Правовые основы прекращения уголовного дела и уголовного преследования
|
Введение ……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Понятие и сущность прекращения уголовного дела и уголовного преследования по реабилитирующим основаниям ………………………….
8
§1. Понятие и основания реабилитации в уголовном судопроизводстве России …………………………………………………………………………...
8
§2. Понятие и основания прекращения уголовного дела и уголовного преследования, их классификация ……………………………………………
19
Глава 2. Общая характеристика оснований и процессуальный порядок прекращения уголовных дел по реабилитирующим основаниям ………….
43
§1. Прекращение уголовных дел в связи с отсутствием события и состава преступления: понятие, сущность, различие ………………………………...
43
§2. Особенности прекращения уголовных дел в связи с отказом прокурора от обвинения ……………………………………………………………………
57
§3. Иные реабилитирующие основания прекращения уголовного дела …... 71
Заключение …………………………………………………………………….. 83
Библиографический список …………………………………………………... 89
Работа 2022 года, оценка «отлично», уровень оригинальности по антиплагиат.ру 64%
Глава 1. Понятие и сущность прекращения уголовного дела и уголовного преследования по реабилитирующим основаниям ………………………….
8
§1. Понятие и основания реабилитации в уголовном судопроизводстве России …………………………………………………………………………...
8
§2. Понятие и основания прекращения уголовного дела и уголовного преследования, их классификация ……………………………………………
19
Глава 2. Общая характеристика оснований и процессуальный порядок прекращения уголовных дел по реабилитирующим основаниям ………….
43
§1. Прекращение уголовных дел в связи с отсутствием события и состава преступления: понятие, сущность, различие ………………………………...
43
§2. Особенности прекращения уголовных дел в связи с отказом прокурора от обвинения ……………………………………………………………………
57
§3. Иные реабилитирующие основания прекращения уголовного дела …... 71
Заключение …………………………………………………………………….. 83
Библиографический список …………………………………………………... 89
Работа 2022 года, оценка «отлично», уровень оригинальности по антиплагиат.ру 64%
Актуальность темы работы заключается в том, что прекращение уголовного дела (уголовного преследования) как уголовно-процессуальный акт представляет собой решение, которое завершает производство по уголовному делу, разрешая уголовно-правовой конфликт между личностью, обществом и государством, с тем, чтобы назначение уголовного процесса (ст. 6 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации) было реализовано. При этом существенным образом затрагиваются интересы личности, вовлеченной в уголовное судопроизводство.
Являясь по своей природе правоприменительным актом, решение о прекращении уголовного дела обладает внутренними и внешними свойствами. Внутренние свойства процессуальных актов в юридической науке традиционно называются требованиями, которые к ним предъявляются (это законность, обоснованность и мотивированность). Посредством внешних свойств решения о прекращении уголовного дела реализуются функции государства по укреплению законности и правопорядка, становлению правового государства, защиты личности и общества от преступных посягательств.
Требования, предъявляемые к процессуальным решениям, тесно связаны с такой категорией, как процессуальная форма, под которой подразумевается урегулированный уголовно-процессуальным законом порядок, процедура соответствующей деятельности. Результат этой деятельности всегда находит свое выражение в процессуальных решениях. Соблюдение процессуальной формы предполагает в конечном итоге реализацию назначения уголовного судопроизводства, а также поддержание режима законности, обеспечение защиты прав и законных интересов лиц и организаций, вовлеченных в уголовный процесс. Процессуальные решения способствуют формированию уважительного отношения к органам предварительного расследования, прокуратуры, а также к судебной власти. Требования, кроме того, можно рассматривать в качестве критериев, с помощью которых можно оценивать правильность действий и решений компетентных должностных лиц и государственных органов.
Пересмотр и отмена решения о прекращении уголовного дела возможны только при наличии достаточных оснований – особых обстоятельств, свидетельствующих о том, что проверяемое решение не отвечает какому-либо из предъявляемых законом требований.
При рассмотрении решения о прекращении уголовного дела как акта государственной власти следует отметить его идеологическую и этическую стороны. Уголовное судопроизводство является в какой-то степени инструментом реализации уголовной политики государства и непосредственно зависит от государственной идеологии. Не вызывает сомнений тот факт, что уголовно-процессуальные акты должны оказывать воспитательное воздействие, поэтому должны быть убедительными. Такими можно считать законные, обоснованные и аргументированные решения. Указанное требование представляется исключительно важным, поскольку с наибольшим эффектом позволяет достичь воспитательного и предупредительного воздействия, а также сократить количество необоснованных жалоб и повысить тем самым авторитет органов предварительного расследования и правосудия.
Прекращение уголовного дела стоит рассматривать как действенную и эффективную альтернативу приговору суда. Разрешение правового конфликта по поводу совершенного преступления путем прекращения уголовного дела имеет высокую социальную ценность, поскольку за каждым таким решением стоит судьба отдельного человека. Прекращение уголовного дела в определенной степени способствует снижению социальной напряженности, максимально быстрому восстановлению прав потерпевшего, а также экономии процессуальных средств.
