Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Высшая школа Урала и власть в условиях нэпа: опыт взаимоотношений (1921-1925гг.)

Работа №102828

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

история

Объем работы24
Год сдачи2002
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
60
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


I. Общая характеристика работы
II. Основное содержание работы
Публикации

Актуальность темы. Исследование проблем развития российской высшей школы на протяжении последних лет приобретает особую актуальность в силу ряда причин. Главная из них связана с современным положением вузовской системы, переживающей сложный период преобразования и приспособления к изменившимся политико-экономическим условиям. Поиски оптимальных вариантов образовательной реформы обусловили необходимость обращения к накопленному в данной области историческому опыту.
Развертывание системы высшего образования имело принципиальное значение для преодоления политической и культурной отсталости России периода модернизации. При этом можно с уверенностью говорить об исключительной значимости этого процесса на Урале в 20-е годы прошлого века, поскольку именно тогда происходило становление и укрепление первых высших учебных заведений в крае - Пермского и Уральского университетов. Усилиями приглашенных столичных ученых и местных энтузиастов они за короткое время превратились в центры науки, культуры и образования. Этот процесс был чрезвычайно сложным и многоплановым, и его изучение позволяет обобщить опыт взаимодействия с вузовской системой как местных, так и республиканских структур власти.
Как показывает анализ историографии, среди советских исследователей не было единого мнения относительно событий, происходивших в уральских вузах в 1-й половине 20-х годов. Этот факт сам по себе наводит на мысль о необходимости серьезного научного исследования по заявленной теме. А изменение историографической ситуации на рубеже 80-90-х годов, появление доступа к ранее закрытым источникам позволили не только «вскрыть» не затронутые научным анализом пласты исторического материала, но и рассмотреть многие известные сюжеты в совершенно новом ракурсе.
Степень изученности темы. Проблемы взаимоотношений высших учебных заведений Урала и власти в условиях нэпа еще не избирались в качестве самостоятельной темы исследования, хотя вопросы формирования советской высшей школы привлекали внимание многих политических деятелей и профессиональных историков.
В отечественной историографии вопроса можно выделить 2 этапа: 1)50-80-е годы; 2) с начала 90-х годов.
Несмотря на то, что реформа высшего образования началась вскоре после Октябрьской революции, в 20-40-е годы практически не появилось работ, обобщающих и анализирующих ее проведение. Возможно, это объясняется тем, что проблема еще не перешла из практической плоскости в историческую, а процесс перестройки высшей школы был достаточно противоречивым и в практическом отношении не слишком эффективным.
В середине 50-х годов наблюдается пробуждение интереса к изучаемой проблеме. В определенной степени это можно объяснить юбилейными датами, которые отмечали старейшие вузы страны (Московский, Харьковский и Казанский университеты).
Положительную роль сыграло также относительное «потепление» политического климата в обществе, связанное со сменой партийного руководства. После ХХ съезда КПСС смягчается идеологический прессинг государства, что позволило ученым-обществоведам существенно расширить поле деятельности. Происходит увеличение источниковой базы исторических исследований, издаются статистические сборники, сборники документов. Продолжались публикации, анализирующие ленинское наследие.
Характерной чертой всех без исключения исследований 50-80-х годов является рассмотрение проблемы реформирования вузовской системы в историко-партийном аспекте. Основное внимание ученых было приковано к деятельности центральных и местных партийных органов, их борьбе за идеологическое завоевание вузов, воспитание кадров новой интеллигенции. Оценка результатов политики коммунистов в высшей школе носила обычно позитивный характер, а ошибки объяснялись присутствием субъективного фактора.
Значительное место большинство авторов отводило изучению места и роли рабочих факультетов в процессе советизации жизни высшей школы, а также мероприятий Наркомпроса по изменению социального состава студенчества.
Во 2-й половине 50-х годов практически одновременно появляется целый ряд трудов, в которых рассматривались как общие проблемы осуществления культурной революции в СССР, так и отдельные вопросы вузовского строительства в стране.
