Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Стремление к личностной значимости как фактор саморегуляции творческой активности старших школьников

Работа №103047

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы30
Год сдачи2003
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
38
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПУБЛИКАЦИИ

Актуальность темы исследования. Модернизация системы образования характеризуется сменой ее парадигмы с информационной на развивающую, самостоятельную, познавательную, творческую активность учащихся. Это обусловлено возникшей в последнее время потребностью в профессионально компетентной, социально активной творческой личности, способной эффективно функционировать в современных рыночных условиях. В связи с этим обостряется необходимость развития творческой активности в период всего школьного обучения.
Характеризуя творческую активность как активность, направленную на эффективное осмысленное выполнение и преобразование деятельности, отечественные ученые (Д.Б. Богоявленская, М.Р. Битянова, Р.С. Овчарова, Е.Л.Яковлева и др.) отмечают наличие противоречия между теоретическими подходами к природе творческой активности детей, с одной стороны, и практикой ее развития, с другой. Так, почти все современные теоретические концепции признают и подчеркивают важную роль личностных факторов в творческой активности, но, тем не менее, большинство программ развития данного вида активности учащихся ориентированы либо целиком, либо преимущественно на когнитивное развитие. Все они отождествляют творчество с продуктивностью.
Учитывая это, отечественные исследователи, изучая различные стороны творческой активности, обращают больше внимания на ее процессуальные, динамические характеристики, особенности ее саморегуляции. А это уже смещает акцент с обучения творчески одаренных детей на развитие творческой активности каждого ребенка, что позволяет осуществить переход от "диагностики отбора к диагностике развития" (А.Г. Асмолов, Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская, Е.Л. Яковлева).
Проблема творческой активности и ее саморегуляции изучалась в работах различных психологов (Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружинина, Н.С. Лейтеса, Я. А. Пономарева, В.Н. Пушкина, Э.Д. Телегиной, А.С. Шарова, Е.Л. Яковлевой и др.), где преимущественно рассматривались отдельные стороны явлений. В то же время анализ творчества как некоего целостного процесса, как проявления целостной личности ведет к необходимости системного и комплексного исследования особенностей саморегуляции творческой активности.
В связи с этим важность изучения данной проблемы обусловлена несколькими причинами. Во-первых, назревшей необходимостью системно и комплексно исследовать проблему творческой активности и ее саморегуляции. Во-вторых, ориентацией современного образования на развитие творческой активности школьников в учебно-воспитательном процессе. В этой связи вопрос о саморегуляции данного вида активности является значимым для теории и практики обучения. Учитывая то, что ранняя юность - это возраст самоопределения, творческих поисков и открытий, проявления стремления к творческому самовыражению и самореализации, можно говорить о важности изучения особенностей саморегуляции творческой активности старших школьников. В-третьих, необходимость изучения данной проблемы обусловлена наличием противоречия между потребностью в творчески активной личности, способной функционировать в быстро меняющемся окружающем мире, и недостаточной разработанностью программ развития творческой активности учащихся.
Объектом исследования является саморегуляция творческой активности старшеклассников.
Предмет исследования - реализация стремления к личностной значимости в процессе саморегуляции творческой активности старших школьников.
Цель исследования - изучить влияние стремления к значимости собственной личности на саморегуляцию творческой активности в старшем школьном возрасте и разработать программу развития саморегуляции творческой активности старшеклассников.
Гипотеза исследования заключалась в том, что ярко выраженное стремление к значимости собственной личности влияет на формирование системы саморегуляции творческой активности и способствует повышению ее целостности. Целенаправленное развитие стремления к личностной значимости в старшем школьном возрасте позволит повысить целостность механизма саморегуляции творческой активности.
В соответствии с целью и гипотезой в исследовании были поставлены следующие задачи.
1. Изучить основные теоретические подходы к интерпретации понятия "творчество", к проблемам его исследования; рассмотреть структуру саморегуляции творческой активности и определить предпосылки ее формирования в старшем школьном возрасте.
2. Охарактеризовать стремление к личностной значимости у творчески активных старшеклассников.
3. Определить характеристики саморегуляции творческой активности учащихся старшего школьного возраста.
4. Изучить влияние стремления к значимости собственной личности на саморегуляцию творческой активности старшеклассников.
5. Разработать и апробировать программу развития саморегуляции творческой активности старших школьников.
Теоретико-методологической основой исследования выступает регулятивный подход к пониманию психики и жизнедеятельности человека (П.К. Анохин, О.А. Конопкин, С.Л. Рубинштейн, И.М. Сеченов); принципы системности (Б.Ф. Ломов), единства внешней и внутренней детерминации (С. Л .Рубинштейн, К.К. Платонов), развития (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн); концепции творческой активности Д.Б .Богоявленской, В.Н. Дружинина, Е.Л. Яковлевой.
Теоретическую базу исследования составили основные положения о регуляции деятельности (К.А. Абульханова-Славская, О.А. Конопкин, Ю.Н. Кулюткин, Э.Д. Телегина, А.С. Шаров и др.), психологические теории творчества, представленные в трудах Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружинина, Я.А. Пономарева, А.С. Шарова, Е.Л. Яковлевой, М. Г. Ярошевского, А. Маслоу, П. Торранса, представления о значимости как источнике жизнедеятельности человека (С.Л. Рубинштейн, А.С. Шаров).
