Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСТОКИ И СУЩНОСТЬ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО МЕНТАЛИТЕТА (СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ)

Работа №102915

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

философия

Объем работы43
Год сдачи2001
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
115
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
ПУБЛИКАЦИИ

Актуальность темы исследования. Настоящая работа анализирует социально-философский смысл русской формы национального менталитета, под которым автор понимает присущие национальной общности устойчивые коллективные представления о мире, реализующиеся в установках на предрасположенность к усвоению определенных социокультурных ценностей и норм, что влияет на специфику поведения людей, социальные отношения и культуру.
В истории человечества активными действующими силами выступают народы со специфическими чертами национального менталитета и с изменяющимся в ходе исторического действия статусом среди других народов нашей планеты. Не сбываются прогнозы относительно уменьшения роли национального фактора в связи с глобализацией экономических и политических процессов, ибо, начиная со второй половины XX в., резко усиливается влияние этнических процессов на ход мировой истории. К числу народов, оказавших наиболее глубокое влияние на ход мировой истории в новейшее время, относится и русский народ. XX в. войдет в историю и как период взлета русской нации в различных областях материальной и духовной культуры, и как эпоха истощения и надлома сил русского народа, вылившаяся в распад мировой сверхдержавы - СССР, а также в последовавший за этим процессом упадок российской государственности.
Современный национально-государственный кризис настоятельно ставит перед социально-гуманитарными науками, включая социальную философию, вопросы, ответы на которые позволяют глубоко оценить не только историческое прошлое России, но и реалии ее сегодняшнего бытия. Сегодня более чем актуален вывод, сделанный Н.В. Гоголем: “Велико незнанье России посреди России”. Одно из направлений преодоления этого незнания предполагает обращение к современному осмыслению национальных особенностей ментальных черт русского народа, для обозначения которых в научной и публицистической литературе используются содержательно близкие, по мнению автора, термины “душа народа”, “дух народа”, “национальный характер”, а в последние годы - “национальный менталитет”.
Обращение к теме менталитета есть один из путей качественного обновления российского обществоведения, поскольку в результате этого открывается дорога к изучению новой проблематики, которая еще недавно либо игнорировалась, либо считалась не заслуживающей научного анализа. Теория менталитета позволяет гуманизировать исторический процесс, и преодолеть крайности вульгарно-материалистического подхода к истории с его абстрактными и безличными схемами экономического детерминизма, в результате чего терялся человек с его внутренней жизнью и проблемами. Исторический процесс обусловлен не только экономикой и противоборством объективных социально-классовых интересов, но и воздействием менталитета социальных групп, в том числе национального менталитета. Ментальная составляющая исторического процесса для социальной философии является важнейшей, если понимать под философией полное и всестороннее учение о человеке и его отношении к внешнему миру.
По нашему мнению, исследование особенностей русского национального менталитета дает возможность более глубокого проникновения в смысл отечественной истории, понимания истоков российской государственности, осознания силы и слабости русского народа как государственно- несущей этнической составляющей России. Обращение к русскому менталитету позволяет отчетливее осознать сущность и своеобразие русской культуры, ибо национальные культуры в конечном итоге есть не что иное, как внешнее проявление скрытой внутренней сущности - ментальности этносов и наций. Менталитет помогает системному анализу российской истории и русской культуры, поскольку он является одним из фундаментальных системообразующих факторов российского общества.
Обращение к теме русского менталитета помогает глубже осознать причины фактической неудачи “большого скачка” России в капитализм на исходе XX столетия. Либеральные рыночные реформы, проведенные в соответствии с западными экономическими моделями, оказались малоэффективными в России, поскольку натолкнулись на сопротивление ментальной специфики страны. Без учета менталитета не может быть эффективной экономической политики, а также современного менеджмента - науки об управлении, в основе которой лежат человеческие отношения, включающие и национальный аспект.