Среди работ первой группы хотелось бы выделить монографии М.П. Кима, которые представляют собой теоретическое осмысление советской культурной революции, её этапов и сущности. В советское время указанные работы заслуживали высокой оценки историографов за свою добротность. Однако в них можно встретить множество положений и оценок, которые в настоящее время выглядят достаточно спорными.
Вопросам осуществления культурной революции в СССР посвящена также работа П.И. Кабанова. Обращает на себя внимание характерная тенденция освещать непродуманные решения Наркомпроса как случайные, почти «стихийные» обстоятельства, с которыми партии удалось своевременно справиться.
Отдельные проблемы становления высшей школы Советской России и ее развития на различных этапах затрагиваются и в других трудах по истории культурной революции.
Особенности структуры и функционирования советской вузовской системы раскрываются в работах С.В. Кафтанова и В.П. Елютина. Но истории проведения в жизнь первого советского Устава высшей школы в них не уделяется должного внимания.
Некоторые сюжеты из истории создания высшей школы в СССР можно найти в трудах Е.В. Чуткерашвили. Автор разделяет мнение других советских ученых о том, что «в результате внимательного отношения к старой профессуре со стороны Советской власти к 1925 году произошел ее решительный переход на сторону пролетарского государства» . С учетом качественного изменения социального состава студенчества это позволяло говорить о завершении политического завоевания высшей школы. Положение Уральского университета в отношении классового состава студентов Е.В. Чуткерашвили посчитал изначально более благоприятным, поскольку вуз был открыт в одном из крупных промышленных центров страны.
Первой попыткой систематического изложения истории российского высшего образования была книга А.С. Бутягина и Ю. А. Салтанова «Университетское образование в СССР». В ней обзорно представлены основные этапы развития вузовской системы страны как до Октябрьской революции, так и после установления Советской власти, а также очерки действовавших в тот период 33 университетов. В работе раскрываются вопросы специфики университетов как особого типа учебного заведения, их вклад в развитие науки и подготовки научно-исследовательских кадров, но практически не отражается учебный аспект деятельности вузов.
Подготовку научно-педагогической интеллигенции в системе высшего образования России изучали А.Я. Синецкий и К.Т. Галкин. В их работах высоко оцениваются мероприятия Советской власти, направленные на нейтрализацию влияния старой профессуры и воспитание марксистски мыслящих научных кадров. В целом можно констатировать, что указанная проблема была достаточно популярна у советских ученых, и ей был посвящен целый ряд специальных исследований.
Во 2-й половине рассматриваемого историографического этапа (в 70-80-е гг.) произошел определенный сдвиг в сторону повышения профессионального уровня историков, расширения их научного кругозора и методических навыков, при сохранении принятых методологических подходов.
Вопросы перестройки высшей школы и вовлечения в этот процесс старой интеллигенции рассматриваются в монографиях С.А. Федюкина. Заслуга С.А. Федюкина состоит в том, что он первым отошел от сталинской схемы разделения интеллигенции после революции исключительно по классовому признаку, заявив, что «политический водораздел проходил не между групп интеллигенции, а внутри этих групп». Его работы отличает использование обширного источникового материала, в том числе зарубежного, взвешенность оценок и подходов, в особенности в последних работах.
Множество идеологических штампов содержит исследование В.В. Украинцева, посвященное рассматриваемой проблеме. Автор дает положительную оценку всему комплексу мероприятий Советской власти в системе высшего образования: введению разверстки при приеме в вуз, новым правилам формирования органов управления в них, «чисткам» студентов.
Характер так называемых «академических чисток», а также причины и следствия сокращения студенчества в годы нэпа в целом затрагивались и в работе А.П. Купайгородской, которая появилась гораздо позднее. Автор уже позволяет себе отойти от официальной версии «чисток», согласно которой их целью было избавление вузов от постоянно неуспевающих учащихся, «вечных» студентов и прочего «балласта». На материале ленинградских вузов она приходит к выводу, что «фактически процент неуспевающих и процент исключенных в результате «чисток» часто не имели между собой ничего общего».
Однако далее она утверждает, что сокращение количества студентов происходило как в порядке экономии средств, так и из-за проблем с трудоустройством дипломированных специалистов в условиях слабого развития народного хозяйства и безработицы .
