Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОБЛЕМА ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОГО, ИММАНЕНТНОГО И ТРАНСЦЕНДЕНТНОГО В ФИЛОСОФИИ ИММАНУИЛА КАНТА

Работа №102671

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

философия

Объем работы55
Год сдачи2000
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
150
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Положения, содержащие элементы новизны и выносимые на защиту
Публикации


Актуальность исследования обусловлена тем, что в XX веке проблема человека, его природы и назначения стала центральной проблемой философии. Кризис ценностей современной культуры и цивилизации, резкое ухудшение экологической и демографической ситуации, порабощение людей созданными ими техническими средствами и арте-фактами, и как следствие этого,— усиливающееся отчуждение личности, господство в социуме «массового человека», возрастание агрессивных тенденций и другие тревожные симптомы остро поставили вопрос о самом существовании человека, его экономическом, социальном, нравственном и духовном выживании.
В постиндустриальном обществе индивиду противостоит колоссальная организационная система — государство вместе с современной промышленностью, которые, функционируя в собственных интересах, стремятся превратить личность в объект, подчинить и овещнить ее. Развитие отношений всеобщего обмена, с одной стороны, предоставляет людям максимально возможный комфорт и удобства жизни, а с другой стороны, приводит к «неумеренной специализации»: работник вынуждено становится специалистом в очень узкой области, что ограничивает его интеллектуальный и духовный уровень и увеличивает его зависимость от сложных социальных систем и организаций.
Научно-технический прогресс обеспечил человеку, существу, в нравственном отношении еще весьма незрелому, невиданную мощь, вплоть до возможности уничтожения всего живого на Земле. Современное общество порождает разнообразные силы, враждебные творческому, моральному и духовному потенциалу личности.
На рубеже тысячелетий стало ясно, что кризис современной культуры и цивилизации оказался кризисом самого человека, его антропологически ориентированного мира, что закономерно приводит к попыткам осмыслить глубинные основания человеческого бытия. Решение проблемы человека возможно только путем устранения всех видов его отчуждения, гармоничного развития сущностных сил, природных и социальных задатков личности.
На этом фоне обращение к истокам антропологического способа мышления, в частности к антропологической философии Иммануила Канта (1824—1804 гт.), выявление и реализация ее еще далеко не исчерпанного гносеологического, методологического, нравственно-практического, гуманистического и т.п. потенциала представляется весьма актуальным.
Канг впервые в истории европейской философской мысли разработал целостное учение о человеке — философскую антропологию. Именно «в философской антропологии человеку в качестве предмета в самом точном смысле слова дан он сам». Но изучение человеческой природы и человеческого бытия — важнейшая, но не единственная задача этой науки. Другой ее задачей является разработка специфической методологии исследования, в которой человек выступает в качестве не только предмета, но и цели философствования. Ведь «антропология также может быть и философской, если она в качестве антропологии определяет либо цель философии, либо исходный пункт ее, либо оба одновременно».
«Все интересы моего разума,— писал Канг,— объединяется в. следующих трех вопросах: 1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я могу надеяться?» . Впоследствии к упомянутым трем вопросам кенигсбергский мыслитель добавил еще и четвертый вопрос: «Что такое человек?»,— который объявил основным вопросом философии: «На первый вопрос отвечает метафизика, на второй—мораль, на третий—религия, и на четвертый — антропология. Но в сущности все это можно было бы свести к антропологии, ибо три первых вопроса относятся к последнему». Канг был убежден в том, что основная задача философии состоит в познании жизни, а «самый главный предмет в мире, к которому эти познания могут быть применены,— это человек, ибо он для себя своя последняя цель» .
Исходя из философской антропологии, Канг поставил и разработал проблему трансцендентального, имманентного и трансцендентного.
Степень разработанности проблемы. Уже в последние годы жизни кенигсбергского мыслителя число публикаций, посвященных его философии, насчитывало около 2000 наименований . В течение всего прошлого века учение Канга также находилось в центре внимания как западных, так и отечественных мыслителей. В конце XIX — первой трети XX веков наследие великого немецкого философа стало объектом пристального изучения со стороны неокантианцев. В настоящее время говорят о «третьей волне» осмысления кантовского учения, которая характеризуется попыткой соединения сциентизма и антисциентизма.