Трудно переоценить значение менталитета в поисках новой национальной идеи, которая стала бы объединяющей и привлекательной для расколотого российского общества. Понимание ментальной специфики России актуально в деле патриотического и нравственного воспитания молодежи, а также в преподавании дисциплин социально-гуманитарного цикла в средних и высших учебных заведениях страны.
Сегодняшняя Россия стоит на историческом распутье и, как никогда, нуждается в современной концепции экономического, социально-политического, духовно-нравственного развития. Эта концепция должна соответствовать реалиям сегодняшнего дня - Россия должна быть открытой страной, и в то же время эта концепция не должна порывать с прошлым. Россия за свою тысячелетнюю историю выработала немало ценностей, в том числе ценностей ментальных, которые заслуживают того, чтобы стать достоянием не только прошлого, но и будущего. Менталитет обеспечивает связь времен и преемственность поколений, он является залогом того, что Россия в состоянии преодолеть сегодняшний системный социальный кризис и найти в себе силы занять достойное место в мировом сообществе наций.
Степень разработанности проблемы. Вопросы происхождения и сущности русского национального менталитета - ярко выраженная комплексная тема, которая находит свое выражение, по крайней мере, в трех группах литературных источников. Прежде всего, она отражена во многих общественных и гуманитарных науках: этнологии, социальной психологии, этнопсихологии, социологии, истории, политологии и т.д. Помимо науки, данная тема является предметом размышлений деятелей православной церкви, литературы и культуры и находит свое отражение как в художественном творчестве, так и в публицистике. Наконец, тема своеобразия русского национального менталитета широко представлена в фольклоре (сказки, былины, мифы, анекдоты, пословицы, поговорки, частушки, песни). Задача социально-философского исследования состоит в том, чтобы органически соединить все три группы источников и дать на этой базе интегральную картину русского национального менталитета. На наш взгляд, именно социально-философский подход, реализацией которого выступает данная диссертационная работа, позволяет проникнуть в глубинную сущность русского менталитета и в его многообразные социально-культурные проявления.
Впервые научная постановка темы национального менталитета наблюдается в философии и науке Нового времени. Объектом рассмотрения становятся понятия “душа народа”, “национальный характер”, “дух народа”. Следует выделить труды В. Вундта, Г. Гегеля, К. Гельвеция, И. Гердера, И. Канта, М. Лацаруса, Г. Лебона, Ш. Монтескье, И. Фихте, А. Фуллье, Г. Штейнталя, Д. Юма. В их работах можно найти первые определения сущности национального характера, размышления о влиянии природно-климатических условий и политических факторов на особенности характера народов, наблюдения за проявлением национального менталитета в особенностях социальной жизни и культурном творчестве наций и народов, первый опыт компаративистики - сравнения характера различных народов.
Национальный менталитет есть один из признаков нации, поэтому необходимо сказать о научных изысканиях в области теории этносов и наций. Здесь можно отметить работы Р.Г. Абдулатипова, Ю.П. Андреева, В.В. Бабакова, Ю.В. Бромлея, В.С. Грехневя АГ Здравомыслова, В. Козлова, Л.С. Мамута, X. Ортеги-и-Гассета, М.Н. Руткевича, В.М. Семенова
В XX в. исследование теоретических и методологических проблем национального характера и национального менталитета получает широкое распространение в различных областях научного знания. Можно назвать работы таких отечественных и зарубежных авторов, как ГМ. Андреева, Э.А. Баграмов, О. Бауэр, Ю.В. Бромлей, Г. Гачев, П.И. Гнатенко, Н.Д. Джандильдин, Г. Дуийкер, А. Инкельс, А. Кардинер, А.С. Кармин, И.С. Кон, Д. Левинсон, Н.О. Лосский, В.Г. Николаев, З.В. Сикевич, А.И. Солженицын, П.А. Сорокин, Н. Фрийд, Э. Фромм, Г.Г. Шпет и др. Начиная со второй половины XX столетия национально-психологическая специфика народов все чаще исследуется с помощью категории “менталитет”. В исследование проблемы менталитета, разновидностью которого является национальный менталитет, внесли вклад такие авторы, как Е.А. Ануфриев, А.А. Веремьев, М. Вовель, Г. Гетц, А.Я. Гуревич, П.С. Гуревич, И.Г. Дубов, Ж. Дюби, В.В. Козловский, Ж. Ле Гофф, Л.В. Лесная, Б.Ф. Марков, А.А. Петраков, В.И. Плотников, Ж. Ревель, А.И. Рёдель, Т.Г. Стефаненко, Д. Филд, М.Ю. Шевяков, Л.А. Шумихина и др. Работы этих и других ученых показывают важное значение менталитета в жизнедеятельности народов и дают методологический базис для исследования сущности и своеобразия русского национального менталитета.
