Актуальность темы. Изучение биографий, научного и литературного наследия знаковых фигур научно-образовательного пространства России имеет важное значение как для выяснения путей научного развития идей, концепций, взглядов и оценки вклада в науку конкретного ученого, так и для понимания чаяний и устремлений научной среды, без чего невозможны полноценный научный поиск и решение многих стоящих перед наукой проблем. Это становится особенно очевидно сегодня, когда государство, научное сообщество, общество в целом ищут новые формы организации науки и новые образовательные модели, способные наиболее адекватно отвечать на вызовы современности. В этой связи имеет большой потенциал и перспективу обращение к биографии и наследию выдающегося ученого XIX — первой трети XX в., почетного члена всех четырех духовных академий, члена- корреспондента Императорской Академии наук Алексея Афанасьевича Дмитриевского.
Наиболее значимым для гуманитарной науки был киевский период (1884-1907) жизни А. А. Дмитриевского, когда появились его многочисленные фундаментальные труды. Значение общественной, научной и педагогической деятельности А. А. Дмитриевского трудно переоценить. Ученый оставил глубокий след в нескольких областях науки, создав фундаментальные описания литургических рукописей восточных библиотек и исследования по истории русского присутствия в Святой Земле и на Афоне, по истории Астраханского края и ее вы-дающихся творцов.
Степень научной разработанности темы. Историография работ, посвященных А. А. Дмитриевскому непосредственно, либо в связи с другими, более общими, сюжетами может быть разделена по хронологическому принципу на 2 периода: 1) с 1950-х по начало 1990-х гг. — исследования, появившиеся в советское время, и 2) с начала 1990-х гг. по наше время.
В 1950-1960-х гг. появилось сразу несколько работ, имеющих значение для изучения жизни и научных штудий А. А. Дмитриевского в области литургики. В 1955 г. Габриэль ван Аалст опубликовал в журнале «Het Christelijk Oosten» статью, представляющую собой одну из первых работ в мировой науке о биографии и историко-литургическом наследии ученого, и в 1960 г. список его опубликованных работ с переводом всех позиций на немецкий язык. Однако публикация этого перечня исследований ученого не дала сколько-нибудь заметных результатов в изучении его жизни и наследия на Западе.
В 1967 г. свящ. Лев Махно представил в совет Московской духовной академии отчет о проведенном исследовании жизни и трудов А. А. Дмитриевского. В первом томе о. Лев впервые в русской науке представил наиболее полный обзор жизни и основных сочинений ученого, использовав для этого некоторые материалы из архива A. А. Дмитриевского . Киевскому периоду жизни ученого в этой работе было отведено лишь несколько страниц. Из этого отчета автор в 1968 г. издал без какого-либо предисловия выверенный и дополненный список опубликованных работ А. А. Дмитриевского.
В том же томе «Богословских трудов» была издана статья Б. И. Сове о Дмитриевском как «Русском Гоаре» и создателе школы русской литургики. В этой статье автор рассмотрел весь жизненный путь ученого, определил круг его учеников и остановился на времени преподавания А. А. Дмитриевского в Киевской духовной академии (далее — КДА). Однако для реконструкции биографии ученого Б. И. Сове использовал исключительно опубликованные источники, потому его построения не дают желаемой полноты.
Все рассмотренные выше исследования были написаны до открытия для пользователей архивного фонда А. А. Дмитриевского, не-которые из них хотя и носят системный характер, однако часто весьма поверхностны. Иная ситуация с изучением биографии и наследия ученого складывается в начале 1970-х гг. К 1 декабря 1970 г. было подготовлено полное описание фонда ученого, начатое еще в 1930-х гг.
B. Н. Бенешевичем. Уже в 1974 г. итальянский ученый испанского происхождения М. Арранц опубликовал достаточно информативную статью о судьбе рукописного наследия А. А. Дмитриевского.
Тем не менее, за исключением нескольких советских (Б. Л. Фокич) и западноевропейских ученых (напр., Ж. Дагрон, Б. Флюзен), обращавшихся к фонду А. А. Дмитриевского в поисках новой и актуальной для них информации, решительно вопрос изучения биографии и наследия А. А. Дмитриевского не был ни поставлен, ни решен.
Лишь в 1994 г. интерес к научной деятельности А. А. Дмитриевского пробуждается вновь, но теперь уже внимание привлекают другие области его интересов — работы по истории Палестины и православного Востока, а также биографии церковных деятелей. Последовал ряд изданий работ ученого, не опубликованных при его жизни: так, напр., в 1994 г. Ф. Б. Поляков и Б. Л. Фонкич опубликовали очерк А. А. Дмитриевского о коллекционерах рукописей и старопечатных книг, снабдив его небольшим предисловием, в котором коснулись истории создания текста сочинения.