Институт прекращения уголовного дела и уголовного преследования в российском уголовном процессуальном праве на сегодняшний день относится к одному из самых важных, но в тоже время и самых сложных, противоречивых и вызывающих множество полемик и дискуссий как среди практикующих юристов, так и научных работников. Споры, чаще всего, возникают по поводу оснований прекращения уголовного дела и уголовного преследования, а также касаются самой трактовки данных понятий.
Существование правового института прекращения уголовного дела или уголовного преследования является весьма важным и нужным. Но в тоже время он содержит большой перечень противоречий, с которыми приходится сталкиваться в теории уголовного процесса, а также в практике.
На сегодняшний день наиболее действенным способом защиты прав и законных интересов лиц, подвергшихся незаконному и необоснованному уголовному преследованию или осуждению, является механизм реабилитации.
Несмотря на имеющиеся наработки в правоприменительной практике продолжают оставаться вопросы, связанные с применением рассматриваемого института. В большинстве случаев такая ситуация обусловлена присутствием логических взаимосвязей предписаний главы 18 Уголовно-процессуального кодекса РФ, с корреспондирующими ей нормами уголовно-процессуального, уголовного, гражданского права.
Степень научной разработанности темы. Теоретические, организационные и правовые проблемы прекращения уголовных дел или уголовного преследования традиционно привлекают повышенное внимание ученых-процессуалистов. Большой вклад в развитие уголовно-процессуальной доктрины внесли такие ученые, как Н.С. Алексеев, Б.Т. Безлепкин, Л.B. Володина, А.П. Гуляев, П.М. Давыдов, А.М. Ларин, Д.Я. Мирский, И.Л. Петрухин, В.М. Савицкий, М.С. Строгович, Ф.Н. Фаткуллин, Г.П. Химичева, A.A. Чувилев, С.П. Щерба и другие.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие между участниками уголовного судопроизводства в сфере прекращения уголовного дела или уголовного преследования по реабилитирующим основаниям.
Предметом исследования выступают положения Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, содержание норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства, практика применения норм, регламентирующих прекращение уголовного дела или уголовного преследования по реабилитирующим основаниям.
Цель исследования – разработать и обосновать теоретические научные положения относительно оптимальной законодательной регламентации института прекращения уголовного дела (уголовного преследования) по реабилитирующим основаниям.
Данная цель предопределила постановку следующих задач: рассмотреть понятие и основания реабилитации в уголовном судопроизводстве России; проанализировать понятие и основания прекращения уголовного дела и уголовного преследования, провести их классификацию; охарактеризовать понятие, сущность и различия прекращения уголовных дел в связи с отсутствием события и состава преступления; выявить особенности прекращения уголовных дел в связи с отказом прокурора от обвинения; рассмотреть иные реабилитирующие основания прекращения уголовного дела.
Методологическую основу исследования составляет диалектический метод познания, который позволил всесторонне рассмотреть вопросы прекращения уголовного дела или уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, а также взаимосвязанные с этим проблемы обеспечения прав и законных интересов участников уголовного процесса и пути их решения. В исследовании были применены частнонаучные методы: формально-логический; сравнительно-правовой; юридико-технического анализа и др.
Нормативную базу исследования составили Конституция РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, подзаконные нормативно-правовые акты.
Теоретическую базу исследования составили работы В.А. Ананьевой, В.В. Баталина, О.В. Волынской, И.А. Горовой, Э.С. Каминского, П.А. Лупинской, М.Ю. Малиновского, И.А. Парахиной, Н.Д. Ратниковой, В.М. Савицкого, К.А. Талалаева, О.Г. Часовниковой, А.В. Шахматова и др.
Эмпирическую базу исследования составили материалы судебной практики за период с 2018-2021гг.
Научная новизна результатов исследования состоит в восполнении пробелов в научных знаниях об институте прекращения уголовного дела или уголовного преследования по реабилитирующим основаниям. В диссертации комплексно и во многом по-новому рассмотрены теоретические, научно-практические и правовые проблемы института прекращения уголовного дела или уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, раскрыта его социально-правовая сущность, сформулировано понятие, определены формы и место данного института в системе уголовно-процессуального права.
Теоретическое и практическое значение исследования состоит в научном обосновании предпосылок совершенствования института прекращения уголовного дела или уголовного преследования по реабилитирующим основаниям; обобщении и анализе имеющегося по этой проблеме научного материала. Все это позволяет развивать науку уголовного процесса и служит основой для дальнейших теоретических исследований института прекращения уголовного дела (уголовного преследования) по реабилитрующим основаниям.
