Актуальность темы исследования. Модернизация системы образования характеризуется сменой ее парадигмы с информационной на развивающую, самостоятельную, познавательную, творческую активность учащихся. Это обусловлено возникшей в последнее время потребностью в профессионально компетентной, социально активной творческой личности, способной эффективно функционировать в современных рыночных условиях. В связи с этим обостряется необходимость развития творческой активности в период всего школьного обучения.
Характеризуя творческую активность как активность, направленную на эффективное осмысленное выполнение и преобразование деятельности, отечественные ученые (Д.Б. Богоявленская, М.Р. Битянова, Р.С. Овчарова, Е.Л.Яковлева и др.) отмечают наличие противоречия между теоретическими подходами к природе творческой активности детей, с одной стороны, и практикой ее развития, с другой. Так, почти все современные теоретические концепции признают и подчеркивают важную роль личностных факторов в творческой активности, но, тем не менее, большинство программ развития данного вида активности учащихся ориентированы либо целиком, либо преимущественно на когнитивное развитие. Все они отождествляют творчество с продуктивностью.
Учитывая это, отечественные исследователи, изучая различные стороны творческой активности, обращают больше внимания на ее процессуальные, динамические характеристики, особенности ее саморегуляции. А это уже смещает акцент с обучения творчески одаренных детей на развитие творческой активности каждого ребенка, что позволяет осуществить переход от "диагностики отбора к диагностике развития" (А.Г. Асмолов, Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская, Е.Л. Яковлева).
Проблема творческой активности и ее саморегуляции изучалась в работах различных психологов (Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружинина, Н.С. Лейтеса, Я. А. Пономарева, В.Н. Пушкина, Э.Д. Телегиной, А.С. Шарова, Е.Л. Яковлевой и др.), где преимущественно рассматривались отдельные стороны явлений. В то же время анализ творчества как некоего целостного процесса, как проявления целостной личности ведет к необходимости системного и комплексного исследования особенностей саморегуляции творческой активности.
В связи с этим важность изучения данной проблемы обусловлена несколькими причинами. Во-первых, назревшей необходимостью системно и комплексно исследовать проблему творческой активности и ее саморегуляции. Во-вторых, ориентацией современного образования на развитие творческой активности школьников в учебно-воспитательном процессе. В этой связи вопрос о саморегуляции данного вида активности является значимым для теории и практики обучения. Учитывая то, что ранняя юность - это возраст самоопределения, творческих поисков и открытий, проявления стремления к творческому самовыражению и самореализации, можно говорить о важности изучения особенностей саморегуляции творческой активности старших школьников. В-третьих, необходимость изучения данной проблемы обусловлена наличием противоречия между потребностью в творчески активной личности, способной функционировать в быстро меняющемся окружающем мире, и недостаточной разработанностью программ развития творческой активности учащихся.
Объектом исследования является саморегуляция творческой активности старшеклассников.
Предмет исследования - реализация стремления к личностной значимости в процессе саморегуляции творческой активности старших школьников.
Цель исследования - изучить влияние стремления к значимости собственной личности на саморегуляцию творческой активности в старшем школьном возрасте и разработать программу развития саморегуляции творческой активности старшеклассников.
Гипотеза исследования заключалась в том, что ярко выраженное стремление к значимости собственной личности влияет на формирование системы саморегуляции творческой активности и способствует повышению ее целостности. Целенаправленное развитие стремления к личностной значимости в старшем школьном возрасте позволит повысить целостность механизма саморегуляции творческой активности.
В соответствии с целью и гипотезой в исследовании были поставлены следующие задачи.
1. Изучить основные теоретические подходы к интерпретации понятия "творчество", к проблемам его исследования; рассмотреть структуру саморегуляции творческой активности и определить предпосылки ее формирования в старшем школьном возрасте.
2. Охарактеризовать стремление к личностной значимости у творчески активных старшеклассников.
3. Определить характеристики саморегуляции творческой активности учащихся старшего школьного возраста.
4. Изучить влияние стремления к значимости собственной личности на саморегуляцию творческой активности старшеклассников.
5. Разработать и апробировать программу развития саморегуляции творческой активности старших школьников.
Теоретико-методологической основой исследования выступает регулятивный подход к пониманию психики и жизнедеятельности человека (П.К. Анохин, О.А. Конопкин, С.Л. Рубинштейн, И.М. Сеченов); принципы системности (Б.Ф. Ломов), единства внешней и внутренней детерминации (С. Л .Рубинштейн, К.К. Платонов), развития (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн); концепции творческой активности Д.Б .Богоявленской, В.Н. Дружинина, Е.Л. Яковлевой.
Теоретическую базу исследования составили основные положения о регуляции деятельности (К.А. Абульханова-Славская, О.А. Конопкин, Ю.Н. Кулюткин, Э.Д. Телегина, А.С. Шаров и др.), психологические теории творчества, представленные в трудах Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружинина, Я.А. Пономарева, А.С. Шарова, Е.Л. Яковлевой, М. Г. Ярошевского, А. Маслоу, П. Торранса, представления о значимости как источнике жизнедеятельности человека (С.Л. Рубинштейн, А.С. Шаров).
