Введение 3
Глава 1. Символизм и модерн как семантический и стилистический контекст творчества В. В. Владимирова 15
Глава 2. 1898-1905 гг. Ранний московский период творчества В. В. Владимирова: неоромантизм, модерн 31
Глава 3. 1906-1916 гг. Расцвет символистской графики В. В. Владимирова «между двух революций» 71
Глава 4. 1921-1930 гг. В. В. Владимиров среди мирискусников и конструктивистов в
детском книгоиздательстве в Ленинграде 132
Заключение 170
Список сокращений 176
Список источников 177
Список использованной литературы 183
Список опубликованных работ по теме диссертации 194
Том 2.
Приложение
Исследование посвящено творчеству художника Василия Васильевича Владимирова (1880-1931) и культурно-историческому контексту конца XIX – первой трети
XX в., в рамках которого оно развивалось.
Актуальность исследования. Исследование наследия русского модерна и
символизма, в полной мере начавшееся лишь в 1970-е гг., продолжается до сих пор.
1990-е гг. стали временем открытия забытых имен в русском искусстве начала XX в.
Одним из них стало имя В. В. Владимирова: его работы из собрания Государственного Русского музея (ГРМ) экспонировались в 1996 г. на выставке «Символизм в
России», а в 1999 г. была опубликована статья Ю. Б. Демиденко1, посвященная его
биографии и творчеству – единственная более или менее полная публикация о художнике на сегодняшний день. В целом наследие Владимирова остается мало изученным в силу своей разрозненности, а между тем его творчество несомненно представляет научный интерес. Введение в искусствоведческий оборот произведений,
которых еще не было в поле внимания исследователей, а также анализ работ, уже
фигурировавших в публикациях о художнике, позволит составить наиболее исчерпывающую картину его творчества и вписать его в историю русского искусства конца XIX – первой трети XX в.
Контекст творчества В. Владимирова позволяет обратиться к вопросу о стилистических разновидностях модерна и его символистском образном наполнении, а
также определить расстановку художественных сил в детской книжной графике
1920-х гг., к которой в этот период обратился Владимиров. Как неоднократно отмечали исследователи, стиль эпохи нельзя увидеть, ограничиваясь примером творчества выдающихся мастеров того или иного периода. В то время как пример Владимирова позволяет проследить некоторые из направлений, в которых развивалось
1
Демиденко Ю. В. В. Владимиров художник первой книги Блока // Труды Государственного музея истории Санкт-Петербурга. СПб., 1999. Вып. IV (Музей-квартира А. Блока: материалы научных конференций). С. 253-265.4
русское искусство указанного периода, и, в частности, акцентировать излюбленные
темы и мотивы художников символизма и модерна 1900-10-х гг. и детских книжных
иллюстраторов 1920-х гг.
Степень изученности проблемы. Самое раннее поступление в музейный
фонд работ Василия Владимирова – это передача им самим двадцати пяти гравюр в
Музей изящных искусств (сегодня – ГМИИ им. А. С. Пушкина) в 1920-е гг.2 После
смерти художника в 1931 г. его имя было почти забыто, часть работ пропала во время войны. В 1969 г. его сын, тоже художник и тоже Василий Васильевич Владимиров, преподававший на художественно-графическом факультете Ленинградского
государственного педагогического института им А. И. Герцена, организовал там выставку «В. Владимиров (1880–1931). Художник, исследователь, теоретик и популяризатор». Одновременно он передал Русскому музею двадцать гравюр, датируемых
1906–1911 гг., а сотрудник музея В. Наумов начал работу по систематизации сведений о художнике. В 1975 г. два эскиза обложек детских книг, выполненных Владимировым в 1925 г. для издательства «Радуга», были приобретены музеем у
С. В. Поляковой – дочери журналиста Полякова, помощника основателя издательства «Радуга» Льва Клячко. В 1981 и 1989 гг. жена сына Владимирова Тамара Герасимовна Чистякова передала коллекцию рисунков и акварелей 1900-х гг., а также
альбом зарисовок 1901 г. и два офорта в собрание Вологодской областной картинной галереи (ВОКГ).
