ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ИСТОКИ ГЛОБАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ: историко-философский анализ
|
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ
ПУБЛИКАЦИИ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ
ПУБЛИКАЦИИ
Актуальность исследования. История философии на протяжении своей эволюции концентрирует обширный рефлективный материал, отражающий итоги развития школ, направлений, эпох. При этом добавляются все новые и новые штрихи к образам философии прошлого, делая их объемнее и богаче; в прежних философских представлениях обнаруживаются глубинные основания, помогающие понять и разрешить новые коллизии человеческого бытия в мире, а при отсутствии такой возможности переоценивается и преодолевается тот стереотип в исследовательском восприятии прошлого, который мало эффективен.
Наиболее внимательное исследование осуществляется по отношению к духовной истории тех народов, которые сыграли особенно значимую роль в становлении целых эпох, культур, континентов. Думается, что в новой и новейшей истории к подобного рода народам и странам можно отнести Россию и культуру ее народа. Безусловно, философия России, имеющая богатый опыт компаративного восприятия и взаимодействия в сфере культуры (самостоятельную историю государства и самобытный по характеру и менталитету народ), является принципиально новой, уникальной духовной почвой, которая дала возможность взрастить во второй половине XIX века весьма оригинальные идеи, учения, концепты и системы, которые, можно предположить, не утратили своей значимости по двум причинам. Они отличаются особой формой экспликации принципа историзма, в которой обязательным был взгляд в будущее, - и это первая причина. Вторая причина состоит в том, что Россия второй половины XIX века шла общей исторической дорогой с основными странами Европы и проективные учения России отражали в целом общемировую логику исторического процесса, однако в сердцевине XX века - в 20-80-е годы - она была резко нарушена. Очевидно, с конца XX века Россия в какой-то степени возвращается к прерванному некогда «социалистическим экспериментом» пути, на котором и будет, возможно, получен определенный эффект от некогда отодвинутых или преданных забвению имен и учений.
Ныне, когда Россия находится в ситуации, требующей цивилизационного самоопределения, когда осмысление новых реалий выявляет их двойную кризисность - общенациональную социально-политическую в пределах страны и общемировую глобально-экологическую в пределах планеты. - обращение к прошлому философскому наследию России необычайно возрастает в своем актуализме. Возможно, именно неспособность инструментарием теперешней философско-научной парадигмы разрешить кризисность многих явлений глобальной экологии побуждает обратиться к предшествующему наследию, в том числе, к духовному богатству прошлого России, отличавшемуся повышенным провиденциализмом.
Попытка выявить в отечественном мыслительном опыте именно те интенции и конструкции, которые сцеплены философским видением мира в системном триединстве «природа - человек - общество» от прошлого через настоящее в будущее, показала их адекватность современной ситуации. Более того, они не просто созвучны времени, а их теоретическая реконструкция и последующее «вмонтирование» в парадигму современного глобально-экологического мышления теоретически насущны и практически необходимы. Это могло бы содействовать дальнейшему историческому движению общемировой цивилизации к бескризисно-устойчивой форме существования.
Степень научной разработанности проблемы. Сдвиг в мировой и российской социокультурной ситуации потребовал серьезных изменений во всех отраслях философии. На этом фоне осмысление процесса обострения глобальных проблем, требующее целостности, синтеза самых разнообразных представлений - от теоретико-метафизического до практически- прикладного, от историко-философского до историко-научного - необычайно актуализируется. Вопросы, не получившие удовлетворительного разрешения на прежних методологических основаниях, поднимаются для нового прочтения. Это относится и к исследуемой автором проблеме отечественных истоков современного глобально-экологического мышления, которая до сих пор не представлена в истории отечественной философии крупными монографическими и диссертационными работами, Что объясняется двумя дополнительными причинами: издание трудов отечественных мыслителей конца XIX - начала XX веков, возобновившееся с конца 80-х годов нашего века, не может считаться завершенным и исчерпывающим, а работы о творчестве отдельных мыслителей либо фрагментарны, либо сохраняют (за немногим исключением) стереотипно-идеологический характер; в советский период считалось, что основные теоретические постулаты марксистско-ленинской философии исчерпывающим образом содействуют построению бескризисного социалистического общества, а имеющиеся кризисы глобально-экологического характера, в основном, распространены в странах капитализма в силу хищнического характера господствующих в них экономических отношений, базирующихся на частной собственности и конкуренции. Этот мыслительный стереотип преодолевается также весьма трудно.