Сформулированные по результатам исследования положения, выводы и рекомендации могут быть использованы: в законотворческой деятельности при совершенствовании действующего уголовно-процессуального законодательства; в практике применения уголовно-процессуальных норм, регулирующих прекращение уголовных дел; в преподавании курса «Уголовный процесс», спецкурсов, посвященных изучению правоприменительной деятельности органов предварительного расследования, адвокатуры и суда, в системе повышения квалификации практических работников, а также при подготовке научных работ и учебно-методических материалов по данной проблематике.
Структура работы. Диссертация состоит из введения; двух глав, включающих 5 параграфов; заключения и библиографического списка.
Являясь по своей природе правоприменительным актом, решение о прекращении уголовного дела обладает внутренними и внешними свойствами. Внутренние свойства процессуальных актов в юридической науке традиционно называются требованиями, которые к ним предъявляются (это законность, обоснованность и мотивированность). Посредством внешних свойств решения о прекращении уголовного дела реализуются функции государства по укреплению законности и правопорядка, становлению правового государства, защиты личности и общества от преступных посягательств.
Требования, предъявляемые к процессуальным решениям, тесно связаны с такой категорией, как процессуальная форма, под которой подразумевается урегулированный уголовно-процессуальным законом порядок, процедура соответствующей деятельности. Результат этой деятельности всегда находит свое выражение в процессуальных решениях. Соблюдение процессуальной формы предполагает в конечном итоге реализацию назначения уголовного судопроизводства, а также поддержание режима законности, обеспечение защиты прав и законных интересов лиц и организаций, вовлеченных в уголовный процесс. Процессуальные решения способствуют формированию уважительного отношения к органам предварительного расследования, прокуратуры, а также к судебной власти. Требования, кроме того, можно рассматривать в качестве критериев, с помощью которых можно оценивать правильность действий и решений компетентных должностных лиц и государственных органов.
Пересмотр и отмена решения о прекращении уголовного дела возможны только при наличии достаточных оснований – особых обстоятельств, свидетельствующих о том, что проверяемое решение не отвечает какому-либо из предъявляемых законом требований.
При рассмотрении решения о прекращении уголовного дела как акта государственной власти следует отметить его идеологическую и этическую стороны. Уголовное судопроизводство является в какой-то степени инструментом реализации уголовной политики государства и непосредственно зависит от государственной идеологии. Не вызывает сомнений тот факт, что уголовно-процессуальные акты должны оказывать воспитательное воздействие, поэтому должны быть убедительными. Такими можно считать законные, обоснованные и аргументированные решения. Указанное требование представляется исключительно важным, поскольку с наибольшим эффектом позволяет достичь воспитательного и предупредительного воздействия, а также сократить количество необоснованных жалоб и повысить тем самым авторитет органов предварительного расследования и правосудия.
Прекращение уголовного дела стоит рассматривать как действенную и эффективную альтернативу приговору суда. Разрешение правового конфликта по поводу совершенного преступления путем прекращения уголовного дела имеет высокую социальную ценность, поскольку за каждым таким решением стоит судьба отдельного человека. Прекращение уголовного дела в определенной степени способствует снижению социальной напряженности, максимально быстрому восстановлению прав потерпевшего, а также экономии процессуальных средств.
Институт прекращения уголовного дела и уголовного преследования в российском уголовном процессуальном праве на сегодняшний день относится к одному из самых важных, но в тоже время и самых сложных, противоречивых и вызывающих множество полемик и дискуссий как среди практикующих юристов, так и научных работников. Споры, чаще всего, возникают по поводу оснований прекращения уголовного дела и уголовного преследования, а также касаются самой трактовки данных понятий.
Существование правового института прекращения уголовного дела или уголовного преследования является весьма важным и нужным. Но в тоже время он содержит большой перечень противоречий, с которыми приходится сталкиваться в теории уголовного процесса, а также в практике.
На сегодняшний день наиболее действенным способом защиты прав и законных интересов лиц, подвергшихся незаконному и необоснованному уголовному преследованию или осуждению, является механизм реабилитации.
Несмотря на имеющиеся наработки в правоприменительной практике продолжают оставаться вопросы, связанные с применением рассматриваемого института. В большинстве случаев такая ситуация обусловлена присутствием логических взаимосвязей предписаний главы 18 Уголовно-процессуального кодекса РФ, с корреспондирующими ей нормами уголовно-процессуального, уголовного, гражданского права.
Степень научной разработанности темы. Теоретические, организационные и правовые проблемы прекращения уголовных дел или уголовного преследования традиционно привлекают повышенное внимание ученых-процессуалистов. Большой вклад в развитие уголовно-процессуальной доктрины внесли такие ученые, как Н.С. Алексеев, Б.Т. Безлепкин, Л.B. Володина, А.П. Гуляев, П.М. Давыдов, А.М. Ларин, Д.Я. Мирский, И.Л. Петрухин, В.М. Савицкий, М.С. Строгович, Ф.Н. Фаткуллин, Г.П. Химичева, A.A. Чувилев, С.П. Щерба и другие.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие между участниками уголовного судопроизводства в сфере прекращения уголовного дела или уголовного преследования по реабилитирующим основаниям.