Имя Василия Владимирова неизменно встречается в научных работах, посвященных литературе Серебряного века, в частности жизни и творчеству Андрея Белого
4
. Там он фигурирует как один из близких друзей поэта в годы студенчества и
один из участников кружка тогда еще будущих «аргонавтов».
2
ОР ГМИИ. Ф. 5. Оп. XII. Ед. хр. 8. Л. 98.
3
Второй сын Василия Владимирова – Сергей Васильевич Владимиров (1921–1972) – был известным ленинградским
театроведом; третий, старший, сын – Михаил Васильевич.
4
Богомолов Н. Вокруг «Серебряного века»: Статьи и материалы. М.: Новое литературное обозрение, 2010. С. 385, 626;
Быстров В. Н. Между утопией и трагедией.: Идея преображения мира у русских символистов. М.: Прогресс-Плеяда,
2012. С. 98; Воспоминания об Андрее Белом / Сост. и вступ. ст. В. Пискунова. М.: Республика, 1995. С. 411 – здесь в
частности сообщается о фотографии, запечатлевшей А. Белого на карнизе квартиры Владимировых на Смоленском5
Интерес к художественному наследию Владимирова возобновился благодаря
выставке 1996 г. «Символизм в России» в Русском музее, где были представлены его
акватинты. Например, известный зарубежный исследователь русского Серебряного
века Дж. Боулт приводит имя Владимирова в ряду художников «несомненного таланта, которыми долго пренебрегали» вплоть до 1990-х гг., когда они «заняли свои
законные места в пантеоне русской культуры XX века»: Б. Анисфельда, В. Денисова, М. Фармаковского, Н. Калмакова, Вс. Максимовича, В. Масютина, В. Замирайло.
Наиболее полное описание жизни и творческого наследия художника содержит упомянутая статья Ю. Б. Демиденко, где собраны воедино разрозненные факты
его биографии, включая и поздний период, и где В. Владимиров представлен в
первую очередь как художника сборника «Стихи о Прекрасной даме» Александра
Блока 6 . В своей книге «Символизм в русском изобразительном искусстве»
О. Ф. Петрова7 посвятила Владимирову (наряду с Анисфельдом и др.) один из разделов главы «Забытые художники»; в нем она привела краткий стилистико-семантический анализ некоторых из гравюр начала 1910-х гг. из собрания Русского
музея.
В рамках исследования был систематизирован, описан и проанализирован материал творческого наследия Василия Васильевича Владимирова. В его творчестве
было выделено три хронологических периода, материал которых различается по
техническим, тематическим и стилистическим характеристикам.
В период 1898–1905 гг. художник работал над акварелями по мотивам допетровской истории и русских сказок в стилистике неоромантического направления.
Работа над обложками сборников Александра Блока «Стихи о Прекрасной Даме» и
Андрея Белого «Возврат: III симфония» 1905 г. представляет собой переход к стилистике зрелого модерна и отличается использованием характерных образных мотивов
и декоративных элементов. Росписи Знаменской церкви и часовни-усыпальницы
Поляковых в имении Знаменское-Губайлово являются примером индивидуального
стиля художника в русле модерна.
Период 1906–1916 гг. открывается поездкой Владимирова в Мюнхен с целью
обучения гравюре в Академии изящных искусств. В работах начала этого периода
прослеживается влияние мюнхенского Сецессиона («Дама», ряд «Танцовщиц») и
увлечение теорией искусства. В серии гравюр 1908–1911 гг. «Маскарад» и «Средневековье», а также акварелях и карандашных набросках («У рояля» и др.) художник
разрабатывает темы и мотивы, характерные для символизма: музыка, отвлеченные
женские образы, маски, священные действа и пр. Также в духе символизма выполнены его работы на евангельские темы (гравюры «Человек с кувшином», «Проповедь», набросок тушью «Агнец Божий»), в которых художник разрабатывает нераспространенные сюжеты или типы.