Философию Канта известный русский мыслитель В.С.Соловьев справедливо охарактеризовал как «главную поворотную точку в истории человеческой мысли». Значение ее так велико, «что все развитие философии... должно быть разделено на два периода: до-критический (или до-кантовский) и после-критический (или после-кантовский)».
Но несмотря на огромное количество публикаций, посвященных немецкому мыслителю, как в нашей стране, так и за рубежом, многие аспекты его учения остались практически малоизученными. К числу таких вопросов следует отнести и проблему трансцендентального, имманентного и трансцендентного.
И если в зарубежной литературе имеется ряд работ, в которых в той или иной степени раскрываются отдельные стороны вышеуказанной проблемы, то в отечественной философии вплоть до недавнего времени данная тематика относилась к разряду «крамольных» и, следовательно, не подлежащих глубокому и детальному изучению, поскольку она противоречила духу догматически понятого «марксизма-ленинизма».
Все работы, посвященные философии Канта, можно условно разделить на несколько групп.
Прежде всего это работы, в которых дается общая характеристика философии Канта. К ним относятся труды ИГ. Айвазова, Р. Айслера (R.Eisler), А. Арсеньева, В.Ф.Асмуса, Ю.Я Баскина, Н.А. Бердяева, В. Виндельбавда (W.Windelband), П.П. Гайденко, С.П.Галенко, В. Герхарда (V.Gerhardt), Ф. Грауеффа (F.Grayeff), М.С. Грема (M.S.Gram), Д.М.Гринишина, А.Ф. Грязнова, А.В. Гулыги, П.С. Гуревича, Т.Б. Длугач, И.В.Дмитриевской, В.А.Жучкова, Д.В. Знаменского, Э.В. Ильенкова, Г. Иррлитца, Л.А. Калинникова, Э. Кассирера (E.Cassirer), Ф. Каульбаха (F.Kaulbach), М. Кроненберга, В.Н. Кузнецова, К. К. Лавриновича, В.В. Лазарева, Р. Лаута (R.Lauth), К.Н. Любутина, ДжГ. Льюиса, М.К. Мамардашвили, М.М. Михайлова, Н. ВМотрошиловой, И.С. Нарского, М.Ф. Овсянникова, Т.И. Ойзермана, Х. Ортеги-и-Гассета (Н.Ortega у Gasset), Ф. Паульсена, Д.В.Пивоварова, В.С. Прокопьева, Г. Риккерта (H.Rickert), А.И. Рубина, В.К. Сережникова, В.С.Соловьева, Э.Ю. Соловьева, К.И. Сотонина, Л.А. Сусловой, А. Филоненко (A.Philonenko), Дж.Н.Финдлей (J.N.Findlay), К. Фишера (K.Fisher), П.А.Флоренского, В.А. Фляксбергера, С.Л.Франка, Г. Функе (G.Funke), М. Хайдеггера (M.Heidegger), О. Хоффе (O.Höffe), С.А.Чернова, А.С. Чупрова, ЛА. Чухиной, У.Шульца (U. Schultz), В. Якобса и др.
Политическое учение Канта исследуется в трудах К.Г.Баллестрема, Х.Бракемейера (KBrakemeier), А. Вуда (A. Wood), П.Н.Галанзы, Ч.Х.Хенделя (Ch.H.Hendel) и др.
Философия истории Канга анализируется в работах Л.В.Бека (L.W.Beck), Ю.Ф.Воропаева, В. Вицдельбанда (W.Windelband), А.Вуда (A.Wood), В.А.Гальстома (W.A.Galstom), А.В.Гулыги, М. Деспленда (M.Despland), Л.А.Калинникова, В.П.Кохановского, Т.И.Ойзермана, Х.Ортеги-и-Гассета (H.Ortega у Gasset), Г.Риккерга (H.Rickert), А.Филоненко (A.Philonenko), М.М. Шитикова, К. Ясперса (К.Jaspers) и др.