Русский национальный менталитет составляет смысловой фокус самостоятельной российской цивилизации и для его понимания требуется исследовать сущность цивилизационного подхода и специфику российской цивилизации. Ответы на эти проблемы можно найти в трудах А.С. Ахиезера, Л.Н. Гумилева, Н.Я. Данилевского, Ю.Г. Ершова, И.Н. Ионова, К.Н. Леонтьева, В.И. Мельника, В.Г. Нестерова, А. Дж. Тойнби, Н.С. Трубецкого, С. Хантингтона, В.Ф. Шаповалова, О. Шпенглера и др.
Формирование менталитета русского народа происходило под мощным влиянием четырех основных сил: природных условий, особенностей социальной жизни, православной религии, специфических особенностей национального воспитания. Роль природных факторов раскрывается в работах В.Г. Белинского, ИГ. Гердера, И.А. Ильина, В О. Ключевского, Д.С. Лихачева, Л. Милова, Р. Пайпса, О.А. Платонова, Л. Смирнягина, Н С. Трубецкого, А.С. Хомякова. Влияние особенностей социальной жизни, связанное прежде всего с авторитарным устройством государственной власти и общинным образом жизни, показано Н А. Бердяевым, А.О. Бороноевым, А.И. Герценом, А.А. Зиновьевым, И.А. Ильиным, К.Д. Кавелиным, И.В. Киреевским, В.О. Ключевским, Ф.Ф. Нестеровым, О.А. Платоновым, П.И. Смирновым. Воздействие православия на душу русского народа раскрыто в трудах Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Б.П. Вышеславцева, С.З. Гончарова, А. Ельчанинова, И.А. Ильина, митрополита Иоанна, А.В. Карташева, И В. Киреевского, ПИ. Новгородцева, Г.П. Федотова, П.А. Флоренского, Г.В. Флоровского, II.51. Чаадаева, А. Шмемана, И. Экономцева, В.Ф. Эрна. Особенности российской национальной системы воспитания и образования нашли отражение в работах А.П. Ветошкина, И.А. Ильина, В.И. Копалова, И.Я. Лойфмана, А.И. Минакова, Г. Ризз, К.Д. Ушинского, Э. Эриксона. Работы указанных и других авторов дают целостную картину детерминант, под влиянием которых формируются специфические черты русского национального менталитета.