В 1995 г. была дана «новая жизнь» и статье-обзору М. Арранца архива Дмитриевского, переведенная на русский язык И. П. Медведевым.
Начиная с 2000-х гг. отмечается большой интерес и спрос на ра-боты А. А. Дмитриевского, посвященные православному Востоку. Так, в 2000 г. в рамках проекта «Россия в Святой Земле» был издан ряд работ и документов ученого, связанных с его деятельностью в должности секретаря Императорского православного палестинского общества.
Исключением из этого ряда стала публикация в 2004 г. независимо друг от друга двумя учеными важной работы А. А. Дмитриевского, посвященной истории исправления богослужебных книг при патриархе Никоне и др. патриархах. Оба издания были снабжены предисловиями и критическим аппаратом.
Исследователи занимались не только изданием или переизданием некоторых работ А. А. Дмитриевского. 2000-е гг. дали достаточно много в плане изучения жизненного пути и литературного наследия ученого: здесь следует назвать исследования, как непосредственно посвященные ему, так и работы, где в той или иной связи упоминается его имя. Среди первых работ особое значение имеют исследования Л. А. Герд о деятельности Дмитриевского в Императорском православном палестинском обществе и в качестве старосты Барградской Александро-Невской церкви Петербурга. Ту же тематику, но иные сюжеты затрагивают исследования Н. Н. Лисового, который помимо всего прочего активно занимался переизданием работ Алексея Афанасьевича, посвященных русской Палестине и истории Императорского православного палестинского общества.
Отдельным, совсем частным аспектам деятельности А. А. Дмитриевского посвящены исследования И. П. Медведева, Н. Ю. Суховой, А. Г. Грушевого, К. И. Лобовиковой, П. Г. Рогозного, Р. К. Эльмуратова и др.
В 2016 г. вышла написанная в жанре популярного рассказа и ориентированная на массового читателя книга астраханского краеведа А. С. Маркова, посвященная биографии А. А. Дмитриевского. Хотя автор и использовал некоторые документы из личного архива А. А. Дмитриевского, хранящегося в ОР РНБ, круг его источников достаточно узок, потому воссоздаваемый им образ далек от полноты. Киевскому периоду жизни А. А. Дмитриевского Александр Сергеевич уделяет мало внимания.
Автором этих строк с 2007 г. по настоящее время также разрабатывался ряд вопросов, связанных с изучением биографии и наследия А. А. Дмитриевского. В первую очередь следует упомянуть работы, посвященные реконструкции различных периодов жизненного пути и деятельности А. А. Дмитриевского; ряд исследований автора касается реконструкции судьбы архива и библиотеки, образа ученого как чело-века, его профессионального взаимодействия с коллегами. Определенное внимание уделено истории создания, анализу и введению в научный оборот отдельных сочинений А. А. Дмитриевского и его учителя Н. Ф. Красносельцева.
Таким образом, отметим, что изучение биографии и наследия А. А. Дмитриевского имеет хотя и многолетнюю, однако не богатую историографическую традицию. Часть работ написана на прочном фундаменте неопубликованных источников, другие же основываются исключительно на опубликованных. По-прежнему существуют определенные лакуны, без восполнения которых невозможно говорить об Алексее Афанасьевиче как ученом и как человеке.
Исходя из оценки степени научной разработанности темы исследования, можно сформулировать цель настоящей работы, которая состоит в реконструкции биографии, преподавательской, научной и общественной деятельности видного ученого А. А. Дмитриевского в киевский период его жизни (1884-1907 гг.).
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- охарактеризовать вехи биографии ученого в киевский период его жизни;
- выявить и систематизировать источники для реконструкции, структуру и содержание преподаваемых А. А. Дмитриевским в Киевской духовной академии дисциплин;
- сформировать образ А. А. Дмитриевского как человека, преподавателя и организатора науки в Киевской духовной академии;
- провести анализ экспедиционной деятельности ученого, осветив отдельные события научных командировок и их результаты;
- охарактеризовать историю создания, содержание наиболее важных исследований ученого и выделить тематические направления его работ;
- показать вовлеченность и погруженность А. А. Дмитриевского в общероссийскую научную среду, охарактеризовав деятельность ученого в различных научных и просветительных обществах.
Объектом исследования настоящей работы является научная биография историка, педагога и общественного деятеля Алексея Афанасьевича Дмитриевского как яркого представителя отечественной науки и образования.
Предметом исследования стала преподавательская, научно-педагогическая и общественная деятельность А. А. Дмитриевского в киевский период его жизни.
