Введение 5
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ 8
1.1 Сущность и основные концепции маркетинговых исследований 8
1.2 Методы маркетинговых исследований 11
1.3 Характеристика деятельности ООО «Спортмастер» и анализ маркетинговой деятельности16
1.4 Предложения по улучшению маркетинговой деятельности фирмы ООО «Спортмастер»21
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ 26
Задание 1
Малая фирма, созданная год назад группой граждан со средним уровнем доходов, занимается производством визитных карточек и другими художественно-оформительскими услугами. Конкуренция на рынке оформительских услуг достаточно сильна. Ответьте на следующие вопросы:
1) Чего должна добиваться фирма выпуском нового товара?
2) Подскажите фирме идеи новых товаров.
3) Как вести себя фирме, если ведущий специалист перешёл на работу в конкурирующую фирму?
4) Как построить финансовую политику, если фирма не получила той прибыли, которую ожидала по предыдущему проекту?
Задание 2
Постройте кривые ЖЦТ (жизненного цикла товара) и прибыли (см. табл.).
Таблица 1
Исходные данные для анализа
Показатели Годы
1 2 3 4 5
Кварталы (нарастающий итог)
I II III IV 2-ой год 3-ий год 4-ый год 5-ый год
а) продано продукции, ед. 80 200 400 730 1300 1380 1200 1190
б) цена за единицу 10 10 10 11 12 13 20 21
в) издержки 4800 5000 5200 6030 7600 9940 12000 13990
Ответы на следующие вопросы:
1. Какой вид имеет данный ЖЦТ (по Дж. Эвансу и Б. Берману)?
2. Насколько успешно протекает ЖЦТ и почему?
3. Как изменялись удельные издержки и почему?
4. Каков этап ЖЦТ на 4-м году жизни товара?
5. Какую стратегию маркетинга Вы предложите на 6-м году ЖЦТ?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
Маркетинг сегодня рассматривается как рыночная концепция управления компанией, он становится фундаментальной, целевой функцией, которая определяет все аспекты деятельности фирмы, и, следовательно, превращается из обычной бизнес-функции в само содержание, что является важной характеристикой функционирования компании, стремящейся к получению максимальной прибыли. Игнорирование маркетинга руководством предприятия в современных условиях может обойтись очень дорого и даже довести компанию до выхода из бизнеса.
Таким образом, маркетинговая деятельность является основой для комплексного решения своих задач: поиска потребителя, определения собственных возможностей, оценки уровня конкурентоспособности компании и продукции.
Степень научной разработанности проблемы. Значительный вклад в разработку теоретических и практических аспектов исследования проблем управления процессами принятия решений о покупке средствами маркетинга внесли отечественные и зарубежные ученые: С. Н. Андреев, Е. И. Башкирова, А. А. Браверманн, С. Б. Берлизон, П. Ю. Гомольский, Т. В. Гусев, П. С. Завьялов, A. П. Иванов, А. В. Комаров, М .М. Крестов, А. А. Мешков, О. И. Лаврушин, M. Л. Макальская, И. Н. Маяцкая, Л. H. Мельниченко, А.П. Панкрухин, B. Ф. Петренко, Н. Н. Пилипенко, Н. А. Пирожкова, А. В. Решетников, Б.Б. Рубцов, А.А. Мешков, E.J1. Татарский, А.Е. Хачатурова, В.А. Шаховой, Т.В. Юрьева, Б. Берман, П. Диксон, Ф. Котлер, Ж.Ж. Ламбен, Дж. Макдаугал, М. Портер, Е. Роберто, С. Рэпп, М. Трейси, Дж. Эванс и др.
Предмет исследования – маркетинговые исследования.
Объект исследования – маркетинговые исследования на примере ООО «Спортмастер».
Целью данной работы является анализ проведения маркетинговых исследований, на примере ООО «Спортмастер» торговой сети спортивных магазинов, и разработка предложений по совершенствованию организации маркетинговых исследований на указанном предприятии.
Для реализации данной цели в курсовой работе определены следующее задачи:
1) рассмотреть сущность и основные концепции маркетинговых исследований;
2) изучить методы маркетинговых исследований;
3) дать характеристику деятельности ООО «Спортмастер» и провести анализ маркетинговой деятельности;
4) предложить мероприятия по улучшению маркетинговой деятельности фирмы ООО «Спортмастер».
5) решить практическое задание.
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области маркетинга и менеджмента, современные концепции управления элементами маркетинга.
В процессе работы использовалась методология системного анализа объекта и предмета исследования; общенаучные методы анализа, синтеза, аналогии, сравнения и другие. Применялись методы исследования потребителей, сегментации рынка, наблюдения, обработка данных.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Наиболее продуктивным способом получения информации в развивающейся рыночной среде являются маркетинговые исследования, представляющие собой многомерный процесс анализа внутренней и внешней среды деятельности хозяйствующих субъектов, направленные на выработку адекватных управленческих решений и обеспечивающих минимизацию различного рода угроз и рисков.
Задача маркетинговых исследований заключается в обеспечении менеджмента точной, надежной, и актуальной информацией, необходимой для решения проблемы.