Между тем о несостоятельности вывода в отношении «перепроизводства специалистов» свидетельствует анализ исследований, посвященных положению советской интеллигенции в годы первых пятилеток. М.Е. Главацкий отметил полное единодушие авторов этих работ в оценке состояния с квалифицированными кадрами в стране: к указанному сроку, то есть к началу индустриализации, наблюдалась острая нехватка образованных людей, причем объясняется это упущениями в работе органов Наркомпроса, не справлявшихся с подготовкой специалистов.
Однако в трудах историков, изучавших непосредственно состояние высшей школы в 20-е годы, таких серьезных негативных оценок деятельности Наркомпроса практически не найти. Они заостряли внимание преимущественно на объективных экономических причинах сокращения студенчества и сети вузов (а только с 1922 по 1925 год количество высших учебных заведений в стране уменьшилось с 248 до 145), не связывая их напрямую с очевидным результатом - недостатком специалистов к концу 20-х годов.
Наиболее обстоятельно страницы истории строительства советской высшей школы изложены в работе Н.Л. Сафразьян. Она дает подробный анализ партийной политики в области высшего образования, рассматривая процесс введения первого советского Устава высшей школы в вузах страны. При этом довольно критически оцениваются некоторые нововведения, осуществленные в рамках Устава, в частности, делается вывод о малоэффективности участия представителей советских общественных и хозяйственных организаций в административной академической деятельности вузов. Но общая характеристика результатов этой политики остается положительной.
В специальном исследовании Ш.Х. Чанбарисова рассматривается формирование университетской системы в Советской России. Несмотря на использование характерной политической лексики, автор многие сюжеты излагает довольно полно, представляя позицию не только партийных органов, но и профессуры. При этом раскрывается ряд проблем, слабо освещенных ранее в исторической литературе - достоинства и недостатки большевистского прагматизма, под давлением которого происходило смещение акцентов с научно-исследовательской на учебно-практическую работу вузов, перестройка системы преподавания, деятельность университетских комячеек.
В целом партийная политика в высшей школе характеризуется Ш.Х Чанбарисовым также позитивно. Левацкие перегибы на начальном этапе реформирования вузов он объясняет провокационной позицией троцкиста Е.А. Преображенского, стоявшего в 1921-1922 гг. во главе Главпрофобра, а более поздние непродуманные нововведения Наркомпроса - извращением линии партии в строительстве университетской системы.
Ю.П. Шарапов занимался вопросами борьбы на идеологическом фронте в начале 20-х годов в «перестроечное время». Но общая тональность исследования не отличается от работ его предшественников. По-прежнему политика большевиков в отношении интеллигенции представлена как процесс перевоспитания последней, а сложнейшие политические катаклизмы, сотрясавшие высшую школу в первые годы нэпа, по мнению автора, были инспирированы силами не только внутренней, но и внешней контрреволюции.
Концепция советской культурной политики, популярная у западных историографов, нашла отражение в работе С.А. Козлова. Американские и европейские советологи справедливо разделяют руководство большевиков на сторонников «мягкой» и «жесткой» линии в отношении интеллигенции, несколько преувеличивая, на наш взгляд, степень «мягкости» тех, кого они относят к ее защитникам (Ленина, Троцкого, Луначарского, Бухарина).
Наряду с общими трудами по истории советского высшего образования исследователи подготовили немало публикаций, посвященных крупнейшим высшим заведениям страны. Наибольший интерес представляют монографии, в которых был отражен процесс реформирования в Московском и Ленинградском университетах.
Рассматривая проблему «Высшая школа и власть», советские ученые обычно много внимания уделяли её политическому аспекту, в то время как другие немаловажные моменты оставались «в тени». Например, теме материального положения научно-педагогической кадров и самих вузов в годы революции и нэпа посвящено необъяснимо малое количество публикаций. Иногда незначительные по объему сюжеты на обсуждаемую тему встречались в работах советских ученых, но в крайне политизированной форме.
Совершенно недостаточно места отводилось на данном этапе историографии рассмотрению основных направлений и результатов реорганизации научно-учебной деятельности вузов в годы нэпа.