С целью поисков, не утрачивающих актуальности для понимания глобально-экологических реалий идей отечественной философии и науки второй половины XIX - XX изучены
- критико-аналитические работы дореволюционных, советских и современных историков философии, науки и культуры, в том числе монографии и диссертационные работы, в которых исследуются
- общие вопросы истории отечественной философии (В.П.Алексеев, С.В.Аржанухин, П.Т.Белов, Н.А.Бенедиктов, Л.В.Блинников, В.Ванчугов, А.А.Галактионов, Р.А.Гальцева, Г.Д.Гачев, М.Н.Громов, Б.В.Емельянов, А.Ф.Замалеев, В.В.Зеньковский, ЗА.Каменский, В.А.Каримов, А.В.Кезин, Ш.М.Левин, С.А.Левицкий, Н.О.Лосский, К.Н.Любутин М.А.Маслин, П.Н.Милюков, Л.К.Нагорная, П.Ф.Никандров, А.В.Перцев, О.С.Пугачев, ЭЛ.Радлов, Б.Е.Райков,
B. В.Сербиненко, П.Е.Сивоконь, А.Д.Сухов, Х.Б.Тадгаев, М.Б.Хомяков, C. С.Хоружий, Л.Е.Шапошников, В.П. Шестаков и другие);
- различные грани творчества отечественных мыслителей данного отрезка истории (В.М.Абрамкин, Л.Р.Авдеева, В.Н.Акулинин, А.НАринин, С.И.Бажов, Р.К.Баландин, М.Я.Бессараб, А.И.Введенский, В.Л.Величко, B В.Вересаев, И.Л.Волгин, П.П.Гайденко, Ф.И.Гиренок, C. Ф.Годлевский, И.А.Голосенко, А. А. Горелов, А.К.Горносгаев, А.В.Гулыга, Л.Е.Даниленко, С.С.Данилов, В.Н.Демин, К.М Долгов, С.М.Йванов, К.С.Карташова, Ю.Ф Карякин., И.М.Клейнер, A. А.Корольков, П.П.Косенко, А.А.Космодемьянский, В.А.Кувакин, Ю.Г.Кудрявцев, В.И.Кураев, О.Д.Куракина, А.Ф.Лосев, B. М.Мапельман, И.И.Мочалов, К.В.Мочульский, В.Ф.Одоевский, В.П.Пазилова, С.Б.Рассадин, В.А. Росов, К.Л. Рудницкий, С.Г. Семенова, К.М. Сытник, Е.Н. Трубецкой, Н.Ф. Уткина, Л.В.Фесенкова В.Н. Ягодинский и другие). -
В отечественной литературе можно отметить как наиболее важную тенденцию по развитию системно-философских исследований, образующих фундаментальное, общенаучное основание теории современной глобалистики. Это направление весьма успешно разрабатывается такими философами, как Р.Ф. Абдеев, В.Г. Афанасьев, В.С. Барулин, П.П. Гайденко,
Э.В. Гирусов, В.А. Загладин, З.В. Каганова, В.В. Казютинский, Р.С. Карпинская, И.Я.Лойфман, А.Ф. Лосев, В.В.Межуев, С.Т.Мелюхин, В.В.Орлов, Б.Я.Пахомов, Ю.К.Плетников, Б.Ф.Поршнев, А.И. Ракитов, В.С.Степин, А.Д.Урсул, П.Н.Федосеев, С.С.Хоружий, А.ЯЛблоков и другими. Философско-теоретический базис современной глобалистики весьма обширен (его становление пришлось на вторую половину XX века, начиная с 60-х годов) и получил развитие благодаря изысканиям таких авторов, как В.А.Абрамов, Э.А.Араб-Оглы, О.А.Барг, И.В.Бестужев-Лада, Г.М.Брагин, Н.В.Бряник, М.И. Будыко, Н.Г.Васильев, ПА.Водопьянова, А.И.Волков, Ю.Г.Волков, Д.М.Гвишиани, В.С.Голубев, В.П. Горшков, A.А. Госгев, Б.Л. Губман, Г.С.Гудожник, В.Е.Давидович, И.И.Дедю, Н.П.Депенчук, Л.Н. Ердаков, Ю.А. Жданов, Ю.Д.Железнов, И.Я.Жибуль, B. В.Загладин, А.3иновьев, С.М.Йванов, Н.Н. Иноземцев, В.П. Казначеев, A. С.Капто, Б.М.Кедров, Н.Н.Киселев, В.А.Кобылянский, Л.Н. Коган, Н.Г. Козин, В.Д. Комаров, К.Я.Кондратьев, В.И.Копалов, А.И.Корнеева, Ю.В.Косов, А.И. Костин, А.Н. Кочергин, М.Я Лемешев, И.К.Лисеев, B. А.Лось, В.С-Лямин, А.С.Мамзин, Ю.Г. Марков, Г.И. Марчук, А.Г. Маслеев, Л.Г.Мельник, А.А. Миголантьев, А.Н. Мироненко, А.П. Назаретян, Е.В. Никанорова, А.П. Огурцов, Ю.П. Ожегов, П.Г. Олдак, A. В. Павлов, М.К. Петров, Ю.М. Плюснин, А.С Попов., А.А. Радугин, B. Г. Раскин, М.В. Рау, С.Н. Родин, Н.С. Розов, С.С Розова, Л.Н Самойлов, И.А Сафронов, А.Д. Сахаров, А.Т. Семченко, А.А. Силин, В.Е. Соколов, C. Н Соломина., В.С. Степин, В.С Тюхтин, А.Д. Урсул, Е.Т. Фаддев, В.М. Федоров, Ю.Г. Федоров, П.Н. Федосеев, Г.С. Хозин, Н.Н Храменков, Ю.В. Чайковский, И.В. Черникова, В.И. Четверев, А.Н. Чумаков, A. С. Шилов, Ю.С. Шкенев, А.В. Яблоков, В.Н. Ярская и других.
Значителен вклад в теоретические разработки по отдельным проблемам глобальной экологии и глобально-экологического мышления в современной философии и науке таких исследователей, как ИА. Акчурин, B. П.Алексеев, Н.В.Агафонова, Л.М.Андрюхина, Л.Б.Баженов, Л.Н. Гумилев, А.Ф. Зотов, Б.И. Козлов, И.В. Круть, И.В. Петров-Соколов, В.И. Тол¬стых, К.И. Шилин, А.Я. Яншин и других.
Автором привлечены в материалы исследования работы зарубежных философов и ученых, проливающие свет на процесс движения современной глобалистики, таких, как Байнхауэр X., Ганди И., Геккель Э., Гор Э., Гэллап А.М., Гэллап Дж. Г., Дажо Р., Дрё Ф., Дэнлап Р.Э., Дювинью П., Икэда Д., Кинг А., Китанович Б., Кун Т., Льюис Д., Марголеф Р., Маркович Д.Ж., Медоуз Д., Парсонс Г., Пестель Э., Пригожин И., Ревелль П., Ревелль Ч., Сарагоса Ф.М., Стенгере И., Танг М., Тойнби А.Д., Хакен Г., Хёсли В., Хефлинг Г., Швейцер А., Шейфер Ф., Шмакке Э., Шнайдер Б., Эдберг Р. и других, а также материалы различных международных и российских форумов и конференций, дискуссий и круглых столов, затрагивающих философские аспекты глобальной экологии, а также эпистолярное, документальное, биографическое и автобиографическое наследие, мемуарная литература с целью живого и целостного воссоздания личностей мыслителей Отечества и полной трактовки причин традиционности обращения их к проблемам общемирового значения уже со второй половины XIX века.
