Актуальность темы исследования. Девиантные проявления не являются уникальными и новыми, однако их исследование становится особенно актуальным в настоящее время, в переломный период развития нашего общества. В современном обществе взаимодействие личности, семьи и социума осуществляется в условиях качественного преобразования общественных отношений, которые вызывают не только позитивные, но и негативные изменения в различных сферах социальной жизни. Различные трудности, возникающие в процессе адаптации представителей тех или иных социальных групп к рыночной экономике, порождают деформацию межличностных связей, разобщение поколений, утрату традиций. Возрастающие в массовых масштабах многообразные формы социальной патологии (наркомания, проституция, алкоголизм и др.), криминализация социальной среды, резкое ослабление нормативно-нравственной регуляции общественных отношений, - эти и другие негативные тенденции в развитии современного общества ставят перед социологической наукой исключительно важную задачу по изучению природы, закономерностей девиантного поведения и его субъектов - девиантной личности (девианта) и асоциальных объединений (криминальных групп, организаций и т.д.).
Наибольшие трудности в приспособлении к требованиям со-временной сложной экономической, политической, духовной жизни испытывают подростки. Девиантное поведение подростков является, с одной стороны, результатом разнонаправленных по со-держанию и формам реализации процессов, происходящих в обществе в целом, с другой стороны, тех изменений, которые происходят в среде ближайшего окружения: в семье, школе. Изучение влияния семьи и школы на проявление подростковых девиаций позволяет нам лучше понять природу этого явления, выявить основной механизм и тенденции функционирования и развития девиантного поведения как социального феномена.
Родители подростков сформировались в условиях социализма и несут в своих воспитательных требованиях те ценности, которые были усвоены ими в прошлом. При этом, повседневная жизнь, в которой уже господствуют иные моральные, правовые регуляторы, требует от подростков усвоения новых ценностных ориентаций, установок, которые позволят эффективнее адаптироваться к изменившимся социально-экономическим условиям. В итоге возникает раздвоение в ценностной системе воспитания подрастающего поколения, которое может послужить причиной формирования девиантного поведения.
Социологический анализ проблем подростковой девиации дает возможность разработать более эффективную методику педагогического, психологического воздействия на детей, имеющих определенную склонность к девиантному поведению, определить пути совершенствования семейного и школьного воспитания, выработать рекомендации по профилактике подростковых девиаций. Эффективная профилактика девиантного поведения подрастающего поколения может быть обеспечена на основе организации научно-обоснованной работы по формированию у молодых людей способности самостоятельно и осознанно выбирать свой жизненный путь, активно отрицая те способы поведения, которые вызывают неизбежный конфликт личности с социумом.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема девиантного поведения широко освещена в зарубежной и отечественной социологической литературе, но важно отметить, что его конкретный аспект — подростковая девиация - изучен в меньшей степени. Девиантное поведение в подростковом возрасте представляет собой сложное явление, поэтому изучение этой проблемы имеет междисциплинарный и разноплановый характер.
В своей работе диссертант опирался как на общеметодологические, так и на частные теории. Исследованию девиаций посвящены философско-методологические теории зарубежных ученых: антропоцентрические теории П. Келли, Э. Кречмера, Ч. Ломброзо, У. Шелдона; психоаналитические теории З. Фрейда, К. Юнга, Э. Эриксона; теории аномии Э. Дюркгейма, Р. Мертона; культурологические теории А. Миллера, Э. Сатерленда; теория социального научения А. Бандуры; теория стигматизации Г. Беккера; конфликтологическая теория О. Тура; синтезированный подход Н. Смелзера; социально-психологический подход С. Линга, Р. Харре.
Методологические основы изучения девиантного поведения представлены и в отечественных теориях: девиантологии В.С. Афанасьева, Я.И. Гилинского, Б.М. Левина, М.Е. Поздняковой; современной социологии права В.П. Казимирчука, В.Н. Кудрявцева, Ю.В. Кудрявцева, а также в трудах В.Ф. Левичевой, В.Т. Лисовского, И.А. Невского, А.С. Харчева.