В период 1921–1930 гг., когда В. Владимиров переехал жить в Ленинград, он
выполнил ряд работ в сфере детской книжной иллюстрации. Его предыдущее творчество в русле стиля модерн, соприкосновение со стилистикой мирискуснического171
направления книжной графики во многом определило последующее его творчество.
Работая преимущественно в технике рисунка тушью и акварелью, художник подчас
имитирует технику ксилографии, порой подражает стилистике кинематографических сцен. Темы, которые разрабатывает Владимиров, характерны для сферы ленинградской книжной графики 1920-х гг. в целом – производственные феномены, приключения, познавательные истории; но у него есть и особенно интересующая его
сфера – кукольный театр. Довольно рано по сравнению в другими художниками
Владимиров начинает пользоваться техникой черной акварели (тональной иллюстрации), которая найдет широкое распространение в книжной графике в 1930-е гг.
При анализе работ Владимирова из музейных коллекций были уточнены и
предложены некоторые корректировки атрибуций. Так, «Евангельский сюжет» из
ГМИИ был определен как «Призвание апостола Иоанна»; было выдвинуто предположение, что «Женские портреты» из ГМИИ представляют собой портреты сестры и
жены художника. При этом, портрет, выполненный в технике меццо-тинто, в силу
схожести манеры и колорита с «Призванием апостола» и «Проповедью» можно датировать 1916–1917 гг. (датировка музея – 1911 г.). Акварель «Танцовщица» из Вологодской галереи оказалась парафразом «Саломеи» Ф. Штука, следовательно была
выполнена в 1906 г. или чуть позже, а изображенная фигура легла в основу гравюр
«Танцовщицы» и «Танец».
Были проанализированы три опубликованных текста Василия Владимирова –
рассуждения о художественной жизни Москвы 1909 г., росписях Михаила Нестерова в Марфо-Мариинской обители и статья о ренессансном мастере Фра Беато Анджелико. Это позволило составить представление о творческой философии самого
художника, которая сводится к тезису об искренности и «проявлении живой человеческой души» как ключевых компонентов искусства. Принцип Владимирова «живопись ради живописи» родственен формуле «искусство для искусства», но не тождественен ей. Он отражает, прежде всего, устремления художников Московского товарищества, направленные в сторону независимости искусства от общественных проблем; но он не чужд установке декаданса ставить эстетику выше этики, выразившейся либо в упоении красотой зла, либо в ретроспективизме и построении утопий.
Для Владимирова «живопись ради живописи» означает, прежде всего, проявление
души (а не внешней идеи) в творчестве и самосовершенствование в искусстве.
1. Адресная книга А. Бугаевой (матери А. Белого) // РГАЛИ. - Ф. 53. - Оп. 3. - Ед. хр. 23.
2. Анучин Д. По поводу двадцатипятилетия со дня смерти Н. Н. Миклухо- Маклая. Статья в газ. «Русские ведомости» №82 от 9 апреля 1913 г. - РГАЛИ - Ф. 2197. - Оп. 1. - Ед.хр. 708.
3. Бартрам Н. О возрождении народного творчества в игрушках / Н. Бартрам // Аполлон. - 1912. - №2. - С. 55-64.
4. Белый А. Апокалипсис в русской поэзии / А. Белый // Весы. - 1905. - №4. - С. 11-28.
5. Белый А. Возврат: III симфония / А. Белый; обл. работы В. Владимирова. - М.: Гриф, 1905. - 126 с.
6. Белый А. Маска / А. Белый // Весы. - 1904. - №6. - С. 6-15.
7. Белый А. Серебряный голубь: повесть в 7 главах / А. Белый; обл. работы П. Уткина. - М.: Скорпион, 1910. - 321 с.