Хронологические рамки исследования определяются временем преподавания А. А. Дмитриевского в КДА, с 1884 по 1907 гг., когда он вполне сформировался как ученый, преподаватель и общественный деятель. Поскольку работа посвящена изучению деятельности конкретной исторической личности, жизнь которой имеет известные границы — год рождения 1856 и кончины — 1929, мы позволили себе несколько расширить хронологические рамки и ограничить их указанными годами.
Источниковой базой исследования служит комплекс исторических документов — как опубликованных, так и неопубликованных, хранящихся в различных архивных собраниях и вводимых в значительной своей части в научный оборот впервые.
Автором изучены материалы 10 архивов Москвы, Санкт- Петербурга, Сергиева Посада, Казани, Киева, Афона; общее количество изученных архивных дел составляет 135 единиц хранения.
Изученные в диссертационной работе источники можно разделить на несколько видов:
1) Законодательные источники представлены уставами духовных академий 1869 и 1884 гг. , определявшими жизнь высших духовных учебных заведений, с которыми была связана преподавательская и научная деятельность А. А. Дмитриевского в 1884-1907 гг.
2) Сочинения А. А. Дмитриевского. Ученый оставил после себя обширное письменное наследие, которое использовалось нами для характеристики не только научных результатов деятельности ученого, но и его биографии. Опубликованные сочинения ученого, легшие в основу диссертационного исследования, можно разделить на несколько тематических групп: 1) публикации текстов и описания рукописных собраний различных библиотек; 2) исследования по литургике и церковной археологии; 3) речи, выступления, некрологи, отчеты; 4) работы по истории православного Востока и российского присутствия в Палестине; 5) публицистические сочинения; 6) рецензии и отзывы на монографии, кандидатские и магистерские сочинения студентов КДА.
Сюда же могут быть отнесены отклики на исследования А. А. Дмитриевского, опубликованные в виде рецензий либо в виде библиографических заметок или самостоятельных статей такими авто-рами, как А. Пальмьери, Н. Ф. Красносельцевым, архим. Антонием (Храповицким), В. А. Нарбековым.
3) Делопроизводственные источники. Этот вид источников включает в себя опубликованную и неизданную документацию, связанную с деятельностью нескольких образовательных и общественных учреждений: Казанской, Киевской, Санкт-Петербургской и Московской духовных академий и Императорского православного палестинского общества. В ряду опубликованных документов первостепенное значение имели издававшиеся духовными академиями протоколы заседаний Совета и отчеты о деятельности. Из неопубликованных документов интерес представляют различные протоколы заседаний и отчеты о деятельности комиссий, функционировавших в учебных заведениях, и проч. Изучение этих источников позволило выяснить ряд важных деталей научно-педагогической, административной и общественной деятельности А. А. Дмитриевского.
В качестве важной подгруппы делопроизводственных источников можно назвать учебно-методические документы (расписания занятий и экзаменов, ведомости переводных экзаменов, программы и лекционные курсы).
4) Источники личного происхождения. А. А. Дмитриевский состоял в переписке с сотнями учреждений и лиц, благодаря чему на основании изучения эпистолярных источников можно получить дополнительные сведения как об уже известных науке событиях биографии ученого, так и неизвестных. В 2013-2017 гг. профессором Н. Ю. Суховой изучено и опубликовано несколько комплектов писем из эпистолярия ученого, на материале которых можно реконструировать отдельные элементы его биографии, личную жизнь, деятельность в различных комиссиях, процесс и историю создания им того или иного исследования и проч. Нами были использованы издания писем Д. И. Богдашевского (в будущем — епископа Василия), прот. Н. С. Гроссу, П. П. Кудрявцева, прот. В. Д. Прилуцкого и др.
В 2017 г. в издательстве «Индрик» была опубликована взаимная переписка А. А. Дмитриевского с афонским схимонахом Матфеем (Ольшанским), представляющая собой важный источник для реконструкции некоторых событий жизни ученого и его путешествий в книжные собрания православного Востока и Запада.
Помимо изданных писем, в работе нами были привлечены и не-опубликованные эпистолы самого А. А. Дмитриевского и его корреспондентов, хранящиеся в различных архивных собраниях, письма иных лиц.
Важным источником для реконструкции образа А. А. Дмитриевского служат мемуары о нем, составленные его учениками или коллегами по КДА (П. П. Кудрявцева, В. П. Рыбинского и др.). К этим мемуарам примыкают краткие, но очень выразительные воспоминания ученика А. А. Дмитриевского Н. Д. Успенского о знакомстве с ученым, его преподавательской деятельности на Высших богословских курсах в Ленинграде и жизни в советской России.