Объект и предмет исследования. Таким образом, проблемой, подвигнувшей к исследованию, является неспособность, имеющейся философско- научной составляющей современной парадигмы послужить основанием для решения многих кризисных явлений глобально-экологического характера, что побуждает к пристальному изучению предшествующего наследия, духовного богатства прошлого России с целью поиска в нем элементов, необходимых для понимания природы, сущности и путей выхода из общего кризиса человеческой цивилизации на рубеже веков и тысячелетий. Объектом исследования является отечественная философия второй половины Х1Х-ХХ веков, предметом - процесс становления, специфика содержания, развитие, последующее влияние и актуализм отечественных философских и научных идей и концепций, ставших важнейшими элементами современного глобально-экологического мышления.
Цель и задачи исследования. Ведущей целью работы является концептуальное историко-философское осмысление существа, специфики и важнейших направлений становления, развития отечественных философских и научных идей и учений в качестве важнейших предшествующих форм (истоков) современного глобально-экологического мышления. Достижение поставленной цели потребовало постановки и решения следующих исследовательских задач:
1. Вычленение и сравнительный анализ отечественных философских и научных воззрений и систем второй половины Х1Х-ХХ веков, отличавшихся новационностью и оригинальностью и ставших подлинными достижениями мировой философии в решении проблем системы «природа - человек - общество» и оказавших наибольшее влияние на процесс становления современного глобально-экологического мышления в качестве его неотъемлемых теоретических источников.
2. Интерпретация предвидения глобально-экологического кризиса в качестве органического элемента отечественной философии и науки, для чего анализируется роль конкретно-исторических и личностно-биографических условий и факторов, в которых развертывалась проблематика, ныне именуемая глобалистикой.
3. Реконструирование в логико-исторической последовательности поставленных проблем и вопросов, специфики и видоизменений содержания в процессе вызревания отечественных форм источникового значения для глобально-экологического мышления в современной философии и науке.
4. Выявление и трактовка места и роли русской религиозной философской и культурной традиции как наиболее ранней формы духовного предвосхищения антропологического кризиса и поиска путей выхода из него через мораль и религию.
5. Рассмотрение и интерпретация предчувствуемого грядущего кризиса культуры как кризиса фундаментальных оснований и непосредственной жизни человека в отечественной философской традиции и поиск путей выхода из него в новом варианте культуры, органично соединяющей человека и природу.
6. Изучение научно-философского творчества идейных предтеч русского космизма, предощутивших грядущие глобальные потрясения в качестве особой формы истоков, усматривавшей наиболее приемлемый путь выхода для общества в целом во внеземное пространство на основе использования новейших достижений науки и техники.
7. Определение русского космизма как направления, не только описавшего первые симптомы глобального экологического кризиса второй половины XX века, но и осуществившего сдвиг онтологических оснований парадигмы научно-философского мышления от гео- и антропоцентризма к космоантропоцентризму и ноосферному будущему посредством оригинальных учений.
8. Анализ современных форм философского осознания глобально-экологического кризиса в качестве важнейших теоретико-методологических оснований парадигмы научно-философского мышления, ведущих к целостному пониманию гиперсистемы «природа - человек - общество», способной к коэволюции и самоорганизации со стратегией выживания и устойчивому развитию человечества в ойкумене Вселенной.
Методологические основания и теоретические источники исследования заданы объектом и предметом, целью и задачами исследования. Методология имеет комплексный характер и предполагает прежде всего, опору на развиваемый ныне в отечественной философии культурно-цивилизационный подход. Это обстоятельство позволяет надеяться, что исследование выполнено в параметрах его стратегии, исключающих идеолого-политические приоритеты в интерпретации положений диссертации. Очевидным является использование таких исследовательских принципов, как объективность, когда ведущие теоретические положения проверены несколькими методами, сопоставлением полученных данных с результатами других исследований, когда ведущие детерминации глобально-экологического мышления изучаются не только в материалистической, но и в иной традиции, что отвечает его природе; целостность - используется так называемого «второго плана», где возможны также уникальные находки, что свидетельствует о продуктивности выбранной исследовательской цели и эвристичности замысла.
Материалы диссертационного исследования, могут быть использованы для концептуальной перестройки сложившихся ценностных систем современного человека, для прогнозирования тенденций их развития в условиях современной острой кризисности цивилизации, для понимания феномена будущего человечества. Прежде всего, это касается содержания имеющейся образовательной практики, нуждающейся в перестройке с технико-технологической направленности и приоритетов на эколого-гуманитарную направленность и принципиально новые образовательные методики и технологии гуманитарно-творческого характера. Материалы исследования могут быть широко использованы также в практике преподавания курсов философии, истории философии, истории отечественной философии, концепций современного естествознания, экологии, культурологии, этики, эстетики, политологии, социологии в современной высшей и средней школе, в подготовке цикла спецкурсов, в воспитательной и просветительной работе экологической направленности.
Апробация работы. Основные положения диссертации и полученные результаты обсуждались на кафедре философии и культурологии ИППК УрГУ им. А.М. Горького (1995), на кафедре истории философии философского факультета УрГУ им. А.М. Горького (1996, 1999), на кафедре философии и методологии науки МГУ им. М.В. Ломоносова (1998), на кафедре философских наук Челябинской государственной академии культуры и искусств (1992-2000).
Отдельные фрагменты и идеи исследования получили освещение и обсуждались на многих конференциях:
международных («Философия экологического образования» - Москва, 1996; «Человек на рубеже нового тысячелетия» - Челябинск, 1997); Втором Российском философском конгрессе (Екатеринбург, 1999);
на 20-ти российских («Культура - источник возрождения духовности народа» - Омск, 1993; «Духовность и культура» - Екатеринбург, 1994; «Судьба России: духовные ценности и национальные интересы», Екатеринбург, 1996; «Россия на пути реформ» - Челябинск, 1996,1997; «Россия в истории мировой цивилизации» - Челябинск, 1996, 1997; «Творчество и культура» - Екатеринбург, 1997)и ;
межвузовских и региональных конференциях («Философия как теория и учебный предмет» - Челябинск, 1990; «Россия на пути к свободе: общество - государство - демократия» - Челябинск, 1993; «Проблемы русской духовности и современность» - Хабаровск, 1993; «Проблемы адаптации социально-культурной сферы к рыночной модели хозяйства» - Челябинск, 1996; «Экология, спорт, здоровье и двигательная активность» - Челябинск, 1996; «Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXI века» - Уфа, 1997; «Выдающиеся представители общественно-политической и духовной жизни Урала» - Челябинск, 1997 и других);
итоговых научных конференциях ЧГАКИ (1990-2000).