8. Белый А. Символизм и русское искусство / А. Белый // Весы. - 1908. - №10. - С. 38-48.
9. Белый А. Символизм. Публичная лекция / А. Белый // Весы. - 1908. - №12. - С. 36-41.
10. Бенуа А. Выставка Товарищества московских художников // Слово. - 1905, 18 января. - №40.
11. Билибин И. Народное творчество Севера / И. Билибин // Мир искусства. - 1904. - Т. 12. - №11. - С. 303-318.
12. Блок А. Вечера «искусств» / А. Блок // Речь. - 1908, 27 октября.
13. Блок А. Стихи о прекрасной даме / А. Блок; обл. работы В. Владимирова. - М.: Гриф, 1905. - 135 с.
14. Васильева Е. Человек с луны : (Миклуха-Маклай) : [Рассказ для детей] / Е. Ва¬сильева; Рис. В. Владимирова. - Москва ; Ленинград : Гос. изд-во, 1929 (Ле¬нинград : тип. Печатный двор). - 84, [4] с. : ил., портр., карт. ; 20*14 см
15. Владимиров В. Маленький театр / В. Владимиров ; рис. автора. - М.-Л.: Госиз¬дат, 1928. - 39 с. : ил.
16. Владимиров В. Новое истинно художественное в русском церковном искус-стве / В. Владимиров // Душеполезное чтение. - 1912. - №6. - С. 281-288.
17. В. В. По поводу художественных выставок в Москве // Северное сияние. - 1909. - №4. - С. 131-138.
18. Владимиров В. Святой художник / В. Владимиров // Северное сияние. - 1908. - №1. - С. 3-19.
19. Вольфинг. Модернизм и музыка. Статьи критические и полемические. 1907¬1911. - М. : Мусагет, 1912. - 446 с. : ил.
20. Гильдебранд А. Проблема формы в изобразительном искусстве: Собрание ста¬тей / Перевод Н. Розенфельда и В. Фаворского. - М.: Мусагет, 1914. - 196 с.: ил.
21. Глаголь С. По картинным выставкам. Нечто о закрывшейся общегерманской выставке и о двух выставках акварелей. - «Курьер», 1900, 30 марта, №89.
22. Грабарь И. Две выставки / И. Грабарь // Весы. - 1907. - №3. - С.101-104.
23. Дар В. Владимирова. Вх. №67. 22.1У.25г. ОР ГМИИ. - Ф5. - Оп.Х11. - Ед.хр.8. - Л.98.
24. Дягилев С. Иллюстрации к Пушкину / С. Дягилев // Мир искусства. -1899 - №16-17. - С. 35-38.
25. Дягилев С. Сложные вопросы. Наш мнимый упадок / С. Дягилев // Мир искус¬ства. - 1899. - №1. - С. 10-11.
26. Житков Б. Буер-самоделка / Б. Житков; Рис. В. Владимирова. - 2-е изд. - Москва ; Ленинград : Гос. изд-во, 1931 (Ленинград : тип. Евг. Соколовой). - 16 с. : ил. ; 18х13 см
27. Житков Б. Кино в коробке: Стробоскоп / Б. Житков; рис. автора. - М., Л.: ГИЗ, 1927. - 23 с.: ил.
28. Житков Б. Паровоз : [Популярный очерк] / Рис. В. Владимирова. - Москва ; Ленинград : Гос. изд-во, 1927 (Ленинград : тип. Печатный двор). - 35 с. : ил., черт. ; 18х13 см
29. Житков Б. Паровозы : [Рассказ для детей] / Б. Житков; Рис. В. Владимирова. - Москва ; Ленинград : Гос. изд-во, 1928 (Ленинград : тип. Печатный двор). - 109, [2] с., [1] с. объявл. : ил., черт. ; 20х14 см
30. Житков Б. Черные паруса : [Повесть] / Б. Житков; Рис. В. Владимирова. - [Ле¬нинград] : Радуга, [1927] ([Ленинград] : типо-лит. "Вестник Ленингр. совета"). - 103, [5] с. : ил. ; 23х15 см
31. Иванов Вяч. Заветы символизма // Аполлон. - 1910. - №8. - С. 5-20.