Для решения поставленных задач и проверки исходной гипотезы, был использован комплекс адекватных проблеме исследования методов, включающий теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, метод экспертного опроса, тестирование, анкетирование, методы математической статистики, качественный анализ эмпирических данных.
В экспериментальной части работы были использованы следующие методики: опросник "Стилевая саморегуляция поведения" (В.И. Моросанова); тест смысложизненных ориентаций (Дж. Крамбо, Л. Махолик, адаптация Д.А.Леонтьева); методика по изучению тенденций человека к повышению личностной значимости (А.С. Шаров); самоактуализационный тест (Э.Шостром, модификация Л.Я. Гозмана и М.В. Кроза), методика определения индивидуальной меры рефлексивности (А.В. Карпов и В.В. Пономарева), анкета "Изучение творческого потенциала" (А.С. Шаров), методика экспертных оценок творческой активности.
При обработке экспериментальных данных методами статистики был использован пакет программ STATGRAPHICS Plus 3.0, с помощью которого проведены корреляционный и кластерный анализы.
Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивается теоретической обоснованностью рассматриваемой в диссертации проблемы, адекватностью методов исследования его задачам, цели и логике, репрезентативностью выборки, статистическими методами анализа полученных данных, включающими кластерный анализ, вычисление t-критерия Стьюдента для определения значимости различий, коэффициента линейной корреляции Пирсона.
Эмпирическая база исследования. В исследовании принимали участие 135 учащихся старших классов (16-17 лет).
Научная новизна исследования заключается в том, что осуществлено комплексное изучение саморегуляции творческой активности в старшем школьном возрасте; определена специфика стремления к личностной значимости у творчески активных старшеклассников; установлено влияние стремления к значимости собственной личности на саморегуляцию творческой активности; выявлена типология творчески активных старших школьников.
Теоретическое значение исследования заключается в уточнении теоретических представлений о саморегуляции творческой активности в старшем школьном возрасте, в установлении влияния стремления к значимости собственной личности на целостность системы саморегуляции творческой активности. Определены стилевые особенности саморегуляции творческой активности в зависимости от характера стремления к личностной значимости.
Практическая значимость состоит в том, что основные результаты исследования могут быть использованы при разработке лекционных и семинарских занятий в процессе преподавания курсов «Общая психология», "Возрастная психология", "Педагогическая психология", курсов по выбору в педагогических вузах. В качестве практически значимого результата работы выступает разработанная программа развития саморегуляции творческой активности старших школьников, которая может быть использована в работе школьного психолога.
Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие положения, выносимые на защиту.
1. Творчески активные старшие школьники характеризуются выраженным стремлением к личностной значимости и высоким уровнем сформированности саморегуляции творческой активности, которые, в свою очередь, имеют гендерные различия. При этом повышенное стремление к личностной значимости способствует формированию целостной системы саморегуляции творческой активности в старшем школьном возрасте.
2. Специфика саморегуляции творческой активности старших школьников заключается в качественных изменениях в мотивационно-ценностной, рефлексивной ее подсистемах, в особенностях интеграции основных ее структурных компонентов.
3. По характеру стремления к личностной значимости выделено четыре типа
творчески активных старших школьников, условно названных: "престижные" (ориентированные на внешнее самоутверждение), "самодостаточные" (стремящиеся подчеркнуть собственную уникальность), "альтруистические" и "продуктивные" (направленные на осознанную самореализацию).
4. Определены психолого-педагогические условия развития саморегуляции творческой активности в старшем школьном возрасте, заключающиеся в направленности образовательного процесса на активизацию стремления к личностной значимости; создании среды, отвечающей принципам гуманистической психологии; наличии личностно-ориентированного стиля общения с учащимися
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования были обсуждены на II Окружной конференции молодых ученых (г. Сургут, 2001), ХХХ111 региональной научно-практической конференции студентов и аспирантов "Менделеевские чтения" (г. Тобольск, 2002), IV международной научно-практической конференции "Образование XXI века" (г. Красноярск, 2002), III областной научно-практической конференции "Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в образовательных учреждениях" (г. Тобольск, 2003), на заседаниях кафедры практической психологии Тобольского государственного педагогического института, кафедры психологии Омского государственного педагогического университета. Разработана и внедрена программа спецкурса «Психология творчества».
Содержание диссертации отражено в 5 публикациях.
Структура диссертации. Диссертационное исследование содержит введение, две главы, заключение, список используемой литературы и приложения. Работа иллюстрирована таблицами, графиками.
В заключении подводятся итоги диссертационной работы, излагаются основные выводы, намечаются перспективы дальнейших исследований.
1. Существующие в психологии подходы к проблеме творчества чаще всего отражают особенности различных сторон исследуемого явления. Они могут содержательно интегрироваться в контексте понятия "творческая активность". Понимая под творческой активностью продуктивный вид активности, направленный на преобразование наличной ситуации и собственного опыта посредством преодоления сложившихся установок, норм, традиций, выхода за пределы предлагаемых ситуацией альтернатив, мы выделяем в качестве ее основного источника стремление к личностной значимости, выступающее как фактор саморегуляции данного вида активности.