Предметом исследования выступают положения Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, содержание норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства, практика применения норм, регламентирующих прекращение уголовного дела или уголовного преследования по реабилитирующим основаниям.
Цель исследования – разработать и обосновать теоретические научные положения относительно оптимальной законодательной регламентации института прекращения уголовного дела (уголовного преследования) по реабилитирующим основаниям.
Данная цель предопределила постановку следующих задач: рассмотреть понятие и основания реабилитации в уголовном судопроизводстве России; проанализировать понятие и основания прекращения уголовного дела и уголовного преследования, провести их классификацию; охарактеризовать понятие, сущность и различия прекращения уголовных дел в связи с отсутствием события и состава преступления; выявить особенности прекращения уголовных дел в связи с отказом прокурора от обвинения; рассмотреть иные реабилитирующие основания прекращения уголовного дела.
Методологическую основу исследования составляет диалектический метод познания, который позволил всесторонне рассмотреть вопросы прекращения уголовного дела или уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, а также взаимосвязанные с этим проблемы обеспечения прав и законных интересов участников уголовного процесса и пути их решения. В исследовании были применены частнонаучные методы: формально-логический; сравнительно-правовой; юридико-технического анализа и др.
Нормативную базу исследования составили Конституция РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, подзаконные нормативно-правовые акты.
Теоретическую базу исследования составили работы В.А. Ананьевой, В.В. Баталина, О.В. Волынской, И.А. Горовой, Э.С. Каминского, П.А. Лупинской, М.Ю. Малиновского, И.А. Парахиной, Н.Д. Ратниковой, В.М. Савицкого, К.А. Талалаева, О.Г. Часовниковой, А.В. Шахматова и др.
Эмпирическую базу исследования составили материалы судебной практики за период с 2018-2021гг.
Научная новизна результатов исследования состоит в восполнении пробелов в научных знаниях об институте прекращения уголовного дела или уголовного преследования по реабилитирующим основаниям. В диссертации комплексно и во многом по-новому рассмотрены теоретические, научно-практические и правовые проблемы института прекращения уголовного дела или уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, раскрыта его социально-правовая сущность, сформулировано понятие, определены формы и место данного института в системе уголовно-процессуального права.
Теоретическое и практическое значение исследования состоит в научном обосновании предпосылок совершенствования института прекращения уголовного дела или уголовного преследования по реабилитирующим основаниям; обобщении и анализе имеющегося по этой проблеме научного материала. Все это позволяет развивать науку уголовного процесса и служит основой для дальнейших теоретических исследований института прекращения уголовного дела (уголовного преследования) по реабилитрующим основаниям.
Сформулированные по результатам исследования положения, выводы и рекомендации могут быть использованы: в законотворческой деятельности при совершенствовании действующего уголовно-процессуального законодательства; в практике применения уголовно-процессуальных норм, регулирующих прекращение уголовных дел; в преподавании курса «Уголовный процесс», спецкурсов, посвященных изучению правоприменительной деятельности органов предварительного расследования, адвокатуры и суда, в системе повышения квалификации практических работников, а также при подготовке научных работ и учебно-методических материалов по данной проблематике.
Структура работы. Диссертация состоит из введения; двух глав, включающих 5 параграфов; заключения и библиографического списка.
Реабилитация в уголовном процессе – это многогранное социальное явление, предполагающее восстановление нарушенных прав лица, пострадавшего в результате незаконного или необоснованного привлечения к уголовной ответственности или применения мер процессуального принуждения, и компенсации ему понесенных убытков.
Реабилитации как уголовно-процессуальному институту присущи следующие признаки: отличается комплексным характером, поскольку основной целью реабилитации является минимизация общественно опасных последствий (физический, имущественный, моральный вред) противоправного деяния; государством установлены гарантии применения последствий реабилитации в отношении лиц, чьи права были нарушены в результате незаконных или необоснованных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц; носит социальный характер, поскольку призван способствовать улучшению социального положения потерпевшего или восстановлению его в правах по аналогии с другими гражданами.
Основания возникновения права на реабилитацию – обстоятельства, свидетельствующие о наличии следственной или судебной ошибки и указывающие на необходимость возмещения имущественного ущерба, устранение последствий и компенсацию морального вреда и восстановления иных прав, свобод и законных интересов гражданина.
Прекращение уголовного преследования – это решение, связанное с невозможностью дальнейшего выполнения процессуальной деятельности, которая осуществлялась с целью изобличить в совершении преступления подозреваемого, обвиняемого, т.к. наличествует одно из оснований, закрепленных в уголовно-процессуальном законе.