В настоящее время предпринимательские структуры, в силу быстрой изменчивости и неопределённости рыночной среды, остро нуждаются в современном качественном маркетинговом инструментарии. Маркетинговый инструментарий, включающий разнообразные методы и процедуры исследований позволяет оперативно и квалифицированно реагировать на поступающую информацию, создавать информационно-аналитические базы, составлять прогнозы для разработки стратегии и планирования деятельности хозяйствующих субъектов.
Основным и самым важным результатом маркетинговых исследований является подготовка и анализ маркетинговой информации для разработки стратегий устойчивого развития субъекта в сфере его взаимодействия и конкурентного противостояния в условиях динамично развивающегося рынка.
Успех применения маркетинга зависит от профессионализма персонала, системы контроля и стимулирования участников службы маркетинга. Организация системы маркетинга играет очень важную роль для предприятия, так как в конечном итоге определяет эффективность работы предприятия, воздействует на показатели товарооборота и прибыли.
Предприятие «Спортмастер» является крупной фирмой по реализации спортивной одежды и товаров для спорта.
Эффективность маркетинговой деятельности предприятия ООО «Спортмастер» зависит от качества применяемых решений и от выполнения этих решений. И одно, и другое, в свою очередь, зависит от организации маркетинга на предприятии ООО «Спортмастер». Организационные недостатки приводят к низкому качеству маркетинговой деятельности. Поэтому необходимо давать оценку состояния этого фактора на предприятии.
В работе проведён анализ деятельности предприятия и применяемой маркетинговой стратегии в ООО «Спортмастер», цель и задачи, поставленные во введении достигнуты.
Маркетинговые исследования, как составляющая аналитической функции маркетинга, должны определить пути достижения цели организации. Высоко конкурентная бизнес-среда и возрастающие риски требуют высококачественной информации для принятия управленческих решений. Эффективные решения не могут основываться только на интуиции.
1. Абрютина М. С. Экономический анализ товарного рынка и торговой деятельности: учеб. пособие для вузов. – М.: Дело и Сервис, 2017. –464 с.
2. Азарова С. П. Маркетинговые исследования: теория и практика: учебник для прикладного бакалавриата / С. П. Азарова [и др.] ; под общей редакцией О. Н. Жильцовой. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 314 с.
3. Анурин, В. Маркетинговые исследования потребительского рынка / В. Анурин, Е. Евтушенко, И. Муромкина. – М.: СПб: Питер, 2019. – 272 c.
4. Баранова Л. С.. Причины и особенности запуска нового продукта на рынок // Финансовые рынки и банки. – 2020. – №. 2. – С. 8-10.
5. Божук, С. Г. Маркетинговые исследования : учебник для вузов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 304 с.
6. Герасимов, Б. И. Маркетинговые исследования рынка / Б.И. Герасимов, Н. Н. Мозгов. – М.: Форум, 2020. – 336 c.
7. Голиков, Е.А. Маркетинг и логистика / Е.А. Голиков. – М.: Дашков и К°; Издание 2-е, 2017. – 412 c.
8. Дубровин И.А. Поведение потребителей. Учебное пособие, 4-е изд. – М.: Дашков и К., 2018. – 310 с.
9. Дурович, А. П. Маркетинговые исследования / А.П. Дурович. – М.: ТетраСистемс, 2018. – 432 c.
10. Зайцев, А. Г. Маркетинговые исследования: Учебное пособие / А. Г. Зайцев, Е. В. Такмакова. – М.: Риор, 2018. – 144 c.
11. Иванова Л. А. Маркетинговые исследования: практика проведения анализа конкурентоспособности организации // Современное общество и власть. – 2018. – №7. – С. 67-69.
12. Карасев, А.П. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ: Учебник и практикум. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 323 c.
13. Кобзева Т. Я. Современный взгляд на проблемы спроса и предложения российского рынка / Т. Я. Кобзева, М. Д. Ястин // Молодой ученый. – 2018. – №21. – С. 397-402.
14. Коровкин, В. В. Торговая деятельность / В.В. Коровкин, Г.В. Кузнецова. – М.: Приор, 2017. – 416 c.
15. Коротков А. В. Маркетинговые исследования 3-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров / А. В.Коротков. – М.: Юрайт, 2020. – 173 c.
16. Леонов В. А. Сущность и виды методов маркетингового исследования // Символ науки. – 2021. – № 3. – С. 71-73.
17. Маркетинг и маркетинговые исследования. – № 3 – 2018 – № 1 – 2019 – № 2 – 2019 – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www. grebennikon.ru (Дата обращения 23.05.22).
18. Медведовский, Г. А. Исследование маркетинговой деятельности группы Сбер. // Молодой ученый. – 2022. – № 3 (398). – С. 236-238.
19. Официальный сайт ООО «Спортмастер»: [Электронный ресурс] URL: https://www.sportmaster.ru/ (Дата обращения: 23.05.2022).
20. Щербина, Л. В. Маркетинговые исследования. Шпаргалка. – М.: Научная книга, 2017. – 637 c.