32. Иванов Вяч. Новые маски / Вяч. Иванов // Весы. - 1904. - №7. - С. 1-10.
33. Изгур И. Да будет свет! : [Кинопоэма] / И.Изгур; Илл. В.Владимирова. - 6-е изд. - Кременчуг : Всеукр. гос. изд., 1920. - 55 с. : илл.
34. Калики перехожие: Сборник стихов и исследование П. Бессонова. Часть 1. - Вып. 3. - М.: Типография А. Семена, 1861. - 852 с.
35. Каталог XI выставки картин Московского товарищества художников. - М., 1904.
36. Каталог XVIII выставки картин Московского товарищества художников. - М. : Типо-литография «Печатник», 1911. - 32 с.
37. Каталог XX выставки картин Московского товарищества художников. - М., 1913. - 21 с. [17] л. ил.
38. Каталог XXI выставки картин Московского товарищества художников. - М., 1915. - 20 с.
39. Каталог XXII выставки картин Московского товарищества художников. - М. : Тип. «Автомобилист», 1916. - 24 с.
40. Каталог Выставки картин и скульптуры "Художники Москвы - жертвам вой¬ны", организованной Московским губернским комитетом Всероссийского земского союза помощи раненым и Центральным бюро при Г ородской управе : 1914-1915. - Москва, 1914. - 42 с.
41. Клингер М., Живопись и рисунок / М/ Клингер; С 4-го нем. изд. пер. Е.Л. - СПб.: изд. В. Л-ва, 1908. - 55 с.
42. -ский А. (Койранский А.) Московское товарищество художников // Весы. - 1904. - №3. С. 49-50.
43. Койранский А. ХХ-ая выставка «Московского товарищества художников» // Утро России. - 1913. - 1-2 февраля.
44. Короленко В. Без языка / В. Короленко; Рис. и обложка В. Владимирова. - Москва ; Ленинград : Гос. изд-во, 1929 (Ленинград : тип. Печатный двор). - 244, [3] с. : ил. ; 20х14 см
45. Кривое зеркало : Лит.-худож. и юмористич. журн. - М : М.С. Эйбер, 1909. №10. - С. 10.
46. Лебеденко А. Восстание на "Святой Анне" : [Повесть] / А. Лебеденко; Рис. и обл. В. Владимирова. - Москва ; Ленинград : Гос. изд-во, 1930 (Ленинград : тип. Печатный двор). - 224 с. : ил. ; 20х14 см
47. Лебеденко А. Четыре ветра : [Повесть] / А. Лебеденко; Рис. и обл. В. Влади¬мирова. - 2-е изд. - Москва ; Ленинград : Гос. изд-во, 1930 (Ленинград : тип. им. Н. Бухарина). - 286, [2] с. : ил. ; 20х14 см
48. Лилина З. Дети революционеры / З. Лилина; Рис. и обложка В. Владимирова. - 2-е изд. - Москва ; Ленинград : Гос. изд-во, 1929 (Ленинград : тип. им. Н. Бу¬харина). - 110, [2] с. : ил. ; 20х14 см
49. Литвинов П. Белая ворона; Громовая стрела: [Рассказы] / П.Литвинов; Рис. В.Владимирова. - М. ; Л : Радуга, 1926 (обл. 1925). - 64 с. : ил. ; 24 см
50. Литвинов П. Электрификация : [Рассказ] / П.Литвинов; Рис. В.Владимирова. - Л : Радуга, 1926. - 85 с. : ил. ; 24 см
51. Лукомский Г. Художественная жизнь Москвы / Г. Лукомский // Аполлон : ли¬тературно-художественный журнал. Хроника. - 1910, февраль. - №5. - С. 58¬71.