Прекращение уголовного дела и уголовного преследования по процедурным критериям являются схожими понятиями. Например, и в первом, и во втором случае решения рассматривает одним и тот же субъект. Схожа сама процедура принятия решений. Требования к содержанию и форме принимаемого правоприменительного акта закреплены в одних и тех же нормах.
Тем не менее, между данными понятиями различия все же существуют. Основным из них является то, что при прекращении уголовного дела прекращается не только уголовное дело, но и уголовное преследование (ч. 3 ст. 24 УПК РФ); во втором случае прекращается уголовное преследование в отношении конкретного лица, т.е. отпадает подозрение либо обвинение в инкриминируемом преступлении. Еще одним отличием прекращения уголовного дела и прекращения уголовного преследования является то, что они не составляют единого правового института. Одним из основных характерных признаков является сущность регулируемых общественных отношений.
В науке уголовного процесса основания прекращения уголовного дела и уголовного преследования принято классифицировать на материально-правовые и на процессуальные. Материально-правовые: исключают производство по делу; освобождают лицо от уголовной ответственности. Процессуальные свидетельствуют об отсутствии процессуальных предпосылок производства по делу. Такое разделение оснований прекращения уголовного дела или уголовного преследования не имеет большого значения.
Наиболее значимый интерес представляет собой классификация оснований прекращения уголовного дела или уголовного преследования на те, которые предоставляют лицу право на реабилитацию (реабилитирующие основания) и те, которые не представляют ему такого права (нереабитилирующие).
Случаями для прекращения уголовного дела (уголовного преследования) по основанию «отсутствие события преступления» являются: отсутствие самого расследуемого события как факта реальной действительности; событие предполагавшегося преступления явилось результатом действия стихийных сил природы, а не деяния человека; произошедшее явилось результатом действий самого потерпевшего. Случаями для прекращения уголовного дела (уголовного преследования) по основанию «отсутствие состава преступления» являются: отсутствует субъективная сторона преступления; малозначительность деяния; обстоятельства, исключающие преступность деяния; лицо не является субъектом преступления; устранение новым уголовным законом преступности и наказуемости деяния; неявка потерпевшего по делам частного обвинения.
В настоящее время неявка в суд частного обвинителя без уважительных причин в силу ч. 3 ст. 249 УПК РФ порождает несоизмеримые последствия. Для частного обвинителя – прекращение уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ), а для другого лица – прекращение уголовного дела по реабилитирующему основанию, что приравнивается к констатации невиновности и оправданию. И это без полноценного рассмотрения дела по существу и без полноценного исследования доказательств. Внесенный Правительством РФ в Госдуму 23.09.2021 г. законопроект № 1254865-7 предлагает в этом случае прекращать уголовное дело по п. 5 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, что является нереабилитирующим обстоятельством и не связано с категорией невиновности. Считаем, что принятие поправок устранит существующий дисбаланс и придаст стройности процедуре рассмотрения уголовных дел частного обвинения.
Прокурор (государственный обвинитель) не может быть лишен возможности обратиться к суду с заявлением об отказе от продолжения обвинительной деятельности (от доказывания и обоснования вины подсудимого) полностью или частично при наличии установленных законом оснований. Иное означало бы продолжение такой деятельности не только вопреки сложившемуся внутреннему убеждению прокурора, но и вопреки публичному интересу. При этом обвинение в материально-правовом смысле, как утверждение о совершении подсудимым преступления не аннулируется. В противном случае постановление суда о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) не может быть обжаловано ни вышестоящим прокурором, ни потерпевшим, ни другими участниками процесса.
Такое заявление, как правило (за исключением случаев, особо оговоренных в законе), может быть сделано прокурором (государственным обвинителем) только по окончании судебного следствия, в прениях сторон. Другим участникам судебного разбирательства (потерпевшему, подсудимому, защитнику) должна быть предоставлена возможность высказать свое мнение по поводу заявления государственного обвинителя.
Заявление государственного обвинителя должно отвечать требованиям законности, обоснованности и мотивированности, должно быть выражено в письменной форме, исходить (или быть согласованным) от прокурора, утвердившего обвинительное заключение, или вышестоящего прокурора.
Для потерпевшего в УПК РФ должна быть предусмотрена возможность самостоятельного поддержания обвинения при его несогласии с отказом государственного обвинителя от обвинения. Иначе не обеспеченными остаются законные интересы потерпевшего.