Автором инициированы и проведены в Челябинске (ЧГАКИ) следующие российские научные конференции: «Проблема духовности человека в раскрывающихся горизонтах отечественной философии» (1993), «Религия - культура - библиотека» (1993), «Современная западная философия: мир человека и мир культуры на пороге третьего тысячелетия» (1994), «Философское сознание в постмарксистском состоянии: традиции и новации, кризис и перспективы» (1996), «Человек - экология - культура» (1997) и другие.
Основное содержание диссертации отражено в публикациях автора: ^Отечественные истоки глобально-экологического мышления: Монография» (Челябинск, 1999,12 пл.), в трех учебных пособиях: «Человек в эпицентре глобально-экологических проблем современности» (Челябинск, 1997, 1999 - 4,3 п.л.), «Достижения отечественных философии и науки XX века как основания современной глобально-экологической парадигмы мышления»: Материалы спецкурса для аспирантов (Челябинск, 2000 - 2 п.л.), в статьях и тезисах (33 названия общим объемом 45 п.л.).
Результаты исследовательской работы использовались автором при чтении курсов философии и истории философии для студентов и аспирантов, «Концепций современного естествознания», спецкурсов «Человек в эпицентре глобально-экологических проблем современности», «Россия в истории мировых цивилизаций» и других для слушателей Челябинского филиала ИППК УрГУ (1997, 1998), для аспирантов и студентов Челябинской государственной академии культуры и искусств (1990-2000), Уральской государственной академии физической культуры (1991-2000), Челябинского государственного агроинженерного университета (1998, 1999), а также для практических работников социально-культурной сферы и учреждений народного образования (1990-2000).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, шести глав, заключения и библиографического списка использованной литературы, содержащего 477 наименований. Общий объем работы составляет 310 страниц.
Наиболее внимательное исследование осуществляется по отношению к духовной истории тех народов, которые сыграли особенно значимую роль в становлении целых эпох, культур, континентов. Думается, что в новой и новейшей истории к подобного рода народам и странам можно отнести Россию и культуру ее народа. Безусловно, философия России, имеющая богатый опыт компаративного восприятия и взаимодействия в сфере культуры (самостоятельную историю государства и самобытный по характеру и менталитету народ), является принципиально новой, уникальной духовной почвой, которая дала возможность взрастить во второй половине XIX века весьма оригинальные идеи, учения, концепты и системы, которые, можно предположить, не утратили своей значимости по двум причинам. Они отличаются особой формой экспликации принципа историзма, в которой обязательным был взгляд в будущее, - и это первая причина. Вторая причина состоит в том, что Россия второй половины XIX века шла общей исторической дорогой с основными странами Европы и проективные учения России отражали в целом общемировую логику исторического процесса, однако в сердцевине XX века - в 20-80-е годы - она была резко нарушена. Очевидно, с конца XX века Россия в какой-то степени возвращается к прерванному некогда «социалистическим экспериментом» пути, на котором и будет, возможно, получен определенный эффект от некогда отодвинутых или преданных забвению имен и учений.
Ныне, когда Россия находится в ситуации, требующей цивилизационного самоопределения, когда осмысление новых реалий выявляет их двойную кризисность - общенациональную социально-политическую в пределах страны и общемировую глобально-экологическую в пределах планеты. - обращение к прошлому философскому наследию России необычайно возрастает в своем актуализме. Возможно, именно неспособность инструментарием теперешней философско-научной парадигмы разрешить кризисность многих явлений глобальной экологии побуждает обратиться к предшествующему наследию, в том числе, к духовному богатству прошлого России, отличавшемуся повышенным провиденциализмом.
Попытка выявить в отечественном мыслительном опыте именно те интенции и конструкции, которые сцеплены философским видением мира в системном триединстве «природа - человек - общество» от прошлого через настоящее в будущее, показала их адекватность современной ситуации. Более того, они не просто созвучны времени, а их теоретическая реконструкция и последующее «вмонтирование» в парадигму современного глобально-экологического мышления теоретически насущны и практически необходимы. Это могло бы содействовать дальнейшему историческому движению общемировой цивилизации к бескризисно-устойчивой форме существования.
Степень научной разработанности проблемы. Сдвиг в мировой и российской социокультурной ситуации потребовал серьезных изменений во всех отраслях философии. На этом фоне осмысление процесса обострения глобальных проблем, требующее целостности, синтеза самых разнообразных представлений - от теоретико-метафизического до практически- прикладного, от историко-философского до историко-научного - необычайно актуализируется. Вопросы, не получившие удовлетворительного разрешения на прежних методологических основаниях, поднимаются для нового прочтения. Это относится и к исследуемой автором проблеме отечественных истоков современного глобально-экологического мышления, которая до сих пор не представлена в истории отечественной философии крупными монографическими и диссертационными работами, Что объясняется двумя дополнительными причинами: издание трудов отечественных мыслителей конца XIX - начала XX веков, возобновившееся с конца 80-х годов нашего века, не может считаться завершенным и исчерпывающим, а работы о творчестве отдельных мыслителей либо фрагментарны, либо сохраняют (за немногим исключением) стереотипно-идеологический характер; в советский период считалось, что основные теоретические постулаты марксистско-ленинской философии исчерпывающим образом содействуют построению бескризисного социалистического общества, а имеющиеся кризисы глобально-экологического характера, в основном, распространены в странах капитализма в силу хищнического характера господствующих в них экономических отношений, базирующихся на частной собственности и конкуренции. Этот мыслительный стереотип преодолевается также весьма трудно.