52. Новый Робинзон : Двухнедельный детский журн. Орган Сев.-Зап. бюро Дет¬ской ком. организации юных пионеров им. В. И. Ленина и Ленингр. губкома РЛКСМ. - Л. : Ленинградская правда, 1923-1925.
53. Письмо Владимирова В. В. Кандаурову К. В. // РГАЛИ. - Ф. 769. - Оп. 1. - Ед.хр. 39.
54. Письмо Московского товарищества художников за подписью Владимирова Василия Васильевича Кандаурову К.В. об исключении его из членов товари¬щества // РГАЛИ. - Ф.769. - Оп. 1. - Ед.хр. 256.
55. Ремизов А. Ангел-хранитель; Каменная баба; К морю-Океяну / А. Ремизов // Северное сияние. - 1909. - №4. - С. 44-49.
56. Рескин Дж. Прерафаэлитизм / Пер. О. Соловьевой // Мир искусства. - 1900. - Т. 4. - С. 49-72 и 73-96.
57. Соловьев С. Символизм и декадентство / С. Соловьев // Весы. - 1909. - №5. - С. 53-64.
58. Туман. Сказка К. Эвальда. Пер. с немецкого 4 рис. худ. В. Владимирова. Заго¬ловок и концовка худ. Иванова // Северное сияние. - 1908. - №2. - С. 120-125.
59.Четвериков Д. Самовар : [Рассказ] / Дм. Четвериков; Рис. В. Владимирова. - Москва ; Ленинград : Гос. изд-во, 1927 (Ленинград : тип. Печатный двор). - 24 с. : ил. ; 18х13 см
60.Чулков Н. Великий князь Дмитрий Донской / Сост. Н. Чулков; С рис. В. Вла¬димирова. - Санкт-Петербург : Спб. о-во грамотности, 1910. - 29 с. : ил. ; 20 см
61. Циолковский К. На луне : Фантастическая повесть / К. Циолковский; Предисл. Я.Перельмана Рис. и обложка В. Владимирова. - Москва ; Ленинград : Гос. изд-во, 1929 (Ленинград : тип. Печатный двор). - 75 с. : ил., портр., черт. ; 20х13 см
62.Эттингер П. XIX выставка МТХ / П. Эттингер // Аполлон : литературно-художественный журнал. Русская художественная летопись. - СПб. : Типогра¬фия «Сириус», 1912. - № 5, март. - С. 76-78.
Список использованной литературы
1. Алешина Л. Образы и люди Серебряного века / Л. Алешина, Г. Стернин. - М.: Галарт, 2005. - 271 с. : ил.
2. Белый А. О Блоке: Воспоминания. Статьи. Дневники. Речи / А. Белый; Вступ. ст., коммент. А. Лаврова. - М.: Автограф, 1997. - 607 с.
3. Белый А. Между двух революций / А. Белый; вступ.ст. Ц. Вольпе. - Л.: Изда-тельство Писателей в Ленинграде, 1934. - 503 с.
4. Белый А. Воспоминания : в 3 кн. / А. Белый. - М.: Художественная литература, 1989. - (Серия литературных мемуаров).
Кн. 1: На рубеже двух столетий / авт. предисл. А. Лавров. - 1989. - 542, [1] с., [9] л. ил. : ил., портр. - В кн. также комментарии.
Кн. 2: Начало века. - 1990. - 686, [1] с., [9] л. ил.: ил., портр. - В кн. также ком¬ментарии.
5. Белый А. Символизм как миропонимание / Сост., вступ. ст. и прим.
Л. Сугай. - М.: Республика, 1994. - 528 с.
6. Беньямин В. Происхождение немецкой барочной драмы. / В. Беньямин; пер. с нем. С. Ромашко. - М.: Аграф, 2002. - 280 с.
