Тягово-динамический и топливно-экономический расчет автомобиля Citroen C3 ( Конструкция и эксплуатационные свойства транспортно-технологических машин (Вариант № 31), Пермский государственный аграрно-технологический университет)
1 Исходные данные
Марка автомобиля (прототип) Citroen C3
Масса снаряженного автомобиля, кг 1084
Грузоподъемность, кг 408
Число мест в кабине, включая водителя 5
Длина, мм 3860
Ширина, мм 1667
Высота, мм 1510
Колея, мм 1440
База, мм 2480
Колесная формула 4 2
Наибольшая скорость с полной нагрузкой, км/час 192
Тип двигателя Карбюраторный
Степень сжатия 11,0
Номинальная мощность, кВт (при 5750 об/мин) 80
Максимальный крутящий момент, Н*м (при 4000 об/мин) 147
Угловая скорость коленвала при Nn, рад/с 602
Передаточные числа КПП:
первой 2,724
второй 1,499
третьей 1,00
четвертой 0,71
заднего хода 2,455
главной передачи 3,476
Коэффициент сопротивления качению, f 0,07 (Гравийная дорога)
Коэффициент сцепления, 0,5 (Гравийная дорога)
Размер шин, мм 195/50 R16
Введение 3
1 Исходные данные 4
2 Конструктивные и технические характеристики транспортных средств, определяющие их тяговые свойства 5
2.1 Внешняя скоростная характеристика двигателя 5
2.2 Коэффициент полезного действия трансмиссии 7
2.3 Характеристики ведущих колес 8
2.4 Теоретические скорости автомобиля 9
3 Силы, действующие на автомобиль 11
3.1 Сила тяги на ведущих колесах 11
3.2 Сила сопротивления качению 12
3.3 Сила сопротивления подъему 13
3.4 Сила сопротивления воздуха 13
3.5 Сила сопротивления дороги 14
3.6 Сила тяги по условиям сцепления движителя с дорогой 15
3.7 Сила инерции 15
4 Динамическая характеристика автомобиля 17
4.1 Динамический фактор автомобиля 17
4.2 Ускорение при разгоне 18
4.3 Время разгона автомобиля 19
4.4 Путь разгона автомобиля 21
5 Топливная экономичность автомобиля 23
5.1 Расчет топливной экономичности и построение экономической характеристики 23
5.2 Влияние эксплуатационных факторов на топливную экономичность 24
Заключение 26
Список используемых источников 27
При подготовке в специальных учебных заведениях дисциплина «Конструкция и эксплуатационные свойства транспортно-технологических машин» служит основой для изучения других предметов специального цикла.
Данная дисциплина изучает эксплуатационные свойства автомобиля, обеспечивающие перевозку грузов и пассажиров с максимальной производительностью, безопасностью и комфортабельностью при минимальных трудовых и материальных затратах.
Основной целью курсовой работы является приобретение знаний и навыков, позволяющих научно обоснованно и в соответствии с технико-экономической целесообразностью решать задачи, связанные с расчетом и определением эксплуатационных и потребительских свойств автомобилей и тракторов, выбирать, исходя из найденных показателей, основные параметры транспортных средств, и в частности – расчет эксплуатационных свойств Citroen C3.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
рассчитать и построить внешнюю скоростную характеристику двигателя;
определить параметры трансмиссии и ведущих колес автомобиля;
для заданных условий движения автомобиля определить силы, действующие на автомобиль и построить его тяговую и динамическую характеристики;
для оценки динамических свойств рассчитать путь и время разгона автомобиля и построить соответствующие графики;
топливную экономичность автомобиля оценить по зависимости путевого расхода топлива от скорости движения на различных передачах.
В результате выполнения работы в соответствии с поставленной целью выполнен расчет показателей тягово-скоростных свойств автомобиля Citroen C3 и его топливной экономичности.