Учение Канга о культуре излагается в исследованиях Л.И.Алсите, В.Ф.Асмуса, Л.В.Бека (L.W.Beck), В.О. Бразауски, В.Н.Брюшинкина, В.Виндельбанда (W.Windelband), В.А.Гальстома (W.A.Galstom), A.В. Гулыги, М.Деспленда (M.Despland), Л.А.Калинникова, П.Козловски (Р .Koslowski), И.С. Нарского, Г.Риккерга (H.Rickert) и др.
Проблема целеполагания в учении Канта исследуется в трудах Л.В.Бека (L.W.Beck), И.В. Дмитриевской, С.В.Корнилова, Л.Н.Столовича, Ф.Хеспе, С.А.Чернова, В.Д.Шмелева и др.
Эстетическая концепция Канта анализируется в работах В.Ф.Асмуса, Л.В.Бека (L.W.Beck), А.Т. Бочоришвили, Р.Л. Зиммермана (R.L.Zimmer- man), Л.А.Калинникова, Д.В.Кроуфорда (D.W.Crawford), И.С. Нарского, Т.И.Ойзермана, Х.Оргеги-и-Гассета (H.Ortega у Gasset), М.К. Рыбалкина, Б. Тушлинга (B.Tuschling), Дж.Штадлера (J. Stadler) и др.
Философия религии Канга исследуется в трудах И.С.Авдреевой, Ж.-Л.Брюча (J.-L.Bruch), С.Н. Булгакова, А. Вуда (A.Wood), М. Деспленда (M.Despland), Л.А.Калинникова, И.С. Нарского, Т.И. Ойзермана, Д.В. Пивоварова, В.С. Соловьева, В. ДШмелева и др.
Логическому кантоведению посвящены работы В.Н. Брюшинкина, Л.А.Калинникова, И.Д. Копцева, В.Н. Костюка, Е.Е. Ледникова и др.
Взаимосвязь учения Канга с естествознанием раскрывается в трудах И.И.Деминой, М.А. Кисселя, С.В.Корнилова, ИС. Кузнецовой, В.Н. Николко, Ю.Н.Солонина, АНТроепольского, А.И. Уемова, С. А.Чернова и др.
Эволюция воззрений Канта от «докритического периода» к «литическому периоду» рассматривается в работах А. Арсеньева, В.В .Васильева, B. Вицдельбанда (W.Windelband), ДМ Гринишина, А.В.Гулыги, Т.Г. Иванцевой, Л.А.Калинникова, Э.Кассирера (E.Cassirer), М.М. Михайлова, В.ППрокопьева, Г.Риккерга (H.Rickert), СДСмагина, ДА.Сусловой, К Фишера (KFisher) и др.
« Влияние идей Канга на западноевропейскую философию выявляется в трудах Ю.А.Баскина, Г.В. Болдыгина, Р. Брейтлинга (R.Breitling), М.Бубера (MBuber), В.Виндельбанда (W.Windelband), Шт.Дитцша, Т.Б. Длугач, Э.В.Ильенкова, Л.А.Калинникова, Э.Кассирера (E.Cassirer), В.В.Лазарева, К.Н.Любутина, И.С.Нарского, Т.ИОйзермана, Е.В.Ознобкиной, Г. Риккерга (H.Rickert), К.Фишера (K Fisher), В.Ф.Эрна и др.
Влияние идей Канта на отечественную философию раскрывается в работах В.Н.Акулинина, А.В. Ахутина, Н.А. Бердяева, В.Н. Брюшинкина, Л.В.Гнатюка, Я.Э.Голосовкера, А.3. Дмитровского, Б.В. Емельянова, В.А. Жучкова, В.М.Зверева, Л.А.Калинникова, 3.А. Каменского, В.А. Капранова, Ф.З. Кичатова, В.В.Лазарева, Т.И.Ойзермана, Р.Пича, В.И. Синютина, В.Г. Томилова, ПГ. Торопыгина, М. А.Чуевой, В. Д.Шмелева и др.
Вместе с тем практически отсутствуют работы, посвященные исследованию проблемы трансцендентального, имманентного и трансцендентного в философии Канта.