5) Прижизненные статьи о А. А. Дмитриевском и некрологи. Статьи, касающиеся А. А. Дмитриевского и напрямую ему посвященные, стали появляться уже при его жизни. Первая публикация этого типа — очерк Н. И. Летницкого, написанный в 1904 г. как отклик на избрание ученого членом-корреспондентом Императорской Академии наук. К этому очерку примыкает небольшая статья анонимного автора, опубликованная в «Православной богословской энциклопедии» в 1910 г. Она содержит краткую, но точную информацию биографического характера.
Хотя А. А. Дмитриевский был видным отечественным ученым и членом-корреспондентом Академии наук, с которой была связана его деятельность в киевский и последний периоды жизни, после смерти ученого в изданиях Академии некрологов не появилось. С. А. Жебелев составил в память об ученом некролог, озаглавленный «Памяти проф. А. А. Дмитриевского», однако опубликован он не был. Тем не менее, этот некролог имеет интересные детали, характеризующие биографию ученого.
Таким образом, следует заключить, что сохранилась достаточно репрезентативная база источников, на основе которой можно провести детализированное исследование биографии, преподавательской, научной и общественной деятельности А. А. Дмитриевского в киевский период его жизни.
Методология и методы. С 1980-х гг. интеллектуальная история под влиянием истории социальной взяла определенный вектор на переориентацию с господствовавшей до тех пор истории идей на историю интеллектуалов. В результате в исторической науке появилось новое направление — исследование биографий выдающихся исторических личностей и т. н. «акторов», которые вместе влияют на исторический процесс на разных его уровнях. Взаимодействие интеллектуальной истории и биографического метода породило новый жанр исследований, который можно сформулировать как «интеллектуальная биография». Вслед за Л. П. Репиной мы склонны понимать интеллектуальную биографию не просто как реконструкцию жизненного пути того или иного деятеля, но как всеобъемлющее историческое исследование «непрерывного движения индивида по своему жизненному пути и его многообразных интеракциях в меняющемся социально-интеллектуальном пространстве». Кроме того, для нас имеет важное значение такое понятие, как «научная биография», предполагающая совокупное изучение 1) биографии личности с акцентуацией на основных вехах жизненного пути человека, его образовании, семье, характере и личной жизни; 2) профессиональной биографии с остановкой на месте ученого в академическом сообществе; 3) библиографической биографии, предполагающей анализ трудов автора с точки зрения истории их создания, источников и методологии исследования; 4) ситуационной биографии или биографии среды.
Теоретико-методологические основы диссертационного исследования опираются на синтез биографического, текстуального и социокультурного анализа.
В основе диссертационного исследования лежат принципы историзма, системности и объективности, позволившие провести комплексное исследование преподавательской, научной и общественной деятельности А. А. Дмитриевского. Из методов исторического исследования, использованных в диссертации, следует назвать историко-биографический, историко-генетический и историко-сравнительный методы. Первый, историко-биографический метод, использован нами при анализе источников для определения этапов жизненного пути А. А. Дмитриевского и, в особенности, событийного наполнения киевского периода его жизни. Историко-генетический с принципом историзма во главе , по определению И. Д. Ковальченко, способствует последовательному раскрытию «свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения», а также «позволяет показать причинно-следственные связи и закономерности исторического развития в их непосредственности, а исторические события и личности охарактеризовать в их индивидуальности и образности». Применение этого метода позволило нам хронологически описать основные этапы жизни А. А. Дмитриевского и его профессионального развития, проанализировать истоки его научных взглядов и мировоззрения. Сравнительно-исторический метод позволяет «вскрывать сущность изучаемых явлений» и «проводить сравнения в пространстве и времени», благодаря чему стало возможным объяснить причинно-следственные связи между различными событиями в жизни А. А. Дмитриевского и сравнить его научные установки с установками его коллег.
При анализе источников по теме диссертации и научных работ А. А. Дмитриевского использован метод анализа и синтеза исторических источников Применение этого метода позволило выделить в изучаемых источниках наиболее важную информацию.
Научная новизна. В диссертационном исследовании впервые в русской отечественной науке на материале архивных источников и научной литературы проведено комплексное изучение преподавательской, научной и общественной деятельности А. А. Дмитриевского в киевский период его жизни. Известные до настоящего времени фрагментарно, события жизни А. А. Дмитриевского были наполнены эвристически значимым содержанием, неизвестные же элементы биографии нашли должное освещение. На основании обширной источниковой базы показаны основные результаты педагогических и научных усилий ученого.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Становление А. А. Дмитриевского как самостоятельного исследователя и преподавателя неразрывно связано с деятельностью его учителя в Казанской духовной академии Н. Ф. Красносельцева, под руководством которого он научился работать со сложным рукописным материалом, написал кандидатское сочинение и магистерскую диссертацию, и после перехода на службу в КДА прислушивался к советам своего учителя.