В работе рассчитана внешняя скоростная характеристика дизельного двигателя. Для каждой из передач рассчитаны скорости движения и силы тяги на ведущих колесах и построена тяговая характеристика автомобиля. Зависимость динамического фактора автомобиля от скоростей движения на каждой из передач при различных степенях загрузки автомобиля представлена в виде динамической характеристики. Также рассчитаны составляющие мощностного баланса автомобиля в зависимости от скоростей движения по передачам.
Разгонные свойства автомобиля оценены в виде зависимости пути и времени разгона автомобиля от скорости его движения.
Топливная экономичность автомобиля представлена в виде зависимости путевого расхода топлива от скорости движения на различных передачах.
1. Автомобили : Теория эксплуатационных свойств: учебник для вузов по направлению «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» / [А. М. Иванов, А. Н. Нарбут, А. С. Паршин и др.] ; под ред. А. М. Иванова. - М. : Издательский центр «Академия», 2014. - 170 с.
2. Богатырев, А. В. Автомобили / А. В. Богатырев [и др.]. - М. : Колос, 2018. - 496 с.
3. Вахламов, В. К. Автомобили. Эксплуатационные свойства : учебник / В. К. Вахламов. – М. : Академия, 2015.
4. Пузанков, А. Г. Автомобили. Основы теории расчёта с анализом устройства механизмов и физической сущности их отказов / А. Г. Пузанков. - М. : Альянс, 2013. - 552 с.
5. Проскурин, А. И. Практикум по эксплуатационным свойствам автомобилей: учеб. пособие по направлению 23/03/03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов / А. И. Проскурин, А. А. Карташов, Р. Н. Москвин. - М. : Издательский центр «Академия», 2014. - 235 с.
6. Конструкция и эксплуатационные свойства транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования : лабораторный практикум / сост. П. П. Гладкий ; Министерство образования и науки РФ. – Ставрополь : Северо-Кавказский Федеральный университет (СКФУ), 2016. – 198 с.
7. Лихачёв, Д. С. Критерий оценки динамической нагруженности системы по уровню угловых ускорений инерционных масс / Д. С. Лихачёв // Актуальные проблемы технических наук в России и за рубежом : матер. IV междунар. науч.- практич. конф. − Новосибирск, 2017. − С. 19 − 25.
8. Лихачёв, Д. С. Особенности динамической нагруженности трансмиссии транспортного средства с комбинированной энергоустановкой / Д. С. Лихачёв, И. А. Тараторкин, С. А. Харитонов // Труды НАМИ. − 2016. − № 267. − С. 22 − 31.
9. Селифонов, В. В., Нгуен, Х. Т. Выбор путей снижения динамических нагрузок в механической трансмиссии автомобиля с комбинированной энергической установкой при запуске ДВС с ходу // Наука и образование. – 2011. − №1. − С. 1 − 9.
10. Тольский, В. Е. Расчетно-экспериментальное исследование вибрации грузового автомобиля / В. Е. Тольский, Г. В. Латышев // Труды НАМИ. − 2015. − № 262. − С. 6 − 14.
11. Guzzella, L. Vehicle Propulsion Systems. Introduction to Modéling and Optimization / L. Guzzella, A. Sciarretta. - 3rd. ed. - Springer Verlag, 2013. — 403 p.
12. Intelligent Anti-Theft and Tracking System for Automobiles, International Journal of Machine Learning and Computing. - Vol. 2. - No. 1. – 2012.
13. Kroll, J.; Kooy, A.; Seebacher, R.: Land ahoy? - Torsional dampers for engines of the future. 9th LuK Symposium, 2012.
14. Lamberson, D. M. Torque management of gasoline engines: a dis. ... of Master of Science in Mechanical Engineering / D.M. Lamberson: — Berkeley, 2013. - 73 p.
15. LMS Imagine.Lab AMESim. Reference guide [Электронный ресурс]: электрон. дан. и прогр. (46,8 Мб)., 2013. – 1 электрон. опт. диск (CDROM).
16. Unifying Electrical Engineering and Electronics Engineering / Xing, S., Chen, S., Wei, Z., Xia, J. (Eds.) // Proceedings of the 2012 International Conference on Electrical and Electronics Engineering. - 2014. - P.2276.