С целью поисков, не утрачивающих актуальности для понимания глобально-экологических реалий идей отечественной философии и науки второй половины XIX - XX изучены
- критико-аналитические работы дореволюционных, советских и современных историков философии, науки и культуры, в том числе монографии и диссертационные работы, в которых исследуются
- общие вопросы истории отечественной философии (В.П.Алексеев, С.В.Аржанухин, П.Т.Белов, Н.А.Бенедиктов, Л.В.Блинников, В.Ванчугов, А.А.Галактионов, Р.А.Гальцева, Г.Д.Гачев, М.Н.Громов, Б.В.Емельянов, А.Ф.Замалеев, В.В.Зеньковский, ЗА.Каменский, В.А.Каримов, А.В.Кезин, Ш.М.Левин, С.А.Левицкий, Н.О.Лосский, К.Н.Любутин М.А.Маслин, П.Н.Милюков, Л.К.Нагорная, П.Ф.Никандров, А.В.Перцев, О.С.Пугачев, ЭЛ.Радлов, Б.Е.Райков,
B. В.Сербиненко, П.Е.Сивоконь, А.Д.Сухов, Х.Б.Тадгаев, М.Б.Хомяков, C. С.Хоружий, Л.Е.Шапошников, В.П. Шестаков и другие);
- различные грани творчества отечественных мыслителей данного отрезка истории (В.М.Абрамкин, Л.Р.Авдеева, В.Н.Акулинин, А.НАринин, С.И.Бажов, Р.К.Баландин, М.Я.Бессараб, А.И.Введенский, В.Л.Величко, B В.Вересаев, И.Л.Волгин, П.П.Гайденко, Ф.И.Гиренок, C. Ф.Годлевский, И.А.Голосенко, А. А. Горелов, А.К.Горносгаев, А.В.Гулыга, Л.Е.Даниленко, С.С.Данилов, В.Н.Демин, К.М Долгов, С.М.Йванов, К.С.Карташова, Ю.Ф Карякин., И.М.Клейнер, A. А.Корольков, П.П.Косенко, А.А.Космодемьянский, В.А.Кувакин, Ю.Г.Кудрявцев, В.И.Кураев, О.Д.Куракина, А.Ф.Лосев, B. М.Мапельман, И.И.Мочалов, К.В.Мочульский, В.Ф.Одоевский, В.П.Пазилова, С.Б.Рассадин, В.А. Росов, К.Л. Рудницкий, С.Г. Семенова, К.М. Сытник, Е.Н. Трубецкой, Н.Ф. Уткина, Л.В.Фесенкова В.Н. Ягодинский и другие). -
В отечественной литературе можно отметить как наиболее важную тенденцию по развитию системно-философских исследований, образующих фундаментальное, общенаучное основание теории современной глобалистики. Это направление весьма успешно разрабатывается такими философами, как Р.Ф. Абдеев, В.Г. Афанасьев, В.С. Барулин, П.П. Гайденко,
Э.В. Гирусов, В.А. Загладин, З.В. Каганова, В.В. Казютинский, Р.С. Карпинская, И.Я.Лойфман, А.Ф. Лосев, В.В.Межуев, С.Т.Мелюхин, В.В.Орлов, Б.Я.Пахомов, Ю.К.Плетников, Б.Ф.Поршнев, А.И. Ракитов, В.С.Степин, А.Д.Урсул, П.Н.Федосеев, С.С.Хоружий, А.ЯЛблоков и другими. Философско-теоретический базис современной глобалистики весьма обширен (его становление пришлось на вторую половину XX века, начиная с 60-х годов) и получил развитие благодаря изысканиям таких авторов, как В.А.Абрамов, Э.А.Араб-Оглы, О.А.Барг, И.В.Бестужев-Лада, Г.М.Брагин, Н.В.Бряник, М.И. Будыко, Н.Г.Васильев, ПА.Водопьянова, А.И.Волков, Ю.Г.Волков, Д.М.Гвишиани, В.С.Голубев, В.П. Горшков, A.А. Госгев, Б.Л. Губман, Г.С.Гудожник, В.Е.Давидович, И.И.Дедю, Н.П.Депенчук, Л.Н. Ердаков, Ю.А. Жданов, Ю.Д.Железнов, И.Я.Жибуль, B. В.Загладин, А.3иновьев, С.М.Йванов, Н.Н. Иноземцев, В.П. Казначеев, A. С.Капто, Б.М.Кедров, Н.Н.Киселев, В.А.Кобылянский, Л.Н. Коган, Н.Г. Козин, В.Д. Комаров, К.Я.Кондратьев, В.И.Копалов, А.И.Корнеева, Ю.В.Косов, А.И. Костин, А.Н. Кочергин, М.Я Лемешев, И.К.Лисеев, B. А.Лось, В.С-Лямин, А.С.Мамзин, Ю.Г. Марков, Г.И. Марчук, А.Г. Маслеев, Л.Г.Мельник, А.А. Миголантьев, А.Н. Мироненко, А.П. Назаретян, Е.В. Никанорова, А.П. Огурцов, Ю.П. Ожегов, П.Г. Олдак, A. В. Павлов, М.К. Петров, Ю.М. Плюснин, А.С Попов., А.А. Радугин, B. Г. Раскин, М.В. Рау, С.Н. Родин, Н.С. Розов, С.С Розова, Л.Н Самойлов, И.А Сафронов, А.Д. Сахаров, А.Т. Семченко, А.А. Силин, В.Е. Соколов, C. Н Соломина., В.С. Степин, В.С Тюхтин, А.Д. Урсул, Е.Т. Фаддев, В.М. Федоров, Ю.Г. Федоров, П.Н. Федосеев, Г.С. Хозин, Н.Н Храменков, Ю.В. Чайковский, И.В. Черникова, В.И. Четверев, А.Н. Чумаков, A. С. Шилов, Ю.С. Шкенев, А.В. Яблоков, В.Н. Ярская и других.