2. А. А. Дмитриевским от Н. Ф. Красносельцева была воспринята не только методология научного исследования, но и структура преподаваемых дисциплин, от которой он фактически не отходил все время своей деятельности в КДА. Знакомство с многообразным литургическим материалом позволило А. А. Дмитриевскому лишь уточнить, расширить и дополнить соответствующие разделы своих лекционных курсов.
3. Наиболее значима для науки археографическая деятельность А. А. Дмитриевского в крупных книжных собраниях всего мира по выявлению, сбору, описанию и введению в научный оборот большого числа важных для истории византийской и русской литургической традиций памятников Х-Х1Х вв. Их последовательное изучение нашло свое отражение в многочисленных фундаментальных работах как самого ученого, так и его учеников. Именно на этой основе стало возможным бурное развитие литургики на Западе в ХХ-ХХ1 вв.: ни одно исследование по истории византийского и русского богослужений не обходится без ссылок на работы А. А. Дмитриевского и его учеников.
4. Для высшей духовной школы на дореволюционном этапе ее существовании не было характерно научное руководство работами студентов. Однако деятельность А. А. Дмитриевского не вписывается в это правило: ученый много и упорно работал со студентами, писавшими у него семестровые сочинения и работы на соискание степени кандидата богословия. А. А. Дмитриевский руководил занятиями студентов на всех этапах подготовки работы: от выбора темы, формирования плана исследования и определения круга источников и литературы, до рецензирования работы, а для наиболее выдающихся исследований — помощи при их переработке в магистерские диссертации и последующем оппонировании на защите. Такого рода подход позволил ученому подготовить ряд первоклассных специалистов в области литургики и церковной археологии и создать свою научную школу, полноценное развитие которой было прервано революцией 1917 г.
5. А. А. Дмитриевский использовал все доступные в его время средства научной коммуникации. Он состоял в переписке со множеством ученых и принимал достаточно активное участие в деятельности различных научных и просветительных обществ дореволюционной России, делая на их заседаниях многочисленные доклады в рамках своих научных интересов. Эта саморепрезентация способствовала росту известности ученого, признанию его заслуг, привлечению к различного рода научным и просветительским проектам и, в конце концов, его карьерному продвижению в качестве церковного политика.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Выводы, сделанные в результате изучения биографии, преподавательской, научной и общественной деятельности А. А. Дмитриевского могут послужить базой для дальнейших исследований как в области изучения истории духовного и светского образования в России, так и истории преподавания и содержания литургики и церковной археологии. Результаты проведенного исследования существенно дополняют, конкретизируют и уточняют ранее известные факты биографии А. А. Дмитриевского. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при разработке лекционных специальных курсов по истории высшего богословского образования в Российской империи и интеллектуальной культуры.
Степень достоверности результатов исследования. Исследование основано на общенаучных принципах и методологии научного исследования. Источниковая база исследования, включающая комплекс опубликованных и неопубликованных источников, достаточно репрезентативна, что может служить гарантом достоверности проведенного исследования.
Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена на кафедре истории России департамента «Исторический факультет» Уральского гуманитарного института Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина. Основные положения работы были апробированы на 4-х международных, 8-ми всероссийских, 2-х межрегиональных конференциях и 2-х краеведческих чтениях, проходивших в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Оренбурге и Астрахани.
Результаты исследования изложены в 30 научных публикациях автора общим объемом 31,75 п. л., в том числе 5 в изданиях, включенных в перечень ВАК. Часть работ, общим объемом 7,55 п. л. написана в соавторстве, личная доля участия автора — 2,15 п. л.
Структура диссертации отвечает общей логике исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка сокращений и списка источников и литературы.
В Заключении подведены итоги исследования и обозначены перспективы дальнейшего исследования темы.
В периодизации жизни А. А. Дмитриевского его активность в киевский период биографии — достаточно продолжительный, в сравнении с другими периодами, отрезок.
Деятельность А. А. Дмитриевского в КДА была разноплановой и концентрировалась на исполнении поручений Совета, преподавании литургики и церковной археологии, руководстве написанием различного уровня студенческих работ — от семестровых сочинений, до кандидатских и магистерских диссертаций. Степень вовлеченности А. А. Дмитриевского в жизнь КДА была достаточно высокой. По поручению Совета ученый отзывался о программах преподавания в духовных семинариях и академиях, представлял учебное заведение в качестве докладчика на археологических съездах, участвовал в работе различных комиссий.