Основания, предусмотренные п. 5 и 6 ч. 1 ст. 24, п. 4, 5 и 6 ч. 1 ст. 27 УПК РФ, которые в соответствии с ч. 2 ст. 133 УПК РФ предоставляют право на реабилитацию лицу, в отношении которого установлены такие обстоятельства. Следует сказать о том, что признавать их «реабилитирующими» нельзя, потому что, как и рассмотренные выше случаи, они не позволяют сделать однозначный вывод о невиновности лица в совершении преступления. Почему? Потому что возникает целый ряд вопросов. В частности, каким образом отсутствие заявления потерпевшего по делам частного и частно-публичного обвинения (п. 5 ч. 1 ст. 24 УПК РФ) означает отсутствие события или состава преступления, или непричастность лица к совершению преступного деяния? Может ли отказ Совета Федерации или Государственной Думы в даче согласия на лишение неприкосновенности сенатора Российской Федерации или депутата Государственной Думы свидетельствовать об их невиновности в совершении преступления (п. 6 ч. 1 ст. 24 УПК РФ)? О каком восстановлении честного, добропорядочного имени человека можно говорить, если в отношении него уже имеется обвинительный приговор (п. 4 ч. 1 ст. 27 УПК РФ)?
Лица, в отношении которых принимается решение о прекращении уголовного дела или прекращения уголовного преследования в названных случаях, по нашему мнению, имеют право лишь на возмещение им вреда, если он был причинен незаконными действиями или решениями должностных лиц и органов, осуществляющих уголовное судопроизводство (в частности, не было получено согласие вышеназванных органов власти, не получено согласие квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого лиц, «пользующихся процессуальным иммунитетом»). Но, полагаю, что требуется испрашивать согласие лиц на прекращение уголовного дела или уголовного преследования именно по данному основанию, поскольку они имеют право возражать против такого решения, рассчитывая на доказывание своей невиновности в порядке, установленном законом, и, прежде всего Конституцией РФ, а также на реабилитацию, т.е. восстановление своего честного, добропорядочного имени.
В результате проведенного исследования, автор пришел к выводу о необходимости внесения следующих изменений и дополнений в действующее законодательство:
– название ст. 134 УПК РФ изменить на «Порядок реабилитации»;
– изложить п. 34 ст. 5 УПК РФ в следующей редакции: «реабилитация – это восстановление прав и свобод лица, незаконно подвергнутого уголовному преследованию или уголовному осуждению с возмещением ему причиненного вреда»;
– п. 35 ст. 5 УПК РФ «реабилитированный» заменить на «реабилитируемый».
В результате проведенного исследования, автор предлагает следующую классификацию реабилитирующих оснований прекращения уголовного дела или уголовного преследования: основания, применяемые исключительно в судебных стадиях; основания, применяемые в стадии предварительного расследования. Исключительно на судебной стадии рассмотрения уголовного дела реабилитирующим основанием прекращения являются: отказ прокурора от обвинения; неявка потерпевшего в суд по делам частного обвинения.
Необходимо устранить существующую жесткую предопределенность решения суда по делу в ситуации отказа государственного обвинителя от обвинения. В решении суда по делу (постановлении, приговоре) следует отражать не только сам факт поступления такого заявления-отказа, но и отношение суда к решению прокурора: считает ли суд отказ обоснованным либо полагает, что отказ от обвинения ущемляет частные интересы потерпевшего или интересы общества. В зависимости от позиции суда по делу он может принять одно из двух решений: а) если суд посчитает, что отказ государственного обвинителя от обвинения является законным и обоснованным, а потерпевший не заявляет о намерении самостоятельно поддерживать обвинение, то, в зависимости от оснований отказа от обвинения, постановляет оправдательный приговор (в соответствии с ч. 2 ст. 302 УПК) либо обвинительный приговор с назначением наказания и освобождением от его отбытия (в соответствии с ч. 6 ст. 302 УПК); б) если суд сочтет заявление об отказе от обвинения необоснованным, в этом случае он должен возвратить прокурору уголовное дело для устранения препятствий его рассмотрения в суде (не предрешая вопроса о виновности подсудимого). Прекращение уголовного дела (уголовного преследования) в таком случае возможно на основании решения должностного лица стороны обвинения. Если по отдельным эпизодам суд считает возможным вынесение приговора, то следует рассмотреть вопрос о выделении дела в отдельное производство.
Реабилитации как уголовно-процессуальному институту присущи следующие признаки: отличается комплексным характером, поскольку основной целью реабилитации является минимизация общественно опасных последствий (физический, имущественный, моральный вред) противоправного деяния; государством установлены гарантии применения последствий реабилитации в отношении лиц, чьи права были нарушены в результате незаконных или необоснованных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц; носит социальный характер, поскольку призван способствовать улучшению социального положения потерпевшего или восстановлению его в правах по аналогии с другими гражданами.
Основания возникновения права на реабилитацию – обстоятельства, свидетельствующие о наличии следственной или судебной ошибки и указывающие на необходимость возмещения имущественного ущерба, устранение последствий и компенсацию морального вреда и восстановления иных прав, свобод и законных интересов гражданина.
Прекращение уголовного преследования – это решение, связанное с невозможностью дальнейшего выполнения процессуальной деятельности, которая осуществлялась с целью изобличить в совершении преступления подозреваемого, обвиняемого, т.к. наличествует одно из оснований, закрепленных в уголовно-процессуальном законе.