С учетом актуальности обозначенной проблемы определены цель и задачи диссертационного исследования:
Цель диссертации — рассмотреть проблему трансцендентального, имманентного и трансцендентного в философии Канта и показать ее решение. Для достижения поставленной цели автором решаются сле-дующие задачи:
— на основе анализа философских воззрений от античности до Нового времени исследуется постановка и решение проблемы трансцендентального, имманентного и трансцендентного, а также становление трансцендентализма как определенной традиции и способа мышления, в которых находит свое выражение антропологическое начало всех возможных размышлений о бытии, космосе и человеке;
— раскрывается сущность трансцендентализма как способа мышления, который имеет дело не столько с человеком во всей полноте своих проявлений, сколько с рафинированной и сакрализированной его сущностью, выступающей в виде некоего «трансцендентального субъекта», показывается его активность и рационалистическая направленность;
— прослеживается формирование трансцендентальной философии Канта в процессе эволюции его воззрений от «докритического периода» к «критическому периоду» его творчества;
— выявляется взаимосвязь и содержание категорий «вещь в себе» и «явление», «ноумен» и «феномен», «априорное» и «апостериорное» в «критической философии» Канта;
— раскрывается взаимосвязь и содержание категорий «трансцендентальное», «имманентное» и «трансцендентное» в теоретической философии Канта;
— выявляется взаимосвязь и содержание категорий «трансценденция», «имманентизация» и «трансцендирование» в теоретической философии Канта; ,
— исследуется трансцендирующая способность рассудка в теоретической философии Канта;
— показывается конститутивное применение рассудка и регулятивное применение разума в теоретической философии Канта;
— показывается регулятивное применение способности суждения в учении о целеполагании Канта;
— раскрывается взаимосвязь и содержание категорий «трансцендентальное», «имманентное» и «трансцендентное» в практической философии Канта;
— выявляется взаимосвязь и содержание категорий «трансценденция», «имманентизация» и «трансцендирование» в практической философии Канта;
— исследуется трансцендирующая способность разума в практической философии Канта;
— показывается регулятивное и конститутивное применение разума в практической философии Канта;
— выявляется решение проблемы трансцендентального, имманентного и трансцендентного в классической немецкой философии после Канта.
Теоретико-методологической основой исследования послужили произведения философской классики, в первую очередь работы самого Канга, труды Фихте, Шеллинга, Гегеля, сочинения Шопенгауэра, Маркса. В своих исследованиях диссертант ориентируется на современное понимание диалектико-материалистической философии. В частности, в работе используется ряд формальных и содержательных методов: метод восхождения от абстрактного к конкретному, типологический метод, метод моделирования, герменевтический метод, метод сравнительного анализа и т.д
Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые в отечественной философии проблема трансцендентального, имманентного и трансцендентного в кантовском учении исследуется в целостности и в единстве трех подходов.
Во-первых, это рассмотрение философии Канта как особой разновидности трансцендентализма, в силу чего кантовское учение предстает как трансцендентальная философия.
Во-вторых, это понимание имманентного как внутреннего содержания теоретической и практической философии, в силу чего кантовское учение представляет собой определение оснований, возможностей н границ человеческого познания, целеполагания и практики.
В-третьих, это изучение проблемы трансцендентного, в силу чего трансцендентальная философия Канта выступает как учение о трансценденции внешнего мира и учение о трансцендировании человека как субъекта познания, целеполагания и практики.
По мнению диссертанта, единство этих подходов возможно только в результате понимания кантовского учения как трансцендентальной антропологии, поскольку «Канг создал систему, которая... является воз-зрением, связанным с человеком» .
Апробация работы. Результаты диссертационной работы апробированы автором в докладах, сделанных на заседаниях кафедры философии и социально-экономических наук Нижневартовского государственного педагогического института; в спецкурсах «Становление трансцендентализма в европейской философии», «Проблема трансцендентального, имманентного и трансцендентного в философии Иммануила Канга», «Проблема трансцендентального, имманентного и трансцендентного в философии Артура Шопенгауэра», прочитанных для аспирантов и соискателей Нижневартовского государственного педагогического института.