Сущность русского национального менталитета многогранна, т.е. представляет собой сложное сочетание взаимосвязанных ментальных качеств. Крайняя противоречивость менталитета исследована в работах С.А. Аскольдова, НА. Бердяева, Ф.М. Достоевского, чувственно-созерцательный строй русского менталитета показан Н.А. Бердяевым, Ф.М. Достоевским, И.А Ильиным, А.С. Пушкиным; безмерность национального менталитета подчеркивают Ф.М. Достоевский, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, С.М. Соловьев, А.К. Толстой; стремление русского народа к абсолютным ценностям исследовано Н А. Бердяевым, Ф.М. Достоевским, И.А. Ильиным, Л.П. Карсавиным, Н.О. Лосским, Л.Н. Толстым; национальная стойкость в специфической русской форме своего проявления отражена в творчестве Ф.М Достоевского, И.А. Ильина, Н А. Некрасова, А.Н. Толстого, Л.Н. Толстого, Ф.И. Тютчева; “мы” - психологический срез менталитета русского народа вскрыт в работах Н А. Бердяева, Н.О. Лосского, Г.В. Флоровского, С.Л. Франка, А.С. Хомякова; специфически русское понимание свободы нашло отражение в творчестве Ф.М. Достоевского, И.А. Ильина, Н.О. Лосского, Г. Померанца, А.С. Пушкина; о Бесчеловечности и связанном с нею мессианизме говорят Н А. Бердяев, А.А. Блок, Ф.М. Достоевский, Ф.Ф. Нестеров, В.Ш. Сабиров, В.С. Соловьев, В. Шубарт и др. Различные грани русского национального менталитета отразились в структуре русского языка и в устном народном творчестве, в связи с чем сохраняют свое непреходящее значение работы В.И. Даля.
Русская культура испытывает на себе мощное влияние особенностей национального менталитета. Ученые и философы пишут о проявлениях национального менталитета в различных областях материальной и духовной культуры: в философии (Б.В. Емельянов, В.В. Зеньковский, А.Ф. Лосев, К.Н. Любутин, Г.П. Худякова и др.); в литературном творчестве (В.И. Колосницын, В.И. Копалов, В.А. Недзвецкий, В.П. Скобелев, Е. Черносвитов и др); в науке (Н.В. Бряник, Т.Д. Марцинская, А.В. Юревич и др); в фольклоре (А.Н. Афанасьев. А К Бычков, В.И. Верховика, Б.П. Вышеславцев, И.А. Ильин, Л.В. Лозовская, О.А. Петренко и др.);
Для понимания смысла данной диссертационной работы немаловажное значение имеет научная школа, в рамках которой формировалась интеллектуальная биография автора. Эго труды представителей уральской школы философии: Ю.П. Андреева, Л.М. Архангельского, Б.В. Емельянова, АФ. Еремеева, В.Е. Кемерова, В.В. Кима, Л.Н. Когана, В.И. Копалова, И.Я. Лойфмана, К.Н. Любутина, Д.В. Пивоварова, В.И. Плотникова, М.Н. Руткевича, М.М. Шитикова и многих других ученых.
Таким образом, проблема русского национального менталитета является предметом пристального внимания отечественных и зарубежных авторов. В рамках русской философии эта тема является своеобразной “вечной” проблемой, ибо она пронизывает всю ее историю.
Однако, по мнению автора, русский национальный менталитет еще недостаточно глубоко исследован с позиции специального социально-философского подхода. Этот пробел в области социальной философии призвана восполнить данная диссертационная работа. Тема диссертации нуждается в дальнейшей разработке, поскольку в представленном варианте видения проблем русского национального менталитета она еще не была предметом специального научного исследования.
Цель и задачи исследования. Основная цель работы - социально-философское исследование истоков и специфической сущности русского национального менталитета, что позволяет предметно отразить всеобщее - менталитет как феномен бытия человека, общества и культуры.
Для достижения поставленной цели предполагается реализовать следующие задачи:
- определить социально-философский статус категории “нация” и место национального менталитета в системе ее основных признаков;
- реконструировать эволюцию философских и научных взглядов, анализирующих проблему национального менталитета;
- провести категориальный анализ национального менталитета для установления его научного социально-философского статуса;
- исследовать источники детерминации русского национального менталитета на базе трех способов философствования (натурализма, социоцентризма, геоцентризма);
- дать целостную картину воззрений отечественных мыслителей на проблему специфических особенностей русского менталитета;
- выделить основные сущностные качества русского национального менталитета;
- показать социально-культурные проявления русского национального менталитета и его влияние на специфику Исторического развития России.