Значителен вклад в теоретические разработки по отдельным проблемам глобальной экологии и глобально-экологического мышления в современной философии и науке таких исследователей, как ИА. Акчурин, B. П.Алексеев, Н.В.Агафонова, Л.М.Андрюхина, Л.Б.Баженов, Л.Н. Гумилев, А.Ф. Зотов, Б.И. Козлов, И.В. Круть, И.В. Петров-Соколов, В.И. Тол¬стых, К.И. Шилин, А.Я. Яншин и других.
Автором привлечены в материалы исследования работы зарубежных философов и ученых, проливающие свет на процесс движения современной глобалистики, таких, как Байнхауэр X., Ганди И., Геккель Э., Гор Э., Гэллап А.М., Гэллап Дж. Г., Дажо Р., Дрё Ф., Дэнлап Р.Э., Дювинью П., Икэда Д., Кинг А., Китанович Б., Кун Т., Льюис Д., Марголеф Р., Маркович Д.Ж., Медоуз Д., Парсонс Г., Пестель Э., Пригожин И., Ревелль П., Ревелль Ч., Сарагоса Ф.М., Стенгере И., Танг М., Тойнби А.Д., Хакен Г., Хёсли В., Хефлинг Г., Швейцер А., Шейфер Ф., Шмакке Э., Шнайдер Б., Эдберг Р. и других, а также материалы различных международных и российских форумов и конференций, дискуссий и круглых столов, затрагивающих философские аспекты глобальной экологии, а также эпистолярное, документальное, биографическое и автобиографическое наследие, мемуарная литература с целью живого и целостного воссоздания личностей мыслителей Отечества и полной трактовки причин традиционности обращения их к проблемам общемирового значения уже со второй половины XIX века.
Объект и предмет исследования. Таким образом, проблемой, подвигнувшей к исследованию, является неспособность, имеющейся философско- научной составляющей современной парадигмы послужить основанием для решения многих кризисных явлений глобально-экологического характера, что побуждает к пристальному изучению предшествующего наследия, духовного богатства прошлого России с целью поиска в нем элементов, необходимых для понимания природы, сущности и путей выхода из общего кризиса человеческой цивилизации на рубеже веков и тысячелетий. Объектом исследования является отечественная философия второй половины Х1Х-ХХ веков, предметом - процесс становления, специфика содержания, развитие, последующее влияние и актуализм отечественных философских и научных идей и концепций, ставших важнейшими элементами современного глобально-экологического мышления.
Цель и задачи исследования. Ведущей целью работы является концептуальное историко-философское осмысление существа, специфики и важнейших направлений становления, развития отечественных философских и научных идей и учений в качестве важнейших предшествующих форм (истоков) современного глобально-экологического мышления. Достижение поставленной цели потребовало постановки и решения следующих исследовательских задач:
1. Вычленение и сравнительный анализ отечественных философских и научных воззрений и систем второй половины Х1Х-ХХ веков, отличавшихся новационностью и оригинальностью и ставших подлинными достижениями мировой философии в решении проблем системы «природа - человек - общество» и оказавших наибольшее влияние на процесс становления современного глобально-экологического мышления в качестве его неотъемлемых теоретических источников.
2. Интерпретация предвидения глобально-экологического кризиса в качестве органического элемента отечественной философии и науки, для чего анализируется роль конкретно-исторических и личностно-биографических условий и факторов, в которых развертывалась проблематика, ныне именуемая глобалистикой.
3. Реконструирование в логико-исторической последовательности поставленных проблем и вопросов, специфики и видоизменений содержания в процессе вызревания отечественных форм источникового значения для глобально-экологического мышления в современной философии и науке.
4. Выявление и трактовка места и роли русской религиозной философской и культурной традиции как наиболее ранней формы духовного предвосхищения антропологического кризиса и поиска путей выхода из него через мораль и религию.
5. Рассмотрение и интерпретация предчувствуемого грядущего кризиса культуры как кризиса фундаментальных оснований и непосредственной жизни человека в отечественной философской традиции и поиск путей выхода из него в новом варианте культуры, органично соединяющей человека и природу.
6. Изучение научно-философского творчества идейных предтеч русского космизма, предощутивших грядущие глобальные потрясения в качестве особой формы истоков, усматривавшей наиболее приемлемый путь выхода для общества в целом во внеземное пространство на основе использования новейших достижений науки и техники.
7. Определение русского космизма как направления, не только описавшего первые симптомы глобального экологического кризиса второй половины XX века, но и осуществившего сдвиг онтологических оснований парадигмы научно-философского мышления от гео- и антропоцентризма к космоантропоцентризму и ноосферному будущему посредством оригинальных учений.
8. Анализ современных форм философского осознания глобально-экологического кризиса в качестве важнейших теоретико-методологических оснований парадигмы научно-философского мышления, ведущих к целостному пониманию гиперсистемы «природа - человек - общество», способной к коэволюции и самоорганизации со стратегией выживания и устойчивому развитию человечества в ойкумене Вселенной.
Методологические основания и теоретические источники исследования заданы объектом и предметом, целью и задачами исследования. Методология имеет комплексный характер и предполагает прежде всего, опору на развиваемый ныне в отечественной философии культурно-цивилизационный подход. Это обстоятельство позволяет надеяться, что исследование выполнено в параметрах его стратегии, исключающих идеолого-политические приоритеты в интерпретации положений диссертации. Очевидным является использование таких исследовательских принципов, как объективность, когда ведущие теоретические положения проверены несколькими методами, сопоставлением полученных данных с результатами других исследований, когда ведущие детерминации глобально-экологического мышления изучаются не только в материалистической, но и в иной традиции, что отвечает его природе; целостность - используется так называемого «второго плана», где возможны также уникальные находки, что свидетельствует о продуктивности выбранной исследовательской цели и эвристичности замысла.
Материалы диссертационного исследования, могут быть использованы для концептуальной перестройки сложившихся ценностных систем современного человека, для прогнозирования тенденций их развития в условиях современной острой кризисности цивилизации, для понимания феномена будущего человечества. Прежде всего, это касается содержания имеющейся образовательной практики, нуждающейся в перестройке с технико-технологической направленности и приоритетов на эколого-гуманитарную направленность и принципиально новые образовательные методики и технологии гуманитарно-творческого характера. Материалы исследования могут быть широко использованы также в практике преподавания курсов философии, истории философии, истории отечественной философии, концепций современного естествознания, экологии, культурологии, этики, эстетики, политологии, социологии в современной высшей и средней школе, в подготовке цикла спецкурсов, в воспитательной и просветительной работе экологической направленности.
