Введение 3
1 Теоретические аспекты типов, режимов и форм государства 7
1.1 Форма правления 7
1.2 Формы государственного устройства 17
1.3 Формы государственного режима 21
2 Особенности советской формы правления 38
2.1 Становление Советской формы правления 38
2.2 Форма правления в Советском государстве 46
Заключение 58
Список использованных источников 61
Актуальность исследования. Форма правления - это элемент государственной формы, характеризующий состав и структуру государственных органов, т.е. совокупность элементов и способ общения внутри государственного аппарата.
Форму правления не допустимо объединять с формой государственного устройства и политическим режимом, так как вместе указанные характеристики дополняют друг друга и описывают форму государства.
Существуют различные факторы, влияющие на формирование той или иной формы правления в определенном государстве. К ним относятся: исторические, территориальные, культурные и национальные факторы, а также взаимоотношения верховной государственной власти с населением.
Огромное число великих ученых и мыслителей на разных этапах развития общества высказывали свои идеи по поводу того, какой должна быть форма правления, но так и не пришли к единому, наиболее правильному мнению, которого, наверняка, просто не существует. Каждое государство вправе само избирать для себя более подходящую для своей страны форму правления, учитывая различные особенности той территории и народа, которым ему предстоит управлять.
Выделяют два основных вида формы правления - монархию и республику. Их главным отличием является то, что в монархии
все национальное правительство сконцентрировано около одного лица - государя, исполняющего в то же время функции руководителя страны, законодательной и исполнительной власти, но кроме того осуществляющего контроль правосудия и региональную самостоятельность. Внутри республики, в соответствии с законом, одним-единственным ключом правительства - считается народная основная масса. Правительство направляется представителям народа с помощью выборов в конкретный промежуток, используется основа распределения властей, глава считается руководителем страны и обдает общественно-политическую обязанность перед избирателями.
Существуют также гибридные формы правления, такие как республиканская монархия, монархическая государство, суперпрезидентская республика и т.д. Развитие малохарактерных (смешанных) конфигураций управления положительно оказывает большое влияние на связь организаций общегосударственной власти, приводит к устойчивости управления государством.
Продемонстрировано, как форма страны изучалась в события полномочия советского этапа. Определено, то что сначала в русской науке на конфигурацию страны содержали два составляющих: конфигурацию управления и конфигурацию правительственного устройства; с 1960-х гг. приплюсовался третий компонент – общественно-политический порядок. Установится отличие в раскладах к обсуждению в русской историко-законный науке формы страны в досоветский и общесоветские этапы.
На сегодняшний день в Российской Федерации действует республиканская форма правления. Однако современная характеристика России с такой формой5 правления будет отличной от той, которая имелась ранее. В связи с этим представляется актуальным рассмотреть историческое становление формы правления в России.
Для начала представляется необходимым провести небольшой экскурс по истокам возникновения в принципе республиканской формы правления, которая на сегодняшний день характерна для современной Российской Федерации.
После чего нами будут рассмотрены важные периоды развития государственности в России, которые связаны с трансформацией формы правления. Так, первые республиканские государства датируются периодом рабовладельчества. Речь идет о Римской и Афинской республиках, которые существовали в IX-VIII вв. до нашей эры. Кроме того, помимо названных республик, существовали такие и иные в греческих полисах
Объект – Советское государства
Предмет – теория опыт формы правления
Задачи:
• Сформировать формы правления
• Определить формы государственного устройства
• Рассмотреть формы государственного режима
• Изучить становление Советского государства
• Проанализировать формы правления в Советском государстве
Практическая значимость заключается в том, что заключается в том, что материалы данной работы, а также выводы, сделанные на основе проведенного исследования, позволяют повысить эффективность процесса формирования познавательной активности в области Советской формы правления.
Работа сдана на «хорошо», уровень оригинальности по антиплагиат.ру 90%
Эффективность управления в государстве, его стабильность, а вместе с тем и благополучие населения, во многом зависит от того, насколько правильно подобраны и сочетаются между собой элементы внутреннего государственного устройства. Каждый из элементов должен соответствовать культурным традициям и менталитету проживающего на территории государства народа, а также исторически сложившимся особенностям отношений между властью и населением.
Категория «форма государства» относится к значимым юридическим понятиям, поскольку раскрывает способ организации политической власти, само построение государства. Термин широко используется в теории государства и права, государствоведении, а также, хотя и в меньшей степени, – в историко-правовой науке. Необходимость изучения формы государства в интерпретациях историков права советского периода обусловлена рядом обстоятельств.