Значительный вклад в изучение девиантного поведения подростков внесли работы авторов, исследующих отдельные аспекты этого явления.
Как нарушение процесса социализации девиантное поведение рассматривается такими известными российскими учеными, как Б.Н. Алмазов, С.А. Беличева, Б.П. Битинас, И.С. Кон, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, И.А. Невский.
Проблеме проявления девиантных форм поведения у подростков, вызванных неблагоприятным положением ребенка в системе внутрисемейных отношений, посвящены работы В.Г. Бочаровой, Ю.Р. Вишневского, И.А. Горьковой, Г.А. Гурко, И.А. Двойменного, А.Н. Елизарова, Е.Н. Заборовой, В.А. Лелекова, А.В. Меренкова, В.Д. Москаленко, Г.П. Орлова, Б.С. Павлова, В.Г. Попова, Л.Л. Рыбцовой, Л.Я. Рубиной, В.В. Солодовникова, В.Т. Шапко.
Влияние школьной среды в процессе социализации молодежи, а также ее роль в профилактике отклоняющегося поведения учащихся, представлены в работах Б.Н. Алмазова, В.С. Афанасьева, Г.Ф. Кумарина, В.В. Лозового, И.А. Невского, В.Г. Степанова.
Признавая значение вышеизложенных работ, стоит отметить, что несмотря на множество подходов к исследованию девиантного поведения, проблема подростковых девиаций в условиях рыночной экономики требует дальнейшего изучения.
Объект исследования- подростки в возрасте от 14 до 17 лет двух типов школ, а также педагоги и родители учащихся.
Предмет исследования- типичные формы девиантного поведения несовершеннолетних и особенности влияния семьи, школы на их поведение, ценностные ориентации и установки.
Цель диссертационной работы- исследование особенностей влияния различных типов семей и школ на ценностные ориентации и установки детей с девиантным поведением.
Достижение этой цели предполагает решение следующих исследовательских задач:
- систематизировать основные методологические подходы к изучению девиантного поведения;
- уточнить понятие «девиантное поведение деструктивной направленности в подростковом возрасте»;
- раскрыть основные элементы механизма формирования девиантного поведения подростков;
- выявить типичные формы подростковых девиаций в разных типах школ и их иерархию;
- исследовать влияние различных типов семей на формирование девиантного поведения подростков;
- провести сравнительный анализ влияния обычной средней общеобразовательной школы и школы открытого типа (профилактической) на поведение подростков, склонных к девиации;
- разработать рекомендации по профилактике девиантного поведения в подростковом возрасте.
Теоретическую и методологическую основу диссертационной работы составили социологические идеи и концепции классиков мировой социологической мысли, труды отечественных и за-рубежных социологов, философов, психологов и педагогов, посвященные проблемам девиаций, монографии и статьи российских и зарубежных ученых в области девиантного поведения подростков, а также научно-публицистические статьи, вышедшие в свет в последнее время.
Исследование девиантного поведения подростков опирается на общеметодологические и частные социологические теории: социологию молодежи, социологию семьи, социологию личности.
Девиантное поведение в подростковом возрасте предусматривает междисциплинарное изучение этой проблемы, поэтому в работе используется комплексный и системный подходы, позволяющие всесторонне проанализировать объект изучения. Также при-меняется структурно-функциональный подход, описывающий семью и школу как динамичные, многофакторные, изменчивые феномены.
Эмпирическую базу диссертационной работы составили материалы социологического исследования, посвященного изучению влияния семейной и школьной среды на проявление девиантных форм поведения подростков. В исследовании использованы качественные и количественные методы сбора информации: метод включенного наблюдения; анализ документов (материалов, представленных администрацией школ, подразделениями и комиссией по делам несовершеннолетних, протоколов психолого-медико-педагогической комиссии); метод анкетного опроса девиантных подростков школы открытого типа (профилактической) и подрост-ков средней общеобразовательной школы; интервью с педагогами, учащимися и родителями двух типов школ.