Среди работ, которые помогают составить представление о системе обучения в советских вузах, можно назвать монографию С.И. Зиновьева, включающую небольшие исторические экскурсы в изучаемый период. Организации учебного процесса в высшей школе 20-30-х годов посвящается также отдельная глава в упомянутой книге Ш.Х. Чанбарисова.
В 50-80-е годы проблемы советского вузовского строительства на региональном уровне изучались достаточно интенсивно, хотя и в принятой партийно-классовой системе координат. На общем фоне выделяется деятельность сибирских исследователей, выпустивших во 2-й половине 80-х годов целый ряд научных сборников по изучаемой теме . Среди них уважаемые историки, чьи работы на материале Сибири вызвали большой интерес - В.Л. Соскин и С.А. Красильников. Многие труды названных ученых выходят за рамки региональных исследований и носят обобщающий теоретический характер.
В 50-80 гг. некоторые страницы истории вузовского строительства на Урале были представлены в очерковых сборниках «Уральский государственный университет», «Пермский государственный университет им. А.М. Горького. 1916-1966.» и некоторых других. Авторы не смогли обойти вниманием «университетский кризис» в УГУ и другие события 1920-х годов, традиционно представив их в русле историко-партийного подхода.
В.Г. Чуфаров одним из первых занялся изучением проблем, связанных с осуществлением культурной революции на Урале, на уровне монографии. Отражая проведение в жизнь нового Устава вузов, он заостряет внимание на роли рабфаков, а также деятельности партийных ячеек, направленной на идеологическое завоевание уральских университетов. Отдельная глава посвящена развитию научно-исследовательской работы в ПГУ и УГУ на начальной стадии их жизнедеятельности. Однако анализа основных тенденций развития науки на местном уровне и влияния на этот процесс органов новой власти в работе найти не удалось.
Некоторые моменты борьбы партийных организаций Урала за перестройку высшей школы нашли отражение в исследовании В.П. Полева. Автор обоснованно выделяет 1923 год как переломный в процессе формирования политики Уралбюро ЦК по отношению к местной интеллигенции, а также в деле подчинения органов управления уральских вузов интересам новой власти. К этому времени среди уральского партийного руководства проявились две принципиально различные позиции, и оно разделилось на сторонников «жесткого» и «мягкого» подхода к интеллигенции, в том числе вузовской.
Однако трудно согласиться с общими выводами В.П. Полева, завершающими сравнительный анализ событий, которые происходили в Уральском и Пермском университетах в 1-й половине 20-х годов. По мнению автора, обстановка в УГУ в данный период была гораздо более благополучной, тогда как пермская профессура демонстрировала приверженность кадетским взглядам.
Монография М.И. Кондрашевой, появившаяся в середине 80-х годов, содержит обстоятельное исследование процесса формирования новой интеллигенции на Урале. Значительное место автор отводит рассмотрению основных этапов политического завоевания местных вузов и научных объединений.
Подготовка будущих специалистов в вузах Урала и процесс изменения классового состава студенчества освещается в исследовании Л.Я. Барановой.
Проблемы становления советского высшего образования на Урале нашли отражение в работах М.Е. Главацкого, посвященных подготовке кадров технической интеллигенции в 20-30-е годы.
К сожалению, местные историки не дают анализа причин катастрофического положения с выпусками из вузов в первой половине 20-х годов. Этот факт упоминается у В.Г. Чуфарова, М.Е. Главацкого и других ученых, но связывать его с советской реформой высшей школы никто из них не стал.
На протяжении 50-80-х годов изучение темы «Высшая школа и власть» продолжалось с достаточной интенсивностью. Методологической основой исследований неизменно служила марксистско-ленинская теория, а в ее границах - классовый подход. Поскольку реформирование вузов осуществлялось в интересах объективно передового класса, практически все мероприятия партии и правительства в области высшего образования заслуживали одобрительной оценки. В целом процесс создания и укрепления советской высшей школы выступал как последовательное воплощение ленинской идеи культурной революции, результатом которого был массовый прорыв трудящихся к знаниям. Количественные и качественные показатели повышения образовательного уровня населения по сравнению с царской Россией и государствами Запада давали наглядное подтверждение преимуществ социалистического строя, при котором в считанные годы была ликвидирована культурная отсталость страны. Такова была в общих чертах концепция истории высшей школы СССР к концу 1-го этапа историографии.