Методологическая основа и теоретические источники исследования. Исходным концептуальным методом исследования выступает диалектический принцип единства исторического и логического, суть которого состоит в раскрытии соотношения между исторически развивающимся объектом и его отражением в теоретическом сознании. Применительно к данной работе историческое есть процесс становления объекта исследования - русского национального менталитета, а логическое - рациональное воспроизведение этого развитого объекта в его существенных качествах и многообразных социально-культурных проявлениях. На наш взгляд, использование именно этого метода дает возможность выявить сущностные качества русского менталитета на основе предварительного анализа его детерминационной обусловленности специфическими условиями исторического бытия русского народа. Своеобразным эталоном в использовании этого метода для нас является работа И.А. Ильина “Сущность и своеобразие русской культуры”. Логическое постижение качественных признаков души русского народа И.А. Ильин предваряет историческим анализом тех уникальных природных, социальных, культурных и религиозных факторов, которые во многом предопределили своеобразный душевный облик - менталитет русского народа.
Следовательно, принцип единства исторического и логического, как один из компонентов диалектического метода, служит методологическим ключом постижения сущности и закономерностей функционирования такого сложного феномена социальной и духовной жизни, каким является русский национальный менталитет.
Другим методом, который играет фундаментальную роль в процессе социально-философского исследования русского национального менталитета, является диалектический принцип противоречивости, который исходит из идеи познания объектов на основе изучения их противоречивой внутренней сущности. Принцип противоречия используется на всех стадиях диссертационной работы, однако особенно важную роль он приобретает при анализе специфической сущности русского национального менталитета и его социально-культурных проявлений. Методологическим ориентиром в этом плане для нас являются размышления Н А. Бердяева об антиномичности души русского народа. Применение принципа противоречия позволяет дать объективную, неприукрашенную и взвешенную характеристику русского национального менталитета, учитывающую как его сильные, так и слабые стороны.
Важное методологическое значение в работе принадлежит также принципу относительности, согласно которому черты менталитета народов носят общечеловеческий характер, не могут быть жестко привязаны к одному народу, и поэтому речь может идти лишь о степени выраженности и своеобразных особенностях проявления общечеловеческих ментальных свойств у различных народов. Поэтому исследование русского национального менталитета имеет не только локальное узконациональное, но и общечеловеческое значение, так как через анализ особенностей русского менталитета можно глубже понять всеобщее - менталитет как сущностную характеристику наций, которые выступают активными субъектами исторического процесса. Тем самым понятие “национальный менталитет” при-обретает статус самостоятельной категории современной социальной философии, обладающей важным научным и эвристическим потенциалом.
Теоретическим источниковедческим базисом исследования является, прежде всего, творческое наследие русской философии. В русской философии присутствует много тем, которые заслуживают внимания в современных условиях. Однако в современных историко-философских трудах, посвященных русской философии, упускается из виду одно из ключевых направлений теоретических изысканий русских философов - проблема своеобразия и сущности русского национального менталитета. Русская философия, о чем не следует забывать, представляет собой метафизический уровень национального самосознания, который дает толкование глубинных субстанциональных основ национального менталитета. Проблема сущности и своеобразия менталитета русского народа проходит красной нитью через всю историю русской философии: она присутствует у славянофилов (И.С. Аксаков, К.С. Аксаков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков и др.) и западников (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, П.Я. Чаадаев, Н.Г. Чернышевский и др), является одной из ключевых в творчестве Ф.М. Достоевского, представителей серебряного века русской философии, философов послеоктябрьского русского зарубежья. Внимательное герменевтическое прочтение творческого наследия русских философов, через призму их пристального интереса к национальной проблематике, является теоретико-методологическим ключом к объяснению сущности и своеобразия русского национального менталитета, а вместе с тем, специфики исторической судьбы России и русского народа.