Для решения поставленных задач и проверки исходной гипотезы, был использован комплекс адекватных проблеме исследования методов, включающий теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, метод экспертного опроса, тестирование, анкетирование, методы математической статистики, качественный анализ эмпирических данных.
В экспериментальной части работы были использованы следующие методики: опросник "Стилевая саморегуляция поведения" (В.И. Моросанова); тест смысложизненных ориентаций (Дж. Крамбо, Л. Махолик, адаптация Д.А.Леонтьева); методика по изучению тенденций человека к повышению личностной значимости (А.С. Шаров); самоактуализационный тест (Э.Шостром, модификация Л.Я. Гозмана и М.В. Кроза), методика определения индивидуальной меры рефлексивности (А.В. Карпов и В.В. Пономарева), анкета "Изучение творческого потенциала" (А.С. Шаров), методика экспертных оценок творческой активности.
При обработке экспериментальных данных методами статистики был использован пакет программ STATGRAPHICS Plus 3.0, с помощью которого проведены корреляционный и кластерный анализы.
Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивается теоретической обоснованностью рассматриваемой в диссертации проблемы, адекватностью методов исследования его задачам, цели и логике, репрезентативностью выборки, статистическими методами анализа полученных данных, включающими кластерный анализ, вычисление t-критерия Стьюдента для определения значимости различий, коэффициента линейной корреляции Пирсона.
Эмпирическая база исследования. В исследовании принимали участие 135 учащихся старших классов (16-17 лет).
Научная новизна исследования заключается в том, что осуществлено комплексное изучение саморегуляции творческой активности в старшем школьном возрасте; определена специфика стремления к личностной значимости у творчески активных старшеклассников; установлено влияние стремления к значимости собственной личности на саморегуляцию творческой активности; выявлена типология творчески активных старших школьников.
Теоретическое значение исследования заключается в уточнении теоретических представлений о саморегуляции творческой активности в старшем школьном возрасте, в установлении влияния стремления к значимости собственной личности на целостность системы саморегуляции творческой активности. Определены стилевые особенности саморегуляции творческой активности в зависимости от характера стремления к личностной значимости.
Практическая значимость состоит в том, что основные результаты исследования могут быть использованы при разработке лекционных и семинарских занятий в процессе преподавания курсов «Общая психология», "Возрастная психология", "Педагогическая психология", курсов по выбору в педагогических вузах. В качестве практически значимого результата работы выступает разработанная программа развития саморегуляции творческой активности старших школьников, которая может быть использована в работе школьного психолога.
Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие положения, выносимые на защиту.
1. Творчески активные старшие школьники характеризуются выраженным стремлением к личностной значимости и высоким уровнем сформированности саморегуляции творческой активности, которые, в свою очередь, имеют гендерные различия. При этом повышенное стремление к личностной значимости способствует формированию целостной системы саморегуляции творческой активности в старшем школьном возрасте.
2. Специфика саморегуляции творческой активности старших школьников заключается в качественных изменениях в мотивационно-ценностной, рефлексивной ее подсистемах, в особенностях интеграции основных ее структурных компонентов.
3. По характеру стремления к личностной значимости выделено четыре типа
творчески активных старших школьников, условно названных: "престижные" (ориентированные на внешнее самоутверждение), "самодостаточные" (стремящиеся подчеркнуть собственную уникальность), "альтруистические" и "продуктивные" (направленные на осознанную самореализацию).
4. Определены психолого-педагогические условия развития саморегуляции творческой активности в старшем школьном возрасте, заключающиеся в направленности образовательного процесса на активизацию стремления к личностной значимости; создании среды, отвечающей принципам гуманистической психологии; наличии личностно-ориентированного стиля общения с учащимися
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования были обсуждены на II Окружной конференции молодых ученых (г. Сургут, 2001), ХХХ111 региональной научно-практической конференции студентов и аспирантов "Менделеевские чтения" (г. Тобольск, 2002), IV международной научно-практической конференции "Образование XXI века" (г. Красноярск, 2002), III областной научно-практической конференции "Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в образовательных учреждениях" (г. Тобольск, 2003), на заседаниях кафедры практической психологии Тобольского государственного педагогического института, кафедры психологии Омского государственного педагогического университета. Разработана и внедрена программа спецкурса «Психология творчества».
Содержание диссертации отражено в 5 публикациях.
Структура диссертации. Диссертационное исследование содержит введение, две главы, заключение, список используемой литературы и приложения. Работа иллюстрирована таблицами, графиками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении подводятся итоги диссертационной работы, излагаются основные выводы, намечаются перспективы дальнейших исследований.