В 90-е годы, которые считаются началом нового этапа историографии, изучение проблем высшего образования было продолжено. В начале этого периода современная высшая школа вступила на путь серьезных преобразований, связанных с общим реформированием общества, его переходом от тоталитаризма к демократии. Поэтому в последнее десятилетие исследователи несколько активизировали свою деятельность на пути осмысления имеющегося исторического опыта и поиска выхода из создавшегося кризисного положения .
В начале нового историографического этапа многие ученые-обществоведы обратились к методологическим разработкам своих западных коллег. Крах системы, построенной в соответствии с марксистско-ленинской теорией, вызвал сомнения в правильности формационного подхода. Появились сторонники цивилизационного подхода, который позволял восполнить многие очевидные недостатки учения Маркса (главным образом, абсолютизацию роли социально-экономического фактора и революционного насилия в историческом процессе).
Историк А.В .Квакин выделил 3 парадигмы, которые использовали в середине 90-х годов его коллеги-обществоведы: 1) социальную, которая оперирует социальными, но внешними по отношению к политике величинами (например, марксизм); 2) культурологическую, в центре которой находится личность как источник и ядро политической жизни; 3) рационально-критическую, сторонники которой делают упор на целостности и взаимодополняемости элементов общества.
Однако при отсутствии больших научных трудов по теме говорить о концептуальных предпочтениях большинства исследователей сегодня пока сложно. Многие из них методологической основой своих работ избирают принцип историзма, который предполагает объективный анализ изучаемых проблем. Тем не менее в ряде публикаций, появившихся на страницах исторических журналов в середине 90-х годов, была продемонстрирована приверженность многих ученых марксизму и формационному подходу.
Одна из последних работ, посвященных развитию университетской системы в России, принадлежит А.И. Аврусу. Это второе (после Ш.Х. Чанбарисова) издание такого рода, призванное рассмотреть все аспекты жизни университета как особого типа высшего учебного заведения. Процесс советизации вузов в 20е годы А.И. Аврус оценивает в основном негативно, заключая соответствующую главу словами о серьезном кризисе университетской системы, поставленной усилиями руководителей народного образования на край гибели.
В 90-е годы активно выпускаются сборники исторических очерков отдельных вузов, наиболее интересный из которых приурочен к юбилею Санкт-Петербургского университета. Появляются и работы о положении студенчества в изучаемый период.
С учетом новых подходов в 90-е годы сибирским историком В.Л. Соскиным подготовлен целый ряд статей и монографий по истории науки и образования в Советской России.
Обращают на себя внимание работы его коллеги С.А. Красильникова. В одном из своих исследований он показал особую роль ГПУ в формировании партийной культурной политики периода нэпа.
Не прекращается на современном этапе изучение истории высшей школы на Урале. Формированию и деятельности высших учебных заведений края, а также людям, внесшим посильный вклад в этот процесс, посвящены очередные исторические очерки «Уральский государственный технический университет», а также монографии М.Е. Главацкого. Они охватывают период с момента появления идеи об учреждении вуза на Урале и до открытия университета.
В начале 90-х годов к очередному юбилею ПГУ вышла в свет книга о ректорах Пермского университета, где можно найти материал о событиях нэповского периода и судьбе виднейших персон из числа его преподавателей.
Итак, на протяжении 2-го этапа продолжается изучение проблемы «Высшая школа и власть», и в этом направлении исследователи достигли определенных успехов. Тем не менее многие аспекты заявленной темы остались неизученными. Поэтому рассмотрение проблемы взаимоотношений высших учебных заведений Урала и власти в 1-й половине 20-х годов остается актуальной задачей.
Объектом исследования в данной работе следует считать партийно-государственную политику в области высшего образования в условиях нэпа.