Результативной была деятельность А. А. Дмитриевского и как преподавателя и организатора науки в КДА. С точки зрения программы преподавания и содержания курсов литургики и церковной археологии, Алексей Афанасьевич на первоначальном этапе ориентировался на многолетний опыт своего учителя по Казанской духовной академии Н. Ф. Красносельцева, что не было типичным в целом для эпохи. Однако курсы А. А. Дмитриевского не были статичными: с течением времени какие-то элементы из содержания преподавания уходили, другие, в особенности основанные на собственных научных изысканиях ученого, появлялись и получали свое развитие.
Огромное значение А. А. Дмитриевский уделял работе со студентами КДА, что выражалось в требовательности к качеству полученных знаний по обеим преподававшимся ученым дисциплинам. А. А. Дмитриевский прививал своей аудитории научную методологию и основные принципы работы с литургическими памятниками. Как показало исследование, А. А. Дмитриевский тщательно руководил процессом написания студенческих работ, что позволило ученому создать собственную школу.
С педагогической деятельностью А. А. Дмитриевского неразрывно связана его научная работа. Ученый считал, что прежде следует издавать литургические памятники и далее, уже на основании достаточного количества источников, заниматься обобщающими исследованиями. Этой программы А. А. Дмитриевский последовательно придерживался, проработав все, наиболее значимые литургические рукописи, хранящиеся в российских книжных собраниях и за пределами Отечества. За время с 1886 по 1903 гг. Алексей Афанасьевич побывал с научными целями во всех крупных центрах, где хранятся греческие и славянские рукописи, обнаружению, систематизации и изучению которых ученый отдал достаточно много сил и времени. Благодаря специфическому подходу к переписыванию текстов с помощью наемных лиц и стала возможной невероятная продуктивность ученого.
Итогом зарубежных поездок А. А. Дмитриевского стали создание и публикация нескольких монографических исследований и статей, общее число которых для киевского периода составляет 158 библиографических единиц. Результатом археографической работы ученого стало введение в научный оборот огромного числа литургических па-мятников, — например, издание монументального труда в трех томах «Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока». В нем ученый осуществил первую публикацию многих грекоязычных и славянских литургических памятников X¬XIX вв.
Работа с различного рода источниками, знакомство с выдающимися людьми его времени чрезвычайно расширили исследовательские горизонты А. А. Дмитриевского. Его стали интересовать не только литургика и церковная археология, но и история российского присутствия на Афоне и в Святой Земле, биографика, астраханика, позднесредневековая русская история. В каждой из этих областей ученый оставил значительный след в виде статей и монографий, без обращения к которым немыслимо ни одно более-менее серьезное исследование.
Результатами своих научных изысканий А. А. Дмитриевский охотно делился, участвуя в деятельности различных научных и просветительных обществ дореволюционной России. Но его деятельность не ограничивалась исключительно научной составляющей: ученый пред-принимал серьезные попытки по сохранению культурного наследия греческой монашеской общины Нежина, участвовал в организации повседневной жизни Киевского религиозно-просветительного общества.
Киевский период жизни А. А. Дмитриевского можно рассматривать еще и как своего рода подготовительное время, когда ученый набирался разновекторного опыта, достиг пика карьеры, научился общению с людьми разных возрастов и положений. Эти умения и навыки оказали ему в последующее время, в Петербурге и Астрахани, большую услугу: ученый развернул свою деятельность не только в научном, но и общественном, церковно-политическом и даже политическом плане.
1. Акишин, С. Ю. Участие А. А. Дмитриевского в организации уставных богослужений в ленинградском Богословско-пастырском училище // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 78. С. 119-138 (1,29 п. л.).
2. Акишин, С. Ю. К вопросу о судьбе архива и библиотеки профессора А. А. Дмитриевского // История: факты и символы. 2018. № 1 (14). С. 118-127 (0,84 п. л.).
3. Акишин, С. Ю. Эпистолярные контакты профессора Киевской духовной академии А. А. Дмитриевского и схимонаха Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне Матфея (Ольшанского). Рецензия на кн.: Дмитриевский А. А., Матфей (Ольшанский), схим. Русская наука и Афон. Письма 1886-1911. М.: Изд-во Индрик, 2017. 512 с. // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2018. № 2 (22).С. 345-361 (1,09 п. л.).
4. Акишин, С. Ю. Профессор Киевской духовной академии
A. А. Дмитриевский в воспоминаниях его коллеги П. П. Кудрявцева //
Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2018. № 3 (23).С. 167-196 (1,9 п. л.).