7. Блинов В. Русская детская книжка-картинка 1900-1941 / В. Блинов. - М.: Ис- кусство-ХХ1 в., 2005. - 220, [4] с. : ил.
8. Богомолов Н. Вокруг «Серебряного века»: Статьи и материалы / Н. Богомолов.
- М.: Новое литературное обозрение, 2010. - 720 с.
9. Борисова Е. Русский модерн: альбом / Е. Борисова, Г. Стернин. - М.: Галарт, 1994. - 360 с.: ил.
10. Борисова Е., Каждан Т. Русская архитектура конца XIX — начала XX века / Е. Борисова, Т. Каждан. - М.: Наука, 1971. - 240 с.
11. Быстров В. Н. Между утопией и трагедией.: Идея преображения мира у рус-ских символистов. - М.: Прогресс-Плеяда, 2012. - 384 с.
12. Век русского книжного искусства / Авт. вступ. ст. Э. Кузнецов; Сост. А. Мар¬кевич. - М.: Вагриус, 2005. - 568 с. : ил.
13. Вельфлин Г. Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса = Die Kunst der Renaissance Italien und das deutsche Formgefühl / Г. Вельфлин; Пер. Л. Некрасовой и В. Павлова Ред. пер. В. Павлов; Вступ. статья Л. Ремпеля. - М.: Изогиз, 1934. - 388, [3] с., 1 вкл. л. ил. : ил.
14. Владимир Лебедев: Альбом / Авт. Ю. Герчук ; сост. И. Вискова; худож. А. Мызников. - М. : Сов. художник, 1990. - 76 с. : ил.
15. Волотова Н. Как создавался «Робинзон» / Н. Волотова // «Я думал, чувствовал, я жил». Воспоминания о Маршаке. - М.: Советский писатель, 1988. - С. 188-196.
16. Волошин М. Лики творчества. / Изд. подгот. В. Мануйлов и др. - Л.: Наука, 1989. - 848 с.: ил.
17. Воропанов В. В кругу “Аргонавтов” / В. Воропанов // Вологодский комсомо¬лец. - 1982.- 1 декабря.
18. Воспоминания об Андрее Белом / Сост. и вступ. ст. В. Пискунова. - М. : Рес-публика, 1995. - 591 с.
19. Вострецова Л. Василий Васильевич Владимиров (1880-1931) / Л. Вострецова // Антикварное обозрение. - 2005. - №1(14). - С. 54-57.
20. Ганкина Э. Русские художники детской книги / Э. Ганкина. - М. : Советский художник, 1963. - 276 с., [2] с., [9] л. ил. : ил.
21. Гейзер М. Маршак. - М.: Молодая гвардия, 2006. - 327 с.: ил. - (Жизнь замечат. людей: Сер. биогр.; Вып. 989).
22. Герчук Ю. Между графикой и книгой / Ю. Герчук // Наше наследие : иллю-стрированный культурно-исторический журнал. - М., 2008. - № 85. - С. 20-33.
23. Герчук Ю. Искусство печатной книги в России XVI-XXI веков / Ю. Герчук. - СПб.: Коло, 2014. - 512 [128] с. : ил.
24. Герчук Ю. Русское книжное искусство на переломе времен (1918-1923) / Ю. Герчук // Проблемы истории, филологии, культуры. - 2008. - №22. - С. 643-657.
25. Герчук Ю. Художественные миры книги / Ю. Герчук. - М. : Книга, 1989. - 239 с.: ил.
26. Голлербах Э. История гравюры и литографии в России / Э. Голлербах. - М., Пг.: Государственное издательство, 1923. - 217 с.: ил.
27. Голынец С. От «искусства в книге» к искусству книги. Графика И. Я. Билиби¬на / С. Голынец // Искусство книги. 1972-1980. - Выпуск 10. - М.: Книга, 1987. - С. 187-204.