Прекращение уголовного дела и уголовного преследования по процедурным критериям являются схожими понятиями. Например, и в первом, и во втором случае решения рассматривает одним и тот же субъект. Схожа сама процедура принятия решений. Требования к содержанию и форме принимаемого правоприменительного акта закреплены в одних и тех же нормах.
Тем не менее, между данными понятиями различия все же существуют. Основным из них является то, что при прекращении уголовного дела прекращается не только уголовное дело, но и уголовное преследование (ч. 3 ст. 24 УПК РФ); во втором случае прекращается уголовное преследование в отношении конкретного лица, т.е. отпадает подозрение либо обвинение в инкриминируемом преступлении. Еще одним отличием прекращения уголовного дела и прекращения уголовного преследования является то, что они не составляют единого правового института. Одним из основных характерных признаков является сущность регулируемых общественных отношений.
В науке уголовного процесса основания прекращения уголовного дела и уголовного преследования принято классифицировать на материально-правовые и на процессуальные. Материально-правовые: исключают производство по делу; освобождают лицо от уголовной ответственности. Процессуальные свидетельствуют об отсутствии процессуальных предпосылок производства по делу. Такое разделение оснований прекращения уголовного дела или уголовного преследования не имеет большого значения.
Наиболее значимый интерес представляет собой классификация оснований прекращения уголовного дела или уголовного преследования на те, которые предоставляют лицу право на реабилитацию (реабилитирующие основания) и те, которые не представляют ему такого права (нереабитилирующие).
Случаями для прекращения уголовного дела (уголовного преследования) по основанию «отсутствие события преступления» являются: отсутствие самого расследуемого события как факта реальной действительности; событие предполагавшегося преступления явилось результатом действия стихийных сил природы, а не деяния человека; произошедшее явилось результатом действий самого потерпевшего. Случаями для прекращения уголовного дела (уголовного преследования) по основанию «отсутствие состава преступления» являются: отсутствует субъективная сторона преступления; малозначительность деяния; обстоятельства, исключающие преступность деяния; лицо не является субъектом преступления; устранение новым уголовным законом преступности и наказуемости деяния; неявка потерпевшего по делам частного обвинения.
В настоящее время неявка в суд частного обвинителя без уважительных причин в силу ч. 3 ст. 249 УПК РФ порождает несоизмеримые последствия. Для частного обвинителя – прекращение уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ), а для другого лица – прекращение уголовного дела по реабилитирующему основанию, что приравнивается к констатации невиновности и оправданию. И это без полноценного рассмотрения дела по существу и без полноценного исследования доказательств. Внесенный Правительством РФ в Госдуму 23.09.2021 г. законопроект № 1254865-7 предлагает в этом случае прекращать уголовное дело по п. 5 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, что является нереабилитирующим обстоятельством и не связано с категорией невиновности. Считаем, что принятие поправок устранит существующий дисбаланс и придаст стройности процедуре рассмотрения уголовных дел частного обвинения.
Прокурор (государственный обвинитель) не может быть лишен возможности обратиться к суду с заявлением об отказе от продолжения обвинительной деятельности (от доказывания и обоснования вины подсудимого) полностью или частично при наличии установленных законом оснований. Иное означало бы продолжение такой деятельности не только вопреки сложившемуся внутреннему убеждению прокурора, но и вопреки публичному интересу. При этом обвинение в материально-правовом смысле, как утверждение о совершении подсудимым преступления не аннулируется. В противном случае постановление суда о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) не может быть обжаловано ни вышестоящим прокурором, ни потерпевшим, ни другими участниками процесса.
Такое заявление, как правило (за исключением случаев, особо оговоренных в законе), может быть сделано прокурором (государственным обвинителем) только по окончании судебного следствия, в прениях сторон. Другим участникам судебного разбирательства (потерпевшему, подсудимому, защитнику) должна быть предоставлена возможность высказать свое мнение по поводу заявления государственного обвинителя.
Заявление государственного обвинителя должно отвечать требованиям законности, обоснованности и мотивированности, должно быть выражено в письменной форме, исходить (или быть согласованным) от прокурора, утвердившего обвинительное заключение, или вышестоящего прокурора.
Для потерпевшего в УПК РФ должна быть предусмотрена возможность самостоятельного поддержания обвинения при его несогласии с отказом государственного обвинителя от обвинения. Иначе не обеспеченными остаются законные интересы потерпевшего.