Выводы и положения диссертационной работы отражены в 32 публикациях автора общим объемом 80,75 п.л., а также излагались диссертантом в докладах и сообщениях, сделанных на XIX Всемирном философском Конгрессе (Москва, 22—28 августа 1993 года), VI Кантовских чтениях, посвященных 200-летию труда Иммануила Канга «Религия в пределах только разума» (Светлогорск Калининградской области, 21— 24 сентября 1993 года), межвузовской научно-теоретической конференции «Теоретическое наследие И.Канта в канун XXI века» (Караганда, 20—21 мая 1994 года), региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы подготовки специалистов в высшей школе» (Нижневартовск, 25—27 октября 1994 года), республиканской научно-теоретической конференции «Человек в философско-культурологическом измерении» (Нижневартовск, 6—7 февраля 1998 года), региональной научно-теоретической конференции «Философская и педагогическая антропология (Первые Соколовские чтения)» (Нижневартовск, 25— 27 мая 1998 года), межрегиональной научной конференции «Проблемы общественного развития в зеркале социологии и экономики» (Екатеринбург, март 1999 года), региональной научно-практической конференции «Философия и педагогика (Вторые Соколовские чтения)» (Нижневартовск, 17—19 мая 1999 года), Втором Российском философском конгрессе «XXI век: будущее России в философском измерении» (Екатеринбург, 7—11 июня 1999 года), VIII Международных Кантовских чтениях, посвященных 275-летию Иммануила Канта (Светлогорск Калининградской области, 21—24 сентября 1999 года). Препринты и тезисы докладов и сообщений опубликованы.
Практическая значимость исследования. Материалы диссертационной работы могут быть использованы при разработке и чтении общих курсов по истории философии, специальных курсов, посвященных философии Канга н классической немецкой философии в целом, а также при создании учебных и учебно-методических пособий по данной тематике. Предложенные выводы представляют интерес для исследовательской практики в области отечественной и зарубежной философии и философской антропологии.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав и заключения. Содержание работы изложено на 300 страницах машинописного текста. Библиография включает в себя 470 наименований, из них 70 — на иностранных языках.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Постановка и решение проблемы трансцендентального, имманентного и трансцендентного возможны только на основе постановки и решения проблемы человека. В философско-мировоззренческих построениях античности человек понимался не как обособленное и противостоящее миру существо, а как часть мироздания, организованная и функционирующая по общим космическим законам. Поэтому и трансцендентное человеку в первую очередь рассматривалось как трансцендентное миру, в котором человек имманентно жил и который он познавал. Уже элеаты впервые противопоставили мышление и бытие, тем самым расколов мироздание на мир имманентного и мир трансцендентного. Атомисты говорили об истечении из атомов бесчисленного количества их образов, создав первое в европейской философии учение о трансценденции внешнего мира в мир человека. В дальнейшем граница между этими мирами выявлялась и осознавалась по мере становления и развития антропологического способа мышления.
2. Трансцендентальный метод, который имеет своей основной целью изучить условия и возможности мыслить любые данные эмпирических наблюдений, начал разрабатываться уже в рамках антропологически ориентированной философии Сократа, Платона и Аристотеля и в дальнейшем получил свое развитие в рационалистической философии Нового времени. Представители западноевропейской рационалистической философии обосновали трансцендентальный метод как априорно-синтетический способ познания. Однако докантовская философия так и не смогла создать завершенную трансцендентальную философию, в которой бы доказывалась и обосновывалась активность человека как субъекта не только познания, но и целеполагания и практики.
3. Проблема трансцендентального, имманентного и трансцендентного ставится и решается Кантом на основе философской антропологии — целостного учения о человеке как исходном пункте или цели исследования. Эволюция воззрений немецкого мыслителя от «докритического периода» к «критическому периоду» представляет собой процесс создания особой разновидности антропологического способа мышления — трансцендентальной антропологии. Кант впервые в истории европейской философии стал понимать человека как активного субъекта познания, целеполагания и практики, как существо общественное в своей моральности. При этом человеческая деятельность была сведена Кантом к деятельности трансцендентального субъекта, его теоретического и практического разума.