Апробация работы. Основные положения диссертации и полученные результаты обсуждались на кафедре философии и культурологии ИППК УрГУ им. А.М. Горького (1995), на кафедре истории философии философского факультета УрГУ им. А.М. Горького (1996, 1999), на кафедре философии и методологии науки МГУ им. М.В. Ломоносова (1998), на кафедре философских наук Челябинской государственной академии культуры и искусств (1992-2000).
Отдельные фрагменты и идеи исследования получили освещение и обсуждались на многих конференциях:
международных («Философия экологического образования» - Москва, 1996; «Человек на рубеже нового тысячелетия» - Челябинск, 1997); Втором Российском философском конгрессе (Екатеринбург, 1999);
на 20-ти российских («Культура - источник возрождения духовности народа» - Омск, 1993; «Духовность и культура» - Екатеринбург, 1994; «Судьба России: духовные ценности и национальные интересы», Екатеринбург, 1996; «Россия на пути реформ» - Челябинск, 1996,1997; «Россия в истории мировой цивилизации» - Челябинск, 1996, 1997; «Творчество и культура» - Екатеринбург, 1997)и ;
межвузовских и региональных конференциях («Философия как теория и учебный предмет» - Челябинск, 1990; «Россия на пути к свободе: общество - государство - демократия» - Челябинск, 1993; «Проблемы русской духовности и современность» - Хабаровск, 1993; «Проблемы адаптации социально-культурной сферы к рыночной модели хозяйства» - Челябинск, 1996; «Экология, спорт, здоровье и двигательная активность» - Челябинск, 1996; «Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXI века» - Уфа, 1997; «Выдающиеся представители общественно-политической и духовной жизни Урала» - Челябинск, 1997 и других);
итоговых научных конференциях ЧГАКИ (1990-2000).
Автором инициированы и проведены в Челябинске (ЧГАКИ) следующие российские научные конференции: «Проблема духовности человека в раскрывающихся горизонтах отечественной философии» (1993), «Религия - культура - библиотека» (1993), «Современная западная философия: мир человека и мир культуры на пороге третьего тысячелетия» (1994), «Философское сознание в постмарксистском состоянии: традиции и новации, кризис и перспективы» (1996), «Человек - экология - культура» (1997) и другие.
Основное содержание диссертации отражено в публикациях автора: ^Отечественные истоки глобально-экологического мышления: Монография» (Челябинск, 1999,12 пл.), в трех учебных пособиях: «Человек в эпицентре глобально-экологических проблем современности» (Челябинск, 1997, 1999 - 4,3 п.л.), «Достижения отечественных философии и науки XX века как основания современной глобально-экологической парадигмы мышления»: Материалы спецкурса для аспирантов (Челябинск, 2000 - 2 п.л.), в статьях и тезисах (33 названия общим объемом 45 п.л.).
Результаты исследовательской работы использовались автором при чтении курсов философии и истории философии для студентов и аспирантов, «Концепций современного естествознания», спецкурсов «Человек в эпицентре глобально-экологических проблем современности», «Россия в истории мировых цивилизаций» и других для слушателей Челябинского филиала ИППК УрГУ (1997, 1998), для аспирантов и студентов Челябинской государственной академии культуры и искусств (1990-2000), Уральской государственной академии физической культуры (1991-2000), Челябинского государственного агроинженерного университета (1998, 1999), а также для практических работников социально-культурной сферы и учреждений народного образования (1990-2000).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, шести глав, заключения и библиографического списка использованной литературы, содержащего 477 наименований. Общий объем работы составляет 310 страниц.
1. Обращение философской и научной мысли к существу и содержанию глобальных проблем современности продиктовано на рубеже веков и тысячелетий остротой ситуации, которая, безусловно, нуждается в скорейшем и кардинальном разрешении. Однако имеющиеся наработки, очевидно, неполны, неточны, фрагментарны и не дают в последние десятилетия радикального улучшения .^ел на планете. В связи с этим представляется актуальной, теоретически оправданной иновационной попытка, предпринятая в данном исследовании по тщательному изучению самых начальных вариантов мыслительных интенций о возникающей угрозе, о разломах в сознании и общественных отношениях, приведших в конечном счете к «пороговой ситуации» на планете в канун нового тысячелетия.
2. Основными продуктивными методологическими ориентациями, определяющими логику исследований в данном направлении, представляются: культурно-цивилизационный подход, в рамках которого предпринят социокультурный анализ условий, содействовавших развитию интеллектуальной культуры России и накоплению необходимых и важных элементов для будущего глобально-экологического мышления. При сравнительно-аналитическом изучении теоретических концептов выдающихся русских философов, деятелей науки и культуры второй половины XIX - XX веков выявлен богатый по содержанию материал.
3. Исследование русской религиозной философии Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, В.С. Соловьева и Н.А. Бердяева позволяет сделать вывод, что именно им принадлежит первоначальное духовное предвосхищение важнейших разрывов человеческой личности как основания будущего социокультурного катастрофизма, при сохранении во всех их произведениях веры в нравственно-религиозную будущность человечества.
4. Изучение наследия Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева, И.А. Ильина и П.А. Сорокина позволило увидеть системное понимание ими кризиса культуры как кризиса фундаментальных оснований и непосредственной жизни человека, оборачивающегося общесоциальным кризисом, для преодоления которого будет необходима принципиально новая модель устроения отношений в обществе, центрируемая новой религиозной христианской культурой.
5. Во второй половине XIX века в отечественной философии ряд мыслителей выступил с идеей глобальной (планетарной), а затем космической интеграции человечества в его истории, современности и будущем: Л.И. Мечников, А.В. Сухово-Кобылин, Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский. Каждый из них выдвинул оригинальный проект будущего, чаще всего космического, где возвысятся в едином и целостном значении наука, техника и новая мораль - «целокупный стержень всей культуры», где будет необходим уже иной, серьезно трансформированный, человек и человечество.