28. Голынец Г. Сказки А. С. Пушкина в русском изобразительном искусстве XIX - начала XX века / Г. Голынец, С. Голынец // Искусство. - 1976. - № 5. - С. 53-59.
29. Грабарь И. Моя жизнь: Автомонография. - М., Л.: Б. и. Искусство, 1937. - 376 с.: ил.
30. Гумилев Н. Полное собрание сочинений: В 10 т. / Н. Гумилев. - М. : Воскресе¬нье, 1998.
Том 2. Стихотворения. Поэмы (1910-1913). - М. : Воскресенье, 1998.
Том 6. Художественная проза. - М. : Воскресенье, 2005.
31. Давыдова О. Концептуальный модерн: Слово - Образ - Место. - М.: Букс- МАрт, 2014. - 144 с.: илл.
32. Демиденко Ю. В. В. Владимиров художник первой книги Блока / Ю. Деми-денко // Труды Государственного музея истории Санкт-Петербурга. - СПб., 1999. - Вып. IV (Музей-квартира А. Блока: материалы научных конференций). - С. 253-265.
33. Долинский М. Искусство и Александр Блок: Книжная и журнальная графика. Театр. Портреты / М. Долинский. - М.: Сов. художник, 1985. - 335 с. : ил.
34. Дульский П. Иллюстрация в детской книге / П. Дульский и Я. Мексин. - Ка-зань: Изд. авт., 1925. - 149 с.: ил.
35. Дурылин С. Нестеров в жизни и творчестве / Вступ. статья. А. Сидорова. - М.: Мол. гвардия, 1976. - 463 с., 25 л. ил.
36. Дух символизма. Русское и западноевропейское искусство в контексте эпохи конца XIX - начала XX века. - М. : Прогресс-Традиция, 2012. - 696 с.: ил.
37. Ермилова Е. Теория и образный мир русского символизма / Отв. ред. С. Боча¬ров. - М.: Наука, 1989. - 176 с.
38. Знаменское-Губайлово [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://proselki.ru/topics/znamenskoe gubajlovo/znamenskoe gubajlovo.topic.htm
39. Иванов Вяч. Собрание сочинений в 4 т. / под ред. Д. Иванова и О. Дешарт. - Брюссель, 1974.
40. Иван Яковлевич Билибин. Статьи. Письма. Воспоминания о художнике / ред.- сост., авт. вступ. ст. и коммент. С. Голынец. - Ленинград : Художник РСФСР, 1970. - 370, [5] с., [71] л. ил.
41. Иллюстрированный словарь русского искусства / Ред.-сост. Н. Борисовская; Редкол.: Д. Сарабьянов и др. - М.: Белый город, 2001. - С. 101.
42. Искусство оформления книги. Работы ленинградских художников 1917-1964: Альбом / Предисл. Э. Кузнецова. - Л.: Художник РСФСР, 1966. - 185 с.: ил.
43. Кириченко Е. Русская архитектора 1830 — 1910-х годов / Е. Кириченко. - М.: Искусство, 1978. - 400 с.
44. Колобаева Л. Русский символизм / Л. Колобаева. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. - 294 с.
45. Коновалов Э. Г. Новый полный биографический словарь русских художни-ков / Э. Г. Коновалов. - М. : Эксмо, 2008. - 576 с.
46. Красногорье. Портреты. Имена в истории. Василий Васильевич Владимиров [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
кихм.рф/portraits/names/index.php?action=show&razdel=14&pageid=12
47. Кузин В. Искусство книжной графики в контексте отечественной культуры 20¬х годов ХХ века / В. Кузин. - СПб.: Астерион, 2012. - 100 с.
48. Кузнецова Г. У истоков советской детской книги / Г. Кузнецова // Детская литература. - 1976. - № 7. - С.70-73.
49. Лавров А. Андрей Белый в 1900-е годы. Жизнь и литературная деятельность в 1900-е годы / А. Лавров. - М.: Новое литературное обозрение, 1995. - 336 с.