Во-первых, исследования формы государства, понимаемой в ее трехэлементном варианте, включающем форму правления, форму государственного устройства и политический режим, охватывали значительный спектр научной тематики, относящей ся к государству. Анализ отражения этой тематики в историко-правовых работах обозначенного периода позволяет более полно и всесторонне оценивать состояние отечественной правовой доктрины на разных этапах ее развития.
Во-вторых, широко распространенный сегодня трехэлементный состав формы государства сформировался и закрепился именно в советский период, тогда же он получил практическую апробацию в сочинениях разной предметной направленности.
В-третьих, поскольку конструкция «форма государства» остается актуальной категорией и продолжает применяться при анализе государства как в историческом, так и в современном измерениях, то возможно установление степени концептуальной преемственности в юридической теории и в правоприменительной практике. Это, в свою очередь, позволяет подтвердить либо, напротив, опровергнуть выдвигаемый тезис, что «дискретность была едва ли не главной особенностью» российского исторического генезиса. Форма государства изучается преимущественно в теоретико-правовом ракурсе.
В научной и учебной литературе доминирует элементный подход, т. е. форма государства определяется через составляющие ее элементы, перечень и число может быть разным.
По мнению В.Е. Чиркина, признающего ограниченность такого приема, «элементное понятие формы государства имеет свои плюсы, оно отличается четкостью, удобно для анализа».
Отмечается влияние на форму государства объективных факторов (социально-экономических, культурных, религиозных, конкретно-исторических). Изучается форма конкретных государств, относящихся к определенным историческим типам.
Помимо работ теоретико-правового содержания заявленная тема затрагивалась в публикациях, характеризующих политический и институциональный контекст, влияющий на тематику историко-правовых исследований, посвященных эволюции историко-правовой науки в советский период и выделению складывающихся внутри нее основных исследовательских направлений.
Проведенное исследование показало, что в историко-правовой науке советского периода дефиниция «форма государства» применялась не прямым, а опосредованным способом. В отношении государств разных исторических типов определялась форма государства, форма государственного устройства, затрагивались черты политического режима. В статье показаны основные исследовательские направления, которые отражают интерпретации элементов формы государства. Каждое направление проиллюстрировано наиболее значимыми работами. Описать максимально широкий круг публикаций по теме в рамках одной статьи не представляется возможным.
Установлена возможность использования современного научного инструментария для изучения накопленного историографического наследия советского периода. Выявлены этапы дискретности и преемственности в историко-правовой науке, обоснована важность верификации и адекватной оценки исследовательских приемов и результатов.
1 Грушевский Д.А. Сущность государства всего народа. / Д.А. Грушевский. // Российское право. – 2017. – С . 99-107
2 Морозова М.А. Учебник. Теория государств аи права / М.А. Морозова // 4 изд. – Москва, 2014. – С. 89
3 Коробов Г. А. Теория государства и права: курс лекций / Г. А. Коробов. – Воронеж: ВГАУ, 2014. – С. - 195
4 Чернова Э. Р. Классификация формы правления / Э. Р. Чернова // Аллея науки. – 2018. – № 1. – С. 518-521.
5 Лепешкин А. И. Советы – власть трудящихся (1917–1936) / А. И. Лепешкин. – М. : Юридическая литература, 1966. – С. 575
6 Аксенов И.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. / И.В. Аксенов. – Томск, Томский Политехнический Университет, 2011. - С. 49
7 Курданова С. С. Типичные и нетипичные формы правления: проблема обозначения и разграничения / С. С. Курданова // Аллея науки. – 2019. – № 2. – С. 680–689.
8 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «Консультант Плюс». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 13.04.2022)
9 Шнайдер Э. Политическая система Российской Федерации : перевод с немецкого языка. / Э. Шнайдер. – 2002.
10 Мещеряков А.Н. Конституционные методы влияния президента РФ на исполнительную власть и особенности российской формы правления связано с ним. /А.Н. Мещеряков. // Муниципальное и конституционное право. – 2015. № 5. – С. 88-94
11 Дмитриев Ю.А. Правовой статус гражданина и человека в Российской Федерации. Руководство. / Ю.А. Дмитриев. – М.: Манускрипт, 2013. – С. 278
12 Уразаев Ш. З. Туркменская АССР – первое социалистическое государство в Средней Азии / Ш. З. Уразаев. – М. : Госюриздат, 1961. – С. 179
13 Астафичев П. А. Обеспечение защиты исторической правды как новый принцип в конституционном праве современной России / П. А. Астафичев // Правоприменение. – 2020. – Т. 4, № 4. – С. 5–11.