1. Существующие в психологии подходы к проблеме творчества чаще всего отражают особенности различных сторон исследуемого явления. Они могут содержательно интегрироваться в контексте понятия "творческая активность". Понимая под творческой активностью продуктивный вид активности, направленный на преобразование наличной ситуации и собственного опыта посредством преодоления сложившихся установок, норм, традиций, выхода за пределы предлагаемых ситуацией альтернатив, мы выделяем в качестве ее основного источника стремление к личностной значимости, выступающее как фактор саморегуляции данного вида активности.
2. Для творческих старших школьников характерно ярко выраженное стремление к личностной значимости, при этом у них отмечается более сильная, по сравнению с обычными учащимися, потребность в самореализации. В свою очередь, для обычных старшеклассников характерно внешнее самоутверждение, доминирующая ориентация на демонстрацию собственных достижений окружающим. Стремление к значимости собственной личности характеризуется гендерными различиями. Так, юноши, как творческие, так и обычные, отличаются от девушек повышенным стремлением к личностной значимости и более высоким уровнем творческой активности. Следовательно, для юношей ориентация на творческие достижения является важной детерминантой их жизнедеятельности.
3. Творческие старшеклассники отличаются высоким уровнем саморегуляции творческой активности, согласованностью и силой межпараметрических связей в ее структуре, а также доминированием устойчивого стиля саморегуляции, характеризующегося развитыми процессами планирования, программирования и регуляторной автономности, развитой личностной рефлексией (в первую очередь, ретроспективной и проспективной ее форм), повышенной познавательной и творческой активностью. Саморегуляция творческой активности данной группы старших школьников имеет гендерные различия. Так, юноши отличаются ярко выраженной потребностью осознанного планирования, интенсивностью процессов целеполагания и удержания целей, с одной стороны, а с другой - испытывают трудности в процессе ориентации и учета условий в реальной ситуации, сложности при корректировке программ действий.
4. Стремление творческих старших школьников к значимости собственной личности влияет на целостность саморегуляции творческой активности. При этом стремление к самореализации (значимость для себя) у творческих школьников является наиболее значимым мотивационным фактором, активизирующим процессы целеполагания и оценки результатов, развитие рефлексии, повышение уровня регуляторной автономности и творческой активности. Выявлены гендерные особенности в структуре межпараметрических связей стремления к значимости и саморегуляции активности старших школьников. Так, у юношей, как творческих, так и обычных, стремление к собственной значимости и саморегуляция активности более тесно взаимосвязаны, чем у девушек, а система внутренних связей характеризуется большей согласованностью и силой.
5. Реализация стремления к личностной значимости в саморегуляции творческой активности старшеклассников характеризуется типологическими особенностями. Выделено 4 типа творческих учащихся, условно названных: престижные, самодостаточные, альтруистические и продуктивные.
6. Обнаруженные в ходе проведенного исследования особенности развития саморегуляции творческой активности старших школьников послужили основанием для создания развивающей программы. Апробация программы показала ее эффективность. Итоги реализации программы заключаются в следующем: зафиксировано достоверное развитие саморегуляции творческой активности - отмечаются позитивные изменения во всех структурных подсистемах саморегуляции (ценностно-смысловой сферы, активности и рефлексии); выявлены внутрисистемные изменения в структуре саморегуляции творческой активности, свидетельствующие о повышении ее целостности.
Результаты настоящей работы подтверждают правомерность гипотезы исследования и обоснованность выдвинутых на защиту положений. Проведенное исследование не претендует на полное и всестороннее изучение проблемы саморегуляции творческой активности в виду ее сложности и многозначности. Перспективу дальнейшей работы мы видим в изучении условий и факторов, оптимизирующих процесс развития саморегуляции творческой активности у учащихся младшего школьного и подросткового возрастов, а также в определении динамики развития стремления к значимости собственной личности как основного мотивационного конструкта творческой активности в период всей школьной жизни. Другой проблемой, которая может входить в ряд ближайших исследовательских перспектив, является проблема психолого-педагогической интеграции в вопросах целенаправленного формирующего воздействия на регуляцию творческой активности школьников.



1. Ершова Л. В. Стремление к значимости как руководящий мотив творческой деятельности личности // Вестник 2: научно-исследовательская работа психолого-педагогического факультета. - Тобольск: Изд-во ТГПИ, 2000.- С.12-15
2. Ершова Л. В. Особенности регуляции творческой деятельности: мотивационный аспект // Материалы II окружной конференции молодых ученых ХМАО. Ч.2.- Сургут: Изд-во СурГУ, 2001. - С. 17-20
3. Ершова Л. В. Особенности реализации стремления к значимости в саморегуляции творческой активности старших школьников // Материалы XXXIII региональной научно-практической конференции студентов и аспирантов "Менделеевские чтения". - Тобольск: Изд-во ТГПИ, 2002. - С. 9-12
4. Ершова Л. В. Проблема психологического сопровождения одаренных старших школьников: опыт эмпирического исследования // Материалы IV международной научно-практической конференции "Образование XXI века. Космос и одаренность". - Красноярск: Изд-во КрасГУ, 2002. - С. 157-158
5. Ершова Л. В. Программа развития саморегуляции творческой активности старших школьников // Материалы III областной научно-практической конференции "Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в образовательных учреждениях". - Тобольск: Изд-во ТГПИ, 2003. - С. 78-87


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