Для исследования были отобраны подростки, педагоги и родители учащихся двух типов школ. Диссертант использовал количественный метод сбора информации на основе многоступенчатой целевой выборки. Было опрошено 848 респондентов (524 учащихся, 324 родителя). Проведено 30 интервью с применением целевой выборки. Обращение к качественным методам вызвано необходимостью глубже проанализировать роль семейной и школьной среды в проявлении девиантного поведения подростков.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
1. Уточнено понятие девиантного поведения деструктивной направленности в подростковом возрасте, которое рассматривается как отклоняющаяся от общепринятых норм форма самореализации и самоутверждения личности на этапе первичной социализации. Девиантное поведение в подростковом возрасте характеризуется меньшей осознанностью, преобладанием аморальных действий и поступков над противоправными.
2. Представлены элементы механизма формирования девиантного поведения подростков:
- наличие проблемной ситуации, характеризующейся отсутствием или слабой выраженностью у подростка социально-одобряемого стереотипа выполнения нормативных требований;
- разрешение проблемной ситуации осуществляется путем доминирования установок, в которых выражается потребность в реализации сиюминутных побуждений, в формах неконтролируемых действий, которые могут превратиться в стереотип асоциального поведения;
- в результате возникают насыщенные негативными эмоциями и чувствами действия, вызывающие конфликт с теми личностями и общностями, которые требуют соблюдения принятых большинством людей ориентаций и установок.
3. Выделены основные формы девиаций подростков и их иерархия: табакокурение, школьные прогулы, сквернословие, агрессивные методы разрешения конфликтной ситуации, периодическое употребление алкогольных напитков.
4. Впервые проведен сравнительный анализ влияния обычной средней общеобразовательной школы и школы открытого типа (профилактической) на формы и уровень проявления девиантного поведения подростков. Выявлено, что школьная среда профилактического учреждения является фактором, поддерживающим и воспроизводящим девиантные формы поведения. Система воспитания и перевоспитания в профилактической школе не отличается от применяемой в обычной общеобразовательной школе, в ней отсутствует специальная технология формирования у подростков установок на господствующие в социуме моральные и правовые нормы.
5. Выявлены особенности влияния семей на формы и уровень проявления девиантного поведения подростков. В неполных, смешанных, опекаемых семьях подростковые девиации проявляются чаще, они также отличаются своими формами.
6. Разработаны рекомендации по профилактике девиантного поведения в подростковом возрасте.
Научно-практическая значимость работы. Предложенные теоретические и практические выводы могут помочь более глубо-кому пониманию специфики девиантного поведения подростков, роли семьи и школы в проявлении девиаций деструктивной направленности. Материалы диссертации и публикации автора могут быть использованы:
- для расширения, упорядочения и систематизации категориального аппарата социологии девиантного поведения;
- в практической деятельности социальных работников и социальных педагогов при диагностике и коррекции девиантного поведения подростков;
- в эмпирических исследованиях по проблемам ненормативного поведения и диагностики девиаций подростков семей «групп рис-ка»;
- для преподавания курсов «Социология и психология девиантного поведения», «Девиантология», «Социология семьи», «Теория и технология социальной работы», «Социальная педагогика» и различных спецкурсов по проблеме девиантного поведения;
- для разработки программ по профилактике отклоняющегося поведения подростков;
- для разработки общеметодологических, теоретических основ и совершенствования социальной политики в области образования и воспитания молодежи.
Апробация работы. Рекомендации по предупреждению девиантного поведения подростков, разработанные в ходе исследования, внедрены в работу двух школ г. Екатеринбурга. Выводы исследования и его материалы используются при чтении лекций студентам вузов, педагогам и родителям в общеобразовательных школах г. Екатеринбурга, при проведении круглых столов с учащимися школ, при чтении курса лекций для старшеклассников по практической психологии, при проведении консультаций с родителями и педагогами школ.