Предметом исследования является динамика взаимоотношений органов государственной власти и высшей школы Урала, представленной Уральским и Пермским университетами, в 1921-1925 гг.
Территориальные рамки исследования определяются границами Уральской области, образованной в 1923 году и включавшей в себя Екатеринбургскую, Пермскую, Тюменскую и Челябинскую губернии. До образования Уралобласти перечисленные губернии находились в зоне ответственности Уральского бюро ЦК РКП(б) (с 1923 г.- Уралобкома), выполнявшего роль основного источника власти в регионе. Изучение поставленной проблемы в данных территориальных границах позволяет выявить общие закономерности зарождения и развития высшего образования на Урале, обусловленные прежде всего потребностями края.
Хронологические рамки исследования ограничены 1921-1925 гг. не случайно. Начало этого периода совпадает с введением нового Устава вузов, ставшего основным событием в деле советизации высшей школы. Одновременно произошел переход к новой экономической политике, который породил у современников надежды на трансформацию режима и на определенном этапе рассматривался историками как время реальной альтернативы в социально-политическом развитии страны. Однако события развивались вполне линейно, завершившись в сфере высшего образования завоеванием основных командных высот в вузах и изменением контингента будущих специалистов. Этот факт, как важнейший результат 1924-1925 учебного года, констатировало и руководства Наркомпроса, и партийная печать. «Рубежный» характер 1925 года подчеркивали также советские исследователи . К этому времени происходит окончательное внедрение основ марксизма в учебные программы, а сами предметы общественно-научного минимума становятся их неотъемлемой частью. Материалы Уральского и Пермского университетов подкрепляют изложенную точку зрения.
Цели и задачи исследования. Целью исследования является изучение общих принципов и особенностей реформирования вузов Урала в период нэпа, а также результатов этого процесса в условиях складывающегося тоталитарного режима.
Для реализации заявленной цели автор ставил перед собой несколько задач:
- проанализировать основные этапы и методы реорганизации административного аппарата вузов Урала согласно требованиям Устава 1921 года;
- изучить процесс адаптации учебной жизни уральских университетов к выполнению государственного заказа на подготовку новых специалистов;
- рассмотреть формирование основных направлений научной деятельности вузов Урала в указанный период и влияние на него органов власти.
Методология исследования определяется обращением к эпохе модернизационных сдвигов в российском обществе, когда складывалась система российского высшего образования. Теория модернизации позволяет говорить о закономерном характере этого процесса, направленного на преодоление политической и культурной отсталости России.
Несмотря на серьезнейшие просчеты и перегибы, допущенные партийным и государственным руководством страны на начальном этапе развития советской высшей школы, в целом развертывание системы образования, в том числе высшего, можно квалифицировать как один из признаков модернизации, объективно свидетельствующий о движении в направлении социального прогресса.
Научному анализу событий в рамках поставленной проблемы способствовало применение метода системного подхода, который подразумевает изучение исторических объектов как систем, в данном случае - высшего образования Урала и органов управления края. В свою очередь их необходимо рассматривать в качестве одной из составляющих общества как сложной системы политических, экономических и социальных отношений. Всестороннее исследование требует изучения их структуры и функций в органическом единстве, то есть структурно-функционального анализа.
В работе над диссертацией использовался также историко-сравнительный метод, который позволил путем сопоставления выявить сходство и различие в осуществлении советской реформы высшего образования в Пермском и Уральском университетах.
В основе нашего исследования лежит принцип историзма, нацеливающий на рассмотрение исторических объектов в развитии, а также принцип научной объективности. Их использование в сочетании с принципом ценностного подхода служит залогом получения объективного исторического знания, имеющего определенную социальную значимость.
Источниковая база исследования. В диссертации использовано значительное количество опубликованных и неопубликованных источников, которые можно разделить на несколько групп.
В первую вошли законодательные источники - нормативные и исполнительные документы органов новой власти (декреты СНК, инструкции Наркомпроса, циркуляры Главпрофобра, материалы центральных и местных партийных конференций, распоряжения Уралбюро ЦК и т.д.) Знакомство с ними стало возможным благодаря работе с фондами Центра общественных организаций Свердловской области (ф.1494 - Уралбюро ЦК РКП(б), ф.4 - Уралобком, ф.285 - партийная организация Уральского государственного университета, ф.76 - Екатеринбургский губком РКП(б)) и Пермского государственного архива новейшей истории (ф.557- Пермский губком РКП(б), ф.717 - партийный комитет Пермского государственного университета).