Научная новизна исследования и положения, выносимые на защиту. В диссертации разработана современная социально-философская концепция детерминации и сущности русского национального менталитета. Основные результаты исследования, определяющие его новизну и выносимые на защиту, заключаются в следующем:
1. Национальный менталитет впервые исследуется как диалектическое единство сущности и явления, где сущность есть этнически окрашенные коллективные представления о мире, доминирующие у членов нации, а явление - особенности деятельности народа, а также их отражение в продуктах материальной и духовной культуры. Такое понимание позволяет по-новому взглянуть на проблему национального менталитета как на органическое единство субъективной и объективной стороны жизнедеятельности наций. Как сущность национальный менталитет - это внутренняя, субъективная сторона жизнедеятельности нации в виде самой стабильной части (ядра) национальной психологии, а как явление он есть объективация этой сущности в деятельности народа и в ее результатах. Изучение внешних форм проявления национального менталитета (фольклора, обычаев, поведения людей и т.д.) дает возможность приблизиться к пониманию его скрытого внутреннего смысла, что соответствует диалектическому принципу движения мысли от явления к сущности в процессе познания предметов.
2. Обосновывается идея менталитета как смыслового фокуса цивилизаций, под которыми в работе понимаются культурно-исторические типы общества. Вслед за О. Шпенглером внутренней сущностью цивилизации как культурно-исторического типа считается душа культуры, т е., в соответствии с современной терминологией, менталитет. Поскольку существует самостоятельная российская цивилизация, то именно русский менталитет во многом определяет ее глубинный внутренний смысл. В результате такого подхода осуществляется гуманизация российской истории, которая предстает не только как арена столкновения безликих экономических и классовых интересов, но и как результат проявления творческой роли внутренних душевных потенций — менталитета русского народа.
3. Проблема сущности нации, а также источников детерминации национального менталитета рассмотрена через призму четырех способов философствования (натурализма, геоцентризма, социоцентризма, антропоцентризма), что углубляет и обновляет теорию наций, а также усиливает методологическое значение социальной философии для этносоциальных наук. Применительно к русскому менталитету это положение анализируется посредством трех способов философствования (натурализма, социоцентризма, геоцентризма). Такое ограничение обусловлено задачами данного исследования. Тем самым устанавливается корреляционная зависимость русского менталитета от особенностей природной среды, социальной и религиозно-духовной жизни, дается системное представление о постоянно действующих причинах, воспроизводящих его специфическую сущность.
4. Прослеживается эволюция научных и философских взглядов на менталитете как о современной трактовке проблемы, которая в предшествующий период анализировалась через использование понятий “дух народа”, “душа народа”, “национальный характер”. Применение в современной науке, включая социальную философию, категории “национальный менталитет” расширяет ее познавательные, методологические и эвристические возможности.
5. Осуществляется целостный анализ творчества отечественных философов по проблеме русского менталитета и на основе диалектического снятия осуществляется синтез результатов этого творчества, что выливается в создание современной интегральной социально-философской концепции национального менталитета, адекватно и достаточно исчерпывающе отражающей его реальное внутреннее содержание. Обращаем специальное внимание на то, что диссертация представляет собой не механическое суммирование взглядов русских мыслителей на национальный менталитет, а именно диалектический синтез этих взглядов с учетом реалий современного российского бытия, подтверждающих высказываемые в работе суждения.
6. Проводится идея многокачественности сущности русского национального менталитета, в соответствии с которой выделяются его следующие основные сущностные качества: 1) парадоксальность ментальных проявлений, 2) безмерность жизненного порыва, 3) стремление к абсолютным ценностям, 4) созерцание сердцем, 5) национальная стойкость, 6) любовь к свободе, 7) “мы” - психология, 8) всечеловеческая толерантность. В комплексном сочетании указанных качеств русский менталитет исследуется впервые. Эти основные качества в их целостной совокупности составляют своеобразную внутреннюю “картину мира” русского менталитета. Все они находятся в глубокой диалектической взаимосвязи, и каждое из них может быть взято за самостоятельную точку отсчета при исследовании национальных особенностей русского менталитета.