2. Для творческих старших школьников характерно ярко выраженное стремление к личностной значимости, при этом у них отмечается более сильная, по сравнению с обычными учащимися, потребность в самореализации. В свою очередь, для обычных старшеклассников характерно внешнее самоутверждение, доминирующая ориентация на демонстрацию собственных достижений окружающим. Стремление к значимости собственной личности характеризуется гендерными различиями. Так, юноши, как творческие, так и обычные, отличаются от девушек повышенным стремлением к личностной значимости и более высоким уровнем творческой активности. Следовательно, для юношей ориентация на творческие достижения является важной детерминантой их жизнедеятельности.
3. Творческие старшеклассники отличаются высоким уровнем саморегуляции творческой активности, согласованностью и силой межпараметрических связей в ее структуре, а также доминированием устойчивого стиля саморегуляции, характеризующегося развитыми процессами планирования, программирования и регуляторной автономности, развитой личностной рефлексией (в первую очередь, ретроспективной и проспективной ее форм), повышенной познавательной и творческой активностью. Саморегуляция творческой активности данной группы старших школьников имеет гендерные различия. Так, юноши отличаются ярко выраженной потребностью осознанного планирования, интенсивностью процессов целеполагания и удержания целей, с одной стороны, а с другой - испытывают трудности в процессе ориентации и учета условий в реальной ситуации, сложности при корректировке программ действий.
4. Стремление творческих старших школьников к значимости собственной личности влияет на целостность саморегуляции творческой активности. При этом стремление к самореализации (значимость для себя) у творческих школьников является наиболее значимым мотивационным фактором, активизирующим процессы целеполагания и оценки результатов, развитие рефлексии, повышение уровня регуляторной автономности и творческой активности. Выявлены гендерные особенности в структуре межпараметрических связей стремления к значимости и саморегуляции активности старших школьников. Так, у юношей, как творческих, так и обычных, стремление к собственной значимости и саморегуляция активности более тесно взаимосвязаны, чем у девушек, а система внутренних связей характеризуется большей согласованностью и силой.
5. Реализация стремления к личностной значимости в саморегуляции творческой активности старшеклассников характеризуется типологическими особенностями. Выделено 4 типа творческих учащихся, условно названных: престижные, самодостаточные, альтруистические и продуктивные.
6. Обнаруженные в ходе проведенного исследования особенности развития саморегуляции творческой активности старших школьников послужили основанием для создания развивающей программы. Апробация программы показала ее эффективность. Итоги реализации программы заключаются в следующем: зафиксировано достоверное развитие саморегуляции творческой активности - отмечаются позитивные изменения во всех структурных подсистемах саморегуляции (ценностно-смысловой сферы, активности и рефлексии); выявлены внутрисистемные изменения в структуре саморегуляции творческой активности, свидетельствующие о повышении ее целостности.
Результаты настоящей работы подтверждают правомерность гипотезы исследования и обоснованность выдвинутых на защиту положений. Проведенное исследование не претендует на полное и всестороннее изучение проблемы саморегуляции творческой активности в виду ее сложности и многозначности. Перспективу дальнейшей работы мы видим в изучении условий и факторов, оптимизирующих процесс развития саморегуляции творческой активности у учащихся младшего школьного и подросткового возрастов, а также в определении динамики развития стремления к значимости собственной личности как основного мотивационного конструкта творческой активности в период всей школьной жизни. Другой проблемой, которая может входить в ряд ближайших исследовательских перспектив, является проблема психолого-педагогической интеграции в вопросах целенаправленного формирующего воздействия на регуляцию творческой активности школьников.
1. Ершова Л. В. Стремление к значимости как руководящий мотив творческой деятельности личности // Вестник 2: научно-исследовательская работа психолого-педагогического факультета. - Тобольск: Изд-во ТГПИ, 2000.- С.12-15
2. Ершова Л. В. Особенности регуляции творческой деятельности: мотивационный аспект // Материалы II окружной конференции молодых ученых ХМАО. Ч.2.- Сургут: Изд-во СурГУ, 2001. - С. 17-20
3. Ершова Л. В. Особенности реализации стремления к значимости в саморегуляции творческой активности старших школьников // Материалы XXXIII региональной научно-практической конференции студентов и аспирантов "Менделеевские чтения". - Тобольск: Изд-во ТГПИ, 2002. - С. 9-12
4. Ершова Л. В. Проблема психологического сопровождения одаренных старших школьников: опыт эмпирического исследования // Материалы IV международной научно-практической конференции "Образование XXI века. Космос и одаренность". - Красноярск: Изд-во КрасГУ, 2002. - С. 157-158
5. Ершова Л. В. Программа развития саморегуляции творческой активности старших школьников // Материалы III областной научно-практической конференции "Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в образовательных учреждениях". - Тобольск: Изд-во ТГПИ, 2003. - С. 78-87