Изучение источникового комплекса данной группы позволило реконструировать сложный процесс преобразований, который пережили уральские университеты в годы нэпа. При этом политико-административные проблемы отражены в нем с достаточной полнотой. О других аспектах деятельности вузов помогла составить представление следующая группа источников.
Её составила делопроизводственная документация, в основном характеризующая управленческую деятельность в ПГУ и УГУ: протоколы заседаний правлений, студенческих и преподавательских собраний, учетно-контрольные документы, переписка с другими учреждениями. Эта организационно-распорядительная документация была привлечена к работе из Центра документации общественных организаций Свердловской области (ф.1494 - Уралбюро ЦК РКП(б), ф.285 - партийная организация Уральского университета, ф.76 - Екатеринбургский губком партии), Государственного архива Свердловской области (ф.Р-227 - Уральский политехнический институт), Пермского государственного архива новейшей истории (ф.557 - Пермский губком РКП(б)) и Государственного архива Пермской области (ф.Р- 180 - Пермский государственный университет, ф.Р-19 - исполком Пермского губернского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, ф.Р- 23 - отдел образования Пермского исполкома). Она дает сведения как о процессе политического завоевания органов управления в уральских университетах, так и о перестройке их научно-учебной жизни. Более полное представление о трудовой деятельности уральских профессоров позволило дать также приобщение к фондам Уральского экономического совета ВСНХ (ф.Р- 193) и Уралпромбюро ВСНХ(ф.Р-95) Государственного архива Свердловской области.
Кроме того, в работе использованы документы из фондов Государственного архива административных органов Свердловской области (ф.1 - управление ФСБ РФ по Свердловской области) и Государственного архива Свердловской области (ф.Р-148 - Свердловский областной суд), где найден материал об уголовном преследовании представителей уральской профессуры.
Отдельные сюжеты, относящиеся к высшей школе, зафиксированы в партийном делопроизводстве.
К третьей группе источников принадлежат публицистические произведения, к которым, на наш взгляд, можно отнести многие работы основателя Советского государства В.И. Ленина, а также других большевистских лидеров - А.В. Луначарского, Н.И.Бухарина, Л. Д.Троцкого. Им свойственна необычайная политическая заостренность и полемическая тональность.
Публицистический характер имели дискуссии о судьбах русской интеллигенции, которые прошли с участием видных ученых и деятелей партии большевиков в 1923-1925 гг.
В этот раздел может быть внесен и юбилейный сборник «Екатеринбург за 200 лет (1723-1923)», где целая глава посвящена Уральскому государственному университету.
Отдельную группу источников традиционно составляют произведения, появлявшиеся на страницах местной и центральной печати («Уральский рабочий», «Звезда», «Студент-пролетарий», «Студент-рабочий», «Правда»), основным содержанием которых было обсуждение политических либо материально-бытовых проблем. Они позволяют изучить общественно-политические настроения и передать историческую атмосферу изучаемого периода. Здесь же следует упомянуть информативные и аналитические материалы, появлявшиеся в периодических изданиях того времени («Правда», «Народное просвещение», «Известия ЦИК и ВЦИК»).
В группу статистических и справочных материалов включены данные специального обследования, которое состоялось в Уральском университете весной 1921 года, а также сборники научно-справочного характера «Университеты и научные учреждения к ХУЛ съезду ВКП(б)» и «Высшие учебные заведения СССР: Университеты, экономические и юридические вузы». Ценные сведения содержит обзорная брошюра, посвященная Пермскому государственному университету, где излагаются основные результаты деятельности одного из крупнейших факультетов ПГУ за 1923-1924 гг., и работы, в которых отражены биографические данные преподавателей и профессоров уральских университетов .