5. Акишин, С. Ю. «Это был человек глубоко преданный науке и прямо влюбленный в свою литургику»: профессор Киевской духовной академии А. А. Дмитриевский в воспоминаниях его коллеги
B. П. Рыбинского // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2021. № 34. С. 264-286 (1,58 п. л.).
Другие публикации
6. Акишин, С. Ю. Дмитриевский А. А. как литургист // Право-славная энциклопедия. Т. 15. М.: Церковно-научный центр «Право-славная Энциклопедия», 2007. С. 435-437 (0,36 п. л.).
7. Акишин, С. Ю. Биография профессора А. А. Дмитриевского и характеристика его научной деятельности // Алексей Афанасьевич Дмитриевский (1856-1929). 259 электронных книг и статей в форматах pdf и ¿¡си общим объемом 12600 страниц / сост. С. Ю. Акишин. СПб.: Аксион эстин, 2009. (Великие русские ученые и богословы; Вып. 1). СИ (1,96 п. л.).
8. Акишин, С. Ю. Последний период жизни и судьба научного наследия профессора Киевской духовной академии А. А. Дмитриевского // Труди Ки!всько! Духовно! Академп.2011.
№ 15. С. 249-267 (1,45 п. л.).
9. Акишин, С. Ю. Преподавательская деятельность профессора А. А. Дмитриевского на Высших Богословских курсах Ленинграда // Труди Кшвсько! Духовно! Академ!!. 2012. № 17. С. 251-278 (1,7 п. л.).
10. Красносельцев Н. Ф. Лекции по литургике, читанные студентам Казанской духовной академии в 1880/1881 учебном году / вступ. ст., публ. и прим. С. Ю. Акишина, диак. А. В. Щепёткина // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2013. Вып. 2 (6).С.210-278 (4,97 / 0,3 п. л.).
11. Акишин, С. Ю. Деятельность профессора Киевской духовной академии А. А. Дмитриевского в Астрахани (1919-1923 гг.) // Труды Киевской Духовной Академии. 2014. № 20. С. 233-266 (2,27 п. л.).
12. Акишин, С. Ю., Терехов, М. А. История создания курса лекций «Наука о православном богослужении» профессора А. А. Дмитриевского // Церковь. Богословие. История: материалы Все-российской научно-богословской конференции (Екатеринбург, 12 февраля 2013 г.). Екатеринбург: Информ.-издат. отдел ЕДС, 2014. С. 15-20 (0,25 / 0,2 п. л.).
13. Акишин, С. Ю. Об одном нереализованном проекте издания Литургической хрестоматии // Церковь. Богословие. История: материалы III Международной научно-богословской конференции (Екатеринбург, 6-7 февраля 2015 г.). Екатеринбург: Информ.-изд. отдел ЕДС, 2015. С. 18-28 (0,52 п. л.).
14. Акишин, С. Ю. Красносельцев Николай Фомич // Право-славная энциклопедия. Т. 38. М.: Церковно-научный центр «Право-славная Энциклопедия», 2015. С. 433-438 (1,42 п. л.).
15. Акишин, С. Ю., Бурега В. В. Дмитриевський Олексш Афанасшович // Кивська духовна академ1я в 1менах: 1819-1924 / упор. 1 наук. ред. М. Л. Ткачук; в1дп. ред. В. С. Брюховецький. Т. 1. Киев: Видавничий д1м «Киево-Могилянська академ1я», 2015. С. 458-463 (0,7 / 0,65 п. л.).
16. Акишин, С. Ю. Образ профессора А. А. Дмитриевского в переписке Н. Ф. Красносельцева и И. С. Бердникова // Церковь. Богословие. История: материалы IV Международной научно-богословской конференции (Екатеринбург, 5-6 февраля 2016 г.). Екатеринбург: Екатеринбургская духовная семинария, 2016. С. 284-294 (0,57 п. л.).
17. Акишин, С. Ю. Мансветов Иван Данилович // Православная энциклопедия. Т. 43. М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 2016. С. 363-366 (1 п. л.).
18. Акишин, С. Ю. Об авторстве «Дневника воспитанника Астраханской духовной семинарии» (ОР РНБ. Ф. 253. Д. 782): А. А. Нартов или А. А. Дмитриевский? // Церковь. Богословие. История: материалы V Международной научно-богословской конференции (Екатеринбург, 2-4 февраля 2017 г.). Екатеринбург: Екатеринбургская духовная семинария, 2017. С. 218-224 (0,32 п. л.).
19. Акишин, С. Ю. Переписка проф. А. А. Дмитриевского с же-ной А. И. Дмитриевской как источник по истории Предсоборного Присутствия // Вестник Оренбургской духовной семинарии. 2017. № 1 (7). С. 41-50 (0,5 п. л.).