Основные положения диссертации представлены в публикациях автора, в выступлениях на следующих конференциях и семинарах:
- международная научно-практическая конференция «Современные психосоциальные технологии: проблемы освоения и использования» (Москва, 2001);
- Всероссийская научно-практическая конференция «Большой Урал - XXI век» (Екатеринбург, 2001);
- научно-практическая конференция «Реализация гуманистических идей в России» (Екатеринбург, 2002);
- Всероссийская научно-практическая конференция «Образование и молодежная политика в современной России» (С-Петербург, 2002);
- Международная научно-практическая конференция «10-летие социальной работы в России: актуальные проблемы практики и профессиональная подготовка в системе высшего образования» (Екатеринбург, 2002);
- семинар - совещание «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних» (Екатеринбург, 2003).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения. Содержание работы изложено на 159 страницах, библиография содержит 162 наименования.
1. Норма и отклонения. // Экономика России и экономические знания на рубеже веков: тезисы форума молодых ученых и студентов. Ч.1.Изд-во УрГЭУ, Екатеринбург, 2001.— 0,1 п. л.
2. Организация профилактической работы по предупреждению наркомании среди старшеклассников. // Материалы международной научно-практической конференции «Современные психосоциальные технологии: проблемы освоения и использования». - Мо-сква, 2001.— 0,2 п.л.
3. Молодежная девиация как субкультура. // Культура и цивилизация: Материалы Всерос. науч. конф. - Екатеринбург, 2001.— 0,4 п.л.
4. Влияние дезадаптации на отклоняющееся поведение подростков. // Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме, школе. - Пермь, 2001. — 0,1 п.л.
5. Развитие творческой личности средствами литературы.// Молодые ученые — транспорту 2001: труды научно-технической конференции в 2-х томах. — Том 2. — Екатеринбург: Уральский государственный университет путей сообщения, 2001.— 0,4 п.л.
6. Причины девиантного поведения подростков. // Большой Урал — XXI век: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Ч.1.: XIII Уральские социологические чтения. - Екатеринбург, 2001. — 0,1 п.л.
7. Формирование у подростков здорового образа жизни. // Конкурентоспособность территорий и предприятий — стратегия экономического развития страны: Тезисы V Всероссийского форума молодых ученых и студентов. — Екатеринбург, 2002. ч. 1. — 0,1 п.л. (в соавт.)
8. Политическая коррупция как девиантное поведение. // Конкурентоспособность территорий и предприятий — стратегия экономического развития страны: Тезисы V Всероссийского форума молодых ученых и студентов. — Екатеринбург, 2002. ч. 1. — 0,1 п.л.
9. Методологические подходы к изучению девиантного поведения. // Реализация гуманистических идей в российской психологии: Материалы научно-практической конференции. - Екатеринбург, 2002. — 1,0 п.л.
10. Роль школы в профилактике девиантного поведения подрост-ков. // Образование и молодежная политика в современной России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — СПб.: Изд-во С-Пет. Ун-та, 2002. — 0,1 п.л.
11. Профориентационная работа в школе. // Психолого-педагогические аспекты профессионального образования молодежи (начальное, среднее и высшее): Материалы Международной научно-практической конференции. Ч.2 — Пенза, 2002. — 0,3 п.л.
12. Социальная работа в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях. // Актуальные проблемы теории и практики социальной работы: Материалы Международной научно-практической конференции «10-летие социальной работы в России: актуальные проблемы практики и профессиональная подготовка в системе высшего образования». — Екатеринбург, 2002 — Ч. 2.— 0,3 п.л.
13. Использование инновационных технологий в учебном процессе. // Социология в российской провинции: тенденции и перспективы развития.— Екатеринбург, 2003г.— 0,4 п.л. (в соавт.)
14. Инновация в образовательном процессе. // Инновационность хозяйственных систем: Тезисы VI Всероссийского форума молодых ученых и студентов. - Екатеринбург, 2003 Ч.1. - 0,1 п.л.