4. Философ ограничил мир человека как субъекта познания, целеполагания и воления сферой имманентного, т.е. опытного, эмпирического, чувственного. Именно на имманентное направлено применение транс-цендентальных принципов разума человека. В свою очередь, трансцендентное, по Канту,— это запредельное, потустороннее, то, что находится за границей опыта и его возможностей. Трансцендентными философ называет такие понятия разума, применение которых сверхчувственно и всегда выходит за границы опыта. У Канга трансцендентное всегда является результатом мировоззренческой рефлексии. Поскольку мир человека сводится к явлениям, то философия в этом случае может быть только философией представления.
5. В системе Канта впервые в истории философской мысли выявляется статус понятия «трансцендирование» и по-новому, на антропологической основе, определяется статус понятий «трансценденция» и «имманентизация». Трансценденция понимается как переход из мира вещей в себе в мир явлений, а трансцендирование — как выход человека за пределы собственного наличного бытия и расширение своего собственного мира, превращение трансцендентного в имманентное. В свою очередь, имманенгизация в мир опыта, осуществляемая посредством теоретического и практического разума, заключается, по Канту, в укоренении в сфере явлений объектов природы и нравственных процессов в целом.
6. Трансцендирование теоретического разума в философии Канта осуществляется на уровне рассудка и на уровне собственно разума. Рассудок, направленный на чувственность, посредством таких чистых форм, как пространство и время, доставляет материал созерцанию. Рассудок, направленный сам на себя, посредством категориальных схем упорядочивает чувственные созерцания, организует и расширяет наше познание. Тем самым в процессе трансцендирования рассудок имеет «конститутивное» применение.
В свою очередь, разум никогда не направлен прямо на опыт или на какой-нибудь предмет, а всегда направлен на рассудок, чтобы с помощью понятий a priori придать многообразным его знаниям единство, которое можно назвать единством разума и которое совершенно иного рода, чем единство, осуществляемое рассудком. Поэтому расширение теоретического разума за пределы опыта не может быть «конститутивным» принципом познания, но имеет «регулятивное» значение. Регулятивный принцип направляет и расширяет опытное знание, указывает опыту путь ко всеобщим и систематическим принципам, формирует идеал научного знания и в конечном счете оберегает нас от иллюзий и заблуждений на трудном и тернистом пути познания.
7. Способность суждения, которая представляет собой промежуточное звено между рассудком и разумом, в системе Канта должна рассматриваться как переход от чисто теоретической способности к практическому понятию о свободе. Получаемое таким образом понятие о целесообразности указывает, какой должна быть наша субъективная рефлексия о предметах природы. Оно мыслится по аналогии с практической целесообразностью человеческой деятельности, но по существу отличается от нее. И хотя в результате этого разум осуществляет трансцендирование за пределы чувственности, такое расширение не дает нам возможности «конститутивного» применения. Однако посредством понятия целесообразности теоретическое познание все же имеет «регулятивное» применение: оно дает нам идею единства явлений природы, согласную с эмпирическими законами.
8. Практический разум, по Канту, имеет первенство по отношению к разуму теоретическому. Он способен осуществлять трансцендирование за пределы опыта с целью обоснования своих моральных правил и законов. При «регулятивном» применении разум имеет целью привести к высшему систематическому единству посредством идеи целесообразной каузальности высшей причины мира. Состоит это применение в том, что такое единство рассматривается в качестве идеала, к которому должно стремиться и который в высшей степени способен наводить ум на гипотезы, но на который нельзя смотреть как на реальность, утверждаемую a priori. При «конститутивном» применении трансцендентальных идей, считает философ, нам даются понятия тех или иных предметов, с помощью которых происходит упорядочение опыта. И при регулятивном, и при конститутивном применении трансцендирование практического разума осуществляется, по Канту, как развитие и совершенствование отдельного индивида, личности и как развитие и совершенствование всего общества, человечества в целом.



1. О логическом тождестве «плана шести книг» К.Маркса и «Науки логики» Г.Гегеля. Нижневартовск, 1990 И Деп. в ИНИОН АН СССР № 43875 от 07.02.1991. 88 с. (4,0 п.л.).