Основания, предусмотренные п. 5 и 6 ч. 1 ст. 24, п. 4, 5 и 6 ч. 1 ст. 27 УПК РФ, которые в соответствии с ч. 2 ст. 133 УПК РФ предоставляют право на реабилитацию лицу, в отношении которого установлены такие обстоятельства. Следует сказать о том, что признавать их «реабилитирующими» нельзя, потому что, как и рассмотренные выше случаи, они не позволяют сделать однозначный вывод о невиновности лица в совершении преступления. Почему? Потому что возникает целый ряд вопросов. В частности, каким образом отсутствие заявления потерпевшего по делам частного и частно-публичного обвинения (п. 5 ч. 1 ст. 24 УПК РФ) означает отсутствие события или состава преступления, или непричастность лица к совершению преступного деяния? Может ли отказ Совета Федерации или Государственной Думы в даче согласия на лишение неприкосновенности сенатора Российской Федерации или депутата Государственной Думы свидетельствовать об их невиновности в совершении преступления (п. 6 ч. 1 ст. 24 УПК РФ)? О каком восстановлении честного, добропорядочного имени человека можно говорить, если в отношении него уже имеется обвинительный приговор (п. 4 ч. 1 ст. 27 УПК РФ)?
Лица, в отношении которых принимается решение о прекращении уголовного дела или прекращения уголовного преследования в названных случаях, по нашему мнению, имеют право лишь на возмещение им вреда, если он был причинен незаконными действиями или решениями должностных лиц и органов, осуществляющих уголовное судопроизводство (в частности, не было получено согласие вышеназванных органов власти, не получено согласие квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого лиц, «пользующихся процессуальным иммунитетом»). Но, полагаю, что требуется испрашивать согласие лиц на прекращение уголовного дела или уголовного преследования именно по данному основанию, поскольку они имеют право возражать против такого решения, рассчитывая на доказывание своей невиновности в порядке, установленном законом, и, прежде всего Конституцией РФ, а также на реабилитацию, т.е. восстановление своего честного, добропорядочного имени.
В результате проведенного исследования, автор пришел к выводу о необходимости внесения следующих изменений и дополнений в действующее законодательство:
– название ст. 134 УПК РФ изменить на «Порядок реабилитации»;
– изложить п. 34 ст. 5 УПК РФ в следующей редакции: «реабилитация – это восстановление прав и свобод лица, незаконно подвергнутого уголовному преследованию или уголовному осуждению с возмещением ему причиненного вреда»;
– п. 35 ст. 5 УПК РФ «реабилитированный» заменить на «реабилитируемый».
В результате проведенного исследования, автор предлагает следующую классификацию реабилитирующих оснований прекращения уголовного дела или уголовного преследования: основания, применяемые исключительно в судебных стадиях; основания, применяемые в стадии предварительного расследования. Исключительно на судебной стадии рассмотрения уголовного дела реабилитирующим основанием прекращения являются: отказ прокурора от обвинения; неявка потерпевшего в суд по делам частного обвинения.
Необходимо устранить существующую жесткую предопределенность решения суда по делу в ситуации отказа государственного обвинителя от обвинения. В решении суда по делу (постановлении, приговоре) следует отражать не только сам факт поступления такого заявления-отказа, но и отношение суда к решению прокурора: считает ли суд отказ обоснованным либо полагает, что отказ от обвинения ущемляет частные интересы потерпевшего или интересы общества. В зависимости от позиции суда по делу он может принять одно из двух решений: а) если суд посчитает, что отказ государственного обвинителя от обвинения является законным и обоснованным, а потерпевший не заявляет о намерении самостоятельно поддерживать обвинение, то, в зависимости от оснований отказа от обвинения, постановляет оправдательный приговор (в соответствии с ч. 2 ст. 302 УПК) либо обвинительный приговор с назначением наказания и освобождением от его отбытия (в соответствии с ч. 6 ст. 302 УПК); б) если суд сочтет заявление об отказе от обвинения необоснованным, в этом случае он должен возвратить прокурору уголовное дело для устранения препятствий его рассмотрения в суде (не предрешая вопроса о виновности подсудимого). Прекращение уголовного дела (уголовного преследования) в таком случае возможно на основании решения должностного лица стороны обвинения. Если по отдельным эпизодам суд считает возможным вынесение приговора, то следует рассмотреть вопрос о выделении дела в отдельное производство.
Подобные работы
- Производство о назначении меры уголовно-правового характера при освобождении от уголовной ответственности
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2020 - Сделка с правосудием в уголовном процессе России
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020 - Актуальные проблемы уголовного права, связанные с квалификацией преступлений в сфере экономической деятельности
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2020 - Основания и порядок прекращения уголовного дела и уголовного преследования
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2019 - Основания и порядок прекращения уголовного дела и уголовного преследования
Бакалаврская работа, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020 - ПРОИЗВОДСТВО О НАЗНАЧЕНИИ МЕРЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА ПРИ ОСВОБОЖДЕНИИ ОТ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ
Курсовые работы, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2023 - НЕОБХОДИМАЯ ОБОРОНА В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРЕКРАЩЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА В СВЯЗИ С ДЕЯТЕЛЬНЫМ РАСКАЯНИЕМ
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2012 - Основания и порядок прекращения уголовного дела в досудебном производстве
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