Источники личного происхождения представлены опубликованными работами мемуарного характера. В частности, к ним принадлежат воспоминания участников и очевидцев процесса становления и советизации Пермского университета, а также аналогичный сборник свидетельств, оставленных бывшими студентами и сотрудниками Уральского университета. Значительно обогатили последнюю группу источников интереснейшие материалы из архива профессора Уральского университета В.Е.Грум-Гржимайло, прославившегося в начале прошлого века своей гидравлической теорией пламенных печей.
Кроме того, неопубликованные материалы названной группы источников были привлечены из фондов Государственного архива Пермской области (ф.Р- 973 - личный фонд П.С. и И.С.Богословских, ф.Р-790 - архивная коллекция «Уральский биографический словарь» (фонд А.К.Шарца)).
Всего автором изучены материалы 16 фондов из 5 архивов Пермской и Свердловской областей. Многие документы вводятся в научный оборот впервые.
Научная новизна работы заключается в том, что проблемы высшей школы Урала в условиях нэпа впервые рассмотрены на уровне диссертации. При этом выявлены общие принципы и особенности формирования системы высшего образования на Урале; рассмотрены основные этапы политического завоевания вузов и научных обществ Урала в годы нэпа, отмеченные тактическим изменением партийного курса на местном уровне; показано материальное положение вузовской интеллигенции Урала и университетов в целом; исследованы надзаконные механизмы осуществления партийной политики в высшей школе; раскрыта роль нового студенчества в деле проведения в жизнь советской реформы высшего образования; изучены результаты реформирования вузов региона на основании нового Устава 1921 года, характеризующие практическую эффективность их работы; проанализированы основные принципы организации научно-исследовательской деятельности уральских университетов; введено в научный оборот множество малоизвестных источников.
В рамках данной темы, помимо сугубо научного интереса, можно говорить о практической значимости изучения проблем реформирования университетов, поскольку развитие ситуации в сфере высшего образования в современной России вызывает вполне определенные исторические аналогии с прагматическими установками большевиков в период нэпа. Исторический опыт, накопленный в деле отечественного вузовского строительства, может быть использован современными реформаторами.
Фактический материал диссертации, а также сделанные выводы и обобщения, могут быть привлечены специалистами при составлении лекций и спецкурсов по истории высшей школы России, а также в краеведческой работе.
Апробация работы. Основные положения исследования обсуждались на кафедре документоведения и информационно-правового обеспечения управления Уральского государственного университета им. А.М. Горького; докладывались на научных конференциях в УрГУ (1994,1996, 1997, 1998).
Структура диссертации. Представленная к защите диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 4 параграфа, заключения, списка использованных источников и литературы, а также приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. К вопросу о взаимоотношениях старой профессуры и новой власти. А.А.Гапеев.// Междисциплинарный подход в историческом исследовании: Тез. науч. конф. студентов и аспирантов ист. факультета. - Екатеринбург, 1992.
2. Ученый-геолог А.А.Гапеев: инакомыслящий 1923 года (в соавторстве) // История Советской России: новые идеи, суждения: Тез. докл. второй республиканской науч. конф. Ч.2.- Тюмень, 1993.
3. К вопросу о сменовеховстве на Урале // Высшая школа в преддверии XXI века: Тез. докл. науч. конф., посвященной 75-летию УрГУ.- Екатеринбург, 1995.
4. Власть и научно-педагогическая интеллигенция Урала в начале 20-х годов // Интеллигент в провинции: Тез. докл. Всеросс. научно-практ. конф. 4-5 февраля 1997г. Вып.2.- Екатеринбург, 1997.
5. Вузовская автономия в системе ценностей интеллигенции в первые годы нэпа // Интеллигенция России в истории XX века: неоконченные споры. К 90- летию сборника «Вехи»: Тез. докл. и сообщ. Всеросс. науч. конф. 24-25 дек. 1998г. - Екатеринбург, 1998.
6. О методах проведения партийной политики в вузах Урала в 1-й половине 20-х годов // Российская интеллигенция: критика исторического опыта: Тез. докл. Всеросс. конф. с международным участием, посвященной 80-летию сборника «Смена вех». 1-2 июня 2001г. - Екатеринбург, 2001.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