7. Национальный менталитет рассматривается в качестве своеобразного внутреннего кода российского социума, который обеспечивает преемственность исторического развития России и во многом программирует специфику ее судьбы и культуры. Данная идея реализуется на основе демонстрации социально-культурных проявлений русского менталитета в различных областях российской действительности.
Научно-практическое значение работы. Положения и выводы, полученные в результате диссертационного исследования, могут быть использованы в качестве теоретико-методологической и источниковедческой базы в тех общественных и гуманитарных науках, которые ставят проблему российского менталитета (социальная философия, социология, экономика, теория менеджмента, история, культурология, этнология, социальная психология, политология, педагогика, юриспруденция и др.).
Результаты исследования могут применяться в преподавательской практике, в духовно-нравственном и патриотическом воспитании студенческой молодежи. Сам автор использовал теоретические положения диссертации в процессе преподавания учебных дисциплин “Философия”, “Психология и педагогика”, “Социология” в ряде вузов г. Ижевска, а также в просветительской работе среди населения Удмуртской республики.
Апробация основных идей исследования. Основные положения и результаты исследования представлены автором в четырех монографиях, научных статьях, других материалах, опубликованных в сборниках научных трудов, методических изданиях. Общий объем публикаций автора по теме диссертации составляет более 40 печатных листов.
Положения и основные идеи диссертации обсуждались на семинаре докторантов ИППК при Уральском государственном университете (Екатеринбург, 1996, 1998, 1999, 2000); на Всероссийских конференциях “Судьба России” (Екатеринбург, 1994, 1996, 1998, 2000); на Второй Российской университетско-академической научно-практической конференции (Ижевск, 1995); на международной научно-практической конференции “Народы России: возрождение и взаимодействие культур” (Уфа, 1996); на научно-практической конференции “Уральская философская школа и ее вклад в развитие современной философии” (Екатеринбург, 1996); на традиционной (IV) Всероссийской конференции с международным участием “Женщины и общество: вопросы теории, методологии и социальных исследований” (Ижевск, 1998); на Российской научной конференции Человек в истории: теория, методология, практика” (Челябинск, 1998); на научно-практической конференции, проведенной Гуманитарным университетом “Экономическая, правовая и духовная культура России на рубеже тысячелетий” (Екатеринбург, 1999); на Втором Российском философском конгрессе “XXI век: будущее России в философском измерении” (Екатеринбург, 1999); на конференции “История церкви: изучение и преподавание”, посвященной 2000-летию христианства (Екатеринбург, 1999) и на других конференциях.
Диссертация обсуждалась на кафедре философии и культурологии Института по переподготовке и повышению квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук при Уральском государственном университете и была рекомендована к защите.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех ников Общий объем диссертации - 286 страниц


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Сущностные силы души русского народа. - Ижевск: Шеп, 1998. 47 с.
2. Душа русской цивилизации. - Ижевск: ИжГТУ, 1998. - 152 с.
3. Душа русского народа: Природно-историческая обусловленность и сущностные силы / Рос. филос. о-во; Межвуз. центр проблем непрерыв. гуманитар, образования при Урал. гос. ун-те им. А.М. Горького. - Екатеринбург: Банк культурной информации, 1998. - 159 с.
4. Генезис и сущность русского национального менталитета. - Ижевск: Шеп, 2000. - 286 с.
5. Сознание и самосознание русского народа: проблема соответствия // Судьба России: прошлое, настоящее, будущее. Тез. Всерос. конф. - Екатеринбург: УрГУ, 1995. - С. 20-23.
6. О некоторых проблемах современной концепции философии истории И Тез. докл. 2-й универе.- акдем. науч, практ. конф. 41. - Ижевск: Уд- ГУ, 1995.-С. 141.
7. Душа русского народа как предмет философского осмысления // Уральская философская школа и ее вклад в развитие современной философии: Материалы науч.- практ. конф. - Екатеринбург, 1996. - С. 151-153.