14 Лафитский В. И. С.В. Юшков и историко-правовая школа / В. И. Лафитский, М. В. Залоило // Журнал российского права. – 2015. – № 9. – С. 121–131
15 Теория государства и права / под ред. А. А. Клишаса – М. : Статут, 2019. – С. 512
16 Кострюков П. А. Проблемы периодизации и типологии государства и права в трудах С.В. Юшкова / П. А. Кострюков // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2009. – № 3 (4). – С. 92–96.
17 Ящук Т. Ф. Организация местной власти в РСФСР. 1921–1929 гг. / Т. Ф. Ящук. – Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2007. – С. 590
18 Чистяков О. И. Конституция СССР 1924 года / О. И. Чистяков. – М. : Зерцало-М, 2004. – С. 216
19 Златопольский Д. Л. СССР – федеративное государство / Д. Л. Златопольский. – М. : Изд-во Моск. унта, 1967. – С.335
20 Чугаев Д. А. История создания и упрочения Советского государства / Д. А. Чугаев. – М. : Мысль, 1964. – С. 78
21 Чистяков О. И. О научной литературе по истории советского государства и права на современном этапе / О. И. Чистяков // Проблемы истории государства и права и политических учений : сб. ст./ ред. И. В. Павлов, В. М. Курицын. – М. : Ин-т государства и права, 1974. – С. 17–35.
22 Gerasimov I. The Great imperial Revolution / I. Gerasimov // Ab Imperio. – 2017. – № 2. – P. 21–44
23 Semyonov A. The Ambiguity of Federalism as a Postimperial Political vision: editorial introduction / A. Semyonov // Ab Imperio. – 2018. – № 3. – P. 23–30
24 Киселев М. А. Конфликты советских историков права из-за плагиата в середине 1930-х – начале 1940-х гг./ М. А. Киселев // Уральский исторический вестник. – 2020. – № 3. – С. 124–133.
25 Ящук Т. Ф. Организация местной власти в РСФСР. 1921–1929 гг. / Т. Ф. Ящук. – Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2007. – С. 590
26 Рыбаков В. А. Форма Советского государства / В. А. Рыбаков. – М. : ИНФРА-М, 2020. – С. 191
27 Чистяков О. И. О состоянии и задачах научных исследований в области истории советского государства и права / О. И. Чистяков // Чистяков О. И. Избр. тр. / О. И. Чистяков. – М. : Норма, 2006. – С. 13–22.
28 Чистяков О. И. Становление Российской Федерации. (1917–1922) / О. И. Чистяков. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1966. – С. 327
29 Кривенький А. И. Развитие концептуальных основ учебной дисциплины «История государства и права России» (на примере трудов профессора С.В. Юшкова) / А. И. Кривенький // Вестник МГПУ. Серия «Юридические науки». – 2012. – № 1. – С. 32–43.
30 Миллер В. О. Развитие советской государственности в Латвии / В. О. Миллер. – М. : Госюриздат, 1961. – С. 176
31 Юшков С. В. К вопросу о политических формах русского феодального государства / С. В. Юшков. – Вопросы истории. – 1950. – № 1. – С. 71–93.
32 Национальная государственность союзных республик / ред. Д. Л. Златопольский, О. И. Чистяков. – М. : Юридическая литература, 1968. – С. 567
33 Ящук Т. Ф. От истории русского права к истории государства и права СССР: трансформация науки и учебной дисциплины в 1917 – 1940-е гг. / Т. Ф. Ящук // Вестник Томского государственного университета. – 2020. – № 458. – С. 261–269.
34 Киселев М. А. Конфликты советских историков права из-за плагиата в середине 1930-х – начале 1940-х гг./ М. А. Киселев // Уральский исторический вестник. – 2020. – № 3. – С. 124–133
35 Гурвич Г.С. Принципы автономизма и федерализма в советской системе. М. 1924. С. 54.
36 Кропоткин П.А. Хлеб и воля. Современная наука и анархия. М. 1990. с. 315–321.