряда «новых» материалов уже не являются коллинеарными друг другу, а для описания их магнитных свойств нужны модели, в которых бы с самого начала присутствовала жесткая связь магнитных моментов с кристаллической структурой.