2. Классическая философская антропология: И.Кант и Л.Фейербах. (От трансцендентальной антропологии И.Канта к туизму Л.Фейербаха). Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 1995. 239 с. (15,0 п.л.). (В соавторстве с К.Н.Любутиным).
3. Натуралистический антропологизм Нового времени И Философская антропология: Историко-философский анализ: Коллективная монография / Отв. ред Р.А.Бурханов, К.НЛюбутин. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 1997. С. 42—56. (0,95 п.л.).
4. Философская антропология И.Канта И Философская антропология: Историко-философский анализ: Коллективная монография / Отв. ред. Р.А.Бурханов, К.Н.Любутин. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 1997. С. 75—104. (1,90 п.л.).
5. Предисловие И Бурханов Р.А., Шумкова Т.Л. Трансцендентальная антропология И.Канта и Ф.В.Й.Шеллинга. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед ин-та, 1998. С. 3—9. (0,45 п.л.).
6. Трансцендентальная антропология И.Канта // Бурханов Р.А., Шумкова Т.Л. Трансцендентальная антропология И.Канта и Ф.В.Й.Шеллинга. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 1998. С. 10—125. (7,25 п.л ).
7. Практическая философия Иммануила Канта. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 1998. 191 с. (12,0 п.л.).
8. Трансцендентальная философия Иммануила Канта. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 1999. 216 с. (13,5 п.л.)
9. Проблема трансцендентального, имманентного и трансцендентного в теоретической и практической философии Иммануила Канта // Немецкая философия второй половины XVIII —- конца XIX веков: Коллективная монография / Отв. ред. Р.А.Бурханов, О.В.Никулина. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин¬та, 1999. С. 3—53. (3,30 п.л.).
10. О логическом тождестве и различии «Науки логики» Георга Вильгельма Фридриха Гегеля и «плана шести книг» Карла Генриха Маркса // Немецкая философия второй половины XVIII — конца XIX веков: Коллективная монография / Отв. ред. Р.А.Бурханов, О.В.Никулина. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 1999. С. 161—216. (3,5 п.л.).
Научные статьи
11. Из истории политических учений: Политические учения Нового времени И Бурханов Р.А., Коган Л.Н., Руденкин В.Н. Очерки политической теории. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 1994. С. 22—51.(1,9 п.л.)
12. Иммануил Кант о праве и государстве И Культура и традиции. Сб. науч. тр. / Отв. ред. Р.А.Бурханов, В.И.Полищук. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, Нижневартовск: Изд-во Нижневарт пед. ин-та, 1995. С. 18—47. (1,9 п.л.).
13. Иммануил Кант об общественно-историческом развитии // Литературно-философские проблемы в контексте современных духовных исканий: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Р.А.Бурханов, В.Л.Рассадин. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 1996. С. 3—28. (1,65 п.л.).
14. Иммануил Кант о культуре // Философия и культура: Сб. науч, тр. / Отв. ред. Р.А.Бурханов, В.Й.Полищук. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1996. С. 29—47. (1,15 п.л.).
15. Философская антропология: Иммануил Кант, Людвиг Фейербах, Макс Шелер // Философия и культура: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Р.А.Бур- ханов, В.И.Полишук. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 1996. С. 56—80. (1,55 п.л.). (В соавторстве с О.В.Никулиной).
16. Иммануил Кант об основоположениях практического разума // Вопросы этики и эстетики: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Р.А.Бурханов, Л.А.Полищук. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 1997. С. 29—56. (1,75 п.л.).
17. Из истории политических учений: Политические учения классической немецкой философии (И.кант и Г.В.Ф.Гегель) // Бурханов Р.А., Коган Л.Н., Руденкин В.Н. Основы политологии. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 1997. С. 54—76. (2,85 п.л.).
18. Философия истории Артура Шопенгауэра // Россия и Запад: Проблемы истории и филологии: Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. Я.Г.Солодкин, М.Я.Блох. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин¬та, 1999. С. 218—223. (0, 75 п.л.).