20. Акишин, С. Ю. Биография профессора А. А. Дмитриевского (1856-1929) и обзор его письменного наследия // Дмитриевский А. А. Лекции по литургике. Ч. 1: Курсы лекций, прочитанные студентам Казанской духовной академии в 1882-1884 гг. / изд. подг. С. Ю. Акишин, диак. А. В. Щепёткин. Екатеринбург: Екатеринбургская духовная семинария, 2016. (Источники и исследования по истории русской богословской науки; кн. 1). С. 9-81 (3,6 п. л.).
21. Акишин, С. Ю., Щепеткин, А. В., диак. Лекционные курсы по литургике приват-доцента А. А. Дмитриевского в Казанской духовной академии // Дмитриевский А. А. Лекции по литургике. Ч. 1: Курсы лекций, прочитанные студентам Казанской духовной академии в 1882-1884 гг. / изд. подг. С. Ю. Акишин, диак. А. В. Щепёткин. Екатеринбург: Екатеринбургская духовная семинария, 2016. (Источники и ис-следования по истории русской богословской науки; кн. 1). С. 83-101 (0,9 п. л. / 0,5).
22. Акишин, С. Ю. Лекционный курс приват-доцента А. А. Дмитриевского по истории богослужения в Русской Церкви // Проблемы сохранения отечественной духовной культуры в памятниках письменности ХУ1-ХХ1 вв. / отв. ред. А. Х. Элерт; Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Ин-т истории. Новосибирск, 2017. (Археография и источниковедение Сибири; вып. 36). С. 323-329 (0,5 п. л.).
23. Акишин, С. Ю. Деятельность профессора А.А. Дмитриевского в Астраханском государственном университете (1919-1922 гг.) // Дмитриевские чтения: материалы III Всероссийской научной конференции «Образование как фактор устойчивого развития общества: традиции, преемственность, перспективы (к 100-летию создания университета в Астрахани)» (г. Астрахань, 19 апреля 2018 г.) / отв. ред. и сост.: Е. Г. Тимофеева, А. О. Тюрин, А. П. Глазков. Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2018. С. 8-11 (0,4 п. л.).
24. Акишин, С. Ю. Принципы правки профессором
А. А. Дмитриевским текстов Постной Триоди в контексте дискуссии о богослужебном языке на Поместном Соборе 1917-1918 гг. // Собор и соборность: К столетию начала новой эпохи / [отв. ред.
А. В. Анашкин]. М.: Изд-во ПСТГУ, 2018. С. 241-254 (0,72 п. л.).
25. Акишин, С. Ю. Работа А. А. Дмитриевского в Русско- византийской комиссии РАН и его контакты с Византологической ко-миссией Всеукраинской академии наук // Античная древность и Средние века. 2018. Вып. 46. С. 272-287 (1 п. л.).
26. Акишин, С. Ю., Старков, П. И., свящ. Переписка И. С. Бердникова с русскими учеными и учениками по Казанской духовной академии (1870-1914 гг.) // Церковь. Богословие. История: материалы VII Всероссийской научно-богословской конференции (Екатеринбург, 8-10 февраля 2019 г.). Екатеринбург: Екатеринбургская духовная семинария, 2019. С. 369-381 (0,73 / 0,5 п. л.).
27. Акишин, С. Ю. Источники для реконструкции лекционного курса по литургике профессора А. А. Дмитриевского, прочитанного студентам Киевской духовной академии в 1884-1907 гг. // Церковь. Богословие. История. 2020. № 1. С. 356-361 (0,3 п. л.).
28. Акишин, С. Ю. Профессор А. А. Дмитриевский как преподаватель литургики в Киевской духовной академии: источники, струк-тура курса, отзывы студентов // Труди Ки!всько! Духовно! Академн. 2020. № 32. С. 307-341 (2,54 п. л.).
29. Акишин, С. Ю. Профессор Киевской духовной академии А. А. Дмитриевский как преподаватель церковной археологии: источники и структура курса // Труди Ки!всько! Духовно! Академ!!. 2020. № 33. С. 255-274 (1,35 п. л.).
30. Акишин, С. Ю. «Новая манера/методология» профессора А. А. Дмитриевского для исследования истории богослужебных чинов: на материале неопубликованных работ // Актуальные проблемы отечественной истории, источниковедения и археографии: К 90-летию Н. Н. Покровского / отв. ред. А. П. Деревянко, А. Х. Элерт; Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Ин-т истории. Новосибирск, 2020. (Археография и источниковедение Сибири; вып. 39). С. 432-438 (0,42 п. л.).