8. О субъекте русского национального самосознания // Судьба России: духовные ценности и национальные интересы: Тез. Второй Всерос. конф. - Екатеринбург: УрГУ, 1996. - С. 8-10. (В соавт.)
9. Парадоксальность русской души // Судьба России: духовные ценности и национальные интересы: Докл. Второй Всерос. конф. - Екатеринбург: УрГУ, 1996. - С. 93-103.
10. Трудолюбие как добродетель русской души // Образование и нравственность: Материалы городской науч,- практ. конф. - Екатеринбург, 1996.-С. 92-94.
11. Двуликий Янус: русская цивилизация как евразийский синтез // Народы России и взаимодействие культур: Тез. докл. и сообщ. науч - практ. конф. - Уфа: УГИИ, 1996. - С. 104-106,
12. Цивилизационная самобытность души русского народа // Российское государство: прошлое, настоящее, будущее: Материалы 2-й науч, конф. - Ижевск: Вост.-европейский ун-т, 1997. - С. 33-35.
13. Этнографические истоки самобытности души русского народа // Русская национальная идея: духовное наследие и современность (Сборник статей). - Екатеринбург: УрГУ, 1997. - С. 60-68.
14. Преодоление информационно-психологических барьеров в процессе публичного выступления // Исторический опыт и перспективы обшественно-просветительской деятельности: Материалы науч,- практ. конф.-Ижевск: УдГУ, 1997. - С. 47-53.
15. Роль национального менталитета в реализации модернизационных проектов // Удмуртия накануне третьего тысячелетия: Тез. докл. науч - практ. конф. 4.1. - Ижевск; УдГУ, 1998. - С. 29-30
16. Воля вместо свободы // Труды науч.- практ. конф. ИжГСХА. Ч.П. -Ижевск: ИжГТУ, 1998. - С. 71-72.
17. Роль женщины в сохранении национальных традиций и духовных ценностей русского народа // Женщины и общество: вопросы теории, методологии и практики: Материалы традиц. (IV) Всерос. конф, с междунар. участием. - Ижевск: УдГУ, 1998. - С. 31-33.
18. Стремление к абсолюту как сущностная сила души русского народа // Судьба России: исторический опыт XX столетия: Тез. Третьей Всерос. конф. - Екатеринбург: УрГУ, 1998. - С. 21-24.
19. Сущностные силы русской души и судьба России // Судьба России: исторический опыт XX столетия. Докл. Третьей Всерос. конф. - Екатеринбург: УрГУ, 1998. - С. 87-99.
20. Модернизация России и национальный менталитет // Человек в истории: теория, методология, практика: Тез. докл. Рос. науч. конф. 4.1.
- Челябинск: ЧГИИК, 1998. - С. 76-78.
21. Специфика религиозно-духовного акта в русском православии // Воспитание духовности: ценности и традиции: Докл. и тез. Второй Всерос. конф. - Екатеринбург: УГГШУ, 1999. — С. 61-64.
22. О первоисточнике национально-государственного кризиса в современной России // Экономическая, правовая и духовная культура России на рубеже тысячелетий: Науч.-практ. конф.: Тез. докл.: В 3 т. Т.З. - Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 1999. - С. 47-50.
23. Душа русского народа: опыт философской реконструкции сущностных качеств русского национального характера // XXI век. будущее России в философском измерении: Материалы Второго Рос. филос. конгресса: В 4 т. Т.4: Философия духовности, образования, религии. 4.1. -Екатеринбург: УрГУ, 1999 - С 118-119
24. Роль православия в становлении русского народа и особенностей его национальной души // История церкви: изучение и преподавание: Материалы науч, конф., поев. 2000-летию христианства. - Екатеринбург: УрГУ, 1999.-С. 80-83.
25. Влияние православного культа на формирование менталитета русского народа // Судьба России: образование, наука, культура: Тез. Четвертой Всерос. конф. - Екатеринбург: УрГУ, 2000. - С. 364-366.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