19. Артур Шопенгауэр о праве и государстве // Проблемы исторической культурологии: Сб. науч. тр. / Отв. ред. В.ИПолищук, Л.А.Полищук. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 1998. С. 79—86. (0,50 п.л.).
20. Философия истории Иммануила Канга // Научные труды Нижневартовского государственного педагогического института. Серия «Исто-рия» / Отв. ред. Я.Г.Солодкин. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 1999. Вып. 1. С. 3—11. ( 0,50 п.л.).
21. Трансценденция и трансцендирование в теоретической философии Иммануила Канта // Вопросы философии и истории философии / Отв. ред. О.В.Никулина. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 1999. С. 3—17. (0,9 п.л.).
Препринты и тезисы докладов и сообщений
22. Проблема трансцендентного и трансцендентального в философии И.Канта // XIX World Congress of Philosophy (Moskow, 22—28 August 1993): Book of Abstracts. M., 1993. V. 2. P. 45. (0,10 п.л.).
23. Теория правового государства И.Канта и современность // Теоретическое наследие И.Канта в канун XXI века: Материалы межвузовской научно-теоретической конференции (Караганда, 20—21 мая 1994 года). Караганда: Изд-во Караганд. ун-та, 1994. С. 87—89. (0,20 п.л.).
24. И. Кант о воспитании и образовании // Актуальные проблемы подготовки специалистов в выедпей школе: Материалы региональной научно-практической конференции (Нижневартовск, 25—27 октября 1994 года). Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 1994. С. 42—^45. (0,25 п.л.).
25. Учение о человеке в философии Иммануила Канта И Человек в философско-культурологическом измерении: Материалы республиканской научно-теоретической конференции (Нижневартовск, 6—7 февраля 1998 года) / Отв. ред. Р.А.Бурханов. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 1998. С. 3—18. (1,00 п.л.).
26. Учение Артура Шопенгауэра о человеке, обществе и истории И Человек в философско-культурологическом измерении: Материалы республиканской научно-теоретической конференции (Нижневартовск, 6—7 февраля 1998 года) / Отв. ред. Р.А.Бурханов. Нижневартовск: Изд- во Нижневарт. пед. ин-та, 1998. С. 64—73. (0,60 п.л.).
27. Проблема вещи в себе в антропологической философии Иммануила Канта и Артура Шопенгауэра И Философская и педагогическая антропология (Первые Соколовские чтения): Материалы региональной научно-теоретической конференции (Нижневартовск, 25—27 мая 1998 года) / Отв. ред. Р.А.Бурханов, О.В.Никулина. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 1998. С. 3—9. (0,45 п.л.).
28. Учение И.Канга о правовом обществе И Проблемы общественного развития в зеркале социологии и экономики: Тез. докл. межрегион, науч. конф. Екатеринбург: Изд-во Урал, проф.-пед. ун-та, 1999. С. 46— 47. (0,10 п.л.).
29. Педагогическая антропология И.Канга И Философия и педагогика (Вторые Соколовские чтения): Материалы региональной научно-практической конференции (Нижневартовск, 17—19 мая 1999 года) / Отв. ред. О.В.Никулина. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 1999. С. 3—7. (0,30 п.л.).
30. Трансценденция и трансцендирование в «критической философии» И.Канга И Философия и педагогика (Вторые Соколовские чтения): Материалы региональной научно-практической конференции (Нижневартовск, 17—19 мая 1999 года) / Отв. ред. О.В.Никулина. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 1999. С. 35—38. (0,2 п.л.).
31. Трансцендирование в философской системе И.Канга И XXI век: Будущее России в философском измерении: Материалы Второго Российского философского конгресса (7—11 июня 1999 года): В 4 т. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1999. Т. 1. Ч. 1. С. 57—58. (0,10 п.л.).
32. Трансцендирование в практической философии Иммануила Канга // Материалы УШ Международных Кантовских чтений, посвященных 275- летию Иммануила Канга (21—24 сентября 1999 года, Светлогорск Калининградской области). Калининград: Калининград, ун-т, 1999. С. 23— 24. (0,2 п.л.).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