6. Исследование работ центральных представителей русского космизма - В.И. Вернадского, Н.Г. Холодного, В.Н. Муравьева, А.Л. Чижевского — позволяет исследовать их творчество в целом как научную прогностику глобально-экологического кризиса XX века и оригинальную попытку научного определения путей выхода из него; главной идеей этого на-правления является идея гармоничной трансформации в будущем природы, человека и общества в единое - ноосферное целое.
7. Важнейшими элементами современного глобально-экологического мышления - парадигмы и стиля - стали идеи глобальной эволюции, экологии, коэволюции, самоорганизации, устойчивого развития и ноосферного будущего, получившие развитие во второй половине XX века в работах Э.С. Бауэра, Н.В. Тимофеева-Ресовского, Н.В. Реймерса, Н.Н. Моисеева, И.Т. Фролова и многих других исследователей России и зарубежья.
8. Глобально-экологическая традиция мышления в философии и науке России, берущая начало со второй половины XIX века, непрерывна в развитии, многоформна и содержит основные элементы, ныне переработанные, но остающиеся основополагающими и актуальными для рубежа XX -XXI веков.
9. В ходе предпринятого историко-философского исследования отечественных истоков современного глобально-экологического мышления были выявлены важнейшие идеи и принципы, которые сложились в отечественной философии и науке во второй половине Х1Х-ХХ веков и стали неотъемлемыми компонентами нового типа глобально-экологического мышления - парадигмы в науке и стиля мышления ученых. В перспективе их необходимо энергично трансформировать в стиль мышления и поведения сотен миллионов людей через обновленную систему образования и воспитания.
2. Основными продуктивными методологическими ориентациями, определяющими логику исследований в данном направлении, представляются: культурно-цивилизационный подход, в рамках которого предпринят социокультурный анализ условий, содействовавших развитию интеллектуальной культуры России и накоплению необходимых и важных элементов для будущего глобально-экологического мышления. При сравнительно-аналитическом изучении теоретических концептов выдающихся русских философов, деятелей науки и культуры второй половины XIX - XX веков выявлен богатый по содержанию материал.
3. Исследование русской религиозной философии Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, В.С. Соловьева и Н.А. Бердяева позволяет сделать вывод, что именно им принадлежит первоначальное духовное предвосхищение важнейших разрывов человеческой личности как основания будущего социокультурного катастрофизма, при сохранении во всех их произведениях веры в нравственно-религиозную будущность человечества.
4. Изучение наследия Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева, И.А. Ильина и П.А. Сорокина позволило увидеть системное понимание ими кризиса культуры как кризиса фундаментальных оснований и непосредственной жизни человека, оборачивающегося общесоциальным кризисом, для преодоления которого будет необходима принципиально новая модель устроения отношений в обществе, центрируемая новой религиозной христианской культурой.
5. Во второй половине XIX века в отечественной философии ряд мыслителей выступил с идеей глобальной (планетарной), а затем космической интеграции человечества в его истории, современности и будущем: Л.И. Мечников, А.В. Сухово-Кобылин, Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский. Каждый из них выдвинул оригинальный проект будущего, чаще всего космического, где возвысятся в едином и целостном значении наука, техника и новая мораль - «целокупный стержень всей культуры», где будет необходим уже иной, серьезно трансформированный, человек и человечество.
6. Исследование работ центральных представителей русского космизма - В.И. Вернадского, Н.Г. Холодного, В.Н. Муравьева, А.Л. Чижевского — позволяет исследовать их творчество в целом как научную прогностику глобально-экологического кризиса XX века и оригинальную попытку научного определения путей выхода из него; главной идеей этого на-правления является идея гармоничной трансформации в будущем природы, человека и общества в единое - ноосферное целое.
7. Важнейшими элементами современного глобально-экологического мышления - парадигмы и стиля - стали идеи глобальной эволюции, экологии, коэволюции, самоорганизации, устойчивого развития и ноосферного будущего, получившие развитие во второй половине XX века в работах Э.С. Бауэра, Н.В. Тимофеева-Ресовского, Н.В. Реймерса, Н.Н. Моисеева, И.Т. Фролова и многих других исследователей России и зарубежья.
8. Глобально-экологическая традиция мышления в философии и науке России, берущая начало со второй половины XIX века, непрерывна в развитии, многоформна и содержит основные элементы, ныне переработанные, но остающиеся основополагающими и актуальными для рубежа XX -XXI веков.
9. В ходе предпринятого историко-философского исследования отечественных истоков современного глобально-экологического мышления были выявлены важнейшие идеи и принципы, которые сложились в отечественной философии и науке во второй половине Х1Х-ХХ веков и стали неотъемлемыми компонентами нового типа глобально-экологического мышления - парадигмы в науке и стиля мышления ученых. В перспективе их необходимо энергично трансформировать в стиль мышления и поведения сотен миллионов людей через обновленную систему образования и воспитания.
Подобные работы
- Философско- педагогические идеи представителей русского космизма в становлении ноосферного образования
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Мировоззренческие основания мировой и отечественной садово-парковой культуры
Авторефераты (РГБ), философия. Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2002 - НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА (09.00.13)
Диссертации (РГБ), философия. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ И СПЕЦИФИКА ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В РОССИИ (09.00.13)
Диссертации (РГБ), философия. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2007 - Эпистемологический анализ теорий и концепций исторического развития с позиций вероятностно-смыслового подхода (на примерах российской историографии)
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001 - АНАЛИЗ ПАРАФИЛОСОФСКИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ АНТРОПОКОСМИЗМА
Магистерская диссертация, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2019 - СТРИТ-АРТ В ВОСПРИЯТИИ НАСЕЛЕНИЯ КРУПНОГО ГОРОДА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2021 - Развитие Интернета в России в 1990-2000-х гг. как проблема элективного курса в старших классах общеобразовательной школы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2019 - ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА КИТАЙЦЕВ В ЛИТЕРАТУРЕ И ЖИВОПИСИ ЭПОХИ
ТАН
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019



